Научная статья на тему 'Государственная семейная политика как основа функционирования современной семьи (региональный аспект)'

Государственная семейная политика как основа функционирования современной семьи (региональный аспект) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY-NC
1395
219
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социодинамика
ВАК
Ключевые слова
CЕМЬЯ / СОВРЕМЕННАЯ СЕМЬЯ / КОМПОНЕНТЫ СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ / ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЕМЕЙНАЯ ПОЛИТИКА / СЕМЕЙНАЯ ПОЛИТИКА ХАКАСИИ / НОРМАТИВНО-ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ОСНОВА / РЕГИОНАЛЬНАЯ СЕМЕЙНАЯ ПОЛИТИКА / СЕМЬЯ ХАКАСИИ / ЭТАПЫ СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ / ПОДДЕРЖКА СЕМЬИ / REGIONAL FAMILY POLICY / NORMATIVE AND LEGISLATIVE BASISY / FAMILY POLICY OF KHAKASSIA / FEDERAL FAMILY POLICY / COMPONENTS FAMILY POLICY / MODERN FAMILY / FAMILY / KHAKASSIA FAMILY / FAMILY POLICY STAGES / FAMILY SUPPORT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Трошкина Ирина Николаевна, Смолина Ирина Геннадиева

Объектом исследования является политика в отношении семьи, предметом исследования государственная семейная политика как основа функционирования семьи (региональный аспект). В статье рассматриваются аспекты компонентного воздействия государственной семейной политики, в частности федерального, регионального уровней (на материалах Республики Хакасия); выделяются этапы развития семейной политики в Российской Федерации и Республике Хакасия. Особо уделяется внимание динамике нормативно-правового компонента семейной политики, социальной поддержке семьи, региональному компоненту семейной политики. Акцентируется внимание на особенностях поддержки семьи по основным направлениям в регионе. Методологическую основу исследования составляют принципы и категории диалектики, методы анализа и синтеза, системно-структурного и функционального анализа социальных систем. Эмпирическую базу материалы текущих отчетов Министерства труда и социальной защиты Республики Хакасия, статистические материалы, нормативно-законодательные акты, концепции семейной политики. Основными выводами являются следующее: 1. Государственная семейная политика России за период XX нач. XXI вв. прошла четыре этапа своего развития, региональный уровень переживает третий этап становления. 2. Динамика основных компонентов семейной политики имеет циклический спиралевидный тренд. 3. Более подверженным динамике является компонент законодательно-нормативной основы, менее региональной семейной политики. 4. Компонент региональной семейной политики в Хакасии характеризуется «догоняющим» характером, минимальной системой поддержки семей. Основным вкладом авторов в исследование темы является изучение динамики основных компонентов государственной семейной политики, основ семейной политики в Республике Хакасия. Новизна исследования заключается в изучении регионального компонента государственной семейной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE FAMILY POLICY AS THE FOUNDATION OF FUNCTIONALITY OF THE MODERN FAMILY (REGIONAL ASPECT)

The object of this research is the family policy, while the subject is the state family policy as the foundation of functionality of a family (regional aspect). The article explores the aspects of component impact of the state family policy, namely of federal and regional levels (on the materials of the Republic of Khakassia; determines the development staged of family policy in the Russian Federation and the Republic of Khakassia. Special attention is given to the dynamics of regulatory component of family policy, social support of the family, and regional component of family policy. Emphasis is made on the peculiarities of key vectors of supporting family in the region. Methodological framework consists of the principles and category of dialectics, methods of analysis and synthesis, system-structural and functional analysis of social systems. The empirical base contains the current reports of the Ministry of Labor and Social Support of the Republic of Khakassia, statistical materials, regulatory acts, and family policy concepts. The following conclusions were made: 1) the state family policy of Russia throughout the period of XX early XXI century has gone through the four stages of its development, the regional level is experiencing the third stage; 2) the dynamic of key components of family policy carries a cyclic helical character; 3) the component of the legislative regulatory framework is considered as most prone to dynamics, while the regional family policy to a lesser extent; 4) the component of regional family policy in Khakassia is defined by “catching up” character and minimal system of supporting families. The authors’ main contribution into the research of this topic lies in examination of the dynamics of key components of the state family policy and its bases in the Republic of Khakassia. The scientific novelty consists in studying the regional component of state family policy.

Текст научной работы на тему «Государственная семейная политика как основа функционирования современной семьи (региональный аспект)»

Социодинамика

Правильная ссылка на статью:

Трошкина И.Н., Смолина И.Г. — Государственная семейная политика как основа функционирования современной семьи (региональный аспект) // Социодинамика. - 2019. - № 11. DOI: 10.25136/24097144.2019.11.31054 URL: https://nbpublish.com'Hbrary_read_article.php?id=31054

Государственная семейная политика как основа функционирования современной семьи (региональный аспект)

Троикина Ирина Николаевна

кандидат философских наук

заведующий сектором экономики и социологии, Государственное бюджетное научно-исследовательское учреждение Республики Хакасия "Хакасский научно-исследовательский институт

языка, литературы и истории"

655001, Россия, республика 655001, г. Аэакан, ул. Щетмнкина, 23, оф. 3

И [email protected]

Смолина Ирина Геннадиева

кандидат юридических наук

старший научный сотрудник сектора экономики и социологии, Государственное бюджетное научно-исследовательское учреждение Республики )&касия ")&касский научно-исследовательский инстшуг

языка, литературы и истории"

655001, Россия, республика 655001, г. 655001, ул. Щетмнкина, 23, оф. 1-03

И [email protected]

Статья из рубрики "Семья и общество"

Аннотация.

Объектом исследования является политика в отношении семьи, предметом исследования - государственная семейная политика как основа функционирования семьи (региональный аспект). В статье рассматриваются аспекты компонентного воздействия государственной семейной политики, в частности федерального, регионального уровней (на материалах Республики Хакасия); выделяются этапы развития семейной политики в Российской Федерации и Республике Хакасия. Особо уделяется внимание динамике нормативно-правового компонента семейной политики, социальной поддержке семьи, региональному компоненту семейной политики. Акцентируется внимание на особенностях поддержки семьи по основным направлениям в регионе. Методологическую основу исследования составляют принципы и категории диалектики, методы анализа и синтеза, системно-структурного и функционального анализа социальных систем. Эмпирическую базу - материалы текущих отчетов Министерства труда и социальной защиты Республики Хакасия, статистические материалы, нормативно-законодательные акты, концепции семейной политики. Основными выводами являются следующее: 1. Государственная семейная политика России за период XX -нач. XXI вв. прошла четыре этапа своего развития, региональный уровень переживает третий этап становления. 2. Динамика основных компонентов семейной политики имеет циклический спиралевидный тренд. 3. Более подверженным динамике является компонент законодательно-нормативной основы, менее - региональной семейной

политики. 4. Компонент региональной семейной политики в Хакасии характеризуется «догоняющим» характером, минимальной системой поддержки семей.Основным вкладом авторов в исследование темы является изучение динамики основных компонентов государственной семейной политики, основ семейной политики в Республике Хакасия.Новизна исследования заключается в изучении регионального компонента государственной семейной политики.

