Научная статья на тему 'Система внутреннего контроля в общеобразовательных и дошкольных образовательных организациях: опыт проектирования единых оснований'

Система внутреннего контроля в общеобразовательных и дошкольных образовательных организациях: опыт проектирования единых оснований Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1633
515
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научный диалог
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ВНУТРИУЧРЕЖДЕНЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ / ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / НОРМАТИВНЫЕ ОСНОВАНИЯ / INTERNAL CONTROL / EDUCATIONAL ORGANIZATION / INTERNAL INSTITUTIONAL CONTROL / EVALUATION OF EDUCATION QUALITY / NORMATIVE GROUNDS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Марчукова Ольга Григорьевна

Рассматриваются вопросы проектирования системы внутриучрежденческого контроля в образовательных организациях дошкольного и общего уровней образования. Актуальность исследования определяется изменениями, произошедшими в нормативно-правовом поле деятельности образовательных организаций вследствие введения в действие ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.12 г. № 273-ФЗ и разработки единого профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования (воспитатель, учитель)». Отмечается, что традиционное проведение мероприятий внутреннего контроля в формах внутришкольного контроля, внутрисадового контроля подвергается анализу, обусловленному институализацией дошкольного образования уровнем общего. Делается обзор и обобщение действующей нормативной базы, создающей предпосылки к проектированию единых оснований осуществления данного контроля. Новизна предлагаемого подхода видится в том, что роль и значение системы внутреннего контроля образовательной организации выявляется через анализ взаимосвязей между требованиями к функционированию внутренней системы оценки качества образования, проведению независимой оценки качества образования, процедуре самообследования, осуществлению государственного контроля (надзора) в сфере образования. Направления и объекты внутриучрежденческого контроля представлены в соотношении педагогических и обеспечивающих процессов, характеризующих деятельность образовательной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Марчукова Ольга Григорьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Internal Control System in Pre-School and General Education Institutions: Experience of Unified Grounds Projecting

The issues of projecting the system of internal control in educational institutions of preschool and general education levels are discussed. The relevance of research is determined by changes in the regulatory field of educational organizations activity due to the enactment of the Federal Law “On Education in Russian Federation” of 29.12.12 № 273-FZ and the development of a unified professional standard “Teacher (teaching activities in the field of preschool, general primary, basic general, secondary general education”. It is noted that the traditional activities of internal control in the forms of internal school control, internal nursery control is analyzed, determined by the institutionalization of preschool education by the general level. Review and summary of existing regulatory base is made, creating prerequisites for the projecting of unified grounds for the implementation of this control. The novelty of proposed approach is seen in the fact that the role and importance of internal control system of the educational organization is revealed through the analysis of the relationships between the requirements to the functioning of the internal system of education quality assessment, independent evaluation of the quality of education, the procedure of self-examination, the implementation of state control (supervision) in educational sphere. Directions and objects of internal control are presented by the ratio of pedagogical and supplying processes that characterize the activities of educational organization.

Текст научной работы на тему «Система внутреннего контроля в общеобразовательных и дошкольных образовательных организациях: опыт проектирования единых оснований»

Марчукова О. Г. Система внутреннего контроля в общеобразовательных и дошкольных образовательных организациях: опыт проектирования единых оснований / О. Г Марчукова // Научный диалог. — 2016. — № 3 (51). — С. 302—315.

ешн^МР

Журнал включен в Перечень ВАК

и I к I С н' Б Р1ВКИЖЛ1Ч (ЛКСТОКУ-

УДК 371.1.07

Система внутреннего контроля в общеобразовательных и дошкольных образовательных организациях: опыт проектирования единых оснований

© Марчукова Ольга Григорьевна (2016), кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного и начального общего образования, Тюменский областной государственный институт развития регионального образования (Тюмень, Россия), vera-nade-gda@bk.ru.

