Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ВНЕДРЕНИИ СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ ОПЫТА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ШКОЛЫ'

К ВОПРОСУ О ВНЕДРЕНИИ СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ ОПЫТА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
64
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ УМЕНИЯ / СТАРШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / НАВЫКИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ / МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ / ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ / RESEARCH SKILLS / SENIOR SCHOOL AGE / SKILLS OF THE RESEARCH SKILLS / RESEARCH SKILLS DEVELOPMENT MODEL / THE FORMATION OF RESEARCH SKILLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шевцова Наталья Андреевна

Сегодня наше общество находится на таком этапе развития цивилизации, где образование и процессы человеческого развития играют чуть ли не первостепенную роль. В связи с этим школа является одним из основополагающих компонентов современного образовательного пространства, что определяет её основную задачу: создать все условия для того, чтобы ученик научился грамотно решать поставленные перед ним проблемы и задачи. В предлагаемой статье раскрывается опыт внедрения модели формирования исследовательских умений старшеклассников в образовательную среду школы. Рассмотрены основные компоненты исследовательских умений, критерии их формирования и их показатели, принципы формирования и формы. Описано проведение экспериментального исследования уровня исследовательских умений учащихся старших классов. Полученные результаты проведённого исследования могут лечь в основу практической диагностики уровня исследовательских умений старшеклассников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шевцова Наталья Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF INTRODUCING STRUCTURAL AND FUNCTIONAL MODEL OF FORMATION OF EXPERIENCE OF RESEARCH ABILITIES OF SENIOR PUPILS IN EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF SCHOOL

Nowadays our society is at a stage in the development of civilization, where education and human development processes play an almost paramount role. In this respect, the school is nowadays one of the fundamental components of the modern educational space, which determines its main task: to create all conditions for the student to learn to competently solve the problems and tasks assigned to him. The proposed article reveals the experience of introducing a model of the formation of research skills of senior pupils in the educational environment of the school. The main components of research skills, criteria for their formation and their indicators, principles of formation, forms, as well as methods and means of organizing the process of formation research skills of senior pupils are considered. Experimental studying of the level of research skills of senior schoolchildren is described. The obtained results of the conducted research can form the basis for practical diagnostics of the level of formation of research skills of senior pupils.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ВНЕДРЕНИИ СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ ОПЫТА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ШКОЛЫ»

К вопросу о внедрении структурно-функциональной модели формирования опыта исследовательских умений старшеклассников в образовательной среде школы

Шевцова Наталья Андреевна,

аспирант, Институт социально-гуманитарных технологий, Красноярский государственный педагогический университет имени В.П. Астафьева E-mail: natasha_barsic@mail.ru

Сегодня наше общество находится на таком этапе развития цивилизации, где образование и процессы человеческого развития играют чуть ли не первостепенную роль. В связи с этим школа является одним из основополагающих компонентов современного образовательного пространства, что определяет её основную задачу: создать все условия для того, чтобы ученик научился грамотно решать поставленные перед ним проблемы и задачи. В предлагаемой статье раскрывается опыт внедрения модели формирования исследовательских умений старшеклассников в образовательную среду школы. Рассмотрены основные компоненты исследовательских умений, критерии их формирования и их показатели, принципы формирования и формы. Описано проведение экспериментального исследования уровня исследовательских умений учащихся старших классов. Полученные результаты проведённого исследования могут лечь в основу практической диагностики уровня исследовательских умений старшеклассников.

Ключевые слова: исследовательские умения, старший школьный возраст, навыки исследовательских умений, модель формирования исследовательских умений, формирование исследовательских умений.

