Научная статья на тему 'Инфографика как способ повышения эффективности информирования по вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях'

Инфографика как способ повышения эффективности информирования по вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
318
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инфографика как способ повышения эффективности информирования по вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях»

ИНФОГРАФИКА КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНФОРМИРОВАНИЯ ПО ВОПРОСАМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ

СИТУАЦИЯХ

А.В. Дегтярева, Д.Ю. Головач, ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), Москва, Россия

Аннотация

В статье рассмотрена инфографика как одна из наиболее эффективных форм дизайна для информирования населения и подготовки учащихся в образовательных организациях, ее роль в процессе информационного воздействия на человека с целью профилактики и сокращения риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также формирования культуры безопасности жизнедеятельности. Выделены основные компоненты, влияющие на эффективность информационного сообщения, представленного в виде инфографики.

Информирование, пропаганда являются ключевыми мероприятиями по формированию культуры безопасности жизнедеятельности населения, в том числе подрастающего поколения с целью профилактики и снижения рисков в чрезвычайных ситуациях (далее - ЧС). Анализ данных о последствиях ЧС, произошедших в Российской Федерации за последние годы [1], показывает, что одной из причин возникновения значительного материального ущерба, больших безвозвратных и санитарных потерь является низкий уровень информированности населения о возможных опасностях и правилах поведения при возникновении ЧС.

Под информированием понимается доведение до населения через средства массовой информации и по иным каналам о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, а также проведение пропаганды знаний, в том числе в образовательных организациях, в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций [2].

Основной целью регулярного и активного информирования населения по вопросам безопасности жизнедеятельности является «опережающий эффект», заключающийся в готовности к действиям в случае возникновения чрезвычайной ситуации, что будет способствовать не только снижению людских потерь в чрезвычайных ситуациях, но и предупреждению возникновения самих ЧС. Получившие теоретические знания и подготовленные к действиям в ЧС люди составляют основу безопасного общества [3]. Для этого планомерное информационное воздействие должно быть организовано в режиме повседневной деятельности всех органов государственной власти и органов местного самоуправления.

МЧС России проводит активную информационную работу в области формирования культуры безопасности жизнедеятельности у населения. В режиме

повседневной деятельности готовятся информационные материалы для печати в газетах и журналах о текущих мероприятиях и результатах работы; увеличивается количество газет, в которых появляются рубрики МЧС России; активно ведется пропаганда здорового образа жизни и безопасного поведения путем социальной рекламы на телевидении и радио, снимаются видеоролики, документальные фильмы и сериалы по действиям населения в условиях чрезвычайных ситуаций, о подвигах и героизме спасателей; повышаются тиражи издаваемых учебников, энциклопедий, буклетов и памяток, проводятся обучающие мероприятия по безопасности жизнедеятельности.

Количественные показатели информационной работы, такие как активность и регулярность, несомненно, являются важными, но ключевое значение имеет эффективность проделанной работы, заключающаяся в положительном влиянии на население, способствующем реализации целей и задач деятельности по формированию культуры безопасности жизнедеятельности. Ведь информирование - это не просто процесс передачи данных, оно должно сопровождаться еще и определенным информационным воздействием, чтобы была достигнута основная цель, которая заключается в формировании паттернов (устойчивых образцов) безопасного поведения в повседневных условиях и в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций.

Процесс информационного воздействия на человека состоит из нескольких этапов, напрямую связанных с устройством и особенностями деятельности высших психических процессов человека. Эти этапы: восприятие, оценка (осмысление), овладение (усвоение и запоминание).

В современных источниках информирования населения и подготовки учащихся образовательных организаций в области безопасности жизнедеятельности (учебниках, учебных пособиях, брошюрах, памятках, буклетах, листовках, теле- и радиопередачах, презентациях, информационных и обзорных статьях, видеороликах, на плакатах, стендах и др.) информационное сообщение передается при помощи текста, иллюстрационных материалов (картинки, фотографии, рисунки, схемы, чертежи, таблицы, графики), звуков (музыка, речь), видеоизображения. Эти средства, выступающие в роли сигналов, содержат социально-психологические коды, которые расшифровываются в коммуникативном процессе. Где бы и в каком коде ни пребывала информация, для общества она только тогда выступает в качестве информации, когда преобразуется в расшифрованный код. Чем больше разнообразных кодов содержит сигнал, тем быстрее и правильнее он будет расшифрован, а также принят большим количеством людей, поскольку люди по разному воспринимают различные коды (кто-то лучше усваивает информацию через зрительное восприятие, кто-то на слух и т.д.).

Так, например, посредством различных способов транслирования человек усваивает информацию в следующих процентах от общего объема переданной информации (при условии, что с данной информацией он ранее не был ознакомлен, либо изучал вопрос частично) [3]:

10% - при чтении;

20% - на слух;

30% - визуально (анимация, видео без звука);

40% - визуально и на слух;

60% - при обсуждении вопроса;

80% - при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем;

90% - при самостоятельной формулировке и решении проблем.

Большинство компонентов информационного сообщения содержат минимальный набор сигналов и кодов. Недостаточность доступных для восприятия разными людьми кодов выражается в том, что информационное сообщение не обладает одновременно всеми вышеуказанными показателями эффективности. Так, например, текст или речевое сообщение не обладают свойством наглядности, а таблица без соответствующих к ней пояснений -свойством доступности и т.д.

