Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТАРШЕКЛАССНИКОВ: АНАЛИЗ ПРАКТИКИ И ПЕРСПЕКТИВЫ'

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТАРШЕКЛАССНИКОВ: АНАЛИЗ ПРАКТИКИ И ПЕРСПЕКТИВЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
427
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ УМЕНИЯ / СТАРШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / НАВЫКИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ / ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ / RESEARCH SKILLS / SENIOR SCHOOL AGE / SKILLS OF THE RESEARCH SKILLS / THE EDUCATIONAL PROCESS IN A HIGH SCHOOL / THE FORMATION OF RESEARCH SKILLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шевцова Наталья Андреевна

Сегодня наше общество находится на таком этапе развития цивилизации, где образование и процессы человеческого развития играют чуть ли не первостепенную роль. В связи с этим школа является одним из основополагающих компонентов современного образовательного пространства, что определяет её основную задачу: создать все условия для того, чтобы ученик научился грамотно решать поставленные перед ним проблемы и задачи. В предлагаемой статье раскрывается актуальность формирования исследовательских умений старшеклассников. Приведен перечень современных государственных документов, требующих развития данных умений. Рассмотрены основные компоненты исследовательских умений, их критерии и показатели, а также навыки исследовательских умений старшеклассников, выделенные на их основе. Описано проведение экспериментального исследования уровней исследовательских умений учащихся старших классов. Полученные результаты проведённого исследования могут лечь в основу практической диагностики уровня сформированных исследовательских умений старшеклассников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH ACTIVITIES OF HIGH SCHOOLS: ANALYSIS OF PRACTICE AND PROSPECTS

Today our society is in the phase of civilizational development, where the processes of education and human development play almost the main role. In this regard, the school is one of the fundamental components of the modern educational space, which determines its main task: to create all the conditions for the student to learn to competently solve the tasks and problems assigned to him. The proposed article reveals the importance of developing research skills in high school students. A list of modern government documents requiring the development of these skills is provided. The main components of research skills, their criteria and indicators, as well as the research skills of high school students determined on their basis are taken into account. The article describes an experimental study of the level of research training of high school students. The obtained results of the study can serve as a basis for practical diagnostics of the level of formation of research skills of high school students.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТАРШЕКЛАССНИКОВ: АНАЛИЗ ПРАКТИКИ И ПЕРСПЕКТИВЫ»

Исследовательская деятельность старшеклассников: анализ практики и перспективы

Шевцова Наталья Андреевна,

аспирант, Институт социально-гуманитарных технологий, Красноярский государственный педагогический университет имени В.П. Астафьева E-mail: natasha_barsic@mail.ru

Сегодня наше общество находится на таком этапе развития цивилизации, где образование и процессы человеческого развития играют чуть ли не первостепенную роль. В связи с этим школа является одним из основополагающих компонентов современного образовательного пространства, что определяет её основную задачу: создать все условия для того, чтобы ученик научился грамотно решать поставленные перед ним проблемы и задачи. В предлагаемой статье раскрывается актуальность формирования исследовательских умений старшеклассников. Приведен перечень современных государственных документов, требующих развития данных умений. Рассмотрены основные компоненты исследовательских умений, их критерии и показатели, а также навыки исследовательских умений старшеклассников, выделенные на их основе. Описано проведение экспериментального исследования уровней исследовательских умений учащихся старших классов. Полученные результаты проведённого исследования могут лечь в основу практической диагностики уровня сформированных исследовательских умений старшеклассников.

Ключевые слова: исследовательские умения, старший школьный возраст, навыки исследовательских умений, учебный процесс в старшей школе, формирование исследовательских умений.

