Научная статья на тему 'Формализованный способ оценки качества знаний'

Формализованный способ оценки качества знаний Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
269
196
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ / ЭТАЛОННАЯ МЕРА ГРАМОТНОСТИ / КОДИФИКАТОР ПОНЯТИЙ / ТЕСТОВАЯ МАТРИЦА / КОЭФФИЦИЕНТ ГРАМОТНОСТИ / KNOWLEDGE-QUALITY ASSESSMENT / LITERACY STANDARD / CONCEPT CODIFIER / LITERACY TEST MATRIX / LITERACY RATE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Топунова Марина Клайдовна, Уханова Ольга Викторовна, Наумова Ольга Викторовна

Описана методика педагогического измерения грамотности школьников в области «Русский язык» с использованием кодификатора, составленного на основе учебно-тематического планирования конкретной образовательной программы с применением тестовых технологий и метрологии отрасли образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formalized method of knowledge-quality assessment

The article presents the method of pedagogical measurement of schoolchildren literacy in the subject The Russian Language which uses the State codifier based on educational-thematic planning produced for a certain educational curriculum and includes testing technologies and metrology in the sphere of secondary education.

Текст научной работы на тему «Формализованный способ оценки качества знаний»

BIBLIOGRAPHY

1. Sozanski, H. Podstawy teorii treningu sportowego. Biblioteka trenera / Н. Sozanski.

- COS Warszawa, 1999. - 360 s.

2. Kofta, M. Kontrola psychologiczna nad otoczeniem. Ramy poj^ciowe teorii. Psychologia wychowawcza / М. Kofta. - Warszawa : Wydawnictwo Naukowe PWN, 1977. -351 s.

3. Lukaszewski, P. Osobisty wplyw na zdarzenie / Р. Lukaszewski. - WSP Opole, 1980. - 124 s.

4. Naglak, Z. Trening sportowy. Teoria i praktyka / Z. Naglak. - PWN Warszawa, 1976. - 273 s.

5. Nawrat, R. Przekonanie o wplywie na zdarzenia i stan emocjonalny // Rozprawy Naukowe. - AWF Wroclaw, 1985. - S. 86-97.

6. Tyler, L. Testy i pomiary w psychologii / L. Tyler. - PWN Warszawa, 1967. - 165

s.

7. Wazny, Z. Wspolczesny system szkolenia w sporcie wyczynowym / Z. Wazny. -SiT Warszawa, 1981. - 281 s.

Contact information: r.tataruch@po.opole.pl

УДК 373.1.02:372.8

ФОРМАЛИЗОВАННЫЙ СПОСОБ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ

Марина Клайдовна Топунова, директор,

Ольга Викторовна Уханова, учитель начальных классов,

Ольга Викторовна Наумова, учитель начальных классов, Государственное образовательное учреждение «Гимназия № 631», Санкт-Петербург

Аннотация

Описана методика педагогического измерения грамотности школьников в области «Русский язык» с использованием кодификатора, составленного на основе учебно-тематического планирования конкретной образовательной программы с применением тестовых технологий и метрологии отрасли образования.

Ключевые слова: оценка качества знаний, эталонная мера грамотности, кодификатор понятий, тестовая матрица, коэффициент грамотности.

FORMALIZED METHOD OF KNOWLEDGE-QUALITY ASSESSMENT Marina Klaydovna Topunova, principal,

Olga Viktorovna Ukhanova, primary school teacher,

Olga Viktorovna Naumova, primary school teacher,

“Gymnasium № 631" State Educational Institution, Saint-Petersburg

Annotation

The article presents the method of pedagogical measurement of schoolchildren literacy in the subject “The Russian Language” which uses the State codifier based on educational-thematic planning produced for a certain educational curriculum and includes testing technologies and metrology in the sphere of secondary education.

Keywords: knowledge-quality assessment, literacy standard, concept codifier, literacy test matrix, literacy rate.

В Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 годы [1] развитие системы оценки качества образования рассматривается как одна из основных задач образовательной политики. В настоящее время в России различными научными

коллективами, образовательными и иными учреждениями с участием профессионального педагогического сообщества предлагаются многочисленные пути и способы решения этой задачи. Поэтому, определение оптимального способа оценки достижения стандартов образования в начальной школе, с использованием стандартизированного инструментария, научно-обоснованных и инновационных методик представляется актуальным.

В гимназии № 631 Приморского района эта задача решается с использованием методологии предложенной Головным центром мониторинга и сертификации Отраслевой системы Национального научно-исследовательского университета информационных технологий механики и оптики, на основе частной методики - формализованного способа оценки качества знаний. Суть данного способа заключается в сравнении грамотности учащегося начальных классов в той или иной области знаний с эталонной мерой, определяемой метрологией отрасли образования.

Под эталонной мерой грамотности понимается федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) в конкретной области знания, включающий в себя понятия и системы, подлежащие обязательному усвоению школьником на ступени начального общего образования [2].

