НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 1 (24) 2020
УДК 34:35.083.8
Васильев Вадим Александрович, студент юридического факультета ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет», г. Донецк e-mail: [email protected]
Васильева Снежана Анатольевна, магистр, выпуск 2008 г. экономико-правового факультета Донецкого национального университета, г. Донецк e-mail: [email protected]
КЛАССИФИКАЦИЯ И ЗАЩИТА СВЕДЕНИЙ, СОСТАВЛЯЮЩИХ
СЛУЖЕБНУЮ ТАЙНУ
Аннотация. В статье рассмотрены вопросы, связанные со служебной тайной, классификацией и защитой составляющих ее сведений. На основе изучения и анализа материалов научной и учебной литературы, действующего законодательства Донецкой Народной Республики по теме исследования, сделаны выводы и сформированы предложения по совершенствованию норм законодательства, регулирующего вопросы, связанные со служебной тайной.
Ключевые слова: служебная тайна, сведения, классификация, защита, законодательство.
Vasiliev Vadim Aleksandrovich, Student of the faculty of law of Donetsk National University, city Donetsk
e-mail: [email protected]
Vasilieva Snezhana Anatolievna, Master, graduating in 2008 from the faculty of Economics and law of Donetsk National University, city Donetsk e-mail: [email protected]
CLASSIFICATION AND PROTECTION OF INFORMATION, THAT CONSTITUTING AN OFFICIAL SECRET
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 1 (24) 2020
Annotation. The article considers the issues, that related to the official secret, the classification and protection of information, that it constituting. On the basis of the study and analysis of materials of scientific and educational literature, of current legislation of Donetsk People's Republic on the research topic, were made conclusions and were formed the proposals for improvement of legislation, that regulate issues, that related to the official secret.
Key words: official secret, information, classification, protection, legislation.
Актуальность темы исследования. В настоящее время, вопросы, связанные со служебной тайной, классификацией и защитой сведений, ее составляющих, являются весьма актуальными. В современных условиях развития (в т.ч. политических, экономических, технических, социальных и др.) сложно переоценить важность защиты конфиденциальной информации вообще и информации, составляющей служебную тайну, в частности. От сохранности сведений, составляющих служебную тайну во многом зависит информационная безопасность и успешность управленческой деятельности государственного органа или органа местного самоуправления, эффективность реализации его функций, а также соблюдение прав и законных интересов физических и юридических лиц.
В настоящее время, законодательство Донецкой Народной Республики (далее - ДНР) не закрепляет чёткое определение понятия служебной тайны, в полной мере отражающее сущность данного явления, а также - классификацию составляющих ее сведений. Однако, от особенностей тех или иных видов информации во многом зависит выбор наиболее эффективных способов ее защиты.
Имеет некоторые недостатки и вступающий в силу 16.05.2020 г. Закон ДНР «О государственной гражданской службе» № 91-ПНС от 16.01.2020 г. [14], нормами которого предусмотрен, в частности, запрет разглашения гражданским служащим (и уволенным с гражданской службы) любых сведений, которыми он располагает благодаря исполнению своих должностных обязанностей.
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 1 (24) 2020 Отсутствие закрепления деления служебной информации на общедоступную и составляющую служебную тайну неизбежно будет способствовать возникновению проблем, связанных с нарушением принципов гражданской службы и принципов правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации.
Целесообразно совершенствование законодательства, действующего на территории ДНР, направленное на более эффективное формирование правомерного поведения участников правоотношений, а также предупреждение: 1) нанесения вреда информационной безопасности и управленческой деятельности государственных и муниципальных органов; 2) снижения эффективности реализации их функций; 3) нарушения прав и законных интересов физических и юридических лиц (например, в результате разглашения сведений, составляющих служебную тайну, или необоснованного ограничения субъектами служебной тайны свободного доступа к той или иной информации).
Анализ научных исследований. Вопросы, связанные с конфиденциальной информацией, служебной тайной, классификацией и защитой составляющих ее сведений, рассматривали в своих работах: Дудырин Д.С. [4], Ершов М.А. [5], Занина Т.М. [11], Камалова Г.Г. [7; 8], Кармановский Н.С. [9], Клейменов С.А. [6], Колдин А.В. [10], Кораблев П.Н. [11], Корнеев И.К. [12], Сергейчик А.Л. [20], Степанов Е.А. [12], Уздимаева Н.И. [4], Хапай А.А. [22], Холодная Е.В. [23], Шувалова Е.В. [4], и др.
