Научная статья на тему 'Профессиональные педагогические сообщества как инновационный ресурс системы образования'

Профессиональные педагогические сообщества как инновационный ресурс системы образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2003
310
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СООБЩЕСТВО / ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / EDUCATION / PROFESSIONAL COMMUNITY / INNOVATIVE PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сергеева Т. Ф., Рытов А. И.

В статье раскрываются основные характеристики и ключевые направления деятельности профессиональных педагогических сообществ в контексте инновационного процесса в образовательной среде, приводятся примеры сетевых сообществ, пользующихся наибольшей популярностью у педагогической общественности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL PEDAGOGICAL COMMUNITIES AS INNOVATIVE RESOURCE OF THE EDUCATION SYSTEM

In article the main characteristics and key activities of professional pedagogical communities in a context of innovative process in the educational environment reveal, examples of the network communities using the greatest popularity at the pedagogical public are given.

Текст научной работы на тему «Профессиональные педагогические сообщества как инновационный ресурс системы образования»

6. Cagarelli, Yu.A. Psikhologiya muzihkaljno-ispolniteljskoyj deyateljnosti. - SPb., 2008.

7. Razhnikov, V.G. Formirovanie i vosproizvedenie dirizherskogo zamihsla // Voprosih psikhologii. - 1973. - № 2.

8. Petrushin, V.I. Muzihkaljnaya psikhologiya: ucheb. posobie dlya vuzov. - M., 2009.

9. Suleyjmanov, R.F. Napravlennostj lichnosti muzihkanta-instrumentalista k muzihkaljnoyj deyateljnosti // Iskusstvo i obrazovanie. - 2004. - № 4.

10. Bamburova, L.I. Motivaciya sovmestnoyj muzihkaljnoyj deyateljnosti yunosheskikh grupp: psikhologiya vospitaniya v pervichnom kollektive.

- Yaroslavlj, 1985.

Статья поступила в редакцию 01.09.12

УДК 37.0

Sergeyeva T.F, RytovA.I. PROFESSIONAL PEDAGOGICAL COMMUNITIES AS INNOVATIVE RESOURCE OF THE EDUCATION SYSTEM. In article the main characteristics and key activities of professional pedagogical communities in a context of innovative process in the educational environment reveal, examples of the network communities using the greatest popularity at the pedagogical public are given.

Key words: education, professional community, innovative process.

Т.Ф. Сергеева, д-р пед. наук, проф., зав. каф. общих математических и естетственнонаучных дисциплин ГБОУ ВПО МО «Академия социального управления», г. Москва, Email: [email protected];

А.И. Рытов, канд. пед. наук, доц., директор ГБУ «Московский центр качества образования», г. Москва, E-mail: [email protected]

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СООБЩЕСТВА КАК ИННОВАЦИОННЫЙ РЕСУРС СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

В статье раскрываются основные характеристики и ключевые направления деятельности профессиональных педагогических сообществ в контексте инновационного процесса в образовательной среде, приводятся примеры сетевых сообществ, пользующихся наибольшей популярностью у педагогической общественности.

Ключевые слова: образование, профессиональное сообщество, инновационный процесс.

Современное общественное развитие невозможно без инноваций, которые являются формой его обновления на всех уровнях. Поскольку образование является одним из существенных факторов развития общества, то инновации в образовании можно рассматривать в качестве одного из основных инструментов для решения возникающих в образовании и обществе проблем.

В.С. Лазарев и Б.П. Мартиросян рассматривают назначение инновационной деятельности в изменении способов и содержания практики образования с целью повышения ее эффективности. А саму инновационную деятельность определяют как «целенаправленное преобразование образовательной практики за счет создания, распространения и освоения новых образовательных систем или каких-то их компонентов» [1].

Сохраняя основные черты инновационных процессов, инновации в образовании отличаются тем, что «предметом» инновационной деятельности являются изменения в субъекте образовательного процесса, обладающим неповторимыми особенностями и постоянно развивающимся. Именно на совершенствование процесса развития личности и направлены любые нововведения в образовании. Цель педагогических инноваций

- осуществить изменения в личности, перевести ее на более высокий, новый уровень развития либо с помощью нового содержания, методов, технологий, технических средств.

