Научная статья на тему 'ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТРАЕКТОРИИ КАК ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТРАЕКТОРИИ КАК ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
613
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Герцен Светлана Михайловна, Сухарева Ольга Эдуардовна, Скороходова Людмила Васильевна

Рассматриваются индивидуальные образовательные траектории. Характеризуется их потенциал как драйверов реализации инновационной технологии развития высшего образования, выдвигается гипотеза о том, что они могут способствовать становлению новой образовательной парадигмы. Представлены результаты изучения проблемы выбора элективных и факультативных занятий студентами вуза. Показано, что введение индивидуальных образовательных траекторий позитивно воспринимается студентами как представителями поколения Z.Individual educational trajectories are considered. Their potential is characterized as drivers for the implementation of innovative technology for the development of higher education, a hypothesis is put forward that they can contribute to the formation of a new educational paradigm. The results of studying the problem of choosing elective and optional classes by university students are presented. It is shown that the introduction of individual educational trajectories is positively perceived by students as representatives of generation Z.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Герцен Светлана Михайловна, Сухарева Ольга Эдуардовна, Скороходова Людмила Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТРАЕКТОРИИ КАК ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

В ПОИСКАХ НОВОЙ ПАРАДИГМЫ О11 м| 11111 Щ

Р01: 10.25586/RNU.HET.19.10.P.57 УДК 378

С.М. Герцен, О.Э. Сухарева, Л.В. Скороходова,

Тюменский государственный университет

Индивидуальные образовательные траектории как инновационная технология развития высшего образования

Вводные замечания

По нашим наблюдениям, которые совпадают с мнением многих исследователей проблем высшей школы, потребность студентов в индивидуализированном обучении, в том числе направленном на освоение межкультурных компетенций, год от года возрастает.

Причины этого понятны. Они вызваны современной социально-экономической и политической ситуацией в стране и в мире, а также требованиями работодателей к выпускникам высших учебных заведений. Тем более что и укрепление позиций Российской Федерации на международной арене невозможно без подготовки высококвалифицированных конкурентоспособных профессионалов мирового уровня.

Перспективной инновационной технологией подготовки кадров, способствующей повышению международной конкурентоспособности выпускников, являются индивидуальные образовательные траектории. Их реализация встречает позитивное отношение в студенческой среде, как, впрочем, и другие формы осуществления индивидуального подхода к обучению молодежи. Это определяет актуальность разностороннего изучения практики использования индивидуальных образовательных траекторий с привлечением методов педагогики, психологии, социологии и других социально-гуманитарных наук.

© Герцен С.М., Сухарева О.Э., Скороходова Л.В.

Тюменский государственный университет

Индивидуальный образовательный маршрут

В мировой науке отчетливо обозначился поворот к исследованию гуманитарных ценностей общества и роли человека как их созидателя и хранителя.

От того, какие эффекты человек продуцирует в массовых информационных потоках, зависит не только его развитие, но и прогресс страны и мирового сообщества в целом. В этом контексте многие высшие и средние специальные учебные заведения активно внедряют индивидуальные образовательные траектории, хотя единая государственная стратегия в этом отношении до сих пор до конца не сложилась или проводится в жизнь непосле-

2019

довательно. Исследование проблемы выбора индивидуальных образовательных траекторий в высшей школе поможет определить реальные трудности и сформировать рекомендации в этой области.

Цель нашей работы заключается в изучении проблемы выбора студентами элективных и факультативных занятий как основы индивидуальной образовательной траектории.

В задачи нашего исследования входит:

• выявление достоинств и недостатков элективных и факультативных занятий в вузах;

• анализ опыта их применения;

• изучение отношения студентов к новой технологии обучения, ос-

СВЕТЛАНА МИХАЙЛОВНА ГЕРЦЕН

кандидат социологических наук, доцент кафедры иностранных языков и межкультурной профессиональной коммуникации естественнонаучных направлений Тюменского государственного университета. Сфера научных интересов: теория и методика профессионального образования, особенности социальной адаптации, эйджизм. Автор 39 опубликованных научных работ. Электронная почта: s.m.gercen@utmn.ru

нованной на индивидуальной образовательной технологии.

Гипотеза исследования состоит в том, что современная молодежь больше ориентирована на обучение по индивидуальным образовательным траекториям, чем на традиционное образование.

