Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КАК РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР ПОДДЕРЖКИ СЕМЬИ И ДЕТСТВА'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КАК РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР ПОДДЕРЖКИ СЕМЬИ И ДЕТСТВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
63
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВУЗ / PEDAGOGICAL UNIVERSITY / РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР / RESOURCE CENTER / СЕМЬЯ / FAMILY / ДЕТСТВО / CHILDHOOD / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / PEDAGOGICAL SUPPORT / ФУНКЦИОНАЛЬНО-РОЛЕВОЙ ПОДХОД / FUNCTIONAL-ROLE APPROACH / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / COMPETENCE APPROACH / СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ПРОЕКТЫ / SOCIALLY-ORIENTED PROJECTS / СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ / FAMILY VALUES / МОТИВАЦИОННАЯ / MOTIVATIONAL / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННАЯ ГОТОВНОСТЬ / SPIRITUAL AND MORAL READINESS / СПЕЦИАЛЬНО СОЗДАННЫЕ ЦЕНТРЫ / SPECIALLY CREATED CENTERS / СЧАСТЛИВАЯ СЕМЬЯ / HAPPY FAMILY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Амирова Людмила Александровна, Левина Ирма Рашитовна, Янгирова Венера Магасумовна

В данной статье раскрываются актуальность и востребованность создания и функционирования ресурсного центра поддержки семьи и детства в БГПУ имени М. Акмуллы. Показаны этапы развития, представлена логика развертывания основных направлений содержания деятельности, формы и методы воспитательно- просветительской, обучающе-развивающей деятельности студенческой молодежи, дана краткая характеристика результатов анкетирования по выявлению семейных ценностей, готовности к созданию семьи. Раскрывается роль ресурсного центра семьи, которая направлена на информационно-разъяснительную, ценностно-ориентационную и инструментальную функцию как базовую основу в семейных отношениях. Деятельность в ресурсном центре поддержки семьи и детства раскрывается на основе функционально-ролевого, компетентностного, социально-ориентированного подходов. Раскрыты интерактивные формы работы со студенческой молодежью, такие как тренинги, ролевые игры, анализ и выбор нравственных ситуаций, анализ художественных текстов, читательские конференции, социально ориентированные проекты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Амирова Людмила Александровна, Левина Ирма Рашитовна, Янгирова Венера Магасумовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL UNIVERSITY AS A RESOURCE CENTER FOR FAMILY AND CHILDHOOD SUPPORT

This article deals with the urgency and relevance of the establishment and operation of resource family support center and children in State Pedagogical University named after M.Akmulla. Revealed stages of development, deployment logic presented the main directions of activity of the content, forms and methods of reformatories and educational, teaching-developing students activities, summarizes the results of the survey to identify family values, ready to start a family. Explores the role of the family resource center, which is aimed at awareness raising, value-oriented and instrumental function as a basic foundation in family relations. Activities in the resource center for support of family and childhood are revealed on the basis of functional-role, competence, socially-oriented approaches. Revealed interactive forms of work with students, such as workshops, role play, analysis and choice of moral situations, the analysis of literary texts, readers' conferences, socially oriented projects.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КАК РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР ПОДДЕРЖКИ СЕМЬИ И ДЕТСТВА»

ПСИХОЛОГО - ПВДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СЕМЬИ И ДЕТСТВА

ПЛ. Амирова, И.Р. Левина, В.М. Янгирова ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КАК РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР ПОДДЕРЖКИ СЕМЬИ И ДЕТСТВА

Ключевые слова: педагогический вуз, ресурсный центр, семья, детство, педагогическая поддержка, функционально-ролевой подход, компетентностный подход, социально-ориентированные проекты, семейные ценности, мотивационная, духовно-нравственная готовность, специально созданные центры, счастливая семья.

Аннотация: В данной статье раскрываются актуальность и востребованность создания и функционирования ресурсного центра поддержки семьи и детства в БГПУ имени М. Акмуллы. Показаны этапы развития, представлена логика развертывания основных направлений содержания деятельности, формы и методы воспитательно-просветительской, обучающе-развивающей деятельности студенческой молодежи, дана краткая характеристика результатов анкетирования по выявлению семейных ценностей, готовности к созданию семьи.

