Научная статья на тему 'Направления государственной социальной поддержки семьи в республике Беларусь'

Направления государственной социальной поддержки семьи в республике Беларусь Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
820
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Эпоха науки
Ключевые слова
СЕМЬЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕМЕЙНАЯ ПОЛИТИКА / СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА СЕМЕЙ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПОСОБИЯ / НЕЗАЩИЩЕННЫЕ КАТЕГОРИИ НАСЕЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Геврасёва Анна Павловна, Шутилина Наталья Александровна

В статье рассматриваются экономические аспекты государственной семейной политики в Республике Беларусь. Основы семейной политики находят отражение в Конституции Республики Беларусь и ряде нормативно-правовых актов, которые определяют принципы, положения и задачи в области семейных отношений. Демографическая политика Республики Беларусь нацелена на создание условий для роста численности населения страны. Особое внимание в исследовании уделяется механизму реализации государственной социальной поддержки семей. Экономические меры направлены на поддержку как молодых семей, не имеющих детей, так и семей, воспитывающих детей. Со стороны государства под особым контролем находятся незащищённые категории населения. Авторами обосновывается значимость представленных направлений поддержки семей, возможность реализации которых обусловлена эффективной социальной политикой государства и ее реализацией в регионах при обеспечении соответствующего уровня их экономического развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Геврасёва Анна Павловна, Шутилина Наталья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIRECTIONS OF STATE SOCIAL SYPPORT OF THE FAMILY IN BELARUS

The article discusses economic aspects of the state family policy in Belarus. The foundations of family policy are reflected in the Constitution of the Republic of Belarus and number of regulatory legal acts. They define principles, regulations and objectives in the field of family relations. Demographical policy in Belarus is aimed at creation conditions for population growth in the country. In this article special attention is payed to the mechanism of implementation of state social support for families. Economic measures are aimed at supporting both young families without children and families with children. Vulnerable groups of the population are specially controlled by the government. The authors substantiate the importance of the presented areas of support for families. Their implementation is conditioned by the effective social policy of the state and its implementation in the regions.

Текст научной работы на тему «Направления государственной социальной поддержки семьи в республике Беларусь»

4. Брысев, А. Ю. Зарубежный опыт аттестация государственных гражданских служащих / А. Ю. Брысева, Т. М. Полушкина // URL: https://www.scienceforum.ru/2013/pdf/7353.pdf. (Дата обращения: 10.12.2019).

5. Трусь, А. А. Профессиональный отбор и аттестация работников : учеб. пособие. - Минск: РИВШ, 2014. - 282 с.

6. Смолячкова, Ю. А. Аттестация как инструмент формирования траектории профессионального роста государственных служащих Весщ БДПУ. - 2018. - №3 (2). - С. 117-120.

УДК 364.6:316.36(476)

DOI 10.24411/2409-3203-2019-12073

НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕМЬИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Геврасёва Анна Павловна

к. э. н., доцент, доцент кафедры экономики и управления Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины Республика Беларусь, г. Гомель Шутилина Наталья Александровна магистрант специальности 1-25 80 01 «Экономика» Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины Республика Беларусь, г. Гомель

Аннотация: в статье рассматриваются экономические аспекты государственной семейной политики в Республике Беларусь. Основы семейной политики находят отражение в Конституции Республики Беларусь и ряде нормативно-правовых актов, которые определяют принципы, положения и задачи в области семейных отношений. Демографическая политика Республики Беларусь нацелена на создание условий для роста численности населения страны. Особое внимание в исследовании уделяется механизму реализации государственной социальной поддержки семей. Экономические меры направлены на поддержку как молодых семей, не имеющих детей, так и семей, воспитывающих детей. Со стороны государства под особым контролем находятся незащищённые категории населения. Авторами обосновывается значимость представленных направлений поддержки семей, возможность реализации которых обусловлена эффективной социальной политикой государства и ее реализацией в регионах при обеспечении соответствующего уровня их экономического развития.

Ключевые слова: семья, государственная социальная политика, государственная семейная политика, социальная поддержка семей, государственные пособия, незащищенные категории населения.

DIRECTIONS OF STATE SOCIAL SYPPORT OF THE FAMILY IN BELARUS

Gevraseva Ann P.

PhD in Economics, docent, Associate Professor of the department of economics and management Gomel state university named after Francisk Skorina Republic of Belarus, c. Gomel

Shytilina Natalia A.

