Инфографика как современный инструмент визуальных
коммуникаций
Хоменко Ольга Владимировна документовед отдела разработки электронного контента, Центр информационных технологий, магистрант факультета элитного образования и магистратуры Омский государственный технический университет, пр. Мира, 11, г. Омск, 644050, (3812) 66-87-39 [email protected]
Аннотация
В статье рассмотрены современные инструменты визуализации данных. Представлена классификация, выявлены признаки качественной инфографики. Цель работы - определение требований, предъявляемых к инфографике, способствующих восприятию, усвоению и запоминанию информации целевой аудиторией. Актуальность статьи обусловлена растущей популярностью инфографики как современного инструмента визуальных коммуникаций, в том числе в образовании.
The article deals with modern tools of data visualization. In the classification of the characteristics of high-quality infographics. The goal is to determine the requirements for the infographic, contributing to the perception, assimilation and retention of information by the target audience. The relevance of the article due to the growing popularity of infographics as a modern tool of visual communication, including in education.
Ключевые слова
инфографика, визуальные коммуникации, маркетинг, образование, дизайн infographics, visual communication, marketing, education, design
Введение
Стремительное развитие информационных технологий привело к тому, что визуальный контент стал одним из основных инструментов маркетинговых коммуникаций, в том числе в сети Интернет. Это связано, в том числе, с ростом числа пользователей, принадлежащих к поколению «цифровых аборигенов», для которых характерно взросление в условиях повсеместного распространения цифровых технологий. В свою очередь, это влияет на используемые способы обращения с информацией, а также их взаимодействия друг с другом и социальными институтами.
По данным компании PricewaterhouseCoopers, в настоящее время доля потребителей, которые одновременно используют от 2 до 5 мобильных устройств, составляет 26% всего населения, а к 2020 году их доля составит 40% всех потребителей. [1]
Активно используется визуальный контент в различных сферах: в маркетинге, в средствах массовой информации, в образовании. Информация, представленная в доступном и понятном виде, быстрее усваивается. Существуют различные формы структурирования информации. Для проведения лекционных занятий чаще применяются презентации, позволяющие разместить текстовые и иллюстративные материалы на слайдах, которые сопровождаются комментированием (рис. 1).
Рис. 1. Пример использования презентации со звуковым сопровождением
слайдов
Для самообучения и повторения пройденного материала можно порекомендовать более компактное и простое для восприятия, гармонично сочетающее всю необходимую информацию в понятном и законченном виде средство - инфографику. Инфографика помогает представить информацию в виде лаконичных графиков, отражающих динамику в определённой сфере или характеристики процессов и явлений. В сфере образования инфографика применяется помимо лекционных занятий и в разработке информационно-рекламных материалов.
Как известно, мозг человека обрабатывает визуальную информацию значительно быстрее текстовой, вследствие чего графический дизайн является основным средством разработки объектов визуальной коммуникации. Компания Venngage провела опрос, в результате которого300 респондентов отметили, что популярность визуального контента уверенно растёт. В 2017 году его распространение увеличилось на 130% по сравнению с 2016 годом. При этом 53% респондентов заявили, что от 91% до 100% создаваемого ими контента является визуальным. Наибольшей популярностью у потребителей пользуются следующие средства визуальной коммуникации: инфографика, таблицы и видео, мемы и gif-анимация. Таким образом, создание визуального контента становится основой любых маркетинговых стратегий. Для эффективной коммуникации объекты графического дизайна должны обладать конкретными характеристиками, к числу которых следует отнести:
- краткость и информативность;
- визуальная привлекательность, но не сложность;
- персонализация и доступность;
- актуальность и интерактивность.
Вследствие лёгкости и быстроты восприятия и запоминания, а также простоты дальнейшей коммуникации, аудитория лояльна к инфографике. Это обуславливает
дальнейший рост значимости визуального контента в маркетинговых стратегиях различных компаний. [2]
Виды инфографики
Альберто Каиро, специалист в сфере визуализации, считает, что инфографика приняла привычный для нас вид в газете USA Today в 1982 году, когда на страницах издания начали появляться простые информативные изображения. Основная цель инфографики — совершенствование процесса восприятия информации, объяснение сложной информации простыми и понятными образами, передача данных в компактном сообщении, которое выглядит интереснее и легче усваивается, чем сплошной текст. Несколько лет назад можно было увидеть только печатную и статическую инфографику в основном в прессе. С развитием Интернета появилась анимированная и интерактивная инфографика. В анимированной инфографике сочетаются иллюстрации, визуализация данных и динамический текст. Интерактивная инфографика — отображаемая графическая информация, позволяющая в режиме онлайн собирать и изменять свои данные в сети Интернет. Сфера применения интерактивной визуализации данных широка — научные и статистические исследования, игровые и обучающие процессы, педагогический дизайн, системы бизнес-аналитики и веб-разработки.
Виды инфографики по типу контента:
1) советы и лайфхаки;
2) кулинарные рецепты;
3) тайм-лайны — хронология событий и биографии;
4) определённая тематика в цифрах и фактах (например, образование в цифрах).
Например, инфографика в цифрах используется в рекламе электронных
образовательных ресурсов Омского государственного технического университета (рис. 2.)
