Научная статья на тему 'КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У СТУДЕНТОВ ВУЗОВ'

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У СТУДЕНТОВ ВУЗОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
280
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВУЗА / EDUCATIONAL ACTIVITIES OF THE UNIVERSITY / ЦЕННОСТИ СТУДЕНТОВ / STUDENTS VALUES / ПОЗИТИВНЫЙ ИМИДЖ СЕМЬЯНИНА / СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ / FAMILY VALUES / THE FORMATION OF A POSITIVE IMAGE OF A FAMILY MAN / DOMESTICITY / ОСОЗНАННОЕ РОДИТЕЛЬСТВО / CONSCIOUS PARENTING / СЕМЕЙНАЯ ЖИЗНЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пономарев Александр Владимирович, Попова Елена Викторовна

В статье рассмотрен широкий круг вопросов, связанных с трудностями, содержанием, технологиями и методами воспитательной деятельности по формированию семейных ценностей у студентов вузов. Особое внимание авторы обращают на необходимость концептуального обоснования воспитательной деятельности вузов на основе актуального анализа семейных ценностей студенческой молодежи. Выводы авторов базируются на результатах исследований и анализе воспитательной практики Уральского федерального университета, рекомендации представляют интерес для руководителей вузов других регионов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пономарев Александр Владимирович, Попова Елена Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPTUAL BASES OF FORMATION OF FAMILY VALUES UNIVERSITY STUDENTS

This article deals with a wide range of issues related to the difficulties, content, technologies and methods of educational activities aimed at the formation of family values among university students. Authors pay special attention for need of conceptual justification of educational activity of higher education institutions on the basis of the actual analysis of family values of student's youth. Conclusions of authors are based on results of researches and the analysis of educational practice of the Ural federal university. Despite this authors created recommendations of concern to universities in other regions.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У СТУДЕНТОВ ВУЗОВ»

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ

А.В. Пономарев, Е.В. Попова КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У СТУДЕНТОВ ВУЗОВ

Ключевые слова: воспитательная деятельность вуза, ценности студентов, семейные ценности, позитивный имидж семьянина, семейная жизнь, осознанное родительство.

Аннотация: В статье рассмотрен широкий круг вопросов, связанных с трудностями, содержанием, технологиями и методами воспитательной деятельности по формированию семейных ценностей у студентов вузов. Особое внимание авторы обращают на необходимость концептуального обоснования воспитательной деятельности вузов на основе актуального анализа семейных ценностей студенческой молодежи. Выводы авторов базируются на результатах исследований и анализе воспитательной практики Уральского федерального университета, рекомендации представляют интерес для руководителей вузов других регионов.

Современный мир характеризуется переформатированием ролей социальных институтов в социализации подрастающего поколения: с одной стороны, семья все в большей степени теряет свое первенство как воспитательный коллектив; с другой стороны, институты общественного мнения и образования усиливают свое влияние на формирование семейных ценностей молодежи. В конце 1990-х - начале 2000-х годов, когда возникла острая потребность в развитии духовно-нравственного потенциала общества, государство обратило внимание на вузовскую систему воспитания: стало очевидно, что задача подготовки конкурентоспособного специалиста неотделима от задачи воспитания гражданина, что и определило новый интерес к проблеме, в том числе, формирования семейных ценностей студенческой молодежи.

Анализ педагогической литературы по проблеме воспитания в вузе приводит к пониманию цели воспитания как развития и совершенствования личности [1; 2; 6; 7]. Однако парадокс, сопровождающий сложность воспитания вообще и воспитания студенческой молодежи в частности, заключается в различном понимании личностной гармонии у людей молодых и более взрослых. Научная рефлексия роли семейных ценностей приводит к признанию их базовыми в структуре ценностей личности взрослого человека. Однако «базовость» эта не врожденная, ее неизбежное осознание приходит с возрастом, но, к сожалению, зачастую поздно. Задача институтов воспитания как раз и состоит в пропедевтике семейного образа

прослемы современной психологии и пеапгогики

жизни и осознанного родительства, в профилактике «ошибок юности», порождающих личностную и общественную нестабильность молодого человека. Отсюда следует, что высшая школа, наряду с целевыми функциями, должна быть ареалом нравственного воспитания студентов. Однако анализ практики воспитательной деятельности вузов по формированию семейных ценностей студенческой молодежи свидетельствует, что, за редким исключением, в российских вузах отсутствует система воспитательной деятельности по формированию семейных ценностей студентов: не ведется статистический учет семейных студентов и детей студентов; отсутствуют мероприятия, направленные на пропаганду семейных ценностей; не организуется просветительская деятельность в области семейно-брачного воспитания студентов [3].

