ИНФОРМАТИЗАЦИЯ МОНИТОРИНГА УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА АДАПТИВНОЙ ШКОЛЫ
А.П. Грачёва
Общеобразовательный лицей «Интеллект» ул. Заречная, 7, Балашиха, Московская область, Россия, 143900
В статье обосновываются преимущества информатизации мониторинга в рамках развития адаптивного образования. Описываются и систематизируются факторы, необходимые для такой информатизации.
Ключевые слова: мониторинг, адаптивность, информатизация, факторы.
Информатизация современного образования позволяет не только повысить эффективность обучения и воспитания, но зачастую способствует и появлению новых форм и концепций реализации деятельности образовательных учреждений. Одним из подходов, опирающихся на использование информационных технологий, является внедряемое в школах адаптивное образование [1]. К сожалению, до сих пор не выработано единого представления о сущности этого понятия. Однако большинство авторов научных публикаций согласны с тем, что при упоминании адаптивного образования речь идет о создании условий для развития потребности школьника к самореализации и саморазвитию на основе учета его индивидуально-психологических и социально-психологических особенностей, а также его учебных возможностей. При формировании и описании адаптивной школы основное внимание уделяется не столько технологическим, сколько личностным аспектам деятельности.
Во многих публикациях в связи с этим предлагается формирование особой образовательной среды, помогающей каждому ребенку быть личностью. Такая среда призвана способствовать тому, чтобы школьник мог реализовать себя как субъект собственной жизни, деятельности, общения и самосознания с учетом своих особенностей и возможностей. При этом значимой характеристикой такой среды в адаптивной школе с точки зрения взаимодействия взрослых и детей является переход от манипулирования учеником как объектом педагогического воздействия к созданию условий развития ребенка как самоценной личности и субъекта образовательной деятельности.
В адаптивном учебном заведении особое внимание должно быть уделено методологии обучения. Очевидно, что отдельные формы и методы могут и должны варьироваться, сочетаться, взаимодополняться, это обусловлено ориентацией воспитания и обучения на свойства личности, ее собственную активность и уровень психофизиологических возможностей. С учетом этого формирование адаптивной образовательной среды в школе должно осуществляться через методическую работу, цели и задачи которой тесно связаны с перспективным и качественным развитием образовательного процесса, его постоянным совершенствованием.
В свою очередь, это делает актуальными проблемы качества учебно-воспитательного процесса, а также подходы к его эффективному мониторингу. Под качеством образования в адаптивной школе понимают создание необходимых и достаточных условий для саморазвития личности ребенка и социализации выпускника. Деятельность адаптивной школы должна обеспечить физическое, психическое, нравственное и умственное здоровье школьников.
Мониторинг качества и управление качеством могут базироваться на использовании современных средств информатизации. Опыт показывает, что применение компьютерных систем для расчета, анализа, моделирования и визуализации информации в рамках таких процессов чаще всего приводит к более рациональному планированию и осуществлению образовательной деятельности, оптимизации содержания общего образования, применению наиболее эффективных технологий обучения и воспитания, мониторированию и коррекции образовательного процесса на основе индивидуального и дифференцированного подхода для каждого школьника.
Средства информатизации должны использоваться для интенсификации внутришкольного контроля, являющегося основой мониторинга качества образования в адаптивной школе. Такой контроль представляет собой процесс получения и обработки информации о ходе и результатах учебно-воспитательного процесса для принятия на этой основе управленческих решений, нацеленных на решение задач адаптивного образования. При использовании информационных технологий в рамках внутришкольного контроля целесообразно осуществлять наблюдение, изучение, анализ и оценку эффективности деятельности обучаемых и сотрудников, а также уровни их готовности к выполнению задач, стоящих перед адаптивной школой, вытекающих из социального заказа общества. При этом такая форма мониторинга ориентирована не только на традиционные конечные результаты деятельности педагогического коллектива, не только на получение обратной связи между субъектом и объектом управления и формальную проверку соответствия государственным стандартам, но и на адаптированность ученика к школе и жизни, на определение того, в какой мере образование, представляемое адаптивной школой, соответствует изменившимся потребностям, интересам, ценностям как всего общества в целом, так и каждого участника образовательного процесса.
