УДК 373.1.013
ФОРМИРОВАНИЕ ВНУТРИШКОЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ОРИЕНТИРОВАННОЙ НА СОВРЕМЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОБРАЗОВАНИЯ
Светлана Павловна Воробьева, заместитель директора,
Ирина Владимировна Гузаева, директор,
Гимназия № 52, Санкт-Петербург,
Сергей Васильевич Николаев, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных
технологий, механики и оптики
Аннотация
Рассматриваются новые подходы к формированию и развитию системы внутришкольной оценки качества деятельности на основе принципов, заложенных в модели совершенствования качества Европейского фонда управления качеством (EFQM), стандартах ISO серии 9000, метрологическом способе проведения педагогических измерений и использовании современных информационных технологий. В систему внутришкольной оценки качества деятельности заложены две группы критериев «Возможности образовательного учреждения», где оценивается качество деятельности образовательного учреждения и «Результаты образовательного учреждения», к которым относятся: удовлетворенность учащихся, родителей и педагогического сообщества достижениями образовательного учреждения. В основу построения диагностической карты, содержащей показатели оценки возможностей образовательного учреждения, положены критерии качества деятельности («качество результата», «качество процесса», «качество среды», «качество управления») и компетенции обучающегося, прописанные в «Портрете выпускника» как требования к конечному результату.
Ключевые слова: мониторинг качества обучения, качество деятельности, компетенции, инновационный проект, внутришкольная оценка, кодификатор.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2012.08.90.p5-10
FORMATION OF INTERNAL SCHOOL QUALITY ASSESSMENT SYSTEM AIMED
AT EDUCATIONAL EFFICIENCY
Svetlana Pavlovna Vorobyova, the deputy director,
Irina Vladimirovna Guzayeva, the director,
Gymnasium No. 52, St.-Petersburg,
Sergey Vasilyevich Nikolaev, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, St.-Petersburg National Research University of Information Technologies,
Mechanics and Optics
Annotation
New approaches to formation and development of system of an intra-school assessment of quality of activity based on the principles put in models of improvement of quality of the European fund of quality management (EFQM), the series 9000 of ISO standards, metrological method of carrying out the pedagogical measurements and application of modern information technologies have been considered. Two groups of criteria «Possibility of educational institution» where the quality of activity of educational institution is assessed and «Results of educational institution», to which are put the following: satisfaction of pupils, parents and pedagogical community with achievements of educational institution have been included in system of an intra-school assessment of quality of activity. As a basis of creation of the diagnostic card, containing indicators of an assessment of possibilities of educational institution, criteria of quality of activity («quality of result», «quality of process», «quality of environment», «quality of management») and competences of being trained, registered in «portrait of the graduate» as requirements to the final result have been put in method of pedagogical assessment using modern IT technologies.
Keywords: monitoring of education quality, quality of activity, competencies, innovational pro-
ject, internal school assessment, codifier.
Одной из задач современной школы является выстраивание системы работы по формированию основных направлений оценки качества образовательной деятельности в соответствии с новыми требованиями, предъявляемыми высокотехнологичным обществом к будущему студенту [1,2]. Решение этой задачи невозможно без оценивания степени эффективности реализации основных проектов учебного заведения, направленных на повышение качества образовательных услуг и удовлетворенность учащихся, их родителей и педагогической общественности полученными результатами.
В ходе анализа работ касающихся требований к формируемым знаниям были отмечены факторы, влияющие на субъективность оценки в результате различия:
- целей, которые необходимо достичь педагогу в процессе обучения (дать прочные знания основ наук, сформировать логическое мышление, познавательную активность, мировоззрение и т.д.);
- объектов оценки (фактический материал, усвоенный обучающимися, способность применять знания на практике, переносить их на решение новых задач);
- методов контроля системы знаний (количество, качество, последовательность, диагностическая ценность вопросов педагога);
- личностных качеств, психологических факторов, общей и специальной подготовки обучающего и т.д.
