УДК 343.163(045)
С.38-46
Актуальные вопросы прокурорского надзора в сфере обеспечения прав граждан, пострадавших от преступлений (сравнительный анализ уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации и Донецкой Народной Республики)
Гапотченко Г. Н.
Донбасская юридическая академия, г. Донецк, Донецкая Народная Республика e-mail: [email protected].
Аннотация. В работе исследуются отдельные актуальные вопросы прокурорского надзора в сфере обеспечения прав граждан, пострадавших от преступлений, по законодательству Донецкой Народной Республики и Российской Федерации. Отмечаются сходства и отличия законодательства указанных государств по правовой регламентации данных вопросов. Автором указываются отдельные замечания, вносятся и обосновываются предложения в Уголовно-процессуальный кодекс Донецкой Народной Республики и Российской Федерации по усовершенствованию правового регулирования указанной деятельности. Ключевые слова: прокурорский надзор, уголовный процесс, потерпевший, пострадавший, прокурор, конституция, уголовно-процессуальный кодекс, следователь, уголовное дело. Для цитирования: Гапотченко, Г. Н. Актуальные вопросы прокурорского надзора в сфере обеспечения прав граждан, пострадавших от преступлений (сравнительный анализ уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации и Донецкой Народной Республики) / Г. Н. Гапотченко // Виктимология. - 2021. - Т. 8, № 1.- С. 38-46.
Topical Issues of Prosecutor's Supervision in the Sphere of Ensuring the Rights of Citizens Affected by Crimes (comparative analysis of the Criminal Procedure Legislation
of the Russian Federation and the Donetsk People's Republic)
G. N. Gapotchenko
Donbass Law Academy, Donetsk, Donetsk People's Republic e-mail: [email protected].
Abstract. The paper examines some topical issues of prosecutor's supervision in the field of ensuring the rights of citizens affected by crimes under the legislation of the Donetsk People's Republic and the Russian Federation. The similarities and differences in the legislation of these states on the legal regulation of these issues are noted. The author specifies individual comments, makes and justifies proposals to the Criminal Procedure Code of the Donetsk People's Republic and the Russian Federation to improve the legal regulation of these activities.
Keywords: prosecutor's supervision, criminal procedure, victim, victim, prosecutor, constitution, criminal procedure Code, investigator, criminal case.
For citation: Gapotchenko, G. N. Topical Issues of Prosecutor's Supervision in the Sphere of Ensuring the Rights of Citizens affected by Crimes (comparative analysis of the Criminal Procedure Legislation of the Russian Federation and the Donetsk People's Republic). Viktimologiya [Victimology], 2021, vol. 8, no. 1, pp. 38-46. (In Russ.)
Введение
Уголовно-процессуальное законодательство Донецкой Народной Республики (далее—ДНР) в настоящее время находится в состоянии становления и развития. Изучение и анализ отдельных норм Уголовно-процессуального кодекса Донецкой Народной Республики (далее — УПК ДНР), их сравнение с нормами Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее—УПК РФ) позволяет выделить дискуссионные вопросы прокурорского надзора в сфере обеспечения прав граждан, пострадавших от преступлений, которые требуют правового урегулирования и дальнейшего усовершенствования.
В Российской Федерации вопросы прокурорского надзора изучены и раскрыты в научных работах Ю. Е. Винокурова, В. П. Божьева, А. Ф. Козусева, Б. В. Коробей-никова, П. А. Лупинской, И. Л. Петрухина, В. Б. Ястребова и других учёных. В ДНР подобные фундаментальные научные исследования и комментарии по данной теме в настоящее время отсутствуют.
Основной целью работы является проведение комплексного исследования отдельных норм УПК ДНР и УПК РФ, которые регулируют прокурорский надзор в сфере обеспечения прав граждан, пострадавших от преступлений, а также разработка и внесение конкретных предложений по усовершенствованию уголовно-процессуального законодательства ДНР и РФ.
Описание исследования
Актуальность темы исследования заключается в том, что количество преступлений против жизни и здоровья граждан в РФ и ДНР в последние годы остается достаточно высоким. Только за 10 месяцев 2020 года по официальным данным Генеральной Прокуратуры РФ зарегистрировано 6646 убийств и покушений на убийство; 17 297 умышленных причинений; 3362 умышленных
причинений тяжкого вреда здоровью, повлекшего смерть потерпевшего1.