Основополагающим при таком подходе является мониторинг, опирающийся на рефлексию: самоконтроль школы, учителя, учащихся и основанный на применении средств информатизации для определения качества образования. С этой целью в адаптивной школе необходимо создать специализированную информационно-диагностическую систему, которая позволила бы осуществить поэлементный анализ результатов выполнения школьниками тематических и административных контрольных работ, подвергнуть комплексной обработке и анализу индивидуальные графики уровня и качества обучения учащихся, провести тематический мониторинг уровня и качества обучения каждого класса, а затем обобщить его и оформить в виде сводного мониторинга уровня и качества обучения каждого класса по предметам за определенный промежуток времени, предоставить педагогам и администрации адаптивной школы систематизированный анализ образовательной
деятельности учителя по четвертям и за весь учебный год. Для решения таких задач в число средств информатизации должны быть включены статистические модули, базы данных, подсистемы сбора и наглядного представления аналитической информации.
Информатизация должна затронуть и обработку результатов индивидуальной образовательной деятельности каждого школьника. Построенные и визуализированные при помощи компьютерной техники многофакторные индивидуальные графики уровня и качества обучения учащихся позволяют наглядно показать индивидуальные возможности в обучении каждого ребенка, уровень и динамику его развития. Такие графики и образовательные электронные ресурсы дают возможность осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход к обучению каждого ребенка, а упомянутый выше тематический мониторинг уровня и качества обучения дает информацию учителю об уровне и качестве изучения каждой темы учащимися всего класса, в целом. За счет этого у педагога появляется возможность проводить тематический сравнительный анализ результатов обучения класса по каждой теме и более оперативно, дифференцировано и целенаправленно корректировать учебно-воспитательный процесс для повышения качества обучения не только отдельно взятых учащихся, но и всего класса [2].
Отдельным направлением информатизации мониторинга в адаптивной школе являются процессы, связанные с государственной аттестацией выпускников. Подготовка и проведение ГИА и ЕГЭ невозможны без использования компьютерной техники. С другой стороны, такая аттестация индивидуальна и, безусловно, является частью адаптивной системы обучения.
В качестве отдельных направлений информатизации мониторинга в этом случае можно выделить:
— определение общих и индивидуальных затруднений школьников по каждому учебному предмету;
— совершенствование технологий подготовки к государственной аттестации по отдельным учебным дисциплинам;
— совершенствование форм, методов и средств обучения;
— более эффективное формирование общеучебных и предметных умений и навыков, ключевых компетенций;
— точное определение учащихся, входящих в группу «учебного риска», на основе анализа большего числа факторов и показателей;
— разработка для каждого школьника индивидуальной образовательной траектории;
— создание и применение авторских электронных ресурсов, нацеленных на подготовку к ГИА и ЕГЭ и учитывающих специфику адаптивного обучения;
— проведение пробных и диагностических испытаний школьников в индивидуализированном режиме в формате ГИА и ЕГЭ.
Следует отметить, что информационные технологии, применение специально разработанных информационных ресурсов позволяют провести сбор сведений, за-действуя не только каждого педагога, но и каждого школьника. В совокупности такие сведения, часть из которых могут казаться несущественными, позволят оказать значительное влияние не только на эффективность мониторинга, но и на диф-
ференциацию образовательных подходов в адаптивной школе. К числу таких сведений, собираемых и анализируемых при помощи компьютеров, можно отнести состояние дневников и учебников школьников, возможность доступа школьников к технике и электронным ресурсам, состояние и обеспеченность школьных кабинетов и других помещений, порядок и эффективность организации дежурства по школе и классу, организация питания, организация самоподготовки и досуга учащихся, посещаемость и другие сведения.
