Научная статья на тему 'ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
291
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ / УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ УМЕНИЯ / УМЕНИЕ СТАВИТЬ ЦЕЛЬ / УМЕНИЕ ОПРЕДЕЛЯТЬ ГИПОТЕЗУ ИССЛЕДОВАНИЯ / УМЕНИЕ ОПРЕДЕЛЯТЬ ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ / INDIVIDUAL EDUCATIONAL ROUTE / EDUCATIONAL AND RESEARCH SKILLS / ABILITY TO SET A GOAL / ABILITY TO DETERMINE THE HYPOTHESIS OF RESEARCH / ABILITY TO DETERMINE THE SOURCES OF INFORMATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тихонова Любовь Александровна

Статья включает в себя теоретическую справку по теме статьи и реальный опыт исследования в рамках начальной школы. В статье описана важность индивидуального-образовательного маршрута, условия его создания. Дано определение индивидуального образовательного маршрута, наиболее чётко отражающее его сущность, с точки зрения авторов статьи. В статье исследователями предложен алгоритм проектирования и реализации индивидуального образовательного маршрута младшего школьника по формированию учебно-исследовательских умений. Описана модель формирования учебно-исследовательских умений, которая включает в себя девять элементов. Также описан практический опыт реализации модели формирования учебно-исследовательских умений у младших школьников на основе индивидуального образовательного маршрута. Практический опыт описывает процесс формирования трёх учебно-исследовательских умений: умения ставить цель, умения определять гипотезу исследования, умения определять источники информации. В статье автор подробно иллюстрирует опыт взаимодействия с одним из учеников в работе над его индивидуальным учебным исследованием. Эта иллюстрация носит особенно сильный характер, так как данная работа получила высокую оценку внешних экспертов. Данная иллюстрация привлекает своё внимание новым взглядом на процесс взаимодействия ученика, его родителей и учителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тихонова Любовь Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDIVIDUAL EDUCATIONAL ROUTE AS A BASIS FOR THE FORMATION OF EDUCATIONAL AND RESEARCH SKILLS IN YOUNGER STUDENTS

The article includes a theoretical background on the topic of the article and real experience of research in the framework of elementary school. The article describes the importance of an individual educational route, the conditions for its creation. The definition of an individual educational route, which most clearly reflects its essence, from the point of view of the authors of the article, is given. In the article, the researchers proposed an algorithm for the design and implementation of an individual educational route for a younger student in the formation of educational and research skills. A model of the formation of educational and research skills is described, which includes nine elements. It also describes the practical experience of implementing the model of the formation of educational and research skills in primary school students on the basis of an individual educational route. Practical experience describes the process of forming three educational and research skills: the ability to set a goal, the ability to determine the research hypothesis, and the ability to identify sources of information. In the article, the author illustrates in detail the experience of interacting with one of the students in the work on his individual educational research. This illustration is particularly powerful as this work was highly praised by external experts. This illustration draws its attention with a new look at the process of interaction between the student, his parents and the teacher.

Текст научной работы на тему «ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

Индивидуальный образовательный маршрут как основа формирования учебно-исследовательских умений у младших школьников

Тихонова Любовь Александровна,

соискатель, Дальневосточный федеральный университет E-mail: lubavushka25@gmail.com

Статья включает в себя теоретическую справку по теме статьи и реальный опыт исследования в рамках начальной школы. В статье описана важность индивидуального-образовательного маршрута, условия его создания. Дано определение индивидуального образовательного маршрута, наиболее чётко отражающее его сущность, с точки зрения авторов статьи. В статье исследователями предложен алгоритм проектирования и реализации индивидуального образовательного маршрута младшего школьника по формированию учебно-исследовательских умений. Описана модель формирования учебно-исследовательских умений, которая включает в себя девять элементов. Также описан практический опыт реализации модели формирования учебно-исследовательских умений у младших школьников на основе индивидуального образовательного маршрута. Практический опыт описывает процесс формирования трёх учебно-исследовательских умений: умения ставить цель, умения определять гипотезу исследования, умения определять источники информации. В статье автор подробно иллюстрирует опыт взаимодействия с одним из учеников в работе над его индивидуальным учебным исследованием. Эта иллюстрация носит особенно сильный характер, так как данная работа получила высокую оценку внешних экспертов. Данная иллюстрация привлекает своё внимание новым взглядом на процесс взаимодействия ученика, его родителей и учителя.