В ДНР за 11 месяцев 2020 года за преступления против жизни и здоровья судами осуждено 375 человек, из них 60 человек за совершение убийства. За преступления против свободы, чести и достоинств личности осуждено 6 человек; за преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности — 21 человек2.
В соответствии со ст.3 Конституции ДНР человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность Донецкой Народной Республики, ее государственных органов и должностных лиц3. Аналогичная норма закреплена в ст. 2 Конституции Российской Федерации4.
Обеспечение исполнения конституционных прав и свобод граждан государства исполняют путем законодательного урегулирования всех сфер жизни и деятельности человека. Такими нормативными правовыми актами, в том числе, является уголовное и уголовно-процессуальное законодательство ДНР и РФ. Задачами Уголовного кодекса ДНР (далее—УК ДНР) является охрана прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя ДНР от преступных посягательств,
1 Генеральная прокуратура РФ : Портал правовой статистики. URL: http://crimestat.ru/offenses_map (дата обращения: 11.12.2020).
2 Стат. инф. о работе ВС и судов общей юрисдикции ДНР по осуществлению правосудия за 11 месяцев 2020 г. // ВС ДНР : [сайт]. URL: https://supcourt-dpr.su/ stat/statisticheskaya-informaciya-o-rabote-verhovnogo-suda-i-sudov-obshchey-yurisdikcii-doneckoy-24 (дата обращения: 11.12.2020).
3 Конституция ДНР // Народный Совет ДНР : [оф. сайт]. URL: https://dnrsovet.su/konstitutsiya/ (дата обращения: 15.12.2020).
4 Конституция РФ. URL: http://www.constitution. ru/10003000/10003000-3.htm (дата обр.: 15.12.2020).
обеспечение мира и безопасности человечества, а также предупреждение преступлений. Для осуществления этих задач УК ДНР устанавливает основание и принципы уголовной ответственности, определяет, какие опасные для личности, общества или государства деяния признаются преступлениями, и устанавливает виды наказаний и иные меры уголовно-правового характера за совершение преступлений1. Аналогичные нормы закреплены в ст.2 УК РФ2.
В соответствии со ст. 2 УПК ДНР задачами уголовного судопроизводства являются охрана прав и законных интересов физических и юридических лиц, участвующих в нем, а также быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение виновных и обеспечение правильного применения закона с тем, чтобы каждый, кто совершил преступление, был привлечен к ответственности и ни один невиновный не был наказан 3.
Согласно ст. 6 УПК РФ, уголовное судопроизводство имеет своим назначением: 1) защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений; 2) защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод4.
Анализируя и сопоставляя указанные нормативные правовые акты, можно сделать вывод о том, что законодательство ДНР и РФ на должном уровне декларирует и обеспечивает основные права и свободы граждан.
Уголовно-процессуальное законодательство ДНР и РФ не содержит понятия
1 УК ДНР : от 19.08.2014 // Народный Совет ДНР : [оф. сайт]. URL: https://dnrsovet.su/zakonodatelnaya-deyatelnost/dokumenty-verhovnogo-soveta-dnr/ ugolovnyj-kodeks-donetskoj-narodnoj-respubliki/ (дата обращения: 15.12.2020).
2 УК РФ : от 13.06.1996 г. № 63-Ф3 // СПС «Консуль-тантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_10699/f8192c0e948acf3e8e2db0e47310000 811b339b6/ (дата обращения: 15.12.2020).
3 УПК ДНР : № 240-IHC от 24.08.2018 // Народный Совет ДНР : [оф. сайт]. URL: https://dnrsovet. su/zakonodatelnaya-deyatelnost/prinyatye/zakony/ ugolovno-protsessualnyj-kodeks-donetskoj-narodnoj-respubliki/ (дата обращения: 15.12.2020).
4 УПК РФ : от 18.12.2001 г. № 174-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/
document/cons_doc_LAW_34481/9c0055b0210758105ca c01789a12999ae05e7711/ (дата обращения: 15.12.2020).
