сов общеобразовательных школ или соответствующих курсов средних профессиональных учебных заведений Российской Федерации (соответствующих классов (курсов) учебных заведений иностранных государств).
Целью конкурса является активизация интереса школьников к изучению математики посредством использования возможностей информационных технологий; выявление, развитие и поддержка одаренных учащихся; организация и развитие проектной и исследовательской деятельности учащихся. Конкурс проводится в два этапа. Первый этап осуществляется дистанционно на территории каждой страны-участницы (работы высылаются по электронной почте). На этом этапе отбираются лучшие 50 проектов, авторы которых допускаются к участию во втором, международном этапе Конкурса, который проводится очно в начале мая в г. Москве.
Экспертизу работ международного этапа конкурса осуществляет Международное Жюри, которое формируется по согласованию со странами-участниками Конкурса.
Список номинаций конкурса включает в себя:
1. Математические модели реальных процессов в природе и обществе.
2. Геометрические миниатюры
3. Математика и искусство
4. История математики
5. Наука математика
6. Электронный тематический журнал
7. Использование математических методов для решения профессионально ориентированных задач (для студентов колледжей и вузов).
8. Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся (для учителей общеобразовательных учреждений школ и педагогов профессионального образования).
Во время проведения конкурса учащиеся из стран-участни-ков проекта получают хорошую возможность обменяться твор-
Библиографический список
ческими идеями, установить дружественные связи, обогатить собственный культурный опыт.
В 2010 году вниманию школьников и учителей стран-участ-ников проекта был предложен конкурс для учащихся 5-8 классов «Математический портфолио», проведение которого позволяет оценить уровень математической подготовки учащихся. В 2012 году конкурс «Математический портфолио» проходил уже в третий раз. В режиме on-line в тестировании приняли участие 800 человек, на второй тур (творческий) прошли 600 человек. Победитель были награжден поездкой в летний математический лагерь в Болгарии.
С каждым годом увеличивается количество организаций и лиц, вовлеченных в реализацию проекта MITE. В 2010 г. в число организаций - участников проекта вошли Поморский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, Высшая школа экономики, финансов и страхования (г. София, Болгария).
Проект стал реальной возможностью диссеминации передового педагогического опыта в области методики преподавания математики, эффективного применения информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе, развитии технологий работы с математически одаренными детьми.
Таким образом, создание и развитие профессиональных педагогических сообществ обеспечивает возможности более мобильного продвижения инноваций в образовательную практику, их обоснования и критичного осмысления. А для каждого конкретного педагога участие в педагогических сообществах -это путь к самореализации и дополнительные возможности обучаться и приобретать знания, умения и компетенции; получать самую современную информацию по интересующей теме; общаться с коллегами; получать квалифицированные консультации и советы экспертов; публиковать свои материалы и принимать участие в обсуждении уже опубликованных материалов; участвовать в профессиональных конкурсах и др.
1. Лазарев, В.С. Педагогическая инноватика: объект, предмет и основные понятия / В.С. Лазарев, Б.П. Мартиросян // Педагогика. - 2004.
- № 4.
2. Parrish Rick // Strategies: J. of Theory, Culture&Politics. - 2002. - Vol. 15. - № 2.
Bibliography
1. Lazarev, V.S. Pedagogicheskaya innovatika: objhekt, predmet i osnovnihe ponyatiya / V.S. Lazarev, B.P. Martirosyan // Pedagogika. - 2004.
- № 4.
2. Parrish Rick // Strategies: J. of Theory, Culture&Politics. - 2002. - Vol. 15. - № 2.
Статья поступила в редакцию 02.09.12
УДК 371:351.851
Solodkova T.I. THE INDIVIDUAL MERCY MANIFESTATIONS. The interdisciplinary research of concept “mercy” is carried out within the limits of cumulative humanitarian knowledge in the work; the most closely connected with mercy psychological characteristics of individuality are described; the individual options of development of mercy are considered.
Key words: mercy, values, conscientiousness, personal egocentrism, social empathy, an altruistic orientation, a hedonistic orientation, machiavellism.
