Научная статья на тему 'Оценка рациональности внутришкольного контроля в развивающейся школе'

Оценка рациональности внутришкольного контроля в развивающейся школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
849
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ / РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ШКОЛЬНОЙ КОНТРОЛЬНО-ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / КАЧЕСТВО ВНУТРИШКОЛЬНОГО КОНТРОЛЯ / ПОКАЗАТЕЛИ РАЦИОНАЛЬНОСТИ ВНУТРИШКОЛЬНОГО КОНТРОЛЯ / SCHOOL INTERNAL CONTROL / RATIONALIZATION OF THE SCHOOL CONTROL AND DIAGNOSTIC ACTIVITIES / QUALITY OF THE SCHOOL INTERNAL CONTROL / INDICATORS FOR THE RATIONALITY OF SCHOOL INTERNAL CONTROL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бычко В. Е.

В статье рассматривается проблема оценки процесса и результатов придания рационалистической направленности внутришкольному контролю. Акцентируется внимание на критериях и показателях рационализации школьной контрольно-диагностической деятельности. Обосновывается необходимость рационалистического подхода к контрольно-диагностическому процессу как фактора развития образовательного учреждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бычко В. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF EFFICIENCY OF INTERNAL CONTROL AT DEVELOPING SCHOOL

The article presents the problem of evaluating the process and results of giving a rational orientation to the school internal control. The article also focuses on criteria and indicators for the rationalization of school control and diagnostic activities. The necessity of the rationalistical approach to control and diagnostic process as a factor of development of educational institution is explained.

Текст научной работы на тему «Оценка рациональности внутришкольного контроля в развивающейся школе»

УДК 371 ББК 74.200.24

ОЦЕНКА РАЦИОНАЛЬНОСТИ ВНУТРИШКОЛЬНОГО КОНТРОЛЯ В РАЗВИВАЮЩЕЙСЯ ШКОЛЕ

ASSESSMENT OF EFFICIENCY OF INTERNAL CONTROL AT DEVELOPING SCHOOL

В. Е. Бычко

В статье рассматривается проблема оценки процесса и результатов придания рационалистической направленности внутришкольному контролю. Акцентируется внимание на критериях и показателях рационализации школьной контрольно-диагностической деятельности. Обосновывается необходимость рационалистического подхода к контрольно-диагностическому процессу как фактора развития образовательного учреждения.

V. E. Bychko

The article presents the problem of evaluating the process and results of giving a rational orientation to the school internal control. The article also focuses on criteria and indicators for the rationalization of school control and diagnostic activities. The necessity of the rationalistical approach to control and diagnostic process as a factor of development of educational institution is explained.

Ключевые слова: внутришкольный контроль, рационализация школьной контрольно-диагностической деятельности, качество внутришкольного контроля, показатели рациональности внутришкольного контроля.

Keywords: school internal control, rationalization of the school control and diagnostic activities, quality of the school internal control, indicators for the rationality of school internal control.

Рационалистический подход к внутришкольному контролю (ВШК) основывается на соотнесении значимости поставленной контрольно-диагностической цели и степени ресурсоемкости ее реализации, а также установлении баланса интересов сторон управленческого контура, что чрезвычайно важно в условиях гуманизации современной педагогики, перевода управления школой, всеми протекающими в ней процессами на основы субъект-субъектного взаимодействия.

Выделяя критерии оценки рациональности контроля в образовательном учреждении (ОУ) необходимо исходить из того, что их совокупность должна определяться, прежде всего, с учетом системного характера рационалистического подхода как методологической категории и в этой связи в нее следует включать:

- по цели: степень соответствия установленным в обществе нормативно-правовым требованиям (законодательным предписаниям, методическим рекомендациям, образовательным стандартам и т. п.) и локальным актам ОУ;

- по содержанию: степень охвата контрольно-диагностическим процессом всех структурных подразделений, лиц и видов деятельности;

- по формам и методам:

а) степень учета личностных и корпоративных потребностей всех участников контрольно-диагностической деятельности;

б) степень ресурсообеспеченности проводимых проверочных мероприятий;

в) уровень технологизации взаимодействия сторон в контуре управления (степень ресурсоотдачи, возможности ресурсосбережения);

- по результатам:

а) достижение поставленных целей;

б) устойчивая положительная динамика по всем контролируемым направлениям (качество знаний, умений и навыков, показатели личностного развития учащихся, профессиональная деятельность педагогов и т. д.);

в) степень адаптивности морально-психологической среды;

г) наличие источников переформирования ресурсной базы для дальнейшего осуществления контрольно-диагностической функции при максимальной активизации собственного потенциала образовательной системы.