Рис. 2. Использование инфографики в рекламном баннере портала мобильного
контента ОмГТУ
Альберто Каиро, говоря о перспективах развития инфографики, делает основной акцент на качестве информации: «В будущем будет больше графики, объединяющей анимацию и повествование, больше интерактивных и по-настоящему глубоких визуализаций, с помощью которых читатели смогут исследовать данные и делать выводы самостоятельно. Сначала создавайте четкую структуру, а уже потом думайте об использовании конкретного стиля, цветовой гаммы, иллюстраций или чего бы то ни было».[3]
С одной стороны, инфографика является жанром журналистики, с другой — инструментом маркетинговых коммуникаций. Большое значение для визуализации данных имеет не только дизайн, но прежде всего, качество и достоверность информации (рис. 3.).
Рис. 3. Применение инфографики в обучающем ролике программы повышения квалификации ОмГТУ «Электронная информационно-образовательная среда
вуза»
Создание инфографики
По данным Hubspot, 71% маркетологов используют визуальный контент в своих SMM стратегиях. [4] С помощью сервиса Buzzsumo, проведён анализ 1 000 наиболее попу-лярных образцов инфографики, целью которого является выявление особенностей, присущих наиболее успешным визуализациям данных. В результате, наибольший отклик среди аудитории получила инфографика, обладающая следующими характеристиками:
- средний объем текста в макете - 396 слов;
- средний размер инфографики — 800 на 2619 пикселей;
- наиболее популярны оттенки синего цвета (47% всей графики), реже используются красный и зелёный. [4]
Кроме этого, стоит учитывать, что параметры внешнего вида и содержания определяются площадкой размещения и аудиторией пользователей.
Анализ образцов инфографики, пользующейся популярностью у интернет-пользователей, позволяет выявить основные признаки качественной визуализации данных:
1. Целостность. Текст и изображение дополняют друг друга, но главный акцент — на изображении.
2. Простота. Инфографика должна помочь воспринимать информацию, но при этом не быть примитивной.
3. Наглядность и информативность. Информация должна быть понятной при беглом просмотре, чтобы успеть заинтересовать, но и не перегружать смотрящего.
4. Актуальность и интересность информации для потребителя.
В структуре макета контента должны быть чётко различимы заголовок, подзаголовок, график или таблица, информация об источнике данных для формирования доверительного отношения потребителя. При этом необходимо рационально использовать пространство, чтобы макет не был перегружен и не воспринимался слишком пустым.
В случае отсутствия у преподавателя опыта работы в графических редакторах можно воспользоваться онлайн-ресурсами для создания инфографики. Наиболее популярны следующие сервисы: Easel.ly, Piktochart.com, Canva.com. После регистрации пользователь получает доступ к библиотеке объектов, возможность менять цветовые схемы и шрифты, загружать собственные изображения.
Для создания инфографики необходимо использовать изображения, полностью раскрывающие тему, выравнивать элементы, правильно использовать цвета: один доминирующий и 2 цвета для акцента. Для целостного восприятия инфографики нужно использовать не более трёх гарнитур шрифта в одном макете. Так как большинство людей смотрят инфографику с мобильных устройств, нужно учитывать кегль шрифта, интерлиньяж и кернинг, чтобы информация легко считывалась даже с небольшого экрана. Практически все сайты и приложения используют вертикальную ориентацию, поэтому при создании макета рекомендуется соблюдать пропорции: длина в три или четыре раза больше ширины.
Заключение
Основные требования к инфографике сводятся к использованию максимально простых цветовых схем, минимума текста, актуальной для целевой аудитории темы. Преподаватели, не имеющие опыта работы в графических редакторах, могут разработать инфографику, используя специализированные интернет-сервисы.
Инфографика автономна, имеет собственные заголовки, занимает большую часть полосы в журнальной периодике или экрана в интернет-СМИ. Веб-издания активно используют инфографику, обогащая её за счет применения анимации, 3D-визуализации, а также интерактивности. [5]
Таким образом, с помощью инфографики можно создавать защиту от информационного шума и доносить до потребителей необходимую информацию. Благодаря интерактивности эффективность данного типа контента многократно усиливается. Она способствует быстрому усвоению и запоминанию информации, акцентируя внимание на главном, тем самым повышая эффективность усвоения знаний обучающимися. Все это обуславливает актуальность применения инфографики как средства визуальной коммуникации в образовании.
Литература
1. Всемирный обзор индустрии развлечений и СМИ: прогноз на 2016-2020 годы: [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.pwc.ru/ru/publications/media-outlook.html (дата обращения: 19.09.2017).
2. Визуальный контент в онлайн-маркетинге: факты и статистика. Инфографика [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://infographer.ru/alberto-kairo-infografika-v-reklame-otkryvaet-shirokie-vozmozhnosti-dlya-obmana-intervyu/#more-6909 (дата обращения: 17.09.2017)
3. Каиро А.: Инфографика в рекламе открывает широкие возможности для обмана (интервью) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://infographer.ru/alberto-kairo-infografika-v-reklame-otkryvaet-shirokie-vozmozhnosti-dlya-obmana-intervyu/#more-6909 (дата обращения: 22.09.2017)
4. The Ultimate List of Marketing Statistics [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.hubspot.com/marketing-statistics (дата обращения: 22.09.2017)
5. Дрозд Е. Инфографика о том, какая инфографика самая популярная 20.05.2016 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://rusability.ru/content-таткей^/18731/(дата обращения: 25.09.2017)
6. Смирнова Е.А. Инфографика в системе журналистских жанров // Вестник ВолГУ. Серия 8. Вып. 11.2012
7. Электронный научный журнал Медиаскоп [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.mediascope.ru/issues/477 (дата обращения: 27.09.2017)