Объектом исследования стала грамотность учеников начальных классов в области «Русский язык», сформированная по завершению его обучения на конец третьей четверти того или иного класса. В связи с тем, что частная методика измерения грамотности является универсальной, и, в зависимости от класса, отличается только наполнением, рассмотрим алгоритм ее применения на примере конца III четверти 2 класса гимназии в области «Русский язык»

Для определения семейства эталонов производится построение кодификатора понятий, представляющего собой таблицу, в которой согласно ФГОС определены понятия и их системы, подлежащие обязательному усвоению школьником на ступени начального общего образования в области «Русский язык». От того, насколько правильно составлен кодификатор, зависят содержание контрольно-измерительных материалов и погрешность измерений коэффициента грамотности учащихся в конкретной образовательной области.

Кодификатор содержит дидактические единицы знаний, проверяемые в каждом конкретном вопросе тестового задания (табл. 1).

Таблица 1

Кодификатор для образовательной области «Русский язык» (III ч., 2 кл.)

Системы понятий Структурные элементы

Алфавит. Большая буква в словах 1) порядок букв русского алфавита; 2) умение записывать слова в алфавитном порядке; 3) большая буква в именах, фамилиях, отчествах; кличках животных; географических названиях; 4) написание слов типа «город Орел», «птица орел».

Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу 1) орфограмма; 2) шипящие звуки; 3) написание букв и, у, а после шипящих.

Мягкий знак Твердый знак 1) способы обозначения мягкости согласных на письме; 2) написание буквосочетаний «чк», «чн», «нч», «нщ», «щн» без «ь»; 3) отличие «ь» для обозначения мягкости предыдущего согласного и разделительного «ь»; 4) написание слов с разделительным «ь»; 5) написание слов с разделительным «ъ».

Безударные непроверяемые и проверяемые гласные в корнях слов 1) ударение в словах; 2) умение различать проверяемую и непроверяемую безударные гласные; 3) написание словарных слов с непроверяемой безударной гласной в корне; 4) написание слов с проверяемой безударной гласной в корне; 5) умение подбирать проверочные слова к словам с безударной гласной в корне.

С опорой на учебно-тематическое планирование образовательной программы по русскому языку было выделено 4 основных блока, по которым необходимо проконтролировать знания учащихся. После чего для каждого блока выделен ряд дидактических единиц, знание которых необходимо проверить в результате тестирования. Длина теста определяется числом понятий в кодификаторе. Число блоков определяется числом систем понятий в кодификаторе. Ученик в конце III четверти 2 класса должен воспроизводить заданные в кодификаторе предметно-специфические действия и оперировать системой выделенных понятий.

Первичный эталон понятий, построен в соответствии с составленным кодификатором (табл. 1). На основании первичного эталона формируем эталоны понятий меньшего класса точности, значения которых устанавливаются по первичному эталону (табл. 2).

Таблица 2

Семейство эталонов понятий области «Русский язык»____________________

Эталоны Распределение понятий в системах (блоки)

1 2 3 4

Первичный 4 3 5 5

1-го класса точности 3 2 4 4

2-го класса точности 2 1 3 3

3-го класса точности 1 1 2 2

4-го класса точности 1 1 1 1

Используя полученное семейство эталонов, определим распределение значений коэффициента грамотности в области «Русский язык» по эталонам различного класса точности (табл. 3).

Таблица 3

Эталонные распределения коэффициента грамотности в области «Русский язык»

Эталоны Распределение понятий в системах (блоки) Среднее значение

1 2 3 4

Первичный 1 1 1 1 1

1-го класса точности 0,75 0,66 0,80 0,80 0,75

2-го класса точности 0,50 0,33 0,60 0,60 0,50

3-го класса точности 0,25 0,33 0,40 0,40 0,34

4-го класса точности 0,25 0,33 0,20 0,20 0,24

На основании эталонных распределений коэффициента грамотности определим шкалы оценивания грамотности в области русского языка (табл. 4).

Таблица 4

_________________________________Оценочные нормы___________________________________

Ср. значение коэффициента Оценочные «100» балльная «5» балльная

грамотности интервалы шкала шкала

1 1^0,75 100-Н75 5

0,75

0,50 0,74^0,50 74^50 4

0,34 0,49 ^0,34 49^34 3

0,24 0,33^0 33^0 2

Средство измерения это система, предназначенная для измерения, имеющая нормированные метрологические характеристики (число блоков, количество заданий, длина теста и т. д.), воспроизводящая или хранящая единицу педагогической величины, размер которой принимается неизменным (в пределах установленной погрешности) в течение известного интервала времени [2]. Средством измерения в нашем случае является тест, количественная модель которого составляется в соответствии с кодификатором, длина теста определяется общим числом понятий - 17, а, число блоков - числом систем поня-

тий в кодификаторе - 4. Тестовое задание предназначено для проверки соответствующего понятия кодификатора. В качестве примера приведем тестовое задание для первого блока кодификатора (рис. 2)

Блок 1

1. Буква «м» стоит в алфавите между буквами...

А) «к» и «н». Б) «л» и «н». В) «к» и «л».

2. В алфавитном порядке слова расположены в строке.

A) Медведь, малина, машина. Б) Машина, малина, медведь.