Раскрывается роль ресурсного центра семьи, которая направлена на информационно-разъяснительную, ценностно-ориентационную и инструментальную функцию как базовую основу в семейных отношениях. Деятельность в ресурсном центре поддержки семьи и детства раскрывается на основе функционально-ролевого, компетентностного, социально-ориентированного подходов. Раскрыты интерактивные формы работы со студенческой молодежью, такие как тренинги, ролевые игры, анализ и выбор нравственных ситуаций, анализ художественных текстов, читательские конференции, социально ориентированные проекты. ао1: 10.21510/1817-3292-2018-1-41 -50

Актуальность и востребованность создания и функционирования ресурсного центра поддержки семьи и детства на базе педагогического университета продиктована сложной ситуацией в отношении семьи и детства в России. Сегодня наблюдается снижение рождаемости, семья теряет свой основной статус в традиционном понимании. Молодые люди реже вступают в брак, разводы после первого совместного года жизни - это лишь некоторые факторы, которые способствовали постановке проблемы: выявить мотивационную, духовно-нравственную, функционально-ролевую готовность студенческой молодежи к созданию семьи и разработать основные направления работы по формированию семейной грамотности. Институт семьи, на наш взгляд, находится под угрозой, поэтому важно выявить проблемы, связанные с функционированием семьи и оказать определенную содержательно-методическую и просветительскую поддержку студенческой молодежи в вопросах создания семьи и семейного воспитания детей на современном этапе. Детство сегодня значительно поменяло свое содержание. Современные дети - дети цифровой системы, они по-другому мыслят, общаются и требуют иных подходов в обучении. При этом общественная ситуация обнажает следующие проблемы с детьми: это социальное сиротство, дети, страдающие от зависимости от гаджетов, высокая степень заболеваемости. Однако в обществе есть понимание, что семья - это важнейшая детерминанта воспроизводства и развития населения, которая вбирает в себя все культурные и социальные нормы. Основные человеческие потребности удовлетворяются в семье, поэтому и исследования в этом направлении имеют особое значение, так как государство активно начало развивать политику семьи и детства.

Концептуальные представления о педагогической поддержке семьи и детства в БГПУ имени М. Акмуллы формировались под воздействием идей и теоретических исследований, разрабатываемых в русле философской, педагогической и психологической антропологии [6]. Основные концептуальные положения о педагогической поддержке были разработаны членом-корреспондентом Российской академии образования Олегом Семеновичем Газманом [1]. Он определял ее сущность как оказание превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим

пеппгогичесний жяпнпл епшнортостннп м i(74). soia ssssss^

здоровьем, успешным продвижением в обучении, эффективной деловой и межличностной коммуникацией, жизненным самоопределением - экзистенциальным, нравственным, гражданским, профессиональным, семейным, индивидуально-творческим выбором.

Для нас наиболее ценными являются мировоззренческие и теоретические положения, в которых человек мыслится как целостность; данную целостность можно постичь через позиционный диалог наук о человеке, где образование представляется как процесс постижения человеком человеческого в себе. Главная идея педагогической поддержки состоит, на наш взгляд, в возможности и необходимости специальной педагогической работы, направленной на развитие способности личности к семейной жизни.

Одним из важнейших направлений работы становится процесс педагогической поддержки, осуществляемой Башкирским государственным педагогическим университетом имени М. Акмуллы для населения г. Уфы и Республики Башкортостан, а также ее анализ, оценка эффективности и оптимальности результатов педагогической деятельности,

До определенного времени педагогическая поддержка осуществлялась нами в режиме инновации, поскольку не была отработана технология внедрения ее в педагогическую практику школ и учреждений дополнительного образования нашего региона. Три года назад в Институте педагогики появился Институт семьи и детства, который и стал своеобразной площадкой не только для отработки профессиональных компетенций будущих специалистов, но и в овладении технологией педагогической поддержки в сопровождении молодых семей и семейного воспитания.

Главная миссия однозначно состояла в том, чтобы средствами образования оказать поддержку молодым семьям, помощь в воспитании детей. Акцентировка на миссии как главном ориентире в организации образовательной практики сделала педагогическую поддержку актуальной и по идее, и по технологии.

Работа строилась по следующим этапам: обнаружение проблем семьи и детства -диагностика и поиск критериев для самодиагностики ее появления - возможность выделить из проблемы задачи - проектирование и выбор путей их решения - программирование и осуществление деятельности по решению задач - оперативная диагностика и корректирующее проектирование - уточнение выбранного пути и осуществление задуманного [6]. Все это представляло собой пошаговое, диагностируемое, осознанное и оцениваемое движение к достижению результата. Таким образом, выстраивалась образовательная практика оказания педагогической поддержки педагогами Института семьи и детства БГПУ имени М. Акмуллы.

Нами использовались результаты авторских социологических исследований, проведенных в несколько этапов. Первый этап включал социологическое исследование по проблемам семьи, проведенное в 2016 году с использованием метода анкетного опроса. Всего было опрошено 100 человек родителей. Репрезентативность исследования достигалась также проведением опроса экспертов - сотрудников фондов, специалистов социальных служб и образования г. Уфы. Проведенные опросы показали готовность населения к работе с Центром семьи и детства. Даже обнаружились определенные потребности населения по разным аспектам работы: например, лекции, предложенные специалистами центра, которые поначалу проводились нами в личных встречах с родителями, оказались востребованными, а затем появился и онлайн формат. Кружковая работа с детьми по художественно-творческим направлениям также оказалась в центре внимания.