Рассмотрим специфичность использования и операциональные возможности указанных выше критериев и их показателей.

Одним из наиболее легко диагностируемых формальных признаков рациональности организации контроля в ОУ является соответствие школьных контрольно-диагностических процедур регламентирующим их нормативным предписаниям. При этом необходимо отметить, что эффективность данного критерия будет проявляться только в том случае, когда:

- определенные документально оформленные правовые или научно-методические положения, касающиеся ВШК, получают статус официальных руководящих предписаний;

- содержание действующих нормативных документов своевременно и достоверно доводится до сведения участников контрольно-диагностического процесса.

Не менее эффективный критерий оценки рациональности внутришкольного контроля представляет собой степень охвата образовательного учреждения контрольно-диагностическим процессом, поскольку этот показатель позволяет достоверно оценить полноту набора источников необходимой для принятия управленческих решений внутренней информации.

Основными факторами придания ВШК всеохватности являются:

- организационная и функциональная сформированного системы контроля в ОУ;

- управленческая воля субъектов школьной контрольно-диагностической деятельности.

Рационально организованное взаимодействие участников школьного контрольно-диагностического процесса предполагает баланс их личностных и деловых интересов.

Все многообразие личностных потребностей проверяющих и проверяемых в ОУ образуют, с нашей точки зрения, пять доминантных составляющих:

1. Мировоззренческие потребности (стремление понять свою роль в общем контексте реализуемой деятельности).

2. Психологические потребности (необходимость в субъектном самовыражении, самопозиционировании).

3. Компетентностные потребности (желание самоутвердиться и самореализоваться, обеспечить себе квалификационное развитие и статусный рост).

4. Социальные потребности (стремление к межличностной совместимости и морально-психологическому комфорту).

5. Валеологические потребности (забота о собственном здоровье).

Важно подчеркнуть, что вопрос о возможностях реализации личностных потребностей индивида напрямую связан с состоянием психического и социального здоровья последнего.

Принятие в расчет интересов каждого участника контрольно-диагностического процесса в ОУ, конечно, не всегда возможно по ряду объективных и субъективных причин, однако в практике школы нередко складываются ситуации, в которых идея человекоцентризма в позиции субъекта ВШК должна преобладать (например, администратору целесообразно изменить время посещения урока или внеклассного мероприятия в случае плохого самочувствия педагога; учитель может скорректировать отбор объектов и структуру текущего учебного контроля с учетом существенных для конкретных учащихся обстоятельств и т. д.).

Что касается интересов школьной контрольно-диагностической деятельности как вида управления ОУ, то

они настоятельно требуют постоянного повышения ее эффективности. В этой связи исключительно на основе корпоративного подхода следует рассматривать такие аспекты ВШК, как:

- структурный (постановка цели, отбор содержания, форм и методов, оценка результата);

- функциональный (анализ информации, прогнозирование и планирование, организация, самоконтроль и перепроверка, коррекция и регулирование);

- инновационный (определение стратегических перспектив и модернизация).

Говоря о балансе личностных и корпоративных потребностей участников контрольно-диагностической деятельности в ОУ, можно утверждать, что интересы дела являются целеобразующими, стратегическими ориентирами развития ВШК, тогда как учет потребностей отдельных индивидов - действенный тактический прием придания школьному контрольно-диагностическому процессу состояния динамического равновесия. Степень сбалансированности интересов проверяющей и проверяемой сторон в контуре управления школы представляет собой качество внутришкольного контроля.

Оценка ресурсообеспеченности проверочных процедур в образовательной системе опирается на менеджерскую компетентность контролирующего лица, так как только специально подготовленный и опытный проверяющий сможет определить достаточность, пропорциональность и совместимость имеющихся в его распоряжении ресурсных активов школьного контрольно-диагностического процесса.

Анализируя ресурсную базу контроля в ОУ, субъект управления должен сделать вывод о покомпонентном и общем ресурсопотенциалах контрольно-диагностических мероприятий, а также найти ответы на вопросы:

- Как сформировать в дееспособную систему и активизировать эти ресурсные потенциалы?

- В чем состоят возможности повышения эффективности их использования?