С нашей точки зрения, отсутствие системы воспитательной деятельности по формированию семейных ценностей студенческой молодежи объясняется концептуальной неразработанностью проблемы, что, в свою очередь, обусловлено следующими методологическими трудностями.

Трудности, связанные с определением объекта и субъекта воспитательной деятельности по формированию семейных ценностей у студентов вузов. Объект очевидно дуален: с одной стороны, все студенты вуза, обучающиеся по очной форме, то есть находящиеся в воспитательном пространстве вуза; с другой стороны, студенческие семьи. Студенческая семья, в нашем понимании, предполагает официально зарегистрированный брак, в котором хотя бы один из супругов - студент очной формы обучения. Отдельная тема - студентки, являющиеся матерями-одиночками, и студенческие пары, официально не регистрирующие свой брак. В контексте социальной работы неполные семьи являются объектами социальной защиты и помощи; в социологическом понимании, сожительство - это де-виантные формы семьи. Как именно данные категории студентов будут объективированы вузом в контексте работы по формированию семейных ценностей - вопрос сложный и не имеющий однозначного решения. Что касается субъекта воспитательной деятельности по формированию семейных ценностей, то вузу необходимо выбрать способ управления этой деятельностью: она будет либо полностью вписана в организационную структуру воспитательную деятельности вуза, либо частично организована на принципах студенческого самоуправления, но в обоих случаях требуется решение вопроса об административной координации этой деятельности.

Трудности, связанные с определением показателей и результатов воспитательной деятельности по формированию семейных ценностей у студентов вузов. Очевидно, что традиционными количественными показателями (брачность, разводимость, рождаемость) деятельность вуза, направленную, прежде всего, на

15

пелпгогичесний журнал епшнортосгпнп м 6(55). 2014 5§§аэ®°

ценностный компонент студенческого самосознания, не измерить. С нашей точки зрения, количественными показателями могут быть: число «семейных долгожителей» и число многодетных семей по отношению к общему числу выпускников вуза. Для этого требуется долгосрочная статистика: какими бы эффективными ни были воспитательные программы, их статистические результаты, скорее всего, не проявятся в одном поколении студентов; их эффективность станет / не станет очевидной лишь в отдаленной временной перспективе. Наконец, неоднозначен ответ на вопрос о качественном измерении сформированности семейных ценностей в сознании студенческой молодежи. Возможно, что анализ грамотно спроектированных опросов студентов первых и последних курсов даст вероятностную картину изменения их семейных ценностей. При этом необходимо учитывать возможность (кадровую и организационную) качественного проведения таких опросов.

Трудности, связанные с содержательным наполнением воспитательных программ по формированию семейных ценностей у студентов вузов. Во-первых, в сфере семейной и молодежной государственной политики реализуются программы на муниципальном и региональном уровнях, объектом которых являются молодые семьи, и дублирование этих программ не целесообразно. Во-вторых, несмотря на практически полное отсутствие в воспитательной практике вузов действующих программ, направленных на формирование семейных ценностей (либо вследствие этого), очень трудно подобрать адекватные технологии данной деятельности, которые были бы актуальны для современного поколения студентов: многие технологии «заезжены», устарели, а новые еще апробируются. Несмотря на перечисленные трудности, актуальность концептуального обоснования воспитательной деятельности по формированию семейных ценностей у студентов вузов обусловлена объективно как негативными демографическими явлениями, переживаемыми современным обществом, так и целям и задачами, поставленными перед системой высшего образования России государством.

Педагогика (народная; советская; российская) имеет большой запас теоретических и практических знаний по рассматриваемой проблеме. Тем не менее, современная семья обладает рядом специфических черт, которые позволяют говорить о необходимости нового подхода к определению содержания воспитания будущего семьянина. Традиционно в педагогических работах процесс воспитания будущего семьянина предполагает развитие у студентов конкретных личностных качеств: трудолюбия, ответственности, тактичности, вежливости, умения держать себя в обществе, гигиенических навыков, здоровья, привычки к активному образу жизни, разностороннюю образованность, знание правовых норм, знание практической психологии, умение воспитывать детей, готовность вступить в брак и выполнять семейные обязанности, уважение к родителям и престарелым людям [3]. Од-

16

прослемы современной психологии и пеапгогики

нако подготовка молодежи к семейной жизни в современных социокультурных условиях требует такой модели воспитания, которая акцентирует социальные аспекты семейного образа жизни, хотя и интегрирует их со сферами индивидуальности.