Рассматриваются вопросы проектирования системы внутриучрежденческо-го контроля в образовательных организациях дошкольного и общего уровней образования. Актуальность исследования определяется изменениями, произошедшими в нормативно-правовом поле деятельности образовательных организаций вследствие введения в действие ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.12 г. № 273-ФЗ и разработки единого профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования (воспитатель, учитель)». Отмечается, что традиционное проведение мероприятий внутреннего контроля в формах внутриш-кольного контроля, внутрисадового контроля подвергается анализу, обусловленному институализацией дошкольного образования уровнем общего. Делается обзор и обобщение действующей нормативной базы, создающей предпосылки к проектированию единых оснований осуществления данного контроля. Новизна предлагаемого подхода видится в том, что роль и значение системы внутреннего контроля образовательной организации выявляется через анализ взаимосвязей между требованиями к функционированию внутренней системы оценки качества образования, проведению независимой оценки качества образования, процедуре самообследования, осуществлению государственного контроля (надзора) в сфере образования. Направления и объекты внутриучрежденческого контроля представлены в соотношении педагогических и обеспечивающих процессов, характеризующих деятельность образовательной организации.

Ключевые слова: внутренний контроль; образовательная организация; вну-триучрежденческий контроль; оценка качества образования; нормативные основания.

1. Введение

Введенные Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №2 273-Ф3 изменения в нормативно-правовое поле деятельности образовательных организаций (далее — ОО) обусловливают изменения в осуществлении функции внутреннего контроля [Об образовании ..., 2012]. Традиционная организация внутришкольного и внутрисадо-вого контроля представляется наиболее разработанной в научно-методическом и практико-технологическом планах частью теории управления образовательными системами. Признание дошкольного образования первым уровнем общего, закрепляемое единым профессиональным стандартом «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования (воспитатель, учитель)», определяет потенциальную возможность проектирования системы внутреннего контроля, содержащей единые нормативно-организационные регламенты его реализации. В данном случае поддерживающим доводом становятся процессы реорганизации, актуализировавшие модели образовательных центров, включающих структурные подразделения как дошкольного, так и общеобразовательных уровней: преемственность образовательных программ общего образования, в том числе дошкольного, служит источником единообразия в определении структурных компонентов системы оценки качества образования и осуществлении ее процедур.

Публикации последних лет в отраслевых журналах, посвященных школьной проблематике, демонстрируют разнородное понимание сосуществования внутренней системы оценки качества образования (далее — ВСОКО) и действующих норм организационного контроля. Поскольку жестко заданные требования и компетенции в нормативно-правовых документах федерального уровня не обозначены, авторы либо включают ВСО-КО в систему внутришкольного контроля (далее — ВШК), либо обосновывают упразднение ВШК вследствие функционирования ВСОКО и т. д. Так, например, Г. П. Савиных, сопоставляя существующие традиции и нормы организации ВШК и ВСОКО и отмечая, что материалы ВШК могут быть использованы в рамках ВСОКО, приходит к выводу: «И все-таки ВШК и ВСОКО далеко не одно и то же. Цель ВШК — контроль состояния образовательной системы, обеспечение ее стабильности и конкурентоспособности; получение информации для принятия внутренних управленческих решений. Цель ВСОКО — самоаудит образовательной системы с последующим информированием заказчиков и потребителей образовательной услуги о степени соответствия качества предоставляемого образования требованиям ФГОС» [Савиных, 2014, с. 35].

2. Нормативные основания и структура контроля

Отсутствие однозначности в определении целостной системы контрольной деятельности сопровождается введением процедуры самообследования и независимой оценки качества образования. И если, как показывает знакомство с публикациями, в отношении школьной практики предпринимается научно-методический поиск решений, соответствующий нормам законодательства, то в отношении дошкольных образовательных организаций приоритет традиции в организации внутрисадового контроля сохраняется. Объясняется это, по всей видимости, содержанием ст. 28, 30 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ, которые не включают информации, касающейся внутриучрежденче-ского контроля, устанавливая самостоятельность ОО в разработке и принятии локальных нормативных актов [Об образовании ..., 2012]. Однако формальное разделение всей совокупности контрольных мероприятий на внешние и внутренние по отношению к ОО позволяет не только достаточно четко их структурировать, но и определить источниковую базу для разработки соответствующих положений (табл. 1).

