Научная статья на тему 'Современная социальная поддержка семей с детьми'

Современная социальная поддержка семей с детьми Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
27212
2607
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ / СЕМЬИ С ДЕТЬМИ / БЕДНОСТЬ СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ / SOCIAL POLICY / FORMS OF SOCIAL SUPPORT / FAMILIES WITH CHILDREN / POVERTY AMONG FAMILIES WITH CHILDREN

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кондакова Наталья Александровна

Современная социальная политика государства в последние годы направлена на социальную поддержку семьи, материнства и детства и призвана смягчить существующие демографические проблемы в стране. В результате проведенного анализа выявлено, что в России основной формой социальной поддержки семей с детьми является денежная, которая осуществляется преимущественно через пособия, ежемесячные выплаты и компенсации, материальную помощь и др. При этом она носит фрагментарный характер: финансовая поддержка в основном направлена на стимулирование рождения ребенка, а не на оказание поддержки в процессе его последующего воспитания и развития. Несмотря на то что с 2007 года отмечаются позитивные сдвиги в сфере поддержки семей с детьми, установлено, что результативность действующих программ низкая, одновременно с этим наблюдается постепенное сокращение доли расходов на социальные обязательства в отношении защиты и поддержки семьи и детей. Существующие единовременные выплаты при рождении ребенка и материнский капитал носят краткосрочный характер и не способны устранить масштабы детской бедности (появление даже первого ребенка в семье повышает риск бедности, а многодетность приводит к ней в подавляющем числе случаев). Также ситуация усугубляется нестабильной экономической ситуаций в стране, которая снижает возможность качественной жизни населения, особенно наиболее уязвимых категорий населения детей, многодетных семей, малоимущих семей с детьми. Поэтому необходимо предусмотреть следующие направления совершенствования социальной поддержки семей с детьми: введение в практику социального пакета для семей с детьми (продуктовые наборы, покупка одежды и обуви, товаров длительного пользования и др.), адресная поддержка на основе проверки нуждаемости, повышение эффективности сектора социальных услуг, предоставляемых населению, повышение уровня информационной поддержки при принятии решений (проведение панельных исследований, расширение практики выборочных обследований населения), активное привлечение социально ориентированных некоммерческих организаций, развитие направления поддержки семей с детьми через систему налоговых вычетов, продление действия программы «Материнский капитал» после 2016 года, решение проблемы обеспечения местами в детских садах детей ясельного возраста, повышение информированности семей с детьми в вопросах обеспечения их законных прав.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern social support for families with children

Current social policy is focused on supporting families, motherhood and childhood and mitigating vital demographic problems in the country. The conducted analysis reveals that in Russia money allocation is the main form of social support of families with children, primarily through benefits, monthly payments, compensation, financial aid, etc. However, it is fragmentary: financial support is mainly aimed at stimulating the birth of a child, but not at supporting a child in the process of education and development. Despite the fact that since 2007 there have been positive shifts in this sphere the effectiveness of existing programs has been low; besides, there has been a gradual reduction in the share of expenditure on social obligations regarding the protection and support of families and children. Lump-sum payment for child birth and maternity capital are short-term and unable to eliminate child poverty (even the appearance of the first child in the family increases the risk of poverty and a number of children involve it in the majority of cases). Also the situation is aggravated by the unstable economic situation in the country, which reduces the quality of life of the population, especially the most vulnerable children, large families, poor families with children. Therefore, it is necessary to provide for the following areas of improvement of social support of families with children: introduction of social package for families with children (food parcels, purchase of clothing and footwear, durable goods, etc.), targeted support on the basis of means-testing, raising the efficiency of social sector services provided to the population, increasing the level of information support in decision making (conducting panel research, encouraging the practice of sample surveys of the population), active involvement of socially oriented non-profit organizations, development of projects aimed at supporting families with children through the system of tax deductions, extension of the maternity capital program after 2016, solution of the problem of providing toddlers with places in kindergartens, raising the awareness of families with children about their legal rights.

Текст научной работы на тему «Современная социальная поддержка семей с детьми»

УДК 316.4 (470.12) ББК 60.561.7

© Кондакова Н.А.

СОВРЕМЕННАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ1

КОНДАКОВА НАТАЛЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА

младший научный сотрудник отдела исследования уровня и образа жизни населения Федеральное государственное бюджетное учреждение науки

Институт социально-экономического развития территорий Российской академии наук E-mail: [email protected]

Современная социальная политика государства в последние годы направлена на социальную поддержку семьи, материнства и детства и призвана смягчить существующие демографические проблемы в стране. В результате проведенного анализа выявлено, что в России основной формой социальной поддержки семей с детьми является денежная, которая осуществляется преимущественно через пособия, ежемесячные выплаты и компенсации, материальную помощь и др. При этом она носит фрагментарный характер: финансовая поддержка в основном направлена на стимулирование рождения ребенка, а не на оказание поддержки в процессе его последующего воспитания и развития. Несмотря на то что с 2007 года отмечаются позитивные сдвиги в сфере поддержки семей с детьми, установлено, что результативность действующих программ низкая, одновременно с этим наблюдается постепенное сокращение доли расходов на социальные обязательства в отношении защиты и поддержки семьи и детей. Существующие единовременные выплаты при рождении ребенка и материнский капитал носят краткосрочный характер и не способны устранить масштабы детской бедности (появление даже первого ребенка в семье повышает риск бедности, а многодетность приводит к ней в подавляющем числе случаев). Также ситуация усугубляется нестабильной экономической ситуаций в стране, которая снижает возможность качественной жизни населения, особенно наиболее уязвимых категорий населения - детей, многодетных семей, малоимущих семей с детьми. Поэтому необходимо предусмотреть следующие направления совершенствования социальной поддержки семей с детьми: введение в практику социального пакета для семей с детьми (продуктовые наборы, покупка одежды и обуви, товаров длительного пользования и др.), адресная поддержка на основе проверки нуждаемости, повышение эффективности сектора социальных услуг, предоставляе-

1 Работа выполнена при поддержке РНФ (проект № 14-18-03120 «Качество детского населения в контексте модернизации России»).

мых населению, повышение уровня информационной поддержки при принятии решений (проведение панельных исследований, расширение практики выборочных обследований населения), активное привлечение социально ориентированных некоммерческих организаций, развитие направления поддержки семей с детьми через систему налоговых вычетов, продление действия программы «Материнский капитал» после 2016 года, решение проблемы обеспечения местами в детских садах детей ясельного возраста, повышение информированности семей с детьми в вопросах обеспечения их законных прав.

Социальная политика, формы социальной поддержки, семьи с детьми, бедность семей с детьми.

Поддержка семьи, материнства и детства провозглашена одним из приоритетных направлений современной социальной политики в России. Комплекс мер государственной поддержки семей с детьми отражен в ряде документов стратегического развития страны, таких как Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г., Концепция демографического развития РФ до 2025 г., Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 гг., Концепция государственной семейной политики в РФ до 2025 г.

Социальная политика государства, направленная на поддержку семей с детьми, подразумевает осуществление социальных программ, обеспечивающих благосостояние и социальные гарантии.