Индивидуальная образовательная траектория - это достаточно новая модель построения учебного процесса, где центральной фигурой является студент. Именно обучающийся формирует запрос на свое образование, на выбор дисциплины и собственной уникальной траектории развития. Студент самостоятельно составляет учебный план,

ОЛЬГА

ЭДУАРДОВНА СУХАРЕВА

кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков и межкультурной профессиональной коммуникации естественнонаучных направлений Тюменского государственного университета. Сфера научных интересов: лингвистическая аргументология, методика преподавания иностранного языка в высшей школе. Автор 35 опубликованных научных работ.

который состоит из выбранных им учебных курсов и обязательных дисциплин. В итоге к окончанию вуза он, как правило, становится востребованным специалистом, способным к самообразованию и саморазвитию. Например, обучение в Тюменском государственном университете в соответствии с Программой повышения конкурентоспособности вуза (по Проекту 5-100) выстраивается по лучшим мировым образцам и направлено на то, чтобы стать эталоном национального образовательного пространства. Именно поэтому у нас в университете с 2016 года осуществляются весьма радикальные изменения в организации образова-

тельного процесса, предусматривающие формирование индивидуальных образовательных траекторий.

Предметом нашего исследования служит выбор индивидуальных образовательных траекторий студентами Тюменского государственного университета.

Новая модель высшего образования

В условиях глобализации образование в каждой стране находится под влиянием как мировых процессов, так и последствий преобразований общественной жизни страны. Это оказывает прямое воздействие на выполнение его общественных функций, в частности на решение задач социального развития.

После событий, которые Россия пережила в 1990-х годах, ситуация в отечественном образовательном пространстве резко изменилась. Особого внимания исследователей заслуживает трансформация таких компонентов образовательной системы, как преподавательский коллектив, экономическая и техническая база, аудитория обучающихся. Остановимся на последнем компоненте.

Замысел индивидуализации университетского образования и отношение студентов к праву выбора учебных дисциплин

Российская система образования располагает в настоящее время весьма значительными резервами в решении проблем, связанных с предметом настоящего исследования, а именно доступностью, быстротой получения и разнообразием информации.

Приведем слова ректора Тюменского государственного университета В.Н. Фалькова: «Мы ставим перед собой масштабную задачу: создать в университете механизмы и инструменты для индивидуализации образования, сформировать условия для построения каждым студентом собственной траектории развития. Это станет основой новой образовательной модели Тюменского государственного университета на долгие годы вперед» [17, с. 1].

ЛЮДМИЛА ВАСИЛЬЕВНА СКОРОХОДОВА

старший преподаватель кафедры иностранных языков и межкультурной профессиональной коммуникации естественнонаучных направлений Тюменского государственного университета. Сфера научных интересов: педагогика, психология, психолингвистика. Автор 25 опубликованных научных работ.

Рассматриваются индивидуальные образовательные траектории. Характеризуется их потенциал как драйверов реализации инновационной технологии развития высшего образования, выдвигается гипотеза о том, что они могут способствовать становлению новой образовательной парадигмы. Представлены результаты изучения проблемы выбора элективных и факультативных занятий студентами вуза. Показано, что введение индивидуальных образовательных траекторий позитивно воспринимается студентами как представителями поколения Z.

Ключевые слова: индивидуальные образовательные траектории, вузы, студенты, успеваемость, межкультурная компетенция, поколение Z.

Individual educational trajectories are considered. Their potential is characterized as drivers for the implementation of innovative technology for the development of higher education, a hypothesis is put forward that they can contribute to the formation of a new educational paradigm. The results of studying the problem of choosing elective and optional classes by university students are presented. It is shown that the introduction of individual educational trajectories is positively perceived by students as representatives of generation Z.

Key words: individual educational trajectories, universities, students, academic performance, intercultural competence, generation Z.

В ПОИСКАХ НОВОЙ ПАРАДИГМЫ Oll м| IIIII Щ

В исследованиях И.Ю. Асмано-вой, М.В. Горячовой, Г.Ж. Микеро-вой, А.С. Жук рассматривается реализация индивидуальных образовательных траекторий в качестве элементов дистанционных технологий и технологий непрерывного обучения. PC. Вайсман, В.В. Давыдов, ИА Зимняя, И.С. Кон, В.Д. Шадриков, И.О. Якиманская, A.B. Хуторская отмечают антропологический аспект проблемно-рефлексивного и дея-тельностного подходов. Л.Я. Дорф-ман, И.Я. Лернер и C.B. Воробьева анализируют индивидуальные образовательные траектории в условиях модернизации и глобализации.

