Научная статья на тему 'К вопросу о формировании поисково-исследовательских умений у обучающихся в педагогическом пространстве «Школа - вуз»'

К вопросу о формировании поисково-исследовательских умений у обучающихся в педагогическом пространстве «Школа - вуз» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
176
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО "ШКОЛА ВУЗ" / ПОИСКОВО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ УМЕНИЯ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ УМЕНИЯ / ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SCHOOL-UNIVERSITY EDUCATIONAL SPACE / SEARCH AND RESEARCH SKILLS / SCIENTIFIC RESEARCH SKILLS / EXTRACURRICULAR ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Непрокина Ирина Васильевна

В статье рассматриваются проблемы формирования поисково-исследовательских умений у школьников и научно-исследовательских умений у студентов. Предложены варианты деления поисково-исследовательских умений на подгруппы. Рассматриваются уровни сформированности мотивационного компонента к исследовательской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Concerning the issue of formation of search and research skills among students in school-university educational space

The article reviews the problems of formation of search and research skills among school students and scientific research skills among university students. The study provides several options for search and research skills subdivision into subcategories. The article examines the levels of motivation for research activity.

Текст научной работы на тему «К вопросу о формировании поисково-исследовательских умений у обучающихся в педагогическом пространстве «Школа - вуз»»

УДК 373:378

https://doi.org/10.24158/spp.2017.5.23

Непрокина Ирина Васильевна

Neprokina Irina Vasilyevna

доктор педагогических наук, профессор Тольяттинского государственного университета

D.Phil. in Education Science, Professor, Togliatti State University

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ПОИСКОВО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ «ШКОЛА - ВУЗ»

CONCERNING THE ISSUE OF FORMATION OF SEARCH AND RESEARCH SKILLS AMONG STUDENTS IN SCHOOL-UNIVERSITY EDUCATIONAL SPACE

Аннотация:

Summary:

В статье рассматриваются проблемы формирования поисково-исследовательских умений у школьников и научно-исследовательских умений у студентов. Предложены варианты деления поисково-исследовательских умений на подгруппы. Рассматриваются уровни сформированности мо-тивационного компонента к исследовательской деятельности.

The article reviews the problems of formation of search and research skills among school students and scientific research skills among university students. The study provides several options for search and research skills subdivision into subcategories. The article examines the levels of motivation for research activity.

Ключевые слова:

Keywords:

педагогическое пространство «школа - вуз», по-исково-исследовательские умения, научно-исследовательские умения, внеурочная деятельность.

school-university educational space, search and research skills, scientific research skills, extracurricular activities.

В условиях реформирования структуры образования возникли новые требования к содержанию и организации подготовки специалистов, включая систему развития научно-исследовательской работы студентов, а также формирование поисково-исследовательских умений у учащихся в школе.

Формирование у учащихся исследовательских наклонностей и способностей на этапе основного общего образования становится в настоящее время решаемой проблемой. Связано это в первую очередь с требованиями ФГОС, где обращается внимание на организацию внеурочной учебно-исследовательской деятельности [1], а также с возможностью в дальнейшем, в вузе, активно и увлеченно проводить серьезные научные исследования совместно с научным руководителем. Это вполне естественно, поскольку интерес к поисковой деятельности и базовые основы научного исследования должны быть заложены на ранней ступени образования.

В педагогическом пространстве «школа - вуз» на всех его ступенях для лучшего понимания и усвоения учебных предметов и курсов необходимо проведение доступных поисково-исследовательских работ в школе и творческих, серьезных исследовательских работ в вузе. Учитывая возрастные особенности обучения на каждой ступени педагогического пространства «школа -вуз», в процессе организации поисково-исследовательских и научно-исследовательских работ ставятся разнообразные цели и задачи. Такой подход позволяет сформировать базовые теоретические знания, умения, компетенции. Отсюда естественно напрашивается вывод, что в условиях педагогического пространства «школа - вуз» выполнение учащимися поисково-исследовательских работ различного характера на ступени основного общего образования, по существу, представляет реальную необходимость, так как позволяет создавать на раннем этапе обучения основу для активного участия школьников в перспективе в научно-исследовательской работе на ступени высшего профессионального образования. Как показывает опыт, поисково-исследовательские работы учащихся должны не только осуществляться во внеурочной деятельности в процессе функционирования различных кружков и сообществ, но и быть встроены в учебные занятия, что позволяет создавать условия для совместного обсуждения и решения возникающих теоретических и практических задач исследовательского характера.

Мы согласны с мнением профессора Г.М. Ильмушкина, что «именно в педагогическом пространстве "школа - вуз" создаются педагогические условия для формирования у учащихся поисково-исследовательских наклонностей на ступени среднего образования, ибо для оптимальной адаптации учащихся в вузах необходимо установление преемственных связей не только в образовании и воспитании, но и в осуществлении поисково-исследовательской и научной работы в самом широком понимании» [2, с. 116].

Проанализируем проблемы, которые препятствуют формированию исследовательских умений у учеников в школе. Одной из основных проблем, как показывает опыт работы с учителями, является недостаточная подготовка преподавательского состава, способного планомерно, ответственно и слаженно организовывать эту деятельность. Однако большой вклад в решение этого вопроса уже не один год вносит учебное проектирование и как учебный предмет, и как организация внеурочной деятельности. Вместе с тем, несмотря на достаточную нормативную базу в области развития навыков поисково-исследовательской деятельности, использование педагогами современных методик исследовательской подготовки осуществляется крайне редко.