Цель статьи. Целью настоящей статьи является рассмотрение вопросов, связанных со служебной тайной, классификацией и защитой составляющих ее сведений; формирование предложений по совершенствованию норм действующего законодательства.
Указанной целью определяются задачи исследования:
- анализ материалов научной и учебной литературы;
- изучение и анализ действующего законодательства по теме исследования;
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 1 (24) 2020 - обоснование необходимости совершенствования норм действующего законодательства, относительно регулирования вопросов, связанных со служебной тайной, классификацией и защитой составляющих ее сведений.
Изложение основного материала. Развитие института служебной тайны имеет свои особенности в различных государствах в разные исторические периоды. Так, в Российской Империи каждое состоящее на службе лицо было обязано хранить всякую вверенную тайну, касающуюся службы и пользы Его Императорского Величества, не сообщать ее тем, кому знать ее не надлежит и кому не велено будет объявлять. Однако, законом не было определено, в частности, каким лицам не надлежит знать такую тайну, кто уполномочен разрешать ее объявление и какие именно сведения составляют служебную тайну. При этом, на практике, в канцеляриях соблюдалась абсолютная тайна [24, с. 497].
В советский период сохранению служебной тайны (сведений, не подлежащих оглашению и известных должностным лицам в силу их служебного положения) придавалось особо важное значение [1, с. 430]. Такие сведения запрещалось передавать другим лицам, кроме случаев, предусмотренных законом. За нарушение служебной тайны была предусмотрена уголовная или дисциплинарная ответственность [13, с. 38].
16.06.2003 г. Межпарламентской Ассамблеей государств-участников СНГ принят Модельный закон «О государственных секретах» [15], согласно ст. 1 которого служебная тайна - это сведения о сферах деятельности государственных органов, доступ к которым ограничивается служебной необходимостью и разглашение или утрата которых может нанести ущерб государственным органам или государству.
В настоящее время, отсутствует единая точка зрения относительно сущности такого социального и правового явления как служебная тайна. Законодательством ДНР не в достаточной мере урегулированы вопросы, связанные с составом сведений, составляющих служебную тайну, не закреплена их классификация. Не закреплено законодательно и чёткое определение
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 1 (24) 2020 понятия служебной тайны, в полной мере отражающее сущность данного явления.
Анализ точек зрения, изложенных в научной и учебной юридической литературе [21, с. 813; 7, с. 151; 6, с. 68], относительно определения понятия служебной тайны и ее признаков, позволяет определить служебную тайну как охраняемую законом конфиденциальную информацию, находящуюся в распоряжении государственного органа или органа местного самоуправления и доступную их представителям в силу исполнения ими служебных обязанностей, разработанную или полученную на законных основаниях, являющуюся предметом законных мер по ограничению доступа, содержащую сведения, разглашение которых может нанести вред информационной безопасности и управленческой деятельности такого органа, привести к снижению эффективности реализации его функций, а также к нарушению прав и законных интересов физических и юридических лиц.
16.05.2020 г. вступает в силу Закон ДНР «О государственной гражданской службе» № 91-ПНС от 16.01.2020 г., нормы которого закрепляют, в частности:
- обязанность гражданского служащего не разглашать сведения, составляющие охраняемую законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в т.ч. касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство (п. 7 ч. 1 ст. 16);
- запрет гражданским служащим, в связи с прохождением гражданской службы, и гражданам после увольнения с гражданской службы разглашать или использовать в целях, не связанных с гражданской службой, сведения, отнесенные в соответствии с законом к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей (п. 8 ч. 1; ч. 4 ст. 18);
- возможность расторжения служебного контракта по инициативе представителя нанимателя в случае однократного грубого нарушения гражданским
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 1 (24) 2020 служащим должностных обязанностей в виде разглашения сведений, составляющих охраняемую законом тайну, и служебной информации, ставших ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей (пп. в п. 4 ч. 1 ст. 40) [14].