Ключевые слова: индивидуальный образовательный маршрут, учебно-исследовательские умения, умение ставить цель, умение определять гипотезу исследования, умение определять источники информации.

Создание образовательных программ нового поколения, согласно концепции развития общего образования в РФ, - в числе наиболее важных приоритетов общего образования, Одна из таких программ - разработка для каждого учащегося индивидуального маршрута развития.

Методика построения такого индивидуального образовательного маршрута пока мало разработана. Многочисленные книги и статьи о развитии детских умений рассказывают об интересных и разнообразных задачах и заданиях, помогающих развивать умения. Но, как известно, серьёзный педагогический эффект не могут гарантировать отдельные задания и методики, его возможно добиться только когда педагог использует целостную систему - программу или индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) [8], [2].

Индивидуальный образовательный маршрут представляет собой целенаправленный процесс проектирования образовательной программы, в котором ребёнок выступает как субъект выбора, проектирования и реализации своего образовательного пути при педагогической поддержке учителей школы [7].

Главная задача организации ИОМ с детьми -ориентировать педагога на создание комфортных условий для развития индивидуальных способностей учащихся с учетом их индивидуальных запросов [5].

Технология ИОМ создает, при условии учета всех необходимых факторов, идеальную атмосферу для поддержания и развития интересов ребёнка. Здесь как нигде уместно такое явление, как «педагогический резонанс»: «наивысшие возможные образовательные результаты возникают только тогда, когда любые воздействия учителей начинают совпадать с собственными усилиями ребёнка по своему образованию» [1]. Индивидуальный образовательный маршрут разрабатывается совместно с педагогом, ребёнком и его родителями.

Для создания ИОМ младшего школьника необходимы следующие условия:

- знание интересов, потребностей и способностей ребенка;

- предоставление ребёнку свободы выбора;

- обеспечение многообразия, разнообразия деятельности, широты взглядов;

- периодический мониторинг маршрута;

- личная готовность педагогов разного направления к работе в рамках ИОМ ребёнка. Когда периодически фиксируются результаты,

то легче корректировать маршруты, стимулировать и поощрять ученика. Каждую оценку необ-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

ходимо здесь комментировать, расшифровывая, каким образом увеличился багаж знаний и мастерство учащегося [4]. Это подталкивает его к новым успехам. Дети ведут свои дневники наблюдений, в которых фиксируют новый опыт и дают оценку своим достижениям.

На основании изученного материала мы разработали и предложили свою структуру ИОМ по формированию учебно-исследовательских умений младших школьников (табл. 1).

Таблица 1. Алгоритм проектирования и реализации индивидуального образовательного маршрута младшего школьника по формированию умений исследовательской деятельности

Этапы работы Срок выполнения планируемый Срок выполнения фактический Форма отчёта

1. Подготовка к исследовательской работе: - завести портфолио достижений; - сформулировать проблему; - сформулировать тему; - понять актуальность; - поставить цель; - определить задачи. - выдвинуть гипотезу;

Консультация с руководителем

2. Планирование исследовательской работы: - где искать информацию; - какие методы использовать (наблюдение, интервью, анкетирование, опрос, собеседование, тестирование, фотографирование, счет, измерение, сравнение, анализ, индукция, дедукция)

Консультация с руководителем

3. Проведение исследования (процесс исследования, эксперимента): - собрать необходимую информацию; - провести то, что запланировал (интервью, опросы, наблюдения, эксперименты, опыты, необходимую работу)

Консультация с руководителем

4. Обобщение результатов и выводы: - проанализировать полученную информацию; - сделать выводы (подтвердилась или нет гипотеза).

Окончание

Этапы работы Срок выполнения планируемый Срок выполнения фактический Форма отчёта

Консультация с руководителем

5. Отчет и защита работы: - оформи и подготовь представление результатов своей работы; - проведи защиту своей исследовательской работы на семинаре.

Консультация с руководителем

6. Участие в школьном конкурсе "Юный исследователь"

Консультация с руководителем

7. Участие в региональном конкурсе "Юный исследователь"

Консультация с руководителем

8. Оценка всего процесса учебного исследования и общих результатов работы:

Оцени процесс исследования: что получилось, что не очень? Чего не хватало?

Оцени результаты работы: чему научился, чему ещё нужно научиться?

Оцени качество своей работы (совпадает ли она с внешней оценкой?).

9. Рефлексия.

Каждый этап ИОМ обязательно согласовывается с родителями ученика, в конце его каждый ученик и его родитель ставят подпись.

