Научная статья на тему 'ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ СТУДЕНТА КАК ИННОВАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО И ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ'

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ СТУДЕНТА КАК ИННОВАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО И ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
100
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТРАЕКТОРИИ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / INDIVIDUAL EDUCATIONAL TRAJECTORIES / EDUCATIONAL PROCESS / HIGHER EDUCATION / INDIVIDUALIZATION OF TRAINING / PROFESSIONAL ACTIVITY / PEDAGOGICAL SUPPORT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шилова Людмила Викторовна, Фетисова Любовь Юрьевна

Анализируются различные трактовки понятия «индивидуальные образовательные траектории» применительно к подготовке кадров в вузе. Показано, что индивидуальная образовательная траектория - это инновационный формат обучения и развития студента, в ходе реализации которого он становится центральной фигурой высшей школы, формирует запрос на свое образование с учетом своих интересов и возможностей и потребностей рынка труда. Отмечается, что, корректируя свою образовательную траекторию, студенты в итоге становятся уникальными специалистами. Делается вывод о том, что переход к подготовке кадров в вузах на основе индивидуальных образовательных траекторий открывает новые перспективы для развития высшего образования в условиях научно-технологической революции и становления общества и экономики знаний.Various interpretations of the concept of “individual educational trajectories” are analyzed in relation to the training of personnel in higher education. It is shown that individual educational trajectory is an innovative learning format and development of the student. The student becomes a Central figure of high school, creates a demand for their education based on their interests and capabilities and the needs of the labour market. It is noted that by adjusting his/her educational trajectory, students become unique specialists eventually. It is concluded that the transition to training in higher education institutions based on individual educational trajectories opens up new prospects for the development of higher education in the conditions of the scientific and technological revolution and the formation of society and the knowledge economy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шилова Людмила Викторовна, Фетисова Любовь Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ СТУДЕНТА КАК ИННОВАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО И ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ»

DOI: 10.25586^и.НЕТ.20.07.Р.40 УДК 378

Л.В. Шилова, Л.Ю. Фетисова,

Тюменский государственный университет

Индивидуальная образовательная траектория студента как инновационная модель профессионального и личностного развития

Тюменский государственный университет

Российскому обществу и экономике наших дней требуется активный гражданин и профессионал с широким мировоззрением и развитым критическим мышлением, готовый адаптироваться к меняющимся условиям жизни и труда, обладающий фундаментальной общекультурной подготовкой, стремящийся к реализации своего созидательного потенциала. В свете этого акцент в подготовке кадров в высшей школе смещается на индивидуализацию процесса обучения, на формирование у обучающихся способностей и качеств, позволяющих самостоятель-

но усваивать знания, творчески их перерабатывать, заниматься новаторством, нести ответственность за свои действия.

Ландшафт отечественной системы высшего образования сегодня весьма разнообразен. Поступающие в вузы и студенты могут выбрать не только место и форму обучения, направление подготовки, но и уровень образования. Стоит согласиться с мнением ученых, которые считают, что наличие альтернатив в сфере образования побуждает обучающегося действовать исходя из собственных интересов и потребностей

рынка труда. Поэтому выбор индивидуальной образовательной траектории открывает каждому студенту возможность развить те качества личности и компетенции, которые необходимы ему как будущему профессионалу [1]. Можно сказать, что высшая школа решает проблему индивидуализации обучения путем предоставления возможности каждому студенту строить индивидуальную образовательную траекторию, признает за обучающимся право осмысления и построения своего пути в образовании и в профессиональной деятельности.

В настоящей статье с привлечением опыта Тюменского государственного университета анализируются различные трактовки понятия «индивидуальная образовательная траектория». Это понятие и основанная на нем технология обучения, а также модель работы вуза рассматриваются как современная инновационная форма реализации индивидуализации образования.

Обобщение опубликованных научных и методических работ, посвященных проблематике построения индивидуальных образовательных траекторий, показало, что эта проблема имеет многоаспектный характер. В силу этого в литературе представлены различные интерпретации рассматриваемого понятия [3, с. 252].