«жертва преступления». Вместе с тем, данное понятие употребляется в отдельных нормативных правовых актах и в научной литературе.
Под термином «жертвы» понимаются лица, которым индивидуально или коллективно был причинен вред, включая телесные повреждения или моральный ущерб, эмоциональные страдания, материальный ущерб или существенное ущемление их основных прав в результате действия или бездействия, нарушающего действующие национальные уголовные законы государств-членов, включая законы, запрещающие преступное злоупотребление властью. В соответствующих случаях указанный термин включает близких родственников или иждивенцев непосредственной жертвы, а также лиц, которым был причинен ущерб при попытке оказать помощь жертвам, находящимся в бедственном положении, или предотвратить виктимизацию5.
В терминах и понятиях УПК ДНР и в УПК РФ употребляется такой субъект уголовного процесса, как потерпевший.
В соответствии со ст. 49 УПК ДНР потерпевшим признается лицо, которому преступлением причинен моральный, физический или имущественный вред. О признании гражданина потерпевшим или об отказе в этом лицо, производящее дознание, следователь и судья выносят постановление, а суд—определение. Этой же нормой регламентированы права потерпевшего в уголовном судопроизводстве.
В соответствии со ст. 42 УПК РФ потерпевшим является физическое лицо, которому преступлением причинен физический, имущественный, моральный вред, а также юридическое лицо в случае причинения преступлением вреда его имуществу и деловой репутации. Решение о признании потерпевшим принимается незамедлительно с момента возбуждения уголовного
5 Декларация основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотребления властью : принята резолюцией 40/34 Генеральной Ассамблеи ООН от 29 ноября 1985 г. // Организация Объединенных Наций : [сайт]. URL: https://www.un.org/ru/ documents/decl_conv/declarations/power.shtml (дата обращения: 15.12.2020).
дела и оформляется постановлением дознавателя, следователя, судьи или определением суда.
В научной литературе изложены различные точки зрения относительно сходства и различия понятий «потерпевший» и «жертва преступления». Некоторые авторы считают, что указанные понятия в криминальной виктимологии не совпадают. По мнению В. И. Полубинского и А. Л. Ситковского понятие «жертва преступления» более широкое, чем понятие «потерпевший от преступления», поскольку «жертва преступления — это всякий человек, понесший моральный, физический или имущественный вред от противоправного деяния, независимо от того, признан он в установленном законом порядке потерпевшим от данного преступления или нет» [4, с. 208].
Аналогичную позицию занимает и В. В.Лунеев, отмечая, что «далеко не каждая жертва преступления, особенно побочная, признается потерпевшей» [3, с. 45].
Д. В. Ривман отмечает, что виктимо-логическое и уголовно-процессуальное понятия потерпевшего не совпадают. Они близки, но выполняют различные функции. Если лицо, непосредственно пострадавшее от преступления (т. е. реальная жертва преступления) не признано потерпевшим, оно, независимо от этого, является таковым. Будучи формальным актом, процессуальное решение о признании лица потерпевшим не может «отменить» факт причинения вреда. По его мнению, «жертва преступления — это преимущественно физическое лицо, которому непосредственно причинен вред. Потерпевшим от преступления может быть признано и юридическое лицо, но оно не обладает качествами жертвы» [5, с. 34-36].
Следует согласиться с мнением Е. Н. Кле-щиной о том, что понятие «потерпевший» в криминалистическом аспекте шире, чем «потерпевший» в уголовно-процессуальном плане, так как изучает всех жертв (как реальных, так и потенциальных, в том числе не признанных в установленном уголовно-процессуальном законе потерпевшим по уголовным делам) [2, с. 96-98].