Для организации ИОМ необходимо понимать возрастные особенности младших школьников [6]. В этом возрасте у них наблюдается множество стихийных познавательных интересов, из которых ему предстоит сделать выбор, самостоятельно или с помощью руководителя.

В результате продвижения по ИОМ учащийся должен развить умения находить проблему; определять тему; ставить цель; определять задачи; умение выдвигать гипотезу; находить источники информации, пользоваться ими; планировать работу; формулировать выводы; оформлять и подготавливать представление результатов своей работы; оценивать свою работу. Но экспериментально мы будем отслеживать развитие уровня умений ставить цель, гипотезу исследования, определять источники информации.

Наше исследование было организовано на базе школы-интерната для одарённых детей им. Н.Н. Дубинина, с участием учеников 2 класса. В исследовании приняли участие 5 учеников 2 класса. Эти ученики проявили особый интерес к исследовательской деятельности и изъявили же-

лание работать не только в рамках уроков, но и индивидуально. В такой ситуации мы проявили, описанные выше, принципы индивидуализации, вариативности, гибкости и открытости.

Оценка имеющегося уровня сформирован-ности умений исследовательской деятельности учащихся производилась с помощью следующих средств:

- педагогическое наблюдение, осуществляемое на уроках по различным дисциплинам, на занятиях исследовательской деятельностью. Учитель оценивает умение ставить цель; умение выдвигать гипотезу; умение находить источники информации.

- беседа, связанная с выявлением наличия у школьников исследуемых умений исследовательской деятельности, комплексы вопросов, позволяющих определить долю самостоятельности в учебно-исследовательской работе [3].

- анализ продуктов исследовательской деятельности детей (упражнений, исследовательских работ). Обращается внимание на качество и количество используемого материала, логику изложения, оформление работы и т.п. Оценив уровень учебно-исследовательских

умений учеников, с помощью вышеописанных средств, на начальном этапе, мы предложили свою модель формирования учебно-исследовательских умений, которая включает в себя следующие элементы:

1. Условия для разработки ИОМ. Они могут быть разными. Это проявленный интерес к одной из тем, желание найти ответ на вопрос и добровольное решение учащегося организовать учебное исследование. На этом этапе часто реализуется шаг определения проблемы исследования.

2. Диагностика уровня умений исследовательской деятельности, уровня мотивации. Учитель постоянно отмечает и поддерживает положительные стремления ученика к саморазвитию, отмечая изменения в сравнении с данными диагностики. Сравнение всегда идёт ученика с самим собой: что и как было и, что и как стало.

3. Возможности обучающегося вне данного образовательного учреждения. Учитывать можно другие образовательные, культурные спортивные организации. Экскурсии, путешествия, концерты, выставки, встречи со значимыми людьми...

4. Содержание ИОМ. Зависит от особенностей содержания учебной исследовательской деятель-

ности. В нашей практике учебная исследовательская деятельность направлена на формирование учебно-исследовательских умений. Они отражают этапы самого исследования и соответствуют логике программы внеурочного курса «Юный исследователь», с включёнными в неё возможностями использования ИОМ. Данная программа основана на личностно-ориентированном и рефлексивно-деятельностном подходах, исследовательском, проблемном, игровом методах; формах работы - урочной, внеурочной, консультации, индивидуальной и групповой работах, экскурсии. В программе предусмотрено ведение Карт наблюдения на каждого ученика, в которой он фиксирует степень выполнения учеником, поставленных задач, удовлетворённость собственными результатами, изменения уровня умений ИД и иные (возникшие в ходе работы) важные, для данной работы, изменения относительно ученика. В основе деятельности по формированию учебно-исследовательских умений лежит наблюдение. Главная задача в формировании учебно-исследовательских умений -это интерпретация всех научных понятий, «перевод на детский язык». Для этого был разработан тезаурус.

5. Методические рекомендации по формированию учебно-исследовательских умений.

6. Сопровождение ученика на каждом этапе. Определение темпов продвижения, сроков реализации каждой задачи, форм её представления; рефлексию результатов продвижения по ИОМ. Предоставление ребёнку свободы выбора; обеспечение многообразия и разнообразия деятельности; развитие широты взглядов (в этом помогут картирование целей, возможностей, планируемых результатов исследовательской деятельности ученика), периодический мониторинг маршрута.

7. Учитель.

8. Родители.

9. Специалисты смежных областей.