Т.е. имеет место запрет разглашения гражданским служащим (и уволенным с гражданской службы) любых сведений, которыми он располагает благодаря исполнению своих должностных обязанностей; отсутствует закрепление деления служебной информации на общедоступную и составляющую служебную тайну. Это неизбежно будет способствовать возникновению проблем, связанных с нарушением принципов:
1) гражданской службы, закрепленных ст. 4 Закона ДНР «О государственной гражданской службе», а именно:
- приоритета прав и свобод человека и гражданина;
- доступности информации о гражданской службе;
- взаимодействия с общественными объединениями и гражданами [14];
2) правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, закрепленных ст. 3 Закона ДНР «Об информации и информационных технологиях» № 71-ШС от 24.08.2015 г., а именно:
- свободы поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом;
- открытости информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и свободного доступа к такой информации, кроме случаев, установленных законодательством ДНР [17].
Для организации защиты сведений, составляющих служебную тайну, важное значение имеет их классификация. От особенностей тех или иных видов информации во многом зависит выбор наиболее эффективных способов ее защиты.
Так, Ершов М.А. к служебной тайне относит налоговую тайну, а также иные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 1 (24) 2020 в соответствии с законодательством (в т.ч.: тайну следствия; тайну усыновления (удочерения); тайну мер безопасности, применяемых в отношении участников правосудия, субъектов порядка управления, в случае, если такая конфиденциальная информация доведена или стала известна лицу в связи с его служебной деятельностью) [5, с. 160-161,163].
Холодная Е.В., классифицируя служебную тайну по содержанию, выделяет: 1) служебную информацию о деятельности органа публичной власти, запрет на распространение которой установлен законом; 2) служебную информацию органа публичной власти, являющуюся конфиденциальной информацией других лиц (доверителей), но ставшую известной должностным лицам органа публичной власти, государственным служащим, муниципальным служащим (держателям) в силу исполнения ими должностных обязанностей [23, с. 128].
Кармановский Н.С., Савченко-Новопавловская С.Л. и Дикий Д.И. отмечают, что содержание служебной тайны составляют служебные сведения, доступ к которым ограничен в связи с установлением их конфиденциальности. При этом, они справедливо подчеркивают, что рассматривать в качестве сведений, составляющих служебную тайну, исключительно сведения, полученные в ходе деятельности государственных служащих, не представляется возможным [9, с. 98].
Также, сложно не согласиться с Кораблевым П.Н. и Заниной Т.М., которые, рассматривая особенности правовой защиты служебной тайны в Российской Федерации (далее - РФ), считают целесообразным отнесение к числу сведений, которые во всех случаях должны составлять служебную тайну, таких категорий, как: 1) конфиденциальные сведения в области военного управления (военная тайна); 2) сведения, охватываемые понятием «тайна связи» (в той мере, в какой операторами связи являются органы государственной власти и подведомственные им организации, учреждения); 3) информация, образующаяся в процессе проведения предварительного расследования, кроме той, которую уполномоченные лица посчитают возможным распространить; 4) банковская тайна (в части, которая обеспечивается органами государственной власти и
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 1 (24) 2020 Центральным банком РФ); 5) конфиденциальная информация о гражданах, накапливаемая и хранимая органами государственной власти и органами местного самоуправления [11, с. 33].
Колдин А.В. классифицирует источники информации на непосредственные и опосредованные, а также на материальные (вещественные) и идеальные (личные) [10, с. 9].
Хапай А.А. справедливо отмечает многогранность, сложность феномена информации, множественность форм его объективного проявления (многовариантность проявления), выделяя при этом, ее функции: инструментальную (участие в организации производства и управлении); познавательную (как средство отражения объективной реальности и передачи данных); интегративную (сплочение членов организации в единое целое); коммуникативную (общение и взаимопонимание) [22, с. 8-10].
Корнеев И.К. и Степанов Е.А. выделяют документы долговременного периода конфиденциальности (программы и планы развития бизнеса, технологическая документация, ноу-хау, изобретения и др.; имеют усложненный вариант обработки и хранения) и кратковременного периода конфиденциальности (имеющие оперативное значение для деятельности; обрабатываются и хранятся по упрощенной схеме и могут не выделяться из технологической системы обработки открытых документов при наличии в этой системе минимальных защитных, контрольных и аналитических элементов) [12, с. 34-40].