Ключевые слова: семья, современная семья, компоненты семейной политики, федеральная семейная политика, семейная политика Хакасии, нормативно-законодательная основа, региональная семейная политика, семья Хакасии,этапы семейной политики, поддержка семьи

DOI:

10.25136/2409-7144.2019.11.31054

Дата направления в редакцию:

24-10-2019

Дата рецензирования:

24-10-2019

Дата публикации:

30-10-2019

Введение

Государственная семейная политика России является элементом социально-демографического блока внутренней политики государства. Оформление основ современной государственной семейной политики пришлось на конец советского периода, что было вызвано ощутимым изменением демографического поля. Они были заложены в 1980-е гг. когда институт семьи стал рассматриваться отдельной категорией в рамках социальной политики (Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» № 235 от 22.01.1981 г.).

С этого периода семейная политика в трудах исследователей стала преподноситься как элемент социальной политики государства, с 2000-х гг. - социально-демографической. Изменение приоритетов семейной политики в 1990 - нач. 2000-х гг. было связано с повышением уровня жизни населения в нач. 2000-х гг., снижением численности населения в результате попадения страны в демографическую «волновую яму», снижением уровня рождаемости, старением населения.

Изменение приоритетов семейной политики было вызвано сменой ее целевых установок и задач. На сегодняшний день основными целями семейной политики является обеспечение необходимых условий для реализации семьей основных функций, повышение качества жизни семей. О сновными задачами становятся сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение продолжительности активной жизни,

создание условий и формирование мотивации для ведения здорового образа жизни; повышение уровня рождаемости за счет рождения второго ребенка и последующих детей; укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений; привлечение мигрантов П31.

Длительный процесс становления семейной политики, сопровождающийся изменением целей и задач, формированием ее структурных элементов, характеризуется динамикой основных компонентов семейной политики, изменением программ и мер поддержки, расширением перечня участников процесса реализации семейной политики.

Динамика основных компонентов семейной политики, в т. ч. и доминирующего элемента законодательно-нормативной основы в постсоветский период была связана со сложной внешнеполитической обстановкой, в которой оказалась наша страна. Можно говорить о диспропорции нормативно-правовых основ триады (международная, российская, региональная) с доминированием международной составляющей. Данное положение вещей влияет на незавершенность процесса формирования семейной политики России как целостной системы, проявлением которой является отсутствие сформированных механизмов реализации семейной политики. Незавершенный процесс развития семейной политики отражается на состоянии основных компонентов семьи, процессов проис ходя щих с с е мье й на с о в р е ме нно м эта пе .

В данных условиях развитие института семьи сопровождается усложнением семейной структуры (семейной пары с детьми / без детей и других родственников), малодетностью, ростом неполных семей, дистанцированием поколений, активизацией гендерных движений, увеличением доли семей с низким уровнем жизни и находящихся в незарегистрированном браке, полигамных семей и проч.

Данные процессы в целом вызывают противоречия в развитии семьи, заключающиеся с одной стороны в снижении ее размера за счет распространения нетипичных форм семьи, семей основанных на незарегистрированных союзах, приводящим к нулевым и минимальным показателям воспроизводства населения, с другой стороны - ее увеличении посредством повышения уровня рождаемости в семьях с традиционными устоями с использованием экономических рычагов стимулирования; во внутреннем устремлении семьи к интеграционным процессам на принципах коллективизма, с другой - стремлении российского сообщества к развитию индивидуалистских основ с приоритетом индивидуальных интересов над интересами семьи, частного над общим. Противоречия порождают симбиоз компонентов противоположностей, которые образуют новые качественные основы семьи с низким порогом стабильности, подрывающие социальную и экономическую системы страны.

Продолжительное время тема семейной политики вызывала интерес у отечественных исследователей, занимающихся разработкой вопросов государственной семейной

политики общероссийского уровня - Л. Г. Харчева^30^, М. С. Мацковского А. Т. Антонова Т. А. Гурко В. В. Елизаровой Г. И. КлимантовойА. Р. Михеевой и др. Вопросы соотношения федерального и регионального уровня семейной политики были в фокусе внимания С. В. Дармодехина Л. В. Карцева-14!, Ф. А. Ильдархаровой и др. Основными темами обсуждаемые исследователями являются несамостоятельность семейной политики в рамках внутренней политики государства, противоречивый характер семейной политики, выделение отдельной единицей регионального уровня реализации семейной политики и проч.

В Хакасии государственная семейная политика рассматривалась с исторической позиций Н. А. Морозовой в некоторой степени Н. А. Баранцевоймедико-социальной - Т. В. Анафьяновой Ш. Несмотря на имеющиеся научный задел по региону, в целом, он не дает общего представления о семейной политике, проводимой в Хакасии в постсоветский период, не затрагивает период с 2007 г., что придает актуальности тематике исследования.

Нужно сказать, что государственная семейная политика определяет во многом состояние основных компонентов социального института и представляет собой комплекс мер направленных на поддержку, укрепление и защиту семьи как фундаментальной основы

российского общества Она представляет собой динамичную систему, которая

претерпевает изменения на протяжении длительного исторического периода.

Этапы государственной семейной политики

Развитие системы государственной политики исследователи, как правило, рассматривают с нач. XX в., что обусловлено становлением системы семейной политики в стране, возможностью анализа нормативно-правовых материалов, социальных последствий данных законопроектов. Выделяется от 4 до 7 этапов динамики государственной семейной политики с максимальным и минимальным дроблением периода нач. XXI в.

Мы рассматриваем этапы развития семейной политики в России, Хакасии в XX - нач. XXI вв. на основе общепринятого 3-х членного деления, представленного М. В. Рабжаевой

¿^З!, добавив этап, приходящийся на переходный постсоветский период (табл. 1), что соответствует историческим периодам развития страны, включаем типы семейной

политики выявленные А. П. Багировой-^ для понимания видовых особенностей семейной политики.

Таблица 1

Этапы государственной семейной политики в России и их влияние на хакасское

этносообщество в XX - нач. XXI вв.

Э та пы Основные Тип Итоги реализации. Итоги

направления гос. семейной политики семейной политики (Россия) реализации (хакасское э тно с оо бщ е с тв о)

1 Либерализация Деструктивная Кризис Расширенная

э та п. законодательной патриархальной семья.

1917 - сер. 1920-х базы основанной на индивидуальных, в т. ч. и развитии сексуальных, прав и семьи. Формирование нового уклада семьи - Патриархальный уклад семьи с высоким уровнем рождаемости и

гг. свобод, распространяющиеся на форму семьи, брака и развода, ура в не ние пр а в внебрачных и брачных детей; увеличение объема неопатриархально-а в то рита рного , светского общества с разнообразными формами семейной жизни (семейных союзов), снижение рождаемости, смертности.

0.25136/2409-7144.2019.11.31054 Социодинамика, 2019 - 1

прав женщин, увеличение

признание брака разводимости,

зарегистрированного снижение уровня

только в органах жизни женщин с

загса. детьми, увеличение доли внебрачных

Формирование детей.

системы социального

обеспечения в Социальная

отношении женщин и поддержка женщин

детей. с детьми.

2 Ужесточение Авторитарно- Формирование Формирование

э та п. моральных норм и про на та лис тс ка я малой (нуклеарной) нуклеарной семьи.

Сер. ограничение семьи. Снижение уровня

сексуальных свобод Р а в нопра в нос ть рождаемости,

1920-х при стремлении к полов в с та но в ле ние

- сер. иным формам произ в о дств е нно м женских прав и

1950-х свобод,

«уравнения полов». процессе и

гг. общественной жизни, увеличение уровня рождаемости, массовый рост «материнских семей» увеличение доли «материнских семей».