Напомним, что Россия, на протяжении нескольких десятилетий находясь в стадии реформирования социально-экономической системы, испытывала кризисные явления. Исследования подтверждают, что, если личности приходится прилагать чрезмерные усилия для удовлетворения своих насущных материальных потребностей, это неизбежно приводит к резкому ограничению удовлетворения духовных потребностей [8]. Совокупность тех или иных неудовлетворенных или удовлетворенных в минимальной степени потребностей личности влияет на степень удовлетворения человека жизнью (семейной жизнью в частности). Одновременно с этим необходимо отметить процесс смены системы поведенческих норм в сфере семьи и брака: изменились социокультурные представления о взаимоотношениях поколений в семье; произошла трансформация в сфере взаимоотношений полов и представлений о содержании ролей мужчины и женщины в семье. Все это в совокупности вызвало дефицит адекватных представлений о нормах и девиациях в семейно-брачной сфере, деформации в семейных ценностях молодежи.

Исследование семейных ценностей студентов УрФУ показало: несмотря на то, что большинство опрошенных студентов так или иначе планируют официальный брак, доля студентов, нейтрально настроенных к незарегистрированному браку («гражданскому» браку) составляет 2/3 от опрошенных [4]. Исследователи считают, что психологические мотивы выбора «гражданского брака» современными мужчинами и женщинами связаны с наличием подсознательной боязни близких межличностных отношений, предполагающих взаимные обязательства и ответственность [5]. Официальная статистика свидетельствует о трансформации возрастной модели брачности, то есть сдвиге среднего возраста вступления в брак к более старшим возрастам [9]. Данные УрФУ: более половины опрошенных студентов планируют вступление в брак в возрасте 25 лет и старше [4].

Повышение стандартов жизни и роль новых ценностей молодежной субкультуры сделали достаточно проблематичным создание семьи. Роль семьянина перестала рассматриваться как традиционная ценность и жизненная необходимость. Отказавшись от регулирования личной жизни людей, государство устранилось от проведения активной социальной политики, связанной со становлением и поддержанием семейного образа жизни россиян. По нашему мнению, именно институт образования должен взять на себя функцию формирования ценности семьи в молодежном сознании. В основе подготовки молодежи к семейной жизни должны лежать адекватно-позитивные взгляды на функционирование семьи, преодоление гедонистического отношения молодого поколения к браку. Для проектирования

17

пелпгогичесний журнал епшнортосгпнп м 6(55). 2014 5§§аэ®°

воспитательной деятельности по формированию семейных ценностей у студентов вузов важно иметь представление о ее содержательном наполнении: с нашей точки зрения, необходимо, во-первых, воспитывать личностные качества семьянина, а во-вторых, формировать позитивные семейные ценности. Таким образом, цель воспитательной деятельности, касающейся семейных ценностей у студентов в вузе, - формирование готовности к семейной жизни и осознанному родительству.

Семья требует от своей главы постоянного труда, приложения сил и полной самоотдачи, умения кооперации и сотрудничества. Главное, что следует обеспечить комплексом мероприятий вуза по формированию семейных ценностей, - это осознание студентами необходимости ежедневного труда на благо семьи, готовности выполнять этот труд и принимать на себя ответственность за семью. В учебной, внеучебной деятельности студентов нужно постоянно акцентировать, что семья - это интегральная социальная система, в которой целое всегда главенствует над ее частями: для выживания и сохранения семьи ее интересы должны быть всегда выше и значимее интересов каждого ее члена в отдельности.

Через комплекс спланированных и скооперированных учебных и внеучебных действий вуза нужно помочь студентам разобраться в особой специфике брака и семьи (в сравнении с другими малыми социальными группами); показать, что именно в брачном союзе находят свою определенность и удовлетворяются наиболее значимые эмоционально-психологические потребности личности - потому семья и является традиционным жизнеустройством человека.