Статья 2 Закона ДНР «Об информации и информационных технологиях» закрепляет, в частности, определения таких понятий, как «информация», «конфиденциальность информации», «документированная информация», «электронное сообщение», «электронный документ», «защита информации» [17]. Также, определения понятий «документ» (зафиксированная на носителе информация с реквизитами, позволяющими её идентифицировать) и «электронный документ» (документ, в котором информация представлена в электронно-цифровой форме) закрепляет Типовая инструкция по делопроизводству в органах государственной власти, органах местного
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 1 (24) 2020 самоуправления ДНР, утвержденная Постановлением Совета Министров ДНР № 19-27 от 16.10.2015 г. (далее - Инструкция) [19]. Т.е. в зависимости от формы представления можно выделить, в частности, информацию (сведения (сообщения, данные), в т.ч. и конфиденциальные):
- документированную (зафиксированную на материальном носителе путем документирования информацию с реквизитами, позволяющими определить такую информацию или в установленных законодательством ДНР случаях ее материальный носитель), в т.ч. представленную в электронной форме (электронный документ);
- переданную или полученную пользователем информационно-телекоммуникационной сети (электронное сообщение).
Также, информация может быть передана или получена без использования информационно-телекоммуникационной сети и других технологических систем (например, при непосредственном общении физических лиц).
Для защиты сведений, содержащихся в документе, может быть использован, в частности, гриф ограничения доступа к документу «Для служебного пользования» («ДСП»), который располагается в правой части верхнего поля документа выше реквизита «Адресат» или «Гриф утверждения». А для дифференцирования групп документов, к регистрационному номеру может добавляться отметка, состоящая из букв (например: 111/22-17 ДСП, где ДСП применяется для обозначения документов с грифом «Для служебного пользования») [19, с. 7-8].
Камалова Г.Г. отмечает наличие в современном российском праве пробела и сочетание в законодательстве РФ о служебной тайне большого массива ведомственных актов и практически полного отсутствия законодательных норм [8, с. 1896]. Подобная ситуация наблюдается и в законодательстве ДНР.
С целью обеспечения выполнения Законов ДНР «О государственной тайне», «О персональных данных», «Об информации и информационных
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 1 (24) 2020 технологиях» и Указа Главы ДНР «О мерах по защите сведений, составляющих государственную тайну, а также служебной информации» № 155 от 01.06.2016 г. [16], Приказами Министров ДНР и руководителей других государственных организаций (в т.ч. Фонда государственного имущества ДНР, Пенсионного фонда ДНР, Главного управления статистики и др.) утверждены Перечни сведений ограниченного доступа, содержащих служебную информацию, распорядителями которых являются соответствующие Министерства и другие государственные организации. Постановлением Правления Центрального Республиканского Банка ДНР (далее - ЦРБ ДНР) № 36 от 29.07.2015 г. утверждено Положение о защите информации с ограниченным доступом, не относящейся к государственной тайне, в системе ЦРБ ДНР, п. 4 которого закрепляет разделение информации с ограниченным доступом в системе ЦРБ ДНР по своему правовому режиму на:
- служебную (с грифом «ДСП»);
- специальную (с грифом «Коммерческая тайна» («КТ») или «Банковская тайна» («БТ»);
- конфиденциальную (с грифом «Конфиденциально» («КФ») [18].
Учитывая вышеизложенное, можно классифицировать сведения,
составляющие служебную тайну, выделяя:
I. В зависимости от носителя информации: 1) зафиксированные на материальном носителе; 2) представленные в нематериальном виде.
II. В зависимости от продолжительности периода конфиденциальности: 1) долговременного периода конфиденциальности; 2) кратковременного периода конфиденциальности.
III. В зависимости от степени защищенности: 1) высокой степени защищенности (с усложненным вариантом обработки и хранения); 2) низкой степени защищенности (с упрощенным вариантом обработки и хранения, с применением минимальных защитных, контрольных и аналитических элементов).
IV. В зависимости от места нахождения (расположения, хранения) носителей: 1) хранящиеся (находящиеся) по месту осуществления
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 1 (24) 2020 деятельности государственного органа или органа местного самоуправления; 2) хранящиеся (находящиеся) удаленно от места осуществления деятельности государственного органа или органа местного самоуправления.
V. В зависимости от содержания: 1) служебную информацию о деятельности органа публичной власти, запрет на распространение которой установлен законом; 2) служебную информацию, ставшую известной государственным и муниципальным служащим (держателям) в силу исполнения ими должностных обязанностей, являющуюся конфиденциальной информацией других лиц (доверителей).
Кроме того, следует учитывать и то, что одна и та же конфиденциальная информация может быть отнесена к различным видам тайн (в зависимости от субъектов, владеющих ею). Так, коммерческая информация, имеющая правовой режим коммерческой тайны, может стать известной на законных основаниях сотрудникам правоохранительных органов и других органов исполнительной власти, и получить статус служебной тайны, став служебной информацией ограниченного распространения [20, с. 84].