Уголовный процесс как деятельность органов дознания, следствия, прокуратуры и суда по возбуждению уголовных дел, их расследованию, и судебному рассмотрению регулируется нормами уголовно-процессуального закона. Принципы уголовного процесса закреплены в Конституциях ДНР и РФ, других нормативных правовых актах как наиболее общие правовые положения, которые определяют построение уголовного процесса, направления деятельности органов расследования, прокуратуры и суда и обеспечивают выполнение задач уголовного судопроизводства, содержат ряд обязанностей, выполнение которых обеспечивается принудительной силой государства. Принципы согласованы между собой, и образовывают единую систему как основу конкретного и детального правового регулирования уголовно-процессуальной деятельности на всех ее стадиях. Ни одна процессуальная норма УПК ДНР и РФ не должна им противоречить. Нарушение какого-либо из принципов при осуществлении судопроизводства обязательно влечет за собой отмену приговора и иных решений по уголовному делу.
Справедливым является общеизвестное правило, согласно которого «в уголовном процессе разрешено только то, что прямо предусмотрено законом». Действия, которые не предусмотрены УПК ДНР или РФ, или проведены с его нарушением, являются незаконными, и не могут быть положены в основу итогового процессуального решения.
Должностным лицом, которое уполномочено в пределах своей компетенции, осуществлять от имени государства надзор за соблюдением законов органами дознания и предварительного следствия, в соответствии с УПК РФ и УПК ДНР является прокурор. Полномочия прокурора в уголовном процессе регламентированы нормами УПК, и, по нашему мнению, являются достаточно полными для того, чтобы обеспечить надлежащее исполнение и соблюдение законов всеми субъектами уголовного процесса. Следует отметить, что прокурор является единственным субъектом уголовного процесса, который участвует на всех его стадиях.
Законодательство ДНР и РФ наделает граждан, в том числе тех, которые пострадали от совершения преступления, правом обращаться в соответствующие органы, в том числе непосредственно к прокурору, с заявлением об этом преступлении. Нормы УПК ДНР и УПК РФ, обязывают прокурора, следователя, орган дознания принимать заявления и сообщения о совершенных или готовящихся преступлениях, в том числе и в делах, которые не подлежат их ведению. Этими же нормами предусмотрена возможность проведения проверки указанных заявлений в срок не более десяти дней. Данная процессуальная деятельность осуществляется в определенные законом сроки и направлена на установление достаточных данных, указывающих на признаки преступления, которые в соответствии с УПК ДНР и УПК РФ, являются основанием для возбуждения уголовного дела. В ходе проверки допускается проведение действий оперативно-розыскного характера, которые, как известно, могут ограничивать отдельные конституционные права граждан. В соответствии со ст. 107 УПК ДНР и ч. 3 ст. 144 УПК РФ срок указанной проверки может быть продлен до 30 суток.
Вместе с тем, ни УПК ДНР, ни УПК РФ не предусматривает обязательного уведомления прокурора о получении и регистрации сообщения о совершенном или готовящемся преступлении.
Из этого следует сделать вывод о том, что указанная процессуальная деятельность, которая может осуществляться в срок до 30 дней, от появления законного повода к возбуждению уголовного дела до принятия одного из итоговых процессуальных решений данной стадии уголовного процесса (о возбуждении уголовного дела либо об отказе в возбуждении уголовного дела), находится вне прокурорского надзора.
Считаем, что такое положение является недопустимым, и требует законодательного урегулирования. В этой связи, нами предлагается дополнить ст. 107 УПК ДНР частью 6 следующего содержания: «О получении, регистрации и содержании заявления о любом совершенном или готовящемся преступлении руководитель следственного
органа, следователь, дознаватель в течение суток письменно уведомляют прокурора».
Таким образом, конкретизируется начальная граница прокурорского надзора в уголовном процессе. Имея сведения о полученном заявлении и его содержании, прокурор, в пределах своих полномочий будет иметь возможность как лично, так и по своему указанию, осуществлять проверку законности: проведения следственных и процессуальных действий, соблюдения процессуальных сроков проверки, прав и законных интересов заявителя и лиц, в отношении которых она проводится [1, с. 9-18].
Полагаем, что ст. 141 УПК РФ следует дополнить частью 8 аналогичного содержания.
Осуществляя надзор за соблюдение законности при возбуждении и расследовании уголовных дел, прокурор, в пределах своих полномочий, имеет возможность выявить факты нарушения уголовного и уголовно-процессуального законодательства. Такими фактами могут быть, например, укрытие преступления от учета, нарушение прав граждан, пострадавших от преступления, потерпевшего, неправильная квалификация преступления, нарушение процессуальных сроков и т. д. В этих случаях законодательство ДНР и РФ наделяет прокурора властными полномочиями по принятию мер прокурорского реагирования с целью устранения допущенных нарушений, и привлечению к ответственности лиц, которые их совершили (допустили).