о с

CJ

сэ см о см

Инновационный путь развития современного образования диктует свои изменения. На сегодняшний день среднее полное общее образование подвержено не только пересмотру процесса обучения учащихся 10-11 классов, но и изменению целей обучения старшеклассников и путей их реализации. Такие государственные документы как Национальная образовательная инициатива 2020 «Наша новая школа» [5], Концепция развития дополнительного образования детей в РФ до 2025 года [6], Национальная доктрина образования в РФ до 2025 года [7], Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования [8], Проект документа «Ключевые направления развития российского образования для достижения Целей и задач устойчивого развития в системе образования» до 2035 г. [9], Проект «Образование 2030» [10] и Концепция модернизации российского образования на период до 2025 года [11] акцентируют важность направления современного образования на такого выпускника, который может творчески мыслить и находить нестандартные решения, в состоянии выбирать профессиональный путь, а так же способен обучаться в течение всей жизни. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать весомых целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации. Современные тенденции развития образования в мире так же требуют, кроме получения знания, развития у обучающихся таких навыков и компетенций, делающих возможным для выпускника действовать максимально результативно в условиях постоянно изменяющегося пространства. Требования современного мира и сегодняшней действительности проявляются в постоянном создании исследовательского сообщества не только старшеклассников, но и учащихся разных возрастов в целом. Кроме того, делается акцент на развитие умения качественной работы с информацией и научной литературой. Всё вышесказанное делает возможным формирование и развитие новой структуры ученического, а впоследствии и человеческого капитала, и определяет ориентиры для качественного формирования исследовательской деятельности старшеклассника.

Однако, не смотря на большое количество государственных документов, требующих обучения старшеклассников самостоятельному поиску знаний, в основном учебный материал для учащихся преподносится в уже готовом виде. Именно поэтому одним из важнейших условий увеличения эф-

фективности сегодняшнего процесса образования становится создание условий для развития такой деятельности обучающихся, при которой становится возможной помощь в успешном овладении учебной программой и её требованиями, повышение мотивации обучения учащихся и формирование способности обучающихся к собственной учебной деятельности и способности не только добывать нужную информацию, но и уметь качественно её переработать. Именно таким условием является исследовательская деятельность учащихся.

На сегодняшний день существует большое количество психолого-педагогической литературы, освещающей понятие исследовательских умений и основные классификации, функции и принципы формирования данных умений. Обзор проанализированных нами трудов позволил так же уточнить основные компоненты, формируемые содержательную часть культуры исследовательских умений учащихся старшей школы.

Воровщиков С.Г. [1] выделяет такие компоненты, как:

1. Когнитивный компонент, т.е. опыт исследовательской деятельности, выраженный в её результатах - знаниях.

2. Операционально-деятельностный компонент, т.е. опыт реализации методов исследования в виде умения воздействовать на возможности модели - умений.

3. Креативный компонент, т.е. опыт творческой деятельности в форме умений принимать эффективные решения в стандартных и нестандартных познавательных проблемных ситуациях при осуществлении учебного исследования - процедур творческой деятельности.

4. Ценностно-мотивационный компонент, т.е. опыт творческой деятельности в виде умения принимать эффективные решения в стандартных и нестандартных когнитивных проблемных ситуациях в ходе учебного исследования - процесса творческой деятельности.

На основе анализа данных компонентов, нами были выделены соответствующие навыки исследовательской деятельности старшеклассников (табл. 1).

Таблица 1. Навыки исследовательской деятельности старшеклассников

Окончание

Навык

Навык

Когнитивный

Показатель

- использование процедурных знаний, отражающих понимание методов и приемов исследования, используемых для решения стандартных и нестандартных когнитивных задач;

- знание информации о содержании, формах, историческом развитии теории, практике научных исследований и умение их объяснять;

- использование ценностных нормативных знаний, отражающих понимание важности исследовательской деятельности.