3 Либерализация Консервативно- Преобладание Становление

э та п. политики в отношении брачно- про на та лис тс ка я нуклеарной семьи. Перекос семейной нуклеарной семьи. Снижение уровня

1953 - разводных политики в рождаемости.

1980- процессов и отношении женских

е гг. рождаемости. Становление научных институтов по поддержке материнства, детства, медицины. Социальная поддержка женщин с детьми, стимулирование материнства. прав над иными, социальная поддержка женщин с детьми.

4 Либерализация Социальная Кризис нуклеарной П ре о б ла да ние

э та п. законодательной базы (возврат к защита семьи. Формирование нуклеарной семьи и ее кризис.

1990 - основам 1-го этапа разнообразных Снижение уровня

нач. Гос. семейной форм семейной рождаемости.

2000-х политики России жизни, семейной

гг. нач. XX в.). Становление 24 политики детствосбережения. законодательной

системы научно-ис с ле до в а те льских институтов семьи.

базы в сфере защиты прав и интересов детей.

Социальная поддержка женщин с детьми.

Этапы государственной политики характеризуются восходяще-нисходящими движениями, образующими «исторические витки» семейной политики под воздействием социально-политического фактора, приходящиеся на переходные периоды развития общества. Они сопровождаются коренной ломкой существующих основ семейной политики с гипертрофированными формами нетипичных моделей семьи, богатой палитрой законодательных нормативно-правовых актов. Каждый виток обогащен модернизацией традиционных основ семейной политики.

Данные таблицы 1 являются подтверждением того, что государственная семейная политика России за вековой период (XX - нач. XXI вв.) переживает второй виток развития (1917-1920-е гг., 1990-200-е гг.). Особенностью современного периода (19902000-е гг.) является затянутый во времени процесс становления новой системы семейной политики с трехуровневой структурой ее реализации.

Трехуровневая структура семейной политики реализуется на федеральном, региональном, муниципальном уровнях. Федеральный уровень определяет основы семейной политики, общую стратегию развития (программы по поддержке семьи), показатели качества жизни, формирует нормативно-правовую основу. Региональный уровень занимается разработкой и реализацией программ, предоставлением адресной помощи, обеспечением функционирования учреждений. Муниципальный уровень организует социальную помощь на местах.

Эффективная реализация государственной семейной политики зависит от комплексного развития, взаимодействия ее компонентов.

Основные компоненты государственной семейной политики РФ

Наиболее полный перечень компонентов государственной семейной политики приводит А. Г. Волков. Он выделяет законодательную основу, демографическую политику, экономическую политику, социокультурную политику, социальное обслуживание, государственную поддержку семей, региональную семейную политику и проч.

Вычленение узконаправленных блоков семейной политики характерно для работ Г. И. Климантовой. Она выделяет семейную, тендерную, демографическую, «политику в отношении детей», находящихся в прямой зависимости от экономической политики государства. Объектом семейной политики выступает семья и условия ее функционирования, тендерной политики - социально-демографические группы мужчин и женщин, демографической - социально-демографические группы населения, «детской политики» - условия жизнедеятельности, обеспечение прав и свобод детей П^!.

Каждое из выделенных направлений дополняет каркас семейной политики, который в данный исторический период представлен демографической основой, направленной на стабилизацию процесса воспроизводства населения (увеличение рождаемости, снижение смертности при повышении уровня и качества жизни семьи).

Фундаментом всех компонентов семейной политики является нормативно-правовая основа (табл. 2), определяющая принципы, законы развития института семьи. Она представляет собой комплекс законодательных актов, относящихся к системе семейного права, состоящей из двух частей: основной и дополнительной. Основная часть распространяется на всей территории РФ, регулирует все институты семейного права, дополнительная - обеспечивает порядок в определенных субъектах РФ, позволяет учитывать местные обычаи,традиции, особенности функционирования этносов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Основными уровнями реализации компонентной системы семейной политики является федеральный и региональный, включающий муниципальный уровень.

Федеральный компонент семейной политики

Федеральный компонент семейной политики включает в себя организацию установленного в стране уровня жизни семьи, увеличение численности населения страны как за счет внутренних, так и внешних источников, формирование нормативно-законодательной базы и Положений правительства, Указов и распоряжений Президента с целью совершенствования основ государственной семейной политики.

Федеральный компонент неоднороден по составу, включает в себя 7 основных единиц, доминирующих в тот или иной исторический период (табл. 2). Набор компонентов данной структуры отражает динамичность системы, крены семейной политики страны в исторической ретроспективе.

Таблица 2

Динамика доминирующих компонентов государственной семейной политики России

в XX - нач. XXI вв.

Этапы Доминирующие компоненты

1917 - сер. 1920-х гг. Законодательно-нормативная основа, государственная поддержка женщин с детьми

сер. 1920-х -сер. 1950-х гг. Законодательно-нормативная основа, демографическая политика, государственная поддержка семей

1953 - 1980-е гг. Законодательно-нормативная основа, экономическая политика, социокультурная, государственная поддержка семей

1990 - нач. 2000-х гг. Законодательно-нормативная основа, демографическая политика, государственная поддержка женщин с детьми, региональная семейная политика

Особенность динамики каркаса семейной политики в Хакасии связана с рядом факторов. Реализация государственной семейной политики на местах - в регионах Сибири, в т. ч. и Хакасии проходила с ощутимым отставанием в силу ее поэтапности «от центра к периферии», этнокультурных особенностей региона. «Запоздалая» реализация обусловлена территориальной удаленностью, отсутствием информационной мобильности. Этнокультурные основания национальных регионов Сибири являлись своеобразным барьером в становлении единообразного типа поведения и формы семьи, что связано с длительным кочевым образом жизни, «восточно-коллективистским типом мышления». В силу этих обстоятельств титульный этнос Хакасии «болезненнее» ощутил этапы перехода к новому семейному укладу, чем иные этногруппы в данном регионе, что проявилось в противоречивом развитии хакасской семьи как системы в переходные периоды государственной семейной политики. Противоречивость в развитии института возникала

между внутренним устремлением семьи требованиями современного времени в расширенное воспроизводство в условиях противоречия приводили к стагнационным п

к существовавшему семейному укладу и ее изменении, ориентацией общества на минимальной потребности в детях. Данные роцессам в развитии этноса и его семьи.

На территории Хакасии, в том числе и у хакасского этноса, реализация семейной политики проходила идентично общероссийской, результаты носили «догоняющий характер» (на этап позже).

Законодательно-нормативный компонент государственной семейной политики

Основными источниками, регулирующими семейное право, являются «Семейный кодекс РФ», «Кодекс регистрации актов гражданского состояния РФ», Постановления Правительства РФ, Указы и распоряжения президента РФ, международные договоры, а также законы субъектов РФ. Среди всех источников регулирующих семейные отношения «Семейный кодекс РФ» является основным документом.

Стоит отметить, что семейное законодательство, Конституция РФ при принятии нормативно-правовых актов исходит из приоритета Международных источников права, демократических принципов организации государства, в соответствии с ними вычленяются объекты семейного права: семья, материнство, отцовство, детство. На сегодняшний день отдельными направлениями выделяются права детей, алиментные обязательства членов семьи, брачно-разводные отношения, отношения между супругами / родителями и иные. Ряд нормативно-правовых актов (табл. 3) современного периода формируют основную часть законодательных основ семейного права РФ.

