Научная статья на тему 'Влияние элективных курсов по химии на развитие исследовательских компетенций старшеклассников'

Влияние элективных курсов по химии на развитие исследовательских компетенций старшеклассников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
177
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СТАРШЕКЛАССНИК / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ХИМИИ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / HIGH SCHOOL STUDENT / RESEARCH COMPETENCE / PROFILE TRAINING / ELECTIVE COURSE IN CHEMISTRY / RESEARCH ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попова Олеся Владимировна

В статье проведен анализ различных трактовок понятия «исследовательские компетенции», которые формируются у старшеклассников в процессе исследовательской деятельности. Выявлены особенности профильного обучения, влияющие на успешность исследовательской деятельности обучающихся. Обоснована важность элективных курсов по химии для формирования личностно-смысловых, учебно-познавательных и коммуникативно-информационных компетенций старшеклассников. Рассмотрены исследовательские умения, которые приобретают старшеклассники при изучении элективных курсов по химии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF ELECTIVE CHEMISTRY COURSES ON DEVELOPMENT OF RESEARCH COMPETENCES OF HIGH SCHOOL STUDENTS

The author of the article analyzed various interpretations of the concept «research competences» formed at high school students in the process of research law; revealed features of specialized training affecting the success of research activities of students; justified the importance of selective chemistry chickens for the formation of high school students' personal-sense, educational-cognitive and communication-information competences; considered research skills acquired by high school students in studying elective courses in chemistry.

Текст научной работы на тему «Влияние элективных курсов по химии на развитие исследовательских компетенций старшеклассников»

УДК 372.854

doi: 10. 20310/1810-231Х-2019-18-3(41)-27-31

ВЛИЯНИЕ ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ ПО ХИМИИ НА РАЗВИТИЕ ИС СЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Попова Олеся Владимировна

МАОУ «СОШ № 36», Россия. г.Тамбов e-mail: leseena6Si®gmail.com

В статье проведен анализ различных трактовок понятия «исследовательские компетенции», которые формируются у старшеклассников в процессе исследовательской деятельности. Выявлены особенности профильного обучения, влияющие на успешность исследовательской деятельности обучающихся. Обоснована важность элективных курсов по химии для формирования личиостно-смысловых, учебно-познавательных и ком муникативно-инфор мац ионных компетенций старшеклассников. Рассмотрены исследовательские умения, которые приобретают старшеклассники при изучении элективных курсов по химии.

Кпючевые слова: старшеклассник, исследовательская компетенция, профильное обучение, элективный курс по химии, исследовательская деятельность

В настоящее время особую актуальность приобретает самостоятельная исследовательская деятельность учащихся, которая эффективно влияет на развитие различных качеств личности. Активная исследовательская деятельность позволяет успешно сформировать самостоятельность мышления, умения планировать и организовывать собственную продуктивную деятельность. В результате в личности формируются новые важные качества -ключевые компетенции.

В исследованиях И. С. Кона, А. В. Муд-рика, В. С. Мухиной обосновано, что старший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для развития исследовательской деятельности, т.к. на данном этапе у старшеклассников происходит активное развитие логического и системного мышления, мировоззрения и ценностных ориентации, устойчивых познавательных и профессиональных интересов, развитие личностной рефлексии.

На данный момент существуют различные подходы к определению исследовательских компетенций, которые мы проанализировали и представили в таблице 1. Однако, в виду того, что это понятие является достаточно новым, выделить его объективное понимание довольно сложно. Как правило, большинство определений сходится в одном общем представлении об «исследовательской компетенции» как о совокупности определенных умений и навыков проведения исследования.

Таким образом, опираясь на точку зрения А. В. Хуторского, будем рассматривать исследовательскую компетенцию как совокупность знаний в определенной области, наличие исследовательских умений (видеть и решать проблемы на основе выдвижения и обоснования гипотез, ставить цель и планировать деятельность, осуществлять сбор и анализ необходимой информации, выбирать наиболее оптимальные методы, выполнять эксперимент, представлять результаты исследования). наличие способности применять эти знания и умения в конкретной деятельности [51.

Формирование исследовательских компетенций предполагает учет индивидуальных особенностей старшеклассников, их интересов. стремлений и профессиональной ориентации. Этому в наибольшей степени способствует профильное обучение, которое рассматривается как средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования [61.

Система профильного обучения предлагает совершенно особый набор учебных курсов. которые представлены в таблице 2.