При этом одной из основных задач социальной политики является устранение существующих демографических проблем. Для России и Вологодской области 1992 год стал переломным: с этого момента отмечалось снижение коэффициентов рождаемости (с 13,4 в 1990 году до 10,7%о в 1992 году) и увеличение коэффициентов смертности (с 11,2 в 1990 году до 12,2% в 1992 году), что стало причиной естественной убыли населения. Начиная с 2000-х гг., уровень рождаемости в стране стал постепенно повышаться, при этом наиболее выраженный рост по сравнению с предыдущим годом наблюдался в 2007 году (по России на 0,9%, в Вологодской области на 0,7%) (рисунок).

Данные тенденции улучшения демографической ситуации связаны как с активной политикой государства (введение ежемесячного пособия по уходу за ребенком неработающим женщинам, увеличение размера пособия по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком работающим женщинам, введение родового сертификата и материнского капитала), так и с благоприятной структурой населения (вхождение в репродуктивный возраст многочисленных поколений женщин 1980-х годов рождения) [1; 10; 12].

Несмотря на указанные положительные тенденции, уровень рождаемости остается стабильно не обеспечивающим простого воспроизводства населения. Как в стране в целом, так и в отдельных регионах (Вологодская область) наблюдается сокращение доли детей и подростков в общей численности населения: за 2000 -2013 гг. в России удельный вес детей (в возрасте от 0 до 17 лет) уменьшился на 4 процентных пункта (с 23 до 19%).

Целью данной работы послужило выявление проблем социальной поддержки семей с детьми. Для ее достижения были проанализированы особенности материального положения семей с детьми, изменения в расходах на выплату пособий и социальную помощь данной категории населения, основные меры социальной поддержки семьям, осуществляемые как в России, так и на уровне регионов (на примере Вологодской области).

24

-12

1990 1992 1995 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013

ОК рождаемости, РФ ОК рождаемости, ВО

ОК смертности, РФ ОК смертности, ВО

Естественная убыль (прирост), РФ Естественная убыль (прирост), ВО

Рис. Естественное движение населения в Вологодской области (ВО) и Российской Федерации (РФ), %о

Источник: Российский статистический ежегодник. 2014 [Электронный ресурс] : стат. сб. / Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. - Режим доступа : http://www.gks.ru/free_doc/doc_2014/year/year14.rar

По данным Всероссийской переписи населения 2010 года, в России доля семей с детьми младше 18 лет в общем числе домохозяйств, состоящих из двух и более человек, была равна 44%, снизившись с момента предыдущей переписи 2002 года на 8 п. п. Аналогичная ситуация сложилась и в Вологодской области.

При этом доля многодетных семей (с тремя и более детьми) находилась на уровне 7% от общего числа семей с детьми (в Вологодской области - 5%; табл. 1).

В 2006 году в стране был принят ряд документов, которые определили новые меры государственной социальной политики поддержки семей с детьми

Таблица 1. Численность домохозяйств с детьми моложе 18 лет

Год Число частных домохозяйств, состоящих из 2-х и более чел., тыс. ед. Из них домохозяйства, имеющие детей моложе 18 лет

всего с 1 ребенком с 2 детьми с 3 и более детьми

тыс. ед. % тыс. ед. % тыс. ед. % тыс. ед. %

Российская Федерация

2002 40969,9 21195,9 100 13829,1 65 5970,6 28 1396,1 7

2010 40541,9 17877,2 100 11705,2 65 4922,3 28 1249,7 7

Вологодская область

2002 364,0 189,3 100 125,3 66 54,4 29 9,6 5

2010 355,5 156,1 100 105,9 68 42,6 27 7,6 5

Источники: Всероссийская перепись населения 2002 г. [Электронный ресурс] / Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. - Режим доступа : Мр://\ммм.регер1$2002.ги/Мех.Мт1?1(1=12; Всероссийская перепись населения 2010 г. [Электронный ресурс] / Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. - Режим доступа : http://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/perepis_itogi1612.htm

[14; 16; 19; 24]. Нововведения особенно коснулись пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, компенсаций части родительской платы за содержание ребенка в образовательных учреждениях, единовременных выплат за рождение (усыновление) второго и последующего ребенка.

В РФ государственная социальная поддержка различается по формам (денежная, натуральная, услуги, льготы) и получателям (дети, многодетные семьи, беременные женщины, малоимущие, сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей). Основная доля помощи семьям с детьми приходится на денежную форму, которая осуществляется преимущественно через пособия, ежемесячные денежные выплаты и компенсации, материальную помощь и пр. В России согласно Федеральному закону от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» основными видами являются пособие по беременности и родам; единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности; единовременное пособие при рождении ребенка; ежемесячное пособие по уходу за ребенком; единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью; единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную

службу по призыву; ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву. Согласно поправкам к данному закону, с 2008 года в стране подлежат индексации пособия граждан, имеющих детей. Так, в 2014 году ежегодная индексация государственных пособий была осуществлена на 5% (в 2010 году - на 10%, в 2011 году - на 6,5%, в 2012 году - на 6%, в 2013 году -на 5,5%). Единовременное пособие при рождении ребенка составляло в среднем 13741,97 руб. (2010 год - 10988,9 руб., 2011 год - 11703,2 руб., 2012 год -12405,32 руб., 2013 год - 13087,61 руб.) [25]. Ежемесячное пособие по уходу за первым ребенком составляло не менее 2576,62 руб., за вторым и последующими детьми - 5135,24 руб. Для сравнения: до 2007 года размер пособия составлял 700 руб. и не зависел от количества и очередности родившегося ребенка [15].

Также с 2007 года в стране и регионах начала свое действие государственная материальная поддержка при рождении (усыновлении) второго или последующего ребенка в виде материнского (семейного) капитала. Первоначальный размер семейного капитала составлял в 2007 году 250 тыс. руб. и достиг в 2015 году 453,026 тыс. руб. [21].

Одной из самых острых проблем семей с детьми является повышенный риск попадания в число бедных. В настоящее

время появление даже первого ребенка в семье повышает риск бедности, а многодетность делает ее бедной в подавляющем числе случаев [9].

По данным выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств [6], за 2009 - 2013 гг. на 9 п. п. увеличилась доля малоимущих семей с детьми в общей численности малоимущих домашних хозяйств. Так, в 2013 году в России наибольшую долю малоимущих домашних хозяйств составляли семьи с детьми в возрасте до 16 лет (64%), в том числе домохозяйства с одним ребенком - 33%, с двумя детьми - 22%, с тремя и более детьми - 9% (табл. 2). В Вологодской области среди всех малоимущих семьи с детьми до 16 лет составляют 55% [18].

Также сохраняется тенденция увеличения имущественного разрыва между однодетными и многодетными семьями. Так, в России располагаемые ресурсы в до-мохозяйствах, имеющих одного ребенка в возрасте до 16 лет, в 2012 году составили 17664 руб. на человека, что почти в два раза выше, чем в домохозяйствах с тремя детьми. Аналогичная ситуация сложилась и в Вологодской области, где в 2010 году семьи с тремя детьми имели самый низкий уровень располагаемых ресурсов в среднем на члена семьи в месяц (5460 руб.), который в 2,2 раза ниже, чем в семьях с одним ребенком (12071 руб.), и в 1,6 раза - с двумя детьми (8716 руб.; табл. 3).

