классы на «Дне открытых дверей, участие вместе со студентами в разработке социальных проектов, выступления классных руководителей на заседаниях методической комиссии, участие в мероприятиях города и края, что позволяет студентам достичь определенных успехов в овладении общих и профессиональных компетенций.
Отражением профессиональной деятельности, в процессе формирования которой происходит самооценивание и осознается необходимость саморазвития, является портфолио. Каждый преподаватель нашего техникума создает портфолио, постоянно пополняя его результатами своей профессиональной деятельности и деятельности студентов. С помощью портфолио решается проблема аттестации педагога. Создание портфолио - хорошая мотивационная основа деятельности педагога и развития его профессиональной компетентности
Считаю, что в нашем техникуме созданы все условия для повышения профессионального мастерства педагогов, и важнейшая задача педагогов - удачно и максимально использовать все ресурсные возможности.
Список литературы
1. Статья. Образование и XXI век: Информационные и коммуникационные технологии. М.: Наука, 1999. 191 с.
ЯКУТСКАЯ БАЛЕТНАЯ ШКОЛА (КОЛЛЕДЖ) ИМ. АКСЕНИИ И НАТАЛЬИ ПОСЕЛЬСКИХ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ Дмитриев Д.Н.
Дмитриев Дмитрий Николаевич - педагог классического и дуэтно-классического танца, Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Саха (Якутия) Якутская балетная школа (колледж) им. Аксении и Натальи Посельских, г. Якутск
Аннотация: в статье рассматривается история развития якутской балетной школы -одного из самых «северных» профессиональных хореографических учебных заведений в России. Автор на основе метода историзма определил основные этапы: основание, становление и развитие учебного заведения.
Ключевые слова: хореографическое образование, балетная школа, исторические этапы, образовательный процесс, педагог.
Система отечественного профессионального хореографического образования имеет свои многовековую историю, традиции, школы и методологическую (научную) основу. Существует немало научных работ, посвященных изучению системы хореографического образования, педагогических традиций, истории балетных школ. Среди исследователей можно отметить Н.А. Догорову, Т.А. Филановскую, Е.О. Кабурнееву, М.К. Леонову, А.В. Фомкина и др.
Самые известные балетные школы - Академия Русского балета им. А.Я. Вагановой (Санкт-Петербург) и Московская государственная академия хореографии (Москва) являются высшими учебными заведениями, осуществляющие подготовку артистов балета, балетмейстеров, педагогов и т.д., а также специалистов высшей квалификации. Кроме них в нашей стране подготовку артистов балетов осуществляют хореографические училища и колледжи в городах Москва, Краснодар, Самара, Саратов, Воронеж, Пермь, Казань, Уфа, Красноярск, Новосибирск, Улан-Удэ, Якутск.
В нашей статье рассматривается краткая история создания самой «северной» Якутской балетной школы (колледжа) им. Аксении и Натальи Посельских и пути ее развития. Выделяем три этапа:
1) этап основания (1995-1998);
2) этап становления (1999-2014);
3) с 2015 г. - этап развития.
История школы берет свое начало с 1992 г., когда на базе Якутского музыкального училища им. М.Н. Жиркова открылось хореографическое отделение балериной и педагогом Натальей Семеновной Посельской. В качестве педагогов были приглашены артисты Якутского театра оперы и балета - З.Н. Попова, С.В. Афонасевич, А.А. Носова, И.В. Мясоедов, Д.Г. Иванова [1, с. 1]. На этом Н.С. Посельская не остановилась и провела огромную работу по созданию необходимых условий для подготовки кадров - будущих артистов балета. И в 1995 г. по Указу Первого Президента Республики Саха (Якутия) М.Е. Николаева было основано самостоятельное учебное заведение «Республиканское хореографическое училище». Рядом со зданием театра были построены очень уютные и просторные здания - учебный корпус и интернат для проживания детей. В 2004 г. училищу присвоено имя первой якутской балерины А.В. Посельской, в 2011 г. - статус колледжа и в память Н.С. Посельской, вместе с именем А. Посельской и ее имя, в 2017 г. -колледж переименован в «Якутскую балетную школу (колледж) им. Аксении и Натальи Посельских».
В свое время известный балетный педагог и исследовательница Н.С. Посельская определила, что истоки хореографического образования в Якутии уходят корнями в первую половину ХХ в., когда на базе драматического театра была организована первая балетная студия. С тех пор прошло много лет. Если раньше обучение кадров в области хореографического искусства проходило в Москве, Ленинграде, Новосибирске и других городах, то с 1995 г. республика начала готовить кадры у себя [3, с. 48-60].
