Научная статья на тему 'Информатизация образования как одно из приоритетных направлений государственной политики в области образования'

Информатизация образования как одно из приоритетных направлений государственной политики в области образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
301
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕДРЕНИЕ ИКТ В ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ И ОБЩИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ / РЕАЛИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И РАСКРЫТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБУЧАЮЩИХСЯ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПОЛУЧЕНИЯ ПОВЫШЕННОГО КВАЛИФИКАЦИОННОГО РАЗРЯДА / МОДЕРНИЗАЦИЯ / СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ГИА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маршанская Любовь Васильевна, Лесниченко Григорий Иванович

В статье анализируется один из методов использования информационно-коммуникационных технологий в Лесосибирском филиале Красноярского строительного техникума. Студенты снимают небольшие видеоролики основных этапов изготовления конструкции по заданной теме практической квалификационной работы и затем монтируют видеофильм (видеоотчет) о процессе изготовления своей конструкции. Во время демонстрации видео студенты рассказывают о применении необходимых сварочных материалов, приспособлений и оборудования. Тем самым объединяют практическую и теоретическую части дипломного проекта ГИА.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информатизация образования как одно из приоритетных направлений государственной политики в области образования»

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОДНО ИЗ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ

ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ

1 2 Маршанская Л.В. , Лесниченко Г.И.

'Маршанская Любовь Васильевна - преподаватель специальных дисциплин I квалификационной категории, отделение теоретических основ сварки и резки металлов;

2Лесниченко Григорий Иванович - мастер производственного обучения I квалификационной категории, отделение устройства автомобилей и кранов, Лесосибирский филиал Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Красноярский строительный техникум, г. Лесосибирск

Аннотация: в статье анализируется один из методов использования информационно-коммуникационных технологий в Лесосибирском филиале Красноярского строительного техникума. Студенты снимают небольшие видеоролики основных этапов изготовления конструкции по заданной теме практической квалификационной работы и затем монтируют видеофильм (видеоотчет) о процессе изготовления своей конструкции. Во время демонстрации видео студенты рассказывают о применении необходимых сварочных материалов, приспособлений и оборудования. Тем самым объединяют практическую и теоретическую части дипломного проекта ГИА.

Ключевые слова: внедрение ИКТ в образование, профессиональные и общие компетенции, перспективные направления повышения педагогической квалификации, реализация индивидуальных способностей и раскрытие творческого потенциала обучающихся; обеспечение возможности получения повышенного квалификационного разряда, модернизация, современные информационные технологии, прим енение ИКТ при подготовке к ГИА.

Из Законодательных и нормативных документов по использованию ИКТ в образовании: «Создание и развитие информационного общества» предполагает широкое применение информационно-коммуникационных технологий в образовании, это:

- внедрение ИКТ в образование существенным образом ускоряет передачу знаний и накопленного технологического и социального опыта человечества не только от поколения к поколению, но и от одного человека другому.

- современные ИКТ, повышая качество обучения и образования, позволяют человеку успешнее и быстрее адаптироваться к окружающей среде и происходящим социальным изменениям. Это дает каждому человеку возможность получать необходимые знания, как сегодня, так и в будущем постиндустриальном обществе.

- активное и эффективное внедрение этих технологий в образование является важным фактором создания системы образования, отвечающей требованиям информационного общества и процессу реформирования традиционной системы образования в свете требований современного индустриального общества [1].

ИКТ оказывают наиболее сильное позитивное воздействие на образование, так как «открывают возможности совершенно новых методов преподавания и обучения».

В традиционной системе обучения преподаватель СПО отводит основное внимание для передачи информации нового учебного материала. Более всего при подготовке к уроку преподаватель озабочен поиском наиболее эффективных вариантов изложения нового материала и сопровождающим рассказом, который основан на показе конкретных предметов, процессов или явлений.

Рис. 1. Урок с использованием ИКТ

Современный преподаватель переходит к уровню развития коммуникативной способности и компетентности. В общении устанавливаются контакты преподавателя со студентами, а также эффективность этого общения с точки зрения решения педагогических задач.

Преподаватели СПО должны теперь стать не столько носителями и передатчиками профессиональной информации, но и быть организаторами познавательной деятельности студентов, их самостоятельной работы и развитию технического творчества.

Преподаватели должны соответствовать современным требованиям работы с информацией. Для этого необходимо организовать разноуровневые курсы по приобретению и расширению знаний конкретных программ и методик в среде преподавателей. Существует несколько перспективных направлений повышения педагогической квалификации: формирование ИКТ компетентности, стажировка педагогов СПО на предприятиях и в ведущих образовательных центрах, создание портфолио, формирование информационно насыщенной образовательной среды, научно-исследовательская работа, курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки, аттестация педагогов.