Низкая покупательная способность доходов семей с детьми сказывается на качестве питания, возможностях приобретения лекарств и витаминов, оздоровления в санаторно-курортных условиях и т. д. Если большая часть доходов используется только на приобретение минимально необходимого набора продуктов и самые неотложные платежи, то семья не в состоянии удовлетворить другие свои потребности (медицинские, образовательные, культурные, рекреационные). В структуре

потребительских расходов семей с детьми в стране значительную долю занимают расходы на питание: в 2010 году около 30% потребительских расходов семей с одним ребенком уходило на приобретение продуктов питания, 40% - у семей с тремя детьми [6]. Поэтому различные формы социальной поддержки являются значимым и необходимым источником помощи категориям населения, наиболее подверженным попаданию в число бедных.

Согласно опросу, проведенному в 2014 году среди родильниц в роддомах Вологодской области, около 44% семей с детьми тратят большую часть своего дохода (60% и более) на питание2. Результаты мониторинга показали, что за 1995 - 2014 гг. благосостояние семей с детьми повысилось. Однако у 7% семей с детьми денег не хватает даже на продукты питания, а появление ребенка еще больше усугубит материальное положение (табл. 4).

Предпринимаемые в регионах меры помощи детям дополняют мероприятия федерального уровня. Так, в Вологодской области в 2003 году был принят закон «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Вологодской области» [22], в котором отражены основные правовые, социально-экономические и организационные основы государственной политики в сфере охраны семьи, направленные

2 Опрос был проведен в марте 2014 года (в рамках ежегодного мониторинга когорт «Изучение условий формирования здорового поколения», который проводится в ИСЭРТ РАН с 1995 года) среди женщин, родивших детей и находящихся в учреждениях родовспоможения Вологодской области. Объем выборки составил 370 человек. Территория исследования - города Вологда (административный центр Вологодской области), Череповец (экономический центр), Великий Устюг, Кириллов, п.г.т. Вожега. Метод исследования - социологический опрос по формализованной анкете. Подробнее о мониторинге см.: Шабунова А.А., Кондакова Н.А. Здоровье и развитие детей: итоги 20-летнего мониторинга // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. -2014. - № 5 (35). - С. 33-54.

Таблица 2. Доля малоимущих домашних хозяйств с детьми в возрасте до 16 лет в общей численности малоимущих домашних хозяйств в Российской Федерации, %

2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г.

Все обследованные домашние хозяйства с детьми* 54,6 57,5 59,7 62,2 64,0

с 1-м ребенком 30,3 31,2 32,7 33,4 32,7

с 2-мя детьми 18,6 20,3 20,6 21,3 22,3

с 3-мя детьми 5,7 6,0 6,5 7,5 9,0

* По материалам выборочных обследований бюджетов домашних хозяйств, которые проводятся органами государственной статистики во всех субъектах Российской Федерации по выборочному методу и строятся на принципах добровольного участия домохозяйств. Объем выборки: по России 47765 домохозяйств (в Вологодской области - 505) ежеквартально. Источник: Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.gks.ru/free_doc/new_site/ рори№опЯатНу/1-3.хкх

Таблица 3. Располагаемые ресурсы* домашних хозяйств в Российской Федерации и Вологодской области в зависимости от наличия и числа детей (на члена домохозяйства), руб. в месяц

2007 г. 2009 г. 2010 г. 2012 г.

РФ ВО РФ ВО РФ ВО РФ ВО

Все обследованные домашние хозяйства** 9157 9343 10667 11527 12051 13257 16251 15896

в том числе:

Домохозяйства, имеющие детей в возрасте до 16 лет:

с 1-м ребенком 9306 8862 11314 9762 12756 12071 17664 н. д.

с 2-мя детьми 7724 7822 10215 7504 11822 8716 15261 н. д.

с 3-мя детьми 4468 4926 7464 9106 6947 5460 9605 н. д.

*Располагаемые ресурсы домашних хозяйств - объем денежных и натуральных (в стоимостной оценке) средств, которыми располагали домашние хозяйства для финансирования своего потребления и создания сбережений в период обследования. Для РФ в данный показатель включены домашние хозяйства только с детьми, для Вологодской области - как с детьми, так и без детей. **По материалам выборочных обследований бюджетов домашних хозяйств, которые проводятся органами государственной статистики во всех субъектах Российской Федерации по выборочному методу и строятся на принципах добровольного участия домохозяйств. Объем выборки: по России 47765 домохозяйств (в Вологодской области - 505) ежеквартально. Источники: Государственный доклад о положении детей и семей, имеющих детей, в РФ. 2012 год / Министерство труда и социальной защиты РФ. - М., 2013. - 464 с.; О положении детей Вологодской области в возрасте до 16 лет в 2010 году : стат. бюллетень / Вологдастат. - Вологда, 2011. - 17 с.

Таблица 4. Распределение ответов на вопрос «Оцените, пожалуйста, возможности удовлетворения потребностей Вашей семьи исходя из ее совокупного дохода», % от числа опрошенных

респондентов с новорожденными детьми

Оценка Когорта

1995 г.р. 1998 г.р. 2001 г.р. 2004 г.р. 2014 г.р.

Денег вполне достаточно, чтобы ни в чем себе не отказывать 0 2 5 9 23

Денег достаточно для приобретения необходимых продуктов и одежды, однако более крупные покупки приходится откладывать на потом 27 38 39 42 35

Денег хватает только на приобретение продуктов питания 53 37 35 27 31

Денег не хватает даже на приобретение продуктов питания, приходится «влезать» в долги 12 14 7 6 7

Источник: Мониторинг «Изучение условий формирования здорового поколения», ИСЭРТ РАН, 1995, 1998, 2001, 2004, 2014 гг.

на улучшение демографического неблагополучия, повышение качества жизни семей с детьми. Стоит отметить, что данный закон действует еще только в 10 регионах России (Республики Адыгея, Башкортостан, Ингушетия, Кабардино-Балкарская, Саха (Якутия), Чеченская Республика, Пермская, Брянская, Воронежская, Омская области) и является положительным примером

в части предоставления мер социальной поддержки для проживающих на территории области детей, матерей, отцов (усыновителей, опекунов, попечителей, приемных родителей), молодых семей, семей, имеющих детей.

Необходимо отметить, что на региональном уровне осуществляется разработка и реализация дополнительных

механизмов материальной поддержки семей, способствующих повышению уровня жизни семей с детьми. К примеру, в Вологодской области, кроме пособий, установленных федеральным законодательством (пособия по беременности и родам, по уходу за ребенком, единовременные выплаты в связи с беременностью и рождением ребенка), установлена единовременная выплата в размере 100 тыс. рублей при рождении (усыновлении) третьего ребенка после 1 января 2011 года [22]. Также многодетным семьям бесплатно выделяются земельные участки [13] (табл. 5). Кроме того, в Вологодской области принимаются дополнительные меры поддержки отдельных категорий семей (многодетные, малоимущие), включающие различные пособия и компенсации затрат на приобретение школьной одежды, лекарственных средств, на проезд в общественном транспорте, оплату коммунальных услуг, льготное питание.

Анализ основных мер социальной поддержки, осуществляемых как в России, так и на уровне регионов (на примере Вологодской области) семьям с детьми, показал, что основная материальная поддержка семей приходится на период рождения и до достижения ребенком 1,5 лет (ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет) [7; 8].