К первому этапу - этапу создания школы мы относим 1995-1998 гг., когда наряду с учебно-методической и творческой работами проводилась большая организационная работа.
Второй этап включает становление школы, охватывающий 1999-2014 гг. Были приложены огромные усилия со стороны руководителей и работников колледжа, а также поддержка Правительства Республики Саха (Якутия) и Министерства культуры и духовного развития республики Саха (Якутия). Эти годы ознаменованы участием учащихся и студентов колледжа на международных и всероссийских конкурсах артистов балета, постановка балетных спектаклей и показы отчетных концертов, выезды на гастроли и т.д. Интерес представляет организация научно-методической работы в колледже - проведение исследования с педагогами Медицинского института ЯГУ (ныне СВФУ) им. М.К. Аммосова, организация научно-практических конференций, публикация сборников конференций, семинаров и т.д. Также приглашение известных деятелей хореографического искусства и педагогов из других городов России для проведения мастер-классов. Это мастер-классы заслуженных артистов РФ Ю.В. Васюченко, Н.Н. Воскресенской, заслуженного деятеля искусств РФ Н.Ф. Лактионова (Москва), заслуженной артистки РФ Л.Я. Кондрашовой, заслуженного работника культуры РФ А.Н. Шелемова (Новосибирск); балетмейстера К.А. Чувашева, А.М. Полубенцева (Санкт-Петербург) и др. [2]. Одной из направлений работы учебного заведения является оказание методической помощи преподавателям и воспитанникам Детских школ искусств и Детских музыкальных школ республики, средних общеобразовательных школ и учреждений дошкольного образования.
На наш взгляд, с 2015 г. начинается новый этап в развитии балетной школы, где осуществлены постановки балетных спектаклей, участие и победа в профессиональных балетных конкурсах, реализация интересных творческих проектов, расширение методической и научной работ.
Каждый год учащиеся и студенты колледжа дарят юным зрителям республики спектакли. Среди них репертуарный спектакль по мотивам одноименной сказки Г.Х. Андерсена «Снежная королева» в хореографии А. Полубенцева, спектакль «Миллионы
68
Арлекина» Р. Дриго в постановке балетмейстера, заслуженной артистки России, Президента Фонда по восстановлению, сохранению и развитию имени Мариуса Петипа Н.Н. Воскресенской, а также «Свадьба Авроры» П.И. Чайковского в хореографии М. Петипа, «Диалоги» в хореографии К. Радева, «Геометрия движения» в хореографии выпускницы колледжа Е.Л. Тайшиной и др.
Обучающиеся неоднократно становились лауреатами и дипломантами таких престижных конкурсов как Молодой балет мира Юрия Григоровича, Всероссийский конкурс молодых исполнителей «Русский балет», Всероссийский конкурс артистов балета и хореографов г. Москва, Молодежные дельфийские игры России, Международный детско-юношеский конкурс исполнителей классического танца «Щелкунчик приглашает», Международный конкурс балета «Гран-при Сибири», Международный конкурс профессиональных хореографических учебных заведений «Орлеу» г. Алматы (Казахстан), Международный конкурс классического балета и современных танцев г. Тойота (Япония), Международный балетный конкурс г. Сполето (Италия), Корейский международный балетный г. Сеул (Южная Корея). Среди студентов есть обладатели Стипендий Фонда Г. Улановой, великой русской балерины.
Одним из достижений является регулярное участие учащихся и студентов в образовательных программах Фонда «Талант и Успех» Образовательного центра «Сириус», созданного по инициативе Президента Российской Федерации В.В. Путина. За 2015-2017 гг. в программах «Сириуса» приняли участие 130 детей. Кроме того, реализованы интересные совместные творческие проекты «Синергия в балетном пространстве» совместно с Балетной школой им. Петра Чайковского из Японии и «Большой гастрольный тур в Южную Корею. Симфония оркестра», организованный по приглашению продюсерского центра г. Сеул Южной Кореи.
Руководство колледжа уделяет внимание и подготовке научно-педагогических кадров. В колледже преподают два кандидата наук и три педагога, окончивших аспирантуру в области искусствоведения, музыковедения и педагогики балета; один педагог обучается в аспирантуре Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова (г. Якутск), а два в магистратуре Московской государственной академии хореографии.