Master's degree in 1-25 80 01 «Economics» Gomel state university named after Francisk Skorina Republic of Belarus, c. Gomel

Annotation: the article discusses economic aspects of the state family policy in Belarus. The foundations of family policy are reflected in the Constitution of the Republic of Belarus and number of regulatory legal acts. They define principles, regulations and objectives in the field of family relations. Demographical policy in Belarus is aimed at creation conditions for population growth in the country. In this article special attention is payed to the mechanism of implementation of state social support for families. Economic measures are aimed at supporting both young families without children and families with children. Vulnerable groups of the population are specially controlled by the government. The authors substantiate the importance of the presented areas of support for families. Their implementation is conditioned by the effective social policy of the state and its implementation in the regions.

Key words: family, state social policy, state family policy, social support for families, government benefits, vulnerable groups.

Определяющее значение в обеспечении жизнедеятельности семей имеет государственная социальная политика, от которой зависят занятость населения в сферах общественного труда, благосостояние и доходы семей.

Государственная социальная политика - целенаправленная деятельность государства по управлению общественными процессами и отношениями в социально-культурной сфере. Она должна быть соотнесена с конкретно-историческими обстоятельствами, подкреплена финансовыми ресурсами и рассчитана на определенные этапные социальные результаты [1].

Государственная социальная политика направлена на стабилизацию материального положения семей, уменьшение бедности, увеличение помощи нетрудоспособным членам семьи, усиление помощи семье в воспитании детей, улучшение охраны здоровья семьи.

В целях обеспечения благоприятных условий для жизнедеятельности семьи, выполнения ею экономической, репродуктивной, воспитательной функций, укрепления нравственных основ семьи и повышения ее престижа в обществе разработан и утвержден перечень направлений государственной семейной политики Республики Беларусь.

Приоритетность семейной политики Глава государства А. Г. Лукашенко отмечает в своих ежегодных посланиях к народу Республики Беларусь и Парламенту, подчеркивая, что в Республике Беларусь успешно реализуется политика семейного благополучия, направленная на обеспечение экономической устойчивости семей. Для поддержки семьи и семейных ценностей предусмотрен ряд социальных стимулов - обеспечение жильем, льготное кредитование, трудовые гарантии матерям и другие.

Семейная политика, выступая важнейшей составной частью социальной политики, представляет собой систему мер экономического, правового, социального, организационного и информационно-пропагандистского характера [2].

Главные положения государственной семейной политики Республики Беларусь заключаются в следующем:

- семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства;

- супруги равноправны в семейных отношениях;

- родители имеют право и обязаны воспитывать детей, заботиться об их здоровье, развитии и обучении;

- ребенок не должен подвергаться жестокому обращению или унижению, привлекаться к непосильным или вредным работам;

- дети не могут быть отделены от своей семьи без оснований и решения суда;

- дети обязаны заботиться о родителях, а также о лицах, их заменяющих, и оказывать им помощь;

- женщинам обеспечивается предоставление равных с мужчинами возможностей в получении образования и профессиональной подготовке, в труде и продвижении по службе, в общественно-политической, культурной и других сферах деятельности, а также создание условий для охраны их труда и здоровья;

- молодежи гарантируется право на ее духовное, нравственное и физическое развитие [3].

Конституционные положения получили дальнейшее развитие в Кодексе Республики Беларусь о браке и семье, где сформулированы основные задачи законодательства в области семейных отношений:

- укрепление семьи в Республике Беларусь на принципах общечеловеческой морали, недопущение ослабления и разрушения семейных связей;

- построение семейных отношений на добровольном брачном союзе женщины и мужчины, равенстве прав супругов в семье, на взаимной любви, уважении и взаимопомощи всех членов семьи;

- охрана материнства и отцовства, прав и законных интересов детей, обеспечение благоприятных условий для развития и становления каждого ребенка.

Важным элементом семейной политики, закрепленном в Кодексе, является признание воспитания детей и ведения домашнего хозяйства общественно полезным трудом. Провозгласив это, государство по существу определило высокий статус и роль женщины в обществе, а воспитание детей, ведение домашнего хозяйства в семье было отнесено к не менее значимой деятельности, чем участие в общественном производстве. Следует отметить, что не все страны закрепляют такое положение женщины на законодательном уровне и реализуют на практике.