© Шилова Л.В., Фетисова Л.Ю., 2020

ЛЮДМИЛА ВИКТОРОВНА ШИЛОВА

доцент кафедры иностранных языков и межкультурной профессиональной коммуникации Института социально-гуманитарных наук Тюменского государственного университета. Сфера научных интересов: общая педагогика, коммуникативная методика, профессионально ориентированное обучение иностранным языкам. Автор более 60 опубликованных научных работ. Электронная почта: shilovalv@utmn.ru

ЛЮБОВЬ ЮРЬЕВНА ФЕТИСОВА

преподаватель кафедры иностранных языков и межкультурной профессиональной коммуникации Института социально-гуманитарных наук Тюменского государственного университета. Сфера научных интересов: педагогика, психология, теория и методика преподавания иностранных языков. Автор 9 опубликованных научных работ. Электронная почта: fe.fetis65yushka@yandex.ru

Анализируются различные трактовки понятия «индивидуальные образовательные траектории» применительно к подготовке кадров в вузе. Показано, что индивидуальная образовательная траектория - это инновационный формат обучения и развития студента, в ходе реализации которого он становится центральной фигурой высшей школы, формирует запрос на свое образование с учетом своих интересов и возможностей и потребностей рынка труда. Отмечается, что, корректируя свою образовательную траекторию, студенты в итоге становятся уникальными специалистами. Делается вывод о том, что переход к подготовке кадров в вузах на основе индивидуальных образовательных траекторий открывает новые перспективы для развития высшего образования в условиях научно-технологической революции и становления общества и экономики знаний.

Ключевые слова: индивидуальные образовательные траектории, учебный процесс, высшее образование, индивидуализация обучения, профессиональная деятельность, педагогическое сопровождение.

Various interpretations of the concept of "individual educational trajectories" are analyzed in relation to the training of personnel in higher education. It is shown that individual educational trajectory is an innovative learning format and development of the student. The student becomes a Central figure of high school, creates a demand for their education based on their interests and capabilities and the needs of the labour market. It is noted that by adjusting his/her educational trajectory, students become unique specialists eventually. It is concluded that the transition to training in higher education institutions based on individual educational trajectories opens up new prospects for the development of higher education in the conditions of the scientific and technological revolution and the formation of society and the knowledge economy.

Key words: individual educational trajectories, educational process, higher education, individualization of training, professional activity, pedagogical support.

По мнению большинства исследователей, под индивидуальной образовательной траекторией студента следует понимать индивидуальный путь в образовании, выстраиваемый и реализуемый субъектом образовательного процесса самостоятельно при осуществлении наставником педагогической поддержки его самоопределения и самореализации, направленный на воплощение в реальность индивидуальных устремлений, выработку жизненных стратегий, формирование основ индивидуально-творческого и профессионального развития личности студента. В ходе реализации индивидуальной образовательной траектории студент

сам производит корректировку выбранного пути обучения [10, с. 43].

Построение индивидуальной образовательной траектории основано на следующих принципах:

- осознанность перспектив и возможностей участия в собственном образовании;

- гибкость и динамичность образовательной системы в соответствии с требованиями рынка труда и многообразием интересов личности и общества;

- индивидуальный и творческий характер взаимоотношений обучающихся с преподавателем-наставником [7, 3];

- сочетание вариативности учебного процесса с последовательным

соблюдением требований федеральных государственных стандартов высшего образования.

Индивидуальная образовательная траектория - это персональный путь обучения, основанный на принятой человеком стратегии достижения личных долгосрочных целей. По мнению В.Н. Фалькова, при обучении по новой образовательной модели студент становится центральной фигурой в университете. Не преподаватель, не кафедра и не институт, которые определяют содержание предмета и учебной программы, а именно студент, который формирует запрос на свое образование, на определенные дисциплины, на выбор своей траектории развития [11].

Тюменский государственный университет представляет собой пример вуза, образовательное пространство которого полностью основано на концепции индивидуальных образовательных траекторий. Все студенты изучают блок общеобразовательных предметов, посещают элективы, изучают профильные дисциплины. Эти дисциплины можно выбирать по отдельности, а не блоками. Корректируя свою образовательную траекторию, студенты в итоге становятся уникальными специалистами, так как абсолютно одинакового набора дисциплин у них не будет. Индивидуализация образования повышает мотивацию студентов к обучению, а возможность получения дополнительного профиля повышает привлекательность выпускника на рынке труда. Как считает В.Н. Фальков, существенным преимуществом индивидуальной образовательной траектории является формирование у студента компетенции осознанного ответственного выбора [11].