о с

U

сэ см о см см

Современный инновационный путь развития сегодняшнего образования диктует свои изменения. На сегодняшний день среднее полное общее образование подвержено не только пересмотру процесса обучения учащихся старших классов, но и изменению целей их обучения и путей реализации этих целей. Основные государственные документы акцентируют важность направления современного образования на такого выпускника, который может творчески мыслить и находить нестандартные решения, способен выбирать профессиональный путь, а также в состоянии обучаться в течение всей жизни. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать значительных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации. Современные тенденции развития образования в мире так же требуют, кроме получения знания, развития у обучающихся таких навыков и компетенций, делающих возможным для выпускника действовать максимально результативно в условиях постоянно изменяющегося пространства. Требования современного мира и сегодняшней действительности проявляются в постоянном создании исследовательского сообщества не только старшеклассников, но и учащихся разных возрастов в целом. Кроме того, делается акцент на развитие умения качественной работы с информацией и научной литературой. Всё вышесказанное делает возможным формирование и развитие новой структуры ученического, а впоследствии и человеческого капитала, и определяет ориентиры для качественного формирования исследовательской деятельности старшеклассника.

На сегодняшний день существует большое количество психолого-педагогической литературы, освещающей понятие исследовательских умений и их основные классификации, функции и принципы формирования данных умений. Обзор проанализированных нами трудов позволил систематизировать модель исследовательских умений старшеклассников в образовательной среде школы.

Данная модель делает возможным сформировать исследовательские умения, необходимые старшеклассникам для достижения успеха в учебной деятельности, а именно:

1. рефлексивные умения (умение разобраться в проблеме, для которой недостаточно знаний; умение распределять ресурсы, необходимые для решения проблемы);

2. поисковые умения (умение самостоятельно излагать идеи, т.е. самостоятельно разрабаты-

вать план действий, основанный на знании разных сфер; умение самостоятельно выбирать важную информацию в информационном поле; возможность запросить информацию у более знаю-

щего человека; умение прорабатывать несколько вариантов решения задач; способность выдвигать гипотезы; способность проводить причинно-следственные связи);

Цель: сформировать исследовательские умения старших школьников в образовательной среде школы

принцип развития познавательных умений и навыков учащихся принцип ориентирования в информационном пространстве принцип самостоятельного конструирования собственных знаний принцип интеграции знания из различных областей наук принцип критического мышления

Структура исследовательских умений старших школьников

рефлексивный навык поисковый навык навык сотрудничества коммуникативный навык презентационный навык

Отслеживание сформированности исследовательских умений каждого старшеклассника (наблюдение, ведение таблиц учета, диагностика сформированности исследовательских умений)

Критерии I сформированное ;ти исследователь ских умений обуч ающихся

блок:

-умение планировать свою

деятельность; - умение выявлять цели и добиваться их.

ый блок:

- умение уловить суть проблемы в текущей деятельности;

- умение определять возможности для решения задач в деятельности.

сотрудничеств а:

- умение распределять выполняемые

функции в парной или групповой работе;

- умение максимально точно

воспринимать и понимать текст собеседника;

- умение контролировать

друг друга в проводимой деятельности.

ный блок:

■ умение вступать в контакт со взрослыми; - умение обосновывать правильность своей точки зрения.

ый блок:

- умение вести

грамотную монологическую речь;

- умение уверенно

выступать на публике; - умение использования различных средств визуализации во время выступления;

- умение грамотно

отвечать на незапланированны е вопросы

Уровни сформированности исследовательских умений старшеклассников

Высокий уровень

Средний уровень"

изкии уровень

Высокая независимость и последовательность в

выполнении задач. Учащийся работает без помощи учителя или алгоритма и открыто просит друзей или учителей о помощи в случае затруднений. Ученик в состоянии

прокомментировать смысл своих действий и соотносить их с целью и ожидаемыми конечными результатами.

Ученик корректно понимает адресованные ему тексты и точно выражает мысли в ситуациях общения и взаимодействия, в состоянии выразить суть проблемы и определить путь к решению.

Несколько показатели

исследовательских умений

находятся на достаточном уровне сформированности, другие имеют низкий уровень.

Ученик изредка в состоянии действовать самостоятельно или без помощи алгоритмов, не всегда может четко сформулировать смысл собственных действий и соотнести их с конечной целью и результатами.

В ситуациях коммуникации ученику иногда сложно понять адресованные ему тексты. Он не всегда может точно и четко выражать мысли, видит возникшие проблемы, но не всегда может определить, как их решить.