Проведенное обобщение показывает, что:

— внешний контроль в отношении ОО представлен процедурами проведения независимой оценки качества образования (НОКО) и государственного контроля (надзора) в области образования; внутренний контроль включает в себя функционирование внутренней системы оценки качества образования (ВСОКО) и внутриучрежденческий контроль (ВУК); интегрирующими результатами контрольной деятельности выступают процедура самообследования (поскольку ее результаты отражаются как в соответствующем отчете, так и в информации, размещаемой на сайте ОО и доступной для НОКО) и ежегодный публичный доклад руководителя, информирующий общественность о состоянии образовательного процесса и направлениях развития ОО;

— нормативно обоснованы, разработаны и представлены, включая методические рекомендации, основания мероприятий внешнего контроля, в то время как для мероприятий внутреннего контроля подобное обоснование отсутствует. Это позволяет сделать вывод о том, что регламентирующими проведение мероприятий внутреннего контроля на уровне ОО нормативными локальными актами могут стать Положение о внутренней системе оценки качества образования (ВСОКО), Положение о внутриучрежденческом контроле (ВУК), Положение о порядке проведения самообследования;

— из содержания п. 13 ст. 28 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 следует, что к компетенции ОО отнесено обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества об-

Таблица 1

Структура контроля в отношении образовательной организации

Внешний контроль

Внутренний контроль

Государственный контроль (надзор) в области образования

Статья 93. Государственный контроль (надзор) в сфере образования ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.12 № 273-ФЗ

— Постановление Правительства Российской Федерации от 11 марта 2011 г. № 164 «Об осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере образования»;

— «Методические рекомендации по организации и проведению органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в области образования, федерального государственного контроля качества образования в образовательных учреждениях, реализующих основные образовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования» (Приложение к письму Ро-собрнадзора от 16.07.12 № 05-2680).

НОКО (независимая оценка качества образования) Статья 95. Независимая оценка качества образования ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.12 № 273-ФЗ

— Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.12.14 № 1547 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность»;

— Методические рекомендации по проведению независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность» (утв. зам. Министра образования и науки РФ 01.04.2015);

— «Правила размещения на официальном сайте ОО в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об ОО» (утв. Постановлением Правительства РФ от 10.07.2013 № 582)._

ВСОКО (внутренняя система оценки качества образования)

Статья 28.3 (13). Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.12 № 273-ФЗ.

ВУК (внутриучрежденче-ский контроль)

— «РЕКОМЕНДАЦИИ об инспектировании в системе Министерства общего и профессионального образования РФ» (Приложение к инструктивному письму Минобразования России от 11.06.98 № 33);

— Письмо Минобразования РФ от 10.09.99 № 22-06-874 «Об обеспечении инспекци-онно-контрольной деятельности»;

— Письмо Минобразования РФ от 07.02.01 № 22-06-147 «О содержании и правовом обеспечении должностного контроля руководителей образовательных учрежде-

Окончание табл. 1

Внешний контроль

Внутренний контроль

Процедура самообследования

Статья 28. Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.12 № 273-ФЗ

Статья 29. Информационная открытость образовательной организации ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.12 № 273-Ф3

— Приказ Минобрнауки России от 14.06.13 № 462 «Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией»;

— Приказ Минобрнауки России от 10.12.13 № 1324 «Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию».

Публичный доклад

Статья 29. Информационная открытость образовательной организации ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.12 № 273-ФЗ Статья 97. Информационная открытость системы образования. Мониторинг в системе образования ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.12 № 273-ФЗ

— Письмо Минобрнауки России от 28.11.2010 г. № 13-312 «О подготовке публичных докладов»;

— Постановление Правительства Российской Федерации от 10 июля 2013 г. № 582 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации».