Однако, стоит отметить, что ч. 4 ст. 8 Закона ДНР «Об информации и информационных технологиях» закреплен перечень информации (не исчерпывающий), доступ к которой ограничен быть не может. Так, указанный перечень включает, в частности, нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека, а также устанавливающие правовое положение юридических лиц и полномочия государственных органов, органов местного самоуправления. Также, согласно п. 2 ч. 8 ст. 8 указанного Закона, информация, затрагивающая права и установленные законодательством ДНР обязанности заинтересованного лица, предоставляется бесплатно [17].
Защита информации в режиме служебной тайны предполагает ограничение к ней доступа, а также применение совокупности мероприятий (правовых, организационных, технических и др.), обеспечивающих сохранность, целостность такой информации и надлежащий порядок доступа к ней (исходя из п. 21 ч. 1 ст. 2 Закона ДНР «Об информации и информационных
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 1 (24) 2020
технологиях»).
Распространение сведений (информации), составляющих служебную тайну (т.е. действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц) может иметь место, в частности, при совершении преступлений, правонарушений и злоупотреблении субъективными правами (например, правом на самозащиту гражданских прав).
Так, Дудырин Д.С., Плешков Е.А., Уздимаева Н.И. и Шувалова Е.В. обращают внимание на то, что знание или информацию можно отнести к числу необходимых условий для осуществления охраны и защиты прав (в т.ч. самозащиты гражданских прав), средств, позволяющих правильно избрать способ защиты, оперативно и надлежащим образом его реализовать. Также, они отмечают возможность совместно с судебной защитой применения такого способа самозащиты как использование в суде в качестве доказательства аудиозаписи, сделанной без согласия участника разговора (подчеркивая, что арбитражными судами подобное доказательство признается допустимым, а в ходатайстве о приобщении доказательства рекомендуется указывать, что запись была произведена исключительно в целях самозащиты согласно ГК) [4, с. 120-122].
Ст. 19 Гражданского кодекса Украины (далее - ГК Украины) закрепляет право лица на самозащиту своего гражданского права и права другого лица от нарушений и противоправных посягательств (т.е. применение лицом средств противодействия, которые не запрещены законом и не противоречат моральным принципам общества). При этом, ГК Украины не содержит перечня способов самозащиты гражданских прав. Однако, они должны соответствовать содержанию нарушенного права, характеру действий, которыми оно нарушено, а также последствиям, причиненным этим нарушением, могут выбираться самим лицом или устанавливаться договором или актами гражданского законодательства [3].
Ст. 15 Гражданского кодекса ДНР (далее - ГК ДНР), вступающего в силу с 01.07.2020 г., закрепляет лишь то, что самозащита гражданских прав
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 1 (24) 2020 допускается, а способы самозащиты должны быть соразмерны нарушению и не выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения [2]. При этом, понятие самозащиты гражданских прав ГК ДНР не закреплено.
Таким образом, фиксацию информации, содержащей служебную тайну (в т.ч. фото-, аудио-, видеофиксацию и др.), сделанную без согласия служащего, который ею располагает благодаря исполнению своих должностных обязанностей, нельзя отнести к законным способам самозащиты гражданских прав.
Выводы. Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод о необходимости совершенствования законодательства, действующего на территории ДНР. Так, можно считать целесообразным:
1) внесение изменений в Закон ДНР «О государственной гражданской службе» № 91-ПНС от 16.01.2020 г., вступающий в силу 16.05.2020 г., путем:
- дополнения его отдельной статьей, закрепляющей деление служебной информации на общедоступную и составляющую служебную тайну;
- изложения его п. 7 ч. 1 ст. 16 в следующей редакции: «7) не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законом тайну, а также конфиденциальные сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья физических лиц или затрагивающие их честь и достоинство;»;
- изложения его п. 8 ч. 1 ст. 18 и ч. 4 ст. 18 в новой редакции, предусматривающей замену слов «или служебную информацию» словами «в том числе составляющие служебную тайну»;
- изложения его пп. в п. 4 ч. 1 ст. 40 в следующей редакции: «в) разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну (в том числе служебную тайну), ставших известными гражданскому служащему в связи с исполнением им должностных обязанностей;);
2) разработку и принятие отдельного закона о служебной тайне,
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 1 (24) 2020 закрепляющего, в частности:
- определение понятия служебной тайны;
- исчерпывающий перечень сведений, которые не могут составлять служебную тайну (как государственных так и муниципальных служащих);
- чёткую классификацию сведений, составляющих служебную тайну, исчерпывающий перечень их видов;
- условия и порядок ограничения доступа к служебной информации;
3) разработку и утверждение общих рекомендаций по организации защиты сведений, составляющих служебную тайну, в зависимости от их видов.
