Научная статья на тему 'Особенности использования материнского (семейного) капитала в Республике Калмыкия'

Особенности использования материнского (семейного) капитала в Республике Калмыкия Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
278
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Oriental Studies
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПОДДЕРЖКА СЕМЬИ / СЕМЕЙНАЯ ПОЛИТИКА / ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПОСОБИЯ / ЗАКОН О МАТЕРИНСКОМ (СЕМЕЙНОМ) КАПИТАЛЕ / THE LAW ON MATERNITY (FAMILY) CAPITAL / STATE SUPPORT FOR FAMILIES / FAMILY POLICY / POPULATION POLICY / STATE BENEFITS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Нусхаева Б. Б.

В статье показана законодательная база государственной финансовой поддержки семьи. Рассмотрены основные направления использования средств материнского (семейного) капитала в Республике Калмыкия. Дается сравнительное описание законов о региональном материнском капитале четырех регионов Юга России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Peculiarities of the Maternal (Family) Capital in the Republic of Kalmykia

The article describes the legislative base of state financial support for families. The main directions of the maternity (family) capital in the Republic of Kalmykia are considered. The comparative description of laws on the regional maternity (family) capital in four regions of Southern Russia is given.

Текст научной работы на тему «Особенности использования материнского (семейного) капитала в Республике Калмыкия»

СОЦИОЛОГИЯ

УДК 314.6 ББК 60.56

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАТЕРИНСКОГО (СЕМЕЙНОГО) КАПИТАЛА В РЕСПУБЛИКЕ КАЛМЫКИЯ*

Б. Б. Нусхаева

Нынешняя демографическая ситуация в России определяется как кризисная и требует комплексного изучения современного состояния всех слагаемых естественного прироста населения. Особое внимание стоит уделить проблеме низкого уровня рождаемости в стране. По мнению специалистов, низкая рождаемость в России обусловлена несколькими причинами. «С одной стороны, они носят общий характер с экономически развитыми странами мира, а с другой стороны, имеют специфические российские черты» [Атлас 2009: 93]. Главной составляющей решения этой проблемы должна стать семейно-демографическая политика, направленная на укрепление института семьи и улучшения условия жизни семей с детьми.

Одним из ведущих направлений семейной политики в России является финансовая помощь семьям с детьми. В Семнадцатом ежегодном демографическом докладе говорится: «Действующая семейная политика опирается в целом на систему мер, доставшуюся в наследство от советской эпохи в результате ее кардинального пересмотра в 1980-е годы» [Население России 2009]. Основные виды государственных пособий, связанных с рождением детей, определяются Федеральным законом Российской Федерации от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ (ред. от 25.12.2008) «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (с изм. и доп., вступившими в силу с 01.01.2009). Настоящим Федеральным законом устанавливаются следующие виды государственных пособий:

• пособие по беременности и родам;

• единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

• единовременное пособие при рождении ребенка;

• ежемесячное пособие по уходу за ребенком;

• ежемесячное пособие на ребенка;

• единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью;

• единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;

• ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву [Федеральный закон 81-ФЗ ]

Депопуляционные процессы в России привлекли внимание политиков и ученых к демографическим проблемам страны. В Послании Президента В. В. Путина Федеральному собранию, представленном 10 мая 2006 г., подчеркивается необходимость активных мер по стимулированию рождаемости. В 2006 г. Правительством Российской Федерации были разработаны проекты Федеральных Законов, необходимых для правового обеспечения новых мер демографической политики, которые вступили в силу с 1 января 2007 г.

Одним из них является Федеральный закон 256-ФЗ от 29.12.2006 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей». Данный закон устанавливает дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь. Право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) второго (третьего) и последующего ребенка (детей). Согласно статье 7 настоящего Федерального закона, средства материнского (семейного) капитала могут быть направлены для следующих целей:

• улучшение жилищных условий;

• получение образования ребенком (детьми);

* Статья выполнена в рамках проекта Программы фундаментальных иследований Президиума РАН «Демография народов Калмыкия в конце XX - начале XXI вв.».