Еще одним, специфическим признаком является высокая степень непредсказуемости и субъективности исследуемого и оцениваемого предмета (личности) и как следствие, высокая степень непредсказуемости результатов инновационной деятельности. Все вышеперечисленные характеристики инновационной деятельности инициируют необходимость создания специальных условий продуцирования и реализации инноваций, к числу которых следует отнести создание профессиональных педагогических сообществ.

Профессиональные сообщества не являются новым явлением, однако современные средства коммуникации придали ему новый импульс и открыли дополнительные возможности. Целями такого объединения являются:

- профессиональные коммуникации;

- обмен методиками;

- повышение квалификации;

- поддержание профессии.

Профессиональное сообщество - это группа людей из двух и более человек, которые регулярно вступают между собой в коммуникацию (лично или виртуально) с целью обмена опытом и практиками, выработки знаний и поиска новых, более эффективных подходов к решению поставленных перед ними профессиональных задач.

Чтобы профессиональное объединение появилось, необходимы:

- внешние предпосылки для создания профессионального сообщества;

- идея необходимости создать такое сообщество;

- инициативная группа с готовностью вкладывать свои ресурсы в это создание;

- потенциальные члены сообщества с ярко выраженной потребностью принадлежать к профессиональному объединению;

- особая атмосфера для сплочения членов объединения и выработки мотивации.

Профессиональное сообщество отличается от сообщества, сформированного по интересам или объединенного географической близостью, наличием общей разделяемой участниками практики, используемой в профессиональной деятельности.

К наиболее важным характеристикам профессиональных сообществ относятся:

- неформальный характер объединения;

- добровольность участия в деятельности сообщества;

- самоорганизация.

При описании деятельности профессиональных сообществ выделяют три ключевых аспекта:

1. Предмет сообщества - совместная инициатива, понимаемая и разделяемая его членами.

2. Способ функционирования - многочисленные встречи, объединяющие членов в социальную группу.

3. Результат, выработанный сообществом, - разделяемые членами совместные ресурсы.

В настоящее время все системы человеческого общества и их составляющие тесно переплетены и образуют единый организм, существование которого поддерживается сетью электронных коммуникаций. Современные информационные технологии изменяют характер работы человека, его профессиональные связи, организационные формы осуществления. Теперь понятие сообщества чаще стало определяться в терминах совместной деятельности с другими людьми, а не в терминах совместного проживания. Обобщающее определение понятия «сообщество» предложил американский исследователь виртуальных сообществ Рик Пэриш: сообщество - это группа людей, разделяющих общие цели, интересы и опасения, которые виртуально (через средства массовой коммуникации) или реально (face-to-face) взаимодействуют, сотрудничают, помогают друг другу, поддерживая непрерывный контакт.

Сетевые сообщества педагогов - это относительно новая форма организации профессиональной деятельности в сети. Участие в профессиональных сетевых объединениях позволяет

учителям, живущим в разных уголках одной страны и за рубежом общаться друг с другом, решать профессиональные вопросы, реализовать себя и повышать свой профессиональный уровень.

Сетевые педагогические сообщества в русле инновационной деятельности обеспечивают формирование следующих умений:

1. Коллективное мышление. Познавательная, творческая и учебная деятельность изначально имеют сетевой и коллективный характер. Переход от эгоцентричной позиции к пониманию роли и значения других людей, других способов конструирования реальности является важным этапом психологического развития личности и его способности к восприятию инноваций.

2. Толерантность. Важно воспитать человека, способного посмотреть на событие с другой точки зрения, способного понять позицию не только другого человека, но и другого существа. Расширение горизонтов общения, которому способствуют информационные технологии, приводит к тому, что мы все чаще сталкиваемся с людьми из незнакомых ранее социальных культур и слоев. Мы должны быть готовы понимать их и объясняться с ними.

