Научная статья на тему 'Применение инфографики для подготовки населения в области безопасности жизнедеятельности'

Применение инфографики для подготовки населения в области безопасности жизнедеятельности Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
465
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ВИЗУАЛИЗАЦИЯ / ИНФОГРАФИКА / ИНФОРМАЦИОННЫЙ ДИЗАЙН / ИНФОРМИРОВАНИЕ / КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / HEALTHY AND SAFE ACTIVITY / VISUALIZATION / INFOGRAPHICS / INFORMATION DESIGN / INFORMING / CULTURE OF HEALTHY AND SAFE ACTIVITY / MASS MEDIA / EMERGENCY SITUATION / EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Норсеева Мария Евгеньевна, Дегтярева Анастасия Владимировна

Рассмотрено понятие инфографики и ее роль в процессе информационного воздействия на человека с целью профилактики и снижения риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также формирования культуры безопасности жизнедеятельности у населения. Выделены основные компоненты, влияющие на эффективность информационного сообщения, представленного в виде инфографики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Норсеева Мария Евгеньевна, Дегтярева Анастасия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Application of Infographics for Preparation of the Population in the Field of Healthy and Safe Activity

In article the concept of infographics and its role in the course of information impact on the person for the purpose of prevention and reduction of risk of emergency situations, and also formation of culture of healthy and safe activity at the population is considered. The main components influencing efficiency of the information message presented in the infographics form are allocated also.

Текст научной работы на тему «Применение инфографики для подготовки населения в области безопасности жизнедеятельности»

/64 Civil SecurityTechnology, Vol. 12, 2015, No. 3 (45) УДК 614.8.01

Применение инфографики для подготовки населения в области безопасности жизнедеятельности

ISSN 1996-8493

© Технологии гражданской безопасности, 2015

М.Е. Норсеева, А.В. Дегтярева

Аннотация

Рассмотрено понятие инфографики и ее роль в процессе информационного воздействия на человека с целью профилактики и снижения риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также формирования культуры безопасности жизнедеятельности у населения. Выделены основные компоненты, влияющие на эффективность информационного сообщения, представленного в виде инфографики.

Ключевые слова: безопасность жизнедеятельности; визуализация; инфографика; информационный дизайн; информирование; культура безопасности жизнедеятельности; средства массовой информации; чрезвычайная ситуация; эффективность.

Application of Infographies for Preparation of the Population in the Field of Healthy and Safe Activity

ISSN 1996-8493

© Civil Security Technology, 2015

M. Norseeva, A. Degtyareva

Abstract

In article the concept of infographies and its role in the course of information impact on the person for the purpose of prevention and reduction of risk of emergency situations, and also formation of culture of healthy and safe activity at the population is considered. The main components influencing efficiency of the information message presented in the infographics form are allocated also.

Key words: healthy and safe activity; visualization; infographics; information design; informing; culture of healthy and safe activity; mass media; emergency situation; efficiency.

«Говорить надо не уху, а глазу»

К. Станиславский

Подготовка населения в области безопасности жизнедеятельности (далее — БЖД) включает в себя различные мероприятия, среди которых информирование и пропаганда, нацеленные на профилактику и снижение рисков в чрезвычайных ситуациях (далее — ЧС). Анализ данных о последствиях ЧС, произошедших в Российской Федерации за последние годы [1], показывает, что одной из причин возникновения значительного материального ущерба, больших людских потерь является низкий уровень подготовки, и в частности информированности населения о возможных опасностях и правилах поведения при их возникновении.

Под информированием понимается доведение до населения через средства массовой информации (далее — СМИ) и по иным каналам информации о прогнозируемых и возникших ЧС, принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, а также проведение пропаганды знаний в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от ЧС, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах, и обеспечения пожарной безопасности [2].

Основной целью регулярного и активного информирования населения по вопросам БЖД является «опережающий эффект», заключающийся в готовности к действиям в случае возникновения ЧС, что будет способствовать не только снижению людских потерь, но и предупреждению возникновения самих ЧС. Получившие теоретические знания и подготовленные к действиям в ЧС люди составляют основу безопасного общества [3]. Для этого планомерное информационное воздействие должно быть организовано в режиме повседневной деятельности всех органов государственной власти и органов местного самоуправления.

