Научная статья на тему 'Региональный материнский капитал: анализ региональных различий и влияния на репродуктивное поведение'

Региональный материнский капитал: анализ региональных различий и влияния на репродуктивное поведение Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1514
294
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНЫ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ МАТЕРИНСКИЙ КАПИТАЛ / СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА / СЕМЬИ С ДЕТЬМИ / РЕПРОДУКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / РЕГИОНАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гришина Е.Е, Цацура Е.А.

Объект: программы регионального материнского капитала Предмет: влияние регионального материнского капитала на репродуктивное поведение Теоретическая сторона исследования. Статья посвящена анализу программ регионального материнского (семейного) капитала. Был проведен обзор законодательства субъектов РФ для выявления различий в условиях получения выплат регионального материнского капитала. Установлено, что программы регионального материнского капитала различаются по всем возможным параметрам: по очередности рождения ребенка, на которого на какого предоставляется региональный материнский капитал, возможности повторных выплат, направлениям использования средств регионального материнского капитала, форме его предоставления (возмещение расходов по определенным направлениям или денежная выплата), периоду ожидания выплаты и срокам обращения за получением регионального материнского капитала, наличию ограничений на сроки использования капитала и сроки постоянного проживания на территории региона. Эмпирическая сторона исследования. Пилотный опрос семей с детьми в Алтайском крае и Самарской области, проведенный в 2015 году, показал крайне низкую осведомленность семей о существовании регионального материнского капитала, размерах выплаты, условиях получения и направлениях использования средств, особенно среди семей с одним или двумя детьми. Поскольку население не знает о программе, нельзя говорить о том, что наличие программы может значимо повлиять на решение семей родить еще одного ребенка. В то же время, результаты исследования показывают, что на планы семей о рождении ребенка в ближайшие три года влияет уровень материального благосостояния семей и возраст матери. Цель: анализ влияния регионального материнского капитала на репродуктивное поведение

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Гришина Е.Е, Цацура Е.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Региональный материнский капитал: анализ региональных различий и влияния на репродуктивное поведение»

Региональный материнский капитал: анализ региональных различий и влияния на репродуктивное поведение

Regional Maternal Capital: Analysis of Regional Differences and Influence on Fertility Behavior

Получено 05.06.2017 Одобрено 17.06.2017 Опубликовано 28.07.2017 УДК: 314.15 DOI: 10.12737/article_595cd361ebda81.61231626

ГРИШИНА Е.Е.

кандидат экономических наук, заведующая лабораторией, Институт социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Адрес: 119034, г. Москва, Пречистенская наб., 11 E-mail: grishina@ranepa.ru

ЦАЦУРА Е.А.

кандидат социологических наук, старший научный сотрудник, Институт социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Адрес: 119034, г. Москва, Пречистенская наб., 11 E-mail: kovalenko-ea@ranepa.ru

GRISHINA, YеYе

PhD in Economics, Head of Laboratory, Institute for Social Analysis and Prediction, RANEPA

Address: 11 Prechistenskaya Naberezhnaya, Moskva 119034, Russian Federation E-mail: grishina@ranepa.ru

TSATSURA, YеA

PhD in Sociology, Senior Researcher, Institute for Social Analysis and Prediction, RANEPA

Address: 11 Prechistenskaya Naberezhnaya, Moskva 119034,

Russian Federation

E-mail: kovalenko-ea@ranepa.ru

Аннотация

Объект: программы регионального материнского капитала Предмет: влияние регионального материнского капитала на репродуктивное поведение

Теоретическая сторона исследования. Статья посвящена анализу программ регионального материнского (семейного) капитала. Был проведен обзор законодательства субъектов РФ для выявления различий в условиях получения выплат регионального материнского капитала. Установлено, что программы регионального материнского капитала различаются по всем возможным параметрам: по очередности рождения ребенка, на которого предоставляется региональный материнский капитал, возможности повторных выплат, направлениям использования средств регионального материнского капитала, форме его предоставления (возмещение расходов по определенным направлениям или денежная выплата), периоду ожидания выплаты и срокам обращения за получением регионального материнского капитала, наличию ограничений на сроки использования капитала и сроки постоянного проживания на территории региона.