Таблица 1

Определение понятия «исследовательская компетенция»

Автор Характеристика

И.И. Холодцова [1] это не только комплекс определенных методов, но и реакция на нестандартные ситуации, преодоление которых предполагает постоянное саморазвитие, отражающее основные запросы современного общества

Н. И. Плотникова [2] компетенция включает в себя не только способности, но и внутреннюю мотивацию, не входящую в понятие способности

Е. В. Бережнова [3] особая функциональная система психики и связанная с ней целостная совокупность качеств человека, обеспечивающая ему возможность быть эффективным субъектом этой деятельности

А. В. Хуторской [4] знания, представления, программы действий, системы ценностей и отношений, которые затем выявляются в исследовательской компетентности в деятельност-ных, актуальных проявлениях

Таблица 2

Особенности различных учебных курсов

Учебные курсы Значимость

Базовые общеобразовательные обязательные для всех учащихся всех профилей обучения. Знания, умения и навыки старшеклассников определяются содержанием учебников (программ), рекомендованных МО РФ для общеобразовательных школ

Профильные курсы повышенного уровня, определяющие направленность каждого конкретного профиля обучения. При освоении профильных предметов деятельность учителя и старшеклассника направлена на освоение знаний, умений, которые определены государственным стандартом

Элективные обязательные курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения. Работа элективных курсов призвана удовлетворить интересы и склонности старшеклассника

Таким образом, профильное обучение за счет перераспределения учебного времени исключает перегрузку старшеклассников и способствует наиболее полной реализации их индивидуальных образовательных траекторий.

Традиционно считается, что именно профили естественнонаучных направлений (специализация в области физики, химии, биологии и др.) наиболее ориентированы на организацию исследовательской деятельности старшеклассников, так как позволяют организовать исследовательские процедуры (наблюдение, учебный эксперимент, лабораторные работы) в процессе урочной и внеурочной деятельности.

Исследовательская деятельность по химии начинается с желания старшеклассников выполнять эту деятельность, но не всегда учащиеся в должной мере подготовлены к ней. Поэтому особенно важен последовательный переход от более простых элементов исследовательской деятельности к более сложным, что осуществимо во внеурочное

время на элективных курсах. Любой элективный курс должен нести в себе максимум полезной информации для обучающихся, формировать и развивать умения и навыки, то есть способствовать развитию исследовательских компетенций. Несмотря на значительное количество работ в изучаемом нами направлении, в современной науке недостаточно изучены возможности элективных курсов по химии как фактора стимулирования исследовательской активности старшеклассников.

В ходе исследовательской деятельности у старшеклассников активно формируются такие компетенции, как коммуникативно-информационные, личностно-ценностные и учебно-познавательные. Рассмотрим каждую группу более подробно.

В век информационных технологий старшеклассникам необходимо научиться свободно владеть современными средствами информации и информационными технологиями. Элективные курсы по химии призваны показать возможности информационной

базы, ведь картина мира в области химии изменяется быстро, а «книжная» литература не всегда и не в полной мере способна отобразить эти изменения.

Элективные курсы предусматриваются постоянное общение старшеклассников между собой и с учителем, тем самым способствуя формированию коммуникативных компетенций Г71. На элективных курсах по химии часто проводятся дискуссии, в ходе которых старшеклассники учатся оперировать фактами, использовать доказательную базу, анализировать, ставить вопросы, делать выводы и умозаключения, защищать свои идеи.

Стоит отметить, что эффективной формой проведения элективных курсов является работа в группах. В результате такого взаимодействия старшеклассники учатся свободно и правильно высказывать предложения относительно исследовательской работы. Здесь проявляется и умение идти на контакт, откликаться на предложения других, а при необходимости искать компромисс для достижения наилучшего результата, принимать нестандартные решения и претворять их в жизнь. При работе в группах у каждого старшеклассника своя задача, выполнения которой ему необходимо придерживаться, однако именно в группах формируются умения взаимной поддержки и взаимопомощи.

Таким образом, при изучении элективных курсов по химии у старшеклассников формируются следующие умения:

- осуществлять обратную связь с преподавателем и другими учениками;

- формировать свое мнение и отношение к предмету дискуссии, отстаивать свою точку зрения и прислушиваться к мнению собеседников;

- развивать поисковые навыки, выходя за рамки предлагаемой литературы;

- анализировать и систематизировать полученную информацию;

- помогать легко и правильно устанавливать контакт с незнакомыми людьми, грамотно вести дискуссию на разнообразные темы [8].