МЧС России проводит активную информационную работу в области БЖД и формирования культуры безопасности жизнедеятельности (далее — КБЖ) у населения. В режиме повседневной деятельности готовятся информационные материалы для печати в газетах и журналах о текущих мероприятиях и результатах работы; увеличивается количество газет, в которых появляются рубрики МЧС России; активно ведется пропаганда здорового образа жизни и безопасного поведения путем социальной рекламы на телевидении и радио, снимаются видеоролики, документальные фильмы и сериалы по действиям населения в условиях ЧС, о подвигах и героизме спасателей; повышаются тиражи издаваемых учебников, энциклопедий, буклетов и памяток по БЖД, в местах массового пребывания людей и в транспортных средствах размещаются технические средства и системы информирования населения, на оживленных улицах устанавливаются плакаты соответствующей тематики и т.д.

Количественные показатели информационной работы, такие как активность и регулярность, несомненно, являются важными, но ключевое значение имеет эффективность проделанной работы, заключающаяся в положительном влиянии на население, способствующем реализации целей и задач деятельности по формированию КБЖ. Ведь подготовка населения — это не просто процесс передачи данных.Она должна сопровождаться еще и определенным информационным воздействием, чтобы была достигнута основная цель, которая заключается в формировании паттернов (устойчивых образцов) безопасного поведения в повседневных условиях и в условиях опасных и ЧС.

Процесс информационного воздействия на человека состоит из нескольких этапов, напрямую связанных с устройством и особенностями деятельности высших психических процессов человека. Эти этапы: восприятие, оценка (осмысление), овладение (усвоение и запоминание).

Для того чтобы информация, доносимая до людей, привлекала внимание, легко воспринималась, быстро и надолго запоминалась, информационное сообщение должно обладать: высоким качеством материалов, из которых изготавливается источник, или технических средств, используемых для реализации информационного сообщения в коммуникативное пространство; грамотно подобранным и оформленным содержанием материала; полнотой; наглядностью; доступностью; актуальностью (ценностью); репрезентативностью.

В современных источниках обучения и информирования населения в области БЖД (учебниках, учебных пособиях, брошюрах, памятках, буклетах, листовках, теле- и радиопередачах, презентациях, информационных и обзорных статьях, видеороликах, на плакатах, стендах и др.) информационное сообщение передается при помощи текста, иллюстрационных материалов (картинки, фотографии, рисунки, схемы, чертежи, символика, таблицы, графики), звуков (музыка, речь), видеоизображения. Эти средства, выступающие в роли сигналов, содержат социально-психофизиологические коды, которые расшифровываются в коммуникативном процессе. Где бы и в каком коде ни пребывала информация, ее для общества необходимо преобразовать в расшифрованный код. Чем больше разнообразных кодов содержит сигнал, тем быстрее и правильнее он будет расшифрован, принят большим количеством людей, которые по-разному воспринимают различные коды (кто-то лучше усваивает информацию через зрительное восприятие, кто-то на слух и т.д.) (рис. 1).

Посредством различных способов транслирования человек усваивает информацию в следующих процентах от общего объема переданной информации (при условии, что с данной информацией он ранее не был знаком, либо изучал вопрос частично) [3]:

10 % — при чтении;

20 % — на слух;

30 % — визуально (анимация, видео без звука); 40 % — визуально и на слух; 60 % — при обсуждении вопроса; 80 % — при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем;

ницу печатного текста, разбавленного 2 иллюстрационными материалами или 1 таблицей, или 1 диаграммой. Но такое сообщение не обладает достаточными эффективными характеристиками: полнотой и наглядностью.

Рис. 1.Схема передачи и восприятия информационного сигнала

90 % — при самостоятельной формулировке и решении проблем.

Большинство компонентов информационного сообщения содержат минимальный набор сигналов и кодов. Недостаточность доступных для восприятия разными людьми кодов выражается в том, что информационное сообщение не обладает одновременно всеми необходимыми показателями эффективности. Например, текст или речевое сообщение не обладают наглядностью, а таблица без соответствующих к ней пояснений — доступностью и т.д.