Следующий этап представлял собой Интервью-проект «Разговор с места событий» в формате offline виртуально-дискуссионного клуба «Мысли о главном», где вопросы о главном были заданы 1) представителям администрации, фондов, спонсорам; 2) мамам; 3) консультантам института семьи и детства и консультантам творческих мастерских и

э®в§жа§ психолого-псппгогические прослемы семьи и детства

консультационных центров. Главная цель вопросов - выявление проблем в воспитании и развитии детей, а также возможных перспектив поддержки счастливой семьи.

Метод содержательного анализа, используемый в исследовании, позволил выявить степень значимости проблематики государственной поддержки семьи, материнства и детства. На следующем этапе мы выделили несколько направлений работы.

Социально-педагогическая и психологическая поддержка молодых семей. Обучение специалистов для работы с семьями и детьми (проекты: «Центр развития ребенка Котоффк^», «Ясли - молодой студенческой семье», «Мамина школа»; «Центр развития социокультурных практик: «Искусство через всю жизнь», «Летняя семейная школа»);

Родительское просвещение и психолого-педагогическая поддержка родительства. Проекты: «Электронное родительское образование», «Семейная суббота», «Я - эффективный родитель» Программа по магистратуре по направлению 37.04.01 Психология, профиль «Семейная психология».

Работа с одаренными детьми осуществляется как процесс творческого и исследовательского подхода у педагогов, которые, ведя одаренного ребенка по пути открытий, сами (студенты и педагоги) приобретают опыт исследовательской работы с одаренными детьми, проектировать и организовывать обучение одаренных детей как открытие новых знаний. Работает Центр развития одаренности школьников в рамках Департамента непрерывного педагогического образования, где организуют и проводят олимпиады и фестивали-конкурсы «Одаренные дети России» для одаренных детей, позволяющие наиболее полно проявить свои способности одаренному ребенку. Создаются программы для личностного роста одаренных детей, для формирования стремления к самопознанию, погружения в свой внутренний мир и ориентации в нем, способствующие осознанию своей жизненной перспективы, жизненных целей, путей и способов их достижения.

Социально-культурная, реабилитационная поддержка пожилых людей и людей с инвалидностью. Проекты: «Центр развития социокультурных практик: «Искусство через всю жизнь», «Досуговая деятельность с пожилыми людьми и людьми с инвалидностью», «Центр реабилитации инвалидов и пожилых людей «Долгие лета».

Дети с ОВЗ и их семьи. Программа по магистратуре 44.03.04 «Медико-психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного и школьного возраста с ОВЗ».

Социокультурная поддержка сельской семьи. Проект: «Лаборатория гуманитарного образования в сельской школе».

Опыт практической деятельности по разработке и внедрению педагогической поддержки, важного направления работы Башкирского государственного педагогического университета имени М. Акмуллы можно экстраполировать и использовать предлагаемые варианты проектной работы в похожих социальных ситуациях, а также в тех организациях, где воспитательно-развивающая деятельность является ведущим направлением деятельности.

Трансформация модели общего и профессионального образования, в условиях которой мы находимся в последние годы, приводит к появлению новых форм, уровней, ступеней образования и расширяет границы образовательной среды, вовлекая в процессы познания широкие слои населения. Этому способствует то, что, с одной стороны, социум уже частично привык к необходимости перманентно повышать свой интеллектуальный уровень, а с другой - выросло целое поколение, для которого ментальная программа «учиться в течение всей жизни» - самоочевидный неоспоримый факт.

При этом вопросы, где учиться, чему учиться, как учиться, побуждают человека оценить ресурсную базу, имиджевые характеристики, условия и предложения

пеппгогичесний жяпнпл епшнортостннп м 1(74). 201а ১§°§о

образовательных организаций. Планировать, проектировать, обеспечивать образовательную траекторию как детей, так и взрослых стало традицией в жизни современной семьи, так же как стало традицией вести здоровый образ жизни. Социально-педагогические исследования показывают, что, несмотря на различные рода рейтинги и мониторинги, современная семья ориентирована на ту образовательную организацию, в работе которой явно просматривается специализация (медицинская, педагогическая, юридическая, техническая и др.). Мультипрофильность, «классичность», «гуманитарность», возведенная в ранг «обо всем понемногу...» как в статусе образовательной организации, так и в содержании предлагаемой к освоению программы все меньше пользуется доверием, особенно у тех людей, которые нуждаются в конкретных знаниях, а не в образовании вообще. Взрослые заинтересованы применить полученные компетенции сразу же, а не после длительной практики, для детей проектируется «накопительная практика», и для ее достижения используются все формы основного и дополнительного образования.