Отдельные аспекты семейной политики получили правовое оформление в гражданско-процессуальном, трудовом, уголовном и ином законодательстве [4].

В 2016-2020 годах демографическая политика Республики Беларусь нацелена на создание условий для роста численности населения страны и рождение желаемого числа детей, долгой и здоровой жизни, свободного выбора места жительства.

В этот период осуществляется переход от малодетной к среднедетной семье. Жизненной нормой должна стать полноценная семья с тремя детьми.

Главным звеном в управлении социальной политикой в Республике Беларусь является Министерство труда и социальной защиты. В регионах государственная социальная поддержка семей реализуется Управлениями социальной защиты различных уровней и Центрами социального обслуживания населения районов.

Деятельность управления социальной защиты регулируется такими нормативно-правовыми актами, как законы Республики Беларусь, указы Президента Республики Беларусь, постановления Совета Министров Республики Беларусь, положениями Министерства труда и социальной защиты.

В соответствии с действующим законодательством управлениями социальной защиты назначаются и выплачиваются следующие виды детских государственных пособий:

- по беременности и родам;

- в связи с рождением ребенка (назначается на каждого ребенка): при рождении первого ребенка - в размере 10 бюджетов прожиточного минимума (БПМ), при рождении второго и последующих детей - в размере 14 БПМ;

- женщинам, ставшим на учет в государственных организациях здравоохранения до 12-недельного срока беременности (назначается одно пособие, независимо от

количества родившихся детей, в том числе и в случае рождения мёртвого ребёнка) - в размере 1 БПМ;

- по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет: на первого ребенка - в размере 35 % средней заработной платы по республике за предыдущий квартал, на второго и последующих детей - в размере 40 % средней заработной платы по республике за предыдущий квартал, на ребенка-инвалида - в размере 45 % средней заработной платы по республике за предыдущий квартал;

- на детей старше 3 лет из отдельных категорий семей, в которых: воспитывается ребенок-инвалид до 18 лет - в размере 70 % БПМ; воспитывается ребенок, инфицированный ВИЧ в возрасте до 18 лет, - в размере 70 % БПМ; родитель, усыновитель является инвалидом I или II группы - в размере 50 % БПМ; отец (отчим), усыновитель является военнослужащим срочной военной службы - в размере 50 % БПМ;

- по временной нетрудоспособности: по уходу за больным ребенком в возрасте до 3-х лет и ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет в случае болезни матери либо другого лица, фактически осуществляющего уход за ребенком;

- по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет - в размере 1 БПМ;

- на ребенка в возрасте до 18 лет, инфицированного вирусом иммунодефицита человека.

Государственные пособия назначаются со дня возникновения права на них, если обращение за назначением пособия последовало не позднее 6 месяцев со дня возникновения такого права [5].

В каждом административном районе созданы и динамично развиваются территориальные центры социального обслуживания населения. Работа центров ориентирована, в первую очередь, на поддержку наиболее незащищённых категорий населения: инвалидов 1 и 2 групп, одиноких и одиноко проживающих пожилых граждан, многодетных и неполных семей; семей, признанных находящимися в социально-опасном положении; опекунских и приёмных семей; лиц, освободившихся из мест лишения свободы и др.

Специалисты центров занимаются выявлением потребностей конкретных семей, нуждающихся в различных видах и формах социальной помощи, осуществляют их социально-бытовое обслуживание, оказывают квалифицированную юридическую, экономическую, реабилитационную и иную помощь.

Для постановки на учет необходимо иметь одно из оснований:

- многодетная семья;

- семья с ребенком-инвалидом;

- неполная семья;

- семья, оказавшаяся в трудной жизненной ситуации (доход меньше бюджета прожиточного минимума, беженцы, стихийное бедствие, катастрофа и др.).

Семьи, подавшие заявление в центр, состоят на учете в отделении первичного приема, информации, анализа и прогнозирования, где получают социальную помощь (психологическую, юридическую и гуманитарную) [6].

Семьи, не стоящие на учете в центре, по Указу Президента Республики Беларусь № 41 могут обратиться в отделение срочного социального обслуживания центра для получения государственной адресной социальной помощи (разовой или ежемесячной) [7].