Одновременно с коммуникативно-информационными компетенциями формируются и личностно-ценностные компетенции: старшеклассник осознает, что все, чему он учится в ходе исследовательской деятельности, необходимо ему для раскрытия собственных способностей, возможностей, т. е. для самосовершенствования и саморазвития.

Старшеклассник учится проводить самоанализ, рефлексию и осмысление полученных результатов.

Элективные курсы по химии направлены и на формирование мотивации достижения успеха. Мотивация достижения проявляется в стремлении старшеклассника прилагать усилия и добиваться, возможно, лучших результатов в области, которую он считает важной. Именно от этой мотивации во многом зависит дальнейшая социальная адаптация обучающегося, в частности, переход от одной ступени обучения к другой. Каждая новая потребность вызывает интерес учащихся, поддерживая общую мотивацию обучения на достаточно высоком уровне.

Элективные курсы по химии призваны сформировать и развить на должном уровне такие способности, как степень самостоятельности старшеклассника в исследовательской деятельности при выполнении различных этапов работы, а также степень включенности в групповую работу и четкость выполнения отведенной роли Г91. Старшеклассник учится практическому использованию не только знаний в области химии, но и установлению причинно-следственных связей в жизненно важных областях. Также элективные курсы развивают у старшеклассников:

- степень осмысления использованной информации для конкретной исследовательской работы и возможности ее применения для дальнейшей деятельности;

- мотивацию к достижению лучших результатов в исследовательской деятельности и движению на более высокий уровень;

- умения рефлексии, позволяющей учащемуся правильно оценивать свои ошибки, способы их устранения, результаты и дальнейшие пути развития исследовательской деятельности.

Как так химия является наукой красочной и разнообразной, то старшеклассникам важно научиться творчески подходить к подготовке докладов и презентаций. Поэтому еще одной значительной группой компетенций, которые формируются при изучении элективных курсов по химии, являются учебно-познавательные. Учебно-познавательные компетенции формируются, когда старшеклассник учится самостоятельно проводить химические эксперименты, находить нестандартные пути решения тех или иных задач, применять полученные знания и умения в жизни. Самостоятельная познавательная деятельность включает элементы логиче-

ской деятельности, соотнесенной с реальными познавательными, в том числе и химическими, объектами. Поскольку химии - наука жизни, то элективные курсы способствуют развитию у старшеклассников умений целе-полагания, планирования, анализа, самооценки учебно-познавательной деятельности, способствуют овладению приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем.

Элективные курсы по химии способствуют также воспитанию интереса к знаниям, самостоятельности, критического мышления, трудолюбия и добросовестности Г101: старшеклассник учится давать исчерпывающие и обоснованные ответы на поставленные вопросы, правильно и рационально решать практические задачи.

При изучении элективных курсов по химии у старшеклассников формируются следующие исследовательские умения, являющиеся частью исследовательских компетенций:

- правильно определять цели и структуру не только данной исследовательской деятельности, но и смежных предметных областей;

- устанавливать причинно-следственные связи в процессе исследовательской деятельности, проводя аналогии и выявляя оптимальные решения поставленных задач;

- применять творческий подход в исследовательской деятельности, искать нестандартные решения проблем и активно применять их в разных сферах.

В целом элективные курсы удачно встраиваются в систему профильного обучения и служат отличным помощником для развития старшеклассников и выбора ими будущей профессии.

Таким образом, элективные курсы по химии могут рассматриваться как эффективная форма формирования личностно-смысловых, учебно-познавательных и коммуникативно-информационных компетенций старшеклассников. Личностно-смысловые компетенции, формируемые в ходе исследовательской деятельности, включают стремление старшеклассника к самосовершенствованию, помогают проводить самоанализ, рефлексию и осмысление полученных результатов. Благодаря учебно-познавательным компетенциям, приобретенным в процессе исследовательской деятельности, старшеклассник развивает свой уровень знаний и умений целеполагания, планирования, анализа и творческого подхода в процессе иссле-

довательской деятельности. Коммуникативно-информационные компетенции помогают активному информационному взаимодействию в условиях современной информационной среды, что подразумевает умения эффективного поиска, сбора, анализа, переработки и трансляции информации при осуществлении коммуникативных актов.

Литература

1. Якиманская И. С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. М., 1996.

2. Казарина Л. А. Формирование исследовательской компетентности учащихся профильных гуманитарных классов общеобразовательной школы: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М. 2016.

3. Бондаревская Е. В. Смыслы и стратегии личностно-ориентированного воспитания // Педагогика. 2001. № 1. С. 17-24.

4. Хуторской A.B. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. 2003. № 2. С. 58-64.