Закрепление запрета разглашения гражданским служащим не любых сведений, которыми он располагает благодаря исполнению своих должностных обязанностей, а лишь конфиденциальных (в т.ч. касающихся частной жизни и здоровья любых физических лиц или затрагивающих их честь и достоинство) позволит избежать возникновения на практике проблем, связанных с нарушением принципов гражданской службы и принципов правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации.
Разработка и принятие в ДНР отдельного закона о служебной тайне позволило бы урегулировать объективно существующие правоотношения в указанной сфере. Это способствовало бы более эффективному формированию правомерного поведения участников правоотношений. Закрепление, в частности, чёткой классификации сведений, составляющих служебную тайну, исчерпывающего перечня их видов позволит предупредить случаи необоснованного ограничения свободного доступа к той или иной информации путем введения в ее отношении режима служебной тайны (в т.ч. случаи такого ограничения в связи лишь со «служебной необходимостью»).
Разработка и утверждение общих рекомендаций по организации защиты сведений, составляющих служебную тайну, в зависимости от их видов, может способствовать решению проблем, связанных с практической реализацией норм законодательства, закрепляющих их конфиденциальность.
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 1 (24) 2020
Такие факторы, как: важность защиты конфиденциальной информации вообще и информации, составляющей служебную тайну, в частности; актуальность вопросов, связанных со служебной тайной, классификацией и защитой составляющих ее сведений; недостаточность урегулирования вопросов, связанных с составом сведений, составляющих служебную тайну, их классификацией, организацией защиты служебной тайны определяют перспективность дальнейших исследований в данном направлении.
Список источников:
1. Большая Советская Энциклопедия / [Ворошилов К.Е., Вышинский А.Я., Лебедев-Полянский П.И. и др.]; под общ. ред. О.Ю. Шмидта, Ф.Н. Петрова. - Т. 51. - М.: Советская энциклопедия, 1945. - 846 с.
2. Гражданский кодекс Донецкой Народной Республики от 13.12.2019 г. № 81-ПНС [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://dnrsovet.su/zakonodatelnaya-deyatelnost/prmyatye/zakony/grazhdanskij-kodeks-donetskoj-narodnoj-respubliki/ (дата обращения: 01.03.2020 г.). - Загл. с экрана.
3. Гражданский кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 435-^ (в редакции 14.05.2014 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://zakon.rada.gov.ua/laws/show/435-15 (дата обращения: 01.03.2020 г.). -Загл. с экрана.
4. Дудырин Д.С., Плешков Е.А., Уздимаева Н.И., Шувалова Е.В. Самозащита в гражданском праве / Д.С. Дудырин, Е.А. Плешков, Н.И. Уздимаева, Е.В. Шувалова // Контентус. - 2017. - № 12 (65). - С. 113-125.
5. Ершов М.А. К вопросу об уголовно-правовой защите профессиональной и служебной тайны / М.А. Ершов // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. - 2010. - № 2 (13). - С. 160-164.
6. Информационная безопасность и защита информации: Учебное пособие / [Мельников В.П., Клейменов С.А., Петраков А.М.]; под ред. С.А. Клейменова. -М.: Академия, 2008. - 336 с.
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 1 (24) 2020
7. Камалова Г.Г. О правовом режиме служебной тайны / Г.Г. Камалова // Вестник Удмуртского университета. Серия «Экономика и право». - 2014. - № 4. -С. 145-152.
8. Камалова Г.Г. О современном состоянии законодательства о служебной тайне / Г.Г. Камалова // Актуальные проблемы российского права. - 2014. - № 9. -С. 1893-1898.
9. Кармановский Н.С., Савченко-Новопавловская С.Л., Дикий Д.И. К вопросу о правовом режиме служебной тайны / Н.С. Кармановский, С.Л. Савченко-Новопавловская, Д.И. Дикий // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2016. - № 11. - С. 97-99.