разования (ВСОКО) [Об образовании ..., 2012]. Данная норма получила свое частичное разъяснение в Приказе Министерства образования и науки РФ от 14.06.2013 № 462 «Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией»: «в процессе самообследования проводится оценка <.> функционирования внутренней системы оценки качества образования» [Об утверждении ..2013]. Процедурность, технология и инструменты проведения внутренней оценки качества образования, проектирования ВСОКО на федеральном уровне в нормативно-правовом аспекте не обозначены;

— нормативно-закрепленной документами федерального уровня регламентации существования и функционально-содержательного исполнения внутриучрежденческого контроля нет; инструктивные письма, раскрывающие его объект, предмет и методы, датируются 1998—2001 годами.

Анализ структуры контрольных мероприятий показывает нормативную недостаточность для проектирования системы внутреннего контроля

в ОО, выявления ее соотношения с мероприятиями внешнего контроля, определения в ней роли и места функции внутриучрежденческого контроля, его соотношения с ВСОКО, НОКО и процедурой самообследования. Обращаясь к значимости этой проблемы, приведем мнение классика теории внутришкольного управления П. И. Третьякова: «В условиях большей самостоятельности <...> контрольно-диагностическая функция внутришкольного управления должна, как никогда, занять особое место в целях стимулирования деятельности учителя и ученика <.> Внедрение педагогической диагностики на основе информационно-аналитической деятельности в практику работы <.> помогает рассматривать все явления школьной жизни через призму педагогического анализа их причин, а это важнейшая задача обновления школы. Именно это позволит избавить любого участника процесса воспитания и обучения от формализма в анализе и оценке деятельности ученика, учителя, руководителя школы» [Третьяков, 2001, с. 29—30]. Полагаем, что происходящее явное преувеличение роли внешнего контроля и сбора / накопления информации в ущерб диагностике и педагогическому анализу ведет к формализации контрольной деятельности с последующей деградацией обратной связи между управляющей и управляемой подсистемами. Аналогичные, требующие своего скорейшего решения вопросы поднимаются, например, Комитетом Государственной Думы Федерального Собрания РФ по образованию. Так, ее председатель В. А. Никонов в начале 2016 года среди прочих задает вопросы: «Почему темпы дебюрократизации системы образования все еще отстают от вала требуемой от образовательных организаций отчетности, а формы отчетности и их количество только растет? Почему резко увеличилось количество проверок образовательных организаций?» [Никонов, 2016].

3. Проектирование системы внутреннего контроля

Преимущественный интерес лишь к результатам обучения и статистическим данным сводит на нет диагностический и прогностический потенциал внутриучрежденческого контроля, при этом педагог назначается единственно ответственным за качество образования. В то же время в отечественной педагогической науке сформировалась и утвердилась традиция рассматривать внутриучрежденческий контроль как основной и ведущий вид деятельности руководителя «по установлению соответствия функционирования и развития всей системы учебно-воспитательной работы школы на диагностической основе общегосударственным требованиям (нормативам)» [Третьяков, 2001, с. 29]. Видимо, следует признать, что сложившаяся ситуация неоднозначности имеет место быть, в том числе вследствие отсутствия логично

представляемой всей системы контроля в отношении образовательной организации, ясно и полно демонстрирующей субъектов, объекты и предметы контроля. Учитывая приведенные доводы, считаем научно-обоснованной следующую попытку проектирования системы внутреннего контроля современной ОО в ее соотношении с мероприятиями внешнего контроля (рис. 1).

Поясняя схему, выделим связи.

— Согласно п. 7 Положения о государственном контроле (надзоре) в сфере образования (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2011 № 164) при осуществлении государственного надзора предметом проверок является «соблюдение органами управления и органи-

Рис. 1. Система внутреннего контроля в ОО в ее соотношении с мероприятиями внешнего контроля

зациями законодательства Российской Федерации в области образования». Следовательно, при его проведении проверке подвергается деятельность ОО как любой другой организации на предмет соответствия действующему законодательству, что позволяет относить функцию надзора в целом ко всему образовательному учреждению [Об осуществлении ..., 2011].

