ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ВНУТРИШКОЛЬНОГО КОНТРОЛЯ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЕГО ЭФФЕКТИВНОСТИ
В.Е. Бычко
Кафедра управления развитием образовательных систем Московский институт открытого образования Авиационный переулок, 6, Москва, Россия, 125167
В статье рассматривается актуальная с позиций требований сегодняшнего дня проблема использования информационных технологий во внутришкольном контроле. Обосновывается необходимость информатизации контрольно-диагностической деятельности в современной школе. Акцентируется внимание на значении перевода школьных контрольно-диагностических процедур на информационно-коммуникативную основу.
Ключевые слова: внутришкольный контроль, информационные технологии, эффективность контроля, инновационное развитие.
Под воздействием современной научно-технической революции (НТР) совершенствование, обновление контроля в сфере образования становится в настоящее время приоритетной задачей каждого образовательного учреждения. Будучи элементом кибернетического потенциала социума, контрольно-диагностическая функция управления образовательным процессом в полной мере должна отражать в своих универсальных характеристиках все основные признаки и направления происходящих сейчас научно-технических преобразований.
Характерным признаком современной НТР является динамизм научно-технического прогресса. В области контроля за образовательным процессом это проявляется в виде императива существенного обновления его ресурсно-технологической базы, усиления в целом инновационной ориентации контрольно-диагностической деятельности школы.
Под влиянием информационного вызова, в условиях формирования постиндустриального (информационного) общества и принципиального обновления информационной среды для контрольно-диагностической функции управления еще более возросло значение ее информационно-аналитической составляющей. Значительное увеличение в сфере образования объемов требующих отслеживания, анализа и учета информационных потоков обусловило перевод контрольно-диагностических процедур на высокотехнологическую основу — информационные технологии с использованием современных средств информационно-коммуникативного обеспечения. Информационный характер внутришкольного контроля (ВШК) становится основой взаимодействия всех субъектов педагогического процесса, а информация — главным продуктом и предметом контрольно-диагностической деятельности образовательного учреждения (ОУ).
Что же касается постоянно пополняемого и обновляемого посредством ВШК информационного банка данных, то для каждого образовательного учреждения он приобретает роль своеобразного ноу-хау, на основе которого избирается тактика текущих действий и определяется стратегия перспективного развития, а также формируется механизм эффективного контакта с социумом.
Перевод контроля в ОУ на высокотехнологическую, информационно-коммуникативную основу дает возможность вести углубленное, систематическое и системное наблюдение за различными сторонами жизнедеятельности школы, т.е. широко внедрять в практику современную технологию реализации контрольно-диагностической функции внутришкольного управления — педагогический мониторинг. Объектами мониторинговых исследований могут быть качества личности учащегося, уровни его воспитанности и развития, состояние здоровья, интересы, склонности, профессиональная ориентация, межличностные отношения и т.д. Целесообразность мониторинга как технологии регулярной обратной связи в контуре управления ОУ состоит в том, что он является эффективным и надежным источником пополнения ресурсной базы контроля, поскольку постоянно генерирует информацию об участниках, проблемах и результатах внутришкольных процессов.
Как указывает Г.К. Селевко, «данные мониторинга позволяют судить о состоянии объекта в любой момент времени и прогнозировать его развитие, обеспечивают необходимую информационную основу для принятия обоснованных управленческих решений» [1].
К важнейшим характеристикам эпохи НТР относится также усиление значения для социально-экономического прогресса человеческого фактора. Технологический подход к участникам контрольно-диагностических мероприятий выражается прежде всего в развитии операционального компонента содержания субъектного опыта как контролирующих, так и контролируемых лиц, усиливает акцент на компетентностных характеристиках субъекта контрольно-диагностической деятельности в любой его социальной ипостаси (в том числе учащегося, учителя, администратора ОУ).
Рациональный внутришкольный контроль в подсистеме «педагог—учащийся» предполагает такую его организацию, при которой предельно щадящие формы контрольно-диагностической деятельности сочетались бы с наибольшей информационной отдачей ее содержания. При этом целевая, ресурсная и социально-психологическая эффективность проверочных процедур характеризовалась бы высокими позитивными оценками.
