VI Всероссийская научно-практическая онлайн-конференция с международным участием «Инфекции и инфекционная безопасность в гематологии и службе крови»_
Результаты исследования. За 2015-2019 годы по ОПК ПСПбГМУ им. академика И. П. Павлова было проведено 51 880 донаций крови и ее компонентов от 21 832 доноров, из них первичных 15 727, регулярных — 6105. Выявлено маркеров гепатита С у 100 доноров (0,46 %), у первичных доноров — 89 (0,56 %), регулярных 11 (0,18 %). У 25 (0,11 %) доноров обнаружены маркеры гепатита В, их них — у 18 (0,11 %) первичных доноров, у 7 (0,11 %) регулярных доноров. Маркеры сифилиса идентифицировали у 73 доноров (0,33 %), у 35 (0,22 %), у 38 (0,62 %) регулярных доноров. Маркеры ВИЧ-1/2 оказались позитивными у 19 (0,09 %), в 16 (0,11 %) случаях у первичных доноров, в 3 (0,05 %) — у регулярных доноров. Всего маркеров инфекций выявлено у 217 доноров (0,99 %), у первичных — 158 (1,0 %), у регулярных — 59 (0,96 %). По РНЦК РТ в 2019 году было проведено 44 066 донаций, 24 510 из них у первичных доноров и 19556 у регулярных. Всего маркеров инфекций выявлено у 1965 доноров, или у 4,46 % доноров, у первичных доноров 1956 (7,98 %), регулярных доноров — 7 (0,03 %). Маркеры гепатита С обнаружены у 450 доноров (1,02 %), у первичных — 443 (1,81 %), регулярных — 7 (0,04 %), гепатита В у 796 доноров (1,81 %), у первичных — 796 (3,25 %), у регулярных — 0. Маркеры сифилиса выявлено у 550 доноров (1,25 %), у первичных доноров — 548 (2,23 %), регулярных — 2 (0,01 %), ВИЧ-1/2 — у 169 доноров (0,16 %), все случаи у первичных доноров (0,69 %). У регулярных доноров РНЦК РТ распространенность ге-мотрансмиссивных инфекций в 266 раз меньше,
Санкт-Петербург 9 октября 2020 г.
чем у первичных доноров. Распространенность гемотрансмиссивных инфекций среди первичных доноров РНЦК РТ в разы выше, чем у доноров ОПК ПСПбГМУ им. академика И. П. Павлова. Возможно, это связано с недостаточной работой персонала по набору, отбору доноров из группы населения с низким риском по инфекциям. Среди регулярных доноров ОПК выявляемость гемотрансмиссивных инфекций в разы выше, чем в РНЦК РТ, возможно, это связано с тем, что абсолютное большинство доноров ОПК люди молодого возраста, часть которых возможно ведут рискованный образ жизни.
Выводы. Основными путями, исключающими или уменьшающими риск передачи реципиенту инфекций трансфузионным путем, являются качественное тестирование крови доноров с использованием высокочувствительных, специфических тест-систем, внедрение ПЦР-тестирования крови первичных доноров в отдельных образцах без пулирования, каран-тинизация, вирус-инактивация компонентов донорской крови, рациональное клиническое применение гемокомпонентов, внедрение менеджмента крови пациента, применение кро-весберегающих технологий в лечебной практике. Важное значение должны уделять набору доноров из группы населения с низким уровнем риска по гемотрансмиссивным инфекциям, тщательному медицинскому их отбору. Автоматизация процессов разделения крови на ее компоненты, тестирование крови доноров на маркеры инфекций будет способствовать повышению качества за счет исключения ошибок, связанных с человеческим фактором.
Большова Н. А.1, Стома И. О.2, Лендина И. Ю.1
1 ГУ «Минский научно-практический центр хирургии, трансплантологии и гематологии», г. Минск
2 УО «Белорусский государственный медицинский университет», г. Минск
ИНФЕКЦИИ КРОВОТОКА, ВЫЗВАННЫЕ БЛРСПРОДУЦИРУЮЩИМИ ШТАММАМИ E. COLI У ПАЦИЕНТОВ С ГЕМОБЛАСТОЗАМИ
Введение. Современные программы химиотерапии позволяют достичь высокой общей выживаемости у больных гемобластозами, но наряду с успехами в лечении пациентов увеличивается риск возникновения тяжелых инфекционных осложнений. Инфекции кровотока является одним из частых и тяжелых осложнений у иммуноком-прометированных больных. В настоящее время в структуре возбудителей инфекций кровотока
отмечена тенденция к увеличению доли гра-мотрицательных микроорганизмов, включая энтеробактерии, из которых основную часть составляют Escherichia coli и Klebsiella pneumoniae. Основной причиной резистентности у бактерий семейства Enterobacteriaceae является продукция плазмидокодируемых ß-лактамаз расширенного спектра (БЛРС). БЛРС в разной степени гидроли-зуют практически все ß-лактамные антибиотики,
ВЕСТНИК ГЕМАТОЛОГИИ, том XVI, № 3, 2020
за исключением цефамицинов и карбапенемов и чувствительны к ингибиторам ß-лактамазы.
