Научная статья на тему 'Реализация семейно-демографической политики на примере г. Москвы'

Реализация семейно-демографической политики на примере г. Москвы Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
862
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСТИТУТ СЕМЬИ / СЕМЕЙНАЯ ПОЛИТИКА / ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ПОДДЕРЖКА СЕМЬИ / СЕМЬЯ И РОЖДАЕМОСТЬ / INSTITUTION OF FAMILY / FAMILY POLICY / DEMOGRAPHIC POLICY / FAMILY SUPPORT / FAMILY AND FERTILITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кучмаева Оксана Викторовна, Карповская Екатерина Евгеньевна

Положение института семьи в современном обществе актуализирует разработку и реализацию эффективной семейно-демографической политики. В рамках статьи рассмотрены подходы к формированию модели семейно-демографической политики в крупном мегаполисе, основные направления реализации семейно-демографической политики в г. Москве: стимулирование рождаемости; материальная поддержка различных категорий семей; жилищная политика; поддержка молодой семьи; помощь многодетным семьям. Несмотря на комплексный характер принимаемых в социальной практике мер, они зачастую носят краткосрочный характер, не учитывая, что демографическое поведение человека, поведение в области семейных отношений достаточно инерционно, его изменение требует долговременного, системного воздействия. Следует учитывать специфику жизнедеятельности семьи в условиях крупного мегаполиса.Необходимо принять закон «О минимальных социальных стандартах», в котором поддержка семей с детьми будет обозначена как одно из направлений социальной ответственности государства, наряду с образованием, охраной здоровья, занятостью, оплатой труда и социальным обеспечением. Минимальные социальные стандарты, определяющие перечень социальных благ и услуг, предоставляемых отдельным категориям граждан, должны учитывать остроту существующих проблем, выделенных приоритетов социальной, семейной политики и финансовых возможностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Кучмаева Оксана Викторовна, Карповская Екатерина Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF FAMILY AND DEMOGRAPHIC POLICY ON THE EXAMPLE OF MOSCOW

In view of the current position of the institution of family in modern society, the development and implementation of effective family and demographic policy is a problem of high relevance. The article deals with the approaches to the development of a family and demographic policy model for a large metropolis. The main directions in the realization of family and demographic policy in Moscow are considered, including stimulation of birth rate; material support for various categories of families; housing policy; support for a young family; help to large families; stimulation of selfpreservation behavior. Despite the complex nature of the measures taken in social practice, they are often shortterm and do not take into account the fact that the demographic behavior of a person, the behavior in the field of family relations is quite inertial, its change requires a long-term, systemic impact. Specific features of family life in a large metropolis should be taken into account.It is necessary to adopt the law «On minimum social standards», in which support for families with children will be stated as one of the areas of the state’s social responsibility, along with education, health, employment, wages and social security. The minimum social standards defining the list of social benefits and services provided to certain categories of citizens should take into account the severity of the existing problems, the identified priorities of social and family policy, as well as available financial resources.

Текст научной работы на тему «Реализация семейно-демографической политики на примере г. Москвы»

84

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки, 2019, № 2 (54), с. 84-92

УДК 316

РЕАЛИЗАЦИЯ СЕМЕЙНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ НА ПРИМЕРЕ г. МОСКВЫ

© 2019 г. О.В. Кучмаева, Е.Е. Карповская

Кучмаева Оксана Викторовна, д.э.н.; проф.; главный научный сотрудник Института социально-политических исследований РАН, Москва kuchmaeva@yandex. т

Карповская Екатерина Евгеньевна, аспирант Института социально-политических исследований РАН,

Москва e.karpovskay@gmail.com

Статья поступила в редакцию 17.01.2019 Статья принята к публикации 25.04.2019

Положение института семьи в современном обществе актуализирует разработку и реализацию эффективной семейно-демографической политики. В рамках статьи рассмотрены подходы к формированию модели семейно-демографической политики в крупном мегаполисе, основные направления реализации семейно-демографической политики в г. Москве: стимулирование рождаемости; материальная поддержка различных категорий семей; жилищная политика; поддержка молодой семьи; помощь многодетным семьям. Несмотря на комплексный характер принимаемых в социальной практике мер, они зачастую носят краткосрочный характер, не учитывая, что демографическое поведение человека, поведение в области семейных отношений достаточно инерционно, его изменение требует долговременного, системного воздействия. Следует учитывать специфику жизнедеятельности семьи в условиях крупного мегаполиса.

Необходимо принять закон «О минимальных социальных стандартах», в котором поддержка семей с детьми будет обозначена как одно из направлений социальной ответственности государства, наряду с образованием, охраной здоровья, занятостью, оплатой труда и социальным обеспечением. Минимальные социальные стандарты, определяющие перечень социальных благ и услуг, предоставляемых отдельным категориям граждан, должны учитывать остроту существующих проблем, выделенных приоритетов социальной, семейной политики и финансовых возможностей.