По завершении общеобразовательной школы выпускник осуществляет выбор профессиональной образовательной организации, где будет продолжено обучение. Исследования показывают, что сегодня в семье решается вопрос о выборе не столько профессии как таковой, сколько об уровне профессиональной подготовки (ВО или СПО) и качестве профессиональной образовательной организации. В этом выборе родители играют главную роль, и решение это происходит не одномоментно, оно длительное время обсуждается в семье с привлечением ближних родственников. За основу выбора принимается несколько факторов, среди которых учебные успехи старшеклассника и перспективы его успешности при сдаче ЕГЭ, материальные условия семьи, условия обучения и проживания в ходе получения профессионального образования, возможность дальнейшего трудоустройства и многое другое, имеющее принципиальное значение для конкретной семьи. При выборе вуза значительную роль играет его профильность, она обеспечивает не только его положительный имидж, уважение и признание в профессиональном сообществе, но и позволяет ему занять достойное место в структуре семейных предпочтений в плане обеспечения устойчивого качества теоретической и практико-ориентированной подготовки.

В то же время процессы трансформации в системе образования и задачи интеграции науки, образования и производства влекут за собой структурно-функциональную трансформацию профессиональной (СПО) и высшей школы. В частности, для педагогического вуза подобные преобразования предполагают изменение его статуса, так как кроме традиционных задач подготовки кадров, организации исследовательской деятельности и внедрения результатов собственных разработок университет выступает как центр создания и реализации социально ориентированных проектов. Статусность педагогического вуза оценивается комплексно по степени его участия в решении социальных проблем региона, что отвечает современному пониманию Университета 3.0. Успешность включения Университета в социально значимые проблемы представляет собой универсальное системное качество, оно во многом определяется его ресурсной базой, которая представляет собой многоуровневый комплексный феномен. В самом общем виде он может быть представлен тремя уровнями: уровень связей в социальном пространстве региона и России, уровень ближних связей (в сфере профессионального сообщества), внутри вузовский уровень.

БГПУ имени М. Акмуллы является университетом, входящим в состав сетевого Университета Шанхайской организации сотрудничества (УШОС), входит в пятерку вузов Российской Федерации, обладающих статусом опорного гуманитарного вуза по продвижению русского языка в тюркоязычных странах и государствах, входящих в Шанхайскую организацию сотрудничества. Университет является федеральной площадкой реализации Государственной программы подготовки специалистов с углубленным знанием

э®в§жа§ психолого-педагогические арослемы семьи и детства

истории и культуры ислама. БГПУ имени М. Акмуллы - институциональный координатор социально-гуманитарной сферы региона, обеспечивает проектирование и поддержку особых видов социальной деятельности, направленных на формирование гражданина России и обеспечение духовной безопасности общества с учетом глобальных вызовов; социальный центр, объединяющий все ресурсы по поиску, диагностике, прогнозированию, проектированию и конструированию структур, обеспечивающих инновационное и безопасное развитие общества через создание социальной инфраструктуры региона, через формирование в обществе культа интеллектуального саморазвития и самореализации, культа образования.

Университетские инициативы проектируются с учетом задач развития региона. Например, центры развития компетенций в университете на начальной стадии охватывали только студентов и преподавателей вуза. Сейчас они разворачиваются как ресурсные центры оценки образовательных результатов школьников, сформированности трудовых действий у учителей, воспитательных практик в отдельных категориях семей.

С целью научного осмысления современных способов и методов воспитания, оказания методической, психологической, юридической поддержки семьи и детей в БГПУ имени М. Акмуллы создан и начал работу Институт семьи и детства, он вбирает в себя целый спектр проектов и программ, реализующихся в специально созданных центрах (Центр инклюзивного образования, Центр раннего развития ребенка, Центр психологического консультирования, Центр временного пребывания детей дошкольного возраста (Котофф-кидс) и др. Проект «Родительская суббота» уже масштабирован до республиканского уровня», интенсивно развивается Программа «Соединение».

БГПУ имени М. Акмуллы реализует научные исследования в направлении развития электронного образования, проводит постоянный мониторинг образовательной сферы с помощью электронных инструментов, выявляет основные тенденции и проблемы, внедряет и апробирует на практике актуальные научные разработки в электронных проектах университета. При их разработке, насыщении содержательным контентом, характеру обратной связи учитываются интересы будущих абитуриентов. Эти ресурсы доступны и полезны для любой семьи любого региона России. Среди наиболее востребованных -информационно-образовательный портал Республики Башкортостан (oprb.ru), дистанционные олимпиады и конкурсы (olimp.bspu.ru, distolimp.bspu.ru, olimp-alfa.bspu.ru), «Открытая школа» (school.bspu.ru), Международная система дистанционного обучения башкирскому языку (https://region.bspu.ru), электронный курс «Родительское просвещение и здоровьесберегающие технологии» (http://rp.bspu.ru) [7].