Реализация (модели) по формированию исследовательских умений младшего школьника

В реализации модели по формированию умений исследовательской деятельности приняли участие 5 учеников школы-интерната для одарённых детей им. Н.Н. Дубинина: Григорий А., Ростислав Л., Матвей К., Вероника М., Ярослава Ю.

сз о со -а

Таблица 2. ИОМ ученика

Этапы работы По плану По факту Форма отчёта

1. Подготовка к исследовательской работе:

- завести портфолио достижений; 4-ое занятие 1-ое занятие папка с файлами

- сформулировать проблему; 4-ое занятие 1-ое занятие устный и письменный доклад

- сформулировать тему; 7-ое занятие 2-ое занятие устный и письменный доклад

- сформулировать актуальность; 7-ое занятие 3-е занятие устный и письменный доклад

- поставить цель; 9-ое занятие 4-е занятие устный и письменный доклад

- определить задачи. 11-ое занятие 7-ое занятие устный и письменный доклад

- выдвинуть гипотезу; 13-ое занятие 7-ое занятие устный и письменный доклад

Ш А

—I О

сз т; о m О от

З

ы о со

Окончание

Этапы работы По плану По факту Форма отчёта

Консультация с руководителем 4,7,9,11,13-ое занятия 1,2,3,4,7-ое занятие Диалог

2. Планирование исследовательской работы: - определить источники информации; - определить методы исследования 15-ое занятие 15-ое занятие 8-ое занятие 8-ое занятие устный и письменный доклад устный и письменный доклад

Консультация с руководителем 15-ое занятие 8-ое занятие Диалог

3. Проведение исследования - провести эксперимент; - собрать и обобщить информацию 17-ое занятие 19-ое занятие 11-ое занятие 14-ое занятие устный и письменный доклад, фотографии устный и письменный доклад

Консультация с руководителем 17,19-ое занятие 11,12,13,14-ое занятие Диалог

4. Обобщение результатов и выводы: - проанализировать полученную информацию; - сделать выводы (подтвердилась или нет гипотеза). 21-ое занятие 23-ое занятие 17-ое занятие 17-ое занятие устный доклад устный и письменный доклад

Консультация с руководителем 21,23-ое занятие 15,16,17-ое занятие Диалог

5. Отчет и защита работы: - оформить и подготовить доклад и презентацию; - защитить свою работу на семинаре. 28-ое занятие 29-ое занятие 28-ое занятие 29-ое занятие доклад + презентация выступление перед классом на семинаре

Консультация с руководителем 28,29-ое занятие 28,29-ое занятие Диалог

6. Участие в школьном конкурсе "Юный исследователь" по плану по плану выступление

Консультация с руководителем сразу после защиты сразу после защиты Диалог

7. Участие в региональном конкурсе "Юный исследователь" по плану по плану выступление

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Консультация с руководителем сразу после защиты сразу после защиты Диалог

о с

и

В качестве практического примера проектирования и реализации ИОМ учебной исследовательской деятельности (УИД) проиллюстрируем ИОМ Ростислава Л. (табл. 2).

8. Оценка всего процесса учебного исследования и общих результатов работы:

Оцени процесс исследования: что получилось, что не очень? Чего не хватало?

Оцени результаты работы: чему научился, чему ещё нужно научиться?

Оцени качество своей работы (совпадает ли она с внешней оценкой?).

9. Рефлексия.

I этап. Подготовка к исследовательской работе.

Интерес к организации исследования у Ростислава возник тогда, когда он посетил в Москве планетарий. В планетарии его внимание привлёк стенд, где измеряли энергию человека. Ростислав задался вопросом есть ли энергия в неживых предметах, например, фруктах.

Ростислав завёл портфолио своих достижений в учебно-исследовательской деятельности - это была папка с файлами.

Проблема учебного исследования отражала интерес ученика и была сформулирована ещё перед организацией ИОМ по учебному исследованию - «можно ли получить энергию из овощей и фруктов».

Чтобы сформулировать тему учебного исследования Ростиславу было предложено сна-

чала подумать. Он посоветовался с родителями и предложил вариант «Фрукты и овощи как источник энергии».