Таблица 3

Нормативно-правовые акты РФ

Год Семейно-правовые акты РФ Цель Дата принятия закона

1992 «О первоочередных мерах по созданию государственной системы социальной помощи семье в РСФСР» Оказать экономическую, пра в о в ую, медицинскую, психологическую и педагогическую помощь, поддержку семье от 25.09.1992 N 3543-1.

1992 «К оде кс з а ко но в о труде РФ» Охрана труда беременных женщин в редакции на 25 сентября 1992 г.» Отрегулировать трудовые отношения между работодателем и женщиной находящейся в «положении» Федеральный закон от 25.09.1992 г. № 3543-1.

1993 Конституция РФ (ранее Конституция СССР от 1978 г.) Регулирование политической, правовой и экономической основ государства. П рио рите т международных Конституция приня та всенародным голосованием от 12.12.1993 г.

источников права: Конвенции о правах ребенка, Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Всеобщая декларация прав, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и др.

1994 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) «Об актах гражданского состояния» Упорядочить имущ е с тв е нные и личные не имущ е с тв е нные отношения членов семьи. Введены новые нормы и институты: брачный договор, алименты, приемная семья Федеральный закон от 15.11.1997 г. № 143-ФЗ

1995 «Семейный кодекс РФ» Отрегулировать семейные не имущ е с тв е нные и общие имущ е с тв е нные отношения Семейный кодекс принят от 29.12.1995 г. № 223-Ф3

1995 «О государственных пособиях гражданам, имеющих детей» Устанавливает единую систему гос. пособий гражданам, имеющих детей, в связи с их рождением и в о с пита ние м Федеральный закон 19.05.1995 г. № 81-ФЗ

1995 «Безопасное материнство» (1998-2000 гг.) Социальная поддержка ма те ринс тв а и детства, охрана репродуктивного здоровья, создание необходимых условий для рождения здоровых и желанных детей, профилактика и снижение абортов, ма те ринс ко й и младенческой заболеваемости и По с та но в ле ние Правительства РФ от 14.10.1994 г. № 1173

смертности

1996 «Об Основных направлениях государственной семейной политики» Включение семейной политики в состав социальной политики в качестве одного из направлений Указ Президента Российской Федерации от 14.05.1996 г. № 712

«О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Расширение перечня нуждающихся в социальной поддержке Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ

1998 Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» Создание правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка Федеральный закон от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ (несколько редакций)

1999 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» Регулирование правоотношений несовершеннолетних Федеральный закон от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ

2006 «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» Регулирование правоотношений между работодателем и женщиной в случае ее нетрудоспособности в связи с ма те ринс тв о м, определяет права и обязанности субъектов, условия, размеры и порядок обеспечения пособиями Федеральный закон от 29.12.2006 г. № 255-ФЗ

2006 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» Расширение направлений реализации семейной политики Федеральный закон от 29.12.2006 № 256-ФЗ

2008 «Об опеке и попечительстве» Регулирование отношений между детьми, оставшимися без попечения родителей, и опекунами / попечителями с включением ребенка в семью Федеральный закон от 24.04.2008 г. № 48-ФЗ

2010 «О защите детей от Регулирование Федеральный

информации, причиняющей информационного закон от

вред их здоровью и потока в отношении 29.12.2010 №

развитию» детей 436-Ф3

2012 «О национальной стратегии Расширение Указ Президента

действий в интересах детей основных РФ от

на 2012-2017-е гг.» направлений 01.06.2012 №

семейной политики в 761

интересах детей,

ключевые механизмы

ее реализации,

базирующиеся на

общепризнанных

принципах и нормах

международного

права

Нормативно-правовые акты в отношении семьи, выработанные в последнее 30-летие, сформировали фундамент законодательной основы семейного права, который на сегодняшний день активно дополняется в связи с динамичностью условий функционирования семьи, демографических основ.

Нормативно-правовые акты основываются на идеологии государственной семейной политики страны и реализуются через проекты ее приоритетных направлений. К ним стоит отнести Концепцию семейной политики (1991 г.), Концепцию государственной семейной политики (1993 г.), Указ Президента РФ № 712 Об основных направлениях государственной семейной политики (от 14.05.1996 г.), Концепцию демографического развития РФ на период до 2015 г., Концепцию демографической политики РФ на период до 2025 г., Концепцию государственной семейной политики в РФ на период до 2025 г., О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг., Концепцию долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г.

Данные нормативно-правовые акты направлены на поддержку материнства (охрана здоровья матери) и детства (уход за маленькими детьми, создание системы детских садов, защиту интересов и воспитание детей и детей-сирот, оздоровительный отдых), семей с детьми (материнский капитал и проч.). Вычленяя отдельные составные элементы семьи (членов семьи) в нормативных источниках, семейная политика приводит с одной стороны к латентному конфликту ее членов, дезинтеграционным процессам внутри семьи и социума, с другой - к повышению прав ряда объектов семейного права. Разрешение противоречий приводит к непропорциональному развитию общего семейных основ с доминированием прав индивидуального человека над общесемейными, расширению конфликтоного поля в социуме.

Законодательно-нормативный компонент семейной политики дополняется значимой для семей в условиях кризиса государственной социальной поддержкой.

Государственная социальная поддержка семьи как компонент семейной политики

Государственная поддержка семьи - это комплекс мер направленных на помощь семьям для удовлетворения социальных потребностей, решения проблем семей находящихся в сложных жизненных ситуациях.

Меры социальной поддержки увязываются с уровнем нуждаемости семей, т. е. носят

ограниченный характер, предоставляются в зависимости от категорий семей: многодетные, малообеспеченные / малоимущие, неполные, приемные. Поддержка представляется в материальной / нематериальной (предоставление товаров, услуг, морального поощрения) формах, где денежная помощь занимает львиную долю. Наибольшее количество мер поддержки приходится на семьи, относящиеся к определенной профессиональной группе (семьи и дети военных, судей, прокуроров и проч.), семьи с детьми-инвалидами и детьми-сиротами.

Значимым для семей является социальная поддержка в период подготовки к рождению, рождения ребенка. Перечень федеральных «детских» пособий приведен в Федеральном законе от 19.05.95 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» с последующими дополнениями. На сегодняшний день он включает солидную совокупность единовременных выплат, пособий, которые увеличились за последнее двадцатилетие в два раза, был введен новый компонент поддержки семьи со значимой

стартовой суммой (табл. 4) [27].

Таблица 4

Размер пособий в РФ для граждан, имеющих детей 2010-2018 гг., руб.

Именование пособия 2000 г. 2018 г.

Единовременная выплата при рождении ребенка 8000 руб. 16759,09 руб.

Единовременное пособие, если женщина встала в ранние сроки на учет по беременности 300 руб. 628,47 руб.

Единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву 14000 руб. 26539,76 руб.

Пособие по беременности и родам от 300 руб. 100% от среднего заработка (не менее 43 615). Минимальный размер: 51380,38 руб. (общие основания), 57252 руб. (при осложнении во время родов), 71199 руб. (многоплодные роды). Максимальный размер: 282493,15 руб. (общ. основания), 314778,08 руб. (при осложнении во время родов), 391454,79 руб. (многоплодные роды).