Эмпирическая сторона исследования. Пилотный опрос семей с детьми в Алтайском крае и Самарской области, проведенный в 2015 году, показал крайне низкую осведомленность семей о существовании регионального материнского капитала, размерах выплаты, условиях получения и направлениях использования средств, особенно среди семей с одним или двумя детьми. Поскольку население не знает о программе, нельзя говорить о том, что наличие программы может значимо повлиять на решение семей родить еще одного ребенка. В то же время, результаты исследования показывают, что на планы семей о рождении ребенка в ближайшие три года влияет уровень материального благосостояния семей и возраст матери. Цель: анализ влияния регионального материнского капитала на репродуктивное поведение.

Abstract

The Object of the Study. Programs of regional maternal capital. The Subject of the Study. Influence of regional maternal capital on fertility behaviour

Theoretical Aspect of the study. The article is devoted to the analysis of regional maternal (family) capital programs. The review of regional legislation reveals that the programs differ in many parameters - the birth order on which the regional maternal capital is provided, the possibilities for repeated payments, regional maternal capital spending priorities, the form of its provision (reimbursement of certain expenses or cash payment), the waiting period, the period of applying and the period of spending of regional maternity capital, and the conditions on permanent residence in the region. The Empirical Aspect of the Study. A pilot survey of families with children in the Altay Kray and the Samara Oblast', conducted in 2015, shows extremely low awareness of families with children (especially with one or two children) about the existence of regional maternity capital, the size of the payment, the conditions for providing and spending priorities. Since the population does not know about the regional maternal capital program, it cannot be said that the existence of the program could significantly affect the decision of families to have another child. At the same time, the results of the research reveal that the material well-being of the family and the mother's age affect the family childbearing plans in the next three years.

The Purpose of the Study. Analysis of influence of regional maternal capital on fertility behavior.

Ключевые слова: регионы, региональный материнский капитал, социальная поддержка, семьи с детьми, репродуктивное поведение, региональное законодательство.

Keywords: regions, regional maternity capital, social assistance, families with children, fertility behaviour, regional legislation.

1. Введение

Российское государство уделяет существенное внимание вопросам демографической политики. В 2012 г. Президентом РФ было дано указание субъектам РФ о необходимости создания и осуществления собственных региональных программ демографического развития и отмечена важность создания благоприятных условий для совмещения женщинами материнства и трудовой деятельности [10].

Поддержка семей с детьми в субъектах РФ отличается разнообразием мер и выбирается исходя из социально-демографической ситуации в регионе и бюджетных возможностей региона [Григорьев, 2016, 3; Студенникова, 2015, 12, с. 9-14].

Региональные программы материнского капитала, в отличие от федерального материнского капитала, сосредоточены, как правило, на многодетных семьях, обладающих более высокими рисками бедности, и имеют более широкий спектр направлений использования средств [Прокофьева, 2013, 11, с. 18-28; Кадакоева, 2014, 7, с. 125-137].

В работе В.Н. Архангельского, Н.Г. Джана-евой отмечается, что более 20% респондентов отметили существенное влияние регионального материнского капитала на принятие их решения о рождении ребенка [Архангельский, 2014, 1, с. 73-82]. Введение с 2011 г. регионами регионального материнского капитала, выделение бесплатных земельных участков многодетным семьям для строительства жилого дома или дачи, пособий на третьих детей стали дополнительным положительным сигналом семьям, желающим иметь детей, свидетельствующим об усилении внимания к ним со стороны государства и региональной власти [Григорьев, 2016, 3].

В исследованиях отмечается, что введение региональных материнских капиталов позволило продлить позитивный тренд рождаемости уже в условиях сокращения доли женщин фертильно-го возраста, максимально реализовать ранее отложенные старшими поколениями рождения и повысить репродуктивные установки населения. [Попова, 2016, 9].

В то же время необходимо отметить, что исследования свидетельствуют о росте бездетности в России [Biryukova, 2015, 2, с. 1-22; Захаров, 2016, 5, с. 6-26]. В этой связи эффект от мер государственной политики по стимулированию вторых и третьих рождений может быть существенно ограничен. Как отмечает С. Захаров, «за кратковременным всплеском репродуктивной активности может последовать компенсаторный спад, вызванный

исчерпанием потенциала для дальнейшего роста рождаемости в поколениях, которые под воздействием благоприятной конъюнктуры произвели на свет желанных детей раньше или с укороченными интервалами, чем прежде планировали» [Захаров, 2016, 5, с. 6-26].