Низкий уровень

самостоятельности и

осведомленность при выполнении действий, входящих в навык. Ученик не в состоянии предпринять никаких действий без внешней помощи учителя или без использования алгоритма. Не в состоянии понятно для других сформулировать задачу, не обращается за помощью к товарищам или учителю в случае возникновения затруднений. Ученик не в состоянии внятно прокомментировать смысл

собственных действий, не может соотнести необходимые действия с поставленной целью и результатами.

Основная часть действий, входящих в навык, носит недостаточно качественный

характер выполнения. Учащийся плохое воспринимает тексты, не в состоянии точно выражать свои мысли, не может максимально понятно для других сформулировать возникшую проблему и определить путь к её

_1_ решению._

Результат: сформированные исследовательские умения старшеклассников

Рис. 1. Модель формирования исследовательских умений учащихся

о с

CJ

см см

3. умение работать в сотрудничестве (умение планировать предстоящие действия в команде; умение оказывать взаимную поддержку в группе для решения общих задач; умение вести деловые взаимодействия в учебной среде; умение находить и исправлять недостатки других участников группы);

4. коммуникативные умения (умение инициировать взаимодействие со взрослыми - задавать вопросы, вступать в диалог и т.д.; возможность участвовать в обсуждениях; умение обосновать правильность своей позиции; умение идти на компромисс; умение организовать и провести опрос, интервью и т.д.);

5. презентационные умения (мение провести грамотный монолог; умение уверенно говорить на публике; способность к артистизму; возможность использования различных инструментов визуализации во время выступления; умение отвечать на дополнительные вопросы).

Существует множество методов и методик диагностики состояния исследовательских умений старшеклассников. В своём исследовании мы применили созданную модель, а также использовали психолого-педагогические диагностики, такие как методика поисковой активности А.И. Савенкова [8], тест интеллекта-матрицы Равена [1], методика диагностики рефлексии А.В. Карпова [5], анкетирование учащихся и учителей. В рамках обучающего эксперимента мы сформировали две экспериментальные группы учащихся 10-11 классов (ЭГ-1 численностью 27 человек, ЭГ-2 численностью 29 человек) и две контрольные группы учащихся так же 10-11 классов (КГ-1 численностью 28 человек, КГ-2 численностью 29 человек).

Выявленные нами результаты уровня исследовательских умений в экспериментальных группах (ЭГ-1, ЭГ-2) были такими: низкий уровень -41%, средний уровень - 52%, высокий уровень - 7%.

Что касается старшеклассников контрольных групп (КГ-1, КГ-2), то у них был такой уровень умений: низкий уровень - 41%, средний уровень -54%, высокий уровень - 5%.

Как видим из результатов, уровень сформиро-ванности исследовательских умений на начальном этапе эксперимента у контрольных и экспериментальных групп находится почти на одном уровне.

Содержательный компонент разработанной нами модели подразумевал разработку программы формирования исследовательских умений старшеклассников. Немаловажным является тот факт, что происходило взаимодополнение целей образовательного предмета и целей исследовательских умений старшеклассников. В разработанную нами программу были включены инструкции, памятки, лекции, семинары, практические и тренин-говые занятия для учащихся.

После окончания специально организованного педагогического воздействия в виде программы формирования исследовательских умений старшеклассников, мы продиагностировали уро-

вень этих умений у экспериментальных групп. Нами были получены такие результаты: низкий уровень -37%, средний уровень - 55%, высокий уровень - 8%. Как можно заметить, у экспериментальной группы в сравнении с контрольной группой высокий уровень исследовательских умений увеличился на 3%, средний - на 1%, а низкий уровень умений уменьшился на 4%.

Из полученных результатов можно сделать вывод, что рост уровня исследовательских умений старшеклассников возможен после определённого педагогического воздействия, основанного на комплексном подходе к разработке программы по формированию исследовательских умений старшеклассников.

Литература

1. Амахина Е.В. Структурно-динамическая модель исследовательских способностей и умений [Текст] / Е.В. Амахина // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. Аспирантские тетради [Текст]. - СПб. 2007. - N13(36). -С. 161-168.