В некоторых случаях при использовании специальных тестов и критериев при помощи средств информатизации удается собрать и подвергнуть анализу сведения об уровне воспитанности и прилежности школьника. Результаты такого анализа могут оказаться решающими при дифференциации подходов к обучению в адаптивной школе. Так, электронные ресурсы в рамках мониторинга уровня воспитанности могут выявить и учесть такие черты личности школьника, как простота, скромность, требовательность к себе, уверенность в себе, лидерство, самокритичность, умение рассчитывать свои силы, самоконтроль, отношение к своему здоровью, отношение к учебе, любознательность, организованность, аккуратность, гражданственность, ответственность, инициативность, дисциплинированность, бережливость, общительность, коммуникабельность, коллективизм, доброта, отзывчивость, честность, справедливость, бескорыстие и т.д.
Адаптивную школу невозможно представить без учета факторов здоровье-сбережения и внимательного отношения к психофизиологическим особенностям школьников. Адаптивность подразумевает учет влияния соответствующих факторов. В связи с этим информатизация мониторинга в адаптивной школе должна опираться на использование программного обеспечения, способного собирать, систематизировать и предоставлять возможность анализа достаточно большого числа сведений об обстановке и гигиенических условиях помещений школы, количестве видов учебной деятельности, продолжительности и частоте их чередования, наличии и выборе методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения школьников, длительности применения технических средств информатизации обучения, продолжительности и содержании оздоровительных моментов на уроках, наличии в содержании обучения вопросов, связанных со здоровым образом жизни, плотности урока (количество времени, затраченного школьниками на учебную работу), темпе и особенностях окончания урока.
Важно подчеркнуть, что проведение соответствующего анализа благодаря использованию информационных технологий позволяет существенно интенсифицировать и индивидуализировать обучение без относительного ущерба для здоровья школьников. Это достигается за счет повышения осведомленности педагогических работников адаптивной школы в области педагогики, физиологии, психологии, экологии по здоровьесберегающему сопровождению образовательного процесса. Учет результатов такого мониторинга способствует оптимизации учебной нагрузки, созданию условий для психологической защиты, положительного психологического климата, наличия эмоциональных разрядок и, тем самым, сохранению и укреплению здоровья учащихся.
Информатизация мониторинга качества образовательного процесса и связанного с ним внутришкольного контроля влечет за собой и ряд других положительных моментов, к числу которых можно отнести, например, более оперативное, точное и полное предоставление сведений для ведения региональной базы данных системы образования. Этот фактор можно считать значимым с точки зрения возможной интеграции адаптивной школы в образовательное информационное пространство региона. Но главным результатом такого использования информационных технологий следует считать повышение эффективности мониторинга, возможность учета достаточно подробных деталей обучения и воспитания каждого школьника, а значит, и внесение весомого вклада в становление и развитие адаптивного школьного образования.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Грачёва А.П. Информатизация как фактор формирования адаптивной образовательной среды школы // Бюллетень лаборатории математического, естественнонаучного образования и информатизации. Рецензируемый сборник научных трудов. — Воронеж: Научная книга, 2012. — Т. IV. — С. 121—125.
[2] Гриншкун В.В. Особенности подготовки педагогов в области информатизации образования // Информатика и образование. — 2011. — № 5. — С. 68—72.
LITERATURA
[1] Gracheva A.P. Informatizacija kak faktor formirovanija adaptivnoj obrazovatel'noj sredy shkoly // Bjulleten' laboratorii matematicheskogo, estestvennonauchnogo obrazovanija i in-formatizacii. Recenziruemyj sbornik nauchnyh trudov. — Voronezh: Nauchnaja kniga, 2012. — T. IV. — S. 121—125.
[2] Grinshkun V.V. Osobennosti podgotovki pedagogov v oblasti informatizacii obrazovanija // Informatika i obrazovanie. — 2011. — № 5. — S. 68—72.
INFORMATIZATION OF MONITORING OF STUDY-EDUCATIONAL PROCESS OF ADAPTIVE SCHOOL
A.P. Gracheva
General education lyceum «Intellekt» Zarechnaya str., 7, Balashikha, Moscow region, Russia, 143900
Advantages of informatization of monitoring locate in article within development of adaptive education. The factors necessary for such informatization are described and systematized. Key words: monitoring, adaptability, informatization, factors.