6. Cagarelli, Yu.A. Psikhologiya muzihkaljno-ispolniteljskoyj deyateljnosti. - SPb., 2008.
7. Razhnikov, V.G. Formirovanie i vosproizvedenie dirizherskogo zamihsla // Voprosih psikhologii. - 1973. - № 2.
8. Petrushin, V.I. Muzihkaljnaya psikhologiya: ucheb. posobie dlya vuzov. - M., 2009.
9. Suleyjmanov, R.F. Napravlennostj lichnosti muzihkanta-instrumentalista k muzihkaljnoyj deyateljnosti // Iskusstvo i obrazovanie. - 2004. - № 4.
10. Bamburova, L.I. Motivaciya sovmestnoyj muzihkaljnoyj deyateljnosti yunosheskikh grupp: psikhologiya vospitaniya v pervichnom kollektive.
- Yaroslavlj, 1985.
Статья поступила в редакцию 01.09.12
УДК 37.0
Sergeyeva T.F, RytovA.I. PROFESSIONAL PEDAGOGICAL COMMUNITIES AS INNOVATIVE RESOURCE OF THE EDUCATION SYSTEM. In article the main characteristics and key activities of professional pedagogical communities in a context of innovative process in the educational environment reveal, examples of the network communities using the greatest popularity at the pedagogical public are given.
Key words: education, professional community, innovative process.
Т.Ф. Сергеева, д-р пед. наук, проф., зав. каф. общих математических и естетственнонаучных дисциплин ГБОУ ВПО МО «Академия социального управления», г. Москва, Email: [email protected];
А.И. Рытов, канд. пед. наук, доц., директор ГБУ «Московский центр качества образования», г. Москва, E-mail: [email protected]
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СООБЩЕСТВА КАК ИННОВАЦИОННЫЙ РЕСУРС СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
В статье раскрываются основные характеристики и ключевые направления деятельности профессиональных педагогических сообществ в контексте инновационного процесса в образовательной среде, приводятся примеры сетевых сообществ, пользующихся наибольшей популярностью у педагогической общественности.
Ключевые слова: образование, профессиональное сообщество, инновационный процесс.
Современное общественное развитие невозможно без инноваций, которые являются формой его обновления на всех уровнях. Поскольку образование является одним из существенных факторов развития общества, то инновации в образовании можно рассматривать в качестве одного из основных инструментов для решения возникающих в образовании и обществе проблем.
В.С. Лазарев и Б.П. Мартиросян рассматривают назначение инновационной деятельности в изменении способов и содержания практики образования с целью повышения ее эффективности. А саму инновационную деятельность определяют как «целенаправленное преобразование образовательной практики за счет создания, распространения и освоения новых образовательных систем или каких-то их компонентов» [1].
Сохраняя основные черты инновационных процессов, инновации в образовании отличаются тем, что «предметом» инновационной деятельности являются изменения в субъекте образовательного процесса, обладающим неповторимыми особенностями и постоянно развивающимся. Именно на совершенствование процесса развития личности и направлены любые нововведения в образовании. Цель педагогических инноваций
- осуществить изменения в личности, перевести ее на более высокий, новый уровень развития либо с помощью нового содержания, методов, технологий, технических средств.
Еще одним, специфическим признаком является высокая степень непредсказуемости и субъективности исследуемого и оцениваемого предмета (личности) и как следствие, высокая степень непредсказуемости результатов инновационной деятельности. Все вышеперечисленные характеристики инновационной деятельности инициируют необходимость создания специальных условий продуцирования и реализации инноваций, к числу которых следует отнести создание профессиональных педагогических сообществ.
Профессиональные сообщества не являются новым явлением, однако современные средства коммуникации придали ему новый импульс и открыли дополнительные возможности. Целями такого объединения являются:
- профессиональные коммуникации;
- обмен методиками;
- повышение квалификации;
- поддержание профессии.
Профессиональное сообщество - это группа людей из двух и более человек, которые регулярно вступают между собой в коммуникацию (лично или виртуально) с целью обмена опытом и практиками, выработки знаний и поиска новых, более эффективных подходов к решению поставленных перед ними профессиональных задач.
Чтобы профессиональное объединение появилось, необходимы:
- внешние предпосылки для создания профессионального сообщества;
- идея необходимости создать такое сообщество;
- инициативная группа с готовностью вкладывать свои ресурсы в это создание;
- потенциальные члены сообщества с ярко выраженной потребностью принадлежать к профессиональному объединению;
- особая атмосфера для сплочения членов объединения и выработки мотивации.
Профессиональное сообщество отличается от сообщества, сформированного по интересам или объединенного географической близостью, наличием общей разделяемой участниками практики, используемой в профессиональной деятельности.
