Научная статья на тему 'Нормативно-правовые аспекты содержания и организации внутренней системы оценки качества дошкольного образования'

Нормативно-правовые аспекты содержания и организации внутренней системы оценки качества дошкольного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1399
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / ВНУТРЕННЯЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРА-ЗОВАНИЯ / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЛОКАЛЬНЫЕ АКТЫ / НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ / ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ВНУТРЕННЕЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Солодкова Екатерина Александровна

В статье на основе определения понятия «качество образования» предлагается рас-смотрение нормативно-правовых аспектов содержания и организации внутренней си-стемы оценки качества образования в до-школьной образовательной организации. Автор уточняет цель, задачи, структуру внутренней системы оценки качества обра-зования в дошкольной образовательной ор-ганизации в условиях реализации Федераль-ного государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Солодкова Екатерина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Нормативно-правовые аспекты содержания и организации внутренней системы оценки качества дошкольного образования»

УДК 373.2

НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ СОДЕРЖАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ВНУТРЕННЕЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Е.А. Солодкова

В статье на основе определения понятия «качество образования» предлагается рассмотрение нормативно-правовых аспектов содержания и организации внутренней системы оценки качества образования в дошкольной образовательной организации. Автор уточняет цель, задачи, структуру внутренней системы оценки качества образования в дошкольной образовательной организации в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Ключевые слова: качество образования, внутренняя система оценки качества образования, дошкольное образование, локальные акты, нормативно-правовые аспекты, организационная структура внутренней системы оценки качества образования.

Образование в современном обществе со всеми культурными, социальными, экономическими и политическими процессами играет ключевую, если не решающую роль в формировании высокого уровня жизни. Современный образованный человек - тот, который сможет ответить на новые вызовы общества, возможно, создаст качественно новую систему ценностей. Понятия «качество жизни», «качество человека», «качество образования» тесно связаны между собой. Эту связь, например, возможно выстроить так: «качество образования - качество человека -качество жизни» [4].

Само словосочетание «качество образования» - комплексно и динамично по своей сути. Комплексно, так как включает множество элементов и взаимосвязей между ними, а динамично благодаря тем факторам, под влиянием которых данной системе приходится существовать и испытывать изменения (внешние - экономическая, политическая, социальные ситуации и т.д.; внутренние - запросы родителей и детей, условия организации образовательного процесса или

развивающей предметно-пространственной среды, компетентность педагогических работников и др.). Примечательно, что, говоря о качестве образования, можно понимать его как абсолютно, так и относительно. Стоит помнить при этом, что качество само по себе не может являться только конечным результатом, «оно лишь средство, с помощью которого выявляется соответствие конечного продукта стандарту» [4].

Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 .№273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» определяет качество образования (п.29 ст.2) (далее - Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации») как «комплексную характеристику образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающую степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы» [ 1 ].

Исходя из вышесказанного, в любой образовательной организации за качеством образования «стоят» участники образовательных отношений: кто-то формирует запрос; кто-то определяет стратегию (содержание, форму) осуществления этого запроса; кто-то контролирует, подходит ли последнее под запрос и в какой степени, корректирует в случае необходимости. Именно поэтому становится актуальным вопрос о том, как именно должна работать организация, чтобы участники образовательного процесса шли к необходимым результатам, повышая или поддерживая качество образования на достаточно высоком уровне. И здесь следует помнить, что качество не появляется внезапно, и его нужно рассматривать в нескольких проекциях, а

именно в реальности и в перспективе.

То есть нельзя суть качества образования «отрывать» от того, что происходит сейчас, от реальных событий, внешних факторов, «гаджетированности» нового поколения, как и избегать планирования будущего, то есть перспективы. Последняя заключается не только в разработке общего плана развития образовательной организации на некоторый временной период, но и в осмыслении и корректировке главных направлений развития образовательных услуг, предоставляемых данным учебным заведением, и их соответствия запросам потребителей. Поэтому одним из значимых факторов успеха любой организации в системе образования будет являться принятие управленческих решений, направленных на его повышение.

Обеспечение качества образования - обязанность любой образовательной организации. Оно может быть связано с разработкой основной образовательной программы образовательной организации, мониторинговых исследований, дорожных карт, повышением квалификации работников, созданием условий, соответствующих ФГОС общего образования, а также с созданием внутренней системы оценки качества. Сложность оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях заключается в том, что оценивается не уровень освоения обучающимися содержания основных образовательных программ дошкольного образования, а условия, в которые помещен ребенок дошкольного возраста, чтобы достичь целевых ориентиров на этапе завершения уровня дошкольного образования, тем самым обеспечивая акцент при построении внутренней системы оценки качества дошкольного образования на оценке условий и содержании образовательного процесса [2]. Действительно, для того, чтобы понять, насколько эффективна работа дошкольной образовательной организации, важно иметь представление о контингенте воспитанников, условиях в которых она функционирует, где располагается, кадровом потенциале, материально-техническом обеспечении, созданной развивающей предметно-пространственной среде.