Т.И. Солодкова, аспирант каф. общей психологии и истории психологии Новосибирского
гос. педагогического университета, г. Новосибирск, E-mail: [email protected]
ИДИВИДУАЛЬНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ МИЛОСЕРДИЯ
В работе проведено междисциплинарное исследование понятия «милосердие» в рамках совокупного гуманитарного знания; описаны психологические характеристики индивидуальности, наиболее тесно связанные с милосердием; рассмотрены индивидуальные варианты развития милосердия.
Ключевые слова: милосердие, ценности, совестливость, личностный эгоцентризм, социальная эмпатия, альтруистическая направленность, гедонистическая направленность, макиавеллизм.
Психологическая наука относительно недавно обратила внимание на феномены, сложные для анализа, однако составляющие значительную часть субъективной жизни человека: «счастье» (М. Аргайл), «надежда» (К.А. Муздыбаев), «доверие» (Т.П. Скрипкина), «зависть» (К.А. Муздыбаев, В.Н. Куницына), «ложь» (В.В. Знаков), «чувство собственного достоинства» (Ю.Е. Зайцева) и др. [1]. Настоящее исследование посвящено такому психологическому феномену, как «милосердие».
Многогранность духовно-нравственной проблемы и разнообразие ее понимания в различных философско-этических направлениях, трудность эмпирического решения проблем экзис-
тенциального характера, а, следовательно, и решения практических задач нравственности - воспитания ценностного отношения к другому человеку, обусловливает особую актуальность такого психологического исследования в настоящей социокультурной ситуации. Особенно значимой проблема милосердия является сегодня, в период смены мировоззренческих и ценностных основ общества, в период политических и социально-экономических преобразований, когда в духовной жизни общества проявляются равнодушие и грубость, отсутствие бережного и чуткого отношения людей друг к другу. Возникновение в российском обществе стихийной, деструктивной для развития лич-
ности, опасной по своим последствиям социальной ситуации, выдвигает проблему нравственного отношения личности к окружающим, одухотворенной идеалами добра, активно не принимающей разрушительных идей, способной им противостоять и проявлять милосердие.
Несмотря на то, что определенные аспекты данного феномена находили свое отражение в философских концепциях В.В. Розанова, Н.О. Лосского, И.А. Ильина, В.С. Соловьева, В.В. Зеньковского, неоднозначность понимания милосердия, отсутствие специальных общепсихологических исследований, предметом которых являлась бы его психологическое содержание и специфика, свидетельствуя о недостаточной разработанности данной темы, обусловили актуальность настоящего исследования.
Цель исследования состояла в изучении психологической специфики феномена «милосердие».
Гипотезы нашего исследования содержат следующие предположения:
1. Психологический феномен, известный обыденному сознанию как «милосердие» обладает психологической спецификой, отражающей отношение к человеку как к безусловной ценности.
2. Личность человека, обладающего «милосердием», отличается определенными психологическими свойствами и характеристиками.
3. «Милосердие» обнаруживает себя в особенностях ценностно-смысловой сферы личности.
4. Милосердие является проявлением индивидуальности личности.
Цель исследования с учетом гипотез была конкретизирована в следующих задачах:
1. Провести междисциплинарное исследование понятия «милосердие» в рамках совокупного гуманитарного знания (философия, общественные науки, педагогика, психология).
2. Выявить психологические характеристики индивидуальности, наиболее тесно связанные с данным феноменом; осуществить эмпирическое исследование специфики «милосердия» как психологического феномена.
В философии античной, средневековой, нового времени поднимались вопросы о смысле милосерднических поступков людей, их места в нравственной жизни общества. Одни авторы рассматривали милосердие как задачу нравственного воспитания, другие - как социальную ценность, третьи обращали внимание на сам процесс воспитания милосердия.