Кроме того, для системы оценки качества образовательной деятельности в России, еще недостаточно сформировано единое концептуально-методологическое понимание проблем качества образования и подходов к его измерению. Применяется не апробированный и не стандартизированный инструментарий, отсутствует необходимое научнометодическое обеспечение, слабо проработана нормативно-правовая база. В сложившейся ситуации, формирование и развитие внутришкольной системы оценки качества образовательной деятельности, ориентированной на современные результаты образования становится актуальной.
В систему внутришкольной оценки качества деятельности заложены две группы критериев «Возможности образовательного учреждения», где оценивается качество деятельности образовательного учреждения (ОУ) и «Результаты ОУ», к которым относятся: удовлетворенность учащихся, родителей и педагогического сообщества достижениями ОУ. Концептуально процедура внутришкольной оценки качества образовательной деятельности представлена на рис. 1.
В портрет выпускника включены компетенции, объединенные в восемь основных
групп.
1. Образован: владеет учебным материалом на уровне анализа, синтеза и оценки; умеет находить связи и интегрировать полученные знания на различных предметах; умеет самообразовываться; умеет получать и применять знания на практике; любознателен.
2. Свободно владеет иностранным языком: свободно читает, пишет, говорит на иностранном языке; использует иностранный язык для общения и творчества, для поиска и получения новой информации.
3. Владеет проектным подходом: участвует и организует проектную деятельность; способен к творческой исследовательской деятельности, обладает креативным мышлением, умеет понимать и принимать новаторские идеи.
4. Коммуникабелен: умеет устанавливать связи (контакты) в группе, работать в команде, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения и воспринимать противоположные мнения; обладает правильной нравственной ориентацией, толерантен.
5. Петербуржец: знает и ценит культурное пространство города; имеет хороший эстетический вкус; патриотичен.
6. Профессионально ориентирован.
7. Владеет информационными технологиями.
Ведет здоровый образ жизни.
I_________________Е
Е
Требования Требования Формирование внутреннего
внешнего внутреннего стандарта качества результата на
потребителя —► потребителя —► основе компетентностного подхода,
(родителей, (педагогического как цели деятельности ОУ -
общественности) коллектива) Портрет выпускника
Рис. 1. Процедура внутришкольной оценки качества образовательной деятельности
В основу построения диагностической карты, содержащей показатели оценки возможностей ОУ, положены критерии качества деятельности («качество результата», «качество процесса», «качество среды», «качество управления») и компетенции обучающегося, прописанные в «Портрете выпускника» как требования к конечному результату (табл. 1).
Таблица 1
Диагностическая карта оценки возможностей образовательного учреждения
Компетенции обучающегося (Портрет выпускника)
Проект Проект Проект 8
Качество результата
Качество процесса
Качество условий
Качество управления
Выводы Предложения по улучшению
Для групп компетенций разработаны показатели качества по уровням: «результат»
- «процесс» - «среда» - «управление». Формированию компетенций способствуют разработанные и апробированные инновационные проекты, такие как: Исследовательская и проектная деятельность: «НОУ», «Школьный вестник», «Дебют»; «Будь здоров, гимназист»; «Европейский диалог»; «Здравствуй, музей»; «Родительская академия»; «Воспитание как взаимодействие»; «Допрофессиональная компетентность: начало пути к профессии»; «Театр на английском языке»; «Школьная Дума»; «Дискуссионный клуб».
Инновационные проекты ориентированы, прежде всего, на решение конкретных
задач или проблем, выявленных в результате аналитической работы администрации и педагогического коллектива. Проект представляет собой систему решений по планированию последовательности действий организационно-управленческого характера. Имея в основе алгоритм: «цель ^ последовательность действий ^ ожидаемый результат», проект позволяет администрации ОУ определить важнейшие направления, дающие возможность решать актуальные проблемы по выбору приоритетов и перспектив развития, что предопределяет целостность управленческих решений в процессе достижения требуемого качества образовательной деятельности.
