Научная статья на тему 'Информационные технологии в организации образовательного процесса'

Информационные технологии в организации образовательного процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
220
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационные технологии в организации образовательного процесса»

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

С. В. Поликаркина, преподаватель Кузнецкого индустриального техникума, г. Новокузнецк

Современное общество от выпускников профессиональных образовательных учреждений, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования при подготовке специалистов среднего звена различных профилей, требует не только фундаментальной базовой подготовки, которая им необходима на производстве, но и основательной информационно-технологической подготовленности.

Можно выделить два направления в процессе обучения с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Первое направление — это овладение компьютерной грамотностью для получения знаний и умений в определенной области учебных дисциплин. Второе направление — это применение компьютерной технологии как мощного средства обучения, которое способно повысить его эффективность и качество знаний студентов.

Организация учебного процесса с применением информационных технологий не только облегчает усвоение учебного материала, но и предоставляет возможность развить творческие способности студентов, активизировать познавательную деятельность, способствует формированию активной жизненной позиции в современном обществе.

Преподаватели Кузнецкого индустриального техникума на всех этапах учебного процесса, особенно при изучении дисциплин общепрофессионального цикла и профессиональных модулей, стараются использовать электронные учебники, интерактивную доску, презентации, демонстрируемые с помощью мультимедийного проектора, электронные энциклопедии, образовательные ресурсы Интернета, диски с фильмами и иллюстрациями, различные электронные пособия. Сегодня в техникуме компьютеры и учебные программы уже стали универсальными средствами обучения. В зависимости от дидактических целей творческие преподаватели нашего техникума умело сочетают разнообразные виды компьютерных программ: учебные, тренировочные, контролирующие, демонстрационные, имитационные, справочно-информационные, мульти-медиаучебники.

С первого курса обучения студенты техникума всех специальностей технологического профиля изучают теоретические основы информатики, языки программирования, аппаратную реализацию компьютерной системы, принципы построения компьютерных сетей, поисковые ресурсы глобальной сети Интернет. Активно пользуясь информационными ресурсами Интернета, студенты изучают дисциплину «Основы учебно-исследовательской деятельности» и готовятся к защите индивидуального проекта в рамках получения среднего общего образования. Обучающиеся старших курсов используют информационные технологии в поиске информации для подготовки рефератов по различным дисциплинам, при выполнении курсовых и дипломных проектов, при выполнении отчета после прохождения производственной и преддипломной практики.

Главными направлениями в работе педагогического коллектива техникума являются: компьютеризация учебного процесса; широкое применение информационных технологий обучения; формирование информационной культуры обучающихся как составляющей общей профессиональной культуры квалифицированного специалиста; применение электронных учебников в самообразовании студентов; организация самостоятельной работы студентов с использованием компьютеров; проведение компьютерного контроля знаний; эффективное использование мультимедийных технологий в учебном процессе.

Важную роль играет именно системное применение на учебных занятиях мультимедийных технологий. Сегодня мультимедийные технологии в современном образовательном учреждении должны стать как способом оптимизации образовательного процесса, так и объектом для изучения для того, чтобы будущий специалист мог оптимально их использовать.

В современном обществе информационная грамотность и культура стали залогом успешной профессиональной деятельности. Чем раньше

студенты узнают о возможностях ИКТ, тем быстрее они смогут воспользоваться новейшими методами получения информации и преобразования ее в знания.

Для изучения дисциплин общепрофессионального и профессионального цикла преподаватели техникума создали авторские интерактивные программы «Технологии оборудования прокатного производства»; «Охрана труда», «Основы металлургического производства черных металлов», «Автоматизация производства», которые применяются для организации самостоятельной работы студентов, проведения промежуточного тестового контроля. В данных программах содержатся видеофайлы, позволяющие наблюдать за ходом технологического процесса и работой оборудования. Также в техникуме широко используются уже готовые учебные фильмы и мультимедийные обучающие программы, например «Технология и оборудование прокатного производства», «Основы прокатного производства», включающие в себя теоретический материал, чертежи, схемы и видеофильмы о прокатных станах АО «Евраз ЗСМК». Такие мультимедийные обучающие программы применяются не только для изучения теоретического материала, но и позволяют провести промежуточный тестовый контроль. Виртуальный компьютерный тренажер «Оператор прокатного стана» предназначен для обучения операторов поста управления черновой группой стана 450 АО «Евраз ЗСМК» и имеет два режима работы: в режиме обучения тренажер позволяет просматривать инструкции, подсказки и характеристики отдельных объектов стана 450. Тренажер фиксирует действия обучаемого при возникновении нештатной ситуации, позволяя разобрать и обсудить допущенные студентом ошибки, а по окончании тестирования сразу получить результат с выставлением оценки.

По дисциплине «Основы материаловедения» разработана программа на основе анимаций, позволяющая студентам при изучении нового материала визуально представить строение кристаллических решеток и определять физические и механические свойства вещества.

Рост промышленного производства требует массовой подготовки квалифицированных кадров, поэтому профессиональные образовательные учреждения вынуждены приобретать компьютерные имитационные тренажеры.