По мнению Т.А. Недоводеевой, в античности понимание милосердия связывалось с наличием у человека следующих качеств: сдержанность, немногословие и самоограничение; мера в удовольствиях и поведении; стыд и долг; социальная ответственность человека за свои поступки; привычка преодолевать трудности и лишения; сочетание щедрости и умеренности, искусство правильной жизни; доброта и забота об окружающих. Милосердие определялось как величайшая добродетель, побуждающая человека действовать вопреки собственным интересам, направлять свою деятельность на благо окружающих, не требуя материального вознаграждения [2]. Конфуций писал, что милосердие - это суть человеколюбия. Оно имеет место тогда, когда у человека «сердце как у людей», сердце, живущее по правилам людей, и потому «милое». Милосердие - необычная форма любви. Используя современный термин, милосердие - это «сублимация» непосредственно переживаемого чувства симпатии, сердечности. Милосердие коренится в этом непосредственном чувстве, но значительно превосходит его. В этом качестве милосердие становится нравственным императивом, имеющим возможно и огромную общественную пользу.
В христианской этике милосердная любовь приобретает особое значение как одна из трех богословских добродетелей; в милосердии человек посвящает себя Богу и тем самым открывается добру. Основа православной любви к ближнему - забота в первую очередь о собственной душе, ее совершенствовании. Целью православной религиозной морали являлось воспитание человека добродетельного, милосердного, совестливого, скромного, уважающего людей и верящего в возможность совершенствования своей души, мира и людей. Именно беспокойство о собственной душе требует от православного христианина оказания помощи ближнему, проявления заботы о нем, свершения добрых дел.
Н.А. Бердяев в качестве источника милосердия выделяет любовь к людям, подчеркивая значимость альтруистической потребности в помощи окружающим. Здоровье личности в наибольшей степени обеспечивает идеал бескорыстного отношения к другому, считает мыслитель. «Альтруизм, - писал
А.Ф. Лазурский, - в том или ином виде представляется формой, и средством, и показателем наилучшей гармонии между личностью и средой. Здесь извращенных нет» [3, с. 299]. Нравственная ориентация личности, с точки зрения Б.С. Братуся, составляет суть, путеводную нить нормального развития, является критерием и отражением личностного здоровья. Его исследования показывают, что отклонения, неврологическое развитие личности тесно связаны с эгоцентрической ориентацией человека, в то время как наиболее благоприятные условия для развития личности создает противоположная эгоцентрической просоци-альная ориентация [4].
В настоящее время «милосердие» рассматривается в одном ряду с такими понятиями как: гуманизм, альтруизм, толерантность, филантропия, сочувствие, сопереживание, сострадание, доброта, любовь, человечность, человеколюбие, эмоциональная отзывчивость. Опираясь на характеристику этих понятий в психолого-педагогической литературе, как отмечает Т.А. Недоводеева, можно сделать вывод о том, что все они имеют смысловую и содержательную общность [5]. Гуманизм - исторически изменяющаяся система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и реализацию своих способностей. Милосердие, по мнению автора, - это более конкретное понятие и сущностное выражение гуманизма, его деятельная сторона.
Таким образом, категория милосердия достаточно широко обсуждается в философской, религиозной и культурологической литературе, но пока мало исследована в психологии.
Нами предпринято исследование представлений о данном феномене, особенностей его оценки и самооценки как свойства индивидуальности, связанные с ним психологические характеристики. Эмпирическая часть исследования выполнена в Новосибирском государственном педагогическом университете в 2011 г. Выборку составили студенты 1-х курсов института детства в возрасте от 17 до 19 лет (49 человек). Наиболее тесно связанные с данным феноменом психологические характеристики выявлялись при помощи семи методик диагностики личностных особенностей: опросник диагностики уровня моральноэтической ответственности личности, методика «Четыре вопроса» Н.Я. Большуновой, методика диагностики личностного эгоцентризма, методика диагностики эмоциональной направленности личности, методика диагностики социальной эмпатии, методика «Шкала совестливости» В.В. Мельникова и Л.Т. Ямпольс-кого, методика исследования макиавеллизма личности В.В. Знакова. Достоверность полученных закономерностей обеспечивалась проверкой их статистической значимости при помощи и-критерия Манна-Уитни (при анализе межгрупповых различий в уровне исследуемого признака); коэффициентов корреляции Пирсона (для анализа согласованности изменений). Проверка на нормальность распределений осуществлялась при помощи X - критерия Колмогорова-Смирнова.