Цель. Изучение распространенности БЛРС-продуцирующих штаммов E. соН у пациентов в гематологическом отделении, оценить эффективность отдельных схем эмпирической антибактериальной терапии у данной категории пациентов.
Материалы и методы. В исследование было включено 42 эпизода инфекции кровотока у пациентов с острыми лейкозами. Пациенты проходили лечение на базе гематологического отделения № 3 «Минский научно-практический центр хирургии, трансплантологии и гематологии» с января 2020 по август 2020 года. В исследовании принимали участие пациенты в возрасте от 21 до 64 лет, 50 % составляли мужчины, 50 % — женщины. Медиана возраста составляла 43 года. В работе проспективно и на основании доступной медицинской документации регистрировались следующие данные: диагноз заболевания, возраст пациента на момент госпитализации, схема химиотерапевти-ческого лечения, день развития инфекции от окончания полихимиотерапии, абсолютное число нейтрофилов периферической крови, схема антибактериальной терапии, результаты микробиологических исследований крови, исход лечения.
Результаты и обсуждение. Среди возбудителей инфекций кровотока у пациентов с острыми лейкозами были отмечены следующие возбудители: K. pneumoniae, E. coli, A. baumannii, E. cloacae, S. haemolyticus, S. hominis и S. epidermidis.
Инфекция кровотока, вызванная E. coli, была выявлена в 14 случаях (33,3 %), при этом продукция БЛРС была выявлена у 57,1 % штаммов E.
coli. У всех пациентов был зарегистрирован агра-нулоцитоз. В качестве эмпирической антибактериальной терапии использовалась комбинация цефалоспорина IV поколения (цефепим) с ами-ногликозидом III поколения (амикацин) в 35,7 % случаях и комбинация карбапенема (меропенем) с аминогликозидом III поколения (амикацин) в 64,3 % случаев, при этом проводимую эмпирическую антибактериальную терапию можно было расценивать как рациональную в 78,6 % случаев, в 21,4% случаев требовалась эскалация. Использование цефалоспорина IV поколения (цефепим) в схеме эмпирической терапии показало себя неэффективным в 60% случаев. У всех пациентов с инфекцией кровотока, вызванной БЛРС-продуцирующими штаммами E. соН, госпитализация являлась повторной в течение последних 3 месяцев. В 92,9 % случаев в исходе терапии наблюдалась стабилизация состояния пациента в результате проводимой терапии, в 7,1 % случаев зарегистрирован летальный исход.
Выводы. Эмпирическая терапия инфекций кровотока у пациентов с онкогемаологически-ми заболеваниями, была рациональной в 78,6 % случаев в отношении инфекций кровотока, вызванных E. соН.
Назначение эмпирической антибактериальной терапии карбапенем + аминогликозид показала себя эффективной в 100 % случаев.
Использование цефалоспорина IV поколения (цефепим) в схеме эмпирической терапии показало себя неэффективным в 60% случаев.
Для проведения эффективной терапии инфекционных осложнений необходимо изучение локального антибиотикорезистентности, с последующим изменением подходов к стартовой терапии.
Ватагина Е. А., Андреева Я. С., Белякова В. В., Резаева Н.Л., Майорова О. А., Момотюк К. С., Джасим Г. А., Лялюхина А. А.
ГБУЗ «Центр крови имени О. К. Гаврилова Департамента здравоохранения города Москвы», г. Москва
ВОПРОСЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФЕКЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СЛУЖБЕ КРОВИ ВО ВРЕМЯ ПАНДЕМИИ НОВОЙ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ
Введение. Как малоизученный, вирус БЛЯБ-СоУ-2 в соответствии с действующим санитарным законодательством Российской Федерации предварительно отнесен ко II группе патогенности. Стоит отметить, что обследование на СОУШ-19 в учреждениях службы крови не является обязательным. Однако в Центре
крови имени О. К. Гаврилова в целях профилактики и недопущения распространения новой коронавирусной инфекции наряду с другими противоэпидемическими мероприятиями было принято решение о дополнительном обследовании доноров крови и ее компонентов на наличие маркеров вышеуказанной инфекции.