Научная статья на тему 'Организационно-методические предпосылки использования информационно-коммуникационных технологий в обучении студентов на факультетах искусств'

Организационно-методические предпосылки использования информационно-коммуникационных технологий в обучении студентов на факультетах искусств Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
295
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ИСКУССТВО / ИНФОРМАТИКА / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / EDUCATION / ART / INFORMATION SCIENCE / ICT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Буцык Сергей Владимирович

Статья посвящена актуальным проблемам использования информационно-коммуникационных технологий в подготовке специалистов сферы искусств. Автор предлагает модель подготовки бакалавров и магистров на основе междисциплинарного взаимодействия кафедр. В качестве примера приводится опыт реализации модели в Челябинской государственной академии культуры и искусств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL AND METHODOLOGICAL BACKGROUND OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGY IN TEACHING STUDENTS THE FACULTY OF ARTS

The article is devoted to actual problems of information and communication technologies in education in the arts. The author proposes a model of bachelor’s and master’s degrees on the basis of interdisciplinary departments. As an example the experience of implementing the model in the Chelyabinsk State Academy of Culture and the Arts.

Текст научной работы на тему «Организационно-методические предпосылки использования информационно-коммуникационных технологий в обучении студентов на факультетах искусств»

Следует учитывать тот факт, что структура и характер интернет-информации существенно отличается от характера и структуры обычной информации для печатных СМИ. Во-первых, здесь представлены все виды коммуникации (массовая, специализированная, межличностная, интраперсональная), тогда как в СМИ практически отсутствует межличностная и интраперсональная коммуникация. Во-вторых, в мультимедийном мире в том или ином виде присутствуют все традиционные средства коммуникации: видеоконференция, ICQ, броузер, мета-поиск, оп-Нпе-голосование, форум, чат и другие типы

интернет-общения, которые не только воспроизводят все известные формы общения, но и предлагают принципиально новые.

Формирование университетской коммуникативной среды средствами массмедиа -это не просто дань современным тенденциям, это эффективное средство повышения привлекательности образовательного учреждения в глазах потенциальных студентов и фактор, влияющий на активизацию совместной деятельности с партнерами образовательного учреждения, возможность привлечения дополнительных средств в рамки финансирования образовательного процесса.

Литература

1. Алешина И. В. Паблик Рилейшнз для менеджеров и маркетеров. - М.: Тандем, Гном-Пресс, 1997. - 255 с.

2. Вольтон Д. Информация не значит коммуникация: пер. с фр. / отв. ред. К. Г. Сальберг-Вач-надзе. - М.: Полпред - Справочники, 2010. - 34 с

3. Дагаева Е. А. Внутренние Public Relations вуза // Высшее образование в России. - 2009. -№ 10. - С. 157-159.

4. Максимова Г. П. Медиавоспитание в высшей профессиональной школе. - Ростов: Изд-во Ростов. гос. пед. ун-та, 2006. - 180 с.

5. Макарова Е. А., Мурыгина Т. В. Формирование успешного бренда вуза средствами Public Relations // PR в России: образование, тенденции, международный опыт: тезисы докладов и выступлений III Всероссийской научно-практической конференции. - Краснодар, 2006. - С. 75.

6. Михайлов В. А., Михайлов С. В. Особенности развития информационно-коммуникативной среды современного общества // Актуальные проблемы теории коммуникации: сб. науч. тр. -СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2004. - С. 34-52 .

УДК 37

С. В. Буцык

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ НА ФАКУЛЬТЕТАХ ИСКУССТВ

Статья посвящена актуальным проблемам использования информационно-коммуникационных технологий в подготовке специалистов сферы искусств. Автор предлагает модель подготовки бакалавров и магистров на основе междисциплинарного взаимодействия кафедр. В качестве примера приводится опыт реализации модели в Челябинской государственной академии культуры и искусств.

Ключевые слова: образование, искусство, информатика, информационно-коммуникационные технологии.

S. V Butsyk

ORGANIZATIONAL AND METHODOLOGICAL BACKGROUND OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGY IN TEACHING STUDENTS THE FACULTY OF ARTS

The article is devoted to actual problems of information and communication technologies in education in the arts. The author proposes a model of bachelor’s and master’s degrees on the basis of interdisciplinary departments. As an example the experience of implementing the model in the Chelyabinsk State Academy of Culture and the Arts.

Keywords: education, art, information science, ICT.