В техникуме установлено несколько тренажеров-имитаторов, например «Тренажер сварщика малоамперный дуговой МДТС-05 ОБЦ 610 УХЛ 4.2». Такой тренажер при совместной работе с совместимым компьютером на базе про-

цессора 486 и выше со встроенным системным интерфейсом типа PCI предназначен для обучения и тренировки сварщиков, выработки и совершенствования у них профессиональных навыков. Тренажер позволяет моделировать процессы ручной дуговой сварки и сварки в среде защитных газов плавящимся и неплавящимся электродом, а также контролировать и документально регистрировать в виде табличной и графической информации на оптическом, магнитном и бумажном носителях основные параметры всех процессов, что позволяет контролировать динамику формирования навыков у обучаемых. На мониторе компьютера отображаются все текущие параметры имитируемого сварочного процесса. Неоспоримыми преимуществами данного тренажера является возможность осуществлять обратную связь с обучаемым непосредственно во время выполнения процесса сварки путем автоматической подачи звуковых сигналов, тем самым оперативно корректировать его действия; получать оценку качества выполнения имитируемых сварочных работ за счет введения элементов экспертной системы.

На уроках дисциплин общепрофессионального цикла для профессии «электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)» в техникуме используется виртуальная программа «Практикум электромонтера», которая позволяет изучить темы: «Электропроводки», «Монтаж кабельных линий», «Электрическое освещение», «Воздушные линии электропередач», «Ремонт электрических машин и электрической аппаратуры», «Распределительные устройства», «Силовые трансформаторы», «Техника безопасности».

Программа содержит не только лекционный материал с видеофильмами и практическими заданиями, но и контрольные вопросы для промежуточного контроля знаний студентов.

Особой гордостью техникума является наличие мультимедийных программ и имитационных тренажеров для специальности «техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог». При проведении учебных занятий появилась возможность на более высоком уровне организовать деятельность студентов, применяя мультимедийные программы «Схема тормозов вагонов», «Конструкция грузовых вагонов», «Автосцепка», «Двух проводная схема управления стрелкой» и др. В данных программах содержится функция анимационного управления тормозами вагона, управления стрелкой и автосцепкой, а также разработаны контрольные задания с указаниями и пояснениями при

неправильных ответах обучаемых. Кроме того, для этой специальности приобретен тренажер для оперативного персонала железнодорожных станций по тренировке профессионально важных качеств (по методике Патрика Келли).

Тренажер также позволяет студентам увидеть скрытые от прямого наблюдения процессы, отслеживать возникновение и развитие осложнений и аварийных ситуаций в работе. Он дает возможность проверить и сравнить различные варианты решения технологических задач.

Как показала практика, компьютерные имитационные тренажеры по дисциплинам общепро-

фессионального цикла могут не только дополнять традиционный лабораторный практикум, но и заменять его. Кроме формирования профессиональных знаний и умений, компьютерные имитационные тренажеры успешно развивают творческие способности, профессиональную интуицию. Все это позволяет значительно повысить качество подготовки специалистов.

На примере нашего образовательного учреждения можно сделать вывод, что внедрение информационных технологий в образовательный процесс дало возможность создать качественно новую воспитательно-образовательную среду.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВИРТУАЛЬНОЙ ОБУЧАЮЩЕЙ СРЕДЫ MOODLE ПРИ СОЗДАНИИ ИНТЕРАКТИВНЫХ УЧЕБНЫХ КУРСОВ

Н. В. Орлова, заместитель директора по учебно-методической работе Губернаторского техникума народных промыслов О. В. Блех, методист

Одним из требований стандартов среднего профессионального образования по профессиям и специальностям ТОП-50 является обеспечение доступа студентов к электронной информационно-образовательной среде образовательной организации. В Губернаторском техникуме народных промыслов в образовательном процессе применяют виртуальную обучающую среду LMS Moodle на базе сайта социального партнера техникума — Кемеровского государственного сельскохозяйственного института.

Moodle дает возможность формировать теоретические и практические части электронных учебно-методических комплексов дисциплин и междисциплинарных курсов с параметрами нелинейной навигации, позволяет наполнять комплексы мультимедийными средствами и интерактивными компонентами, допускает использование ссылок на веб-страницы и имеет много других возможностей.

На первоначальном этапе работы администрация техникума направила преподавателей и программиста техникума на курсы повышения квалификации по теме «Дистанционные образовательные технологии в профессиональной деятельности преподавателя», которые проводили преподаватели Кемеровского государственного сельскохозяйственного института. В последующем, с преподавателями, желающими размещать материалы в среде Moodle, проводились

Н. В. Орлова О. В. Блех

индивидуальные и групповые консультации сотрудниками методической службы техникума.

Губернаторский техникум народных промыслов осуществляет образовательную деятельность по всем образовательным программам по очной форме обучения. В связи с этим электронные комплексы, размещенные в виртуальной среде Moodle, применяются не только для самостоятельной работы студентов, а также на занятиях: визуальный ряд курса лекций, заданий для практических работ, демонстрация различных презентационных материалов, включая анимационные презентации, видеоролики (практически из любого видеохостинга в сети Интернет), интерактивные задания, составленные в других приложениях (например, Web 2.0 LearningApps.org).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.