Исследователи отмечают недостаточное внимание поддержке молодых семей, что сдерживает возможности для повышения рождаемости. В частности, указывается, что появление в семье даже одного ребенка требует перестройки всей ее жизни, а отсутствие необходимой инфраструктуры материнства, детства, ухода за детьми, не способствует реализации семьей ее желания иметь даже второго ребенка [Прокофьева, 2013, 11, с. 18-28]. Таким образом, несмотря на кажущуюся масштабность принятых в последнее десятилетие мер, их пока недостаточно для того, чтобы молодые семьи могли принимать свободные и ответственные решения о рождении детей [Елизаров, 2016, 4, с. 12-18].

Исследователи отмечают важность комплексного подхода к реализации мер государственной политики по стимулированию рождаемости. В частности, указывается необходимость обеспечения возможностей гибкой занятости для матерей, повышения их квалификации, а также доступности услуг учреждений дошкольного образования [Зверева, 2013, 6, с. 94-105]. Отмечается необходимость реализации мер, направленных на гармонизацию профессиональной и семейной жизни родителей, особенно имеющих относительно высокий социально-экономический статус [Тындик, 2012, 13]. По мнению исследователей, гармонизации профессиональных и семейных ролей может способствовать введение отцовского отпуска, создание разветвленной системы помощи в уходе за детьми, введение института сертифицированных нянь, развитие служб помощи пожилым [Калабихина, 2013, 8, с. 62-70]. Зарубежные исследования также свидетельствуют о положительном влиянии доступности услуг по уходу за детьми на рождаемость [Rindfuss, 2010, 15], а также о положительном влиянии на рождаемость сокращения оплаты на услуги по уходу за детьми. [Mörk, 2009, 14].

Кроме того, в целях повышения рождаемости необходимо принимать меры по минимизации вредного воздействия факторов окружающей среды на репродуктивное здоровье женщин и мужчин и формированию у населения здорового образа жизни [Григорьев, 2016, 3].

2. Региональные особенности

Программы регионального материнского (семейного) капитала стали появляться в регионах Российской Федерации с 2011 года. К 2015 году выплата регионального материнского или семейного капитала осуществлялась практически во всех регионах России, за исключением республик Ингушетия и Чечня, Крым, Пензенской области, Москвы и Севастополя.

К 2017 г. семь регионов (Московская, Волгоградская, Саратовская область, Ставропольский и Пермский край, Карачаево-Черкесская республика и Республика Алтай) завершили предоставление регионального материнского капитала новым получателям.

В большинстве регионов выплата направлена на поддержку многодетных семей и стимулирование рождения третьего ребенка, поэтому право на выплату возникает при рождении (усыновлении) третьего или последующего ребенка. Однако в ряде регионов - Нижегородской, Сахалинской, Ульяновской, Смоленской областях - право на выплату возникает одновременно с правом на федеральным материнский капитал, начиная с рождения второго ребенка. С 2015 года в Курганской области выплата предоставляется при рождении первенца, в Магаданской области право на выплату получили женщины, родившие первенца в возрасте до 25 лет, а в Камчатском крае женщины, родившие первенца в возрасте с 19 до 24 лет при условии, что они состоят в браке. В нескольких регионах, напротив, право на выплату возникает только при рождении четвертого (Республика Марий Эл) или пятого ребенка (Республики Кабардино-Балкария, Тыва, Дагестан).

Конкретные размеры выплат сильно дифференцированы от региона к региону. По состоянию на 1 января 2017 года самый высокий размер регионального капитала при рождении третьего и последующих детей установлен в Ненецком автономном округе (366 тыс.), а самый низкий - в Тюменской области (40 тыс. рублей).

В 5 регионах размер регионального материнского (семейного) капитала зависит от числа детей в семье.