Контент-анализ ответов на вопросы методики Н.Я. Большу-новой («Четыре вопроса») позволил дифференцировать выборку испытуемых на три группы согласно типологии характера А.Ф. Лазурского [6]: группа 1 (с высшим уровнем характера, N=8), группа 2 (со средним уровнем развития характера, N=28) и группа 3 (с низшим уровнем характера, N=14). Рассматривая различные степени зрелости личности, Лазурский выделяет три уровня: низший, средний и высший. Описывая личности каждого уровня, он пользуется различными понятийными средствами. Суть этих различий состоит в том, что, переходя от низшего уровня к высшему, автор постепенно перемещает акцент своих описаний с эндопсихики на экзопсихику. Так, представителей низшего уровня Лазурский разбивает на следующие типы: «рассудочные» (преобладает ум), «аффективные» (преобладает чувство), «активные» (преобладает воля). Очевидно, что классификация здесь производится по признаку того, как живут и действуют данные лица. Обращаясь же к высшему уровню, автор предлагает делить их представителей по видам ведущей деятельности, т.е. по тому, ради чего эти люди живут. Рубриками классификации здесь становятся различные сферы социальной и культурной жизни, в которых личности высшего уровня находят свое настоящее призвание, а именно: «знание», «красота», «альтруизм», «общество и государство» и др.
Анализ эмпирического материала свидетельствует, что у студентов группы с низшим уровнем характера на первое место выходят такие ценности, как семья, здоровье, материальное обеспечение. Студенты этой группы выделяют в качестве важнейших для себя следующие ценности: любовь (78%), семья (78%), дружба (57%), достижение материального достатка (56%). Следующими по значимости ценностями являются карьера и служебный рост (46%), успех (43%), возможность самовы-
ражения (36%). Реже встречаются ценности нравственного характера: добро (27%), честность (25%), искренность (21%), взаимопонимание (18%), помощь (13%). Таким образом, ценности студентов группы с низшим уровнем характера являются преимущественно прагматичными. Прослеживается достаточно выраженная ориентация на материальные ценности, связанные со скорейшим обогащением, а успешность определяется наличием дорогостоящих благ. При ответе на вопрос «Что бы Вы сделали в первую очередь, если бы были волшебником» у студентов с низким уровнем характера довольно часто встречаются ответы о личном благополучии (51%). Такие ценности как индивидуализм, личное благополучие и стремление к материальному достатку сопровождаются оттеснением на второй план ценностей духовного саморазвития, альтруизма и взаимопомощи.
Студенты с высшим уровнем характера обнаруживают, с одной стороны, столь же высокие предпочтения ценностей семьи и любви (74% и 69%), как и испытуемые предыдущей группы. Однако распределение ответов в отношении других ценностей свидетельствует, что для них значима не столько забота о личном благополучии, сколько желание Блага для всех людей вообще (48%). Среди ответов испытуемых довольно большой вес имеют нравственные ценности: добро (55%), справедливость (52%), честность и искренность (49%), взаимопонимание и взаимопомощь (39%). Таким образом, самоопределение юношей и девушек с высшим уровнем развития характера связано с нравственными ценностями, которые заключают в себе огромный нравственный потенциал, определяют своего рода матрицу необозримого множества нравственных возможностей. В нравственном потенциале соединяются забота о другом человеке, признание его как ценности, стремление к реализации этих отношений в поступке. Как бы велика ни была роль среды, природы, общества и иных внешних реальностей в жизни, нравственный потенциал позволяет им быть субъектами и творцами нравственных реальностей в области той жизни, которую они могут назвать своей.
Для сравнения независимых выборок по трем группам использовался метод и-критерия Манна-Уитни. Сопоставление испытуемых с разным уровнем характера проводилось по двум уровням интегральной индивидуальности: личностном и социально-психологическом. Всего произведено 19 сопоставлений. Это осуществлялось с целью установления особенного в структуре индивидуальности испытуемых с различным уровнем характера. Была установлено достоверность различий по параметрам: макиавеллизм (и = 72,500 при р < 0,05), личностный эгоцентризм (и = 15,000 при р < 0,05), социальная эмпатия (и = 40,500 при р < 0,05), совестливость (и = 7,000 при р < 0,05), альтруистические эмоции (и = 60,500 при р < 0,05), альтруистическая направленность (и = 46,000 при р < 0,05), гедонистическая направленность (и = 15,000 при р < 0,05), морально-этические ценности (и = 46,000 при р < 0,05), романтическая направленность (и = 44,500 при р < 0,05).