В ыпл а ты пр ие м н ым от 8000 до от 16759 09 л о 128053 08

семьям усыновителя 100000 руб. (максимальный размер выплачивается при усыновлении

(максимальный ребенка от 7 лет, двух и более детей

размер (братья и/или сестры), а также

выплачивается в ребенка инвалида).

случае

усыновления

ребенка-

инвалида,

ребенка в

в оз ра с те с та рше

7 лет, детей,

являющихся

братьями или

сестрами. 100000

руб. на каждого

ребенка)

Материнский - 453026 руб.

капитал

Пособие по уходу - 40% от - 40% от

за детьми

среднего среднего размера заработной платы

размера - официально трудоустроенным,

заработной платы - - 3142 - неработающим,

официально - 4465 - минимум работающим.

трудоустроенным, Минимальный размер пособия,

П о уходу за выплачиваемый через Соцзащиту,

первым ребенком по уходу за ребенком до 1,5 лет

- 1500 руб. и 4465,29 - на одного ребенка,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3000 руб. за 6284,65 - на 2 и следующих детей.

вторым и

последующими. Максимальный размер пособия, по уходу за ребенком до 1,5 лет -

Минимальный 26150 руб.

размер пособия

- 1500 руб. по 11374,18 - для детей призванных

уходу за вторым военнослужащих до 3 лет.

и последующими

детьми - 3000

руб.,

максимальный -

не может

пре в ыша ть 6000

руб.

Существует ряд мер социальной поддержки семей с детьми, значимым среди которых является направление «многодетность», включающее материнский капитал (с 2007 г.), ежемесячную денежную выплату при рождении третьего и последующих детей (с 2012 г., стоит отметить о минимальных размерах выплат в республике Хакасия в сравнении с

иными субъектами РФ), пособие на ребенка до полутора лет, награждение орденом «Родительская слава» и единовременной выплатой к ней (с 2008 г.) и проч. Основным из них, сыгравший решающую роль в изменении тренда однодетность в России, является материнский капитал, который представлен двумя частями федеральной и региональной. Федеральная часть предназначена для семей родивших, усыновивших второго и последующих детей, за 12-летний период она увеличена на 55 % (с 2016 г. не индексируется). Нужно сказать, что основные средства из федерального материнского капитала в 2018 г. были потрачены семьями страны на улучшение жилищных условий (77 %), обучение детей, присмотр и уход (18 %), иное.

В целом, меры поддержки малообеспеченных семей, ставка на увеличение численности детей в семьях приводят к ряду позитивных последствий - рост численности населения

страны (2010-2018 гг. на 4 мил. чел. [7]), благосостояние семей (рост на 32 % с 1990 по 2008 гг. а также негативных - увеличение численности населения с низким

уровнем жизни (с 2012 г. отмечается увеличение доли до 12,9 %, т. е. достижение

показателей 2009 г. доли детей-инвалидов до 18 лет (отмечается рост показателей

на 7,4 единиц на 10 тыс. детей за период 2000-2015 гг., максимальные показатели

приходятся на Северо-Кавказский федеральный округ рост неполных семей из

категории прочих (в 2002 г. при общем объеме неполных семей в 30,7 % доля прочих семей составили 6,6 %, в 2010 г. - при общем количестве в 30,6 % показатели

составили 9,6 %

Последствием семейной политики с различными мерами поддержки являются феномены роста малых сёл за счет опекаемых детей, динамика этнического состава в стране (снижение численности пятерки доминирующих этносов в России за 10-летие, увеличение доли этносов из разряда «бывших мигрантов»), рост долей неполных семей и семей состоящих из двух и более детей.

В целом, социальная поддержка семей увеличивается в связи с удорожанием жизни, расширяется перечень выплат и адресатов. В тоже время она непропорциональна относительно поддержки различных возрастных категорий семей, выделяя из них молодую семью.

Социальная поддержка как компонент государственной семейной политики дополняется ее региональным ведением.

Региональный компонент семейной политики (на примере Республике Хакасия)

Региональный компонент семейной политики представляет собой совокупность самостоятельных операций в регионах РФ, различающихся мерами социальной поддержки, законодательной основой. Меры социальной поддержки определяются во многом возможностями субъектов РФ и различаются видами поддержки, размерами и условиями выплаты пособий, что отражается на уровне жизни семей в регионах.

Региональная семейная политика РФ формируется с 1996 г., когда вступил в силу Указ Президента РФ «Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации» от 03.07.1996 г. № 803, на основании которой были разграничены полномочия между органами власти федерального, регионального, муниципального уровней. С этого периода формируются основы семейной политики в Хакасии, закрепленные в законодательной базе, ориентированные в основном на повышение уровня жизни семей, в дальнейшем - стимулирование рождаемости.

Реализация региональной государственной семейной политики в Хакасии имеет ряд особенностей, которые формируются под влиянием основных факторов: региональное семейное законодательство, экономическое и территориальное положение региона, на циона льный и социальный с о с та в на с е ле ния .

Национальный состав населения Хакасии представлен непропорциональной структурой, где доля титульного этноса менее значима (12,1 %), чем в иных национальных субъектах страны, доминирующего в стране этноса - выражена значительно (81,7 %). Социальный состав на 2018 г. представлен 20,7 % населением с низким и крайне низким уровнем дохода и около 5 % - с высоким (регион занимает 73 место из 85 в рейтинге регионов

РФ, входит в структуру территорий с повышенным уровнем бедности населения) Территориальное положение характеризуется удаленностью от западной части России, где общество более динамично охвачено процессами глобализации и интеграции с мировым сообществом. Соотношение данных факторов определяет ориентацию этносообществ региона по коллективистско-индивидуалистской направленности, где коллективистский тип более характерен для удаленных от западно-центральной части страны территорий с азиатским людским наполнением, индивидуалистский - восточных регионов страны с европейской основой. Для социума Хакасии характерен симбиоз типологий с коллективистско-индивидуалистским типом, что в некоторой степени определяет вектор концептуальной структуры семейной политики региона, нормативно-законодательной основы Хакасии.

Экономическое положение региона является одним из доминирующих факторов реализации семейной политики, работающий в купе с факторами национального, социального состава населения и территориального положения региона, он во многом определяет основные направления развития семейной политики, структуру концепций, программ, социальный пакет семей нуждающихся в поддержке государства в периоды развития семейной политики Хакасии.

Региональный компонент государственной семейной политики должен исходить из понимания того, в Хакасии преобладает коллективистско-индивидуалистский тип ориентации семей, основанный на доминировании европейского компонента с низким уровнем жизни семей, национальной специфики региона. Наличествует необходимость в поддержке семей с неоколлективистскими основами (стремлением к семейному производству (бизнесу) с использованием ресурсов трех поколений), включенности семей старшей возрастной группы в цепь востребованных сообществом консультативно-совещательных, образовательно-культурных органов.

Этапы региональной семейной политики

Этапы становления и развития региональной семейной политики в рассматриваемом субъекте РФ имеют особенности, обусловленные ограниченным фондом бюджета региона, что определяет суженную структуру целевых программ.