Однако при реализации социальной поддержки семей имеется ряд проблем:

- недоинформированность населения о возможностях и льготах, а также об условиях и порядке их предоставления;

- иждивенческое поведение неблагополучных семей по отношению к государству, т. к. единовременные пособия по рождению ребенка, материнский капитал при рождении

третьего и последующих детей расходуются не по назначению (рождаемость увеличивается, как правило, именно в таких семьях);

- рождение детей с аномалиями развития в неблагополучных семьях и отказ от них;

- высокий удельный вес бесплодия среди населения детородного возраста;

- завышенные требования к участникам социальных программ, как причина неэффективности некоторых государственных программ по поддержке семьи, как следствие, низкий процент граждан может ими воспользоваться;

- отсутствие единого закона, который бы полностью регулировал государственную поддержку всех видов семей: действующие в настоящее время нормативно-правовые акты социального, трудового, жилищного, семейного и других отраслей законодательства не в полной мере учитывают интересы семьи как социального института в целом. Законодательные нормы, как правило, устанавливают формы социальной поддержки, предоставления льгот и гарантий отдельным категориям граждан. Безусловно, наибольшее внимание уделяется гражданам, имеющим детей. Однако, единого законодательного акта, регулирующего вопросы государственной поддержки семьи, содержащего нормы, направленные на сохранение и укрепление семьи, рождение и воспитание детей в достойных условиях, поддержание благосостояния семьи, решение демографических проблем, в настоящее время не существует.

К числу основных предложений по совершенствованию управления социальной поддержкой семей относятся:

1 Для решения проблемы недоинформированности населения о возможностях и льготах, а также об условиях и порядке их предоставления необходимо разрабатывать меры по размещению социальной рекламы на билбордах, на стендах в социальных учреждениях, проведение мотивирующих бесед. В итоге, такая политика будет способствовать улучшению демографической обстановки в стране. Социальная реклама по обеспечению государственных гарантий должна повысить привлекательность создания многодетной семьи;

2 Проблему иждивенческого поведения неблагополучных семей по отношению к государству можно решить при помощи повышения ответственности и контроля за распределением полученных финансовых ресурсов, а также путем разграничения социальных выплат на детей (единовременное пособие при рождении ребенка, декретные ежемесячные пособия) по видам семей;

3 Для предупреждения рождения детей с аномалиями развития в неблагополучных семьях и отказа от них необходимо при каждом роддоме создать центр кризисной беременности с участием психологов и представителей традиционных религий. Направлять женщин, пожелавших прервать беременность, на собеседование в указанный центр. На законодательном уровне установить принудительную стерилизацию женщин, ведущих аморальный образ жизни, для предотвращения последующих беременностей и рождения третьего, четвертого и т. д. детей с аномалиями развития в таких семьях. Это позволит сократить размер выплат и переориентировать государственную поддержку на семьи со здоровой атмосферой;

4 Меры по совершенствованию системы управления репродуктивным здоровьем мужчин и женщин на региональном уровне : профилактику различного рода заболеваний, увеличение двигательной активности, пересмотр рациона, пропаганду здорового образа жизни с предупреждением о последствиях при его несоблюдении, которые будут способствовать снижению бесплодия среди населения детородного возраста. Увеличение и огласку помощи государства на процедуру экстракорпорального оплодотворения (ЭКО). ЭКО используется в мировой практике в терапии бесплодия с 1978 года. В Республике Беларусь процедура практикуется отечественными специалистами с 1995 года.

Задача семейной политики в том, чтобы дети рождались здоровыми и могли получить полноценное воспитание и образование, а их родители — совмещать профессиональную карьеру и семейные обязанности.

Поэтому главным направлением совершенствования государственной социальной политики по поддержке семьи является стимулирование рождаемости и, прежде всего, в благополучных семьях.

Одними из основных методов государственного стимулирования рождаемости являются предоставление материнского (семейного) капитала многодетным семьям и субсидии государства на процедуру ЭКО бездетным семьям.

Самое масштабное пособие семьям в республике - это материнский капитал. Пока программу материнского капитала решили ограничить четырьмя годами. Т. е. если в период с 1 января 2015 года по 31 декабря 2019 года в семье появляется третий, четвертый и так далее ребенок, государство зачисляет 10 тысяч долларов на специально открытый для него депозитный счет в ОАО «Беларусбанк». Эта сумма учитывается в валюте и ежегодно индексируется на уровень инфляции американского доллара. Предполагается, что с учетом индексации через 18 лет на счете окажется порядка 14-15 тыс. долларов США.