Актуальность исследования - не совсем понятный ребёнку термин. Мы на уроках предлагаем детям отвечать на вопросы: почему именно эту тему я сейчас изучаю? В чём её значимость? Для определения актуальности темы исследования, Ростиславу было предложено сначала подумать почему именно эту тему он сейчас изучает. Было предложено и почитать литературу по теме исследования, обсудить данный вопрос с родителями. Это задание Ростислав выполнил и путём собственных умозаключений, и с использованием литературы, которую нашёл вместе с родителями. Он выяснил, что оказывается фрукты и овощи попадают в разряд альтернативных источников энергии, а такие источники - будущее для человечества.

На уроках мы подробно рассматриваем понятие цели, рассматриваем способы её формулирования и создаём с учениками памятку. Ученик вправе пользоваться соответствующими памятками. Мы их разрабатываем совместно с учениками для каждого этапа учебного исследования.

Цель исследования Ростислав попробовал самостоятельно сформулировать после соответствующих уроков. На этом этапе ученик воспользовался памяткой и сказал, что хочет узнать, можно ли заменить обычные батарейки фруктами или овощами для работы часов. Исходя из этой цели,

необходимо было подкорректировать тему учебного исследования. Мы совместно её переформулировали и предложили такой вариант - «Часы на фруктовой или овощной батарейке». После этого новый вариант темы был согласован с родителями ученика. Родители дали понять, что у них есть возможность для работы по данной теме. Папа компетентен в данной области. Знает как устроена батарейка, часы, знает всё о приборах, которые измеряют напряжение. Таким образом, тема была утверждена.

После урока по программе на тему «Задачи в исследовании», Ростиславу было предложено самостоятельно определить задачи своего учебного исследования. Он подумал, воспользовался памяткой, поговорил с родителями и выполнил задание в таком виде:

- изучить литературу по теме исследования;

- ознакомиться с принципом работы батарейки;

- провести эксперимент с мандарином и получить свой источник электрического тока для часов;

- провести эксперименты с другими фруктами и овощами

- сделать выводы по результатам исследований. После того, как Ростислав на уроке ознакомился с «Гипотезой исследования», ему было предложено сначала подумать и попробовать самостоятельно сформулировать гипотезу своего учебного исследования. Когда он пришёл на консультацию, то его гипотеза звучала так - «цитрусовые фрукты могут служить источником электроэнергии». В диалоге с учеником мы ещё раз обратили его внимание на теорию формулирования гипотез, в частности на слова - «если, то; возможно; предположим и т.д.», с которых мы начинаем предполагать и пришли к такому варианту рабочей гипотезы -«если часы будут работать, то цитрусовые фрукты могут служить источником электроэнергии».

Отметим ещё раз, на каждом этапе учебного исследования ученик совершает самостоятельную пробу, а уже потом получает консультацию учителя или помощь родителей. Пережитый им опыт самостоятельной работы, как показывает опыт, позволяет быстрее найти и принять верное решение, осознанно воспринимать недоработки и успехи.

II этап. Планирование исследовательской работы.

Этот этап тесно связан с задачами учебного исследования и их выполнением. На данном этапе необходимо выбрать источники информации и определить методы учебного исследования, спланировать и организовать эксперимент.

Как обычно, сначала ученику предлагается подумать и самостоятельно решить поставленную задачу, естественно после соответствующих уроков по программе. Используя свои знания и знания, полученные во время занятий, учащемуся легче спланировать индивидуальную работу.

Для выполнения первой задачи (изучение литературы по теме исследования) Ростислав предложил воспользоваться интернетом, так как уже

видел в интернете подобную работу по теме фруктов и их энергии. Мы поддержали инициативу ученика и дали ему возможность найти и почитать информацию о подобных исследованиях, делал он это дома за своим рабочим компьютером, вместе с родителями. В результате, на консультации он много рассказывал о том, что узнал из других работ, что источником энергии могут быть и лук, и картофель, и мандарины, и бананы.., в общем, любые фрукты и овощи. Он узнал и о том, что каждый из них даёт разную силу тока. Получается, что мандарин и правда может выступить в роли батарейки для часов. Но когда мы спросили: «Что такое батарейка, какие виды батареек бывают и как она работает» - ответа не получили. То есть мы пришли к выводу, что для проверки гипотезы необходимо понимать, что такое батарейка вообще, какие бывают её виды, каковы принципы её работы. Эта информация поможет провести эксперимент. Вот это и были следующие задачи для Ростислава. Ему нужно было вновь обратиться к источникам информации и найти ответы на эти вопросы. Собирал он информацию с помощью родителей. На консультации его попросили продемонстрировать источники информации, которыми он воспользовался во второй раз. Он с родителями объяснил, что самыми интересными им показались вот эти источники: Интернет ресурс livescience.ru. Фруктовые батарейки; Novate.ru. Забавная альтернатива: ТОП-10 необычных источников альтернативной энергии; Интернет ресурс Fishki.net. Николай Дикобаев. 10 самых необычных источников альтернативной энергии (10 фото); Интернет ресурс dic.academic.ru. Словари и энциклопедии; Интернет ресурс scsiexplorer.com. Становой Сергей. История батарейки. На этих сайтах больше всего нужной информации. В диалоге Ростислав отметил, что вся информация (о создании батарейки, её видах и принципах работы) для него новая. Также мы обратили внимание ученика на то, что нам пришлось скорректировать задачи, таким образом, прийти к тому, о чём говорили во время урока: о необходимости, в самом начале работы, разъяснить основные понятия. Ведь это то, с чего начинается теория любого вопроса.