Только в 12 регионах региональный материнский капитал предоставляется с учетом доходов семьи. В Ростовской, Псковской, Челябинской, Ивановской, Воронежской, Астраханской областях и республике Чувашия и Дагестан на получение материнского капитала имеют право семьи со среднедушевым доходом ниже прожиточного минимума. В Бурятии и Калмыкии порог составляет 1,5 прожиточных минимума, в

Томской области 2 прожиточных минимума, а в Калининградской области - 3 прожиточных минимума.

В Ульяновской области введен социальный контракт при предоставлении регионального материнского капитала. В Костромской и Амурской областях обязательным является требование состоять на учете в качестве нуждающихся на улучшение жилищных условий.

Получить выплаты материнского капитала несколько раз можно в 15 регионах.

Основным направлением использования регионального материнского (семейного) капитала является улучшение жилищных условий. Кроме того, в отдельных регионах материнский капитал можно использовать для улучшения бытовых условий проживания в жилых домах или на ремонт жилья. На получение образования ребенком (детьми) средства капитала можно направить в 38 регионах. В 9 регионах есть возможность направить на дошкольное образование или услуги по присмотру за ребенком. На получение платных медицинских услуг можно направить материнский капитал в 21 регионах.

В ряде регионов допускается получение единовременной выплаты в размере части регионального материнского (семейного) капитала, которую семья может потратить на свои нужды (в зависимости от региона до 40 тыс. руб).

Еще в 16 регионах материнский капитал существует в виде единовременной денежной выплаты, направления использования которой не регламентированы.

Следующая характеристика, по которой различаются условия получения капитала в регионах - период ожидания выплаты. До исполнения 3 лет ребенку необходимо ждать в 24 регионах. В 5 регионах установлен срок ожидания до исполнения ребенку 2 лет, в 8 регионах необходимо дождаться исполнения ребенку 1,5 лет, еще в 12 - 1 год. В 4 регионах срок ожидания составляет 6 месяцев, еще в 2 регионах - 2-3 месяца. Нет ограничений на период ожидания выплаты в 14 регионах. При этом в отдельных регионах ограничения не действуют в случае направление средств на погашение жилищных кредитов или приобретение жилья, а также в ряде регионов, если средства направляются на покупку технических средств реабилитации, получение медицинских или образовательных услуг.

Ряд регионов ограничили срок, в течение которого можно обратиться за получением выплаты или использовать региональный материнский капитал. В 4-х регионах необходимо получить материнский капитал до исполнения ребенку 3-х

лет. В Костромской области и Амурской области дается только 12 месяцев на использование средств со дня их выдачи.

Подать документы в течение первого года жизни ребенка надо в 7 регионах - Орловской области, Калужской области, Липецкой области, республиках Марий Эл, Кабардино-Балкария и Карачаево-Черкессии, Дагестане, а в Республике Коми в течение 6 месяцев после рождения. В Вологодской области обратиться надо в течение 12 месяцев после достижения ребенком 2 лет, а в Ярославской области в течение года после достижения ребенком 6 месяцев.

В большинстве субъектов получить региональный материнский капитал могут только те, кто постоянно проживает на территории данного субъекта (т.е. имеет регистрацию по месту жительства). В 30 регионах для сокращения круга правообладателей дополнительно указали обязательные минимальные сроки постоянного проживания (от 1 года до 10 лет в зависимости от региона). Исключение составляет Тюменская область, где у многодетных родителей есть возможность получить выплату, подтвердив фактическое проживание с помощью справки жилищно-эксплуатационного управления, товарищества собственников жилья, расчетно-ин-формационного центра, договора найма жилого помещения, решения суда об установлении фактов, имеющих юридическое значение. В Вологодской и Омской областях рассматривают заявления от матерей, имеющих регистрацию по месту пребывания, при условии отсутствия в других регионах регистрации по месту жительства.

Влияние регионального материнского

капитала на репродуктивное поведение

и благосостояние семей с детьми в

Алтайском крае и Самарской области

В 2015 году Институтом социального анализа и прогнозирования РАНХиГС было проведено исследование эффективности системы социальной поддержки семей с детьми в России. В рамках данного исследования был проведен опрос семей в Алтайском крае и Самарской области, получающих детские пособия1. Опрос семей по-

1 Телефонный опрос населения проведен в июле -августе 2015 года. Изучаемая совокупность - домохозяйства с детьми в возрасте до 18 лет, проживающие в Самарской области и Алтайском крае. Опрашивались граждане России родители (опекуны) детей в возрасте до 18 лет. Из двух родителей выбирался один наиболее компетентный в вопросах получения пособий и льгот на детей. Всего опрошено 3962 домохозяйства с детьми, вне зависимости от получения ими детских пособий. Целевых интервью с получателями пособий, льгот и субсидий на детей, которые проходили по расширенной анкете, состоялось 1812, из них 904 в Алтайском крае и 908 в Самарской области.