- Каковы факторные условия стабильного поддержания оптимальной ресурсообеспеченности процедур ВШК?

Степень ресурсоемкости школьного контрольно-диагностического процесса наиболее достоверно и объективно диагностируется по масштабности вовлечения в него кадровых и организационно-хозяйственных активов ОУ, а также характеристикам затрат временного ресурса.

Конечно, придание проверочным процедурам в ОУ ресурсосберегающего характера не должно быть самоцелью. Не следует забывать о том, что большинство применяемых сейчас в школьной практике трудо- и времясбе-регающих контрольно-диагностических заданий (опросники, тесты, диагностические карты и т. д.) почти не дают возможности проверить уровень сформированности у учащихся метапредметных, общеучебных знаний, умений и навыков (учебно-организационных, учебно-интеллектуальных, учебно-информационных, учебно-коммуникатив-

ных), а также обладают очень ограниченным развивающим и воспитательным потенциалом. С этой точки зрения гораздо полезнее могут оказаться такие более трудоемкие и времязатратные виды образовательного (и, соответственно, информационного) продукта, как систематизирующие схемы, обобщающие таблицы, развернутые аналитические конспекты с выделением главного и существенного, проектные разработки и т. п.

Важно подчеркнуть, что рационализация контроля в ОУ не всегда может быть сопряжена с поиском и внедрением ресурсосберегающих управленческих технологий еще и в силу специфики проявления полезного действия у ряда контрольно-диагностических ресурсов (цивилизационно-го, информационного, интеллектуального, мотивационно-го, психологического, способности к самоконтролю и менеджерской деятельности), так как результативность применения этих ресурсопотенциалов находится в прямой зависимости от масштабов их активизации в ходе школьных проверочных мероприятий. Что же касается количества участников контрольно-диагностического процесса и востребованности проверяющими административного ресурса, то эти параметры должны варьироваться в зависимости от целей проводимых процедур ВШК, формата проверки и особенностей распределения управленческих полномочий в педагогическом коллективе.

Эффективность контроля, как и других функций управления, в значительной мере определяет характер и направленность изменений результатов деятельности ОУ; при этом особое значение школьного контрольно-диагностического процесса состоит в том, что, являясь по сути гарантированным каналом обратной связи, именно он делает возможной трансляцию информации о любых достижениях и проблемах в каждой педагогической системе.

В настоящее время для оперативной и всесторонней оценки результативности различных аспектов практики школы используются следующие статистические показатели:

• по образовательной подготовке учащихся:

- уровень качества обучения (Кко): (количество обучающихся на «4» и «5» : количество успевающих)-100%;

- уровень успеваемости (Ку): (количество успевающих : общее количество учащихся)-100%;

- уровень готовности к продолжению образования (Кго): (количество поступивших выпускников : общее количество выпускников) -100%;

• по личностному развитию школьников:

- уровень здоровья (Кз): (количество практически здоровых учащихся : общее количество учащихся) -100%;

- уровень воспитанности (Кв): (количество оптимально и допустимо воспитанных учащихся : общее количество учащихся) -100%;

- уровень готовности к жизни в семье и обществе (Кгж): (количество самоопределившихся после школы : общее количество выпускников) -100%;

• по профессиональному росту педагогов:

- уровень профессиональной квалифицированности (Кпк): (количество высококвалифицированных педагогов : общее количество педагогов) -100%;

• по состоянию имиджа ОУ:

- уровень удовлетворенности образовательными услугами (Куо): (количество удовлетворенных деятельностью ОУ : общее количество опрошенных) -100% [2].

Пристального внимания заслуживает и динамика вышеназванных показателей от начального этапа диагностики к заключительному, так как это позволяет субъекту контроля не только оперативно отслеживать ход формирования искомого педагогического продукта, но и получать информацию о целесообразности организации управления данным процессом.

Что касается степени комфортности морально-психологического микроклимата в контуре управления ОУ, то она существенно определяет темпы проверочных процедур и специфику воспроизводства (расширенное, простое или регрессивное) ресурсопотенциала школьной контрольно-диагностической деятельности. Кроме того, адаптивность управленческого общения в ходе контрольно-диагностических мероприятий представляет собой важный фактор динамики состояния здоровья и работоспособности как учащихся, так и педагогов.