Операционально-деятель-ностный

Креативный

Ценностно-

мотива-

ционный

Показатель

- способность планировать, организовать, контролировать, регулировать и анализировать исследование; осуществление анализа, синтеза, сравнения, классификации и обобщения;

- способность ставить и решать когнитивные проблемы в образовательных исследованиях, формулировать общую концепцию и приводить доказательства и опровержения; способность находить, обрабатывать и использовать информацию для решения когнитивных задач в образовательных исследованиях;

- умение работать с реальными объектами в качестве источника информации, с письменными и устными текстами.

- способность определять когнитивные проблемы, т.е. выявлять несоответствие между тем, что требуется, и тем, что реально;

- умение формулировать гипотезы для решения проблем, определять новую функцию объекта для решения проблем, переносить знания и навыки в новую ситуацию для решения проблем;

- возможность комбинировать известные средства для решения новых задач.

- стремление к поиску истины в исследовании;

- осознание значимости деятельностно направленного характера исследований;

- осознание ценности творчески направленного подхода к решению когнитивных задач;

- понимвние необходимости постоянного общения во время коллективного нахождения решений сложных когнитивных проблем; признание важности наличия высокой продуктивности на каждом из уровней исследований в области образования.

Таблица 2. Критерии и показатели развития исследовательских умений

Критерии Показатели

Мотивационно-ценностный Понимание смысла и знания исследовательских умений.

Содержательно-результативный Способность к проявлению дивергентного и конвергентного мышления.

Рефлексивно-оценочный Самоанализ своей деятельности, рефлексия.

Проблемой нашего исследования является установление особенностей формирования исследовательских умений старшеклассников.

На основе изученной психолого-педагогической литературы были выявлены основные критерии и показатели развития исследовательских умений старшеклассников, необходимые для нашего исследования (табл. 2).

Исследование проводилось среди десяти-и одиннадцатиклассников средней общеобразовательной школы. В рамках обучающего экспери-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

мента мы сформировали две экспериментальные группы учащихся 10-11 классов (ЭГ-1 численностью 27 человек, ЭГ-2 численностью 29 человек) и две контрольные группы учащихся так же 10-11 классов (КГ-1 численностью 28 человек, КГ-2 численностью 29 человек), которые были опрошены по методике поисковой активности А.И. Савенкова

[4], тесту интеллекта-матрицы Равена [3] и методики диагностики рефлексии А.В. Карпова [2]. Данные методики позволили замерить критериальный уровень развития исследовательских умений старшеклассников: мотивационно-ценностный, содержательно-результативный и рефлексивно-оценочный соответственно (табл. 3).

Таблица 3. Обобщённые результаты развития исследовательских умений старшеклассников

Группы Этапы педагогического эксперимента Критерии

мотивационно-ценностный содержательно-результативный рефлексивно-оценочный

высокий уровень % средний уровень % низкий уровень % высокий уровень % средний уровень % низкий уровень % высокий уровень % средний уровень % низкий уровень %

ЭГ-1 До 2 50 48 8 60 32 10 48 42

После 9 61 30 12 74 14 14 51 35

ЭГ-2 До 4 48 48 7 53 40 9 56 35

После 8 57 35 13 71 16 14 58 28

КГ-1 До 1 55 44 6 57 37 8 54 38

После 7 54 39 8 62 30 10 46 44

КГ-2 До 2 59 39 8 54 38 5 47 48

После 5 61 34 9 57 34 6 50 44

После педагогического воздействия отмечен рост процента уровня исследовательских умений старшеклассников.

В экспериментальных группах по мотивационно-ценностному критерию высокий уровень сформи-рованности исследовательских умений увеличился на 7% и 4% (ЭГ-1, ЭГ-2), средний уровень также увеличился на 11% и 9% соответственно, а низкий уровень был уменьшен на 18% и 8% соответственно.

По содержательно-результативному критерию в экспериментальных группах так же наблюдается прирост: высокий уровень сформированности исследовательских умений увеличился на 4% и 6% (ЭГ-1, ЭГ-2), средний уровень увеличился на 14% и 18% соответственно, низкий уровень уменьшился на 18% и 24% соответственно.