Одним из ведущих приоритетов современного семейного воспитания стала забота о раннем развитии ребенка, выявлении его склонностей, задатков, способностей. Реальную помощь молодым родителям в этих заботах оказывает педагогический университет, разрабатывая систему развития детской одаренности. Работают очные школы по подготовке детей к олимпиадам, реализуется система олимпиад, активно действует сетевая экспериментальная площадка по отработке модели выявления, развития и сопровождения детской одаренности с привлечением родителей, проводятся конкурсы среди образовательных организаций, семинары и курсы повышения квалификации для руководителей ОО и педагогов, начала свою работу «Академия математики» на базе ФМФ совместно с ИМиВЦ УНЦ РАН, продолжается работа по созданию в РБ Международного математического центра, разработан проект «Башкирский Сириус», отдельные элементы которого апробируются на базе загородного оздоровительного лагеря «Звездочка». Через проектную деятельность в летний период за два года в лагере прошло более 3000 детей.

Педагогический вуз ориентирован на потребности социума, значительную часть которого составляют жители села. Обеспечение равных стартовых позиций для сельского

пеппгогичесний жяпнпл епшнортостннп м 1(74). 201а ১§°§о

школьника по сравнению с городским, развитие интеллектуального потенциала, гражданской позиции и патриотических установок среди населения села - реальная и достижимая задача. Проект «Инновационная сельская школа», который реализуется в БГПУ имени М. Акмуллы, направлен на подготовку полифункционального педагога и объединяет усилия социологов, психологов, педагогов, которые проводят диагностику, мониторинг, сопровождение, профориентацию, конкурсы через проектную деятельность. Предложена Концепция духовно-нравственного воспитания, проект «Послы русского языка» расширяет свою экспедиционную работу, проект «Волонтерская деятельность студентов», который был отмечен как лучший в конкурсе Президента Российской Федерации, поощрены денежной премией в 700 тысяч рублей в 2017 году.

Башкирский государственный педагогический университет как ресурсный центр семьи и детства востребован среди студенческой молодежи, которая находится на стадии подготовки к семейной жизни, некоторые уже создали семью. Ресурсный центр, дополняя и расширяя, оказывает информационную, научную и практико-ориентированную помощь студентам, презентуя положительные научные мысли и полезный практический опыт по формированию семейной грамотности из истории педагогики, теории и методики семейного воспитания и других научных и предметных областей знаний. Семья выступает как первичная ячейка общества, члены которой объединяются на основе общих мотивов, чувств, осознанного понимания семейных ценностей, функционально-ролевых взаимоотношений и взаимодействий.

Семья основывается на официальном браке между мужчиной и женщиной, создавая союз пары (муж и жена), члены которой связаны общностью быта, взаимной ответственностью, взаимопомощью, взаимоподдержкой. Семья живет на основе определенной системы принятых норм и конкретных действий, выполняя важные для общества функции. Одной из таких функций А. Вишневский выделяет два демографических процесса: прокреативный, связанный с производством потомства, с определенным количеством рождений, который больше представлен на индивидуальном уровне, и репродуктивный - воспроизводство населения, ориентирующий на восстановление поколений, больше представлен на уровне общественном. Учитывая демографическую ситуацию в Республике Башкортостан важно и необходимо формирование у юношей и девушек ориентации на осознанную многодетность, путем стимулирования материальной и различными формами финансовой поддержки, а также через ценностную структуру личности.

Как и любая социальная установка, репродуктивная установка состоит из трех выделенных американским психологом М. Смитом компонентов: когнитивного (осознание объекта установки, в данном случае детей), аффективного (эмоциональная оценка объекта, выявление чувства симпатии или антипатии к нему) и поведенческого (последовательное поведение по отношению к данному объекту). В данном случае репродуктивная мотивация оказывается более сопряжена с когнитивными, прокреативная - с аффективными компонентами репродуктивной установки, а последующий «выход» на ее поведенческий компонент предполагает последовательное «воздействие» обоих этих аспектов, то есть цепи «знание - эмоции - поведение».

Соответственно оказывается возможным выделение двух направлений формирования ориентации на многодетность. Первое - доведение до студентов социальной значимости существующей демографической ситуации и ее многочисленных последствий. Второе -формирование и возвышение эмоционально-личностной ценности детей как фундамента духовной близости супругов и развития их личности.