К наиболее важным характеристикам профессиональных сообществ относятся:
- неформальный характер объединения;
- добровольность участия в деятельности сообщества;
- самоорганизация.
При описании деятельности профессиональных сообществ выделяют три ключевых аспекта:
1. Предмет сообщества - совместная инициатива, понимаемая и разделяемая его членами.
2. Способ функционирования - многочисленные встречи, объединяющие членов в социальную группу.
3. Результат, выработанный сообществом, - разделяемые членами совместные ресурсы.
В настоящее время все системы человеческого общества и их составляющие тесно переплетены и образуют единый организм, существование которого поддерживается сетью электронных коммуникаций. Современные информационные технологии изменяют характер работы человека, его профессиональные связи, организационные формы осуществления. Теперь понятие сообщества чаще стало определяться в терминах совместной деятельности с другими людьми, а не в терминах совместного проживания. Обобщающее определение понятия «сообщество» предложил американский исследователь виртуальных сообществ Рик Пэриш: сообщество - это группа людей, разделяющих общие цели, интересы и опасения, которые виртуально (через средства массовой коммуникации) или реально (face-to-face) взаимодействуют, сотрудничают, помогают друг другу, поддерживая непрерывный контакт.
Сетевые сообщества педагогов - это относительно новая форма организации профессиональной деятельности в сети. Участие в профессиональных сетевых объединениях позволяет
учителям, живущим в разных уголках одной страны и за рубежом общаться друг с другом, решать профессиональные вопросы, реализовать себя и повышать свой профессиональный уровень.
Сетевые педагогические сообщества в русле инновационной деятельности обеспечивают формирование следующих умений:
1. Коллективное мышление. Познавательная, творческая и учебная деятельность изначально имеют сетевой и коллективный характер. Переход от эгоцентричной позиции к пониманию роли и значения других людей, других способов конструирования реальности является важным этапом психологического развития личности и его способности к восприятию инноваций.
2. Толерантность. Важно воспитать человека, способного посмотреть на событие с другой точки зрения, способного понять позицию не только другого человека, но и другого существа. Расширение горизонтов общения, которому способствуют информационные технологии, приводит к тому, что мы все чаще сталкиваемся с людьми из незнакомых ранее социальных культур и слоев. Мы должны быть готовы понимать их и объясняться с ними.
3. Освоение децентрализованных моделей. От участников совместной деятельности не требуется синхронного присутствия в одном и том же месте, в одно время. Каждый член сообщества может выполнять свои операции.
4. Критичность мышления. Коллективная, общая деятельность множества участников, готовых критиковать и видоизменять гипотезы, играет решающую роль при поиске ошибок, проверке гипотез и фальсификации теорий.
Анализ деятельности педагогических сообществ позволяет выделить следующие формы их деятельности:
- обучающий семинар;
- виртуальная конференция;
- конкурс;
- проект;
- акция;
- виртуальная экскурсия;
- «мастерская» или мастер-класс;
- опрос;
- обсуждение в чате;
- фестиваль проектов;
- телеконференция;
- проектировочный семинар.
Наибольшее распространение среди сетевых педагогических сообществ получили «Интернет-сообщества», под которыми понимается общественное объединение физических лиц, созданное посредством сервисов и инструментов Интернет и ориентированное на содействие и поддержку развития образования.
Приведем примеры некоторых сетевых сообществ, пользующихся наибольшей популярностью у педагогической общественности. Один из таких сообществ является Интернет-педсовет. Министерство образования РФ, Федерация Интернет Образования накануне нового учебного года ежегодно приглашают всех учителей, работников образования на очередной Всероссийский традиционный виртуальный педагогический совет http://pedsovet.alledu.ru. Интернет-педсовет - это пространство для общения учителей на расстоянии, это одна из форм дистанционной деятельности и возможность повышения профессиональной квалификации. Участники Всероссийского интернет-педсовета обсуждают актуальные вопросы процесса модернизации школы, дистанционного обучения, делятся своими успехами в школе, городе, селе, районе.
Другой пример сетевого сообщества российских учителей -это проект «Интернет - государство учителей» (ИнтерГУру www.intergu.ru), проект Минобразования России, ФИО, издательства «Просвещение». Основная цель проекта - создание сетевого сообщества творческих учителей.
Цели и задачи данного сообщества:
- оказание поддержки профессиональной деятельности учителя;
- предоставление возможности самореализации и самоутверждения через совместную сетевую практическую деятельность;
- создание и поддержка новых образовательных инициатив;
- создание единого информационного педагогического ресурса;
- организация практической деятельности учителей в сети;
- развитие и реализация творческих способностей участников проектов;
- создание пространства психологической комфортности учителя.