Кроме этого, необходимо отметить как существенный недостаток в подготовке будущих учителей (а в школу приходят молодые специалисты-предметники зачастую без педагогического образования) отсутствие в системе обучения бакалавров непедагогических направлений предметов, связанных с организацией научного исследования. Таким образом, отмеченное во многих научных работах противоречие между требованием общества о включении исследовательских методов в образовательную практику современных учебных заведений и отсутствием конкретизации методов и организационных форм исследовательских умений у начинающих педагогов остается нерешенным.

Недостаточное внимание в вузе, не говоря уже о школе, уделяется формированию и развитию культуры исследовательской деятельности, правильному пониманию целей научно-исследовательской работы, ее логики, научной новизны и теоретической значимости.

В вузе существует целый ряд недостатков, связанных с управлением исследовательской деятельностью студентов, начиная с организационных и заканчивая кадровыми. Отсутствует четкость понимания целей научно-исследовательской работы; нет ясного представления, какие компетенции должны быть сформированы, какими умениями и навыками должен овладеть студент в процессе научно-исследовательской работы; слабо выявлены факторы, влияющие на успешность этого вида деятельности; не конкретизированы методы и организационные формы научно-исследовательской работы студентов на разных этапах формирования исследовательских умений и исследовательской компетенции.

Все сказанное подчеркивает настоятельную необходимость выполнения рекомендаций Профессионального стандарта педагога к трудовым функциям, среди которых выделены умения организации учебно-исследовательской деятельности [3, с. 6].

Следующей проблемой, на наш взгляд, является слабо развитый мотивационный посыл к поисково-исследовательской деятельности у учащихся и порой, как это ни странно, отсутствие мотивации у учителей к данному виду деятельности, хотя использование в процессе обучения проблемного метода, технологий проблемного и проектного обучения способствует формированию исследовательских умений и исследовательской компетенции. Важно, чтобы учащийся понимал, что решение проблемной задачи представляет собой первый шаг в исследовательской деятельности, именно на этом этапе в максимальной степени проявляется мотивационный посыл к исследованию.

Степень развития мотивационного компонента у учащихся в школе и студентов вуза различна. Высокий уровень сформированности мотивационного компонента к исследовательской деятельности у студента свидетельствует о том, что он с интересом относится к исследовательской деятельности; самостоятельно ставит исследовательские задачи, регулярно участвует в разработке и реализации исследовательских проектов в составе группы или индивидуально; выступает с докладами на научных конференциях, семинарах; проявляет активность в саморазвитии.

У учащихся в школе мы можем констатировать лишь низкий или средний уровень сформированное™ мотивационного компонента к поисково-исследовательской деятельности. Ученик заинтересованно и ответственно относится к освоению методов исследования, считая, что это может пригодиться в будущем; нерегулярно, но участвует в разработке и реализации исследовательских проектов в составе группы или индивидуально; может самостоятельно ставить исследовательские задачи, но не проявляет должной настойчивости при возникновении затруднений. Лишь некоторые ученики участвуют в конкурсах проектных и исследовательских работ.

Таким образом, возникает необходимость формировать поисково-исследовательские умения у учащихся как базовую составляющую исследовательской компетенции в перспективе в вузе.

Поисково-исследовательские умения были исследованы в двух направлениях: умения поисково-исследовательской и научно-исследовательской ориентации. Умения поисково-исследовательской ориентации состоят в стремлении овладеть определенными исследовательскими навыками, приемами и подходами при исследовании теоретических и практических учебных задач поисково-исследовательского характера. Умения научно-исследовательской ориентации состоят в стремлении и понимании необходимости овладения технологией проведения научных

исследований и анализа результатов научного исследования, серьезного участия в научно-исследовательской работе.

Формирование вышеназванных умений составляет первый этап поисково-исследовательской работы в педагогическом пространстве «школа - вуз» и осуществляется в учебной и внеучебной работе. В результате ее проведения обучающиеся смогут планировать исследовательские действия, работать с информацией, осуществлять анализ и синтез полученных данных, проявлять поисковую активность, исследовать литературные источники, использовать приобретенные знания в практической деятельности.

Итак, формирование поисково-исследовательских умений и исследовательских навыков -сложный и противоречивый процесс, который происходит в педагогическом пространстве «школа - вуз» в условиях активного взаимодействия педагогов и обучающихся.

Ссылки:

1. О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс] : приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 дек. 2014 г. № 1644 (зарегистрировано в Минюсте РФ 6 февр. 2015 г. Рег. № 35915). Доступ из информ.-правовой системы «Гарант».

2. Ильмушкин Г.М. Информатизация и поисково-исследовательская работа в едином педагогическом пространстве «школа - колледж - вуз» в малых и средних городах России : монография. Самара, 2001. 280 с.

3. Профессиональный стандарт педагога [Электронный ресурс]. 11Р1_: http://минобрнауки.рф/документы/3071/файл/1734/12.02.15-Профстандарт_педагога_(проект).pdf (дата обращения: 26.10.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.