— Согласно п. 8 данного Положения при осуществлении государственного контроля качества образования предметом проверок является «соответствие содержания и (или) качества подготовки обучающихся и выпускников организаций требованиям федеральных государственных образовательных стандартов или федеральным государственным требованиям» [Об осуществлении ., 2011]. Собственно формулировка «государственный контроль качества образования» коррелирует с понятием «внутренняя система оценки качества образования», поскольку очевидно, что и в том и в другом случае речь должна вестись о едином содержании категории «качество образования». Это дает основание соотнести внешнюю функцию государственного контроля качества образования с внутренней функцией контроля качества образования (ВСОКО).

— На контроль качества образования сориентирована и внешне заданная независимая оценка качества подготовки обучающихся (НОК ПО), одна из двух составляющих НОКО [Методические ..., 2015]. Поэтому ее взаимосвязь с ВСОКО представляется обоснованной и непротиворечивой. В то же время несмотря на общность предмета контроля — «качество образования» — процедуры и содержание независимой оценки качества образовательной деятельности (НОК ОД) более относятся к деятельности всей ОО, так как четыре группы показателей, характеризующих общие критерии ее оценки, связаны с:

1) открытостью и доступностью информации об организации;

2) ресурсной оснащенностью и комфортностью условий (от материально-технических и питания до наличия дополнительных образовательных программ);

3) профессиональной этикой педагогических работников;

4) удовлетворенностью потребителей качеством образовательной деятельности [Об утверждении ..., 2014].

— Оценку состояния всех составляющих деятельности ОО реализует и введенная в компетенцию ОО процедура самообследования, своей целью имеющая «обеспечение доступности и открытости информации о деятельности организации» [Об утверждении ..., 2013]. Однако цитируемый «Порядок проведения самообследования образовательной организацией» конкретизирует, отдельно выделяя, объект оценки — «функционирование

внутренней системы оценки качества образования», что закрепляет взаимосвязь самообследования и ВСОКО [Об утверждении ..., 2013].

4. Направления и объекты внутриучрежденческого контроля

Проведенный анализ, ни в коей мере не претендуя на полноту и исчерпывающую ясность, приводит к следующим умозаключениям:

1. Каждая внешняя процедура контроля, равно как и внутренняя процедура самообследования, сориентирована на проверку (оценку) двух составляющих:

— качества образования, достигаемого (демонстрируемого) посредством реализации образовательных программ определенного уровня и направленности;

— ОО как организации, обладающей статусом самостоятельного юридического лица, осуществляющей образовательную деятельность (в качестве основной или дополнительной).

2. Подвергаемое контролю и оценке качество образования является причиной, основанием и объектом новой для отечественной системы управления образованием структуры «внутренняя система оценки качества образования». Определяя ключевые параметры качества образования, которые должны быть представлены в ВСОКО, целесообразно обратиться к законодательно закрепленному понятию «качество образования». Вслед за п. 29 ст. 2 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 можно заключить, что качество образования есть комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая:

— степень их соответствия ФГОС;

— степень их соответствия потребностям того, в чьих интересах они осуществляются;

— степень достижения планируемых результатов образовательной программы [Об образовании., 2012].

Учитывая, что «соответствие ФГОС» означает соответствие трем группам требований, в нем представленным (к структуре основной образовательной программы (содержание и последовательность ее освоения), условиям ее реализации, результатам освоения), возможно представить следующие параметры анализа качества образования:

— содержание и организацию образовательной деятельности (качественно-количественный анализ реализуемых в ОО образовательных программ);

— условия реализации основных общеобразовательных / дополнительных общеобразовательных программ (кадровые, учебно-методические, материально-технические и проч.);

— результаты освоения основных общеобразовательных / дополнительных общеобразовательных программ (степень достижения планируемых результатов освоения содержания образовательных программ);

— удовлетворенность качеством образования участников образовательных отношений (в разрезе образовательных программ).