• формирование накопительной части трудовой пенсии для женщин [Федеральный закон 256-ФЗ].

Кроме того, принят ряд нормативных документов, регулирующих получение и использование средств материнского (семейного) капитала: Постановление Правительства Российской Федерации от

24.12.2007 г. № 926 «Об утверждении правил направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми) и осуществление иных, связанных с получением образования ребенком (детьми), расходов» (в ред. Постановления Правительства РФ от 14.11.2011 № 931), Постановление Правительства Российской Федерации от 12.12.2007 г. № 862 «О правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий» (в ред. Постановлений Правительства РФ от

13.01.2009 № 20, от 04.12.2009 № 994, от

27.11.2010 № 937, с изм., внесенными решением Верховного Суда РФ от 17.08.2010 № ГКПИ10-806) и др.

Демографы дали разную оценку данной мере стимулирования рождаемости. Например, Е. В. Елизаров, рассматривая данный закон, отмечает наличие спорных вопросов [Елизаров 2007], прежде всего в скудности выбора направлений использования средств материнского (семейного) капитала при большом разнообразии типов и специфики семей. Вместе с тем Е. В. Елизаров выделяет «единственный и несомненный плюс идеи материнского капитала и закона, устанавливающего условия его назначения и использования — это предоставление женщине (семье) выбора — впервые в практике нашей демографической политики, хотя предлагалось это еще более 20 лет тому назад» [Елизаров 2007]. По его мнению, изложенные в законе меры могут быть значимы прежде всего для семей в регионах с низким жизненным уровнем, с дешевым жильем, а в случае использования на оплату образования — на очень недорогое образование (по сегодняшним расценкам) в далеко не самых престижных государственных или в негосударственных вузах. А третье направление — формирование накопительной части трудовой пенсии — Е. В. Елизаров считает маловероятным: «Трудно представить себе, что кто-то изначально захочет распорядиться своим капиталом таким образом: добровольно

доверить „свой капитал“ любому государственному и тем более негосударственному пенсионному фонду на 25-35 или более лет (возраст выхода на пенсию наверняка вырастет)» [Елизаров 2007].

Рассмотрим основное использование средств материнского (семейного) капитала семьями Республики Калмыкия. На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 20.07.2007 № 457 «Об утверждении Правил перевода средств материнского (семейного) капитала из федерального бюджета в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации» учет о выдаче сертификатов на получение материнского капитала ведется Пенсионным фондом Российской Федерации (ПФР). Согласно данным ПФР, размер материнского капитала в 2012 г. составил 387 тыс. 640 руб. 30 коп. [Информация ПФР].

По данным Отделения ПФР по Республике Калмыкия, на 28 сентября 2012 г. более 11,2 тыс. семей Республики Калмыкия получили сертификат на материнский (семейный) капитал. Большинство владельцев материнского (семейного) капитала направляют средства на улучшение жилищных условий. Эту возможность готовы использовать 3 978 семей республики (99,0 %) из 4 020 семей, подавших заявление в Территориальный орган ПФР за 20102012 гг. [Материнский капитал 2012].

Одним из способов улучшения жилищных условий является погашение ипотечных кредитов и займов. По словам специа-листа-эксперта группы социальных выплат Отделения ПФР по Республике Калмыкия А. Ямановой, этот вариант активно используется в регионе, и при помощи материнского капитала 1 390 семей региона направили данные средства на погашение ипотечных и жилищных кредитов на сумму 431 млн 253 тыс. руб. [Жительницы Калмыкии 2012].

Вторым направлением использования средств материнского (семейного) капитала является образование детей. По состоянию на 3 августа 2012 г., такой возможностью воспользовались 29 семей республики. По данным Отделения ПФР по РК, более 1,2 млн рублей направлены на обучение детей. Всего подано 42 заявления на общую сумму 1,9 млн рублей, и в большинстве случаев получателями денежных средств выступают московские учебные заведения [Чаще всего калмыцкие семьи 2012].

Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН

№ 4 2012

Такое направление использования средств, как накопительная часть трудовой пенсии женщин, матерями Республики Калмыкия не используется. По состоянию на 28 сентября 2012 г., ни одного заявления относительно данного способа вложения средств материнского капитала в Территориальный отдел ПФР по РК не поступало.

Таким образом, главным направлением использования средств материнского капитала остается улучшение жилищных условий.

По поручению Президента Российской Федерации субъектами Российской Федерации были разработаны дополнительные меры социальной поддержки семьям с детьми. Рассмотрим законы о региональном материнском капитале, принятые в 2011 г. в отдельных субъектах Российской Федерации.

Закон № 324-ГУ-З «О региональном материнском капитале», принятый в Республике Калмыкия, устанавливает право семей на получение регионального материнского капитала в размере 50 тыс. руб. с рождением третьего и последующего ребенка. Средства регионального материнского капитала могут быть использованы по достижению ребенком трехлетнего возраста, но не ранее 1 января 2015 г., в следующих целях:

• улучшение жилищных условий (приобретение на территории Республики Калмыкия жилого помещения, строительство, реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства);

• приобретение земельного участка, предназначенного для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного и дачного хозяйств;

• получение образования ребенком (детьми). Возраст ребенка, на получение образования которого могут быть направлены средства капитала, на дату начала обучения по соответствующей образовательной программе не должен превышать 23 лет;

• лечение ребенка (детей). Возраст ребенка, на лечение которого могут быть направлены средства материнского (семейного) капитала, на дату начала предоставления услуг по лечению не должен превышать 18 лет [Региональный материнский капитал в Калмыкии].

Для сравнения приведем законы соседних регионов. Региональный материнский капитал в Дагестане установлен Указом Президента Республики Дагестан от

31.05.2007 «О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей». Указ предусматривает единовременную выдачу денежных средств семьям. Сумма денежной выплаты зависит от очередности рождения ребенка:

• пятого и каждого последующего ребенка — в размере 10 тыс. руб.;

• десятого и каждого последующего ребенка — в размере 300 тыс. руб.;

• одновременно двух детей — в размере 20 тыс. руб.;

• одновременно трех и более детей—в размере 100 тыс. руб. [Региональный материнский капитал в Дагестане]

Законом Ростовской области от

18.11.2011 г. № 727-ЗС «О региональном материнском капитале» установлен размер регионального материнского капитала в размере 100 000 рублей, который подлежит ежегодной индексации. Основными направлениями использования средств материнского (семейного) капитала являются:

• улучшение жилищных условий (приобретение или строительство в области жилья; строительство, реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства, расположенного на территории области);

• получение образования детьми;

• лечение детей;

• приобретение автотранспортного средства [Региональный материнский капитал в Ростовской области].

Сроки использования установлены Правительством Ростовской области и предполагают использования денежных средств материнского капитала по достижению ребенком трехлетнего возраста.

В Волгоградской области Закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Волгоградской области по вопросам социальной поддержки семей с детьми», принятый Волгоградской областной Думой 20.12.2011, претерпел ряд изменений, в том числе введение п. 4.1 «О порядке выдачи родительского капитала многодетной семье» и п. 4.2 «Размер родительского капитала». Материальное поощрение многодетных семей предполагает единовременную денежную выплату в раз-

мере 40 789 руб. Получение родительского капитала предусматривается при рождении третьего и последующего ребенка и выплачивается по достижении им 2 лет. Размер родительского капитала подлежит ежегодной индексации [Проект закона 124 - 2011з от 07.09.2011].