Если сравнивать объемы финансирования материальной поддержки семей с детьми с европейскими странами, то они в разы отличаются в пользу последних. Так, в 2013 году уровень расходов на семейные и материнские пособия по отношению к ВВП в России составляет 0,5% (табл. 6), а в объеме денежных доходов населения - 0,7%, что меньше, чем в европейских странах. К примеру, в 2011 году на прямые выплаты семьям с детьми в Португалии расходовалось 1,76% ВВП, в Люксембурге - 3,65% ВВП, во Франции

(самый высокий уровень рождаемости в континентальной Европе) - 3,8% ВВП. Всего по странам ОЭСР на государственную поддержку семей с детьми расходуется в среднем 2,6% ВВП [31].

Наблюдается сокращение доли расходов на социальные обязательства государства в отношении защиты и поддержки семьи и детей. В 2013 году семейные и материнские пособия (табл. 7) в общих расходах на выплату пособий и социальную помощь составляли 16%, снизившись за 6 лет на 5 п. п. Снижение произошло по всем видам пособий, за исключением пособия по уходу за детьми-инвалидами.

В России программы социальной поддержки функционируют на основе заявительного принципа и во многом зависят не только от активности самих семей с детьми при сборе необходимых документов, но и от их информированности в вопросах обеспечения законных прав.

Как показало исследование, проведенное в 2014 году в роддомах Вологодской области, почти 10% женщин не знали о единовременном пособии при постановке на учет в ранние сроки беременности, столько же имели проблемы и с получением единовременного пособия на ребенка.

Таким образом, анализ состояния социальной поддержки семей с детьми в России показал, что она носит фрагментарный характер: финансовая помощь в основном направлена на стимулирование рождения ребенка и поддержку до достижения им возраста 1,5 лет, а не на оказание поддержки в процессе его последующего воспитания и развития. Одновременно с этим исследование подтвердило недостаточную развитость системы оповещения населения о действующих социальных программах. Перечисленные обстоятельства дают основание полагать, что полученные в ходе исследования научно-практиче-

Таблица 5. Формы социальной поддержки семей с детьми в Вологодской области, предусмотренные региональным законодательством (2014 год)

Мера социальной поддержки Размер Категория

Денежная форма

1. Единовременное пособие при рождении ребенка 4500 руб. Малоимущие

2. Дополнительное единовременное пособие (при рождении 2, 3-го ребенка после 01.06.2012) 2000 руб.

3. Ежемесячное пособие на ребенка (до 16 лет на учащегося до окончания им обучения, но не более возраста 18 лет) от 150 руб. (172,5 руб. с РК* 1,15) (187,5 руб. с РК 1,25)

4. Единовременное пособие на детей, идущих в 1 класс 3000 руб.

5. Компенсации стоимости проезда (к месту лечения и обратно детям, а также одному из родителей) 50% от стоимости

6. Компенсация транспортных расходов беременным женщинам (направляемым для диспансеризации, консультации, лечения и родов) 100% от стоимости

7. Ежемесячная денежная выплата на третьего и каждого последующего ребенка (родившегося после 01.01.2013) 7196 руб.

8. Ежемесячное пособие в повышенном размере (до 16 лет на учащегося до окончания им обучения, но не более возраста 18 лет) 345 руб. (с РК 1,15), 375 руб. (с РК 1,25) Малоимущие многодетные

9. Ежемесячная денежная компенсация расходов на оплату коммунальных услуг (при отсутствии центрального отопления) 30% Многодетные

10. Ежегодная денежная компенсация семьям, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, на приобретение твердого топлива 1440 руб. (на семью)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Ежегодная денежная компенсация семьям, не пользующимся ежемесячной мерой социальной поддержки по оплате газа в размере 30%, на приобретение сжиженного газа 133 руб. (на каждого члена семьи)

12. Ежемесячная компенсация на проезд 150 руб.

13. Ежемесячное пособие семьям с детьми больными целиакией 1200 руб. Независимо от доходов семьи

14. Ежемесячное пособие на ребенка-инвалида, ребенка, являющегося ВИЧ-инфицированным (до 18 лет) 1000 руб.

15. Единовременная денежная выплата (на третьего ребенка, рожденного после 01.01.2011) 100 000 руб.

16. Единовременное вознаграждение при награждении медалью Вологодской области «Медаль материнства» 3-х степеней (1 степень - 10 и более детей; 2 степень - 7-9 детей; 3 степень - 5-6 детей) 1 степени - 20 000 руб. 2 степени - 15 000 руб. 3 степени - 10 000 руб.

17. Единовременное пособие отцам, воспитывающим 5 и более детей 10 000 руб. (5-6 детей); 15 000 руб.(7-9 детей); 20 000 руб. (10 и более)

Натуральная форма

18. Обеспечение новорожденных детей средствами ухода до 1500 руб. Малоимущие

19. Приобретение комплекта детской одежды, спортивной формы (один раз в 2 года) 1500 руб. Многодетные

20. Предоставление в собственность земельных участков

21. Обеспечение лекарственными препаратами (до 6 лет по рецептам врачей)

22. Компенсация за содержание ребенка в дошкольных государственных образовательных учреждениях от 20% до 70% Все

Форма услуг

23. Бесплатное посещение музеев, выставок, парков культуры и отдыха один раз в месяц Многодетные

24. Обеспечение бесплатными путевками Путевки в оздоровительные лагеря на безвозмездной основе. 100% оплата питания в лагерях с дневным пребыванием Дети в трудной жизненной ситуации

25. Прием в детские дошкольные учреждения (первоочередной прием) Многодетные

26. Обеспечение детей (в возрасте от 4 до 18 лет) бесплатными (частично оплаченными) санаторно-курортными путевками Все

Форма льгот

27. Обеспечение льготным питанием детей, обучающихся в общеобразовательных организациях Не менее 25 руб. в учебный день на одного обучающегося Многодетные/ Малоимущие

*РК (районный коэффициент). На территории Вологодской области в Бабаевском, Вологодском, Грязовецком, Кадуйском, Междуреченском, Сокольском, Устюженском, Чагодощен-ском, Череповецком, Шекснинском районах и г. Вологде РК составляет 1,15, в г. Череповце - 1,25. Источники: О дополнительных мерах поддержки семей, имеющих детей [Электронный ресурс] : Федеральный закон от 29.12.2006 № 256-ФЗ // Справочно-поисковая система Кон-сультантПлюс; О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в целях реализации права на образование [Электронный ресурс] : Закон области от 17 июля 2013 года № 3140-ОЗ // Справочно-поисковая система КонсультантПлюс; О порядке предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан в целях реализации ими права на образование, их размере, а также порядке возмещения расходов [Электронный ресурс] : Постановление Правительства Вологодской области от 25.02.2005 № 199 // Справочно-поисковая система КонсультантПлюс; Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Вологодской области [Электронный ресурс] : Закон Вологодской области от 29.12.2003 № 982-ОЗ // Справочно-поисковая система КонсультантПлюс; Об утверждении положения о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей [Электронный ресурс] : Постановление Правительства от 30.12.2006 № 865 // Справочно-поисковая система КонсультантПлюс.