Выбор методов исследования. На уроках по программе мы знакомились с теоретическими и практическими методами (анализ, сравнение, эксперимент, наблюдение, интервью, анкетирование, фотографирование, измерение, опрос и др.) Ростислав сразу обозначил один метод - эксперимент. Про определение методов его работы мы больше не говорили до тех пор, пока эксперимент не был проведён. Выбрать необходимые методы перед началом работы, младшему школьнику сложно, тем более, если это он делает впервые. Главное, ему очень хотелось проверить будут ли часы работать от энергии фруктов. Для начала необходимо было спланировать эксперимент. Он был спланирован совместно Ростиславом и родителями. План принял следующий вид:

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

- Проведение эксперимента с мандарином и часами.

- Проведение эксперимента с другими фруктами и овощами.

- Измерение амперметром силы тока в разных фруктах и овощах для выявления самого лучшего источника электрического тока. Активную позицию в организации эксперимента

и разъяснения всех этапов, взял на себя папа Ростислава. Теорию изучения принципа работы батарейки Ростиславу необходимо было применить на практике. Но сделать это оказалось не так легко. Папа Ростислава, используя теоретическую информацию, на пальцах с помощью часов и вольтметра, показывал сыну как это работает. Он показал, что из себя представляет положительный и отрицательный полюс в батарейке. Ростислав догадался (уже зная, что электролит - это жидкая основа), что электролит, в данном случае - это сок мандарина. Они подключили мандарин к часам и часы работали. Удовлетворению и удовольствию Ростислава не было предела. Эти чувства - снова любого учения, они «разжигают огонь познания». На этом можно было заканчивать исследование, так как гипотеза нашла своё подтверждение. Но Ростиславу очень хотелось продолжить эксперимент и выяснить, как долго часы будут работать на мандариновой батарейке. Предположений по этому вопросу не было, было включено только наблюдение и фиксация данных с помощью фотографирования и описания ситуации (метод наблюдения, описания). Каждый день ученик проверял работу часов и наблюдал за мандарином, который выступал в роли батарейки. Так продолжалось 2,5 недели, до того, пока мандарин не испортился.

На консультации Ростислав рассказал о своих действиях, о полученных новых знаниях, результатах. Мы попросили его оценить уровень самостоятельности в проведении работы, отметить трудности и способы их преодоления. Затем мы вернулись к вопросу выбора методов исследования, предложили ему взглянуть на памятку с описанными методами исследований и он осознал, что использовал метод анализа теории, которую изучил до проведения практической части, и наблюдения в своей работе. Он рассказал, что делает фотографии и описывает работу часов и состояние мандарина.

В период работы часов на мандариновой батарейке Ростислав не оставил своё желание развить эксперимент и проверить другие фрукты и овощи на наличие энергии. В этом вопросе папа ученика помог без замедления. Он показал сыну прибор вольтметр, объяснил как им пользоваться. Ростислав подсоединял клеммы вольтметра к объекту и одновременно соединял объект с часами. Они записывали уровни напряжения всех объектов: 5 мандарина, яблока, банана, картофеля, репчато-§ го лука и моркови. Когда измерения окончились, ^ Ростислав заметил, что мандарин обладает боль-еЗ шим напряжением среди исследуемых овощей Ц и фруктов (метод сравнения).

На консультации мы попросили вновь обратить внимание ученика на использованные им методы исследования. Он воспользовался памяткой и объяснил, что также пользуется методом анализа информации, наблюдения, но в этот раз использовал ещё и метод сравнения, когда сравнивал напряжение разных фруктов и овощей.