В 2017 году нами был проведен опрос студенческой молодежи по поводу предполагаемого и желаемого количества детей. Изучение ответов наглядно демонстрируют: преобладание количества желаемых детей над количеством

э®в§жа§ психолого-педагогические арослемы семьи и детства

предполагаемых и большее их количество в планах юношей. Подобное выражение грядущей демографической ситуации явилось средством обсуждения роли и значения детей для семьи и общества. На вопрос «Какое количество детей планируете иметь?» студенты ответили: одного - 6 %, двоих - 47 %, троих - 32 %, пятерых - шестерых - 7 % и 8 % указали на нежелание иметь детей.

По реализации данного направления работы осуществляется широкое информирование студенческой молодежи по демографическим вопросам в регионе Республики Башкортостан. Осуществление данного направления обусловливает необходимость формирования у юношей и девушек сознательно-социального отношения к материнству, отцовству; представлений о материнстве и отцовстве как личностно значимой и общественной ценности, необходимом для продолжения семейного рода и для всего общества и с общечеловеческой точки зрения - сохранения человечества.

Формирование соответствующей современной демографической ситуации репродуктивной мотивацией осуществляется через ознакомление студенческой молодежи с мерами, направленными на стимуляцию рождаемости, а также с их действием на механизм репродуктивного поведения. При таком подходе юноши и девушки должны понимать, что, несмотря на то, что Россия, Республика Башкортостан, обладает достаточными возможностями для осуществления рождаемости в плане сочетания интересов самой семьи и общества в целом, они эффективны только тогда, когда студенческая молодежь осознает, к каким последствиям может привести широкое распространение однодетных и бездетных семей. Данное направление тесно связано с формированием и возвышением ценности детей как основы духовной близости супругов, обогащения их личности, превращения супружества в полноценный семейный союз и требует осознания юношами и девушками. Молодые люди должны понимать, что дети расширяют круг интересов семьи, приносят эмоциональное удовлетворение, соучастие в развитии нового человека, где каждый должен проявить себя как семейный педагог-родитель; именно дети позволяют глубоко понять жизненные процессы, глубинный смысл жизни. Студенческая молодежь должна осознавать, что именно дети не только создают полноценную, прочную семью, но и делают мужчину действительно мужчиной, а женщину - женщиной. Дети дают возможность открыть новые обогащающие человека чувства - чувство материнства и чувство отцовства, чувство родительской любви, нежности, чувство наслаждения физической и духовной красотой маленького человека.

Наряду с функцией биологического воспроизводства человека, то есть его физического рождения, семья выполняет и другие функции: экономическую, хозяйственно-бытовую, духовную, воспитательную, социально-статусную, досуговую и эмоционально-ценностную. В последние годы ввиду принятия закона «О семейном образовании» в некоторых семьях берут на себя ответственность и за образовательную функцию. Функции семьи и условия ее функционирования важны для принятия важнейших нормативных документов по поддержке семьи, а также для педагогической поддержки со стороны социальных институтов общества.

Институт семьи и детства как ресурсный центр преследует и диагностическую [2] цель - выявить готовность студенческой молодежи к созданию здоровой, прочной, счастливой семьи; выявить проблемы у студенческой молодежи по семейной грамотности, по сформированности семейных компетенций, по умению проектировать и продумывать перспективы развития семьи. Семья состоит из пары людей, связанных брачными отношениями и являющимися супругами, такие семьи называют супружескими. Но имеются еще и родственные семьи, которые основываются на кровном родстве большого числа родственников. И взаимоотношения между ними также играют важную роль и влияют на взаимоотношения молодого союза. На современном этапе идет формирование роли семьи,

пеппгогичесний жяпнпл епшнортостннп м 1(74). 201а ১§°§о

оживляются родовые корни, осуществляется возрождение родовых связей и поиск знаний родословной. Изучение истории рода, выстраивание родового древа позитивно влияет на решение вопросов в создании современной семейной жизни у молодежи, стимулирует выйти на новый уровень понимания уважительного, доброго отношения с родственниками; способствует связи с родовыми корнями. Осознанно понимать и проявлять личностную ответственность - «Я и моя семья в продолжении рода», «Я и моя семья создают новую жизнь роду». Проекты «Путь к своему роду», «Создание энциклопедии рода» и др. способствуют пониманию жизни предыдущих поколений и тех жизненных задач, которые они решали для развития рода.

Модернизация во всех сферах общества способствует созданию новых образцов поведения в сфере семейных отношений. Семья рассматривается как ячейка общества и как структурообразующая система общественной жизни, в ней проявляются все изменения, наблюдаемые в обществе. Поэтому изменения, происходящие в современной семье, являются объективными и продиктованными самой реальной жизнью, влияющими на формирование условий, принципов создания и организации жизнестроительства семьи. Смена общественных отношений, социокультурных, политических, экономических смен ориентации повлияли и на смену семейных ценностей [3].