Государственный контроль качества образования осуществляется на основании

Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 93), определяющим его как деятельность по оценке соответствия образовательной деятельности и подготовки обучающихся в организации, осуществляющей образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, требованиям федеральных государственных образовательных стандартов посредством организации и проведения проверок качества образования и принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и устранению выявленных нарушений требований федеральных государственных образовательных стандартов.

Государственный контроль (надзор) в сфере образования включает в себя федеральный государственный контроль качества образования и федеральный государственный надзор в сфере образования, которые носят периодичный характер. Тем не менее, образовательным организациям необходим константный и континуальный контроль над соответствием образовательного процесса и результатов деятельности внешним государственным и внутриорганизационным требованиям к качеству образования в образовательной организации. В соответствии с п.3 ст.28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» осуществление его возможно посредством внутренней системы оценки качества образования (далее -ВСОКО).

ВСОКО имеет двойственный характер. С одной стороны, это динамичная «целостная система диагностических и оценочных процедур, реализуемых различными субъектами государственно-общественного управления образовательным учреждением, которым делегированы отдельные полномочия по оценке качества образования, а также совокупность организационных структур и нормативных правовых материалов, обеспечивающих управление качеством образования» [5]. С другой, ВСОКО - констатирующий «непрерывный контроль (оценка) качества образования с целью определения уровня его соответствия установленным нормам и принятия управленческих решений, направленных на повышение качества в общеобразовательной

организации» [3].

При формировании ВСОКО следует придерживаться норм, установленных нормативными документами федерального и регионального уровней, а также норм, утвержденных локальными актами дошкольной образовательной организации в соответствии с её полномочиями.

Нормативно-правовым обеспечением ВСОКО дошкольной организации могут являться такие действующие документы в сфере образования, как:

1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2. Постановление Правительства РФ от 23.05.2015 № 497 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2016 -2020 годы»;

3. Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

4. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 №544н (с изм. от 25.12.2014) «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»;

5. Постановление Правительства Челябинской области от 22.10.2013 №338-П (ред. от 30.09.2015) «О государственной программе Челябинской области «Развитие образования в Челябинской области» на 2014 - 2017 годы» (вместе с «Государственной программой Челябинской области «Развитие образования в Челябинской области» на 2014 - 2017 годы»);

6. Постановление Законодательного Собрания Челябинской области от 26.02.2015 № 2481 «О внесении изменений в закон Челябинской области «Об образовании в Челябинской области».

Приведенные выше нормативные документы, определяют инвариантную составляющую ВСОКО, в которую в обязательном порядке включаются разделы, обеспечивающие выполнение требований федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (далее -

ФГОС ДО) (к структуре основной образовательной программы; к условиям реализации основной образовательной программы) и другие действующие нормативные правовые документы в сфере образования.

Вместе с тем дошкольная организация имеет право включать дополнительные составляющие оценки качества образования в соответствии со своими задачами, интересами, особенностями функционирования, которые составят вариативную часть ВСОКО на основе локальных актов, отражающих специфику, особенности и приоритеты деятельности дошкольной образовательной организации. К ним могут относиться:

- оценка выполнения показателей программы развития;

- оценка деятельности по работе с детьми с особыми образовательными потребностями;

- оценка показателей деятельности дошкольной образовательной организации, подлежащей самообследованию и др.

Многокомпонентный характер ВСОКО определяет рекомендуемый порядок ее организации [3]:

1. Анализ нормативно-правовых документов федерального и регионального уровней с целью определения перечня объектов ВСОКО дошкольной образовательной организации.

2. Определение инвариантного и вариативного перечней объектов ВСОКО.

3. Разработка организационной структуры ВСОКО (Рис.1), которая представляет собой совокупность коллегиальных органов управления, структурных подразделений, должностных лиц, между которыми распределены полномочия и ответственность за выполнение управленческих функций по оценки качества образования и существуют регулярно воспроизводимые связи и отношения.

Организационная структура ВСОКО дошкольной образовательной организации

объекты ВСОКО (инвариантные и вариативные)

субъекты оценивания

перечень инструментария оценивания и/или процедура оценивания

периодичность оценивания объектов ВСОКОнормы соответствия федеральным, региональным, институциональным

требованиям нормы соответствия федеральным, региональным, институциональным требованиям

локальные акты дошкольной образовательной

организации, в которых регламентируются требования к выполнению установленных норм

примерный перечень управленческих действий (решений), обеспечивающих требуемого уровня качества образования в дошкольной образовательной организации

Рис.1 - Организационная структура ВСОКО дошкольной образовательной

организации.