Выделенные параметры анализа качества образования, ключевые для ВСОКО, гармонизируют требования к нему с позиций ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ, ФГОС дошкольного и общеобразовательных уровней образования, федерального государственного контроля качества образования, НОКО и процедуры самообследования.

3. В системе внутреннего контроля, в отсутствие соответствующей нормативно-правовой регламентации, именно наиболее традиционная для российской системы общего и дошкольного образования функция внутри-учрежденческого контроля должна не только сохраняться, но и вернуть утраченные позиции как ведущая, выступая аналогом меропри -ятий внешнего контроля в отношении всех процессов, происходящих в ОО. Такое осмысление внутриучрежденческого контроля создает предпосылки для проектирования его содержания исходя из требований нормативных актов для государственного контроля (надзора) в сфере образования и НОКО.

4. Императив категории «качество образование» в контрольных мероприятиях создает риски для оценки качества работы ОО только в отношении процесса обучения, игнорируя воспитательную деятельность, процессы профориентации, социализации, здоровьеформирования, коррекции и проч., научно-методическую, инновационно-образовательную, социально-направленную, административную деятельность ОО.

5. Последнее создает предпосылки для проектирования формы организации внутриучрежденческого контроля с выделением в его структуре основных (педагогических) и обеспечивающих (сопровождающих) процессов (табл. 2).

5. Выводы

Итак, мы представили систему внутриучрежденческого контроля как

— важнейшую функцию управления образованием, позволяющую прогнозировать и обеспечивать опережающее управление развитием образовательного процесса в ОО, инструментально ориентированную на управление качеством образования (качеством подготовки обучающихся) и качеством педагогической деятельности;

— источник информации для осуществления государственного контроля качества образования, независимой оценки качества образования,

НАУЧНЫЙ ДИАЛОГ. 2016 Выпуск № 3 (51) / 2016

Таблица 2 Основные направления и объекты внутриучрежденческого контроля в образовательной организации

Направление контроля Объект контроля

Педагогические процессы

Контроль качества образования: — контроль качества образовательных программ, — контроль качества педагогической деятельности. Функционирование ВСОКО: Содержание и организация образовательной деятельности: — качество образовательных программ, — качество педагогической деятельности. Условия реализации основных общеобразовательных / дополнительных общеобразовательных программ. Результаты освоения основных общеобразовательных / дополнительных общеобразовательных программ. Удовлетворенность качеством образования участников образовательных отношений.

Контроль качества воспитания Содержание, организация и качество воспитательной деятельности: — система воспитательной работы в ОУ, — система воспитательной работы в детском коллективе.

Контроль качества формирования культуры здорового образа жизни Содержание, организация и качество здоровьеформиру-ющей и здоровьесберегающей деятельности.

Обеспечивающие процессы

Административная деятельность Содержание и качество реализации деятельности по управлению ОУ: организационно-распорядительной, информационно-аналитической, планово-прогностической, мотивационно-целевой, контрольно-коррекционной.

Научно-методическая деятельность Содержание и качество реализации организационно-методическая деятельности: — содержание и организация методической работы; — содержание и организация научно-методического сопровождения педагогической деятельности, — профессиональное развитие и повышение квалификации педагогических работников.

Инновационная деятельность Процессы проектирования и реализации инновационных (инновационно-образовательных) проектов, программы развития.

Взаимодействие с родителями Организация и содержание взаимодействия с родителями и семьей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Взаимодействиями с учреждениями и организациями в интересах детей Организация и содержание взаимодействия с учреждениями и организациями в целях образования: — социальное партнерство, — сетевое взаимодействие.