Сложное экономическое положение региона привело на начальном этапе становления системы семейной политики к формированию мер поддержки семей (1990-е гг.), которые в дальнейшем были оформлены, утверждены в виде целевых программ (1999 г.). Региональные целевые программы реализовывались в рамках основного подхода «Семья, женщины, дети»: «Дети Хакасии», «Улучшение демографической ситуации в Республике Хакасия», а также программы косвенно затрагивающие семью - «Жилище», «Профилактика правонарушений на территории Республики Хакасия», «Социальное развитие села», «Улучшение демографической ситуации в Республике Хакасия» и проч.

В рамках целевых программ реализуются подпрограммы: «Развитие социального обслуживания семьи и детей», «Планирование семьи», «Безопасное материнство», «Дети-сироты».

С 2007 г. Республика Хакасия вступает в новый качественный этап развития семейной политики в регионе (табл. 5), который характеризуется формированием Концепций

государственной семейной политики -Ц^!, законодательно-нормативных актов. На данный момент в Хакасии наличествует около тридцати нормативно-правовых актов касающихся семьи, которые реализуются в рамках утвержденных Концепций государственной семейной политики в Российской Федерации. В 2001 г. в Хакасии утверждается Концепция семейной политики на 2007-2010 гг., в последующем Концепция семейной политики на 2007-2010 гг., далее 2011-2014 гг., 2015-2018 гг., которые в основном нацелены на поддержку социально уязвимых семей. Была разработана нормативно-правовая база по основным направлениям защиты прав и интересов семей и детей. Направлениями деятельности основных концепций в Хакасии на данный период являются «Многодетная семья», «Молодая семья», «Сельская семья», «Золотая семья России», «Семья - хранитель традиций».

На данный момент развитие семейной политики проходит в рамках Концепции государственной семейной политики до 2025 г. В Хакасии был утвержден план мероприятий по реализации государственной семейной политики на 2015-2018 гг. и план мероприятий по улучшению демографической ситуации в Хакасии на 2016-2020 гг., создан Координационный совет по реализации демографической и семейной политики.

Семейную политику в регионе осуществляет Министерство социальной защиты РХ, в структуре которого выделен отдел семьи, женщин и детей. В связи с тем, что семейная политика включает в себя многопрофильные направления, при Правительстве РХ образуется Координационный совет объединяющий комитеты и комиссии, консолидирующие усилия государственных органов и общественных организаций для решения проблем семьи, воспроизводства населения. Результатом коалиционной работы стали следующие показатели: повышение уровня жизни многодетных семей, увеличение детей в разновозрастных группах семей

Этапы развития семейной политики в целом вторят общероссийскому региональному движению, в тоже время имеют суженную структуру основных направлений поддержки.

Таблица 5

Этапы развития семейной политики в Хакасии

Этапы Основные направления

1992-1998 гг. Формирование в новых условиях сети социальных учреждений (детских садов, развития института приемных семей, учреждений социального обслуживания семьи). Оказание материальной помощи нуждающимся семьям.

1999-2006 гг. С та но в л е ние с ис те мы ре г ио на льно й с е ме йно й политики. Социальная защита семей. Ориентация на снижение численности бедных семей, адресная помощь нуждающимся семьям.

2007-2018 Оформление региональной семейной политики. Стимулирование повышенной рождаемости (от двух

и более детей) различными средствами. Ориентация на увеличение рождаемости за счет ресурсов молодых семей (увеличение рождаемости, популяризация образа многодетной семьи).

Этапы развития региональной семейной политики сочетаются с нормативно-правовой базой.

Нормативно-правовая база регионального компонента семейной политики

Законодательные акты, касающиеся семьи в Хакасии связаны с реализацией Концепции семейной политики региона (табл. 6). Они направлены, прежде всего, на решение проблем молодой семьи, поддержку приемных семей на втором историческом этапе; поддержку многодетных, приемных семей, а также семей относящиеся к определенной профессиональной группе (МВД, МЧС, ВС) на третьем этапе развития системы государственной семейной политики Хакасии.

Таблица 6

Региональные нормативно-правовые документы

(Республика Хакасия)

Годы Название Дата, номер закона

1999 «О размере вознаграждения, причитающегося приемным родителям, и мерах социальной поддержки, предоставляемых приемной семье» Закон Республики Хакасия от 29.11.1999 № 68

2004 «О государственном пособии на ребенка в Республике Хакасия» Закон Республики Хакасия от 09.11.2004 № 78

2004 «О государственном пособии на ребенка в Республике Хакасия» Закон Республики Хакасия от 09.11.2004 № 78

2008 «О мерах социальной поддержки многодетных семей в Республике Хакасия» Закон Республики Хакасия от 02.10.2008 № 43-ЗРХ

2010 «Об организации отдыха и оздоровления детей в Республике Хакасия» Закон Республики Хакасия от 01.04.2010 № 11-ЗРХ

2011 «О дополнительных мерах социальной поддержки членов семей военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, других государственных органов исполнительной власти, погибших (умерших) при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей)» Закон Республики Хакасия от 31.05.2011 № 47-ЗРХ

2011 «О дополнительных мерах социальной поддержки многодетных семей в Республике Хакасия» Закон Республики Хакасия от 08.07.2011 № 64-ЗРХ

2012 «О предоставлении жилых помещений Закон Республики

1

детям-сиротам, детям, о ста в шимс я бе з Хакасия от

попечения родителей, лицам из числа 10.12.2012 № 107-

детей-сирот и детей, оставшихся без ЗРХ

попечения родителей»

Кроме обозначенных нормативно-правовых актов наличествует широкий перечень законопроектов иного уровня: социальное обслуживание населения, образование, профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, реализация молодежной политики, ежемесячное пособие на ребенка, наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению детей в возрасте до 3 лет жизни специальными продуктами питания и др.

В целом, принятые нормативно-правовые акты в регионе с одной стороны повышают уровень жизни семей находящихся в сложных экономических условиях путем предоставления различного рода поддержек в денежном и неденежной эквиваленте, с другой стороны - полностью не покрывают запросы семей.

Нормативно-правовой компонент дополняется региональной социальной поддержкой семьи в системе государственной семейной политики.

Региональная социальная поддержка семьи как компонент семейной политики

На сегодняшний день социальная поддержка семьи в Хакасии осуществляется в рамках программы «Социальная поддержка граждан», целью которой является повышение качества и уровня жизни, доступности социального обслуживания. Программа предусматривает решение задач семьи, находящейся в сложной жизненной ситуации, создание благоприятных условий для жизнедеятельности и функционирования семьи. В рамках данной программы выделяется семь подпрограмм, где три непосредственно ориентированы на решение проблем семьи - совершенствование социальной поддержки семьи и детей, социальная поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организация отдыха и оздоровления детей в РХ.

Данные программы реализуются посредством 13 отделов социальной помощи семье и детям в управлениях социальной поддержки населения, а также 5 республиканских учреждений социального обслуживания семьи и жителей: социально-оздоровительный центр для несовершеннолетних, реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями, реабилитационно-оздоровительный центр для ветеранов, инвалидов и семей с детьми, социальная гостиница, интернатное учреждение для детей инвалидов (01.01.2019 г.)