ИнтерГУру - это открытая система самостоятельных сетевых проектов («Территорий»), связанных между собой игровой экономической схемой. Основные виды деятельности «Интернет-государства учителей»:
- знакомство участников с образовательными ресурсами;
- обсуждение проблем образования;
- участие в деловых играх;
- обмен опытом работы;
- консультации со специалистами;
- тестирование по различным областям знаний;
- создание своих тестов;
- методическая помощь учителям.
В последнее время набирает силу тенденция создания международных сетевых сообществ в сфере образования. В 2004 году в столице Великобритании прошла первая конференция учителей-новаторов Microsoft Forum for Innovative Teachers, на которую собралось около ста педагогов из 45 стран Европы. Целью данного мероприятия являлась формирование международного сообщества учителей, активно использующих в своей работе новейшие информационные технологии, и предоставление им возможности обмена опытом со своими коллегами из различных стран мира. Представительство Microsoft в России и СНГ оказывает поддержку российским участникам конференции.
Еще одним примером продуктивной деятельности международного профессионального педагогического сообщества может является проект «MITE» («Методики и информационные технологии в образовании»). Он учрежден в 2005 г. по инициативе Академии социального управления (Россия) и Института математики и информатики Болгарской Академии наук и образования), к реализации которого присоединились факультет педагогического образования Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова и Республиканский научно-практический центр «Дарын» (г. Астана, Казахстан).
Целями проекта стали:
- разработка и апробация новых педагогических технологий;
- выявление, поддержка и самореализация одаренных учащихся;
- повышение квалификации педагогов;
- расширение международного сотрудничества в области образования.
В проекте принимают участие ведущие российские, болгарские и казахские ученые, педагоги и методисты. К настоящему времени участниками проекта проведено более 10 различных научных мероприятий, в которых прияли участие более 1000 научных сотрудников, учителей школ, педагогов учреждений профессионального образования. За годы реализации проекта было опубликовано более 50 научных статей, подготовлены монографии и методические пособия.
Ежегодно Институтом математики и информатики и ГОУ ВПО МО «Академия социального управления» организуются курсы повышения квалификации для учителей общеобразовательных школ и педагогов учреждений высшего и среднего профессионального образования из России, Болгарии и Казахстана. Сертификаты об успешном прохождении курсов уже получили более 150 человек. Для учителей из России и Казахстана курсы повышения становятся не только возможностью совершенствования своей методической подготовки, но и творческой самореализацией, обмена опытом, знакомства с культурой Болгарии.
Существенным научным результатом реализации проекта стала разработка технологии обучении геометрии на основе использования интерактивной геометрической среды. Коллективом российских ученых в составе декана факультета педагогического образования МГУ имени М.В. Ломоносова, член-корр. Российской Академии образования, д-р физ-мат. наук, проф.
Н.Х. Розова, зам. председателя Научно-методического совета по математике Министерства образования и науки РФ, профессора МГУ им. М.В. Ломоносова, д-ра физ-мат. наук А.Г. Яголы, зав. кафедрой общих математических и естественнонаучных дисциплин, д-р пед. наук, проф. Т.Ф. Сергеевой и аспиранта И.Н. Сербиса подготовлен учебно-методический комплект для
7, 8 и 9 классов «Наглядная планиметрия», который прошел апробацию в более чем 50 школах РФ и также используется учителями математики в ряде школ Казахстана. Сегодня на основе комплекта разрабатывается учебник-навигатор нового поколения по геометрии для 7-9 классов общеобразовательных школ.
Особая роль в проекте отводится поддержке одаренных школьников. С 2007 г. учредителями проекта был организован Международный конкурс по математике и информатике «Математика и проектирование» проводится для учащихся 7-11 клас-
сов общеобразовательных школ или соответствующих курсов средних профессиональных учебных заведений Российской Федерации (соответствующих классов (курсов) учебных заведений иностранных государств).
Целью конкурса является активизация интереса школьников к изучению математики посредством использования возможностей информационных технологий; выявление, развитие и поддержка одаренных учащихся; организация и развитие проектной и исследовательской деятельности учащихся. Конкурс проводится в два этапа. Первый этап осуществляется дистанционно на территории каждой страны-участницы (работы высылаются по электронной почте). На этом этапе отбираются лучшие 50 проектов, авторы которых допускаются к участию во втором, международном этапе Конкурса, который проводится очно в начале мая в г. Москве.
Экспертизу работ международного этапа конкурса осуществляет Международное Жюри, которое формируется по согласованию со странами-участниками Конкурса.
Список номинаций конкурса включает в себя:
1. Математические модели реальных процессов в природе и обществе.
2. Геометрические миниатюры
3. Математика и искусство
4. История математики
5. Наука математика
6. Электронный тематический журнал
7. Использование математических методов для решения профессионально ориентированных задач (для студентов колледжей и вузов).
8. Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся (для учителей общеобразовательных учреждений школ и педагогов профессионального образования).
Во время проведения конкурса учащиеся из стран-участни-ков проекта получают хорошую возможность обменяться твор-
Библиографический список
ческими идеями, установить дружественные связи, обогатить собственный культурный опыт.
В 2010 году вниманию школьников и учителей стран-участ-ников проекта был предложен конкурс для учащихся 5-8 классов «Математический портфолио», проведение которого позволяет оценить уровень математической подготовки учащихся. В 2012 году конкурс «Математический портфолио» проходил уже в третий раз. В режиме on-line в тестировании приняли участие 800 человек, на второй тур (творческий) прошли 600 человек. Победитель были награжден поездкой в летний математический лагерь в Болгарии.
С каждым годом увеличивается количество организаций и лиц, вовлеченных в реализацию проекта MITE. В 2010 г. в число организаций - участников проекта вошли Поморский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, Высшая школа экономики, финансов и страхования (г. София, Болгария).
Проект стал реальной возможностью диссеминации передового педагогического опыта в области методики преподавания математики, эффективного применения информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе, развитии технологий работы с математически одаренными детьми.
Таким образом, создание и развитие профессиональных педагогических сообществ обеспечивает возможности более мобильного продвижения инноваций в образовательную практику, их обоснования и критичного осмысления. А для каждого конкретного педагога участие в педагогических сообществах -это путь к самореализации и дополнительные возможности обучаться и приобретать знания, умения и компетенции; получать самую современную информацию по интересующей теме; общаться с коллегами; получать квалифицированные консультации и советы экспертов; публиковать свои материалы и принимать участие в обсуждении уже опубликованных материалов; участвовать в профессиональных конкурсах и др.
1. Лазарев, В.С. Педагогическая инноватика: объект, предмет и основные понятия / В.С. Лазарев, Б.П. Мартиросян // Педагогика. - 2004.
- № 4.
2. Parrish Rick // Strategies: J. of Theory, Culture&Politics. - 2002. - Vol. 15. - № 2.
Bibliography
1. Lazarev, V.S. Pedagogicheskaya innovatika: objhekt, predmet i osnovnihe ponyatiya / V.S. Lazarev, B.P. Martirosyan // Pedagogika. - 2004.
- № 4.
2. Parrish Rick // Strategies: J. of Theory, Culture&Politics. - 2002. - Vol. 15. - № 2.
Статья поступила в редакцию 02.09.12
УДК 371:351.851
Solodkova T.I. THE INDIVIDUAL MERCY MANIFESTATIONS. The interdisciplinary research of concept “mercy” is carried out within the limits of cumulative humanitarian knowledge in the work; the most closely connected with mercy psychological characteristics of individuality are described; the individual options of development of mercy are considered.
Key words: mercy, values, conscientiousness, personal egocentrism, social empathy, an altruistic orientation, a hedonistic orientation, machiavellism.
Т.И. Солодкова, аспирант каф. общей психологии и истории психологии Новосибирского
гос. педагогического университета, г. Новосибирск, E-mail: [email protected]
ИДИВИДУАЛЬНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ МИЛОСЕРДИЯ
В работе проведено междисциплинарное исследование понятия «милосердие» в рамках совокупного гуманитарного знания; описаны психологические характеристики индивидуальности, наиболее тесно связанные с милосердием; рассмотрены индивидуальные варианты развития милосердия.
Ключевые слова: милосердие, ценности, совестливость, личностный эгоцентризм, социальная эмпатия, альтруистическая направленность, гедонистическая направленность, макиавеллизм.
Психологическая наука относительно недавно обратила внимание на феномены, сложные для анализа, однако составляющие значительную часть субъективной жизни человека: «счастье» (М. Аргайл), «надежда» (К.А. Муздыбаев), «доверие» (Т.П. Скрипкина), «зависть» (К.А. Муздыбаев, В.Н. Куницына), «ложь» (В.В. Знаков), «чувство собственного достоинства» (Ю.Е. Зайцева) и др. [1]. Настоящее исследование посвящено такому психологическому феномену, как «милосердие».
Многогранность духовно-нравственной проблемы и разнообразие ее понимания в различных философско-этических направлениях, трудность эмпирического решения проблем экзис-
тенциального характера, а, следовательно, и решения практических задач нравственности - воспитания ценностного отношения к другому человеку, обусловливает особую актуальность такого психологического исследования в настоящей социокультурной ситуации. Особенно значимой проблема милосердия является сегодня, в период смены мировоззренческих и ценностных основ общества, в период политических и социально-экономических преобразований, когда в духовной жизни общества проявляются равнодушие и грубость, отсутствие бережного и чуткого отношения людей друг к другу. Возникновение в российском обществе стихийной, деструктивной для развития лич-
13G