УДК 372.854
doi: 10. 20310/1810-231Х-2019-18-3(41)-27-31
ВЛИЯНИЕ ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ ПО ХИМИИ НА РАЗВИТИЕ ИС СЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Попова Олеся Владимировна
МАОУ «СОШ № 36», Россия. г.Тамбов e-mail: leseena6Si®gmail.com
В статье проведен анализ различных трактовок понятия «исследовательские компетенции», которые формируются у старшеклассников в процессе исследовательской деятельности. Выявлены особенности профильного обучения, влияющие на успешность исследовательской деятельности обучающихся. Обоснована важность элективных курсов по химии для формирования личиостно-смысловых, учебно-познавательных и ком муникативно-инфор мац ионных компетенций старшеклассников. Рассмотрены исследовательские умения, которые приобретают старшеклассники при изучении элективных курсов по химии.
Кпючевые слова: старшеклассник, исследовательская компетенция, профильное обучение, элективный курс по химии, исследовательская деятельность
В настоящее время особую актуальность приобретает самостоятельная исследовательская деятельность учащихся, которая эффективно влияет на развитие различных качеств личности. Активная исследовательская деятельность позволяет успешно сформировать самостоятельность мышления, умения планировать и организовывать собственную продуктивную деятельность. В результате в личности формируются новые важные качества -ключевые компетенции.
В исследованиях И. С. Кона, А. В. Муд-рика, В. С. Мухиной обосновано, что старший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для развития исследовательской деятельности, т.к. на данном этапе у старшеклассников происходит активное развитие логического и системного мышления, мировоззрения и ценностных ориентации, устойчивых познавательных и профессиональных интересов, развитие личностной рефлексии.
На данный момент существуют различные подходы к определению исследовательских компетенций, которые мы проанализировали и представили в таблице 1. Однако, в виду того, что это понятие является достаточно новым, выделить его объективное понимание довольно сложно. Как правило, большинство определений сходится в одном общем представлении об «исследовательской компетенции» как о совокупности определенных умений и навыков проведения исследования.
Таким образом, опираясь на точку зрения А. В. Хуторского, будем рассматривать исследовательскую компетенцию как совокупность знаний в определенной области, наличие исследовательских умений (видеть и решать проблемы на основе выдвижения и обоснования гипотез, ставить цель и планировать деятельность, осуществлять сбор и анализ необходимой информации, выбирать наиболее оптимальные методы, выполнять эксперимент, представлять результаты исследования). наличие способности применять эти знания и умения в конкретной деятельности [51.
Формирование исследовательских компетенций предполагает учет индивидуальных особенностей старшеклассников, их интересов. стремлений и профессиональной ориентации. Этому в наибольшей степени способствует профильное обучение, которое рассматривается как средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования [61.
Система профильного обучения предлагает совершенно особый набор учебных курсов. которые представлены в таблице 2.
Таблица 1
Определение понятия «исследовательская компетенция»
Автор Характеристика
И.И. Холодцова [1] это не только комплекс определенных методов, но и реакция на нестандартные ситуации, преодоление которых предполагает постоянное саморазвитие, отражающее основные запросы современного общества
Н. И. Плотникова [2] компетенция включает в себя не только способности, но и внутреннюю мотивацию, не входящую в понятие способности
Е. В. Бережнова [3] особая функциональная система психики и связанная с ней целостная совокупность качеств человека, обеспечивающая ему возможность быть эффективным субъектом этой деятельности
А. В. Хуторской [4] знания, представления, программы действий, системы ценностей и отношений, которые затем выявляются в исследовательской компетентности в деятельност-ных, актуальных проявлениях
Таблица 2
Особенности различных учебных курсов
Учебные курсы Значимость
Базовые общеобразовательные обязательные для всех учащихся всех профилей обучения. Знания, умения и навыки старшеклассников определяются содержанием учебников (программ), рекомендованных МО РФ для общеобразовательных школ
Профильные курсы повышенного уровня, определяющие направленность каждого конкретного профиля обучения. При освоении профильных предметов деятельность учителя и старшеклассника направлена на освоение знаний, умений, которые определены государственным стандартом
Элективные обязательные курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения. Работа элективных курсов призвана удовлетворить интересы и склонности старшеклассника
Таким образом, профильное обучение за счет перераспределения учебного времени исключает перегрузку старшеклассников и способствует наиболее полной реализации их индивидуальных образовательных траекторий.