Испытуемые с высшим уровнем характера отличаются более выраженными следующими качествами: социальная эмпатия, совестливость, альтруистические эмоции, альтруистическая направленность, морально-этические ценности. У людей данной группы альтруистические переживания возникают на основе потребности в содействии, оказании помощи. Для них характерны такие особенности личности, влияющие на мотивацию поведения, как чувство ответственности, добросовестности, стойкости моральных принципов. В своем поведении они руководствуются чувством долга, строго соблюдают этические стандарты, всегда стремятся к выполнению социальных требований; высокая добросовестность обычно сочетается с хорошим самоконтролем. Им свойственна ориентация личности на сущностное содержание главных сторон жизни и «мета-потребности», в терминах А. Маслоу, такие как любовь, истина, красота, поиск призвания, что дает возможность развиваться в направлении самоактуализации, профессионализации, а также построения истинно нравственных отношений с окружающими людьми. Испытуемые с низшим уровнем характера в большей степени убеждены в том, что при общении с другими людьми ими можно и даже нужно манипулировать. Такие субъекты более эффективно обманывают других, в межличностном общении чаще используют лесть и в целом успешнее влияют на других людей. Они стремятся к немедленному удовлетворению своих потребностей, сиюминутному получению удовольствия. Для них свойственна гедонистическая направленность, характеризуемая в терминах Ф.Е. Василюка преобладанием «внутренне простого» жизненного мира, инфантилизмом и размытостью ценностных ориентаций [7]. Доминирование прагматических ценностей связано с формированием эгоистической направленности лич-
ности. Самоопределение в этой группе подвержено влиянию конъюнктуры, моды и других внешних условий. В отношениях с окружающими, в любви и дружбе преобладают не духовнонравственные принципы, а мотивы самоутверждения, доминирования, престижа, ориентация на материальную сторону жизни, так как деньги и материальные ценности символизируют могущество и власть. Они в меньшей степени способны к переживанию высших духовных чувств, к построению сущностных отношений с окружающими, к нравственному выбору, самосовершенствованию и жизнетворчеству. Если и осуществляют нравственные поступки, то чаще на основе корыстных эгоистичных мотивов («нравственный эгоизм» по З.К. Столица).
Корреляционный анализ данных психодиагностического обследования позволил выявить ряд значимых взаимосвязей. Выявленная нами прямая зависимость между переменными «альтруистическая направленность» и «эмпатия» (г = 0,253 при р = 0,05) может быть интерпретирована как проявление эмоциональной отзывчивости на переживания других людей. Такая отзывчивость становится побудительной силой, направленной на оказание помощи. Обратная связь получена между показателями «альтруистическая направленность» и «гедонистическая направленность» (г = - 0,208 при р = 0,05). Чем ярче выражено желание помогать другим людям, тем менее представлено стремление к физическим удовольствиям и развлечениям. Зафиксирована прямая зависимость между показателями «альтруистическая направленность» и «социальная эмпатия» (г = 0,210 при р = 0,05).Чем сильнее у человека выражена способность к сопереживанию, тем больше он стремится помогать окружающим. Показатель «социальная эмпатия» образует обратные связи с параметрами «личностный эгоцентризм» (г = - 0,337 при р = 0,01), «макиавеллизм» (г = - 0,294 при р = 0,05): чем выше значение социальной эмпатии, тем ниже личностный эгоцентризм и макиавеллизм.
В ходе исследования выявлены уровни проявления милосердия, основными критериями в определении которых являются: совестливость, альтруистическая направленность, морально-этические ценности, социальная эмпатия, отсутствие макиавеллизма, гедонистической направленности, личностного эгоцентризма.