Принятые в Республике Калмыкия, Волгоградской и Ростовской областях законы о региональном материнском капитале рассчитаны на поощрение рождения третьего и последующего ребенка. Сумма денежных средств материнского капитала различна, в Дагестане дифференцируется в зависимости от очередности рождения ребенка. В Республике Калмыкия и Ростовской области определены основные направления использования средств регионального материнского (семейного) капитала, в Дагестане и Волгоградской области денежные выплаты могут быть израсходованы по усмотрению семьи.

Материнский капитал как на федеральном, так и региональном уровнях является новой мерой стимулирования рождаемости. Следует отметить, что в России доля расходов на семейные, детские пособия в 2009 г. составила 0,6 % к ВВП, а в 2005-2006 гг. всего 0,2 % к ВВП. В то время как по рекомендациям ЮНИСЕФ (Детского Фонда ООН) эти расходы должны составлять не ниже 2,5-3,5% от ВВП (в зависимости от доли детского населения и уровня детской бедности) [Елизаров 2012]. Отсюда следует вывод о необходимости увеличения государственных расходов на семейную и демографическую политику.

Таким образом, основным направлением использования средств материнского капитала семьями Республики Калмыкия является улучшение жилищных условий. Исходя из этого, помощь молодой семье в решении жилищных проблем может стать одной из наиболее эффективных мер демографической политики в нашем регионе.

Литература

Атлас демографического развития России // Научный совет по программе Президиума фундам. исслед. Российской академии наук «Экономика и социология знания». М.: Эконом. образование, 2009. 220 с.

Елизаров В. В. Стимулирование рождаемости и поддержка семей с детьми в современной России // Демоскоп Weеkly. 2012. 23 января - 5 февраля. № 495-496.

Елизаров В. В. Политика экономической поддержки семей с детьми: проблемы реализации и пути совершенствования // Демоскоп Weеkly. 2007 г. 12-25 ноября. № 309-310.

Жительницы Калмыкии уже использовали 1 млрд 232 млн рублей материнских денег // Пенсионный фонд Российской Федерации Отделение по Республике Калмыкия. Опубликовано 22.08.2012 [электронный

ресурс] // URL: http:pfrf.ru/ot_kalmik/pr_ releases/49780 (дата обращения: 11.11.2012).

Информация ПФР о материнском (семейном) капитале [электронный ресурс] // URL: http: pfrf.ru (дата обращения: 11.11.2012).

Материнский капитал помог 2255 семьям Калмыкии улучшить жилищные условия / Пенсионный фонд Российской Федерации. Отделение по Республике Калмыкия. Опубликовано 28.09.2012 [электронный

ресурс] // URL: http:pfrf.ru/ot_kalmik/pr_ releases/51191 (дата обращения: 11.11.2012)

Население России 2009: Семнадцатый ежегодный демографический доклад / отв. ред. А. Г. Вишневского; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: Изд-во Высшей школы экономики, 2011. 334 с.

Проект закона 124-2011з от 07.09.2011 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Волгоградской области по вопросам социальной поддержки семей с детьми» [электронный ресурс] // URL: http:volgoduma.ru (дата обращения:

14.11.2012).

Региональный материнский капитал в Калмыкии [электронный ресурс] // URL: http:matkap.ru/ region/ (дата обращения: 11.11.2012).

Региональный материнский капитал в Ростовской области [электронный ресурс] // URL: http:matkap.ru/region/ (дата обращения: 11.11.2012).

Региональный материнский капитал в Дагестане [электронный ресурс] // URL: http: matkap. ru/region/ (дата обращения: 11.11.2012).

Федеральный закон Российской Федерации от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» [электронный ресурс] // URL: http:consultant. ru (дата обращения: 11.11.2012).

Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2006 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» [электронный ресурс] // URL: http:pfrf.ru/family_capital (дата обращения:

08.11.2012).

Чаще всего калмыцкие семьи платят за обучение детей в Москве / Пенсионный фонд Российской Федерации Отделение по Республике Калмыкия. Опубликовано

03.08.2012 [электронный ресурс] // URL: http:pfrf.ru/ot_kalmik/pr_releases/49156 (дата обращения: 11.11.2012).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.