Ключевые слова: институт семьи, семейная политика, демографическая политика, поддержка семьи, семья и рождаемость.

Введение

Положение современной семьи в обществе в значительной степени определяется масштабностью социальной политики в ее интересах и осознанием значимости роли семьи в решении социально-демографических проблем. Семьи оказываются объектом воздействия мер и семейной, и демографической политики. Демографическая политика представляет собой реализацию мер, направленных на обеспечение расширенного или хотя бы простого воспроизводства населения. Объектом воздействия семейной политики выступает именно семья (а не отдельные индивидуумы) в целях повышения значимости семейного образа жизни и обеспечения жизнедеятельности института семьи. Однако в рамках оказания помощи семье в реализации ее функций, прежде всего репродуктивной и жизнеохранительной, направления и меры поддержки пересекаются, что зачастую затрудняет возможность их классификации и выделения концептуальных основ. Целью реализации в городе Москве мер государственной

семейно-демографической политики является создание условий для достижения полноценной жизнедеятельности московских семей, стимулирования их активности в осуществлении социальных функций; репродуктивного поведения; формирования модели самосохранительно-го поведения; профилактики социального сиротства, оказания эффективной информационной, консультативной, психологической помощи семье.

Анализ направлений семейно-демографи-ческой политики в столице позволяет выявить, насколько основные проблемы жизнедеятельности института семьи находят отклик в современном обществе, отражаются в стратегии государственной политики, определить, насколько эффективны действующие механизмы их решения.

Для современной российской семьи характерны динамичные изменения под воздействием совокупности экономических, социальных и духовно-культурных факторов [1]. Важнейшим трендом выступает процесс нуклеаризации семей. Вступление в брак и создание семьи происходит в достаточно зрелом возрасте. Значи-

тельная часть детей воспитывается в неполных семьях либо в семьях, где один из супругов не является родителем ребенка. Меры социально-экономической политики оказывают влияние на процессы, происходящие в семье, даже в тех случаях, когда проблемы семьи отнюдь не являются предметом их воздействия. Так, низкий уровень минимальной оплаты труда и прожиточного минимума сказывается прежде всего на уровне жизни семей с несколькими детьми. Повышение границ пенсионного возраста не может не повлиять на реализацию воспитательной функции семьи в условиях дефицита услуг учреждений дошкольного образования. Кроме того, российская семья весьма неоднородна, включает целую совокупность моделей: и современные, и традиционные (и с точки зрения демографической структуры, и с точки зрения распределения семейных ролей и характера взаимоотношений в семье). Эффективная модель современной семейной политики не может не учитывать этого фактора [2, с. 524]. Исследования показывают, что семейная политика может быть успешной при условии, что реализуется с учетом многообразия жизненных планов и ценностей людей.

Система мер семейно-демографической политики

В столице функционирует динамично развивающаяся система поддержки семей с детьми. Хотя отсутствуют официально утвержденные концептуальные документы, определяющие стратегию развития городской семейно-де-мографической политики, предпринимаются значительные шаги в области поддержки семьи при реализации ее функций и обеспечения положительного естественного прироста, формирования инфраструктуры детства, решения жилищной проблемы московских семей, обеспечения семейного жизнеустройства детей, лишенных попечения родителей, и адаптации выпускников интернатных учреждений.

Реализация в столице мер семейной политики включает предусмотренные федеральным социальным законодательством и стратегическими документами в сфере семейной и демографической политики меры [3-9], направленные на обеспечение достойной жизни семей с детьми, формирование условий для рождения желанных детей, сохранение здоровья и обеспечение увеличения продолжительности жизни.

Меры семейной и демографической политики регулируются ежегодно принимаемыми комплексными программами мер социальной защиты жителей Москвы, а также программами по социальной защите семьи, женщин и детей,

совершенствуется механизм обеспечения помощи семьям с детьми [10]. Дополнительно к федеральным мерам поддержки за счет средств городского бюджета семьям предоставляются льготы и компенсации, оказывается поддержка в виде системы городских выплат. Особое внимание уделяется таким наименее социально защищенным категориям населения, как многодетные, неполные и семьи с детьми с ограниченными возможностями здоровья, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

Комплекс социальной сферы города Москвы, соответствующие ведомства города реализуют специальные программы, направленные на оптимизацию демографической ситуации, укрепление института семьи, в частности, можно назвать Государственную программу города Москвы «Социальная поддержка жителей города Москвы», Стратегию Правительства Москвы по реализации государственной политики в интересах детей «Московские дети» на 2008-2017 гг. Реализуется Программа развития Москвы «Москва - город, удобный для жизни», сформированная Правительством Москвы.