Изучение вопросов по данной проблематике весьма актуально, поскольку именно сегодня в сфере искусств скрыт значительный потенциал использования информационнокоммуникационных технологий (далее -ИКТ). Более того, на наш взгляд, этот потенциал применительно к российской образовательной практике по так называемым «творческим» направлениям можно объективно отнести к инновационному, причем, как в методике обучения, так и в будущей профессиональной деятельности выпускников. Имеется богатый зарубежный и некоторый отечественный опыт использования новейших информационных 3D-технологий в дизайне интерьера и экстерьера, шоу-программах, театральных и хореографических постановках, что переводит многие известные нам музыкальные, графические редакторы в разряд традиционных средств.

В то же время можно с уверенностью говорить о недостаточном внимании к использованию ИКТ в образовательном процессе российских вузов указанной сферы. Так, в многопрофильных учебных заведениях культуры и искусств значительно больший объем дисциплин, связанных с ИКТ, предусмотрен на гуманитарных направлениях или направлениях культуры [1]. В сфере искусств этот аспект нередко переводится на второй план, причем как управленческими струк-

турами вуза, так и самими факультетами искусств. Если и происходит некий «толчок» к внедрению ИКТ в обучении на факультете искусств, то это происходит скорее локально, по инициативе отдельного педагога, и дальнейшее развитие процесса в значительной степени зависит от его инициативы и настойчивости, нежели от организации учебного процесса «сверху».

В 2011/12 учебном году с внедрением образовательных стандартов третьего поколения (ФГОС ВПО) у вузов появилась уникальная возможность. Она связана с тем, что новые стандарты подготовки бакалавров и магистров, благодаря своей объемной вариативной составляющей (не менее 50 % общего объема учебных дисциплин вуз выбирает по собственному усмотрению) имеют достаточно возможностей для реализации системных общевузовских принципов внедрения ИКТ на факультетах искусств.

В качестве примера приведем опыт Челябинской государственной академии культуры и искусств по разработке опытной модели развития ИКТ в указанной сфере. Модель можно условно разбить на 3 блока:

1) обучение бакалавров сферы искусств;

2) обучение магистров сферы искусств;

3) взаимодействие факультетов искусств с направлением «Прикладная информатика» (см. рис. 1).

Рисунок 1. Модель развития информационно-коммуникационных технологий в высшем образовании в сфере искусств

Первый блок модели, связанный с подготовкой бакалавров, условно разбивается на две части: А и Б. Часть А представлена дисциплиной «Информатика и информационные технологии в искусстве», которая сопровождается (полностью или частично) общевузовской кафедрой информатики. Она унифицирована по объему: 4 зачетные единицы (1 пара аудиторных занятий в неделю) + 1 зачетная единица для проведения экзамена. Дисциплина включена в рабочие учебные программы по всем соответствующим направлениям в третьем и четвертом семестрах. По содержанию она разбита на два модуля: А; - базовый (основы работы с операционной системой, текстом, графикой, анимацией, подготовка презентаций и т. п.);

А2 - предпрофессиональный, предполагающий знакомство с новыми технологиями в соответствующей сфере искусств, изучение организационных, технологических, психологических и других особенностей их использования.

Часть Б составляют профессиональные дисциплины (одна или несколько), связанные с ИКТ. Они сопровождаются выпускающей кафедрой факультета искусств и могут проводиться в период с 4-го по 7-й семестры. Гибкость реализации первого блока заключается в том, что промежуточная составляющая, в зависимости от кадрового потенциала, может обеспечиваться как общевузовской, так и выпускающей кафедрой или ими совместно. Возможные варианты организации обучения представлены в табл. 1.

Таблица 1

Варианты реализации первого блока модели

№ п!п Обозна- чение Описание

1. А+Б базовый и предпрофессиональ-ный модули (А1+А2) полностью сопровождаются общевузовской кафедрой информатики; рекомендуется при наличии на кафедре преподавателя, владеющего (в достаточной степени) спецификой соответствующего направления сферы искусств

2. А1+Б модуль А2 сопровождается кафедрой факультета искусств, фактически обеспечивая переход к профессиональной части; рекомендуется при отсутствии на общевузовской кафедре преподавателя, владеющего (в достаточной степени) спецификой соответствующего направления сферы искусств

З. А1+А2! Б1+Б2 промежуточный (предпрофесси-ональный) модуль сопровождается совместно общевузовской и выпускающей кафедрами; данный вариант может быть рекомендован в качестве экспериментального с целью определения более эффективного варианта организации обучения ИКТ на факультете искусств в последующие периоды

Текущая организационно-методическая ситуация подготовки магистров выглядит сложнее. Проблема во многом связана с относительной новизной (для российского образования в сфере искусств) перехода от традиционных 5-летних программ к системе бакалавр-магистр (4+2 года). Как следствие, сохраняющаяся до сих пор неопределенность в выборе основного «стержня».