Нами рассмотрены особенности реализации личностного подхода среди студентов вузов в современных меняющихся условиях. В целях определения степени удовлетворенности результатами обучения студентов Тюменского государственного университета мы провели в 2018 году социально-педагогическое исследование с использованием методов наблюдения, бесед, анкетных опросов на первом этапе и диагностических работ на втором этапе проведения социально-педагогического эксперимента. В эксперименте принимали участие студенты I—II курсов бакалавриата и магистратуры Тюменского государственного университета и их родственники.

Исследование проводилось по многофазовой выборке с соблюдением общероссийских параметров квот по полу, возрасту и образованию. В его рамках мы произвели анкетирование студентов 1-11 курсов. В опросе приняли участие 308 респондентов, среди них 156 (51%) составили студенты I курса и 152 (49%) обучались на II курсе. Доля женщин среди опрошенных составила 53,2%, мужчин - 46,8%. Ошибка выборки по одному признаку не превысила 5%, что позволяет говорить о ее репрезентативности.

Изучение отношения студентов к выбору дисциплин свидетельствует о признании ими права выбора индивидуального смысла и целей образовательных программ (табл.).

Таблица Показатели отношения студентов к выбору дисциплин, %

Удовлетворенность выбором дисциплины 2017 год 2018 год

Высокая 34,8 37,0

Недостаточно высокая 31,5 17,6

Удовлетворительная 20,7 17,2

Неудовлетворительная 15,1 13,5

Отношусь равнодушно 08,0 20,0

Затрудняюсь ответить 01,0 10,2

Данные, полученные в период введения новой образовательной

системы в Тюменском государственном университете, показывают: значительная часть опрошенных студентов считают, что получают качественное образование (38,5%), недостаточно качественное - 23%, 6% - совсем не отвечающее их требованиям.

Большинство студентов (67,5%) регулярно пользуются правом выбора индивидуального темпа обучения, форм и методов решения образовательных задач, способов контроля, рефлексии и самооценки своей деятельности, в полной мере реализуя свои права и возможности. На вопрос «Чем вы руководствуетесь в первую очередь при выборе дисциплины?» 5% студентов ответили, что необходимостью получения знаний, 37% - удобством расписания, 4% - рейтингом преподавателя, 26% - возможностью обучения совместно с близкими друзьями, что говорит о недостаточно осознанном выборе.

В то же время стремление опрошенных выбрать наибольшее количество курсов из числа предложенных свидетельствует о том, что молодежь не ограничивается достижением узко понимаемых личных целей, а напротив, сопоставляет свое обучение с мировыми аналогами, которые нередко играют ключевую роль и в собственном це-леполагании молодых людей.

Как построить индивидуальный образовательный маршрут?

Выводы

Трансформация российской системы образования выразилась в смене ориентиров получения знаний, а именно в переносе центра тяжести в учебном процесс с абстрактных задач на формирование универсальных способностей личности и ее профессиональных компетенций по индивидуальным образовательным маршрутам, что требует радикальных изменений в деятельности университета. Эти изменения идут нарастающими темпами, но нередко сдерживаются консервативной педагогической практикой, которая заключается в реализации преподавателями и обучающимися стратегии получения знаний ради самих знаний.

В ходе нашего исследования были получены данные о том, что индивидуальные образовательные траектории могут использоваться в качестве технологии инновационного развития образовательной системы и ее содержательного компонента. Чтобы уверенно двигаться в этом направлении, целесообразно ввести регулярный мониторинг уров-

ня удовлетворенности обучающихся ходом и результатами обучения по следующим показателям:

• уровень преподаваемой дисциплины;

• вариативность и доступность;

• система выбора предметов;

• научно-техническое оснащение;

• возможности и условия трудоустройства, позиции работодателей;

• уровень квалификации профессорско-преподавательского состава.

На сегодня видится несколько направлений деятельности вузов по повышению уровня образования. На первое место среди них надо поставить отражение в учебном процессе достижений и перспективных аспектов научно-технологической революции, реализацию компетентностного подхода к подготовке кадров. Одновременно следует учитывать тенденцию к усилению роли гуманитарных аспектов высшего образования, начиная с привлечения студентов к участию в просветительских программах и социальных инициативах.

Итак, в ходе нашего исследования удалось аргументировать его основ-

ную гипотезу, а именно подтвердить заинтересованность студентов в обучении на основе индивидуальных образовательных траекторий. Одновременно мы получили результаты, которые выходят за рамки поставленных в исследовании задач. Речь идет о потенциале обучения на основе индивидуальных образовательных траекторий как драйвере инновационного развития высшего образования и становления его новой парадигмы. На этой стадии наших исследований мы делимся этим предварительным выводом, рассматривая его как рабочую гипотезу, которая будет нами изучаться в дальнейшем.