Нестабильность социально-экономической ситуации в российском обществе сказываются на нестабильности в семейной жизни. Изменения, продиктованные самой жизнью, показывают объективные процессы изменения брачных отношений, которые выражаются в резком снижении рождаемости, возрастании числа разводов, нарастании бюджетного дефицита, снижении уровня жизни. Отсюда вытекают проблемы духовно-нравственного характера, которые выражаются в отсутствии рационального планирования личной жизни, низкого уровня личной ответственности и неготовности студенческой молодежи к созданию семьи. Часто молодым семьям приходится зависеть от родителей ввиду финансовых ограничений и неустроенности быта, неудовлетворенности материально-жилищными условиями.

Кризис современного общества и его нестабильность привели, наряду с материальными трудностями, к дестабилизации брачно-семейных отношений ввиду того, что многие молодые люди живут в паре, реализуя физические потребности без вступления в официальный брак [4]. Кризис современного общества изменил внутрисемейные позитивно сложившиеся взгляды на Руси [5]. Такие понятия, как честность, совестливость, уважение, были в традиции семейного уклада. Семья на Руси характеризовалась теплыми отношениями, поддержкой, защитой. Именно в семье каждый вносил свою лепту в взращивании чести и достоинства семьи и рода, а также нес высокую ответственность за рождение собственного ребенка.

Содержание деятельности ресурсного центра Семьи и детства раскрывает информационно-разъяснительную, ценностно-ориентационную и инструментальную составляющую как базовую основу в семейном союзе. Большая работа в ресурсном центре Семьи и детства осуществляется через консультацию, тренинги, ролевые игры, анализ, выбор нравственных ситуации, читательские конференции, анализ художественного текста по проблемам семьи и детства, формирование семейной грамотности и осуществление подготовки к реальной семейной жизни. Содержательная наполняемость используемых интерактивных методов, способов формирования ценностно-ориентационной направленности выстраивается на основе полученных результатов общественного мнения студенческой молодежи в понимании системы ценностей с точки зрения семьи, принципов, которых придерживаются юноши и девушки в создании семьи, мотивационной готовности к созданию семьи, психологической готовности, духовно-нравственной готовности, функционально-ролевой готовности. Анализ нравственных ситуаций, тренинги, ролевые игры, читательские конференции, анализ текстов художественной литературы по

э®вЖ§Ж§ психолого-пеппгогические прослемы семьи И петстпп

проблемам семьи и возрождение рода расширяют, углубляют в понимании и стимулируют к созданию счастливой семьи. Именно представления о ролевых обязанностях формируются в ролевых играх, где участники проговаривают, проигрывают, имеют возможность прочувствовать эти роли, вывести на уровень осознанного представления о роли пары (мужа и жены), детях в собственной семье, родителях. Результаты проведенного анкетирования 2017 году показывают, что каждый по-разному представляет себе свою семейную жизнь и представления каждого глубоко индивидуальны. По гендерному признаку приняли участие в анкетировании 35 % - мужского пола и 65 % - женского пола; возраст был дифференцирован - от 18 лет до 21 года - 30 %, от 22 до 24 лет - 20 %, от 25 лет и свыше - 50 %.

На вопрос «Расположите в порядке убывания ценности от наиболее - к наименее важному: для создания счастливой семейной жизни вам дороже всего»? Ответили:

- я, родители, дети, пара, работа родственники, творчество - 29 %,

- родители, дети, родственники, работа, я, творчество, пара - 30 %,

- дети, родители, я, работа, творчество, пара, родственники - 19 %,

- творчество, я, дети, родители, работа, пара, родственники -7 %,

- не ответили на данный вопрос - 5 %.

Данные результаты показывают, что происходит недооценивание и недопонимание роли пары (мужа и жены), как основы создания счастливой крепкой семьи. В создании семейной жизни и функционировании ее независимо от временного фактора роль пары (мужа и жены) как системы ценности должна доминировать. Если нет должного понимания роли пары (мужа и жены) в функционировании полноценной, счастливой, крепкой семьи, то это ведет к несогласованным, отвергаемым, другим ожиданиям и соответствующим им требованиям. Следствие такой неординарной сложившейся ситуации в семье - малая совместимость и конфликтность. Поскольку поведение каждого, отвечающее его индивидуальным представлениям о своей семейной роли, рассматривается им как единственно правильное и желательное, а поведение второй половинки (то есть другого партнера), не отвечающее этим представлениям, как неправильное, ограниченное. Большинство проводимых мероприятий в ресурсном центре Семьи и детства построены на основе функционально-ролевого подхода. Именно данный подход дает возможность оказать достаточно убедительное и емкое понимание юношам и девушкам, что в житейском плане семейные роли можно определить как повторяющиеся, устойчивые взаимоотношения, взаимопонимание, взаимоподдержка с соблюдением своих функции, права, обязанностей, как входящей и представляющей состав пары (мужа или жены), и как член семьи при разделении семейного труда.