Эмоционально-психологическая стабильность брака, семейной жизни зависит от степени удовлетворения потребностей во взаимопомощи и психологической поддержке, взаимопонимании, удовлетворении чувства собственного достоинства, подтверждении своей значимости для семьи; каждый член семьи должен удовлетворять свою потребность в положительных эмоциях. Следовательно, необходимо развивать у студентов направленность на другого человека, стремление понимать близких людей, способность учитывать их желания и интересы. Все это требует развития терпимости и толерантности у будущего семьянина.

Особого внимания заслуживает роль конфликта в развитии семьи. На примерах семейных историй выпускников вуза студентам необходимо показать семью как социальную систему, где ежедневно конфликтуют интересы и социальные ожидания ее членов. Во многом это обусловлено эклектичностью семьи, то есть неорганичным соединением разнородных, внутренне не соединимых, часто противоположных черт характера, принципов, взглядов, привычек, желаний каждого члена семьи. Основными конфликтными полями являются финансово-бытовое и поликультурное. Поликультурная среда семьи характеризуется различной ценностной ориентацией супругов, воспитанных в нетождественных условиях родитель-

18

прослемы современной психологии и пеапгогики

ских семей, а также возрастными особенностями, образовательным уровнем, психологической грамотностью супругов и других членов семьи. Для того чтобы сохранить целостность семьи, необходимо каждому ее члену стремиться к компромиссу по семейным вопросам путем взаимных уступок и соглашений. Это требует серьезной психологической подготовки студентов к общению в конфликтной ситуации. Необходим также комплекс психолого-педагогических знаний о личности, характере, темпераменте и их проявлениях в семейной жизни, о психолого-педагогических особенностях воспитания ребенка - то есть психолого-педагогическая грамотность и культура будущего семьянина.

Таким образом, готовность к семейной жизни и осознанному родительству -это сформированная целостная система свойств личности духовно-ценностного содержания и соционравственных ценностей студентов (по отношению к семье и ее функциям), которая включает:

- знания - психология личности и семейных отношений; семейная педагогика; организация жизнедеятельности семьи, экономика семьи;

- умения - прогнозирование развития семьи; моделирование возможных семейных ситуаций с учетом психологических особенностей членов семьи; регулирование взаимоотношений в системе «личность - семья - общество» и «личность - семья - личность»; сотрудничество со всеми членами семьи; сопереживание и сопричастность в совместной деятельности;

- ценности - личностное осмысление семьи и брака; личностный смысл роди-тельства; признание самосовершенствования себя как семьянина;

- личностные качества - трудолюбие; ответственность перед членами семьи; тактичность; психологическая установка на создание и укрепление семьи в любых условиях и пр.

Важным фактором подготовки к семейной жизни и ответственному родитель-ству являются разработка и внедрение в практику воспитательной деятельности вузов программ по пропаганде ценностного отношения к семье и браку, возрождению семейных традиций, просветительской деятельности по семейно-брачной тематике.

Решение задачи воспитательной деятельности по формированию семейных ценностей студентов в воспитательной среде вузов, с нашей точки зрения, должно достигаться путем комплексного подхода в ее организации по следующим основным направлениям: формирование позитивного имиджа семьянина; социальная поддержка семейных студентов; просветительская деятельность по семейно-брачной тематике.

Формирование позитивного имиджа семьянина направлено на воспитание семейной культуры - осознание безусловной ценности семьи как первоосновы при-

19

пелпгогичесний журнал епшнортосгпнп м 6(55). 2014 5§§аэ®°

надлежности к Отечеству; понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека; пропаганду семейных традиций; знакомство с опытом благополучных многодетных и многопоколенных семей, семейных династий.

Социальная поддержка семейных студентов направлена на обеспечение студенческих семей жильем; оказание материальной помощи студентам, вступающим в брак; оказание материальной помощи студенткам по рождению ребенка; оборудование игровых комнат в студгородке; предоставление детям студентов возможности посещать детский сад.

Просветительская деятельность по семейно-брачной тематике направлена на информирование студентов широкому спектру вопросов, связанных с семейно-брачной тематикой; формирование основ педагогической культуры и содействие развитию воспитательного потенциала у молодых родителей; формирование правовой культуры семейно-брачных отношений; приобретение студентами знаний о семье и браке, родословной семьи, отцовстве и материнстве.