Первый уровень характеризуется гедонистической и эгоцентрической направленностями личности. Представители этой группы строят отношения с людьми исходя из прагматических и эгоистичных мотивов («с ним выгодно, удобно», «у него есть деньги, машина», «она красива, сексуальна»). Стремятся к всевозможным удовольствиям и развлечениям (упиваются телевидением, компьютерными играми, алкоголем, сверхактивной внешней деятельностью, тратят на себя огромные суммы денег), боясь остановиться и остаться наедине с собственной совестью, проанализировать свой опыт и преодолеть диффузность ценностной системы, в терминах Н.В. Павлык. У людей этого уровня развития милосердия доминирует свое «Я», они видят в других свою проекцию, по словам Ухтомского, «Двойника» [8]. Эгоистичные люди не могут освободиться от своего Двойника и пробиться сквозь эту скорлупу самозамкнутости к другому, поэтому они не способны к милосердному поступку. Представителям группы следующего уровня милосердия известны проявления взаимопомощи, заботы о других, но, скорее всего, эти знания ограничиваются опытом их собственного непосредственного общения, а проявления милосердия носят в большинстве своем конкретно-ситуационный характер, представляют начальные формы сопереживания, содействия нуждающимся. Представители группы с высоким уровнем нравственного развития в отношениях с окружающими проявляют доброжелательность, способны к бескорыстной помощи по собственному побуждению, неравнодушны к чужому несчастью. Эти проявления носят систематический и последовательный характер. Люди с высоким уровнем развития милосердия способны к пониманию и другого человека как индивидуальности, и самого себя. Им свойственна направленность, характеризуемая в терминах А.А. Ухтомского, как «доминанта на другом» [8]. У них преодолена эгоцентрическая доминанта. Они отодвигают себя на второй план, а на первый ставят другого человека. Только переключив себя и свою деятельность на других, человек находит себя как лицо. По мысли А.А. Ухтомского, «доминанта на другом» порождает универсальную точку зрения, родственную всем и каждому Это точка, в которой сходятся все оси индивидуальностей [8].
Обозначим основные выводы и рассмотрим перспективы дальнейшего исследования:
1. «Милосердие» характеризует свойство индивидуальности, предполагающее определенный уровень духовно-нравственного развития.
2. «Милосердие» отражает устойчивую предрасположенность человека в своих поступках реализовывать отношение к другому человеку как к безусловной ценности.
3. Психологическая специфика «милосердия» состоит в необходимом сочетании высокого уровня развития трех компонентов:
- когнитивного: осознания безусловности ценности человека, проявляющегося в нравственном отношении к другому;
- эмоционального: переживания этой ценности как безусловной, проявляющегося в любви к ближнему;
- поведенческого: устойчивой реализации данных отношений в поведении;
4. Психологическими проявлениями высокого уровня развития когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов являются совестливость, альтруистическая направленность, морально-этические ценности, социальная эмпатия, отсутствие макиавеллизма, гедонистической направленности, личностного эгоцентризма.
Библиографический список
1. Зайцева, Ю.Е. Чувство собственного достоинства как психологический феномен // Психология в школе: практический психолог -
профессия нового века: материалы VI Ежегодной Всероссийской научно-практич. конференции «Психология в школе: практический
психолог - профессия нового века»). - СПб., 2001.
2. Недоводеева, Т.А. Воспитание милосердия у будущей медицинской сестры как педагогическая проблема // Психологическое и социально-педагогическое сопровождение детей и молодежи: материалы международной науч. конференции: в 2 т. - Ярославль, 2005. -Т. 2.
3. Лазурский, А.Ф. Классификация личностей. - М., 1923.
4. Братусь, Б.С. К проблеме человека в психологии // Вопросы психологии. - 1997. - № 5.
5. Недоводеева, Т.А. Воспитание милосердия у будущей медицинской сестры как педагогическая проблема // Психологическое и социально-педагогическое сопровождение детей и молодежи: материалы международной науч. конференции: в 2 т. - Ярославль, 2005. -Т. 2.
6. Лазурский, А.Ф. Классификация личностей. - М., 1923.
7. Василюк, Ф. Е. Психология переживания. - М., 1984.
8. Ухтомский, А.А. Письма 1927—1929 гг. // Пути в незнаемое: сб. 10. - М., 1973.
9. Брушлинский, А.В. Проблема субъекта в психологической науке // Психологический журнал. - 1991. - Т.12. - № 6.