Таблица 6. Доля семейных пособий в ВВП и общем объеме денежных доходов и заработной платы, %

Доля семейных пособий Год

2008 2010 2011 2012 2013

В ВВП 0,4 0,6 0,5 0,5 0,5

В объеме денежных доходов населения 0,7 0,8 0,8 0,8 0,7

Источник: Российский статистический ежегодник. 2014 [Электронный ресурс] : стат. сб. / Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. -Режим доступа : http://www.gks.ru/free_doc/doc_2014/year/year14.rar

Таблица 7. Расходы на выплату пособий и социальную помощь семьям с детьми в России

Показатель Год

2008 2010 2011 2012 2013

млн руб. % млн руб. % млн руб. % млн руб. % млн руб. %

Расходы на выплату пособий и социальную помощь 829995 100 1522664 100 1831351 100 1935941 100 2076185 100

в том числе:

семейные и материнские пособия 178786 21,5 264544 17,4 293590 16,0 322738 16,7 336783 16,2

из них:

по беременности и родам* 44222 5,3 67317 4,4 75632 4,1 86636 4,5 82448 4,0

при рождении ребенка* 14158 1,7 18737 1,2 21311 1,2 23350 1,2 24792 1,2

по уходу за ребенком до 1,5 лет* 75210 9,1 121797 8,0 139802 7,6 152059 7,9 169580 8,2

по уходу за детьми-инвалидами* 912 0,1 760 0,0 938 0,1 1159 0,1 1417 0,1

ежемесячное пособие на ребенка** 32611 3,9 43607 2,9 45228 2,5 48846 2,5 46601 2,2

прочие семейные и материнские пособия 11673 1,4 12326 0,8 10679 0,6 10688 0,6 11945 0,6

*По данным Фонда социального страхования Российской Федерации. **По данным Минтруда России. Источник: Российский статистический ежегодник. 2014 [Электронный ресурс] : стат. сб. / Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. -Режим доступа : http://www.gks.ru/free_doc/doc_2014/year/year14.rar

ские результаты дополнят ключевые направления развития современных гуманитарных научных исследований социальной политики в области семьи и детства.

В 2014 году Исследовательский центр ИТАР-ТАСС составил рейтинг регионов России по условиям благоприятствования рождению ребенка «Где на Руси рожать хорошо» [4]. Оценка производилась за счет двух вспомогательных рейтингов - «материального стимулирования» (основу составили показатели ежемесячного регионального пособия на ребенка, единовременного пособия при рождении первого ребенка, единовременного пособия на второго ребенка, регионального материнского капитала) со стороны региональных властей и «нематериального благоприятствования» (коэффициенты младенческой и детской смертности до 5 лет, разводов, социального сиротства,

обеспеченности детскими дошкольными учреждениями). Вологодская область в итоговом рейтинге с 32 баллами заняла 32 - 34 место из 83 возможных (количество регионов России, участвующих в исследовании), разделив его с Новгородской и Челябинской областя-ми3. Первое место в рейтинге досталось Московской области (59 баллов), далее следуют Ленинградская область (58), г. Санкт-Петербург (57), Воронежская область (54) и г. Москва (46).

Среди рейтинга «материального стимулирования» Вологодская область заняла 26 - 32 место4, набрав в сумме 10 баллов, что на 25 баллов меньше, чем в регионе-лидере (Московская область).

3 Данные регионы набрали одинаковое количество баллов (32).

4 Такое же количество баллов имеет Амурская, Владимирская, Калужская, Костромская, Орловская, Тюменская области.

Несколько ниже оказалась позиция по рейтингу «нематериального благоприятствования», всего лишь 44 - 51 место (22 балла)5 и 10 баллов отставание от лидера (Чувашская республика).

Большое практическое значение в повышении эффективности государственной политики и в практике защиты прав детей оказало введение в стране должности уполномоченного по правам ребенка (Указ Президента РФ от 1 сентября 2009 года № 986 «Об уполномоченном при Президенте РФ по правам ребенка»), который работает более чем в 60 регионах страны.

В 2013 году в Вологодской области также была официально введена должность уполномоченного по правам ребенка при Губернаторе Вологодской области [23]. В 2014 году в службе по правам ребенка было рассмотрено 671 обращение граждан. Основными вопросами, с которыми обращается население, являются нарушение жилищных прав семей с детьми (24% обращений за 2014 год), нарушение прав детей в сфере образования (22%), здравоохранения (7%) [23] и др. В службе по правам ребенка работает всего два специалиста. Несмотря на то что они являются компетентными и имеют большой стаж работы в сфере защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, указанное количество сотрудников недостаточно для решения такого большого круга проблем в данной области.

Сегодня правительство региона старается привлечь бизнес-структуры, гражданское общество к работе в области социальной поддержки семей с детьми. Положительным примером государственно-частного партнерства в рамках взаимодействия власти и бизнес-струк-

5 Такое же количество баллов имеет Ивановская, Калининградская, Кировская, Нижегородская, Омская области, а также Республика Карелия и Республика Коми.

тур, нашедшим свое отражение в госпрограмме «Социальная поддержка граждан в Вологодской области на 2014 - 2018 годы» [5], является подпрограмма «Дорога к дому», которая работает в Вологодской области с 2006 года при софинансировании ОАО «Северсталь». Ее основными направлениями являются профилактика социального сиротства и детской безнадзорности. Кроме указанной подпрограммы региональные бизнес-структуры и некоммерческие общественные организации участвуют в подпрограмме «Дополнительные мероприятия, направленные на повышение качества жизни детей, семей с детьми Вологодской области». В 2014 году на реализацию указанных подпрограмм было потрачено более 67 млн руб., в том числе половина (52%) расходов из бюджета ОАО «Северсталь», около 21% -средства Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (г. Москва), 24% - областной бюджет, 3% -средства некоммерческих общественных организаций области [11].

В 2014 году Минтрудом России совместно с органами исполнительной власти субъектов РФ был разработан комплекс мер по улучшению демографической ситуации в субъектах России, имеющих отрицательные демографические показатели, в части поддержания позитивной динамики рождаемости [27]. В число 27 регионов, имеющих низкие показатели рождаемости, вошла и Вологодская область.

Руководителям высших исполнительных органов государственной власти предлагаются на проработку следующие меры по социальной поддержке семей с детьми: увеличение ежемесячной денежной выплаты на второго ребенка в возрасте от 1,5 до 3 лет в размере половины прожиточного минимума ребенка, установленного в регионе; разработка программы развития системы услуг по уходу и при-

смотру за детьми в возрасте до 3-х лет, в том числе без оказания образовательных услуг. Принятие дополнительных мер по повышению информированности населения о федеральных и региональных мерах по поддержке семей с детьми и др. [27].

Данные инициативы в области государственной поддержки детства, безусловно, будут способствовать росту инвестиций в детей, но они не в состоянии обеспечить выведение большинства семей с детьми из бедности.

Сегодня Россия переживает нелегкую экономическую ситуацию. Серьезную обеспокоенность вызывает ситуация в социальной сфере: за 11 месяцев 2014 года относительно аналогичного периода 2013 года реальные располагаемые денежные доходы населения не изменились. В то же время в декабре 2014 года (к декабрю 2013 года) цены и тарифы на потребительском рынке Вологодской области выросли на 12% (по России - на 11,4%), в том числе продовольственные товары подорожали на 16,4%, непродовольственные - на 7,6%, платные услуги населению - на 10,5% [30].

На фоне разворачивающегося внутри страны кризиса Правительством РФ утвержден план первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности (распоряжение Правительства РФ от 27.12.2015 № 98-р). В перечне первоочередных мероприятий в социальной сфере особо стоит отметить возможность семьям, для которых предусмотрен материнский капитал, получить единовремен-

ную выплату за счет средств капитала в размере 20 тыс. руб. При этом семья вправе его потратить на любые нужды. Однако на этом круг помощи семьям с детьми со стороны государства ограничился.

