Научная статья на тему 'ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ КАК ПРИОРИТЕТНАЯ ЗАДАЧА ЭЛЕКТРОННОЙ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ'

ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ КАК ПРИОРИТЕТНАЯ ЗАДАЧА ЭЛЕКТРОННОЙ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
132
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА / ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / ЦИФРОВОЕ ПРОСТРАНСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Байша Алина Александровна

В данной статье анализируется состояние защиты прав и свобод человека и гражданина в виртуальном пространстве на территории Донецкой Народной Республики. Анализируется правоприменительная практика ЕСПЧ, а также национальное законодательство, вносятся предложения по усовершенствованию законодательства Донецкой Народной Республики. Установлено, что для гарантий прав и свобод человека в цифровом пространстве необходимо создать единый нормативно-правовой акт.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Байша Алина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION SECURITY OF PERSONALITY AS A PRIORITY TASK OF THE ELECTRONIC DONETSK PEOPLE'S REPUBLIC

His article analyzes the state of protection of human and civil rights and freedoms in the virtual space on the territory of the Donetsk People's Republic. The law enforcement practice of the ECHR is analyzed, as well as national legislation, and proposals are made to improve the legislation of the Donetsk People's Republic. It is established that in order to guarantee human rights and freedoms in the digital space, it is necessary to create a single regulatory legal act.

Текст научной работы на тему «ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ КАК ПРИОРИТЕТНАЯ ЗАДАЧА ЭЛЕКТРОННОЙ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ»

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРАВО

Байша Алина Александровна Донецкий национальный университет Юридический факультет Донецкая Народная Республика, Донецк

alina. [email protected] Baisha Alina Donetsk National University Faculty of Law Donetsk People's Republic, Donetsk

ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ КАК ПРИОРИТЕТНАЯ ЗАДАЧА ЭЛЕКТРОННОЙ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ

РЕСПУБЛИКИ

Аннотация: в данной статье анализируется состояние защиты прав и свобод человека и гражданина в виртуальном пространстве на территории Донецкой Народной Республики. Анализируется правоприменительная практика ЕСПЧ, а также национальное законодательство, вносятся предложения по усовершенствованию законодательства Донецкой Народной Республики. Установлено, что для гарантий прав и свобод человека в цифровом пространстве необходимо создать единый нормативно-правовой акт. Ключевые слова: права человека, свободы человека, информационная безопасность, информационно-коммуникационные технологии, социальные сети, цифровое пространство.

INFORMATION SECURITY OF PERSONALITY AS A PRIORITY TASK OF THE ELECTRONIC DONETSK PEOPLE'S REPUBLIC

УДК 349.681

Annotation: his article analyzes the state of protection of human and civil rights and freedoms in the virtual space on the territory of the Donetsk People's Republic. The law enforcement practice of the ECHR is analyzed, as well as national legislation, and proposals are made to improve the legislation of the Donetsk People's Republic. It is established that in order to guarantee human rights and freedoms in the digital space, it is necessary to create a single regulatory legal act.

Key words: human rights, human freedoms, information security, information and communication technologies, social networks, digital space.

В связи с новой инфекцией COVID-19 весь мир перешел к информационному обществу, исключение не составила Донецкая Народная Республика. Именно этот факт подтверждает актуальность и своевременность обеспечения информационной безопасности личности путем обеспечения реализации прав граждан и организаций на территории Донецкой Народной Республики.

Цель исследования заключается в анализе существующего законодательства Донецкой Народной Республики для выявления гарантий защиты прав граждан и организаций, а так же внесений изменений в законодательство, которые помогут реализовывать принцип правовой защищенности человека и гражданина.

В ходе исследования использовались логико-юридический и системный методы, структурно-функциональный и системный анализ, синтез и абстрагирование, которые позволили всесторонне рассмотреть как работает принцип правовой защищенности человека и гражданина в цифровой реальности.

В XXI веке в электронном пространстве люди учатся, работают, отдыхают за просмотром фильмов, сериалов. Следовательно, аккаунт в социальных сетях («ВКонтакте», «Инстаграме», «Facebook», и др.) граждане используют не только в целях проведения досуга, но и по учебе и работе. В

связи с этим можно сделать вывод, что гарантии прав человека и гражданина в цифровой сфере приобретают немаловажное значение.

Существует ряд нормативно правовых актов, которые закрепляют защиту основных прав и свобод человека и гражданина, информации, информационно-коммуникационных технологий, деятельность на просторах Интернета. К данным нормативным актам можно отнести: Окинавскую хартию Глобального информационного общества, Конвенцию по борьбе с киберпреступностью 2001 г., Конституцию Донецкой Народной Респулики, Закон ДНР «Об информации и информационных технологиях» от 7 августа 2015 года, Гражданский кодекс ДНР и др.

Обращаясь к национальному законодательству об информации подчеркнем, что принципами правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации является свобода поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом, установление ограничений доступа к информации законодательством Донецкой Народной Республики, открытость информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и свободный доступ к такой информации, кроме случаев, установленных законодательством Донецкой Народной Республики.Человек в цифровую эпоху оказался в новой реальности[1], которая, «охватывая традиционные отношения, устои и институты общества, будучи многократно опосредованной конкретными отношениями, опредмечивается и превращается в новую действительность в жизни человека и общества» [2, с. 37].

Пашенцев Д.А. в своей работе высказывает точку зрения о том, что данная ситуация - это вызов, при котором новые технологии по силе воздействия на общественные отношения сопоставимы с новой промышленной революцией, правительства всех государств должно быть готово обеспечить безопасность личности и в «невидимом пространстве»[3, с. 33].

В.Б. Исраелян, считает, что проводить политику необходимо на основе конституционных положений, которые должны лечь в основу государственной реформы, которая необходима в новых реалиях[4, с. 88].