После этого Ростислав спросил у папы как подсоединить все фрукты и овощи к часам и вольтметру. Папа обратил внимание сына на электроды, к которым они подсоединяли каждый объект отдельно. И их хватало для одного фрукта или овоща. А чтобы увеличить количество объектов в цепи, нужно увеличить и количество электродов. Папа показал как делать электроды и Ростислав мастерил их из проволоки и строительных гвоздиков. В итоге в цепь вошли яблоко, мандарин, картофель и репчатый лук и она дала напряжение 576 мV - это в несколько раз больше, чем сумма напряжений этих овощей и фруктов, когда они измерялись по одному. Это они выяснили с папой сразу по результатам эксперимента.

На консультации, подводя итоги работы, мы с Ростиславом подробно обсуждали этапы эксперимента, проводили рефлексию. Обратили внимание на гипотезу исследования. В диалоге мы выяснили, что гипотеза нашла своё подтверждение ещё на первом этапе эксперимента. Но работа над остальными этапами не противоречила теме, поэтому и была продолжена. Обсуждали и методы, которые сопровождали его реализацию. Необходимо было вернуться назад и назвать все методы, которыми он пользовался в своей работе. Он назвал анализ, наблюдение и сравнение. Но мы предложили ему вновь обратиться к памятке методов и отметить теоретические методы в его работе. Мы вспомнили, что говорили об этих методах на уроках и в процессе диалога определили, что в данной работе использовался ещё метод обобщения результатов. Ученик делал обобщения и выводы по ходу работы, но важно, чтобы он осознал то, что он их делал.

Таким образом III и IV этапы учебного исследования - были совмещён со II этапом: источники информации и методы определены, работа спланирована, эксперимент организован, выводы сделаны.

V этап. Отчёт и защита работы.

На уроках мы с ребятами выясняем какими могут формы представления их исследовательских результатов, знакомимся с каждой формой, чтобы понимать что они из себя представляют. Так как Ростислав со своей работой изначально планировал участие в конкурсе «Юный исследователь», то формой представления его исследования стали доклад с презентацией. Безусловно в их подготовке Ростиславу нужна была помощь. На уроках мы с ребятами работали над памяткой, которая отражала этапы и советы по созданию доклада. по пунктам памятки Ростислав мог рассказать о своём исследовании. Но, оформить доклад и презентацию необходимо было на компьютере в програм-

мах Microsoft Word и Microsoft Power Point. Рабо- Литература та с этими программами предусмотрена в третьем классе. Мы посоветовались с родителями и они согласились, что это не проблема и дело нужно доводить до конца. Поэтому оформлением работы на компьютере занимались в основном родители, Ростислав учился этому процессу, но принимал участие в отражении содержания работы.

На консультацию на этом этапе Ростислав уже всегда приходил с родителями, потому что все рекомендации по оформлению работы на компьютере учитель должен был разъяснять уже в первую очередь родителям. Также им была в помощь ещё одна памятка с планом учебного исследования младшего школьника.

По завершении подготовки доклада, необходимо было выступить с ним перед классом. В программе предусмотрены уроки, на которых дети учатся правилам представления своих докладов, правилам подготовки к выступлениям.

Ростислав, выступая на семинаре (его организация входит в программу) перед классом, ни разу не подсмотрел в свой доклад. Уверенно рассказал о своём исследовании и его результатах. Но этого не произошло во время защиты на региональном конкурсе. Он разволновался, растерялся, много читал, а не рассказывал. Но смог ответить на все вопросы членов жюри, кроме одного: «Почему несколько фруктов и овощей вместе дают энергию больше, чем сумма их энергий взятая по отдельности».

На рефлексии Ростислав сказал, что выступать на конкурсе было страшно. Страх перед жюри, перед незнакомыми людьми. Когда мы подошли к тому, что стоит ли продолжать дальнейшее исследование по этой теме. Если да, то что можно изучить. Ответить на этот вопрос ученику было сложно, тогда мы его подвели к вопросу члена жюри, на который он не смог дать ответ. Он согласился, что это интересно и хочет узнать почему так произошло.

По итогам конкурса работа Ростислава удостоилась особого внимания и стала лауреатом в номинации «Альтернативные источники энергии». Конечно, такой результат вдохновил юного исследователя и его портфолио достижений пополнилось новым дипломом.