Анкетирование и индивидуальные консультации, ролевые игры и нравственные ситуации в условиях ресурсного центра Семьи и детства дают более углубленное представление о браке и семье. Насыщаются подробностями ролевого функционирования в семейном союзе. На современном этапе сложилась социокультурная экономическая ситуация, что действующая система передачи семейного опыта от родителей к детям, дает сбои. И проведенное нами исследование показало, что 70 % опрошенной студенческой молодежи желают жить по-другому, чем семьи родителей, и на вопрос «Какая лично для вас может быть (или уже явилась для тех, кто в браке) главная причина заключения официального брака?» результаты показали любовь - 40 %, желание создать семью -42 %, независимость от родителей - 5 %, расчет - 4 %, рождение ребенка - 7 %, чтобы не быть одной - 2 %.

На вопрос «Важны ли для вас семейные отношения и какие они должны быть?» ответили: важны - 94 %, «отношения должны строиться на доверии, взаимоуважении, любви, понимании, взаимоподдержке и каждый из супругов должен вносить свою

пеппгогичесний жяпнпл епшнортостннп м i(74). soia ssssssb

посильную лепту в общее семейное дело, у каждого должна быть работа»; 3 % - нет; но семейные отношения должны быть «гармоничными, доверительными, взаимоуважительными», «ценить, помогать, поддерживать»; 3 % - «не знаю», но при этом на вопрос «Какими должны быть семейные отношения?» ответили «дружными, ответственными, крепкими».

Из поля зрения юношей и девушек выпадают вопросы о целесообразности, о разумности, о необходимости принимать согласованные решения в проблемах досуга, в умении гибко, корректно, уважительно перестраивать свои намерения в соответствии со сложившимися ролевыми ситуациями, а не действовать в связи со сложившимися стереотипными образами.

Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы, обеспечивая готовность обучающейся студенческой молодежи к проектированию послевузовского образовательно-профессионального маршрута, формируя профессионально- значимые компетентности, совершенствуя систему подготовки педагогов высшей квалификации в соответствии с индивидуальными запросами и потребностями регионального рынка труда, принял решение организовать ресурсный центр поддержки семьи и детства. Это явилось своевременным и органично встроенным направлением работы в вузе со студенческой молодежью. Активизировался педагогический поиск в направлении семейной педагогики, а подготовка будущих педагогов начала строиться так, чтобы ценностные ориентации образовательно-воспитательной деятельности, с одной стороны, отвечали новым социальным реалиям, и, с другой стороны, воплощали в себе непреходящие духовно-нравственные ценности общечеловеческого и национального знания в вопросах создания счастливой прочной семьи и семейного воспитания детей. В организации и содержании деятельности использовали функционально-ролевой, компетентностный, социально-ориентированный подходы при формировании семьянина в системе «пара: муж - жена», «родители - дети», которые и должны развивать систему семейных ценностей, создавая образ-идеал счастливой прочной семьи, к которой должны стремиться каждый юноша и девушка.

На основе разработанной концепции, выделенных направлений формирования семейной грамотности, повышения родительской компетентности, углубленного и осознанного изучения проблем семейного воспитания, с учетом условий семьи и межпоколенческих взаимоотношений функционирует и развивается ресурсный центр поддержки Семьи и детства в Башкирском педагогическом университете имени М. Акмуллы.

1. Газман, О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века. - Новые ценности образования. - 1996. - № 6.

2. Гурова, Е.В., Савельева Е.А., Кобыскан А.С. Изучение и диагностика семьи младшего школьника [Текст] Евсевьевские чтения. Серия: педагогические науки // Сборник научных статей по материалам Международной научно-практической конференции с элементами научной школы для молодых ученых - 53-х Евсевьевских чтений. - Саранск, 2017.

3. Дармодехин, П.Е., Елизаров, В.И. Проблемы семьи и семейной политики [Текст] / П.Е. Дармодехин, В.И. Елизаров // Социально-политический. - 1994. - №9-10. - С.22-29.

4. Лисовский, В.Т. Молодежь; брак, любовь, семья. / В.В. Лисовский. - Санкт-Петербург, 2003. - 357с.

5. Пуляев, В.Н. Размышление о семье Российской [Текст] / В.Н. Пуляев // Социально-гуманитарные знания. -2010. - №6. - С.34-37.

6. Социальное партнерство: педагогическая поддержка субъектов образования. Сборник материалов II Международной научно-практической конференции, 20-21 июня 2014 г., Москва / под ред. Н.В. Касициной. - Москва : ПР0БЕЛ-2000, 2014. - 432 с.

7. Стратегия развития БГПУ им. М. Акмуллы на 2016-2020гг. - Уфа, 2016. - 29 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.