Осуществляется деятельность в сфере формирования механизма межведомственного сотрудничества, интеграции интересов институтов гражданского общества, бизнеса, религиозных конфессий, национальных диаспор [11, с. 152]. Представители бизнеса и некоммерческого сектора входят в состав консультативных и общественных советов органов управления социальной сферы, принимают участие в проводимых социальных конкурсах (например, городской конкурс «Лучший работодатель города Москвы», конкурс «Московская мастерица», конкурс профессионального мастерства инвалидов «Абилимпикс»), что способствует трудоустройству социально незащищенных категорий граждан, повышению качества условий труда. Отдельное направление сотрудничества различных субъектов городской семейно-демографической политики - жизнеустройство детей-сирот и детей, лишенных попечения родителей, реабилитация трудных подростков.

Если в сложных экономических условиях 1990-х гг. Правительству Москвы приходилось решать насущные вопросы жизнедеятельности семей и поддерживать прежде всего малообеспеченные семьи, то в настоящее время реализуется стратегия семейно-демографической политики в интересах различных групп населения, соответствующая принципам развития социального государства [12, с. 2].

В основе этой политики - необходимость улучшения режима воспроизводства населения,

Таблица 1

Финансовое обеспечение государственной программы «Социальная поддержка жителей г. Москвы», 2012-2017 гг., тыс. руб.

Источники расходов 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2017/ 2012, %

Всего 810069299.5 821453778.4 850052668.6 882794761.1 931922193.6 957509604.2 118.2

Бюджет Города Москвы 331931972.2 317148336.8 321916952.1 327934451.9 351261749.6 391192517.4 117.9

Средства федерального бюджета 65310559.9 69006710.8 72172616.7 76098418.8 23542108.9 743040.6 1.14

Средства бюджетов государственных внебюджетных фондов 411519365.4 433945626.4 454410052.3 475619987.5 553503456.6 562031941.5 136.6

Средства юридических и физических лиц 1307402.0 1353104.4 1553047.5 3141902.9 3614878.5 3542104.7 271.9

адаптации мигрантов, приоритет семейного воспитания детей, гендерное равенство во всех областях жизнедеятельности мужчин и женщин, включая семью, сферу занятости и общественную деятельность.

Расходы на социальную политику в бюджете города составляют в последние годы весьма значительную величину - 16-17% (2016 г. -16.6%). Расходы на социальную политику в столице растут (табл. 1). Прежде всего это касается расходов внебюджетных фондов и привлеченных средств (юридических и физических лиц).

Больше половины совокупных расходов составляют средства внебюджетных фондов. Объем привлеченных средств увеличился в последние шесть лет наиболее значительно - в 2.7 раза. В наибольшей степени бизнес принимает участие в финансировании мер, связанных с социальной интеграцией инвалидов, в том числе участвуя в создании рабочих мест.

В настоящее время все большее внимание к себе привлекает проблема социальной роли бизнеса в развитии российского общества. Современная бизнес-культура признает определенные социальные обязательства предпринимателя перед работниками предприятия, муниципальным образованием, где оно расположено.

Москва является крупным мегаполисом, имеющим значительные возможности для развития предпринимательской активности. Стимулами внешней социальной политики для московских предпринимателей выступают: возможность принимать участие в инвестиционных проектах на территории столицы, формирование позитивного имиджа корпорации; ожидания со стороны общества; определенное дав-

ление органов власти; участие топ-менеджмента или собственников предприятия в политической деятельности; следование российского бизнеса международной практике.

Однако в структуре затрат на реализацию программы «Социальная поддержка жителей г. Москвы» доля затрат на подпрограмму «Социальная поддержка семей с детьми. Профилактика социального сиротства и защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» составляет лишь 8.8%, сократившись с 2012 г. на 1.1 процентного пункта. Если в целом расходы на социальную поддержку москвичей увеличились за 2012-2017 гг. на 18. 2%, то увеличение расходов на социальную поддержку семей с детьми составило лишь 4.7%, при этом в 2017 г., по сравнению с 2016 г., расходы даже сократились (на 2.6%). Доля затрат на подпрограмму составила в 2016 г. 0.6% валового регионального продукта столицы.