зволяет дополнить обзор регионального законодательства и рассмотреть, в частности, влияние получаемой поддержки на репродуктивное поведение и материальное благосостояние семей с детьми.

В Самарской области по сравнению с Алтайским краем система социальной поддержки семей с детьми более щедрая, а также имеет больше направлений. В частности, размер регионального материнского капитала составляет 100 тыс. рублей в Самарской области и 55,3 тыс. рублей в Алтайском крае. В обоих регионах выплата является однократной и осуществляется при рождении 3 или последующего ребенка. При этом алтайские родители могут использовать капитал только по прошествии 3 лет (за исключением использования средств на погашение жилищных кредитов), а самарские - через 1 год, а в случае направления средств на приобретение предметов для ухода и развития в первый год жизни - сразу. Отметим, что такое внимание к нуждам родителей при рождении ребенка редкость среди всех российских регионов (данное направление использования средств регионального материнского капитала есть еще только в Республике Бурятия). В целом можно отметить, что в Алтайском крае предусмотрено всего 2 направления использования средств капитала - улучшение жилищных условий и получение образования ребенком, в то время как в Самарской области вариантов расходования намного больше. Это и улучшение жилищных условий, и проведение ремонта, и получение платного профессионального или высшего образования (детьми или другими членами семьи), и среднего образования, и дошкольного образования, и получение платных медицинских услуг (детьми или заявителем), и приобретение транспортного средства. Более того, в интервью руководители органов социальной защиты региона упомянули, что прорабатываются и другие возможные варианты использования средств, которые отвечают потребностям семей. Защитой от нецелевого использования является компенсационный характер выплаты. При этом, по мнению представителей органов власти, у бедных семей не возникает проблем с тем, чтобы воспользоваться средствами, так как в течение нескольких лет в любом случае семья тратит деньги на ребенка, часть из которых по указанным направлениям они могут вернуть, предоставив документы (выбрать можно несколько направлений расходования). Отмечается, что наиболее популярное направление - ремонт и приобретение предметов первой необходимости для новорожденного, а, например, расходование на платные медицинские

услуги - редкость. Что не удивительно, ведь по результатам опроса видно, что о такой возможности семьи с детьми не осведомлены - об этом знает лишь 1% опрошенных семей с детьми, в том числе лишь 6% многодетных семей.

Проведенный опрос позволяет сделать вывод об основном слабом месте в реализации программ регионального материнского капитала - а именно крайне низкой информированности населения о существовании программы и её условиях. Так, доля семей с детьми, получающих детские пособия в Алтайском крае и Самарской области, осведомленных о существовании регионального материнского капитала, существенно ниже, чем доля семей с детьми, осведомленных о существовании федерального материнского капитала, и составляет в среднем 23% семей с детьми в Алтайском крае и 19% семей с детьми в Самарской области.

Поскольку региональный материнский капитал предоставляется на третьих и последующих детей, то среди многодетных семей доля семей, осведомленных о существовании регионального материнского капитала выше, чем в семьях с одним или двумя детьми и составляет 52% многодетных семей в Алтайском крае и Самарской области.

Среди знающих о существовании данной выплаты размер знают лишь 69% семей с детьми в Самарской области и 58% семей с детьми в Алтайском крае. Основные направления использования регионального материнского капитала также мало кому известны. Доля семей, осведомленных о направлении использования регионального материнского капитала «На улучшение жилищных условий», составляет 11% в Алтайском крае и 8% в Самарской области, а среди многодетных семей в Алтайском крае и Самарской области - соответственно 38% и 31% (рисунки 2 и 3). О направлении использования регионального материнского капитала «На образование» знают 7% и 2% семей с детьми в Алтайском крае и Самарской области, а среди многодетных семей в Алтайском крае и Самарской области - соответственно 26% и 17%.