Традиционно считается, что именно профили естественнонаучных направлений (специализация в области физики, химии, биологии и др.) наиболее ориентированы на организацию исследовательской деятельности старшеклассников, так как позволяют организовать исследовательские процедуры (наблюдение, учебный эксперимент, лабораторные работы) в процессе урочной и внеурочной деятельности.
Исследовательская деятельность по химии начинается с желания старшеклассников выполнять эту деятельность, но не всегда учащиеся в должной мере подготовлены к ней. Поэтому особенно важен последовательный переход от более простых элементов исследовательской деятельности к более сложным, что осуществимо во внеурочное
время на элективных курсах. Любой элективный курс должен нести в себе максимум полезной информации для обучающихся, формировать и развивать умения и навыки, то есть способствовать развитию исследовательских компетенций. Несмотря на значительное количество работ в изучаемом нами направлении, в современной науке недостаточно изучены возможности элективных курсов по химии как фактора стимулирования исследовательской активности старшеклассников.
В ходе исследовательской деятельности у старшеклассников активно формируются такие компетенции, как коммуникативно-информационные, личностно-ценностные и учебно-познавательные. Рассмотрим каждую группу более подробно.
В век информационных технологий старшеклассникам необходимо научиться свободно владеть современными средствами информации и информационными технологиями. Элективные курсы по химии призваны показать возможности информационной
базы, ведь картина мира в области химии изменяется быстро, а «книжная» литература не всегда и не в полной мере способна отобразить эти изменения.
Элективные курсы предусматриваются постоянное общение старшеклассников между собой и с учителем, тем самым способствуя формированию коммуникативных компетенций Г71. На элективных курсах по химии часто проводятся дискуссии, в ходе которых старшеклассники учатся оперировать фактами, использовать доказательную базу, анализировать, ставить вопросы, делать выводы и умозаключения, защищать свои идеи.
Стоит отметить, что эффективной формой проведения элективных курсов является работа в группах. В результате такого взаимодействия старшеклассники учатся свободно и правильно высказывать предложения относительно исследовательской работы. Здесь проявляется и умение идти на контакт, откликаться на предложения других, а при необходимости искать компромисс для достижения наилучшего результата, принимать нестандартные решения и претворять их в жизнь. При работе в группах у каждого старшеклассника своя задача, выполнения которой ему необходимо придерживаться, однако именно в группах формируются умения взаимной поддержки и взаимопомощи.
Таким образом, при изучении элективных курсов по химии у старшеклассников формируются следующие умения:
- осуществлять обратную связь с преподавателем и другими учениками;
- формировать свое мнение и отношение к предмету дискуссии, отстаивать свою точку зрения и прислушиваться к мнению собеседников;
- развивать поисковые навыки, выходя за рамки предлагаемой литературы;
- анализировать и систематизировать полученную информацию;
- помогать легко и правильно устанавливать контакт с незнакомыми людьми, грамотно вести дискуссию на разнообразные темы [8].
Одновременно с коммуникативно-информационными компетенциями формируются и личностно-ценностные компетенции: старшеклассник осознает, что все, чему он учится в ходе исследовательской деятельности, необходимо ему для раскрытия собственных способностей, возможностей, т. е. для самосовершенствования и саморазвития.
Старшеклассник учится проводить самоанализ, рефлексию и осмысление полученных результатов.
Элективные курсы по химии направлены и на формирование мотивации достижения успеха. Мотивация достижения проявляется в стремлении старшеклассника прилагать усилия и добиваться, возможно, лучших результатов в области, которую он считает важной. Именно от этой мотивации во многом зависит дальнейшая социальная адаптация обучающегося, в частности, переход от одной ступени обучения к другой. Каждая новая потребность вызывает интерес учащихся, поддерживая общую мотивацию обучения на достаточно высоком уровне.