С учетом объемов городских затрат на социальную поддержку, доля различных пособий в структуре социальных выплат, получаемых москвичами, составила в Москве в 2016 г. 29.9% (по России в целом - 24.7%). Масштабы оказываемой помощи характеризуют и следующие данные. Численность детей, имеющих право на получение мер поддержки за счет средств бюджета столицы, на протяжении последних лет неуклонно увеличивалась и достигла в 2017 г. 805541 человека, это 38.7% от численности всех московских несовершеннолетних. Доля граждан, получающих ежемесячные денежные выплаты в столице, на начало 2018 г. составила 9.4%, наиболее значительная часть из

них - инвалиды (более 1 млн чел.). Однако надо отметить, что средний размер ежемесячных выплат в столице не слишком значителен и составлял в 2017 г. 2099 рублей (в среднем по России 2133 рубля) [13].

Наряду с этим нельзя не отметить, что Правительством Москвы и Московской городской думой приняты нормативно-правовые акты, гарантирующие московским семьям дополнительные, помимо федеральных, городские меры социальной поддержки. Статус столичного города позволяет и обязывает учитывать интересы семей с детьми в стратегии городского развития. Принятые законы гарантируют семьям, прежде всего малообеспеченным, получение адресной помощи в виде пособий, компенсаций и льгот.

Основными направлениями реализации се-мейно-демографической политики в г. Москве выступают:

- стимулирование рождаемости;

- материальная поддержка различных категорий семей;

- жилищная политика;

- поддержка молодой семьи;

- помощь многодетным семьям;

- стимулирование самосохранительного поведения;

- профилактика социального сиротства и адаптация выпускников сиротских учреждений.

Рассмотрим отдельные меры поддержки, реализуемые в рамках семейно-демографической политики в г. Москве в интересах семей с детьми.

Материальная поддержка семей

Финансовые возможности столицы позволяют оказывать семьям дополнительную поддержку как в денежной, так и в натуральной форме. В значительной степени именно на пособия ориентируется московское правительство в стимулировании рождаемости.

Среди пособий можно прежде всего выделить те, которые направлены на поддержку репродуктивной функции семьи (по беременности и родам, на рождение ребенка), а также помощь малообеспеченным семьям [10, с. 72-77].

Следует отдельно обратить внимание на помощь родителям, которые решили принять в свою семью ребенка, лишенного попечения кровных родителей. Помимо единовременного пособия, предусмотренного федеральным законодательством, в столице выплачивается ежемесячное пособие при усыновлении, установлении опеки, устройстве ребенка в приемную семью. Размер пособия дифференцирован и зависит от следующих факторов: возраста ребенка (чем ребенок старше, тем пособие больше), ко-

личества детей; наличия у детей проблем со здоровьем (инвалидности).

Хотя в столице отсутствует программа так называемого «регионального материнского капитала», московским родителям при рождении ребенка выплачивается дополнительное (к федеральному) пособие. Его размер определяется очередностью рождения ребенка и колеблется в пределах от 5.5 тыс. руб. (для первого ребенка) до 4.5 тыс. руб. - при рождении второго и последующего ребенка.

В соответствии с Законом г. Москвы от 28.01.2004 «О молодежи» молодым семьям выплачивается дополнительное единовременное пособие в связи с рождением ребенка [14]. Молодыми родителями (или родителем, в случае рождения ребенка в неполной семье) считаются москвичи в возрасте до 30 лет. Величина выплаты учитывает количество детей в семье (которое влияет на уровень жизни), а также косвенным образом стимулирует рождение нескольких детей москвичами уже в достаточно молодом возрасте. Пособие определяется величиной прожиточного минимума: молодым родителям первого ребенка полагается выплата, соответствующая пятикратной величине прожиточного минимума москвича, а третьего ребенка - уже десятикратная.

Выплата пособия отдельным категориям семей определяется их меньшей социальной защищенностью на фоне других социально-демографических групп, более низким уровнем жизни. Ежемесячная выплата, связанная с возмещением роста стоимости продуктов питания, предусмотрена для семей с детьми в возрасте до 3 лет и предоставляется следующим категориям семей: студенческим, многодетным, с ребенком-инвалидом, одиноких матерей, а также выплачивается на детей военнослужащих срочной службы. Для детей, родители которых уклоняются от уплаты алиментов, выплачивается специальное пособие.

В столице выплачивается ежемесячное пособие на ребенка в семьях, среднедушевой доход которых не превышает величину прожиточного минимума [11, с. 162]. Размер пособия является одним из самых значительных (по сравнению с другими регионами страны). Величина пособия отличается для разных категорий детей и их возраста. Повышенный размер пособия установлен для детей в возрасте от 1.5 до 3 лет, семьям, особенно нуждающимся в материальной поддержке: базовая величина пособия составила в 2017 г. 2000-3000 рублей, пособие на детей одиноких матерей - 3000-5000 рублей, на детей военнослужащих по призыву - 24003800 рублей, на детей, родители которых укло-

няются от уплаты алиментов, - 2400-3800 рублей. Как видно, даже эти, значительные по российским меркам размеры пособия несопоставимы с величиной прожиточного минимума ребенка (в 4-м квартале 2017 г. он составлял 13300 рублей).