Таким образом, мы проиллюстрировали работу по ИОМ одного из наших учеников. Показали динамичность этого средства. Мы показали основные принципы работы по ИОМ. Хочется отметить, что каждая работа очень индивидуальна. Такая работа велась с пятью учениками. Каждая из работ показала хорошие результаты на школьном конкурсе «Юный исследователь» и была допущена к региональному конкурсу. Главное, что мы поняли за время работы с детьми: важность соблюдения принципов индивидуализации, вариативности, гибкости, открытости; умение доносить смысл методологических характеристик до детей на их языке; важность сопровождения и соучастия как со стороны учителя, так и со стороны родителей.

1. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе: научное издание. - М.: Просвещение, 1985. - 208 с.

2. Боровкова Т.И. Технологии тьюторского сопровождения как практика индивидуализации // Историческая и социально-образовательная мысль. 2012. - № 4. - С. 81-83.

3. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. Опыт теоретического и психологического исследования. - М.: Академия, 2004. - 283с.

4. Индивидуальный образовательный маршрут одарённого обучающегося: материалы всероссийской научно-практической конференции. -Ярославль, 2014. - С. 124.

5. Ковалева Т.М. Профессия «тьютор» / Т.М. Ковалева, Е.И. Кобыща, С.Ю. Попова (Смолик), А.А. Теров, М.Ю. Чередилина. - М.: - Тверь: «СФК-офис», 2012. - 246 с.

6. Пикина А.Л. Модель тьюторского сопровождения одарённого ребёнка в условиях взаимодействия общего, дополнительного и профессионального образования / А.Л. Пикина // Ярославский педагогический вестник. - 2013. - № 4. - Том II.

7. Тряпицына А.В. Педагогика: учебник для ВУЗов. Стандарт третьего поколения. - СПб.: Питер, 2013. - 304 с.

8. Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному? - М., 2005.

INDIVIDUAL EDUCATIONAL ROUTE AS A BASIS FOR THE FORMATION OF EDUCATIONAL AND RESEARCH SKILLS IN YOUNGER STUDENTS

Tikhonova L.A.

Far Eastern Federal University

The article includes a theoretical background on the topic of the article and real experience of research in the framework of elementary school. The article describes the importance of an individual educational route, the conditions for its creation. The definition of an individual educational route, which most clearly reflects its essence, from the point of view of the authors of the article, is given. In the article, the researchers proposed an algorithm for the design and implementation of an individual educational route for a younger student in the formation of educational and research skills. A model of the formation of educational and research skills is described, which includes nine elements. It also describes the practical experience of implementing the model of the formation of educational and research skills in primary school students on the basis of an individual educational route. Practical experience describes the process of forming three educational and research skills: the ability to set a goal, the ability to determine the research hypothesis, and the ability to identify sources of information. In the article, the author illustrates in detail the experience of interacting with one of the students in the work on his individual educational research. This illustration is particularly powerful as this work was highly praised by external experts. This illustration draws its attention with a new look at the process of interaction between the student, his parents and the teacher.

Keywords: individual educational route, educational and research skills, ability to set a goal, ability to determine the hypothesis of research, ability to determine the sources of information.

References

1. Babansky Yu.K. Methods of teaching in a modern comprehensive school: a scientific publication. - M.: Prosveshchenie, 1985. - 208 p.

сз о

CO "O

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

2. Borovkova T.I. Technologies of tutor support as a practice of individualization / / Historical and socio-educational thought. 2012. - No. 4. - pp. 81-83.

3. Davydov V.V. Problems of developing learning. Experience of theoretical and psychological research. - M.: Academy, 2004. -283s.

4. Individual educational route of a gifted student: materials of the All-Russian scientific and practical conference. - Yaroslavl, 2014. - P. 124.

5. Kovaleva T.M. Profession "tutor" / T.M. Kovaleva, E.I. Kobysha, S. Yu. Popova (Smolik), A.A. Terov, M. Yu. Cheredilina. - Moscow: - Tver: "SFK-office", 2012. - 246 p.

6. Pikina A. L. Model of tutoring support of a gifted child in the conditions of interaction of general, additional and professional education / A.L. Pikina // Yaroslavl Pedagogical Bulletin. - 2013. -No. 4. - Volume II.

7. Tryapitsyna A.V. Pedagogy: textbook for universities. The standard of the third generation. - St. Petersburg: Piter, 2013. -304 p.

8. Khutorskoy A.V. Methodology of personality-oriented training. How to train everyone differently? - M., 2005.

o d

u

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.