В период нестабильной экономической ситуации, которая снижает возможность качественной жизни населения, актуализируются проблемы социальной поддержки наиболее уязвимых категорий населения, а именно: детей, многодетных семей, малоимущих семей с детьми. В связи с этим на данный период времени следует предусмотреть следующие направления совершенствования социальной поддержки семей с детьми: введение в практику социального пакета для семей с детьми (продуктовые наборы, покупка одежды и обуви, товаров длительного пользования и др.), адресная поддержка на основе проверки нуждаемости, повышение эффективности сектора социальных услуг, предоставляемых населению, повышение уровня информационной поддержки при принятии решений (проведение панельных исследований, расширение практики выборочных обследований населения), привлечение социально ориентированных некоммерческих организаций, развитие направления поддержки семей с детьми через систему налоговых вычетов, продление действия программы «Материнский капитал» после 2016 года, решение проблемы обеспечения местами в детских садах детей ясельного возраста (до 3-х лет), повышение информированности семей с детьми в вопросах обеспечения их законных прав.

ЛИТЕРАТУРА

1. Архангельский, В. Н. [Текст] / В. Н. Архангельский // Демографические перспективы России / под ред. Осипова Г. В., Рязанцева С. В. - М. : Экон-Информ, 2008. - С. 253-265.

2. Всероссийская перепись населения 2002 г. [Электронный ресурс] / Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. - Режим доступа : http://www.perepis2002.ru/index.html?id=12

3. Всероссийская перепись населения 2010 г. [Электронный ресурс] / Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. - Режим доступа : http://www.gks.ru/free_ doc/new_site/perepis2010/croc/perepis_itogi1612.htm

4. Где на Руси рожать хорошо. Рейтинг регионов России по условиям благоприятствования рождению ребенка [Электронный ресурс] / Исследовательский центр ИТАР-ТАСС. - Режим доступа : http://videocdn.itar-tass.com/data/files/gde-na-rusi-rozhat-horosho.pdf

5. Государственная программа «Социальная поддержка граждан в Вологодской области на 2014 -2018 годы [Электронный ресурс] : Постановление Правительства области от 28.10.2013 № 1098 // Справочно-поисковая система КонсультантПлюс.

6. Государственный доклад о положении детей и семей, имеющих детей, в РФ. 2012 год [Текст] / Министерство труда и социальной защиты РФ. - М., 2013. - 464 с.

7. Гришина, Е. Е. Совершенствование социальной поддержки малоимущих в России [Текст] / Е. Е. Гришина // Уровень жизни населения регионов России. - 2014. - № 1 (191). - С. 83-89.

8. Доброхлеб, В. Г. Региональные возможности регулирования репродуктивного поведения населения [Текст] / В. Г. Доброхлеб, А. А. Шабунова, О. Н. Калачикова // Регион: экономика и социология. -2012. - № 3. - С. 108-119.

9. Законодательное обеспечение государственной политики поддержки многодетных семей: аналитический обзор. Серия: Социальная политика. - М., 2010. [Электронный ресурс]. - Режим доступа : - http://iam.duma.gov.ru/node/8/4691/16760

10. Калачикова, О. Н. О причинах роста рождаемости населения в период активизации демографической политики России (на примере Вологодской области) [Текст] / О. Н. Калачикова, А. А. Шабунова // Проблемы прогнозирования. - 2013. - № 5. - С. 129-136.

11. Каманина, Л. В. Публичный доклад «О результатах деятельности Департамента социальной защиты населения Вологодской области за 2014 год» [Текст] / Л. В. Каманина. - Вологда, 2014. - 37 с.

12. Население России 2009 [Электронный ресурс] : Семнадцатый ежегодный демографический доклад / отв. ред. А. Г. Вишневский. - М. : НИУ-ВШЭ, 2011. - С. 85-86. - Режим доступа : http:// demoscope.ru/weekly/knigi/ns_09/acrobat/glava3.pdf

13. О бесплатном предоставлении в собственность гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенных на территории Вологодской области [Электронный ресурс] : Закон Вологодской области от 22.11.2011 № 2650-ОЗ // Справочно-поисковая система КонсультантПлюс.

14. О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части государственной поддержки граждан, имеющих детей [Электронный ресурс] : Федеральный закон от 05.12.2006 № 207-ФЗ // Справочно-поисковая система КонсультантПлюс.

15. О государственных пособиях гражданам, имеющим детей [Электронный ресурс] : Федеральный закон от 19.05.1995 № 81-ФЗ // Справочно-поисковая система КонсультантПлюс.

16. О дополнительных мерах поддержки семей, имеющих детей [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 29.12.2006 № 256-ФЗ // Справочно-поисковая система КонсультантПлюс.

17. О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в целях реализации права на образование [Электронный ресурс] : Закон области от 17 июля 2013 года № 3140-ОЗ // Справочно-поисковая система КонсультантПлюс.

18. О положении детей Вологодской области в возрасте до 16 лет в 2010 году [Текст] : стат. бюллетень / Вологдастат. - Вологда, 2011. - 17 с.

19. О порядке выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал [Электронный ресурс] : Постановление Правительства РФ от 30.12.2006 № 873 // Справочно-поисковая система КонсультантПлюс.

20. О порядке предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан в целях реализации ими права на образование, их размере, а также порядке возмещения расходов [Электронный ресурс] : Постановление Правительства Вологодской области от 25.02.2005 № 199 // Справочно-поисковая система КонсультантПлюс.

21. О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов [Электронный ресурс]: ФЗ от 01.12.2014 № 384-ФЗ / Система ГАРАНТ - Режим доступа : http://base.garant.ru/7081 0756/1/#block_81#ixzz3SHbtpEFG

22. Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Вологодской области [Электронный ресурс] : Закон Вологодской области от 29.12.2003 № 982-ОЗ // Справочно-поисковая система КонсультантПлюс.

23. Об уполномоченном при губернаторе Вологодской области по правам ребенка [Электронный ресурс] : Закон Вологодской области от 14.01.2013 № 2953-ОЗ // Справочно-поисковая система КонсультантПлюс.

24. Об утверждении положения о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей [Электронный ресурс] : Постановление Правительства от 30.12.2006 № 865 // Справочно-поисковая система КонсультантПлюс.

25. Официальный сайт Центра Экономического анализа и Экспертизы [Электронный ресурс]. -Режим доступа : http://www.assessor.ru/forum/index.php?t=2534

26. Российский статистический ежегодник. 2014 [Электронный ресурс] : стат. сб. / Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. - Режим доступа : http://www.gks.ru/ free_doc/doc_2014/year/year14.rar

27. Руководителям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации (О комплексе мер по улучшению демографической ситуации) [Электронный ресурс] : Письмо Минтруда России от 26.03.2014 № 12-6/10/П-1444 / Министерство труда и социального развития РФ. - Режим доступа : http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/protection/80

28. Смирнова, О. А. О результатах деятельности Службы по правам ребенка Правительства Вологодской области за 2014 год [Текст] : публичный доклад / О. А. Смирнова. - Вологда, 2015. -18 с.

29. Шабунова, А. А. Здоровье и развитие детей: итоги 20-летнего мониторинга [Текст] / А. А. Шабунова, Н. А. Кондакова // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2014. - № 5 (35). - С. 33-54.

30. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.gks.ru

31. OECD Family database (Public spending on family benefits) [Electronic resource]. - Available at : http://www.oecd.org/els/soc/PF1_1_Public_spending_on_family_benefits_0ct2013.pdf

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Кондакова Наталья Александровна - младший научный сотрудник отдела исследования уровня и образа жизни населения. Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт социально-экономического развития территорий Российской академии наук. Россия, 160014, г. Вологда, ул. Горького, д. 56а. E-mail: [email protected]. Тел.: (8172) 59-78-10.

Kondakova N.A.

MODERN SOCIAL SUPPORT FOR FAMILIES WITH CHILDREN

Current social policy is focused on supporting families, motherhood and childhood and mitigating vital demographic problems in the country. The conducted analysis reveals that in Russia money allocation is the main form of social support of families with children, primarily through benefits, monthly payments, compensation, financial aid, etc. However, it is fragmentary: financial support is mainly aimed at stimulating the birth of a child, but not at supporting a child in the process of education and development. Despite the fact that since 2007 there have been positive shifts in this sphere the effectiveness of existing programs has been low; besides, there has been a gradual reduction in the share of expenditure on social obligations regarding the protection and support of families and children. Lump-sum payment for child birth and maternity capital are short-term and unable to eliminate child poverty (even the appearance of the first child in the family increases the risk of poverty and a number of children involve it in the majority of cases). Also the situation is aggravated by the unstable economic situation in the country, which reduces the quality of life of the population, especially the most vulnerable - children, large families, poor families with children. Therefore, it is necessary to provide for the following areas of improvement of social support of families with children: introduction of social package for families with children (food parcels, purchase of clothing and footwear, durable goods, etc.), targeted support on the basis of means-testing, raising the efficiency of social sector services provided to the population, increasing

the level of information support in decision making (conducting panel research, encouraging the practice of sample surveys of the population), active involvement of socially oriented non-profit organizations, development of projects aimed at supporting families with children through the system of tax deductions, extension of the maternity capital program after 2016, solution of the problem of providing toddlers with places in kindergartens, raising the awareness of families with children about their legal rights.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Social policy, forms of social support, families with children, poverty among families with children.

REFERENCES

1. Arkhangel'skii V. N. Demograficheskie perspektivy Rossii[Demographic prospects of Russia]. Under editorship of Osipov G. V., Ryazantsev S. V. Moscow: Ekon-Inform, 2008, pp. 253-265.

2. Vserossiiskaya perepis' naseleniya 2002 g. [All-Russia Population Census 2002]. Ofitsial'nyi sait Federal'noisluzhby gosudarstvennoi statistiki [Official Web-Site of Federal State Statistics Service]. Available at: http://www.perepis2002.ru/index.html?id=12

3. Vserossiiskaya perepis' naseleniya 2010 g. [All-Russia Population Census 2002]. Ofitsial'nyi sait Federal'noi sluzhby gosudarstvennoi statistiki [Official Web-Site of Federal State Statistics Service]. Available at: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/perepis_itogi1612.htm

4. Gde na Rusi rozhat' khorosho. Reiting regionov Rossii po usloviyam blagopriyatstvovaniya rozhdeniyu rebenka [Where Is It Good to Give Birth in Russia. The Rating of Russian Regions by the Conditions Favorable for the Birth of a Child]. Issledovatel'skii tsentr ITAR-TASS [ITAR-TASS Research Center]. Available at: http://videocdn.itar-tass.com/data/files/gde-na-rusi-rozhat-horosho.pdf

5. Gosudarstvennaya programma "Sotsial'naya podderzhka grazhdan v Vologodskoi oblasti na 2014 - 2018 gody": Postanovlenie Pravitel'stva oblasti ot 28.10.2013 № 1098 [The State Program "Social Support of Citizens in the Vologda Oblast for 2014-2018: Resolution of the Regional Government of October 28, 2013 № 1098]. Spravochno-poiskovaya sistema Konsul'tantPlyus [Reference-Legal System Consultant Plus].

6. Gosudarstvennyi doklad o polozhenii detei i semei, imeyushchikh detei, v RF. 2012 god [State Report on the Situation of Children and Families with Children in the Russian Federation. 2012]. Ministerstvo truda i sotsial'noi zashchity RF [Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation]. Moscow, 2013. 464 p.

7. Grishina E. E. Sovershenstvovanie sotsial'noi podderzhki maloimushchikh v Rossii [Improving Social Support of the poor in Russia]. Uroven'zhizni naseleniya regionov Rossii [Living Standard of the Population of Regions of Russia], 2014, no. 1 (191), pp. 83-89.

8. Dobrokhleb V. G., Shabunova A. A., Kalachikova O. N. Regional'nye vozmozhnosti regulirovaniya re-produktivnogo povedeniya naseleniya [Regional Opportunities for the Regulation of Reproductive Behavior of the Population]. Region: ekonomika i sotsiologiya [Region: Economy and Sociology], 2012, no. 3, pp. 108-119.

9. Zakonodatel'noe obespechenie gosudarstvennoi politiki podderzhki mnogodetnykh semei: analiticheskii obzor. Seriya: Sotsial'naya politika [Legislative Support of the State Policy to Support Large Families: Analytical Review. Series: Social Policy.]. Moscow, 2010. Available at: http://iam.duma.gov.ru/node/8/4691/16760

10. Kalachikova O. N., Shabunova A. A. O prichinakh rosta rozhdaemosti naseleniya v period aktivizatsii de-mograficheskoi politiki Rossii (na primere Vologodskoi oblasti) [Reasons for the Growth of Birth Rate of the Population during the Activation of Demographic Policy of Russia (on the Example of the Vologda Oblast)]. Problemy prognozirovaniya [Forecast Issues], 2013, no. 5, pp. 129-136.

11. Kamanina L. V. Publichnyi doklad "O rezul'tatakh deyatel'nosti Departamenta sotsial'noi zashchity naseleniya Vologodskoi oblasti za 2014 god" [Public Report "On the Results of the Activities of the Department of Social Protection of the Vologda Oblast Population in 2014"]. Vologda, 2014. 37 p.

12. Naselenie Rossii 2009: Semnadtsatyi ezhegodnyi demograficheskii doklad [Population of Russia 2009: Seventeenth Annual Demographic Report]. Executive editor A. G. Vishnevskii. Moscow: NIU-VShE, 2011, pp. 85-86. Available at: http://demoscope.ru/weekly/knigi/ns_09/acrobat/glava3.pdf

13. O besplatnom predostavlenii v sobstvennost' grazhdanam, imeyushchim trekh i bolee detei, zemel'nykh uchastkov, nakhodyashchikhsya v gosudarstvennoi ili munitsipal'noi sobstvennosti, raspolozhennykh na territorii Vologodskoi oblasti: Zakon Vologodskoi oblasti ot 22.11.2011 № 2650-OZ [On Providing Citizens Having Three and More Children with Land Plots, which are in State or Municipal Property, Located on the Territory of the Vologda Oblast: Law of the Vologda Oblast of November 22, 2011 No. 2650-OZ]. Spravochno-poiskovaya sistema Konsul'tantPlyus [Reference-Legal System Consultant Plus].