3. Освоение децентрализованных моделей. От участников совместной деятельности не требуется синхронного присутствия в одном и том же месте, в одно время. Каждый член сообщества может выполнять свои операции.

4. Критичность мышления. Коллективная, общая деятельность множества участников, готовых критиковать и видоизменять гипотезы, играет решающую роль при поиске ошибок, проверке гипотез и фальсификации теорий.

Анализ деятельности педагогических сообществ позволяет выделить следующие формы их деятельности:

- обучающий семинар;

- виртуальная конференция;

- конкурс;

- проект;

- акция;

- виртуальная экскурсия;

- «мастерская» или мастер-класс;

- опрос;

- обсуждение в чате;

- фестиваль проектов;

- телеконференция;

- проектировочный семинар.

Наибольшее распространение среди сетевых педагогических сообществ получили «Интернет-сообщества», под которыми понимается общественное объединение физических лиц, созданное посредством сервисов и инструментов Интернет и ориентированное на содействие и поддержку развития образования.

Приведем примеры некоторых сетевых сообществ, пользующихся наибольшей популярностью у педагогической общественности. Один из таких сообществ является Интернет-педсовет. Министерство образования РФ, Федерация Интернет Образования накануне нового учебного года ежегодно приглашают всех учителей, работников образования на очередной Всероссийский традиционный виртуальный педагогический совет http://pedsovet.alledu.ru. Интернет-педсовет - это пространство для общения учителей на расстоянии, это одна из форм дистанционной деятельности и возможность повышения профессиональной квалификации. Участники Всероссийского интернет-педсовета обсуждают актуальные вопросы процесса модернизации школы, дистанционного обучения, делятся своими успехами в школе, городе, селе, районе.

Другой пример сетевого сообщества российских учителей -это проект «Интернет - государство учителей» (ИнтерГУру www.intergu.ru), проект Минобразования России, ФИО, издательства «Просвещение». Основная цель проекта - создание сетевого сообщества творческих учителей.

Цели и задачи данного сообщества:

- оказание поддержки профессиональной деятельности учителя;

- предоставление возможности самореализации и самоутверждения через совместную сетевую практическую деятельность;

- создание и поддержка новых образовательных инициатив;

- создание единого информационного педагогического ресурса;

- организация практической деятельности учителей в сети;

- развитие и реализация творческих способностей участников проектов;

- создание пространства психологической комфортности учителя.

ИнтерГУру - это открытая система самостоятельных сетевых проектов («Территорий»), связанных между собой игровой экономической схемой. Основные виды деятельности «Интернет-государства учителей»:

- знакомство участников с образовательными ресурсами;

- обсуждение проблем образования;

- участие в деловых играх;

- обмен опытом работы;

- консультации со специалистами;

- тестирование по различным областям знаний;

- создание своих тестов;

- методическая помощь учителям.

В последнее время набирает силу тенденция создания международных сетевых сообществ в сфере образования. В 2004 году в столице Великобритании прошла первая конференция учителей-новаторов Microsoft Forum for Innovative Teachers, на которую собралось около ста педагогов из 45 стран Европы. Целью данного мероприятия являлась формирование международного сообщества учителей, активно использующих в своей работе новейшие информационные технологии, и предоставление им возможности обмена опытом со своими коллегами из различных стран мира. Представительство Microsoft в России и СНГ оказывает поддержку российским участникам конференции.

Еще одним примером продуктивной деятельности международного профессионального педагогического сообщества может является проект «MITE» («Методики и информационные технологии в образовании»). Он учрежден в 2005 г. по инициативе Академии социального управления (Россия) и Института математики и информатики Болгарской Академии наук и образования), к реализации которого присоединились факультет педагогического образования Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова и Республиканский научно-практический центр «Дарын» (г. Астана, Казахстан).

Целями проекта стали:

- разработка и апробация новых педагогических технологий;

- выявление, поддержка и самореализация одаренных учащихся;

- повышение квалификации педагогов;

- расширение международного сотрудничества в области образования.