Овладев современными информационными технологиями, педагог создает авторскую, оригинальную разработку в виде презентаций, видеороликов. Накапливаемый материал на электронных носителях образует не только личное информационное пространство преподавателя, но и формирует ИНОС (информационно насыщенную образовательную среду), которая, с одной стороны, предъявляет повышенные требования к ИКТ-компетентности педагога, с другой, создает новые механизмы его профессионального развития и личностного роста.

Информационно насыщенную образовательную среду мы рассматриваем как многоаспектное понятие, включающее совокупность педагогического и учебно-методического обеспечения с использованием программных и технических средств информатизации, формируемое совокупностью личных информационных пространств педагогов и студентов. На наш взгляд, именно информационно насыщенная образовательная среда определяет профессиональное окружение и успешность современного преподавателя.

Проектная деятельность педагога

В рамках проектной деятельности педагога и студентов по профессии: «Сварщик» разработан курс занятий «Использование ИКТ при подготовке к защите выпускной квалификационной работы».

Целью разработки курса занятий является:

- повышение качества подготовки разносторонне развитых специалистов,

- активизация познавательной деятельности студентов,

- развитие творческих способностей студентов,

- повышение уровня знаний и умений,

- развитие личностных и профессиональных качеств.

Актуальностью будет являться:

- возрастание роли компьютеризации на современном этапе развития общества в связи с необходимостью создания условий для реализации принципа совершенствования методов и средств обучения;

- социальным заказом в разработке проблемы в педагогической науке;

- перспективы возможностей компьютеров в развитии творческой активности студентов,

- формирование комплекса понятий по профессиональной технологии,

- употребление комплекса понятий по профессии в практическом применении по профессии: Сварщик (электросварочные и газосварочные работы).

Задачи:

Образовательные:

- Создать условия для успешного овладения студентами компьютерных технологий, применением технических терминов по своей профессии.

- Формировать навыки владения ИКТ,

Воспитательная: совершенствовать навыки по безопасности труда, чувство ответственности, аккуратность, культуру производства, бережное отношение к оборудованию.

Развивающая: развивать у будущих рабочих способность анализировать, контролировать свои действия, принимать самостоятельные решения, применять знания на практике.

Методы, применяемые в работе курса:

- Анализ учебной и профессиональной литературы,

- Сравнительный метод,

- Метод сотрудничества,

- Личностно-ориентированный, метод моделирования,

- Информационно-коммуникативный метод,

- Проблемно-поисковый метод.

Форма проведения: индивидуальная (беседа, видеопрезентация, практические занятия).

Условия проведения: кабинет с мультимедийной системой, парты расставлены по количеству студентов в группе.

Достигнутые результаты:

Проведенный мониторинг работы курса показал, что повысился процент качества получения повышенного квалификационного разряда.

Таблица 1. Результаты мониторинга качества квалификационного разряда

Год выпуска Количество студентов Повышенный разряд %, качества

2015 г. 23 11 48

2016 г. 22 12 54

2017 г. 21 16 76

Оборудование: мультимедийная система, колонки.

Результатом становятся различные формы защиты выпускной квалификационной работы: инструкционно-технологические карты, видеоотчеты технологических процессов сварки и резки металлов, макеты, учебные видеофильмы, образцы сварных соединений. Новизна такого вида защиты ПЭР позволяет студентам: Реализовать свои индивидуальные способности; Раскрыть свой творческий потенциал;

Обеспечить возможность получения повышенного квалификационного разряда; Быть востребованным и конкурентоспособным на рынке труда

Данный курс формирует следующие социальные компетенции, необходимые в профессиональной деятельности студентов: - коммуникативная компетенция,

- социальная предприимчивость,

- способность принимать ответственность,

- способность повести за собой (социальная уверенность),

- умение разбираться в социальных ролях и межличностных отношениях,

- умение устанавливать долговременные партнерские отношения,

- способность управлять собственным имиджем.