4. Формирование базы локальных нормативных актов дошкольной образовательной организации, регламентирующих нормы и правила функционирования ВСОКО, в том числе включающей разработку и/или совершенствование локальных нормативных актов, утверждающих инструментарий для проведения процедур оценки.

5. Формирование примерного перечня управленческих действий (решений), направленных на достижение требуемого уровня качества образования в общеобразовательной организации.

Следует подчеркнуть, что одним из существенных моментов, определяющим цели, задачи и направления работы по осуществлению анализа на соответствие субъектов оценивания требованиям стандарта, является разработанный диагностико-оценочный инструментарий ВСОКО ДО. На основе данных оценочных процедур дошкольная образовательная организация может разработать

необходимые нормативно-правовые документы, регламентирующие создание и функционирование внутренней системы оценки качества образования.

Исходя из вышесказанного, можно определить, что грамотно спроектированная ВСОКО в дошкольной образовательной организации может являться механизмом получения достоверной, точной, актуальной, полной информации и совершенствования процесса принятия управленческих решений в части повышения качества образования в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования не только на уровне дошкольной образовательной организации, но и на муниципальном и региональном.

Список литературы

1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Приказ МОиН Российской Федерации от 17.10.13 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

3. Приказ МОиН Челябинской области от 27.06.16 № 03/5697 «О направлении рекомендаций о внутренней системе оценки качества образования в общеобразовательных организациях Челябинской области».

4. Серебрякова М.А. Система оценки качества высшего образования в России и США: сравнительный аспект [Электронный ресурс] / М. А. Серебрякова // Библиотека диссертаций - Режим доступа: http://www.dslib.net/obw-pedagogika/sistema-ocenki-kachestva-vysshego-obrazovanija-v-rossii-i-ssha-sravnitelnyj-aspekt.html (дата обращения: 01.10.2016).

5. Яковлева Г.В. Внутренняя система оценки качества образования в ДОУ как условие реализации ФГОС дошкольного образования [Электронный ресурс] / Г. В. Яковлева // Современное дополнительное профессиональное педагогическое образование (№ 4, 2015) - Режим доступа: http://www.apkpro.ru/doc/4 vipusk/12%20%D 0%AF%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B B%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D0%B9%20 98.pdf (дата обращения: 03.10.2016).

References

1. Federal'nyj Zakon Rossijskoj Federacii ot 29.12.2012 №273-FZ «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii».

2. Prikaz MOiN Rossijskoj Federacii ot 17.10.13 № 1155 «Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta doshkol'nogo obrazovanija».

3. Prikaz MOiN CHelyabinskoj oblasti ot 27.06.16 № 03/5697 «O napravlenii rek-omendacij o vnutrennej sisteme ocenki

kachestva obrazovaniya v obshcheobra-zovatel'nyh organizaciyah CHelyabinskoj ob-lasti».

4. Serebryakova M.A. Sistema ocenki kachestva vysshego obrazovaniya v Rossii i SSHA: sravnitel'nyj aspekt [EHlektronnyj resurs] / M. A. Serebryakova // Biblioteka dis-sertacij - Rezhim dostupa: http://www.dslib.net/obw-pedagogika/sistema-ocenki-kachestva-vysshego-obrazovanija-v-rossii-i-ssha-sravnitelnyj-aspekt.html (data obrashcheniya: 01.10.2016).

5. Yakovleva G.V. Vnutrennyaya sistema ocenki kachestva obrazovaniya v DOU kak uslovie realizacii FGOS doshkol'nogo obra-zovaniya [EHlektronnyj resurs] / G. V. YA-kovleva // Sovremennoe dopolnitel'noe profes-sional'noe pedagogicheskoe obrazovanie (№ 4, 2015) - Rezhim dostupa: http://www.ap-kpro.ru/doc/4 vpusk/12%20%D0%AF%D0%B A%D0%BE%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D 0%B2%D0%BE%D0%B9%2098.pdf (data obrashcheniya: 03.10.2016).

Сведения об авторе Солодкова Екатерина Александровна -

начальник лаборатории научно-методического обеспечения дополнительных профессиональных программ отдела организации научной деятельности ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск

Information about author Solodkova E.A. - Head of Laboratory of scientific-methodical provision of additional professional programs of the Department «Organization of scientific activity», Regional center to assessment quality and informatization in education, Chelyabinsk

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.