Еще одна тема наших исследований, вытекающая из полученных на данном этапе результатов, это взаимосвязь индивидуальных образовательных технологий с типологическими чертами поколения Z. Речь идет об интеллектуальном и эмоционально-психологическом облике, предпочтениях обучающихся представителей новой генерации «цифровых людей» в контексте трансформации системы высшего образования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Александров В.В. Интеллект и компьютер. СПб.: Анатолия, 2004.

2. Асманова И.Ю., Горячова М.В. Индивидуальные образовательные траектории в области математических и естественнонаучных дисциплин // Успехи современного естествознания. 2008. № 4. С. 67-68.

3. Глушенкова А.В. Диагностика учебных умений и навыков (из опыта работы школы по формированию индивидуальной траектории воспитания и развития старшеклассников) // Директор школы. 2008. № 4. С. 73-77.

4. Гормин А. Модели индивидуальных траекторий обучения // Директор школы. 2007. № 1. С. 69-74.

5. Евстифеева О. На пути к школе индивидуального образования // Директор школы. 2004. № 4. С. 60-63.

6. Индивидуальная образовательная траектория ученика // Начальная школа плюс До и После. 2007. № 12.

7. Мелешко В. Организация индивидуального обучения детей с особенностями в развитии // Социальная педагогика. 2004. № 3. С. 86-87.

8. Микерова Г.Ж., Жук А.С. Алгоритм построения индивидуальной образовательной траектории обучения // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 11-1. С. 138-142.

9. Рейндольф Т.А. Построение предметного образовательного маршрута ученика на основе индивидуально-ориентированных средств обучения // Директор сельской школы. 2007. № 3. С. 35-39.

10. Рыжкова И. Роль тьютора в составлении индивидуальной образовательной программы учащегося // Справочник руководителя ОУ. 2009. № 1. С. 58-61.

11. Селиванова О.Г. Развитие субъектности педагогов и школьников в условиях профильного обучения: внутришк. модель, разраб. и апроб. в гимназии № 2 г. Кирово-Чепецка Кировск. обл. // Профильная школа. 2008. № 2. С. 8-13.

12. Сергеева Н.Н. Индивидуальный образовательный маршрут ученика в рамках профильного обучения // Администратор образования. 2009. № 2. С. 66-69.

13. Строкова Т. Индивидуальные стратегии обучения: проектирование и реализация // Директор школы. 2006. № 1. С. 42-47.

14. Тоболкин А.А. Индивидуальный образовательный проект «Математическая биржа» // Одаренный ребенок. 2009. № 3. С. 60-64.

В ПОИСКАХ НОВОЙ ПАРАДИГМЫ CHI п| I II II Щ

15. Туринова Н.П. Алгоритм построения личностной траектории обучения // Образование в современной школе. 2006. № 4. С. 48-54.

16. Турчанинова Ю. Индивидуальная образовательная траектория по-техасски // Директор школы. 2005. № 8. С. 55-59.

17. Фальков В.Н. Управление стратегических коммуникаций. Новости: Образование. https://www.utmn.ru/presse/ п0УС^^/0ЬгаЕ0Уате/328495/ (дата обращения: 15.03.2019).

18. Харченкова И. Индивидуально-ориентированные учебные планы как средство для разработки индивидуально-образовательных программ // Школьное планирование. 2006. № 1. С. 106-111.

19. Целищева Н. Инновация без кавычек: обучение по индивидуальному плану: Творческое пространство московской сетевой экспериментальной площадки по этой теме - 150 школ // Народное образование. 2009. № 4. С. 199-204.

20. Цыбенов Б.В. Рабочие материалы педагога и обучающегося по индивидуальному образовательному маршруту // Практика административной работы в школе. 2009. № 4. С. 48-52.

21. Шапошникова Т.В., Байдурова Л.А. Реализация лингвистического профиля обучения в форме индивидуального учебного плана // Управление качеством образования. 2007. № 4. С. 82-90.

22. Ярулов А.А. Индивидуально-ориентированный учебный план // Школьные технологии. 2004. № 6. С. 136-154.

23. Ярулов А.А. Организация выполнения индивидуально-ориентированных учебных планов // Школьные технологии. 2004. № 3. С. 86-108.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

LITERATURA

1. Aieksandrov V.V. Intellekt i komp*yuter. SPb.: Anatoliya, 2004.

2. Asmanova I.Yu., Goryachova M.V. Individual*ny*e obrazovatel*ny*e traektorii v oblasti matematicheskix i estestvenno-nauchny*x disciplin // Uspexi sovremennogo estestvoznaniya. 2008. № 4. S. 67-68.