14. O vnesenii izmenenii v otdel'nye zakonodatel'nye akty RF v chasti gosudarstvennoi podderzhki grazh-dan, imeyushchikh detei: Federal'nyi zakon ot 05.12.2006 № 207-FZ [On Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation in Terms of State Support for Citizens with Children: Federal Law of December 5, 2006 No. 207-FZ]. Spravochno-poiskovaya sistema Konsul'tantPlyus [Reference-Legal System Consultant Plus].

15. O gosudarstvennykh posobiyakh grazhdanam, imeyushchim detei: Federal'nyi zakon ot 19.05.1995 № 81-FZ [On State Benefits to Citizens with Children: Federal Law of May 19, 1995 No. 81-FZ]. Spravoch-no-poiskovaya sistema Konsul'tantPlyus [Reference-Legal System Consultant Plus].

16. O dopolnitel'nykh merakh podderzhki semei, imeyushchikh detei: Federal'nyi zakon ot 29.12.2006 № 256-FZ [On Additional Measures to Support Families with Children: Federal Law of December 29, 2006 No. 256-FZ]. Spravochno-poiskovaya sistema Konsul'tantPlyus [Reference-Legal System Consultant Plus].

17. O merakh sotsial'noi podderzhki otdel'nykh kategorii grazhdan v tselyakh realizatsii prava na obra-zovanie: Zakon oblasti ot 17 iyulya 2013 goda № 3140-OZ [On Measures of Social Support for Separate Categories of Citizens in order to Implement the Right to Education: Law of the Oblast of July 17, 2013 No. 3140-OZ]. Spravochno-poiskovaya sistema Konsul'tantPlyus [Reference-Legal System Consultant Plus].

18. O polozhenii detei Vologodskoi oblasti v vozraste do 16 let v 2010 godu: stat. byulleten' [Children of the Vologda Oblast at the Age of 16 in 2010: Statistical Newsletter]. Vologdastat [Territorial Body of the Federal State Statistics Service in the Vologda Oblast], Vologda, 2011. 17 p.

19. O poryadke vydachi gosudarstvennogo sertifikata na materinskii (semeinyi) kapital: Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 30.12.2006 № 873 [On Issue of the State Certificate on the Maternal (Family) Capital: Decree of the Government of the Russian Federation of December 30, 2006 No. 873]. Spravochno-poisko-vaya sistema Konsul'tantPlyus [Reference-Legal System Consultant Plus].

20. O poryadke predostavleniya mer sotsial'noi podderzhki otdel'nym kategoriyam grazhdan v tselyakh realizatsii imi prava na obrazovanie, ikh razmere, a takzhe poryadke vozmeshcheniya raskhodov: Postanovlenie Pravitel'stva Vologodskoi oblasti ot 25.02.2005 № 199 [On Granting Measures for Social Support of Separate Categories of Citizens in order to Implement their Right to Education, their Size and the Reimbursement of Costs: Decree of the Government of the Vologda Oblast of February 25, 2005 No. 199]. Spravochno-poiskovaya sistema Konsul'tantPlyus [Reference-Legal System Consultant Plus].

21. O federal'nom byudzhete na 2015 god i na planovyi period 2016 i 2017 godov: FZ ot 01.12.2014 № 384-FZ [On the Federal Budget for 2015 and the Planning Period of 2016 and 2017: Federal Law of December 1, 2014 No. 384-FZ]. Sistema GARANT [GARANT System]. Available at: http://base.garant.ru/ 70810756/1/#block_81#ixzz3SHbtpEFG

22. Ob okhrane sem'i, materinstva, ottsovstva i detstva v Vologodskoi oblasti: Zakon Vologodskoi oblasti ot 29.12.2003 № 982-OZ [On the protection of family, motherhood, paternity and childhood in the Vologda Oblast: Law of the Vologda Oblast of December 29, 2003 No. 982-OZ]. Spravochno-poiskovaya sistema Konsul'tantPlyus [Reference-Legal System Consultant Plus].

23. Ob upolnomochennom pri gubernatore Vologodskoi oblasti po pravam rebenka: Zakon Vologodskoi oblasti ot 14.01.2013 № 2953-OZ [On the Commissioner of the Vologda Oblast Governor on the Rights of a Child: Law of the Vologda Oblast of January 14, 2013 No. 2953-OZ]. Spravochno-poiskovaya sistema Konsul'tantPlyus [Reference-Legal System Consultant Plus].

24. Ob utverzhdenii polozheniya o naznachenii i vyplate gosudarstvennykh posobii grazhdanam, imeyushchim detei: Postanovlenie Pravitel'stva ot 30.12.2006 № 865 [On Approval of the Regulation on the Appointment and Payment of State Allowances to Citizens with Children: the Government Resolution of December 30, 2006 No. 865]. Spravochno-poiskovaya sistema Kon-sul'tantPlyus [Reference-Legal System Consultant Plus].

25. Ofitsial'nyisait Tsentra Ekonomicheskogo analiza i Ekspertizy [Official Web-Site of the Economic Analysis and Expertise Center]. Available at: http://www.assessor.ru/forum/index.php?t=2534

26. Rossiiskii statisticheskii ezhegodnik. 2014: stat. sb. [Russian Statistical Yearbook. 2014: Statistics Digest]. Ofitsial'nyi sait Federal'noi sluzhby gosudarstvennoi statistiki [Official Web-Site of the Federal State Statistics Service]. Available at: http://www.gks.ru/free_doc/doc_2014/year/year14.rar

27. Rukovoditelyam vysshikh ispolnitel'nykh organov gosudarstvennoi vlasti sub"ektov Rossiiskoi Federatsii (O komplekse mer po uluchsheniyu demograficheskoi situatsii): Pis'mo Mintruda Rossii ot 26.03.2014 № 12-6/10/P-1444 [To Heads of the State Highest Executive Bodies of Subjects of the Russian Federation (On Measures on Improvement of the Demographic Situation): Letter of Ministry of Labor of Russia of March 26, 2014 No. 12-6/10/P-1444]. Ministerstvo truda i sotsial'nogo razvitiya RF [Ministry of Labor and Social Development of the Russian Federation]. Available at: http://www.rosmintrud.ru/docs/min-trud/protection/80

28. Smirnova O. A. O rezul'tatakh deyatel'nostiSluzhby po pravam rebenka Pravitel'stva Vologodskoi oblastiza 2014god: publichnyi doklad [On the Performance of the Service on Children's Rights of the Vologda Oblast Government for 2014: Public Report]. Vologda, 2015. 18 p.

29. Shabunova A. A., Kondakova N. A. Zdorov'e i razvitie detei: itogi 20-letnego monitoringa [Health and Development of Children: Results of the 20 Year Monitoring]. Ekonomicheskie i sotsial'nye peremeny: fakty, tendentsii, prognoz [Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast], 2014, no. 5 (35), pp. 33-54.

30. Federal'naya sluzhba gosudarstvennoi statistiki [Federal State Statistics Service]. Available at: http://www.gks.ru

31. OECD Family Database (Public Spending on Family Benefits). Available at: http://www.oecd.org/els/soc/ PF1_1_Public_spending_on_family_benefits_Oct2013.pdf

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Kondakova Natal'ya Aleksandrovna - Junior Research Associate at the Department of Living Standards and Lifestyle Studies. Federal State Budgetary Institution of Science Institute of SocioEconomic Development of Territories of Russian Academy of Science. 56A, Gorky Street, Vologda, Russia, 160014. E-mail: [email protected]. Phone: +7(8172) 59-78-10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.