Чтобы результатами введенного в 2014 году в Республике Беларусь материнского капитала стали увеличение рождаемости при материальной поддержке семей и уменьшение смертности, благодаря улучшению благосостояния семей, необходимо сократить период, через который можно будет воспользоваться средствами материнского капитала, и расширить направления их использования. Потому что в настоящее время семьи могут более остро нуждаться в дополнительных финансовых средствах, чем по прошествии 18 лет, и, следовательно, многие считают такую форму государственной поддержки бесперспективной.

Стимулирование государством бездетных пар к проведению ЭКО целесообразно, потому что и зарубежный, и отечественный опыт показывает, что на такой серьезный шаг решаются только благополучные семьи, которые действительно хотят детей; физически здоровы, но не имеют возможности зачать ребенка естественным путем; имеют постоянное место работы и, значит, смогут обеспечить ребенка достойным будущим. Процедура ЭКО, в свою очередь, позволяет сократить количество детей с врожденной инвалидностью и повысить рождаемость в благополучных семьях.

Таким образом, стимулируя рождаемость в благополучных семьях, можно добиться культурного и духовного благосостояния нации в будущем, а также увеличения ВВП в перспективе (увеличение числа трудоспособных граждан и ликвидация тунеядства). В свою очередь, воспитание детей в благополучных семьях будет способствовать снижению преступности и вандализма, сокращению государственных расходов на содержание детей, находящихся в детских домах из-за аморального поведения родителей.

Таким образом, разработан и действует достаточно сложный и взаимоувязанный комплекс мер по социальной защите семей. При исследовании направлений государственной помощи семьям в Республике Беларусь наблюдается тенденция по преобладанию государственной помощи семьям, имеющим детей. Молодые семьи без детей могут воспользоваться государственной помощью в двух случаях:

- постановка на очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий без учета имеющейся площади;

- получение льготного кредита для проведения процедуры экстракорпорального оплодотворения.

К настоящему времени основные формы государственной помощи семьям, имеющим детей, представлены:

- денежными выплатами семьям на детей и в связи с их рождением, содержанием и воспитанием (пособия и пенсии);

- трудовыми, налоговыми, жилищными, кредитными, медицинскими льготами семьям с детьми, родителям и детям;

- бесплатными выдачами семье и детям детского питания, лекарств, одежды и обуви, питания беременным женщинам и др.;

- льготной постановкой на очередь и выдачей кредита для строительства жилья.

Для устойчивого развития регионов в условиях реформирования экономики особая

роль отводится оценке социального развития территории, которая призвана анализировать реализацию гарантии семей на социальную защиту, полноценное питание, удовлетворение материальных и духовных потребностей. Следовательно, целями реализации социальной политики в регионах являются:

- недопущение снижения жизненного уровня населения, и прежде всего наименее защищенных категорий (многодетных и неполных семей);

- повышение эффективности социальных программ;

- рациональное использование выделяемых государством средств на защиту населения.

Достижение целей социальной политики предполагает реализацию направлений социальной поддержки семей, что во многом обусловлено обеспечением устойчивого роста как экономики государства в целом, так и регионов, в частности.

Список литературы:

1. Андреев, Ю. П. Категория «социальный институт» / Ю. П. Андреев // Философские науки. - 1984. - №1. - С. 150-153.

2. Экономическая теория семьи как развитие теоретической экономики [Электронный ресурс] // Теоретическая экономика. - Режим доступа: https:// cyberleninka.ru/article/n/ekonomicheskaya-teoriya-semi-kak-razvitie-teoreticheskoy-ekonomiki - Дата доступа: 14.11.2019.

3. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). -Минск: Амалфея, 2005. - 44 с.

4. Кодекс Республики Беларусь о браке и семье: принят Палатой представителей 9 июля 1999 г.; одобр. Советом Республики - Мн., 2009. - 103 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Министерство труда и социальной зашиты Республики Беларусь [Электронный ресурс] - Режим доступа: http:// www.mintrud.gov.by - Дата доступа: 14.11.2019.

6. О государственной адресной социальной помощи: Указ Президента Республики Беларусь от 19 января 2012 г. № 41: - Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2012. - №37. - 58 с.

7. Положение о предоставлении государственной адресной социальной помощи: Постановление Совета Министров от 28 марта 2012 г. № 274: - Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2012. - №56. - 112 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.