2. Андреев, В.И. Определение границ применения исследовательского метода учения на основе оценки уровней сформированности исследовательских умений и способностей учащихся / В.И. Андреев // Воспитание познавательной активности и самостоятельности школьников. Ученые записки КГПИ. - Казань: Татар. кн. изд-во, 1975. - С. 67-86.

3. Белых, С.Л. Управление исследовательской активностью ученика: метод, пособие для педагогов средних школ, гимназий, лицеев / С.Л. Белых. 2-е изд., испр. доп.; под ред. А.С. Обухова. - Ижевск: УдГУ, 2007. - 72 с.

4. Воровщиков С.Г. Внутришкольная система развития учебно-познавательной компетентности учащихся // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2010. № 1.

5. Карпов А.В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики. // Психологический журнал, 2003, т. 24, № 5.

6. Кошелева Д.В. Генезис понятия «исследовательские умения»/Д.В.Кошелева // Знание. Понимание. Умение. - 2011. - № 2.-С. 218-221.

7. Леонтович, А.В. Концептуальные основания модели организации исследовательской деятельности учащихся / А.В. Леонтович // Школьные технологии. - 2006. - № 5. - С. 63-71.

8. Савенков А.И. Педагогика. Исследовательский подход в 2 ч. Часть 1 2-е изд., испр. и доп. Юрайт, 2016

TO THE QUESTION OF INTRODUCING STRUCTURAL AND FUNCTIONAL MODEL OF FORMATION OF EXPERIENCE OF RESEARCH ABILITIES OF SENIOR PUPILS IN EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF SCHOOL

Shevtsova N.A.

Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafyev

Nowadays our society is at a stage in the development of civilization, where education and human development processes play an almost paramount role. In this respect, the school is nowadays one of the fundamental components of the modern educational space, which determines its main task: to create all conditions for the student to learn to competently solve the problems and tasks assigned to him.

The proposed article reveals the experience of introducing a model of the formation of research skills of senior pupils in the educational environment of the school. The main components of research skills, criteria for their formation and their indicators, principles of formation, forms, as well as methods and means of organizing the process of formation research skills of senior pupils are considered. Experimental studying of the level of research skills of senior schoolchildren is described. The obtained results of the conducted research can form the basis for practical diagnostics of the level of formation of research skills of senior pupils.

Keywords: research skills, senior school age, skills of the research skills, research skills development model, the formation of research skills.

References

1. Amakhina E.V. Structural-dynamic model of research abilities and skills [Text] / E.V. Amakhina // Bulletin of the Herzen Rus-

sian State Pedagogical University. Postgraduate notebooks [Text]. - SPb. 2007. - N13 (36). - S.161-168.

2. Andreev, V. I. Determination of the boundaries of the application of the research method of teaching based on the assessment of the levels of formation of research skills and abilities of students / V.I. Andreev // Education of cognitive activity and independence of schoolchildren. Scientific notes of KSPI. - Kazan: Tatars. book publishing house, 1975. - S. 67-86.

3. Belykh, S.L. Management of student's research activity: method, manual for teachers of secondary schools, gymnasiums, lyceums / S.L. White. 2nd ed., Rev. add .; ed. A.S. Obukhov. -Izhevsk: UdSU, 2007. - 72 p.

4. Vorovshchikov S. G. intra-School system of development of educational and cognitive competence of students / / Municipal education: innovations and experiment, 2010, no. 1

5. Karpov A.V. Reflexivity as a mental property and methods of its diagnostics. // Psychological journal, 2003, vol. 24, no. 5.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Kosheleva D.V. The genesis of the concept of "research skills" / D.V. Kosheleva // Knowledge. Understanding. Skill. - 2011. -No. 2.-S. 218-221.

7. Leontovich, A.V. Conceptual foundations of the model of organizing research activities of students / A.V. Leontovich // School technologies. - 2006. - No. 5. - S. 63-71.

8. Savenkov A.I. Pedagogy. Research approach in 2 h. Part 1 2nd ed., ISPR. and add. Yurayt, 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.