В проекте принимают участие ведущие российские, болгарские и казахские ученые, педагоги и методисты. К настоящему времени участниками проекта проведено более 10 различных научных мероприятий, в которых прияли участие более 1000 научных сотрудников, учителей школ, педагогов учреждений профессионального образования. За годы реализации проекта было опубликовано более 50 научных статей, подготовлены монографии и методические пособия.

Ежегодно Институтом математики и информатики и ГОУ ВПО МО «Академия социального управления» организуются курсы повышения квалификации для учителей общеобразовательных школ и педагогов учреждений высшего и среднего профессионального образования из России, Болгарии и Казахстана. Сертификаты об успешном прохождении курсов уже получили более 150 человек. Для учителей из России и Казахстана курсы повышения становятся не только возможностью совершенствования своей методической подготовки, но и творческой самореализацией, обмена опытом, знакомства с культурой Болгарии.

Существенным научным результатом реализации проекта стала разработка технологии обучении геометрии на основе использования интерактивной геометрической среды. Коллективом российских ученых в составе декана факультета педагогического образования МГУ имени М.В. Ломоносова, член-корр. Российской Академии образования, д-р физ-мат. наук, проф.

Н.Х. Розова, зам. председателя Научно-методического совета по математике Министерства образования и науки РФ, профессора МГУ им. М.В. Ломоносова, д-ра физ-мат. наук А.Г. Яголы, зав. кафедрой общих математических и естественнонаучных дисциплин, д-р пед. наук, проф. Т.Ф. Сергеевой и аспиранта И.Н. Сербиса подготовлен учебно-методический комплект для

7, 8 и 9 классов «Наглядная планиметрия», который прошел апробацию в более чем 50 школах РФ и также используется учителями математики в ряде школ Казахстана. Сегодня на основе комплекта разрабатывается учебник-навигатор нового поколения по геометрии для 7-9 классов общеобразовательных школ.

Особая роль в проекте отводится поддержке одаренных школьников. С 2007 г. учредителями проекта был организован Международный конкурс по математике и информатике «Математика и проектирование» проводится для учащихся 7-11 клас-

сов общеобразовательных школ или соответствующих курсов средних профессиональных учебных заведений Российской Федерации (соответствующих классов (курсов) учебных заведений иностранных государств).

Целью конкурса является активизация интереса школьников к изучению математики посредством использования возможностей информационных технологий; выявление, развитие и поддержка одаренных учащихся; организация и развитие проектной и исследовательской деятельности учащихся. Конкурс проводится в два этапа. Первый этап осуществляется дистанционно на территории каждой страны-участницы (работы высылаются по электронной почте). На этом этапе отбираются лучшие 50 проектов, авторы которых допускаются к участию во втором, международном этапе Конкурса, который проводится очно в начале мая в г. Москве.

Экспертизу работ международного этапа конкурса осуществляет Международное Жюри, которое формируется по согласованию со странами-участниками Конкурса.

Список номинаций конкурса включает в себя:

1. Математические модели реальных процессов в природе и обществе.

2. Геометрические миниатюры

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Математика и искусство

4. История математики

5. Наука математика

6. Электронный тематический журнал

7. Использование математических методов для решения профессионально ориентированных задач (для студентов колледжей и вузов).

8. Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся (для учителей общеобразовательных учреждений школ и педагогов профессионального образования).

Во время проведения конкурса учащиеся из стран-участни-ков проекта получают хорошую возможность обменяться твор-

Библиографический список

ческими идеями, установить дружественные связи, обогатить собственный культурный опыт.

В 2010 году вниманию школьников и учителей стран-участ-ников проекта был предложен конкурс для учащихся 5-8 классов «Математический портфолио», проведение которого позволяет оценить уровень математической подготовки учащихся. В 2012 году конкурс «Математический портфолио» проходил уже в третий раз. В режиме on-line в тестировании приняли участие 800 человек, на второй тур (творческий) прошли 600 человек. Победитель были награжден поездкой в летний математический лагерь в Болгарии.