10. Новая философская энциклопедия / под ред. В.С. Степина. - М., 2001.
11. Султанова, М.Т. Милосердие как социально-психологичексая проблема [Э/р]. - Р/д: http://www.psydiplom.ru
Bibliography
1. Zayjceva, Yu.E. Chuvstvo sobstvennogo dostoinstva kak psikhologicheskiyj fenomen // Psikhologiya v shkole: prakticheskiyj psikholog -professiya novogo veka: materialih VI Ezhegodnoyj Vserossiyjskoyj nauchno-praktich. konferencii «Psikhologiya v shkole: prakticheskiyj psikholog - professiya novogo veka»). - SPb., 2001.
2. Nedovodeeva, T.A. Vospitanie miloserdiya u budutheyj medicinskoyj sestrih kak pedagogicheskaya problema // Psikhologicheskoe i socialjno-
pedagogicheskoe soprovozhdenie deteyj i molodezhi: materialih mezhdunarodnoyj nauch. konferencii: v 2 t. - Yaroslavlj, 2005. - T. 2.
3. Lazurskiyj, A.F. Klassifikaciya lichnosteyj. - M., 1923.
4. Bratusj, B.S. K probleme cheloveka v psikhologii // Voprosih psikhologii. - 1997. - № 5.
5. Nedovodeeva, T.A. Vospitanie miloserdiya u budutheyj medicinskoyj sestrih kak pedagogicheskaya problema // Psikhologicheskoe i socialjno-
pedagogicheskoe soprovozhdenie deteyj i molodezhi: materialih mezhdunarodnoyj nauch. konferencii: v 2 t. - Yaroslavlj, 2005. - T. 2.
6. Lazurskiyj, A.F. Klassifikaciya lichnosteyj. - M., 1923.
7. Vasilyuk, F. E. Psikhologiya perezhivaniya. - M., 1984.
8. Ukhtomskiyj, A.A. Pisjma 1927—1929 gg. // Puti v neznaemoe: sb. 10. - M., 1973.
9. Brushlinskiyj, A.V. Problema subjhekta v psikhologicheskoyj nauke // Psikhologicheskiyj zhurnal. - 1991. - T.12. - № 6.
10. Novaya filosofskaya ehnciklopediya / pod red. V.S. Stepina. - M., 2001.
11. Sultanova, M.T. Miloserdie kak socialjno-psikhologicheksaya problema [Eh/r]. - R/d: http://www.psydiplom.ru
Статья поступила в редакцию 05.09.12
УДК 159.9
Nikolaevsky R.P, Sorokoumova S.N. COMPONENTS OF THE FORMATION OF THE TRAINING OF THE STUDENTS IN TRAINING LEVEL SYSTEM IN HIGH SCHOOL. The article expanded and concretized meaningful understanding of the characteristics of formation of motivational, operational and reflective components of learning activities of students in the present conditions of education.
The authors emphasized that the development of psychological structure of the learning activities of students is an essential characteristic of their professional preparedness.
Key words: components of educational activities, level system of training, teaching and professional activities.
Р.П. Николаевский, аспирант каф. педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Нижегородский гос.
архитектурно-строительный университет», г. Нижний Новгород, Е-mail: [email protected];
С.Н. Сорокоумова, д-р психол. наук, доц. ФГБОУ ВПО «Нижегородский гос. архитектурно-строительный университет», г. Нижний Новгород, E-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ КОМПОНЕНТОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ В УРОВНЕВОЙ СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
В статье раскрываются и конкретизируются особенности формирования мотивационного, операционного и рефлексивного компонентов учебной деятельности студентов в современных условиях образования. Авторы подчеркивают, что развитие психологической структуры учебной деятельности студентов являются важнейшей характеристикой их профессиональной подготовки.
Ключевые слова: компоненты учебной деятельности, уровневая система подготовки, учебно-профессиональная деятельность.
Перед педагогом дисциплин психолого-педагогического про- чается не только в том, чтобы научить его учиться, но и само-
филя в педагогическом вузе стоит задача - формирование учеб- стоятельно добывать знания и получать навыки и умения, необ-
но-профессиональной деятельности студентов, которая заклю- ходимые в его дальнейшей профессиональной педагогической