Чему отдавать предпочтение при обучении магистрантов: научно-исследовательской

или художественно-творческой деятельности? Какова должна быть степень овладения ими психологией и педагогикой высшей школы, методикой преподавания дисциплин профессионального блока? Эти и другие подобные вопросы сегодня могут быть актуальны не только по направлениям искусств, но и по группе «Культура и искусство» в целом.

В этой связи особенно важным представляется овладение компетенциями, связанными с эффективным применением новых информационных технологий для решения профессиональных задач и педагогической деятельности.

В Челябинской государственной академии культуры и искусств при подготовке магистров направлений искусств дисциплина «Информационные технологии» проводится в течение первого и второго семестров. Целевой вектор данной дисциплины ориентирован на использование современных информационных технологий в науке, творчестве и образовании, включая дистанционные образовательные технологии. В частности, магистрантами изучаются:

- современные сервисы сети Интернет (Google docs, социальные сети, вики, блоги, твиттер и т. п.);

- Microsoft Office Communicator и Live Meeting - для организации совместной работы;

- Microsoft Sharepoint - для разработки совместных веб-ресурсов;

- Windows Live - для разработки графических и мультимедийных материалов и пр.

Реализация указанной дисциплины, безусловно, требует постоянного мониторинга современных тенденций высшего образования в сфере искусств, уточнений содержательного наполнения отдельных тем, а также ежегодного обсуждения полученных результатов кафедрой информатики совмест-

но с факультетами искусств. Кроме того, разработанные подходы к содержанию могут быть применены и к аналогичным дисциплинам других направлений группы «Культура и искусство»: «Социально-культурная деятельность», «Библиотечно-информационная деятельность», «Народная художественная культура», «Музыкознание и музыкальноприкладное искусство» и т. д.

Третий блок модели связан с взаимодействием факультетов искусств и кафедры информатики в рамках обучения студентов специальности (направления подготовки) «Прикладная информатика». Такое взаимодействие может осуществляться при выполнении студентами-информатиками курсовых и выпускных квалификационных работ, а также в процессе организации производственной практики (см. табл. 2).

Таблица 2

Виды учебной деятельности студентов, обучающихся по специальности (направлению подготовки) «Прикладная информатика»

№ п!п Вид работы Под- готовка спе- циали- стов Подготовка бакалавров

1. Курсовая работа по дисциплине «Высокоуровневые методы информатики и программирования» 6-й семестр 6-й семестр

2. Курсовая работа по дисциплине «Проектирование информационных систем» 8-й семестр 7-й семестр

Окончание таблицы 2

№ п!п Вид работы Под- готовка спе- циали- стов Подготовка бакалавров

3. Производственная практика 8-й семестр -

4. Производственная (преддипломная) практика 10-й се- местр 8-й семестр

5. Выпускная квалификационная работа В рамках итоговой аттестации В рамках итоговой аттестации

Тематика курсовых и квалификационной работ студентов, обучающихся по специальности (направлению подготовки) «Прикладная информатика», обычно связана с созданием цифровых образовательных ресурсов для дисциплин искусств, а преподаватели данных дисциплин фактически выступают в роли соруководителей. При этом при создании крупного образовательного проекта студент может реализовывать его на всех этапах обучения, и при необходимости базой производственной практики студента может выступить информационно-вычислительный центр вуза (см. рис. 1).

Подобная консолидация всех возможных ресурсов позволяет за несколько лет создавать достаточно качественные продукты, которые затем можно использовать преподавателям факультетов искусств на своих занятиях по дисциплинам профессионального цикла. Отметим, что каждое из электронных изданий, реализуемое для дисциплин сферы искусств, на наш взгляд, обладает специфи-

17б

кой, которая может выражаться в особенностях технологического, организационного или методического характера. При разработке содержательного наполнения учебника основной акцент обычно делается на представлении информации в виде иллюстраций, графики, аудио- и видеороликов.

В качестве примеров работ, созданных в Челябинской государственной академии культуры и искусств, можно привести электронные учебники для студентов хореографического факультета. Так, дисциплина «Мастерство хореографа», теоретическая по своей направленности, состоит из двух разделов: основы мастерства хореографа и теоретические основы композиции танца. Электронный учебник по этой дисциплине практически в каждом параграфе содержит, наряду с текстовой информацией, графику и видеоролики.