5. Хуторской А. В. Педагогическая иннова-тика: методология, теория, практика. М., 2005.

6. Артемова Л. К. Профильное обучение: опыт, проблемы, пути решения // Педагогическое образование и наука. 2003. № 1.С. 46-51.

7. Тяглова Е. В. Исследовательская деятельность учащихся по химии. М., 2007.

8. Федотова Н. А. Развитие исследовательской компетентности старшеклассников в условиях профильного обучения: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Улан-Удэ. 2010.

9. Черникова Т. В. Методические рекомендации по разработке и оформлению программ элективных курсов // Профильная школа. 2005. № 5. С. 11-16.

10. Федянин А. Б. Интегрирование курсов школьных дисциплин с научно-исследовательскими проектами учащихся // Химия: методика преподавания. 2004. № 5. С. 64-67.

References

1. Yakimanskaya I. S. Lichnostno orientiro-vannoye obucheniye v sovremennoj shkole [Personal Oriented Learning at Modern School]. Moscow, 1996. (In Russian).

2. Kazarina L. A. Formirovaniye issledova-tel'skoj kompetentnosti uchashchikhsya profil'nykh gumanitarnykh klassov obshcheobrazovatel'noj shkoly: avtoref.dis. ... kand. ped. nauk [Formation of research competence of students of specialized humanitarian classes of general education school. Cand. ped. sei. diss, abstr]. Moscow, 2016. (In Russian).

3. Bondarevskaya E. B. Smysly i strategii lich-nostno-orientirovannogo vospitaniya [Meanings and

strategies of personal-oriented education] // Pedagogika -Pedagogy. 2001, no.l,pp. 17-24. (InRussian).

4. Khutorskoj A. B. Klyuchevye kompetentsii kak komponent lichnostno-orientirvannoj paradigmy obrazovaniya [Key competencies as a component of the personal-oriented paradigm of education] // Narodnoye obrazovaniye. - People's education. 2003, no. 2, pp. 5864. (In Russian).

5. Khutorskoj A. V. Pedagogicheskaya innova-tika: metodologiya, teoriya, praktika [Pedagogical innovation: methodology, theory, practice]. Moscow, 2005. (In Russian).

6. Artemova L. K. Profil'noye obucheniye: opyt, problemy, puti resheniya [Specialized training: experience, problems, ways to solve] // Pedagogicheskoye obrazovaniye i nauka. - Pedagogical education and science. 2003, no. 1, pp. 46-51. (In Russian).

7. Tyaglova E. V. Issledovatel'skaya deyatel'nost' uchashchikhsya po khimii [Students' research activities in chemistry]. Moscow, 2007. (In Russian).

8. Fedotova N. A. Razvitiye issledovatel'skoj kompetentnosti starsheklassnikov v usloviyakh profil'nogo obucheniya: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk [High school students' research competence development in the context of specialized training. Cand. ped. sci. diss, abstr]. Ulan-Ude, 2010. (In Russian).

9. Chernikova T. V. Metodicheskiye rekomen-datsii po razrabotke i oformleniyu programm elektivnykh kursov [Methodological recommendations on development and design of programs of selective courses] // Profil'naya shkola. - Profile school. 2005, no. 5, pp. 11-16. (In Russian).

10. Fedyanin A. B. Integrirovaniye kursov shko-l'nykh distsiplin s nauchno-issledovatel'skimi proektami uchashchikhsya [Integrating school courses with students' research projects] // Khimiya: metodika prepodavaniya. - Chemistry: teaching methodology. 2004, no 5, pp. 64-67. (In Russian).

***

INFLUENCE OF ELECTIVE CHEMISTRY COURSES ON DEVELOPMENT OF RESEARCH COMPETENCES OF HIGH SCHOOL STUDENTS

Popova Olesya Vladimirovna MAEI «SSch № 36» Russia, Tambov e-mail: leseena68@gmail.com

The author of the article analyzed various interpretations of the concept «research competences» formed at high school students in the process of research law; revealed features of specialized training affecting the success of research activities of students; justified the importance of selective chemistry chickens for the formation of high school students' personal-sense, educational-cognitive and communication-information competences; considered research skills acquired by high school students in studying elective courses in chemistry.

Key words: high school student, research competence, profile training, elective course in chemistry, research activity

Об авторе:

Попова Олеся Владимировна, учитель химии МАОУ «СОШ № 36», г. Тамбов

About the author:

Popova Olesya Vladimirovna, Chemistry Teacher MAEI «SSch № 36», Tambov

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.