Элективные курсы по химии призваны сформировать и развить на должном уровне такие способности, как степень самостоятельности старшеклассника в исследовательской деятельности при выполнении различных этапов работы, а также степень включенности в групповую работу и четкость выполнения отведенной роли Г91. Старшеклассник учится практическому использованию не только знаний в области химии, но и установлению причинно-следственных связей в жизненно важных областях. Также элективные курсы развивают у старшеклассников:
- степень осмысления использованной информации для конкретной исследовательской работы и возможности ее применения для дальнейшей деятельности;
- мотивацию к достижению лучших результатов в исследовательской деятельности и движению на более высокий уровень;
- умения рефлексии, позволяющей учащемуся правильно оценивать свои ошибки, способы их устранения, результаты и дальнейшие пути развития исследовательской деятельности.
Как так химия является наукой красочной и разнообразной, то старшеклассникам важно научиться творчески подходить к подготовке докладов и презентаций. Поэтому еще одной значительной группой компетенций, которые формируются при изучении элективных курсов по химии, являются учебно-познавательные. Учебно-познавательные компетенции формируются, когда старшеклассник учится самостоятельно проводить химические эксперименты, находить нестандартные пути решения тех или иных задач, применять полученные знания и умения в жизни. Самостоятельная познавательная деятельность включает элементы логиче-
ской деятельности, соотнесенной с реальными познавательными, в том числе и химическими, объектами. Поскольку химии - наука жизни, то элективные курсы способствуют развитию у старшеклассников умений целе-полагания, планирования, анализа, самооценки учебно-познавательной деятельности, способствуют овладению приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем.
Элективные курсы по химии способствуют также воспитанию интереса к знаниям, самостоятельности, критического мышления, трудолюбия и добросовестности Г101: старшеклассник учится давать исчерпывающие и обоснованные ответы на поставленные вопросы, правильно и рационально решать практические задачи.
При изучении элективных курсов по химии у старшеклассников формируются следующие исследовательские умения, являющиеся частью исследовательских компетенций:
- правильно определять цели и структуру не только данной исследовательской деятельности, но и смежных предметных областей;
- устанавливать причинно-следственные связи в процессе исследовательской деятельности, проводя аналогии и выявляя оптимальные решения поставленных задач;
- применять творческий подход в исследовательской деятельности, искать нестандартные решения проблем и активно применять их в разных сферах.
В целом элективные курсы удачно встраиваются в систему профильного обучения и служат отличным помощником для развития старшеклассников и выбора ими будущей профессии.
Таким образом, элективные курсы по химии могут рассматриваться как эффективная форма формирования личностно-смысловых, учебно-познавательных и коммуникативно-информационных компетенций старшеклассников. Личностно-смысловые компетенции, формируемые в ходе исследовательской деятельности, включают стремление старшеклассника к самосовершенствованию, помогают проводить самоанализ, рефлексию и осмысление полученных результатов. Благодаря учебно-познавательным компетенциям, приобретенным в процессе исследовательской деятельности, старшеклассник развивает свой уровень знаний и умений целеполагания, планирования, анализа и творческого подхода в процессе иссле-
довательской деятельности. Коммуникативно-информационные компетенции помогают активному информационному взаимодействию в условиях современной информационной среды, что подразумевает умения эффективного поиска, сбора, анализа, переработки и трансляции информации при осуществлении коммуникативных актов.
Литература
1. Якиманская И. С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. М., 1996.
2. Казарина Л. А. Формирование исследовательской компетентности учащихся профильных гуманитарных классов общеобразовательной школы: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М. 2016.
3. Бондаревская Е. В. Смыслы и стратегии личностно-ориентированного воспитания // Педагогика. 2001. № 1. С. 17-24.
4. Хуторской A.B. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. 2003. № 2. С. 58-64.
5. Хуторской А. В. Педагогическая иннова-тика: методология, теория, практика. М., 2005.
6. Артемова Л. К. Профильное обучение: опыт, проблемы, пути решения // Педагогическое образование и наука. 2003. № 1.С. 46-51.
7. Тяглова Е. В. Исследовательская деятельность учащихся по химии. М., 2007.