проведения самообследования, обеспечения функционирования внутренней системы оценки качества образования;

— нормированную, системно организованную управленческую деятельность, преемственную традициям отечественной системы образования, которая реализуется через основные процессы проектирования и обеспечения функционирования ВСОКО (контроль качества образования), системы воспитания (контроль качества воспитания), системы формирования культуры здорового образа жизни (контроль качества здоровьеформирующей и здоро-вьесберегающей деятельности) и обеспечивающие их процессы организационно-методической и организационно-педагогической направленности.

Литература

1. Губанова Е. В. Документационное сопровождение внутришкольного контроля в образовательной организации общего образования / Е. В. Губанова // Справочник заместителя директора школы. — 2013. — № 9. — С. 5—27.

2. Методические рекомендации по проведению независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность (утв. Минобрнауки России 01.04.2015) [Электронный ресурс] : Письмо Министерства образования и науки РФ от 03.04.2015 № АП-512/02. — Режим доступа : https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_178509/.

3. Никонов В. А. Министерству образования нельзя быть глухим вопросам, звучащим в обществе [Электронный ресурс] / В. А. Никонов // Сайт Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по образованию. 27 января 2016.— Режим доступа : http://www.komitet8.km.duma.gov.ru/site.xp/052057124049052054 054.html.

4. О содержании и правовом обеспечении должностного контроля руководителей образовательных учреждений [Электронный ресурс] : Письмо Минобразования РФ от 07.02.2001 № 22-06-147. — Режим доступа : http://docs.cntd.ru/ document/901948413.

5. Об обеспечении инспекционно-контрольной деятельности [Электронный ресурс] : Письмо Минобразования РФ от 10.09.1999 № 22-06-874. — Режим доступа : https://www.referent.ru71/60657.

6. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 02.03.2016). — Режим доступа : http://www.assessor.ru/zakon/273-fz-zakon-ob-obrazovanii-201.

7. Об осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере образования [Электронный ресурс] : Постановление Правительства РФ от 11.03.2011 № 164. — Режим доступа : http://rg.ru/2011/03/18/kontrol-dok.html.

8. Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию [Электронный ресурс] : Приказ Министерства образования и науки РФ от 10.12.2013 № 1324. — Режим доступа : http:// rg.ru/2014/02/19/obrazovanie-dok.html.

9. Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность [Электронный ресурс] : Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.12.2014 № 1547. — Режим доступа : http://www.rosmintrud.ru/docs/ mintrud/analytics/63.

10. Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией [Электронный ресурс] : Приказ Министерства образования и науки РФ от 14.06.2013 № 462. — Режим доступа : http://rg.ru/2013/07/12/poryadok-dok. html.

11. Савиных Г. П. Внутренняя система оценки качества образования в общеобразовательной организации : ключевые вопросы и рекомендации / Г. П. Савиных // Справочник заместителя директора школы. — 2014. — № 9. — С. 33—45.

12. Третьяков П. И. Управление школой по результатам : Практика педагогического менеджмента / П. И. Третьяков. — Москва : Новая школа, 2001. — 320 с.

Internal Control System in Pre-School and General Education Institutions: Experience of Unified Grounds Projecting

© Marchukova Olga Grigoryevna (2016), PhD in Education, associate professor, Department of Pre-School and Primary Education, Tyumen State Regional Institute for Regional Education Development (Тюмень, Россия), vera-nadegda@bk.ru.

The issues of projecting the system of internal control in educational institutions of preschool and general education levels are discussed. The relevance of research is determined by changes in the regulatory field of educational organizations activity due to the enactment of the Federal Law "On Education in Russian Federation" of 29.12.12 № 273-FZ and the development of a unified professional standard "Teacher (teaching activities in the field of preschool, general primary, basic general, secondary general education". It is noted that the traditional activities of internal control in the forms of internal school control, internal nursery control is analyzed, determined by the institutionalization of preschool education by the general level. Review and summary of existing regulatory base is made, creating prerequisites for the projecting of unified grounds for the implementation of this control. The novelty of proposed approach is seen in the fact that the role and importance of internal control system of the educational organization is revealed through the analysis of the relationships between the requirements to the functioning of the internal system of education quality assessment, independent evaluation of the quality of education, the procedure of self-examination, the implementation of state control (supervision) in educational sphere. Directions and objects of internal control are presented by the ratio of pedagogical and supplying processes that characterize the activities of educational organization.