Кроме того, существует проблема между максимально эффективной продолжительностью восприятия информации и ее объемом. Учеными была установлена зависимость между продолжительностью восприятия информационного сообщения и ее запоминаемостью. Анализ этой зависимости показывает, что после увеличения продолжительности восприятия свыше 30—40 с, рост вероятности запоминания информации уменьшается (рис. 2, [4]).

Оценив существующие способы информирования, можно заметить, что за 30—40 секунд в среднем человек сможет осознанно прочитать (то есть, вникая в содержание изложенного) 1 стра-

Рис. 2. Зависимость между продолжительностью восприятия информации и ее запоминаемостью

Люди отличаются высокой занятостью и, зачастую, не расположены много читать. Они хотят быстро получить ответы на все вопросы, бегло просматривая страницы журналов и газет, изучая и выбирая самое интересное, на их взгляд. Обладая «клиповым мышлением», они, в большинстве своем, неспособны сосредоточиться на идеях, проанализировать их и сделать выводы. Они фокусируются на отдельных вспышках и образах.

Конечно, такие средства информирования, как телевидение или технические системы, построены на принципе использования максимального количества кодов, что дает возможность воздействовать одновременно на несколько органов чувств человека, ускоряя скорость и повышая эффективность передачи информационного сигнала. Но у них есть недостаток, заключающийся в высокой стоимости разработки, поддержания и обновления контента. Поэтому их применение не всегда оказывается оправданным, например, для информирования немногочисленной целевой аудитории.

Решить вышеуказанные проблемы позволяет популярная в информационном дизайне форма представления информации в виде инфографики, позволяющая объединять наиболее часто используемые элементы информационного сообщения (текст и иллюстрационные материалы) в единый для восприятия мозгом закодированный символ.

Инфографика представляет собой визуальное изложение текста. И это неспроста. Если принять за 100 % информацию, которую воспринимают все органы чувств, вместе взятые, то на долю зрения придется до 80 % информации, воспринимаемой организмом извне, и только 20 % приходятся на долю

слуха, осязания, обоняния и вкусовых ощущений вместе взятых [5].

Человек воспринимает визуальную информацию в 60 000 раз быстрее, чем текстовую, так как в обработке визуальной информации задействована почти половина нейронов головного мозга, а 70 % сенсорных рецепторов находятся именно в глазах.

Визуальная информация эффективна, поскольку строится на ассоциациях и, таким образом, включает в себя эмоции. Эмоции, в свою очередь, позволяют легко и ярко воспринимать сообщение и передавать сигнал о нем далее, в головной мозг [5]. Она состоит из текста и визуальных образов (художественные зарисовки, графики, диаграммы и другие графические объекты). Ее можно использовать в печатных (статическая инфографика) и электронных (статическая и динамическая инфографика) средствах информирования. Инфографика характеризуется совокупностью полезных свойств ее компонентов и оказывает комплексное и всестороннее воздействие на процесс восприятия и усвоения информации. Кроме того, она позволяет уменьшить объем за счет размещения информации внутри иллюстраций, что способствует активизации работы образного и вербального мышления. К тому же разработка инфогра-фики не требует больших материальных затрат, так как существует ряд бесплатных программ, позволяющих уверенному пользователю ПК и Интернета создавать статические и динамические «картинки» различного уровня сложности по наполнению и дизайну.

В последнее время инфографика стала популярной в различных областях человеческого общения, начиная от науки и статистики, заканчивая журналистикой и образованием.

По типу источника инфографика подразделяется на аналитическую (подготавливается на основе аналитических материалов, наиболее распространена в экономической сфере), новостную (подготавливается под конкретную новость в оперативном режиме), реконструкцию (использует за основу данные о каком-либо событии, воссоздает динамику событий в хронологическом порядке) и презентацию (иллюстрированный рассказ об информации).

По форме подачи инфографика может быть единая (вся информация в одном блоке и взаимосвязана между собой) и раздельная (информация разделена на блоки, которые не связаны между собой).