Проведены I-е Республиканские Посельские чтения и Всероссийский круглый стол «Контроль и оценка процесса и результатов освоения интегрированной образовательной программы в области искусства». Комплексное (медицинское, педагогическое и психологическое) изучение особенностей детей, обучающихся искусству балета в условиях Крайнего Севера, ведет созданная научно-творческая группа из педагогов. В настоящее время в колледже обучаются юные таланты из Анабарского, Момского, Усть-Янского, Алданского и других улусов республики.
Свою деятельность колледж ведет в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по углубленной программе 52.02.01 «Искусство балета». С внедрением нового стандарта выпускники получат диплом государственного образца с квалификацией не только артиста балета, но и преподавателя. Главный педагогический принцип - комплексный подход к ведению образовательной деятельности, сочетающий учебную, воспитательную, творческую и научную направления работы. В связи с этим в колледже широко используются активные формы практико-ориентированного обучения с целью раскрытия творческого потенциала личности, ее духовно-нравственное и интеллектуальное развитие. Наши выпускники востребованы и работают артистами балета в Государственном театре оперы и балета Республики Саха (Якутия) им. Д.К. Сивцева-Суорун Омоллоона, в Национальном театре танца им. С.А. Зверева-Кыыл Уола, в Государственном Театре коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) «Гулун», в Государственном цирке Республики Саха (Якутия) им. Марфы и Сергея Расторгуевых, а также преподавателями хореографии в детских образовательных организациях республики.
В перспективе - развитие международной деятельности с целью создания единого международного культурно-образовательного пространства, укрепление связей с балетными школами и деятелями хореографического искусства из других стран.
Список литературы
1. Акиева М. Имени двух балерин // Якутия: Телегид, 2011. № 191 (43149). С. 1.
2. К 70-летию Натальи Семеновны Посельской / М-во культуры и духов. развития Респ. Саха (Якутия), Гос. бюджет. проф. образоват. учреждение Респ. Саха (Якутия), «Якут. хореограф. колледж им. Аксении и Натальи Посельских» [сост. П.Е. Заболоцкая; к. иск.; отв. ред. Д.И. Дмитриева; ред. Н.С. Чибыева, З.Н. Попова, Н.Н. Макарова]. Якутск: СМИК-мастер. Полиграфия, 2016.104 с.
3. Поселъская Н.С. Становление и развитие классического танца в Республике Саха (Якутия): Монография. М.: ООО «Ваш полиграфический партнер», 2012. 160 с.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА Алхури Н.М.
Алхури Нура Мостафа - магистрант, кафедра инклюзивного образования и сурдопедагогики, дефектологический факультет, Московский педагогический государственный университет, г. Москва
Аннотация: целъ данной статьи - раскрыть психологическое содержание и выявление условий профессионального самоопределения школьников с нарушениями слуха. Мы полагали, что изучение особенностей профессионального самоопределения детей с нарушением слуха способствует успеху профессиональной реабилитации. Ключевые слова: профессиональное самоопределение, детей с нарушением слуха.
Проблема реализации прав глухих, обеспечения им полноценной жизни и реальной интеграции их в общество является актуальной социальной проблемой. В связи с тем, что глухота часто связана и с затрудненной речью, познавательные возможности в сравнении с обычными сверстниками не могут создать прочной основы для усвоения социальных и других норм жизни [5].
Для обеспечения независимой и продуктивной жизни в социуме необходимо включить человека в целенаправленный процесс социализации, одним из важнейших институтов которой является система профессионального образования.
Профессиональная реабилитация - многопрофильный комплекс мероприятий, направленных на профессиональное самоопределение человека с ОВЗ, его рациональное трудоустройство в доступных условиях труда с целью достижения материальной независимости, самообеспечения и интеграции в общество. Профессиональная реабилитация включает в себя профориентацию, профподготовку, трудовую адаптацию, трудоустройство и профессиональное самоопределение [7].
Профессиональное самоопределение - это процесс развития и формирования личностного отношения, личностного выбора, который отражается в процессе поиска и приобретения профессии.
Получение как высшего, так и среднего специального образования для лиц с нарушением слуха возможно не только в Москве или Санкт-Петербурге, но в таких городах, как Владимир, Казань, Пермь, Ульяновск, Пенза, Тула, Волгоград, Иваново, Новочеркасск и др. Важно расширять возможности для выбора профессии лиц с нарушенным слухом не