С каждым годом увеличивается количество организаций и лиц, вовлеченных в реализацию проекта MITE. В 2010 г. в число организаций - участников проекта вошли Поморский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, Высшая школа экономики, финансов и страхования (г. София, Болгария).

Проект стал реальной возможностью диссеминации передового педагогического опыта в области методики преподавания математики, эффективного применения информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе, развитии технологий работы с математически одаренными детьми.

Таким образом, создание и развитие профессиональных педагогических сообществ обеспечивает возможности более мобильного продвижения инноваций в образовательную практику, их обоснования и критичного осмысления. А для каждого конкретного педагога участие в педагогических сообществах -это путь к самореализации и дополнительные возможности обучаться и приобретать знания, умения и компетенции; получать самую современную информацию по интересующей теме; общаться с коллегами; получать квалифицированные консультации и советы экспертов; публиковать свои материалы и принимать участие в обсуждении уже опубликованных материалов; участвовать в профессиональных конкурсах и др.

1. Лазарев, В.С. Педагогическая инноватика: объект, предмет и основные понятия / В.С. Лазарев, Б.П. Мартиросян // Педагогика. - 2004.

- № 4.

2. Parrish Rick // Strategies: J. of Theory, Culture&Politics. - 2002. - Vol. 15. - № 2.

Bibliography

1. Lazarev, V.S. Pedagogicheskaya innovatika: objhekt, predmet i osnovnihe ponyatiya / V.S. Lazarev, B.P. Martirosyan // Pedagogika. - 2004.

- № 4.

2. Parrish Rick // Strategies: J. of Theory, Culture&Politics. - 2002. - Vol. 15. - № 2.

Статья поступила в редакцию 02.09.12

УДК 371:351.851

Solodkova T.I. THE INDIVIDUAL MERCY MANIFESTATIONS. The interdisciplinary research of concept “mercy” is carried out within the limits of cumulative humanitarian knowledge in the work; the most closely connected with mercy psychological characteristics of individuality are described; the individual options of development of mercy are considered.

Key words: mercy, values, conscientiousness, personal egocentrism, social empathy, an altruistic orientation, a hedonistic orientation, machiavellism.

Т.И. Солодкова, аспирант каф. общей психологии и истории психологии Новосибирского

гос. педагогического университета, г. Новосибирск, E-mail: [email protected]

ИДИВИДУАЛЬНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ МИЛОСЕРДИЯ

В работе проведено междисциплинарное исследование понятия «милосердие» в рамках совокупного гуманитарного знания; описаны психологические характеристики индивидуальности, наиболее тесно связанные с милосердием; рассмотрены индивидуальные варианты развития милосердия.

Ключевые слова: милосердие, ценности, совестливость, личностный эгоцентризм, социальная эмпатия, альтруистическая направленность, гедонистическая направленность, макиавеллизм.

Психологическая наука относительно недавно обратила внимание на феномены, сложные для анализа, однако составляющие значительную часть субъективной жизни человека: «счастье» (М. Аргайл), «надежда» (К.А. Муздыбаев), «доверие» (Т.П. Скрипкина), «зависть» (К.А. Муздыбаев, В.Н. Куницына), «ложь» (В.В. Знаков), «чувство собственного достоинства» (Ю.Е. Зайцева) и др. [1]. Настоящее исследование посвящено такому психологическому феномену, как «милосердие».

Многогранность духовно-нравственной проблемы и разнообразие ее понимания в различных философско-этических направлениях, трудность эмпирического решения проблем экзис-

тенциального характера, а, следовательно, и решения практических задач нравственности - воспитания ценностного отношения к другому человеку, обусловливает особую актуальность такого психологического исследования в настоящей социокультурной ситуации. Особенно значимой проблема милосердия является сегодня, в период смены мировоззренческих и ценностных основ общества, в период политических и социально-экономических преобразований, когда в духовной жизни общества проявляются равнодушие и грубость, отсутствие бережного и чуткого отношения людей друг к другу. Возникновение в российском обществе стихийной, деструктивной для развития лич-

13G

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.