С точки зрения ресурсосбережения в образовательном процессе наименее времязатратным из методов ВШК является тестирование. На его основе особенно эффективно можно проверить качество специальных знаний, умений и навыков учащихся: их полноту, системность, действенность, прочность. При этом «рентабельность» управленческого решения при использовании информационно-коммуникативного тестового контроля существенно возрастает и она намного выше, чем в случае применения любого другого контрольно-диагностического метода.
Важным моментом в реализации указанных выше технологических требований является также применение автоматического взаимоконтроля и самоконтроля учащихся. Такое положение, с одной стороны, в наибольшей степени соответствует проявлению субъект-субъектного характера отношений в образовательном процессе, с другой — приучает школьников оперативно оценивать результаты
Бычко В.Е. Информатизация внутришкольного контроля как фактор повышения.
своей работы, способствует раскрытию у них учебных возможностей и формированию позитивного личностного опыта рефлексии.
Существенным средством оптимизации обратной связи в подсистеме «руководитель—педагог» являются оформляемые педагогом и анализируемые, обобщаемые, сохраняемые и используемые руководителем различные электронные технологические карты. Рационально составленные, эти тематические организационно-методические разработки целевого назначения, преимущественно в табличной форме, позволяют осуществлять оперативный контроль за всеми педагогическими процессами, протекающими в ОУ (состоянием и динамикой обученности, воспитанности, посещаемости, уровня здоровья и т.д. за любой требуемый период времени); на их основе администрация школы составляет информационно-аналитические материалы более высокого уровня обобщения. Предельная алгорит-мичность электронных технологических карт создает возможность для их быстрого и легкого оформления, а значительная ресурсная эффективность их применения — концентрироваться педагогу преимущественно на непосредственном содержании его деятельности. Таким образом, трудо- и времясберегающий характер этих документов снижает дополнительную физическую и психологическую нагрузку на педагогический коллектив.
Важным основанием оценки деятельности педагогов в условиях модернизации российского образования следует считать степень активности и эффективность их участия в школьном контрольно-диагностической процессе (подготовка специальных аналитических документов, разработка авторских контрольно-измерительных материалов, проведение открытых уроков и внеклассных мероприятий, выступления и презентации по проблемам ВШК и т.д.); последнее же в настоящее время невозможно без основательного, надежного информационно-коммуникативного инструментария.
Информационные технологии являются одним из ключевых резервов инновационного развития, оптимизации и, как следствие, повышения эффективности внутришкольного контроля: помимо информационной содержательности, они позволяют обеспечивать школьным контрольно-диагностическим процедурам дис-танционность, всеохватность, дифференцированную масштабность, организационную согласованность и т.д.
Постоянное усиление мобильности фактора информационных технологий в ОУ обусловливает и в перспективе:
— необходимость перманентного технологического развития внутри-школьного контроля;
— потребность в формировании и повышение ценности компетенций в области анализа, критического осмысления, обобщения и систематизации больших объемов быстро меняющейся школьной информации (учебной, педагогической, административной, финансово-хозяйственной и т.д.).
ЛИТЕРАТУРА
[1] Селевко Г.К. Технологии внутришкольного управления. — М.: НИИ школьных технологий, 2005.
LITERATURA
[1] Selevko G.K. Tehnologii vnutrishkol'nogo upravlenija. — M.: NII shkol'nyh tehnologij, 2005.
INFORMATISATION INTRASCHOOL CONTROL AS A FACTOR OF INCREASING ITS EFFICIENCY
V.E. Bychko
Chair of management of development of educational systems Moscow institute of open education Aviation Lane, 6, Moscow, Russia, 125167
The article deals with the actual positions of the requirements of the present day problem of the use of information technology in intra-school supervision. The necessity of informatization control and diagnostic activities in the modern school. Focuses on the importance of transfer of school inspection and diagnostic procedures on the basis of information and communication.
Key words: In-school supervision, information technology, control efficiency, innovation development.