В целом поддержка семьи РХ по основным направления РФ представлена следующим образом

1. Программа поддержки многодетных семей в РХ представлена стандартно, согласно общепринятому пакету в РФ. Выплаты имеют несколько ограниченный характер, назначаются 1 раз на третьего и последующих детей; земельные участки выделяются с узким целевым использованием для индивидуального жилищного строительства (в других субъектах этот перечень значительно расширен - ведение личного подсобного хозяйства, животноводства, крестьянско-фермерского хозяйства, сельскохозяйственной деятельности, дачного строительства, садоводства и огородничества). В регионе действуют льготы по оплате коммунальных услуг для многодетных семей (30 % - если воспитывается от трех до четырех детей, 50 % - пять или шесть детей, 70 % - семь и

более), предоставляются транспортные средства семьям имеющим 8 и более детей.

2. По направлению создание условий для совмещения женщинами обязанностей по воспитанию детей с трудовой занятостью, проект в РХ реализуется и предоставляется женщинам в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. В регионе данный вид поддержки имеет стандартный общероссийский пакет с минимальным процентом охвата женщин в период декретного отпуска.

3. Региональный материнский капитал выплачивается многодетной семье, где под многодетной семьей понимается семейная ячейка, воспитывающая трех и более детей, совместно проживающих с родителями (или иными законными представителями) или одним из них. Размер регионального материнского капитала является усредненным среди иных субъектов РФ, составляет 100000 руб., дополнительно в РХ введен региональный капитал для малонаселенных пунктов - 200000 руб. Стоит отметить, что региональный капитал не дифференцируется по очередности рождений, как в ряде иных с убъе кта х.

Использование средств материнского капитала возможно в РХ по общепринятому стандартному общероссийскому положению по достижении ребенком трехлетнего возраста (в других субъектах используется различные шкалы выдачи средств материнского капитала - сразу после рождения ребенка, по достижении ребенком трех месяцев, одного и двух лет).

Распоряжение средствами по направлению "жилье" имеет стандартную общероссийскую основу без дополнений - это улучшение жилищных условий, приобретение жилья (в ряде субъектов РФ имеются возможности использования его в жилищных, жилищностроительных и жилищных накопительных кооперативах; оплатить расходы на текущий и капитальный ремонт жилого помещения и проч.).

Распоряжение средствами материнского капитала по направлению расходы на образование детей также вторит общероссийским положениям, при этом вводится дополнительная возможность использовать его за оплату обучения в среднеобразовательном или высшем профессиональном заведениях. Исключаются возможности использования капитала на образование родителей.

Распоряжение средствами по направлению лечение ребенка имеет стандартный пакет, характерный для основной части субъектов РФ, в тоже время Республика Хакасия дополнительно вводит возможность использования средств в целях лечения ребенка (детей).

Исключается возможность использовать средства многодетным семьям на приобретение автомобиля, сельскохозяйственной техники, садовых, огородных, дачных земельных участков, а также дач, садовых домов предметов длительного пользования (мебели, бытовой техники) в ряде регионах данные траты разрешены.

В целом, поддержка семьи в РХ по ее основным направлениям вторит общепринятым положениям РФ. Особенности реализации кроются в дополнительном стимулировании рождаемости на территории малонаселенных пунктов региона (для семей родивших третьего и последующих детей), расширении возможностей использования средств на образование детей в среднеспециальных и высших учебных заведениях, лечение ребенка (детей).

В ходе реализации программ в постсоветский период было увеличено число семей

получивших материальную помощь; отмечается прогрессивный рост размера и числа поддержек многодетных семей, были расширены объемы материальной поддержки семьи, выражающиеся в предоставлении многодетным семьям транспортных средств (за последние 8 лет многодетным семьям был предоставлен 51 микроавтобус); прогрессивной является поддержка опекунских семей, семей с детьми-инвалидами; расширяется перечень пособий, который с учетом северного коэффициента 1,3 представлен порой выше, чем в среднем по стране (табл. 7).

Таблица 7

Размер пособий в РХ для граждан, имеющих детей 2018 г., руб.

Именование 2018

пособия

Единовременная 21255 руб.

выплата при

рождении ребенка

Единовременное 852,14 руб.

пособие, если

женщина встала в

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ранние сроки на

учет по

беременности

Единовременное 33660,26 руб.

пособие

беременной жене

военнослужащего,

проходящего

военную службу по

призыву

Пособие по от 300 руб.

беременности и

родам

В ыпла ты прие мным от 21255 до 173627,16 руб.

семьям усыновителя (максимальный размер выплачивается в случае усыновления ребенка-инвалида, ребенка в возрасте старше 7 лет, детей, являющихся братьями или сестрами. 100000 руб. на каждого ребенка)

Материнский 453026 руб.

капитал

Пособие по уходу - 40% от

за детьми среднего размера заработной платы - официально трудоустроенным, 266,84 руб. - базовый размер 533,68 руб. - на детей одиноких матерей 400,26 руб. - на детей военнослужащих по призыву, а также на детей, чьи родители уклоняются от уплаты алиментов

Все компоненты регионального и федерального уровня сыграли решающую роль в увеличении доли многодетных семей в общем объеме семей Хакасии (157,3 тыс. семей в 2010 г.). Рост многодетных семей носит плавно-поступательный характер (в 2004 г. в Хакасии 166,7 тыс. семей, из них 5,9 тыс. многодетных, что составляет 3,5 % от всех семей; в 2019 г. в Хакасии 157,3 тыс. семей, из них 8,4 тыс. многодетные, что составляет 5,3 % от общего количества семей в регионе), увеличивается число приемных семей с 0,14 % в 2004 г. до 0,35 % на начало 2019 г; сокращается количество

неполных семей с 26,8 % в 2004 г. до 20,0 % в 2014 г.

Социальная поддержка семей в Хакасии имеет достаточно широкий охват, с учетом северного коэффициента суммы пособий несколько выше общероссийских показателей.

В целом, региональная поддержка семьи в Хакасии характеризуется минимальными довольствиями с суженой структурой направлений социальной поддержки семей, упрощенным циклом механизма реализации региональной семейной политики.

Заключение

Государственная семейная политика России за период XX -нач. XXI вв. прошла четыре этапа своего развития, региональный уровень государственной семейной политики на сегодняшний день переживает третий этап становления. За данный период динамика основных компонентов семейной политики приобрела циклический спиралевидный тренд, что вызвано воздействием доминирующего социально-политического фактора. Более подверженным динамике является компонент законодательно-нормативной основы, менее - региональной семейной политики. Компонент региональной семейной политики в Хакасии характеризуется «догоняющим» характером, минимальной системой поддержки семей, что обусловлено сложным экономическим положением региона.

Динамика основных компонентов семейной политики благотворно отразилась на повышении уровня жизни семей в постсоветский период, позволила выйти на новый уровень развития семейной политики в РФ, РХ. За продолжительный период нормативно-правовой компонент государственной семейной политики федерального уровня, как элемент социально-демографической политики государства, являлся доминирующим среди иных компонентов. Он претерпел существенную динамику, выражающуюся в увеличении числа правовых актов и их детализации с учетом изменяющихся условий (доминирование норм международного сообщества при принятии нормативно-правовых актов государственной семейной политики), расширении перечня адресатов семейной политики. Трансформация компонента не достигла своего апогея в связи с несамостоятельностью семейной политики в условиях кризисного состояния демографической линии, нестабильностью института семьи в переходный период развития страны.