В повседневной жизни цифровые технологии ослабляют защиту личной частной жизни на массовом уровне. Однако, в Конституции Донецкой Народной Республики в статье 16 прописано о том, что как демократическое, правовое, социальное государство оно защищает тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений и ограничение данного права допускается только на основании судебного решения. Стоит отметить, что в Конституции ДНР не в полной мере закреплены цифровые права, необходимо точнее обозначить правовой статус личности в Интернете[5].

Цифровые права включают в себя широкий спектр прав таких как: право доступа к всевозможным сетевым, коммуникационным ресурсам, электронным технологиям, право на защиту персональных данных, право на анонимность, право на свободную передачу и распространение информации.

Рассмотрим наиболее интересное на наш взгляд судебное решение ЕСПЧ по делу о «Каблис против России» жалоба №№ 48310/16 и 59663/17. Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) удовлетворил жалобу активиста Григория Каблиса, чью страницу в соцсети «ВКонтакте» заблокировали из-за записи о несогласованном митинге. Об этом говорится на сайте суда [6].

В решении ЕСПЧ указывается, что Россия должна выплатить Каблису компенсацию в размере €12,5 тысяч, а также возместить судебные издержки в размере €2,5 тысяч. Суд вынес решение о том, что блокировка аккаунта личной страницы пользователя «ВКонтакте» из-за призывов прийти на митинг нарушает свободу слова. Статьи Конвенции о защите прав человека также были нарушены в связи с отказом российских судов отменить решение о блокировке.

В 2015 году Каблис предложил жителям Сыктывкара собраться, чтобы обсудить задержание главы Коми Вячеслава Гайзера и других членов правительства региона. Местные власти отказали ему в проведении

митинга в центре города. Но Каблис написал на своей странице в соцсети «ВКонтакте», что хочет провести народный сход граждан. После этого его аккаунт был заблокирован по требованию прокуратуры. Ведомство посчитало его сообщение призывом к несанкционированной акции протеста.

В последние десятилетия главы государств, как в Российской Федерации, так и за рубежом вводят программы, которые помогают внедрять все новые и новые информационно-коммуникационные технологии. В 2017 году правительство утвердило программу «Цифровая экономика РФ» сроком до 2024 года. Документ со ссылкой на Стратегию развития информационного общества в РФ на 2017-2030 годы определяет цифровую экономику как «хозяйственную деятельность, в которой ключевыми факторами производства являются данные в цифровом виде....» [7].

Немногим позже была опубликована Доктрина информационной безопасности, утверждённая Указом Президента Российской Федерации от 5 декабря 2016 г. № 646. Данная Доктрина сформирована для обеспечения национальной безопасности государства в эпоху информационных изменений [8].

Обновилась и Стратегия развития информационного общества, утвержденная указом Президента Российской Федерации от 09 мая 2017 г. № 203. В отличие от предыдущей Стратегии, приоритетом выступает формирование системы, которая позволит обеспечить эффективную и своевременную передачу достоверной информации между элементами информационного общества, которыми выступают: граждане, организации и госструктуры [8].

Перечислив все вышеизложенные факты, проанализировав судебные решения по данной тематике, авторами был сделан вывод о том, что в век цифровой реальности еще больше необходимо соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. Важно не допускать таких ситуаций, в которых люди с помощью информационно-коммуникационных технологий

совершали противоправные деяния и оставались безнаказанными только из-за того, что это вне правового поля.

Подводя итог, следует отметить, что действующее законодательство об информации как на территории Донецкой Народной Республики так и по всему миру, в том числе подзаконные акты, а также сама правоприменительная практика, как особая форма реализации правовых норм, все еще далеки от совершенства. Поэтому исходной задачей для законодательного органа и уполномоченных органов в области цифрового права должна стать политика реализации конституционно-правовых норм в области информационного-коммуникационных технологий путем их унификации с международными стандартами.

Следует систематизировать все уже имеющиеся нормативно правовые акты по данной тематике, принимая во внимание опыт зарубежных стран, учитывая международные конвенции, и объединить в единый кодекс, который регулировал бы все общественные отношения, связанные с новыми объектами гражданских прав - цифровых прав.

Список литературы:

1. Закон Донецкой Народной Республики от 7 августа 2015 года №13-1НС «Об информации и информационных технологиях» [Электронный ресурс] // URL: https://dnrsovet.su/zakon-ob-obrashheniyahgrazhdan/ (дата обращения: 01.06.2020).

2. Малахов В.П., Азнагулова Г.М. Проблема правопонимания в условиях цифровой реальности // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Юридические науки. 2021. № 2. С. 37-44.

3. Пашенцев Д.А. Система права России в условиях перехода к новому технологическому укладу // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Юридические науки. 2020. № 4. С. 32-38.

4. Исраелян В.Б. Конституционная модернизация в контексте отечественных традиций и новых вызовов // Образование и право. 2020. № 7. С. 86-89.

5. Конституция Донецкой Народной Республики: Постановление Верховного Совета Донецкой Народного Республики от 14 мая 2014 года № 1-1 [Электронный ресурс] // URL: https://dnrsovet.su/konstitutsiya/ (дата обращения: 02.06.2020).

6. Каблис против России; жалоба № 48310/16 Постановление Суда Страсбург ЕСПЧ от 30.04.2019 [Электронный ресурс] сервер Европейского суда по правам человека. — URL: http://hudoc.echr.coe.int/rus?i=001-192769 (дата обращения: 10.10.2021)

7. Указ Президента РФ от 09.05.2017 N 203 «О стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» // СПС «Консультант Плюс».

8. Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы» // СПС «Консультант Плюс».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.