Семьям с детьми предоставляются также такие льготы и натуральная помощь, как «бесплатное обеспечение новорожденных комплектами детского белья - в родильных домах; бесплатный отпуск молочных продуктов детского питания; бесплатное обеспечение лекарственными средствами детям до 3 лет; бесплатный проезд в городском пассажирском транспорте для детей в возрасте 7 лет; льготный проезд в городском пассажирском транспорте обучающихся по очной форме обучения - в период обучения; бесплатное посещение зоопарка, музеев, выставочных залов, парков культуры и отдыха; обеспечение бесплатными учебниками; обеспечение льготным или бесплатным горячим питанием в соответствии с правовыми актами города Москвы обучающихся по очной форме в государственных образовательных учреждениях начального или среднего профессионального образования» [10, с. 75].

Особой поддержкой в столице, как и в других регионах страны, пользуются многодетные семьи. Для многодетных семей в Москве действуют льготы по оплате коммунальных услуг, содержанию детей в дошкольных образовательных учреждениях, предоставляется бесплатный проезд детей в городском наземном транспорте, двухразовое бесплатное питание в школе, выплачивается денежная компенсация на школьную форму. Для многодетных семей, в которых родилось 10 и более детей, действуют особые льготы.

Помощь молодым семьям

Одной из серьезных, осложняющих жизнь современной российской семьи, особенно проживающей в крупном городе, является жилищная проблема. В Москве осуществляется комплекс мер, направленных на решение жилищных проблем для различных категорий московских семей. Особое место в этом ряду занимают молодые семьи. Жилищная проблема острее в молодых семьях с детьми, однако родителями пока не накоплен необходимый капитал для приобретения собственной жилой площади.

Правительство РФ разработало федеральную программу «Молодая семья», предусматривающую частичное субсидирование стоимости квартиры из бюджета государства [15]. Подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2002-2010 гг. предусматривала финансирование за счет средств самих мо-

лодых семей, предприятий, заинтересованных в закреплении специалистов, кредитных организаций под залог приобретенного жилья бюджетов субъектов Российской Федерации и федерального бюджета, направляемых на предоставление безвозмездных субсидий молодым семьям. С ноября 2007 г. возраст участников этой программы увеличен с 30 до 35 лет.

Опыт реализации программ государственной поддержки молодых семей [16, а 85-94] в жилищной сфере на территории г. Москвы несколько отличается от других регионов. С 2003 г. для молодых москвичей предлагается несколько способов улучшения жилищных условий [17]. Самым востребованным вариантом стало приобретение у властей города квартиры в рассрочку до 10 лет под 5% годовых. Категории молодых граждан, которые могут воспользоваться программой, достаточно разные, но обеспеченность жильем у них должна быть ниже нормы: 1) молодые ученые, преподаватели, аспиранты; 2) семьи молодых работников бюджетного сектора; 3) молодые семьи без детей, состоящие в официальном браке не менее 1 года; 4) молодые семьи с детьми; 5) семьи со справкой о 28-недельной беременности. Кроме этого, семья имеет возможность приобрести жилье в ипотеку, а власти списывают 30% после рождения ребенка, а также первоначальный взнос от 10% до 20%. Данными услугами могут воспользоваться не только многодетные семьи [18].

Несмотря на реализацию целого комплекса мер жилищной политики ситуация в столице с решением жилищной проблемы для различных категорий семей остается сложной.

В 2017 г. на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях состояло 7698 молодых семей, их количество каждый год (20122017 гг.) сокращалось на 10-15%. Однако данные о числе молодых семей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и улучшивших жилищные условия в отчетном году, свидетельствуют, что на протяжении 2013-2017 гг. ежегодно имели возможность улучшить свои условия не так уж много молодых семей: 2013 г. - 767 семей, 2014 г. -615 семей, 2015 г. - 16 семей, 2016 г. - 229 семей, 2017 г. - 636 семей. Получается, что, например, в 2017 г. улучшили свои жилищные условия 8.3% состоящих на учете молодых семей [13].

Схожая ситуация наблюдается и в отношении многодетных московских семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, их число в 2017 г. составило 2764 семьи. При этом в последние 3 года количество многодетных семей, стоящих в очереди на улучшение

Рис. 1. Численность лиц, получивших государственный сертификат на материнский (семейный) капитал в г. Москве

жилищных условий, практически не сократилось. Если в 2014 г. улучшили свои жилищные условия 148 семей, то впоследствии показатель значительно сократился и составил в 2015 г. 10 семей, 2016 г. - 20 семей, 2017 г. - 84 семьи.