Key words: internal control; educational organization; internal institutional control; evaluation of education quality; normative grounds.

References

Gubanova, E. V. 2013. Dokumentatsionnoye soprovozhdeniye vnutrishkolnogo kon-trolya v obrazovatelnoy organizatsii obshchego obrazovaniya. Spravochnik zamestitelya direktora shkoly, 9: 5—27. (In Russ.).

Metodicheskiye rekomendatsii po provedeniyu nezavisimoy otsenki kachestva obrazovatelnoy deyatelnosti organizatsiy, osushchestvlyayushchikh obrazovatel-nuyu deyatelnost' (utv. Minobrnauki Rossii 01.04.2015) : Pismo Minister-stva obrazovaniya i nauki RF ot 03.04.2015 № AP-512/02. Available at: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_178509/. (In Russ.).

Nikonov, V. A. Ministerstvu obrazovaniya nelzya byt' glukhim k voprosam, zvuchashchim v obshchestve. Sayt Komiteta Gosudarstvennoy Dumy Federalnogo Sobrani-yaRFpo obrazovaniyu. 27 yanvarya 2016. Available at: http://www.komitet8. km.duma.gov.ru/site.xp/052057124049052054 054.html. (In Russ.).

O soderzhanii i pravovom obespechenii dolzhnostnogo kontrolya rukovoditeley obra-zovatelnykh uchrezhdeniy: Pismo Minobrazovaniya RF ot 07.02.2001 2206-147. Available at: http://docs.cntd.ru/document/901948413. (In Russ.).

Ob obespechenii inspektsionno-kontrolnoy deyatelnosti: Pismo Minobrazovaniya RF ot 10.09.1999 № 22-06-874. Available at: https://www.referent.ru/1/60657. (In Russ.).

Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii: Federalnyy zakon Rossiyskoy Federatsii ot 29.12.2012 № 273-FZ (red. ot 02.03.2016). Available at: http://www.asses-sor.ru/zakon/273-fz-zakon-ob-obrazovanii-201. (In Russ.).

Ob osushchestvlenii gosudarstvennogo kontrolya (nadzora) v sfere obrazovaniya: Postanovleniye Pravitelstva RF ot 11.03.2011 № 164. Available at: http:// rg.ru/2011/03/18/kontrol-dok.html. (In Russ.).

Ob utverzhdenii pokazateley deyatelnosti obrazovatelnoy organizatsii, podlezhashchey samoobsledovaniyu: Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 10.12.2013 № 1324. Available at: http://rg.ru/2014/02/19/obrazovanie-dok.html. (In Russ.).

Ob utverzhdenii pokazateley, kharakterizuyushchikh obshchiye kriterii otsenki kachestva obrazovatelnoy deyatelnosti organizatsiy, osushchestvlyayushchikh obra-zovatelnuyu deyatelnost': Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 05.12.2014 № 1547. Available at: http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/ analytics/63. (In Russ.).

Ob utverzhdenii Poryadka provedeniya samoobsledovaniya obrazovatelnoy organi-zatsiey: Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 14.06.2013 № 462. Available at: http://rg.ru/2013/07/12/poryadok-dok.html. (In Russ.).

Savinykh, G. P. 2014. Vnutrennyaya sistema otsenki kachestva obrazovaniya v obsh-cheobrazovatelnoy organizatsii: klyuchevyye voprosy i rekomendatsii. Spravochnikzamestitelya direktora shkoly, 9: 33—45. (In Russ.).

Tretyakov, P. I. 2001. Upravleniye shkoloy po rezultatam: Praktika pedagogicheskogo menedzhmenta. Moskva: Novaya shkola. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.