Размер уровня рефлексивно-оценочного критерия также отличается приростом: на высоком уровне сформированности исследовательских умений произошло увеличение на 4% и 5% (ЭГ-1, ЭГ-2), на среднем уровне также отличается увеличение на 3% и 2% соответственно, на низком уровне произошло понижение на 7% в обеих группах.

Итак, на основании вышеизложенного, можно сделать следующий вывод: качественный рост уровня сформированности исследовательских умений старшеклассников возможен после определённого педагогического воздействия, учитывающего особенности обучающихся.

о

^ Литература

см

041 1. Воровщиков С.Г. Внутришкольная система развития учебно-познавательной компетент-

ности учащихся // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2010. № 1.

2. Карпов А.В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики. // Психологический журнал, 2003, т. 24, № 5.

3. Прогрессивные матрицы Равена: методические рекомендации /сост. и общая редакция О.Е. Мухордовой, Т.В. Шрейбер. - Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2011. - 70с.

4. Савенков А.И. Педагогика. Исследовательский подход в 2 ч. Часть 1 2-е изд., испр. и доп. Юрайт, 2016

5. https://base.garant.ru/6744437/

6. http://static.government.ru/media/files/ ipA1NW42XOA.pdf

7. https://rg.ru/2000/10/11/doktrina-dok.html

8. https://base.garant.ru/70188902/8ef641 d3b80ff01 d34be16ce9bafc6e0/

9. http://edu2035.firo-nir.ru/index.php/ stati-opublikovannye-uchastnikami-soobshchestva/86-klyuchevye-napravleniya-2035

10. https://fioco.ru/Contents/Item/Display/2201455

11. https://www.liveinternet.ru/users/reforma-obrnauki/post32124714/

RESEARCH ACTIVITIES OF HIGH SCHOOLS: ANALYSIS OF PRACTICE AND PROSPECTS

Shevtsova N.A.

Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafyev

Today our society is in the phase of civilizational development, where the processes of education and human development play almost the main role. In this regard, the school is one of the fundamental components of the modern educational space, which determines its main task: to create all the conditions for the student to learn to competently solve the tasks and problems assigned to him. The proposed article reveals the importance of developing research skills in high school students. A list of modern government documents

requiring the development of these skills is provided. The main components of research skills, their criteria and indicators, as well as the research skills of high school students determined on their basis are taken into account. The article describes an experimental study of the level of research training of high school students. The obtained results of the study can serve as a basis for practical diagnostics of the level of formation of research skills of high school students.

Keywords: research skills, senior school age, skills of the research skills, the educational process in a high school, the formation of research skills.

References

1. Vorovshchikov S.G. intra-School system of development of educational and cognitive competence of students / / Municipal education: innovations and experiment, 2010, no. 1

2. Karpov A.V. Reflexivity as a mental property and methods of its diagnostics. // Psychological journal, 2003, vol. 24, no. 5.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Raven's progressive matrices: guidelines / comp. and under the General editorship of O.E. Mukhortova, T.V. Schreiber. -Izhevsk: Publishing house "Udmurtia University", 2011. - 70p.

4. Savenkov A.I. Pedagogy. Research approach in 2 h. Part 1 2nd ed., ISPR. and add. Yurayt, 2016

5. https://base.garant.ru/6744437/

6. http://static.government.ru/media/files/ipA1NW42XOA.pdf

7. https://rg.ru/2000/10/11/doktrina-dok.html

8. https://base.garant.ru/70188902/8ef641d3b80ff01d34be16ce-9bafc6e0/

9. http://edu2035.firo-nir.ru/index.php/stati-opublikovannye-uchastnikami-soobshchestva/86-klyuchevye-napravleniya-2035

10. https://fioco.ru/Contents/Item/Display/2201455

11. https://www.liveinternet.ru/users/reforma-obrnauki/ post32124714/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.