В основе идеологии воспитания будущего семьянина в вузах, на наш взгляд, должны лежать следующие принципы.

- Научность подходов в определении целей и задач формирования семейных ценностей студентов.

- Реализм целей. Реальная цель воспитания будущего семьянина сегодня -возрождение общества путем возрождения семьи, повышение ее социального статуса и ценностной значимости посредством формирования семейных ценностей в воспитательной среде вуза. Средство достижения этой цели - формирование готовности студентов к будущей семейной жизни, к роли семьянина.

- Демократичность - учет мнения студенчества, преподавателей, сотрудников университета.

- Преемственность как форма сохранения и преумножения лучшего опыта работы по формированию семейных ценностей студентов.

- Инициатива и самостоятельность каждого из участников воспитательной деятельности по формированию семейных ценностей студентов.

- Вариативность новых форм и методов работы.

- Полноценная информированность организаторов и участников воспитательной деятельности по формированию семейных ценностей студентов.

- Толерантное отношение к национальным семейным традициям.

- Воспитание примером - реализуется в процессе совместной деятельности студентов и администрации, профессорско-преподавательского состава и общественных организаций вуза: демонстрация нравственных образцов по-

20

прослемы современной психологии и пеппгогини

ведения семьянина, культуры семейной жизни, ориентация на традиционные нравственные понятия семьи и брака, приобщение к традициям семейной жизни, воспитание толерантности. Позитивного результата воспитания будущего семьянина можно ожидать только в результате целенаправленной работы всех субъектов воспитания, интеграции воспитательных воздействий, концентрации педагогических усилий.

Воспитательная деятельность по формированию семейных ценностей в студенческой среде вуза реализуется в двух основных видах: воспитательная деятельность в процессе обучения (учебно-воспитательная работа); внеучебная воспитательная работа преподавателей и студентов (включая студенческое самоуправление).

Воспитательная деятельность в процессе обучения (учебно-воспитательная работа). Наибольшее воспитательное воздействие на студентов в стенах вуза оказывает организация образовательного процесса, создающего атмосферу активного, творческого овладения специальностью. Содержание изучаемых, прежде всего социогуманитарных, предметов формирует общую и профессиональную культуру, научное мировоззрение, вооружает студентов знаниями, помогающими найти место в жизни. В числе учебных дисциплин, формирующих семейные ценности, - философия, психология, педагогика, культурология, социология, физическое воспитание.

Важнейшими условиями усиления воспитательных возможностей учебной деятельности являются следующие: обновление тематики и содержания учебных курсов «История», «Философия», «Социология», «Политология», «Введение в специальность»; внедрение инновационных технологий в учебный процесс.

Внеучебная воспитательная деятельность преподавателей и студентов. Система внеучебной воспитательной работы включает работу структурных подразделений вуза, реализующих воспитательную деятельность со студентами; проведение общевузовских мероприятий (праздников, конкурсов и т. п.). Важная роль в организации воспитательной деятельности по формированию семейных ценностей студентов должна принадлежать органам студенческого самоуправления вуза. Наиболее плодотворно процесс воспитания обеспечивается правильно построенной системой взаимоотношений между педагогами и студентами. Для этого в практической деятельности нужно реализовывать систему социального партнерства («педагогика сотрудничества»). Необходимым условием для этого является институт преподавателей - кураторов студенческих групп младших курсов очной формы обучения. В их функции должны входить информирование студентов по широкому спектру вопросов семейно-брачной тематики и организация участия студентов в просветительских и пропагандистских мероприятиях вуза.

21

пелпгогичесний журнал Башкортостана м 6(55). яо14 §Жаэ®д

Педагогическими приемами в воспитании будущего семьянина могут выступать: реплики, замечания, сравнения, обращение к фольклору, обращение к собственному примеру и пр. С целью обеспечения профессиональной готовности по формированию семейных ценностей в студенческой среде преподаватели кураторы могут по необходимости повышать свою педагогическую квалификацию в рамках работы «Школы кураторов» по тематической программе, которая должна быть в вузе.

Хотя организационное обеспечение воспитательной деятельности по формированию семейных ценностей у студентов и возможно на уровне вуза, институтов, кафедр, студенческих групп и студенческих организаций вуза, но, по нашему мнению, ведущая роль в организации этой деятельности должна отводиться кураторам академических групп и органам студенческого самоуправления:

- На уровне вуза воспитательная деятельность по формированию семейных ценностей студентов осуществляется на основе целевых программ, разрабатываемых в рамках ее направлений.