Неотъемлемой составляющей процесса построения и реализации индивидуальной образовательной траектории является педагогическое сопровождение учебной деятельности обучающихся. В Тюменском государственном универ-

Индивидуализация обучения формирует самобытную личность, предотвращает ее растворение в безликой массе, раскрывает творческий потенциал

ситете оно осуществляется в форме партнерского взаимодействия преподавателя и студентов, создающего условия не только для учебной деятельности, но и для поиска способов ее успешного выполнения [3].

Анализ научных и методических работ позволяет согласиться с мнением исследователя А.М. Евсеевой о том, что педагогическое сопровождение индивидуальной образовательной траектории предполагает системную деятельность преподавателя, в его задачи входит определение потребностей и индивидуальных особенностей обучающихся, координация самостоятельной работы, консультирование и кор-

рекция учебно-познавательной деятельности студентов, оценивание результатов обучения, помощь в проведении саморефлексии [3].

Индивидуальная образовательная траектория в высшем образовании обеспечивает тесную взаимосвязь между личными приоритетами учащегося, его целями, планами, предпочтениями и возможностями вуза, сложившимися в нем механизмами формирования и реализации образовательной траектории, системой взаимодействия обучающегося с преподавателем. Она формирует у выпускников вузов универсальные и профессиональные компетенции, к которым относится способность к самоор-

ганизации, самостоятельному обучению в течение всей жизни

Мы видим, что индивидуальная траектория реализует личностно ориентированный подход в системе высшего образования. Ее роль состоит в том, что она обеспечивает создание гибкого оперативного формата для оценки, формирования и развития индивидуальных способностей, ценностных ориентиров, взглядов и убеждений при помощи современных образовательных программ и технологий с учетом индивидуальных потребностей [7, 3].

Широкое использование в рамках индивидуальных образовательных траекторий новых информационных и педагогических технологий говорит об инновационном характере этого метода индивидуализации обучения. В свою очередь, как считает Т.И. Краснова, освоение инновационных технологий обучения обеспечивает превращение студента в субъект своей учебной деятельности и в человека, понимающего механизмы самообучения, заинтересованного в саморазвитии и умеющего строить индивидуальный образовательный путь [8, с. 520].

Резюмируя, подчеркнем, что переход к подготовке кадров в вузах на основе индивидуальных образовательных траекторий открывает новые перспективы для развития высшего образования в условиях научно-технологической революции и становления общества и экономики знаний.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гринько М.А. Проектирование индивидуальных траекторий обучения иностранному языку студентов педагогических вузов: дис. канд. пед. наук: 13.00.08. Теория и методика профессионального образования. Армавир, 2011. 191 с. URL: https://www.dissercat.com/content/proektirovanie-individualnykh-traektorii-obucheniya-inostrannomu-yazyku-studentov-pedagogich (дата обращения: 21.05.2020).

2. Герцен С.М., Сухарева О.Э., СкороходоваЛ.В. Индивидуальные образовательные технологии развития высшего образования // Высшее образование сегодня. 2019. № 10. С. 57-61.

3. Евсеева А.М. Реализация индивидуальной образовательной траектории для развития аудивных умений студентов неязыкового вуза в условиях смешанного обучения // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2019. Т. 12, вып. 2. С. 250-254. URL: https://www.gramota.net/materials/2/2019/2/54.html (дата обращения: 21.05.2020).

4. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Индивидуальные образовательные траектории в системе непрерывного образования // Педагогическое образование в России. 2014. № 3. С. 74 - 82.

5. Землянская Н.В. Обучение устной речи студентов с низким уровнем подготовки по иностранному языку в неязыковых вузах: дис. канд. пед. наук: 13.00.08. Теория и методика профессионального образования. Петрозаводск, 2009. 227 с. URL: http://www.dslib.net/prof-obrazovanie/obuchenie-ustnoj-rechi-studentov-s-nizkim-urovnem-podgotovki-po-inostrannomu-jazyku.html (дата обращения: 18.05.2020).

6. Кемерова Н.С. Проектирование индивидуальной траектории обучения иностранному языку в техническом вузе // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2010. № 2. С. 53-57.

7. Климинская С.Л. Индивидуальная образовательная траектория как способ повышения эффективности обучения иностранным языкам // Науковедение. 2014, июль-август. Вып. 4 (23).

8. Краснова Т.И. Принцип индивидуализации в контексте смешанного обучения иностранному языку в вузе // Молодой ученый. 2014. № 7. С. 519-521. URL: https://moluch.ru/archive/66/10973/ (дата обращения: 21.05.2020).