3. Glushenkova A.V. Diagnostika uchebny*x umenij i navy*kov (iz opy*ta raboty* shkoly* po formirovaniyu individual*noj traektorii vospitaniya i razvitiya starsheklassnikov) // Direktor shkoly*. 2008. № 4. S. 73-77.

4. Gormin A. Modeli individual*ny*x traektorij obucheniya // Direktor shkoly*. 2007. № 1. S. 69-74.

5. Evstifeeva O. Na puti k shkole individual*nogo obrazovaniya // Direktor shkoly*. 2004. № 4. S. 60-63.

6. Individual*naya obrazovatel*naya traektoriya uchenika // Nachal*naya shkola plyus Do i Posle. 2007. № 12.

7. Meleshko V. Organizaciya individual*nogo obucheniya detej s osobennostyami v razvitii // Social*naya pedagogika. 2004. № 3. S. 86-87.

8. Mikerova G.Zh., ZhukA.S. Algoritm postroeniya individual*noj obrazovatel*noj traektorii obucheniya // Sovremenny*e naukoemkie texnologii. 2016. № 11-1. S. 138-142.

9. Rejndol'f T.A. Postroenie predmetnogo obrazovatel*nogo marshruta uchenika na osnove individual'no-orientirovanny'x sredstv obucheniya // Direktor sel*skoj shkoly*. 2007. № 3. S. 35-39.

10. Ryzhkova I. Rol* t*yutora v sostavlenii individual*noj obrazovatel*noj programmy* uchashhegosya // Spravochnik rukovoditelya OU. 2009. № 1. S. 58-61.

11. Seiivanova O.G. Razvitie sub**ektnosti pedagogov i shkol*nikov v usloviyax profil*nogo obucheniya: vnutrishk. model*, razrab. i aprob. v gimnazii № 2 g. Kirovo-Chepeczka Kirovsk. obl. // Profil*naya shkola. 2008. № 2. S. 8-13.

12. Sergeeva N.N. Individual*ny*j obrazovatel*ny*j marshrut uchenika v ramkax profil*nogo obucheniya // Administrator obrazovaniya. 2009. № 2. S. 66-69.

13. Strokova T. Individual*ny*e strategii obucheniya: proektirovanie i realizaciya // Direktor shkoly*. 2006. № 1. S. 42-47.

14. Tobolkin A.A. Individual*ny*j obrazovatel*ny*j proekt «Matematicheskaya birzha» // Odarenny*j rebenok. 2009. № 3. S. 60-64.

15. Turinova N.P. Algoritm postroeniya lichnostnoj traektorii obucheniya // Obrazovanie v sovremennoj shkole. 2006. № 4. S. 48-54.

16. Turchaninova Yu. Individual*naya obrazovatel*naya traektoriya po-texasski // Direktor shkoly*. 2005. № 8. S. 55-59.

17. Fal'kov V.N. Upravlenie strategicheskix kommunikacij. Novosti: Obrazovanie. URL: https://www.utmn.ru/presse/novosti/ obrazovanie/328495/ (data obrashheniya 15.03.2019).

18. Xarchenkova I. Individual*no-orientirovanny*e uchebny*e plany* kak sredstvo dlya razrabotki individual*no-obrazovatel*ny*x programm // Shkol*noe planirovanie. 2006. № 1. S. 106-111.

19. Celishheva N. Innovaciya bez kavy*chek: obuchenie po individual*nomu planu: Tvorcheskoe prostranstvo moskovskoj setevoj e*ksperimental*noj ploshhadki po e*toj teme - 150 shkol // Narodnoe obrazovanie. 2009. № 4. S. 199-204.

20. CybenovB.V. Rabochie materialy* pedagoga i obuchayushhegosya po individual*nomu obrazovatel*nomu marshrutu // Praktika administrativnoj raboty* v shkole. 2009. № 4. S. 48-52.

21. Shaposhnikova T.V., Bajdurova L.A. Realizaciya lingvisticheskogo profilya obucheniya v forme individual*nogo uchebnogo plana // Upravlenie kachestvom obrazovaniya. 2007. № 4. S. 82-90.

22. YarulovA.A. Individual*no-orientirovanny*j uchebny*j plan // Shkol*ny*e texnologii. 2004. № 6. S. 136-154.

23. YarulovA.A. Organizaciya vy*polneniya individual*no-orientirovanny*x uchebny*x planov // Shkol*ny*e texnologii. 2004. № 3. S. 86-108.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.