- На уровне кафедры для организации воспитательной деятельности со студентами академических групп рекомендуется разрабатывать план воспитательной деятельности по формированию семейных ценностей студентов, принимаемый решением кафедры.

- На уровне студенческой группы (1-2-й курсы) для организации воспитательной деятельности назначается куратор академической группы, на основании приказа ректора. Организация работы куратора осуществляется на основании утвержденного в вузе Положения о кураторе академической группы, плана воспитательной деятельности вуза, плана воспитательной деятельности по формированию семейных ценностей студентов кафедры.

- На уровне студенческого самоуправления в вузе, которое является полноправным партнером в реализации целевых программ воспитательной деятельности по формированию семейных ценностей в студенческой среде.

Вопрос о критериях эффективности воспитательного процесса является наиболее сложным в педагогике. Особенно это касается воспитания будущего семьянина, результаты которого могут проявиться только спустя несколько лет, после того как бывший студент создаст семью и начнет на практике реализовывать роли супруга и родителя. Тем не менее, уже в процессе воспитания необходимо оценивать степень соответствия достигаемых результатов поставленным целям.

В заключение подчеркнем: одним из наиболее важных субъектов формирования у студентов ценностного образа семьи, установки на вступление в брак, качеств личности, позитивно ценных для брачно-семейных отношений, в современных условиях является вуз. И воспитательная среда вуза должна соответствовать

22

прослемы современной психологии и пеапгогики

этой высокой роли. Эффективность организации воспитательной деятельности по формированию семейных ценностей в студенческой среде вуза, результативность применения организационно-управленческих мер могут, согласно нашему исследованию, оцениваться по следующим показателям:

1. Формирование у студентов ценностного образа семьи, установки на вступление в брак.

2. Формирование и развитие у студентов качеств личности, ее знаний, умений и навыков, позитивно ценных для брачно-семейных отношений.

3. Количество официально зарегистрированных студенческих браков.

4. Количество рожденных в студенческих семьях детей.

5. Количество студентов, вовлеченных в мероприятия программ.

6. Повышение престижа вуза у абитуриента в связи с реализацией целевых программ, направленных на социальную поддержку семейных студентов (по результатам социологических опросов).

1. Азаров, Ю.П. Искусство воспитывать. М. : Просвещение, 1985. 448 с.

2. Гафурова, Н.В. Воспитательный процесс в вузе как система // Высшее образование в России. 2009. № 6. С. 102-106.

3. Зритнева, Е.И. Подготовка молодежи к браку и семейной жизни: теория и практика : моногр. Ставрополь : СКИПКРО, 2005. 208 с.

4. Коробейникова, А.П., Попова, Е.В. Образ брака и семьи в представлениях студенческой молодежи / Новые подходы в организации работы с молодежью. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции (Екатеринбург, 1-2 апреля 2013 г.) : в 2 ч. Ч. 2. Екатеринбург, 2013. С. 114-135.

5. Морозова, Е.А. Сорокина, Т.Ю. Традиционная семья и ее взаимосвязь с брачно-семейными установками и личностными качествами молодежи // Пути и основы духовно-нравственного возрождения современной семьи. Материалы Покровских чтений 2008-2009 гг. Режим доступа : http://pokrov-forum.ru/action/scien_pract_conf/pokrov_reading/sbomik_2008-2009/txt/28_morozova-sorokina.php.

6. Новикова, Л.И. Педагогика воспитания: избранные педагогические труды. М., 2010. 336 с.

7. Пономарев, А.В. Социально-педагогическая функция вуза в воспитании современного специалиста. М. : изд-во «Икар», 2009. 410 с.

8. Салимов, И.С. Педагогические основы становления воспитательной системы в вузе. Автореферат на соискание степени кандидата педагогических наук. Душанбе, 2012.

9. Софронова, Т.Г. Особенности тенденции брачности в России / Инициативы XXI века. 2010. № 3. Режим доступа : http://www.ini21.ru/?id=1080.

10. Сысенко, В.А. Психодиагностика супружеских взаимоотношений : научно-метод. пособие. М. : НИИ семьи, 1998. 112 с. С. 49.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.