В основу системы измерения качества проектов положен способ формализации педагогических знаний, разработанный в НИУ ИТМО. Для оценки качества образовательных результатов и воспитательной работы в ОУ по методике С.А. Бояшовой разработаны кодификаторы к проектам «Воспитание как взаимодействие», «Европейский диалог», «Допрофессиональная компетентность: начало пути к профессии», «Проектная и исследовательская деятельность».
Кодификатор - совокупность понятий и подсистем, составляющих основу учебной дисциплины.
Особенности кодификационной системы формализации показателей качества образовательной деятельности - это системный метрологический подход к измерениям, в соответствие с которым измерения включают: - объект (что измеряем), - метод (как измеряем), - средства (что измеряем).
Алгоритм проведения мониторинга включает:
1. Определение объекта исследования.
2. Определение качественных и количественных показателей.
3. Определение методов и средств проведения мониторинга.
4. Проведение исследований.
5. Обработка данных исследования. Выводы.
6. Принятие решений, коррекция педагогической деятельности.
Технология количественной оценки воспитанности обучающегося строится в соответствие с вышеприведенным алгоритмом.
Шаг 1. Определение показателей воспитанности школьника.
Показатели воспитанности определяются исходя из целей воспитания, сформулированных в образовательной программе.
Цель воспитания - создание условий для формирования личности обучающегося, обладающего такими качествами как: способность к самовоспитанию, бережное отношение к здоровью, сознательное отношение к учебе, чувство патриотизма, экологическая сознательность, чувство коллективизма, профессиональная направленность, социальная активность, нравственность, социальная толерантность
Шаг 2. Определение уровня воспитанности обучающегося в соответствии с поставленными целями воспитания. Количественной мерой воспитанности учащегося будем считать относительный показатель - коэффициент воспитанности (табл. 2).
Таблица 2
Кодификатор показателей уровня воспитанности учащегося__________________
№ Система показателей Структурные составляющие системы Индикатор
Да - 1, Нет - 0
1 Способность к самовоспитанию 1. Соответствие внешнего вида требованиям ГОУ. 2. Управление своим поведением, эмоциями. 3. Умение организовывать свое время. 4. Повышение своего культурного уровня (экскурсии, посещение выставок, театров и т.д.). 5. Соблюдение правил речевого этикета.
2 Бережное отношение к здо- 1. Соблюдение режима дня. 2. Соблюдение правил личной гигиены.
№ Система показателей Структурные составляющие системы Индикатор
Да - 1, Нет - 0
ровью 3. Занятие спортом (систематическое посещение уроков физкультуры, секций). 4. Правильное и регулярное питание. 5. Отсутствие вредных привычек.
3 Сознательное отношение к учебе 1. Активная работа на уроке. 2. Систематическое выполнение домашнего задания. 3. Аккуратность, исполнительность, точность в учебной деятельности. 4. Использование дополнительных материалов. 5. Стремление к высоким результатам.
4 Чувство патриотизма 1. Уважительное отношение к государственной символике. 2. Проявление чувства гордости за свою страну. 3. Осознание гражданских прав и обязанностей. 4. Проявление интереса к изучению истории родного края. 5. Бережное отношение к государственному имуществу.
5 Экологическая сознательность 1. Бережное отношение к природе. 2. Участие в практической деятельности по охране природы. 3. Наличие практических навыков и умений в природоохранной деятельности. 4. Экономия природных ресурсов.
6 Чувство коллективизма 1. Участие в общих делах класса . 2. Стремление помогать другим. 3. Отстаивание интересов класса. 4. Способность организовать других. 5. Готовность отвечать за итог совместной работы
7 Профессио- нальная направлен- ность 1. Информированность о мире профессий. 2. Посещение учреждений доп. образования (музыкальные, художественные, спортивные школы, курсы и т. д.). 3. Участие в профориентационных мероприятиях (экскурсии, дни открытых дверей, анкетирование). 4. Участие в олимпиадах и конкурсах. 5. Проявление самостоятельности в выборе будущей профессии.