B) Малина, машина, медведь.

3. Все слова следует писать с большой буквы в строке...

A) Н (н)ева, (Р)россия, (П) пушкин. Б) (Б)буренка, (Р)река, (Я)язык.

B) С(с)анкт-П (п)етербург, (С)собака, М (м) ария.

4. Выделенное слово следует писать с большой буквы в строке.

А) Мягкий (П) пушок. Б) Котик (П) пушок.

Рис. 2. Вариант тестового задания по русскому языку по программе «Школа 2100»

Тестирование проводится с использованием верифицируемых бланков, форма которых зависит от программы обработки. После обработки результатов измерения запол-

няется тестовая матрица (табл. 5).

Таблица 5

________________________Образец фрагмента тестовой матрицы______________________________

Алфавит. Большая буква в именах собственных.

1 2 3 4 5 6 7

Агулова Соня 1 1 1 1 1 1 1

Акопян Оля 1 1 0 1 1 1 1

Архипова Соня 1 1 1 1 1 1 1

Богатырев Никита 1 1 1 1 1 1 1

Гавриченко Илья 1 1 1 1 1 1 1

Герасимова Соня 1 1 1 1 1 1

Захаров Сергей 1 1 1 1 1 1 1

Зимнова Ева 1 1 1 1 1 1 1

Кирьянов Андрей 1 1 1 1 1 1 1

Ларионова Ира 1 1 1 1 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Левчук Таня 1 1 1 1 1 1

Медведева Маша 1 1 1 1 1 1 1

Миронова Лиза 1 1 1 1 1 1 1

Музыка Артем 1 1 1 1 1 1 1

Новосельцев Саша 1 1 1 1 1 1 1

Ножевина Лиза 1 1 1 1 1 1

Павлов Артем 1 1 1 1 1 1

Позняк Маша 1 1 1 1 1 1 1

Позняк Миша 1 1 1 1 1 1 1

Полева Наташа 1 1 1 1 1 1 1

Пономарев Даня 1 1 1 1 1

Смолякова Ксюша 1 1 1 1 1

Уханова Ксюша 1 1 1 1 1 1

Хачатурян Гоша 1 1 1 1 1

Черткова Юля 1 1 1 1 1 1 1

Эльяшевич Яша 1 1 1 1 1 1 1

Определяем коэффициент грамотности в области «»Русский язык» по каждому ученику и сравниваем экспериментальное распределение понятий, усвоенных испытуе-

мым с эталонным распределением (табл. 6).

Таблица 6

____________________Пример сравнения для Пономарева Даниила_________________________

Распределение систем понятий по блокам Итого

1 блок 2 блок 3 блок 4 блок единиц

Эталонное распределение 4 3 5 5 17

Экспериментальное распределение 3 2 4 3 12

Экспериментальное распределения коэффициента грамотности

Распределение систем понятий по блокам Ср. значе-

1 блок 2 блок 3 блок 4 блок ние

Экспериментальное распределение 0, 75 0,67 0,8 0,6 0,74

Оценка испытуемого: по 100 балльной шкале - 74 балла; по 5 балльной шкале - 4 балла. Сравнение полученного распределения коэффициента грамотности испытуемого с данными табл. 4 показывает, что его значение соответствует эталону 2-го класса точности. Понятия, не усвоенные испытуемым по тестовой матрице, приведены в табл. 7.

Таблица 7

Перечень понятий, не усвоенных испытуемым____________________

№ бл. Система понятий Понятия

1 Алфавит. Большая буква в именах собственных. Большая буква в именах, фамилиях, отчествах; кличках животных; географических названиях

2 Буквы «и», «у», «а» после шипящих. Орфограмма

3 Мягкий знак. Твердый знак. Способы обозначения мягкости согласных на письме

4 Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова. 1. Написание словарных слов с непроверяемой безударной гласной в корне; 2. Умение подбирать проверочные слова к словам с безударной гласной в корне

Таким образом, формализованный способ оценки качества знаний дает нам стандартизированный инструментарий, позволяющий оценить одну из основных характеристик качества образования - соответствие содержания образования его целям и познавательным возможностям учащихся; создание дополнительных условий для расширения и углубления знаний учащихся в интересующих их образовательных областях и позволяет выйти на новые образовательные результаты.

ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы : утв. постановлением Правительства РФ от 07 февраля 2011 г. № 61 // www.consultant.ru/.

- Дата обращения 30.06.2011.

2. Бояшова, С.А. Теоретические основы построения автоматизированной системы сертификации работников отрасли образования : автореф. дис. ... д-ра техн. наук / Бояшова С.А. - СПб., 2010. - 34 с.

Контактная информация: Nikolaev-SergeyV@yandex.ru

УДК 159.922.8:378.178 ЛИЧНОСТНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ РЕАКЦИИ НА СТРЕСС

Владимир Анатольевич Урываев, кандидат психологических наук, доцент, докторант, Алина Александровна Тарасова, аспирант,

Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова (ЯрГУ им. П.Г. Демидова)

Аннотация

Изложены результаты исследования субъективного благополучия в группе студентов-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.