Региональный компонент имеет относительно короткий период становления. За это время система поддержки семей в регионе приобрела восходящее направление, ощутимое усиление поддержки семей приходится на третий этап становления регионального компонента государственной семейной политики. Несмотря на сложное экономическое положение региона программы поддержки семьи реализуются. Для региона характерна суженная структура поддержки семей в разрезе иных регионов РФ, отмечаются особенности ее реализации по дополнительному стимулированию рождаемости на территории малонаселенных пунктов региона (для семей родивших третьего и последующих детей), расширении возможностей использования средств на образование детей в среднеспециальных и высших учебных заведениях, лечение ребенка (детей).

Развитие системы государственной семейной политики в России имеет ряд недостатков:

- В законодательно-нормативных актах, положениях и концепциях, ориентированных на семью не учитывается палитра семей по стажу совместной жизни, что отражается на непропорциональном развитии семей. Отсутствует нормативно-законодательные акты и

положения адресованые конкретно молодой семье семье среднего и старшего супружества, пожилой супружеской паре.

- Проекты семейной политики и нормативно-законодательная основа, по сути, являются детоцентристско ориентированными, носящими незавершенный характер. Незавершенность связана с длительным рассмотрением ее в рамках социальной и демографической политики государства (не вычленением в качестве самостоятельной отрасли), отсутствием единого правого поля, отнесением к ведению субъектов РФ, низкой долей расходов на семейно-детский бюджет, обеспечением приоритетов государства над семейными, отсутствием культивации традиционных семейных ценностей

и проч. [5, 11]. Библиография

1. Анафьянова Т. В. Молодая семья как один из активных социальных субъектов процесса реализации мер государственной семейной политики (на примере Республики Хакасия) // Современные наукоемкие технологии. 2010. № 8. С. 109114.

2. Антонов А. Т. Антонов А.И. Семейная политика как объект исследования // Вестн. РАН.1992. №

3. С.31-44. 3. Багирова А. П. Государственная семейная политика в Уральском регионе: опыт и новые социальные практики. Екатеринбург: Изд-во Урал. Ин-та, 2014. С. 7-9.

4. Баранцева Н. А. Особенности эволюции семьи в Хакасии в конце 1980-х - 2010-е гг. // Вестник Томского государственного университета 2016. № 404. С. 32-41.

5. Борисенков В. П., Гукаленко О. В. Институт семьи и семейная политика в современной России: проблемы, тенденции и перспективы // Науковедение. Выпуск 5 (24), сентябрь-октябрь 2014 [Электронная версия: Режим доступа: fNe:///C:/Users/%D0%A2%D1%80%D0%BE%D1%88%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D0 %B0%20%D0%98%D0%9D/Downloads/mstitut-semM-semeynaya-poNtika-v-sovremennoy-rossii-problemy-tendentsii-i-perspektivy%20(2).pdf

6. Волков А. Г. Семья - объект демографии. М.: Мысль, 1986. С. 25-28.

7. Всероссийская перепись населения 2002 г., Численность населения РФ по муниципальным образованиям на 01.01.2018 г.

8. Гурко Т. А. Развитие брачно-семейных отношений в России и реализация семейной политики. Социологическая наука и социальная практика. 2017. Т. 5. № 3. С. 51-71.

9. Дармодехин С. В. Семейная политика Российской Федерации: от оценки состояния к формированию стратегии // Семья в России. 1996. № 2. С.5-16

10. Елизаров В. В. Демографическая ситуация и проблемы семейной политики // Социс: Соц. исслед. 1998. № 2. С.55-61.

11. Елисеева И. И. Эволюция структуры российских домохозяйств: попытка объяснения. С. 220. // [Электронная версия: Режим доступа: http://pitersociology.ru/files/2016_13.pdf

12. Ильдархарова Ф. А. Формирование и развитие государственной семейной политики в трансформирующемся обществе: Региональный аспект. Казань: Изд-во Казан. ун-

та, 2006. 280 с.

13. Информационно-аналитические материалы Государственной Думы // АВ 2008 г. Выпуск № 11 О демографической ситуации в России [Электронная версия: Режим доступа: http://iam.duma.gov.rU/node/8/4511/15141

14. Карцева Л. В. Российская семья на рубеже двух веков. Казань: Школа, 2001. 292 с.

15. Климантова Г. И. Государственная семейная политика в условиях социально-политической трансформации современной России. М.: ТриадаЛтд, 2001. 264 с.

16. Концепция государственной семейной политики до 2025 г. // [Электронная версия: Режим доступа: https://nra-russia.rU/file/a/5/b/f37.pdf

17. Мацковский М. С. Российская семья в изменяющемся мире // Семья в России. 1995. № 3 4. С. 25-35.

18. Михеева А. Р. Философские взгляды на демографический фактор развития общества // Идеи и идеалы. 2014. № 4. Т.2 (22). С. 61-68.

19. Морозова Н. А. Автореферат на соискание ученой степени к. ист. н. Реализация политики государства в области охраны и защиты семьи, материнства и детства в Хакасии (1981-2007 гг.). Улан-Удэ, 2011. 23 с.

20. Население России в 2018 г.: доходы, расходы и социальное самочувствие. Мониторинг НИУ ВШЭ. М., 2018 г.

21. Отчет Главы Республики Хакасия - Председателя Правительства РХ о результатах деятельности правительства РХ за 2018 г. // [Электронная версия: Режим доступа: https ://www.vskhakasia.ru/media/2019/05/otchet-glavy-rkh-2018.pdf

22. Прокофьева Л. М., Рыбальченко С. И. Поддержка семьи, материнства и детства в регионах России // [Электронная версия: Режим доступа:

https ://cyberleninka.ru/artide/v/podderzhka-semi-materinstva-i-detstva-v-regionah-rossii

23. Рабжаева М. В. Историко-социальный анализ семейной политики в Росси XX века // [Электронная версия: Режим доступа:

http://ecsocman.hse.ru/data/843/922/1219/011.RABZHAEVA.pdf

24. Семьи с детьми в России: уровень жизни и политика социальной поддержки. Докл. к XX Апр. Междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества. Москва, 9-12 апр. 2019 г. / С. С. Бирюкова, Е. А. Горина, А. Р. Горяйнова и др.; под ред. Л. Н. Овчаровой; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. 153 с.

25. Текущие материалы Министерства труда и социальной защиты населения Республики Хакасия: Социальные паспорта городов, районов Республики Хакасия 2004, 2014, 2019 гг.

26. Уровень и образ жизни населения России в 1989-2009 гг.: доклад к XII Междунар. Науч. конф. По проблемам развития экономики и общества. М., Изд. Дом Высшей экономики, 2011. С. 82.//[Электронная версия: Режим доступа: https://www.hse.ru/data/2011/04/05/1211687550/Mode_of_life.pdf

27. Федеральный закон «О государственных пособия гражданам, имеющих детей» от 19.05.1995 N 81-ФЗ (последняя редакция), Федеральный закон «О государственных пособия гражданам, имеющих детей» от 19.05.1995 N 81-ФЗ (с правками от 07.08.2000 N 122-ФЗ)//[Электронная версия: Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_6659/

28. Федеральная служба государственной статистики РФ. Детская инвалидность // [Электронная версия: Режим доступа:

www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/disabilities

/#

29. Федеральная служба государственной статистики РФ. Численность населения с денежными доходам ниже величины прожиточного минимума и дефицит денежного дохода // [Электронная версия: Режим доступа:

www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/level/#

30. Харчев Л. Г. Социология семьи: проблемы становления науки. М.: ЦСП, 2003. 342 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.