8 Социальная активность 1. Обладание лидерскими качествами. 2. Умение отстаивать общественное мнение. 3. Проявление инициативы в организации и проведении общешкольных мероприятий. 4. Участие в работе органов самоуправления ГОУ.
9 Нравствен- ность 1. Соблюдение норм морали, принятых в обществе. 2. Проявление уважения к старшим. 3. Ответственность за свои поступки. 4. Неравнодушное отношение к проблемам других и готовность помочь. 5. Умение признавать свои ошибки.
10 Социальная толерантность 1. Уважение права быть иным и принятие другого таким, каков он есть. 2. Уважение различных культур и верований. 3. Умение находить общий язык с одноклассниками и учителями. 4. Умение “гасить” и предотвращать конфликты.
Примечание: да - 1 - признак сформирован; нет - 0 - признак не сформирован
Данная система оценки качества образовательной деятельности позволяет:
1. Установить четкую, логичную связь между поставленными целями, процессами и результатами и оценить их качество.
2. Связать критерии оценки качества результата, процесса, условий с требованиями потребителей и внутренними стандартами ОУ.
3. Определить своевременно проблемные «точки» для системной работы по совершенствованию деятельности и реализации цикла Деминга или цикла PDCA - модели непрерывного улучшения качества, который состоит из 4 повторяющихся стадий для непрерывного улучшения и обучения: PLAN, DO, STUDY (CHECK) and ACT (планируй, делай, проверяй (изучай) и действуй по улучшению).
4. Определить наличие «зон успеха» в деятельности образовательного учреждения и осуществить интеграцию различных инициатив по обеспечению качества.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бояшова, С. А. Измерение коэффициента грамотности специалистов в области информационного противоборства / С. А. Бояшова, С.В Николаев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 5 (31). - С. 23-26.
2. Николаев, С.В. Информационно-методическое обеспечение образовательного процесса специалистов в области информационного противоборства / С. В. Николаев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2009. - № 5 (51). - С. 71-77.
REFERENCES
1. Bojashova, S.A., Nikolaev, S.V. (2008), “Testing the competence rate of specialists in information confrontation” , Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 31, No.
5, pp. 23-26.
2. Nikolaev, S.V. (2009), “Informational methodological support of educational process for specialists in sphere of information war”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 51, No. 5, pp. 71-77.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 20.08.2012.
УДК 796.01:61; 796.01:57
ИЗМЕНЕНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СПОРТСМЕНА ПОД ТЕРМАЛЬНЫМ ВОЗДЕЙСТВИЕМ НА БИОЛОГИЧЕСКИ АКТИВНЫЕ ТОЧКИ
Василий Дмитриевич Выборнов, тренер-преподаватель, Государственное бюджетное образовательное учреждение Центр Образования Самбо-
70 (ГБОУЦО Самбо-70), г. Москва
Аннотация
В статье представлен анализ методики оценки функционального состояния организма, основанной на измерении чувствительности дистальных рефлексогенных зон. Данная методика предназначена для проведения экспресс-диагностики функционального статуса спортсмена, после проведения напряженной физической нагрузки, а при необходимости коррекции функционального состояния спортсмена. Одним из ключевых моментов данной публикации является выявление эффективности метода в коррекции функционального состояния под воздействием сфокусированного источника тепла на определенные биологически активные точки в периоде восстановления после интенсивной физической работы. А также, эффективность метода экспресс-восстановления определена в сравнении с пассивным отдыхом после проведенной интенсивной физической работы такой же продолжительности и интенсивности.
Ключевые слова: функциональное состояние, функциональная диагностика, восстановление, акупунктура, самбо.