Кроме того, существует проблема между максимально эффективной продолжительностью восприятия информации и ее объемом. Учеными была установлена зависимость между продолжительностью восприятия информационного сообщения и ее запоминаемостью. Анализ этой зависимости показывает, что после увеличения продолжительности восприятия свыше 30-40 с., рост вероятности запоминания информации уменьшается [4].

Оценив существующие способы информирования, можно заметить, что за 30-40 с в среднем человек сможет осознанно прочитать (то есть, вникая в содержание изложенного) 1 страницу печатного текста, разбавленного 2 иллюстрационными материалами или 1 таблицей, или 1 диаграммой. Но такое сообщение не обладает достаточными эффективными характеристиками: полнотой и наглядностью.

Такие средства информирования, как телевидение или технические системы, построены на принципе использования максимального количества кодов, что дает возможность воздействовать одновременно на несколько органов чувств человека, ускоряя скорость и повышая эффективность передачи информационного сигнала. Но у них есть ряд недостатков, заключающихся в высокой стоимости разработки, поддержания и обновления контента, а также недоступностью в образовательных учреждениях. Поэтому их применение не всегда оказывается оправданным и возможным, например, для информирования или подготовки немногочисленной целевой аудитории.

Решить вышеуказанные проблемы позволяет популярная на сегодняшний день в информационном дизайне форма представления информации в виде инфографики, позволяющая объединять наиболее часто используемые элементы информационного сообщения (текст и иллюстрационные материалы) в единый для восприятия мозгом закодированный символ.

Инфографика представляет собой визуальное изложение текста. Если принять за 100% информацию, которую воспринимают все органы чувств, вместе взятые, то на долю зрения придется до 80% информации, воспринимаемой организмом извне, и только 20% приходятся на долю слуха, осязания, обоняния и вкусовых ощущений, вместе взятых [5].

Человек воспринимает визуальную информацию в 60 000 раз быстрее, чем текстовую, так как в обработке визуальной информации задействована почти половина нейронов головного мозга, а 70% сенсорных рецепторов находятся именно в глазах.

Визуальная информация эффективна, поскольку строится на ассоциациях и, таким образом, включает в себя эмоции. Эмоции, в свою очередь, позволяют легко и ярко воспринимать сообщение и передавать сигнал о нем далее, в головной мозг [5]. Она состоит из текста и визуальных образов (художественные зарисовки, графики, диаграммы и другие графические объекты). Ее можно использовать в печатных (статическая инфографика) и электронных (статическая и динамическая инфографика) средствах информирования. Инфографика характеризуется совокупностью полезных свойств ее компонентов и оказывает комплексное и всестороннее воздействие на процесс восприятия и усвоения информации. Кроме того, она позволяет уменьшить объем за счет размещения информации внутри иллюстраций, что способствует активизации работы образного и вербального мышления. К тому же разработка инфографики не требует больших материальных затрат, так как существует ряд бесплатных программ, позволяющих уверенному пользователю ПК и Интернета создавать статические и динамические «картинки» различного уровня сложности по наполнению и дизайну.

В последнее время сфера инфографики стала популярной в различных областях человеческого общения, начиная от науки и статистики, заканчивая образованием и журналистикой.

По типу источника инфографика подразделяется на аналитическую (подготавливается на основе аналитических материалов, наиболее распространена в экономической сфере), новостную (подготавливается под конкретную новость в оперативном режиме), реконструкцию (использует за основу данные о каком-либо событии, воссоздает динамику событий в хронологическом порядке) и презентацию (иллюстрированный рассказ об информации).

Инфографика бывает статической и динамической. К статической инфографике, например, относится схема московского метрополитена. В динамической показаны элементы в динамике (растут и уменьшаются столбики на диаграмме, крутится земной шар вокруг своей оси и т.д.).

Среди динамической инфографики выделяют анимированную и интерактивную. Анимированная инфографика - это создание качественного рассказа об информации в анимированной графике. В ней обычно используется сочетание иллюстраций, визуализации данных и динамического текста. Интерактивная инфографика - это отображаемая графическая информация, позволяющая в онлайн режиме собирать и изменять свои данные в сети Интернет.

Для того чтобы максимально использовать все преимущества инфографики, она должна быть грамотно разработана с учетом психологических особенностей восприятия людей, основополагающих педагогических принципов и с точки зрения информационного дизайна.

В настоящее время с учетом огромного потока информации, наглядное представление данных и знаний посредством иллюстраций и графики считается одним из эффективных способов информирования населения и подготовки учащихся образовательных организаций. Данные, представленные с помощью инфографики привлекательны, просты в изложении, и наглядны, что способствует быстрому восприятию, легкому усвоению и запоминанию информационного материала.

Список используемой литературы

1. Государственные доклады «О состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» за 2012-2014 годы.

2. ФЗ от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

3. Методические рекомендации по использованию методов активного информационного воздействия на население и персонал в условиях чрезвычайных ситуаций для специалистов МЧС России: Методические рекомендации/ Под общ. ред. Пучкова В.А. - М.: ООО «Олтей», 2010. - 195 с.

4. Грачев Г., Мельник И. Манипулирование личностью. Организация, способы и технологии информационно-психологического воздействия. -М.: Алгоритм, 2002.

5. Борисова И. Органы чувств человека. - М.: Издательство АСТ, 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.