8. Федотова Н. А. Развитие исследовательской компетентности старшеклассников в условиях профильного обучения: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Улан-Удэ. 2010.
9. Черникова Т. В. Методические рекомендации по разработке и оформлению программ элективных курсов // Профильная школа. 2005. № 5. С. 11-16.
10. Федянин А. Б. Интегрирование курсов школьных дисциплин с научно-исследовательскими проектами учащихся // Химия: методика преподавания. 2004. № 5. С. 64-67.
References
1. Yakimanskaya I. S. Lichnostno orientiro-vannoye obucheniye v sovremennoj shkole [Personal Oriented Learning at Modern School]. Moscow, 1996. (In Russian).
2. Kazarina L. A. Formirovaniye issledova-tel'skoj kompetentnosti uchashchikhsya profil'nykh gumanitarnykh klassov obshcheobrazovatel'noj shkoly: avtoref.dis. ... kand. ped. nauk [Formation of research competence of students of specialized humanitarian classes of general education school. Cand. ped. sei. diss, abstr]. Moscow, 2016. (In Russian).
3. Bondarevskaya E. B. Smysly i strategii lich-nostno-orientirovannogo vospitaniya [Meanings and
strategies of personal-oriented education] // Pedagogika -Pedagogy. 2001, no.l,pp. 17-24. (InRussian).
4. Khutorskoj A. B. Klyuchevye kompetentsii kak komponent lichnostno-orientirvannoj paradigmy obrazovaniya [Key competencies as a component of the personal-oriented paradigm of education] // Narodnoye obrazovaniye. - People's education. 2003, no. 2, pp. 5864. (In Russian).
5. Khutorskoj A. V. Pedagogicheskaya innova-tika: metodologiya, teoriya, praktika [Pedagogical innovation: methodology, theory, practice]. Moscow, 2005. (In Russian).
6. Artemova L. K. Profil'noye obucheniye: opyt, problemy, puti resheniya [Specialized training: experience, problems, ways to solve] // Pedagogicheskoye obrazovaniye i nauka. - Pedagogical education and science. 2003, no. 1, pp. 46-51. (In Russian).
7. Tyaglova E. V. Issledovatel'skaya deyatel'nost' uchashchikhsya po khimii [Students' research activities in chemistry]. Moscow, 2007. (In Russian).
8. Fedotova N. A. Razvitiye issledovatel'skoj kompetentnosti starsheklassnikov v usloviyakh profil'nogo obucheniya: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk [High school students' research competence development in the context of specialized training. Cand. ped. sci. diss, abstr]. Ulan-Ude, 2010. (In Russian).
9. Chernikova T. V. Metodicheskiye rekomen-datsii po razrabotke i oformleniyu programm elektivnykh kursov [Methodological recommendations on development and design of programs of selective courses] // Profil'naya shkola. - Profile school. 2005, no. 5, pp. 11-16. (In Russian).
10. Fedyanin A. B. Integrirovaniye kursov shko-l'nykh distsiplin s nauchno-issledovatel'skimi proektami uchashchikhsya [Integrating school courses with students' research projects] // Khimiya: metodika prepodavaniya. - Chemistry: teaching methodology. 2004, no 5, pp. 64-67. (In Russian).
***
INFLUENCE OF ELECTIVE CHEMISTRY COURSES ON DEVELOPMENT OF RESEARCH COMPETENCES OF HIGH SCHOOL STUDENTS
Popova Olesya Vladimirovna MAEI «SSch № 36» Russia, Tambov e-mail: [email protected]
The author of the article analyzed various interpretations of the concept «research competences» formed at high school students in the process of research law; revealed features of specialized training affecting the success of research activities of students; justified the importance of selective chemistry chickens for the formation of high school students' personal-sense, educational-cognitive and communication-information competences; considered research skills acquired by high school students in studying elective courses in chemistry.
Key words: high school student, research competence, profile training, elective course in chemistry, research activity
Об авторе:
Попова Олеся Владимировна, учитель химии МАОУ «СОШ № 36», г. Тамбов
About the author:
Popova Olesya Vladimirovna, Chemistry Teacher MAEI «SSch № 36», Tambov