9. Непомнящих И.А. Индивидуальная образовательная траектория при обучении языку специальности // Практика преподавания иностранных языков на факультете международных отношений БГУ: электронный сборник. 2019. Вып. 9. С. 46-48. URL: http://elib.bsu.by/bitstream/123456789/237331/1/niapomniashchykh_Lang_practice_2019.pdf (дата обращения: 21.05.2020).

10. Шапошникова Н.Ю. Индивидуальная образовательная траектория студента: анализ трактовок понятия // Педагогическое образование в России. 2015. № 5. С. 39-44.

11. Индивидуальная образовательная траектория. URL: https://rg.ru/tyumen/traektoriya/ (дата обращения: 21.05.2020).

LITERATURA

1. Grinko M.A. Proektirovanie individual'ny'x traektorij obucheniya inostrannomu yazy'ku studentov pedagogicheskix vuzov: dis. kand. ped. nauk: 13.00.08. Teoriya i metodika professional'nogo obrazovaniya. Armavir, 2011. 191 s. URL: https://www. dissercat.com/content/proektirovanie-individualnykh-traektorii-obucheniya-inostrannomu-yazyku-studentov-pedagogich (data obrashheniya: 21.05.2020).

2. Gercen S.M., Suxareva O.E\, Skoroxodova L.V. Individual'ny'e obrazovatel'ny'e texnologii razvitiya vy'sshego obrazovaniya // Vy'sshee obrazovanie segodnya. 2019. № 10. S. 57-61.

3. Evseeva A.M. Realizaciya individual'noj obrazovatel'noj traektorii dlya razvitiya audivny'x umenij studentov neyazy'kovogo vuza v usloviyax smeshannogo obucheniya // Filologicheskie nauki. Voprosy' teorii i praktiki. Tambov: Gramota, 2019. T. 12, vy'p. 2. S. 250-254. URL: https://www.gramota.net/materials/2/2019/2/54.html (data obrashheniya: 21.05.2020).

4. Zeer E.F., Sy'manyukE.E\ Individual'ny'e obrazovatel'ny'e traektorii v sisteme neprery'vnogo obrazovaniya // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2014. № 3. S. 74- 82.

5. Zemlyanskaya N.V. Obuchenie ustnoj rechi studentov s nizkim urovnem podgotovki po inostrannomu yazy'ku v neyazy'kovy'x vuzax: dis. kand. ped. nauk: 13.00.08. Teoriya i metodika professional'nogo obrazovaniya. Petrozavodsk, 2009. 227 s. URL: http://www.dslib.net/prof-obrazovanie/obuchenie-ustnoj-rechi-studentov-s-nizkim-urovnem-podgotovki-po-inostrannomu-jazyku.html (data obrashheniya: 18.05.2020).

6. Kemerova N.S. Proektirovanie individual'noj traektorii obucheniya inostrannomu yazy'ku v texnicheskom vuze // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2010. № 2. S. 53-57.

7. Kliminskaya S.L. Individual'naya obrazovatel'naya traektoriya kak sposob povy'sheniya e'ffektivnosti obucheniya inostranny'm yazy'kam // Naukovedenie. 2014, iyul'-avgust. Vy'p. 4 (23).

8. Krasnova T.I. Princip individualizacii v kontekste smeshannogo obucheniya inostrannomu yazy'ku v vuze // Molodoj ucheny'j. 2014. № 7. S. 519-521. URL: https://moluch.ru/archive/66/10973/ (data obrashheniya: 21.05.2020).

9. Nepomnyashhix I.A. Individual'naya obrazovatel'naya traektoriya pri obuchenii yazy'ku special'nosti // Praktika prepodavaniya inostranny'x yazy'kov na fakul'tete mezhdunarodny'x otnoshenij BGU: e'lektronny'j sbornik. 2019. Vy'p. 9. S. 46-48. URL: http://elib.bsu.by/bitstream/123456789/237331/1/niapomniashchykh_Lang_practice_2019.pdf (data obrashheniya: 21.05.2020).

10. Shaposhnikova N.Yu. Individual'naya obrazovatel'naya traektoriya studenta: analiz traktovok ponyatiya // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2015. № 5. S. 39-44.

11. Individual'naya obrazovatel'naya traektoriya. URL: https://rg.ru/tyumen/traektoriya/ (data obrashheniya: 21.05.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.