Особо следует обратить внимание на то, что прокурор, в рамках уголовного судопроизводства должен, и обязан осуществлять надзор за соблюдением прав тех субъектов уголовного процесса, которые прямо предусмотрены УПК (потерпевший, обвиняемый, их представители и др.).
Вне уголовного процесса, то есть до того, как о совершенном или готовящемся преступлении станет известно компетентным органам в установленном законом порядке, и в отношении лиц, которые пострадали от совершения преступления, но по какой-либо причине, не являются участниками уголовного процесса в конкретном
уголовном деле, прокурорский надзор осуществляться не может. Это в полной мере относится и к лицу, в отношении которого совершено преступление. До тех пор, пока данное лицо, не будет в рамках расследования уголовного дела признано потерпевшим, прокурор не наделен полномочиями по осуществлению надзора за обеспечением прав такого лица. В этой связи, считаем, что термин «прокурорский надзор в сфере обеспечения прав жертвы преступления» в уголовном судопроизводстве является некорректным. Полагаем, что в данном случае уместно употреблять термин «прокурорский надзор в сфере обеспечения прав граждан, пострадавших от преступлений». Уточняем, что речь идет об уголовном судопроизводстве, а под данной категорией мы подразумеваем граждан, которые пострадали от совершения преступления, и в установленном законом порядке признаны потерпевшими по конкретному уголовному делу.
Изложенное позволят сделать определенные выводы, и сформулировать предложения по усовершенствованию норм УПК ДНР и УПК РФ.
Выводы
1. Действующее в ДНР и РФ законодательство на должном уровне декларирует и обеспечивает основные права и свободы граждан.
2. Задачи уголовного и уголовно-процессуального законодательства ДНР и РФ являются схожими, в том числе это охрана прав и свобод человека и гражданина. В данном случае можно констатировать, что речь идет и о гражданах, которые пострадали от совершения преступления.
3. Уголовно-процессуальное законодательство ДНР и РФ не содержит понятия «жертва преступления». Вместе с тем, данное понятие употребляется в отдельных нормативных правовых актах и в научной литературе, особенно в науке криминальной виктимологиии. В УПК ДНР и в УПК РФ употребляется такой субъект уголовного процесса, как потерпевший.
4. Поддерживаем высказанную в научной литературе точку зрения о том, что вик-тимологическое и уголовно-процессуальное
понятия потерпевшего не совпадают. Они близки, но выполняют различные функции. Если лицо, непосредственно пострадавшее от преступления (т. е. реальная жертва преступления) не признано потерпевшим, оно, независимо от этого, является таковым.
5. Следует согласиться с мнением о том, что понятие «потерпевший» в криминалистическом аспекте шире, чем «потерпевший» в уголовно-процессуальном плане, так как изучает всех жертв (как реальных, так и потенциальных, в том числе не признанных в установленном уголовно-процессуальном законе потерпевшим по уголовным делам).
6. Должностным лицом, которое уполномочено в пределах своей компетенции, осуществлять от имени государства надзор за соблюдением законов органами дознания и предварительного следствия, а также за соблюдением прав граждан, пострадавших от преступления, в соответствии с УПК РФ и УПК ДНР является прокурор.
7. Прокурор получат сведения о преступлении и лицах, которые пострадали от него, как непосредственно из обращений к нему самих указанных лиц, так и в ходе осуществления надзора за деятельностью органов дознания и предварительного следствия.
8. УПК ДНР и УПК РФ не предусматривает обязательного уведомления прокурора о получении и регистрации сообщения о совершенном или готовящемся преступлении. Деятельность по проверке таких заявлений, которая может осуществляться в срок до 30 дней, находится вне прокурорского надзора. Предлагаем дополнить ст. 141 УПК РФ частью 8 следующего содержания: «О получении, регистрации и содержании заявления о любом совершенном или готовящемся преступлении руководитель следственного органа, следователь, дознаватель в течение суток письменно уведомляют прокурора».