Таблица 2. Тематический план

№ п-п Наименование тем курса Количество академических часов

1 Теоретический блок

1,1 Введение 1

1,2 Типы проектов (презентация, видеофильм) 1

1.3 1.4 1.5 1.6 Алгоритм выполнения презентации Сбор информации Правила и требования к оформлению слайдов Проверка качества подобранного материала 1 1 1 1

1.7 1.8 1.9 1.10 1,11 Алгоритм выполнения видеофильма Сбор информации Правила Монтажа фильма Правила Наложение звука Проверка качества подобранного материала 1 1 1 1 1

2 2,1 Практический блок Алгоритм выполнения презентации Оформление слайдов Проверка качества выполненного материала 1

2,2 Алгоритм выполнения видеофильма Монтаж фильма Наложение звука Проверка качества выполненного материала 1

3,0 Творческий отчет 1

Итого 14

Таблица 3. Результаты ГИА студентов с использованием различных видов ИКТ и их квалификация среди студентов групп 15С1 и 16С1 по профессии «Сварщик (ручной и частично механизированной

сварки (наплавки)»

Год окончания (защита дипломного проекта) 15С1 2016 16С1 2017

ГИА с использованием ИКТ ИКТ квалификация ИКТ квалификация

презентация видеоролик Повышенный разряд (4-разряд) Выпускной разряд (3-разряд) презентация видеоролик Повышенный разряд (4-разряд) Выпускной разряд (3-разряд)

ГИА с использованием ИКТ 10 12 8 14 4 21 14 11

Мониторинг качества % 45,5 54,5 36,4 63,6 16 84 56 44

Качество 2016год - 36,4%, 2017 год - 56% В 2017 году качество возросло на 19,6%

Рис. 3. Бобогулов Ахлидин. Защита дипломной работы с применением ИКТ (презентация)

Заключительная часть

Таким образом, при использовании ИКТ студенты используют информационные и коммуникационные технологии для доступа к информации, для ее поиска, организации, обработки, оценки, а также для продуцирования и передачи, которая достаточна для того, чтобы успешно жить и трудиться в условиях становящегося информационного общества, также они используют современные ИКТ для изготовления видеороликов или презентаций при выполнении практической квалификационной работы, так как здесь находят применение их личные и профессиональные качества, что успешно влияет на конечный результат - уровень квалификации. Все вышеперечисленные мероприятия по развитию общей и профессиональной компетентности успешно реализуются в нашем учебном заведении.

Не только учебная деятельность, но также воспитательная работа дает широкие возможности для профессионального роста педагогов и студентов, к ним относятся: мастер -

классы на «Дне открытых дверей, участие вместе со студентами в разработке социальных проектов, выступления классных руководителей на заседаниях методической комиссии, участие в мероприятиях города и края, что позволяет студентам достичь определенных успехов в овладении общих и профессиональных компетенций.

Отражением профессиональной деятельности, в процессе формирования которой происходит самооценивание и осознается необходимость саморазвития, является портфолио. Каждый преподаватель нашего техникума создает портфолио, постоянно пополняя его результатами своей профессиональной деятельности и деятельности студентов. С помощью портфолио решается проблема аттестации педагога. Создание портфолио - хорошая мотивационная основа деятельности педагога и развития его профессиональной компетентности

Считаю, что в нашем техникуме созданы все условия для повышения профессионального мастерства педагогов, и важнейшая задача педагогов - удачно и максимально использовать все ресурсные возможности.

Список литературы

1. Статья. Образование и XXI век: Информационные и коммуникационные технологии. М.: Наука, 1999. 191 с.

ЯКУТСКАЯ БАЛЕТНАЯ ШКОЛА (КОЛЛЕДЖ) ИМ. АКСЕНИИ И НАТАЛЬИ ПОСЕЛЬСКИХ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ Дмитриев Д.Н.

Дмитриев Дмитрий Николаевич - педагог классического и дуэтно-классического танца, Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Саха (Якутия) Якутская балетная школа (колледж) им. Аксении и Натальи Посельских, г. Якутск

Аннотация: в статье рассматривается история развития якутской балетной школы -одного из самых «северных» профессиональных хореографических учебных заведений в России. Автор на основе метода историзма определил основные этапы: основание, становление и развитие учебного заведения.

Ключевые слова: хореографическое образование, балетная школа, исторические этапы, образовательный процесс, педагог.

Система отечественного профессионального хореографического образования имеет свои многовековую историю, традиции, школы и методологическую (научную) основу. Существует немало научных работ, посвященных изучению системы хореографического образования, педагогических традиций, истории балетных школ. Среди исследователей можно отметить Н.А. Догорову, Т.А. Филановскую, Е.О. Кабурнееву, М.К. Леонову, А.В. Фомкина и др.

Самые известные балетные школы - Академия Русского балета им. А.Я. Вагановой (Санкт-Петербург) и Московская государственная академия хореографии (Москва) являются высшими учебными заведениями, осуществляющие подготовку артистов балета, балетмейстеров, педагогов и т.д., а также специалистов высшей квалификации. Кроме них в нашей стране подготовку артистов балетов осуществляют хореографические училища и колледжи в городах Москва, Краснодар, Самара, Саратов, Воронеж, Пермь, Казань, Уфа, Красноярск, Новосибирск, Улан-Удэ, Якутск.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.