Приведенные данные свидетельствуют о невысокой эффективности жилищных программ в столице. Жилищная проблема многих семей не решается долгие годы.

Стимулирование рождаемости и воспитание детей

Важнейшей мерой по стимулированию рождаемости является программа по выплате материнского (семейного) капитала. Численность получателей материнского (семейного) капитала в столице зависит от динамики рождаемости. До 2015 г. численность получателей росла и достигла 103804 человека [19]. Начиная с 2016 г. количество получателей сертификата на материнский (семейный) капитал стало сокращаться (как и по России в целом), что обусловлено снижением рождаемости и сокращением доли родившихся вторыми и последующими по очередности рождения у матери. В 2017 году в столице было выдано 88385 сертификатов на материнский капитал (рис. 1).

Однако уровень рождаемости в столице оставляет желать лучшего. Последнее десятилетие характеризовалось в России противоречивыми тенденциями в динамике рождаемости. Продолжавшийся до 2015 г. в России (до 2016 г. в столице) подъем рождаемости, обусловленный мерами семейно-демографической политики и благоприятными изменениями возрастной структуры, сменился ее падением. Величина суммарного коэффициента рождаемости, показывающего, сколько всего детей родит за свою жизнь 1 женщина, в столице была и остается ниже общероссийского уровня (1.323 ребенка в 2012 г. и 1.384 ребенка в 2017 г.). Доля первых рождений в столице по-прежнему остается

весьма значительной (47.4% в 2016 г. на фоне 39.0% в среднем по России) [19].

Под воздействием мер семейно-демогра-фической политики величина суммарного коэффициента рождаемости в России увеличилась к 2016 г. до 1.762 ребенка. Подъем рождаемости в столице был гораздо менее значительным. Можно сделать вывод, что модель семейно-демографического поведения в крупном мегаполисе требует разработки адекватной модели стимулирования рождаемости, учитывающей специфику жизнедеятельности семьи в крупном городе, необходимости разрешения конфликта «семья - работа».

Остается проблемой устройство московских детей в дошкольные учреждения. Охват детей в возрасте 1-6 лет дошкольным образованием (в процентах от численности детей в возрасте 1-6 лет) является в столице одним из самых низких в стране и составил в 2017 г. 53.3% [19]. Ниже, чем в Москве, показатель охвата детей дошкольным образованием лишь в республиках Северного Кавказа и Республике Крым. Отметим, что, например, в таком крупном городе, как Санкт-Петербург, охват детей дошкольным образованием составил в 2017 г. 68.8%.

Благодаря мерам государственной семейной политики в столице значительно увеличилась доля детей, воспитывающихся в семьях. Если в 2008 г. в московских семьях воспитывалось лишь 58.8% детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что было значительно ниже среднероссийского показателя (71.0%), то к 2017 г. показатель увеличился до 88.6% и практически сравнялся с общероссийским уровнем [19]. Однако наблюдается снижение темпов роста показателя, что свидетельствует об исчерпании потенциала существующих мер поддержки семей, желающих принять на воспитание ребенка. Так, если в 2015 г. число таких семей увеличилось по сравнению с предыдущим годом на 79.1%, то к 2017 г. показатель сократился до 4.8% (рис. 2).

100,0 90,0 80,0 70,0 60,0 50,0 40,0 30,0 20,0 10,0 0,0

lIlHIllll

2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 ■ Доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся на воспитании

в семьях, в общей численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей —Темп роста числа семей, желающих принять ребенка на воспитание (на конец отчётного года, в процентах к предыдущему году)

Рис. 2. Показатели семейного жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в г. Москве, %

Исследования свидетельствуют, что российские семьи, в том числе и московские, неохотно принимают в семью детей подросткового возраста, а также имеющих серьезные проблемы со здоровьем [20]. Это требует формирования мер по стимулированию семейного жизнеустройства данных категорий детей, лишенных попечения родителей.

Меры семейной политики в столице, направленные на формирование благополучной семейной среды, способствуют тому, что в городе наблюдается низкий уровень лишения и ограничения в родительских правах. За 20082017 гг. количество родителей, лишенных родительских прав, сократилось с 14 до 5 (в расчете на 10 тыс. детей в возрасте 0-17 лет). Этот показатель в 2 с лишним раза ниже общероссийского уровня [19]. Аналогичная ситуация характерна и для ограничения в родительских правах -столичный уровень составил в 2017 г. 10 родителей на 10 тыс. детей в возрасте 0-17 лет, и это в 3 раза ниже показателя для России в целом.