Признаками адаптивности морально-психологической атмосферы в контролируемой группе, с нашей точки зрения, являются:

- «утепленность отношений» (по Е. А. Дегтереву и Ю. Н. Синицыну), то есть учет влияния управленческих решений не только на действия, но и на настроения подчиненных [1];

- позитивность персонального и общего эмоционального самочувствия;

- стремление к межличностному общению и деловому сотрудничеству;

- возможность самовыражения и самореализации личности;

- взаимное чувство эмпатии;

- естественность взаимной поддержки и оказания необходимой помощи друг другу;

- бесконфликтность (оперативная локализация конфликтных ситуаций).

Показателями рациональности внутришкольного контроля являются также характеристики результатов переформирования его ресурсной базы - оптимальность состава, своевременность пополнения, степень интенси-фицированности; при этом следует отметить, что наибольшего эффекта активизации собственного ресурсопотенциала проверочных процедур в ОУ можно добиться только в условиях максимальной реализации ВШК как вида управленческой деятельности.

Каждый из приведенных выше критериев оценки рациональности ВШК обладает особой функциональной специфичностью: одни из них (охват ОУ контрольно-диагностическим процессом, динамика показателей по всем контролируемым направлениям, соответствие проверочных мероприятий установленным в обществе нормативно-правовым требованиям и их затратность по отдельным видам ресурсных активов) носят объективный характер и требуют опоры на эмпирические процедуры с конкретными статистическими материалами и иной школь-

ной отчетной документацией; другие (ресурсообеспечен-ность и ресурсовоспроизводство контрольно-диагностической деятельности, учет личностных и корпоративных интересов ее участников, адаптивность морально-психологического микроклимата в контролируемом коллективе) - субъективно-оценочные, базирующиеся исключительно на собственных умозаключениях и выводах анализирующего лица.

В этой связи использование критериальной основы оценки рациональности контроля в ОУ должно быть:

- полносоставным (по всем указанным критериальным позициям);

- системным (комплексным, интегративным);

- технологичным (с применением адекватных форм, методов, приемов и средств диагностики).

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Дегтерев Е. А., Синицын Ю. Н. Управление современной школой. Вып. VIII. Педагогика здоровья: учеб.-метод. пособие для руководителей, методистов, учителей и преподавателей общеобразоват. и специализир. учеб. заведений, студентов и аспирантов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. Ростов н/Д: Учитель, 2005. 224 с.

2. Третьяков П. И. Оперативное управление качеством образования в школе. Теория и практика. Новые технологии. М.: «Скрипторий 2003», 2004. 568 с.

УДК 373.2 ББК 74.1

ПАРТНЕРСТВО ДОУ И РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ БИЛИНГВАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

PARTNERSHIP BETWEEN A KINDERGARTEN AND PARENTS OF THE PRE-SCHOOL AGE CHILDREN IN BILINGUAL TRAINING

К. Ю. Солдатенко

В статье представлена и обоснована модель образовательного пространства дошкольного образовательного учреждения, способствующая обучению, воспитанию и развитию старших дошкольников на этапе раннего изучения иностранного языка. Описываются основные принципы, формы и методы успешного сотрудничества педагога и родителей детей в процессе билингвального образования.

Ключевые слова: образовательная среда, образовательное пространство, форма взаимодействия.

K. Yu. Soldatenko

The article is devoted to the model of kindergarten's educational space that contributes to training and development of senior pre-school age children on the primary level of learning a foreign language. Main principles, forms and methods of pedagogical partnership during bilingual education are being described.

Keywords: educational environment, educational space, form of partnership.

В условиях модернизации российского образования огромное значение приобретает феномен поликультурного воспитания. Согласно Закону РФ «Об образовании» 2012 г., «дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста» [1, с. 95].

Для успешного осуществления этой ответственной работы в дошкольных учреждениях огромное значение имеют дополнительные образовательные услуги, которые прежде всего направлены на реализацию потребностей семьи и общества.

В рамках дополнительной программы педагог английского языка помогает старшим дошкольникам овладеть способами речевой деятельности, поэтому в условиях ДОУ главной целью билингвального образования выступает приобретение коммуникативной компетентности.

Также при подготовке ребенка к школе необходимо формировать у него познавательный интерес к учебной деятельности, к изучению нового языка, стремление к знанию, к быстрому выполнению трудных заданий.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Готовность к школьной жизни связана еще с одной стороной: умением жить в коллективе, быть жизнерадостным, доброжелательным, толерантным, проявлять внимание и уважение к окружающим людям и другим народам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.