Инфографика бывает статической и динамической. К статической инфографике, например, относится схема московского метрополитена. В динамической показаны элементы в динамике (растут и уменьшаются столбики на диаграмме, крутится земной шар вокруг своей оси и т.д.).

Среди динамической инфографики выделяют анимированную и интерактивную. Анимированная инфографика — это создание качественного рассказа об информации в анимированной графике. В ней обычно используется сочетание иллюстраций,

визуализации данных и динамического текста. Интерактивная инфографика — это отображаемая графическая информация, позволяющая в онлайн режиме собирать и изменять свои данные в сети Интернет.

Для максимального использования всех своих преимуществ инфографика должна быть грамотно разработана с учетом психологических особенностей восприятия людей, основополагающих педагогических принципов и информационного дизайна. Особое внимание при разработке статической инфогра-фики необходимо уделять:

общему размеру информационного сообщения, представляемого в виде инфографики; отбору содержания текста; подборке иллюстрационного материала; количественному соотношению текста и иллюстрационного материала;

соотношению размеров текста и иллюстрационного материала;

цветовым сочетаниям элементов инфографики; размещению текста и иллюстрационных материалов на странице;

выбору шрифта и заголовка; способам акцентирования внимания; авторским находкам или так называемым «фишкам»;

выбору формата для графического или видеофайла.

Пока не существует научно обоснованных критериев эффективности и их конкретных значений для вышеуказанных свойств. В связи с чем, видится необходимым проведение ряда научных исследований в данном направлении, ведь, как показал проведенный анализ, применение инфографики — действительно эффективный способ повышения информированности населения в различных областях.

Человек ежедневно сталкивается с огромными объемами информации, которая действует на него различным образом. Данные, представленные с помощью инфографики, привлекательны, просты для восприятия и запоминания, акцентируют внимание на главном, поэтому она является эффективным способом информирования.

Для практической оценки эффективности предлагаемого способа преподнесения информации по вопросам БЖД предложен рисунок (рис. 3), выполненный в виде инфографики:

в нем отражено все содержание статьи, занимающей 10 страниц печатного текста;

всмотревшись в суть картинки, можно легко разобраться в ее содержании и смысле за счет использования известных значков-символов и логического построения композиции;

красивая графика, яркие цвета привлекательны и интересны для восприятия;

такой вид представления информации лучше запоминается, обращен не только к познавательной, но и эмоциональной сфере.

4. Грачев Г., Мельник И. Манипулирование личностью. Организация, способы и технологии информационно-психологического воздействия. М.: Алгоритм, 2002.

5. Борисова И. Органы чувств человека. М.: Издательство АСТ, 2009.

Сведения об авторах

Рис. 3. Инфографика об эффективности применения инфографики

Литература

1. Государственные доклады «О состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» за 2012—2014 годы.

2. ФЗ от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

3. Методические рекомендации по использованию методов активного информационного воздействия на население и персонал в условиях чрезвычайных ситуаций для специалистов МЧС России: Методические рекомендации / Под общ. ред. В.А. Пучкова. М.: ООО «Олтей», 2010. 195 с.

Норсеева Мария Евгеньевна: ФГБУ ВНИИ ГОЧС, н. с. 121352, Москва, ул. Давыдковская, 7. E-mail: Masynia11@yandex.ru SPIN-код — 9069-9755.

Дегтярева Анастасия Владимировна: ФГБУ ВНИИ ГОЧС, м. н. с..

121352, Москва, ул. Давыдковская, 7. E-mail: fortalez@mail.ru

Information about authors

Ivanova Marina A.: Federal Government Budget Institution "All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies" (Federal Center of Science and High Technology), Research Associate. 121352, Moscow, str. Davydkovskaya, 7. E-mail: Masynia11@yandex.ru SPIN-scientific — 9069-9755.

Degtyareva Anastasia V.: Federal Government Budget Institution "All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emer-gencies" (Federal Center of Science and High Technology), Junior Researcher. 121352, Moscow, str. Davydkovskaya, 7. E-mail: fortalez@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.