9. В рамках уголовного судопроизводства прокурор должен, и обязан осуществлять надзор за соблюдением прав тех субъектов уголовного процесса, которые прямо предусмотрены УПК. Вне уголовного процесса, то есть до того, как о совершенном или готовящемся преступлении станет
известно компетентным органам в установленном законом порядке, и в отношении лиц, которые пострадали от совершения этого преступления, но по какой-либо причине, не являются участниками уголовного процесса в конкретном уголовном деле, прокурорский надзор осуществляться не может.
10. Права потерпевшего, изложенные в ч. 2 ст. 42 УПК РФ регламентированы более конкретно, чем в УПК ДНР, и предоставляют потерпевшему более широкие права и полномочия в уголовном процессе. Предлагаем ч. 3 ст. 49 УПК ДНР дополнить, и изложить в следующей редакции.
Потерпевший и его представитель имеют право:
1) давать показания по уголовному делу;
2) отказаться свидетельствовать против самого себя, своего супруга (своей супруги) и других близких родственников, перечень которых определен законодательством Донецкой Народной Республики. При согласии потерпевшего дать показания он должен быть предупрежден о том, что его показания могут быть использованы в качестве доказательств по уголовному делу, в том числе и в случае его последующего отказа от этих показаний;
3) представлять доказательства;
4) заявлять ходатайства и отводы;
5) давать показания на родном языке или языке, которым он владеет;
6) пользоваться помощью переводчика бесплатно;
7) иметь представителя и (или) защитника;
8) участвовать с разрешения следователя или дознавателя в следственных действиях, производимых по его ходатайству либо ходатайству его представителя;
9) знакомиться с протоколами следственных действий, произведенных с его участием, и подавать на них замечания;
10) знакомиться с постановлением о назначении судебной экспертизы и заключением эксперта;
11) знать о предъявленном обвиняемому (обвиняемым) обвинении;
12) знакомиться по окончании предварительного расследования, в том числе в случае прекращения уголовного дела, а по делам, по которым предварительное
следствие не производилось,—после назначения дела к судебному разбирательству, со всеми материалами уголовного дела, выписывать из уголовного дела любые сведения и в любом объеме, снимать копии с материалов уголовного дела, в том числе с помощью технических средств. В случае если в уголовном деле участвует несколько потерпевших, каждый из них вправе знакомиться с теми материалами уголовного дела, которые касаются вреда, причиненного данному потерпевшему;
13) получать копии постановлений:
— о возбуждении уголовного дела;
— о признании его потерпевшим;
— об отказе в избрании в отношении обвиняемого меры пресечения в виде заключения под стражу;
— о прекращении уголовного дела, о приостановлении производства по уголовному делу;
— обвинительного заключения;
— о направлении уголовного дела в суд для решения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера;
— о направлении уголовного дела по подсудности;
— о назначении уголовного дела к предварительному рассмотрению судьёй; о решении судьи по результатам предварительного рассмотрения уголовного дела;
— получать копии приговора суда первой инстанции, решений судов апелляционной и кассационной инстанций. Потерпевший по заявленному ходатайству вправе получать копии иных процессуальных документов, затрагивающих его интересы;
14) участвовать в судебном разбирательстве уголовного дела в судах первой, апелляционной и кассационной инстанций, возражать против постановления приговора без проведения судебного разбирательства в общем порядке, а также в предусмотренных настоящим Кодексом случаях участвовать в судебном заседании при рассмотрении судом вопросов, связанных с исполнением приговора;
15) выступать в судебных прениях;
16) поддерживать обвинение во время судебного разбирательства лично или через своего представителя;
17) знакомиться с протоколом и аудиозаписью судебного заседания и подавать замечания на них;
18) подавать жалобы на действия (бездействие) и решения лица, производящего дознание, следователя, прокурора и суда; получать от указанных субъектов информацию о результатах их рассмотрения;
19) обжаловать приговор, определение суда, постановление судьи;
20) знать о принесенных по уголовному делу жалобах и представлениях и подавать на них возражения;
21) при наличии соответствующих оснований — на обеспечение безопасности в соответствии с настоящим Кодексом;
21.1) на основании постановления, определения суда, принятого по заявленному до окончания прений сторон ходатайству потерпевшего, его законного представителя, получать информацию о прибытии осужденного к лишению свободы к месту отбывания наказания, в том
числе при перемещении из одного исправительного учреждения в другое, о выездах осужденного за пределы учреждения, исполняющего наказание в виде лишения свободы, о времени освобождения осужденного из мест лишения свободы, а также быть извещенным о рассмотрении судом связанных с исполнением приговора вопросов об освобождении осужденного от наказания, об отсрочке исполнения приговора или о замене осужденному неотбытой части наказания более мягким видом наказания;
22) на возмещение в полном объеме причиненного в результате преступления ущерба;
23) осуществлять иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом.