10. Колдин А.В. Процессуально-криминалистические проблемы исследования источников информации: дисс. ... канд. юрид. наук: 12.00.09 -Уголовный процесс, криминалистика и судебная экспертиза; оперативно-розыскная деятельность / А.В. Колдин; Нижегородская академия МВД РФ. -Нижний Новгород, 2005. - 200 с.
11. Кораблев П.Н., Занина Т.М. Особенности правовой защиты служебной тайны / П.Н. Кораблев, Т.М. Занина // Вестник Воронежского института МВД России. - 2008. - № 1. - С. 31-34.
12. Корнеев И.К., Степанов Е.А. Защита информации в офисе: Учебник / И.К. Корнеев, Е.А. Степанов. - М.: Велби, 2008. - 336 с.
13. Малая Советская Энциклопедия / [Вейс Д.Л., Вольфсон М.Б., Догадов А.И. и др.]; под общ. ред. Н.Л. Мещерякова. - Т. 8. - М.: Советская энциклопедия, 1930. - 990 с.
14. О государственной гражданской службе: Закон Донецкой Народной Республики от 16.01.2020 г. № 91-ПНС [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://dnrsovet.su/zakonodatelnaya-deyatelnost/prinyatye/zakony/zakon-donetskoj -narodnoj -respubliki-o-gosudarstvennoj-grazhdanskoj-sluzhbe/. - (Дата обращения 01.03.2020 г.).
15. О государственных секретах: Модельный закон (принят 16.06.2003 г. Межпарламентской Ассамблеей государств-участников СНГ) [Электронный
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 1 (24) 2020 ресурс]. - Режим доступа: https://iacis.ru/upload/iblock/a08/143.pdf. - (Дата обращения 01.03.2020 г.).
16. О мерах по защите сведений, составляющих государственную тайну, а также служебной информации: Указ Главы Донецкой Народной Республики от 01.06.2016 г. № 155 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://doc.dnronline.su/wp-content/uploads/2016/06/Ukaz_N155_01062016.pdf. -(Дата обращения 01.03.2020 г.).
17. Об информации и информационных технологиях: Закон Донецкой Народной Республики от 24.08.2015 г. № 71-ГНС [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://dnrsovet.su/zakonodatelnaya-deyatelnost/prinyatye/zakony/zakon-donetskoj-narodnoj-respuЫiki-ob-informatsи-i-informatsionnyh-tehnologiyah/. - (Дата обращения 01.03.2020 г.).
18. Об утверждении Положения о защите информации с ограниченным доступом, не относящейся к государственной тайне, в системе Центрального Республиканского Банка Донецкой Народной Республики: Постановление Правления Центрального Республиканского Банка Донецкой Народной Республики от 29.07.2015 г. № 36 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://gisnpa-dnr.ru/npa/0007-36-20150729/. - (Дата обращения 01.03.2020 г.).
19. Об утверждении Типовой инструкции по делопроизводству в органах государственной власти, органах местного самоуправления Донецкой Народной Республики: Постановление Совета Министров Донецкой Народной Республики от 16.10.2015 г. № 19-27 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://smdnr.ru/wp-content/uploads/2016/05/19-27.pdf. - (Дата обращения 01.03.2020 г.).
20. Сергейчик А.Л. Вопросы регулирования административно-правовых режимов конфиденциальной информации / А.Л. Сергейчик // Вестник Московского университета МВД России. - 2008. - № 10. - С. 83-84.
21. Фединский Ю.И. Большой толковый словарь официальных терминов: более 8000 терминов / Ю.И. Фединский. - М.: Астрель, Транзиткнига, 2004. - 1165 с.
22. Хапай А.А. Правовое регулирование информационных отношений в современной России (теоретико-правовой аспект): автореф. дисс. ... канд. юрид.
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 1 (24) 2020 наук: 12.00.01 - Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве / А.А. Хапай; Кубанский государственный аграрный университет. - Краснодар, 2006. - 30 с.
23. Холодная Е.В. О сущностных признаках служебной тайны / Е.В. Холодная // Вестник Саратовской государственной юридической академии. - 2019. - № 2 (127). -С. 125-129.
24. Энциклопедически словарь / [Аделунгъ Н.Н., АлексЬевъ М.Т., Аничковъ Е.В. и др.]; под ред. К.К. Арсеньева, 0.0. Петрушевскаго. - Т. 32 а. -СПб.: Типографiя Акционерного Общества «Издательское ДЬло», Брокгаузъ-Ефронъ, 1901. - 962 с.