В Самарской области о других направлениях использования средств регионального материнского капитала осведомленность семей также находится на низком уровне - о возможности использования регионального материнского капитала на покупку автомобиля знает 3% опрошенных семей с детьми, в том числе лишь 21% многодетных семей, о возможности возмещения расходов на ребенка первого года жизни знает 5% опрошенных семей с детьми, в том числе лишь 26% многодетных семей.

Осведомленность о существовании регионального материнского капитала не зависит существенным образом от места проживания семей с детьми: в городских или сельских населенных пунктах они проживают.

Отсутствие у населения знаний о программе говорит о том, что наличие программы не может значимо повлиять на решение семей родить еще одного ребенка. Это подтверждают и сами семьи с детьми. Крайне низкая доля семей с детьми, получающих детские пособия в Алтайском крае и Самарской области, имеющих троих детей (с учетом выросших детей), один из которых родился после 2012 года, считают, что на решение о рождении их ребенка повлияло то, что начали предоставлять региональный материнский капитал - 5% и 5,8% соответственно.

Доля семей с детьми, получающих детские пособия, считающих, что вероятность рождения ребенка в ближайшие 3 года повысится в случае, если будут введены дополнительные меры помощи семьям с детьми составляет в Алтайском крае 23%, а в Самарской области 36%. Однако, чаще всего говорят, что дополнительные меры помощи семьям с детьми повысят вероятность рождения ребенка семьи, ранее ответившие положительно на вопрос о том, планируют ли они рождение ребенка в ближайшие 3 года (рисунок 1). В то же время, в Алтайском крае среди семей с детьми, которые «скорее не планируют» рождение ребенка в ближайшие 3 года, 26% семей считают, что дополнительные меры помощи семьям с детьми повысят вероятность рождения ребенка в их семье, а среди семей с детьми, которые точно не планируют рождение ребенка в ближайшие 3 года считают, что дополнительные меры помощи повысят вероятность рождения ребенка в их семье на 13%. В Самарской области среди семей с детьми, которые «скорее не планируют» рождение ребенка в ближайшие 3 года 45% семей считают, что дополнительные меры помощи семьям с детьми повысят вероятность рождения ребенка в их семье, а среди семей с детьми, которые точно не планируют рождение ребенка в ближайшие 3 года считают, что дополнительные меры помощи повысят вероятность рождения ребенка в их семье на 16%.

Таким образом, дополнительные меры помощи семьям с детьми повысят скорее вероятность рождения детей в семьях, желающих ребенка, но еще не вполне уверенных в собственных силах и сомневающихся.

Важно подчеркнуть, что уровень материального благосостояния семей, получающих детские пособия, существенным образом влияет на

Алтайский край

100 80 60 40 20 0

да

50 30 71 52

85

41 64 26 42

13

: нет

нет

скорее да сь Планируется ли ребенок в ближайшие 3 года

Самарская область

затруднились ответить

затруднились ответить 1нет. скорее нет. не повысится ■ да. скорее да. повысится

Рисунок 1. Доля семей с детьми, считающих, что вероятность рождения у них ребенка в ближайшие 3 года повысится, если будут введены дополнительные меры помощи семьям с детьми, в зависимости от планов по рождению ребенка, %

их планы о рождении ребенка в ближайшие три года: среди семей с низким уровнем благосостояния, которым не хватает денег даже на еду, доля семей, планирующих рождение ребенка в ближайшие 3 года, ниже, чем среди семей, с относительно высоким уровнем материального благосостояния, которые могут без труда приобретать вещи длительного пользования. Так, в Алтайском крае среди крайне бедных семей с детьми доля семей, планирующих ребенка в ближайшие 3 года, составляет 9%, а среди семей с детьми с относительно высоким уровнем материального благосостояния - 22%. В Самарской области среди крайне бедных семей с детьми доля семей, планирующих ребенка в ближайшие 3 года, составляет 15%, а среди семей с детьми с относительно высоким уровнем материального благосостояния - 33%.