Выводы

Анализ реализации семейно-демографической политики в г. Москве позволяет сделать следующие выводы. Проводимая политика в интересах семьи носит комплексный характер. Формируется законодательная база, соответствующая современным реалиям, позволяющая говорить о выделении отдельных стратегических направлений деятельности. Оказывается поддержка различным категориям семей с детьми.

Однако принимаемые в рамках реализации меры семейно-демографической политики в значительной степени подразумевают возможность быстрого эффекта в краткосрочной перспективе, при этом не учитывается, что демографическое поведение человека, репродуктивное и самосо-хранительное, весьма инерционно [21, а 109], его изменение возможно только на основе долговременной, системной стратегии семейной политики.

Во многих случаях реализация семейно-демографической политики ограничивается выплатой пособий. Отнюдь не всегда разовая помощь или пособия могут в значительной степени изменить ситуацию, особенно если речь идет о влиянии на тенденции рождаемости или воспитательные стратегии в семье. Наличие проблем в демографической сфере и функционировании института семьи, трансформация системы ценностей побуждают к поиску новых форм мер семейно-демографической политики, направленных на обеспечение роста рождаемости, сохранение и укрепление престижа семьи и семейного образа жизни. Необходимо учитывать специфику жизнедеятельности семьи в условиях крупного мегаполиса. Серьезной проблемой семей с детьми в крупном городе выступает разрешение конфликта «семья - работа». Далеко не всегда осуществляются действенные меры по формированию механизмов, обеспечивающих родителям возможность сочетать семейные и профессиональные обязанности. Отсутствует заинтересованность работодателей не только в предоставлении лицам с семейными обязанностями каких-либо дополнительных льгот, но и

соблюдении и обеспечении гарантированных государством прав. Жесткие условия рынка труда в крупном мегаполисе ставят и женщин, и мужчин перед выбором: карьера или семья. Успешными будут стратегии, направленные на развитие гибких форм занятости, позволяющих сочетать уход за детьми и экономическую активность. Экономические семейные стратегии определенной части семей станут успешными при развитии нестандартных форм занятости. Целесообразно ввести в действие экономические стимулы, повышающие заинтересованность работодателей в приеме на работу граждан с высокой семейной нагрузкой, в том числе на условиях неполного рабочего времени, работы по гибкому графику или на дому, позволяющих совмещать работу с выполнением семейных обязанностей.

Доходы семей с детьми продолжают сохраняться на довольно низком уровне. Для того чтобы система пособий работала эффективно, нужно в первую очередь проводить реформу зарплаты. Основные средства для содержания ребенка (детей) родители должны получать в виде оплаты по труду, а не в виде пособий. Это усиливает мотивацию к труду и не провоцирует иждивенчество. Необходимо дальнейшее развитие системы дошкольного присмотра за детьми.

Необходимо принять закон «О минимальных социальных стандартах», что позволит зафиксировать мероприятия поддержки семей с детьми как одну из значимых сфер социальной ответственности государства [11, с. 181]. Минимальные социальные стандарты, определяющие перечень социальных благ и услуг, предоставляемых отдельным категориям граждан, конкретные минимальные гарантии государственной поддержки, которыми невозможно пренебречь в рамках планирования и реализации социальной политики, должны учитывать остроту существующих проблем жизнедеятельности различных типов семей. Систему минимальных социальных стандартов составляют взаимосвязанные государственные минимальные социальные стандарты в сфере оплаты труда, пенсионного обеспечения, образования, здравоохранения, культуры, социальной поддержки и социального обслуживания, жилищно-коммунальных услуг. Их принятие позволит осуществлять поддержку семьи исходя из ее потребностей, опираясь на научно обоснованные стандарты, а не руководствуясь исключительно имеющимися финансовыми возможностями. Обеспечение доступа семей к социальным услугам и социальной поддержке в столице будет осуществляться на долгосрочной основе, невзирая на смену приоритетов в социальной политике, сделает до-

ступным оказание услуг учреждений социальной инфраструктуры, социальной помощи, прозрачным процесс индексации городских пособий, создаст ориентиры для развития сектора социального обслуживания, определит политику в сфере оплаты труда с учетом специфики занятости лиц, имеющих детей.

Список литературы

1. Елизаров В.В. Проблемы усиления экономической поддержки семей с детьми и стимулирования рождаемости [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.demographia.ru/articles_N/mdex.html?idR= 5&idArt=601

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Кучмаева О.В., Ростовская Т.К. Семья в системе ценностей российской молодежи // Вызовы цифрового будущего и устойчивое развитие России. Социально-политическое положение и демографическая ситуация в 2017-2018 годах: Кол. монография. М.: ИТД «Перспектива», 2018. С. 514-543.

3. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 606 «О мерах по реализации демографической политики в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base. garant.ru/70170932/ (дата обращения: 10.01.2019).

4. Указ Президента Российской Федерации от 29 мая 2017 г. № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.garant.ru/71684480/ (дата обращения: 10.01.2019).

5. Указ Президента РФ от 9 октября 2007 г. № 1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.garant.ru/191961/ (дата обращения: 10.01.2019).

6. Постановление Правительства от 1 декабря 2015 года № 1297 «Об утверждении Государственной программы «Доступная среда» на 2011-2025 годы» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// base.garant.ru/77668698/ (дата обращения: 10.01.2019).

7. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 8 марта 2017 г. № 410-р «Об утверждении Национальной стратегии действий в интересах женщин на 2017 - 2022 годы». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_213740/ (дата обращения: 10.01.2019).

8. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2016 г. № 164-р «Об утверждении Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения до 2025 года» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.prof-dolgoletie. ru/2016/03/5-2016-164-2025.html (дата обращения: 10.01.2019).

9. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 августа 2014 г. № 1618-р «Об утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_16789 7/ (дата обращения: 10.01.2019).

10. Кучмаева О.В., Иванова Н.П., Марыганова Е.А. и др. О положении семей в г. Москве. Аналитический доклад. М.: Институт семьи и воспитания РАО, 2010. 109 с.

11. Семья в Москве: тенденции жизнедеятельности / Под общ ред. О.В. Кучмаевой. М.: Институт семьи и воспитания РАО, 2009. 224 с.

12. Овчарова Л.Н., Пишняк А.И., Попова О.Д. Новые меры поддержки материнства и детства: рост уровня жизни семей с детьми или рост рождаемости. Анализ мер поддержки материнства и детства, внедренных в 2007 году в Российской Федерации. М.: НИСП, ЮНИСЕФ, 2007.

13. Социальное положение и уровень жизни населения. 2017. Стат. сб. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/b17_44/ Main.htm (дата обращения: 10.01.2019).

14. Закон города Москвы от 03.11.2004 г. № 67 «О ежемесячном пособии на ребенка» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.garant.ru/382179/ (дата обращения: 10.01.2019).

15. Программа «Молодая семья» 2017 - актуальная информация // Молодая семья. Руководство по участию в программе [Электронный ресурс]. Режим

доступа: http://molodaja-semja.ru (дата обращения: 10.01.2019).

16. Ржаницына Л.С. Молодые семьи с детьми: кто такие, как живут, чего хотят // Социологические исследования. 2001. № 3. С. 85-94.

17. Карповская Е.Е. Репродуктивное поведение: опыт и проблемы помощи молодым семьям // Иллюстрированный научно-популярный журнал «Человек». 2015. № 5. С. 75-80.

18. Карповская Е.Е. Особенности реализации государственных программ в социальном институте семьи г. Москвы // Вестник ЮУрГУ. Серия: Социально-гуманитарные науки. 2015. Т. 15. 3. С. 74-77.

19. Официальный сайт Росстата [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/ wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/populatio n/motherhood/# (дата обращения: 10.01.2019).

20. Сиротство в регионах РФ. Аналитические материалы Фонда «Нужна помощь» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://nuzhnapomosh.ru/ research/2018/sirotstvo-v-regionakh-rf/

21. Емельянова Е.В. Имидж семьи в современном российском обществе // Государственная семейная политика. М.: Изд-во МГСУ, 2008.

IMPLEMENTATION OF FAMILY AND DEMOGRAPHIC POLICY ON THE EXAMPLE OF MOSCOW

O.V. Kuchmaeva, E.E. Karpovskaya

Institute of Socio-Political Research of the Russian Academy of Sciences

In view of the current position of the institution of family in modern society, the development and implementation of effective family and demographic policy is a problem of high relevance. The article deals with the approaches to the development of a family and demographic policy model for a large metropolis. The main directions in the realization of family and demographic policy in Moscow are considered, including stimulation of birth rate; material support for various categories of families; housing policy; support for a young family; help to large families; stimulation of self-preservation behavior. Despite the complex nature of the measures taken in social practice, they are often short-term and do not take into account the fact that the demographic behavior of a person, the behavior in the field of family relations is quite inertial, its change requires a long-term, systemic impact. Specific features of family life in a large metropolis should be taken into account.

It is necessary to adopt the law «On minimum social standards», in which support for families with children will be stated as one of the areas of the state's social responsibility, along with education, health, employment, wages and social security. The minimum social standards defining the list of social benefits and services provided to certain categories of citizens should take into account the severity of the existing problems, the identified priorities of social and family policy, as well as available financial resources.

Keywords: institution of family, family policy, demographic policy, family support, family and fertility.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.