Организационно-методическая специфика электронного учебника по дисциплине «Народно-сценический танец» связана с ее значительной практической ориентированностью. Поэтому вся теория состоит из небольшого организационно-методического раздела, а основное содержание учебника занимает практика. При этом видеороликами поддерживается не просто занятие в целом, а каждый танцевальный элемент: battement; battement fondu; battement developpe; zapatea-do; pas tortille; flic-flac; упражнение для бедра в один темп; комбинация на трюковые прыжки; присядки и др.

Описанные нами направления внедрения ИКТ в процесс обучения студентов факультетов искусств затрагивают вопросы подготовки бакалавров, магистров и междисциплинарного взаимодействия кафедр. В то же время представленная модель является достаточно динамичной и может быть уточнена, дополнена и адаптирована для решения других образовательных задач.

Так, например, в Челябинской государственной академии культуры и искусств начало реализации в магистратуре дисциплины «Информационные технологии» совпало с необходимостью исполнения приказа Министерства культуры № 926 от 9 сентября 2011 года. Данный приказ предписывал руководителям высших учебных заведений, претендующим на получение контрольных цифр приема слушателей, обеспечить создание необходимых условий для организации повышения квалификации по следующим направлениям:

- актуальные вопросы модернизации высшего образования в сфере культуры и искусства в России, включая переход на двухуровневое образование и введение федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения;

- современные технологии в образовании;

- информатизация в области образования и т. п. [4].

Необходимость выполнения этого приказа в Челябинской государственной академии культуры и искусств послужила мощным стимулом для разработки новых программ повышения квалификации. Так, в октябре-ноябре 2011 г. на базе подхода, предложенного для магистрантов, была разработана и реализована новая программа курсов повышения квалификации «Информационнокоммуникационные технологии в области образования, культуры и искусств» [3]. Она рассчитана на преподавателей высших и средних специальных учебных заведений, а также руководителей и специалистов в области библиотечного и музейного дела.

Цель программы - способствовать формированию навыков решения проблем, возникающих в сфере профессиональной деятельности, посредством использования информационно-коммуникационных технологий и, как следствие, содействовать пони-

манию необходимости выстраивания своей профессиональной деятельности в соответствии с задачами развития информационного общества в России. Достижение поставленной цели обеспечивалось путем формирования знаний в области мировых тенденций и стратегий развития информационного общества, «электронного развития» сферы образования, культуры и искусств; умений работы с сетевыми информационными технологиями; навыков работы с прикладными программными продуктами общего и специального назначения, применения средств и систем компьютерных коммуникаций.

Структура курса делится на базовый и специализированный блоки. Специализированная часть состоит из общей темы и профильного модуля, необходимого для переподготовки специалистов конкретной сферы культуры и искусств. Подобный подход к структуре курса повышения квалификации в определенной степени повторяет принципы и модель развития информационнокоммуникационных технологий в высшем образовании, описанные нами в данной статье. Эта программа может быть трансформирована для других направлений сферы культуры и искусств.

Литература

1. Буцык С. В. Информатизация вузов культуры и искусств: анализ текущего состояния: монография / С. В. Буцык; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. - Челябинск, 2009. - 131 с.

2. Буцык С. В. Особенности формирования информационно-коммуникационной среды обучения в вузе культуры и искусств // Вестник Южно-уральского государственного университета. Серия «Компьютерные технологии, управление, радиоэлектроника». - 2011. - № 23. - С. 49-52.

3. Информационно-коммуникационные технологии в области образования, культуры и искусств: рабочая программа курсов повышения квалификации / С. В. Буцык, А. С. Крестников, А. В. Луш-никова, И. Ю. Матвеева, Н. Н. Штолер; Челяб. гос. академия культуры и искусств. - Челябинск, 2011. - 19 с.

4. Приказ Министерства культуры Российской Федерации № 926 от 9 сентября 2011 г. «О контрольных цифрах приема слушателей в федеральные государственные бюджетные образовательные учреждения высшего и дополнительного профессионального образования, подведомственные Министерству культуры Российской Федерации в 2011 году» [Электронный ресурс]. - иЯЬ: http://base.consultant.ru/ (дата обращения 03.03.2012).

УДК 37

Н. Ю. Косенко, Н. М. Слаутина

ПРОТИВОРЕЧИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассматриваются противоречия профессионального развития личности, которые могут быть разрешены на этапе последипломного образования. Исходя из выявленных противоречий, предлагаются направления совершенствования деятельности учреждения повышения квалификации и переподготовки кадров.

Ключевые слова: профессиональное развитие личности, противоречия профессионального развития, последипломное образование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.