Планы семьи по рождению ребенка в ближайшие три года существенно зависят также от возраста матери. Доля семей с детьми, планирующими рождение ребенка в ближайшие 3 года, выше среди семей, в которых возраст матери моложе 30 лет. Так, в Алтайском крае среди семей с детьми, в которых возраст матери моложе 30 лет, доля планирующих

рождение ребенка в ближайшие 3 года, составляет 28%, среди семей, в которых возраст матери от 30 до 40 лет, доля планирующих составляет уже 13%, а среди семей, в которых возраст матери от 40 до 50 лет, доля планирующих составляет лишь 3%. В Самарской области наблюдается схожая ситуация: среди семей с детьми, в которых возраст матери моложе 30 лет, доля семей, планирующих рождение ребенка в ближайшие 3 года, составляет 32%, среди семей, в которых возраст матери от 30 до 40 лет, доля планирующих составляет уже 19%, а среди семей, в которых возраст матери от 40 до 50 лет, доля планирующих составляет лишь 2%.

3. Выводы

Программы регионального материнского (семейного) капитала распространились практически повсеместно, предоставляя дополнительную поддержку семьям с несколькими детьми. Регионы самостоятельно устанавливают условия получения и размеры выплаты, поэтому различия в правилах программ очень существенны. Программы различаются по всем возможным параметрам: по очередности рождения ребен-

ка, на которого предоставляется региональный материнский капитал, возможности повторных выплат, направлениям использования средств регионального материнского капитала, форме его предоставления (возмещение расходов по определенным направлениям или денежная выплата), периоду ожидания выплаты и срокам обращения за получением регионального материнского капитала, наличию ограничений на сроки использования капитала и сроки постоянного проживания на территории региона.

Пилотный опрос семей с детьми в Алтайском крае и Самарской области, проведенный в 2015 году, показал крайне низкую осведомленность семей о существовании регионального материнского капитала, размерах выплаты, условиях получения и направлениях использования средств,

особенно среди семей с одним или двумя детьми. Многодетные семьи в целом осведомлены несколько лучше, но и среди них половина семей не знает о региональном материнском капитале. Население не знает о программе, следовательно, нельзя говорить о том, что наличие программы может значимо повлиять на решение семей родить еще одного ребенка. При этом часть семей отмечают, что дополнительные меры помощи семьям с детьми повысят вероятность рождения детей в ближайшие 3 года, но в основном это те семьи, кто и так планирует рождение ребенка.

Данные проведенного исследования показывают, что уровень материального благосостояния семей, а также возраст матери существенным образом влияют на планы семей по рождению ребенка в ближайшие три года.

Список литературы

1. Архангельский В.Н., Джанаева Н.Г. Региональные особенности динамики рождаемости и демографическая политика // Уровень жизни населения регионов России. 2014. № 1 (191). С. 73-82.

2. Biryukova S.S., A.O. Tyndik. Prevalence and determinants of childlessness in Russia and Moscow // Genus. 2015. 71(1). pp. 1-22.

3. Григорьев Ю.А., Баран О.И. Региональные меры поддержки семей с детьми и рождаемость в сибирском федеральном округе // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 10(66).

4. Елизаров В.В. Экономическая поддержка семей с детьми в социально-демографической политике России: федеральные и региональные меры// VII Уральский демографический форум с международным участием: сборник статей. Т. 1: Социология и история воспроизводства населения России. Екатеринбург, 2016. С. 12-18.

5. Захаров С. Скромные демографические результаты пронаталистской политики в контексте долговременной эволюции рождаемости в России. Часть 2 // Демографическое обозрение. 2016. №4. С. 6-26.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Зверева Н.В. Действенность мер демографической политики в области рождаемости: оценки населения // Вестник Самарского государственного экономического университета. 2013. № 9 (107). С. 94-105.

7. Кадакоева Г.В. Совершенствование практики использования материнского капитала в региональной социально-экономической системе // Российское предпринимательство. 2014. № 24 (270). С. 125-137.

8. Калабихина И.Е. О региональном материнском (семейном) капитале // Вестник Московского университета. Серия 6: Экономика. 2013. № 2. С. 62-70.

9. Попова Л.А. Современная российская демографическая политика в области рождаемости: результаты и направления совершенствования // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2016. № 2 (44).