Полагаем, что указанные предложения позволят расширить перечень прав и законных интересов лиц, которые пострадали в результате преступлений, а также усилить меры прокурорского надзора за их соблюдением.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гапотченко, Г. Н. Актуальные вопросы прокурорского надзора за законностью возбуждения уголовного дела по уголовно-процессуальному законодательству Донецкой Народной Республики / Г. Н. Гапотченко // Вестник Донбасской юридической академии. Юридические науки. — 2020. — № 14. — С. 9-18.
2. Клещина, Е. Н. Жертва преступления как объект криминологического учения о жертве преступления / Е. Н. Клещина // Вестник Московского университета МВД России.—2010. — № 2. — С. 96-99.
3. Лунеев, В. В. Социальные последствия, жертвы и цена преступности / В. В. Лунеев // Государство и право. — 2009.—№ 1. — С. 36-56.
4. Полубинский, В. И. Теоретические и практические основы криминальной виктимологии / В. И. Полубинский, А. Л. Ситковский.—Москва : ВНИИ МВД России, 2006. — 291 с.
5. Ривман, Д. В. Криминальная виктимология : Жертвы преступлений. Мошенничество. Хулиганство. Кражи. Разбой : учебник для вузов / Д. В. Ривман — Санкт-Петербург : Питер, 2002. — 304 с.
REFERENCES
1. Gapotchenko, G. N. Aktualnye voprosy prokurorskogo nadzora za zakonnostyu vozbuzhdeniya ugolovnogo dela po ugolovno-protsessualnomu zakonodatelstvu Donetskoy Narodnoy Respubliki / G. N. Gapotchenko // Vestnik Donbasskoy yuridicheskoy akademii. Yuridicheskie nauki.—2020.—№ 14. — S. 9-18.
2. Kleshchina, Ye. N. Zhertva prestupleniya kak obekt kriminologicheskogo ucheniya o zhertve prestupleniya / Ye. N. Kleshchina // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. — 2010.—№ 2.—S. 96-99.
3. Luneev, V. V. Sotsialnye posledstviya, zhertvy i tsena prestupnosti / V. V. Luneev // Gosudarstvo i pravo. — 2009.—№ 1. — S. 36-56.
4. Polubinskiy, V. I. Teoreticheskie i prakticheskie osnovy kriminalnoy viktimologii / V. I. Polubinskiy, A. L. Sitkovskiy.—Moskva : VNII MVD Rossii, 2006. — 291 s.
5. Rivman, D. V. Kriminalnaya viktimologiya : Zhertvy prestupleniy. Moshennichestvo. Khuliganstvo. Krazhi. Razboy : uchebnik dlya vuzov / D. V. Rivman—Sankt-Peterburg : Piter, 2002. — 304 s.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Гапотченко Геннадий Николаевич, G. N. Gapotchenko, Candidate of Law,
кандидат юридических наук, доцент, Associate Professor, Associate Professor of the
доцент кафедры уголовного права и уго- Department of Criminal Law and Criminal Pro-
ловного процесса, Донбасская юридическая cedure, Donbass Law Academy, 9 Lebedinsky
академия, ул. Лебединского, 9, г. Донецк, str., Donetsk, Donetsk People's Republic; e-mail:
Донецкая Народная Республика; e-mail: [email protected]. [email protected].
Дата поступления в редакцию / Received: 23.12.2020.