References

1. Arhangel'skij, V.N., Dzhanaeva, N.G. Regional'nye osobennosti dinamiki rozhdaemosti i demograficheskaya politika // Uroven' zhizni naseleniya regionov Rossii. 2014. -№ 1 (191). - pp. 73-82.

2. Biryukova, S.S., Tyndik, A.O. Prevalence and determinants of childlessness in Russia and Moscow // Genus. 2015. 71(1). pp. 1-22.

3. Grigorev, Y.A., Baran O.I. Regional'nye mery podderzhki semej s det'mi i rozhdaemost' v sibirskom federal'nom okruge // Sovremennye nauchnye issledovaniya i innovacii. 2016. № 10(66).

4. Elizarov, V.V. Ekonomicheskaya podderzhka semej s det'mi v social'no- demograficheskoj politike Rossii: federal'nye i regional'nye mery // VII Ural'skij demograficheskij forum s mezhdunarodnym uchastiem: sbornik statej. T. 1: Sociologiya i istoriya vosproizvodstva naseleniya Rossii. Ekaterinburg, 2016. pp. 12-18.

5. Zaharov, S. Skromnye demograficheskie rezul'taty pronatalistskoj politiki v kontekste dolgovremennoj ehvolyucii rozhdaemosti v Rossii. Part 2, // Demograficheskoe obozrenie. 2016. №4. pp. 6-26.

6. Zvereva, N.V. Dejstvennost' mer demograficheskoj politiki v oblasti rozhdaemosti: ocenki naseleniya // Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo ehkonomicheskogo universiteta. 2013. № 9 (107). pp. 94-105.

7. Kadakoeva, G.V. Sovershenstvovanie praktiki ispol'zovaniya materinskogo kapitala v regional'noj social'no-ehkonomicheskoj sisteme // Rossijskoe predprinimatel'stvo. 2014. № 24 (270). pp. 125-137.

8. Kalabihina, I.E. O regional'nom materinskom (semejnom) kapitale // Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 6: Ekonomika. 2013. № 2. pp. 62-70.

9. Popova, L.A. Sovremennaya rossijskaya demograficheskaya politika v oblasti rozhdaemosti: rezul'taty i napravleniya sovershenstvovaniya // Ekonomicheskie i social'nye peremeny: fakty, tendencii, prognoz. 2016. № 2 (44).

10. Послание Президента Федеральному Собранию, 12 декабря 2012 года

11. Прокофьева Л.М., Рыбальченко С.И., Поддержка семьи, материнства и детства в регионах России // Народонаселение. 2013. № 4 (62). С. 018-028

12. Студенникова Н.С. Региональные особенности выплаты и использования материнского капитала // Вестник сельского развития и социальной политики. 2015. Т. 8. № 4 (8). С. 9-14.

13. Тындик А. Образовательный фактор репродуктивного поведения населения: Автореф. дисс. ... канд. экон. наук. М., 2012.

14. Môrk, E., A. Sjôrgen and H. Svaleryd, Cheaper Childcare, More Children, IZA Discussion Paper, 2009, No. 3942, Bonn

15. Rindfuss, R., D. Guilkey, Ph. Morgan and 0 Kravdal, Childcare Availability and Fertility, Population and Development Review, 2010

10. Poslanie Prezidenta Federal'nomu Sobraniyu, December 12, 2012

11. Prokofeva, L.M., Rybal'chenko, S.I. Podderzhka sem'i, materinstva i detstva v regionah Rossii // Narodonaselenie. 2013. № 4 (62). pp. 018-028.

12. Studennikova, N.S. Regional'nye osobennosti vyplaty i ispol'zovaniya materinskogo kapitala // Vestnik sel'skogo razvitiya i social'noj politiki. 2015. T. 8. № 4 (8). pp. 9-14.

13. Tyndik, A. Obrazovatel'nyj faktor reproduktivnogo povedeniya naseleniya: Avtoref. diss. ... kand. ehkon. nauk. -M., 2012.

14. Mörk, E., A. Sjörgen and H. Svaleryd, Cheaper Childcare, More Children, IZA Discussion Paper, 2009, No. 3942, Bonn

15. Rindfuss, R., D. Guilkey, Ph. Morgan and 0 Kravdal, Childcare Availability and Fertility, Population and Development Review, 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.