Научная статья на тему 'ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА СТУДЕНТОВ ВУЗА'

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА СТУДЕНТОВ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
332
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / БУДУЩИЕ ПЕДАГОГИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Козырева Ольга Анатольевна

В форсайтах образования указывается, что поиск прорывных моделей подготовки студентов вуза к профессиональной деятельности продолжается. Индивидуализация процесса профессиональной подготовки в вузе выступает эффективным способом обеспечения студенту прав на реализацию образовательных потребностей в полном объеме в рамках собственного образовательного маршрута.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESIGN OF THE INDIVIDUAL EDUCATIONAL ROUTE OF STUDENTS IN UNIVERSITIES

There is pointed out in the foresight of education that the search of the breakthrough models of students training in universities to the professional activities continues. The individualization of the professional training in universities is an efficient way of providing students with the laws to the implementation of the educational needs in full in the context of the individual educational route.

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА СТУДЕНТОВ ВУЗА»

Model of development of digital competencies of a modern teacher

The modernization of the educational systems is closely connected with the implementation of the digital educational technologies in the educational process in the modern conditions of the active digitalization of all spheres of the Russian economy. The basic conductors and actual performers of the integrative processes in the educational sphere are teachers. There are considered the approaches to the creation and the basic components of the model of the development of the digital competencies of a modern teacher.

Key words: teacher, education, competence, digital competencies, digital competence.

(Статья поступила в редакцию 07.06.2021)

о.а. Козырева

(Волгоград)

проектирование индивидуального образовательного маршрута студентов вуза

В форсайтах образования указывается, что поиск прорывных моделей подготовки студентов вуза к профессиональной деятельности продолжается. Индивидуализация процесса профессиональной подготовки в вузе выступает эффективным способом обеспечения студенту прав на реализацию образовательных потребностей в полном объеме в рамках собственного образовательного маршрута.

Ключевые слова: индивидуальная образовательная траектория, индивидуальная образовательная программа, индивидуальный образовательный маршрут, проектирование, будущие педагоги.

Большинством исследователей признано, что проектирование индивидуального образовательного маршрута студента вуза способствует целенаправленному обучению приемам и формам самообразовательной деятельности, обеспечивает субъектную позицию, приобретение большей самостоятельности, относи-

тельной автономности, способности к самоопределению, саморегулированию, самооценке, раскрытию личностного потенциала. В исследованиях Н.Н. Войткевич [5, с. 44] утверждается, что в случае ориентации вуза на индивидуальные образовательные потребности студентов реализуется вариативное образование. Это возможно за счет создания личного пространства студентов, претендующих на индивидуальный образовательный маршрут.

Методы и организация исследования проблемы: аналитический бенчмаркинг, в результате которого были подвергнуты анализу подходы разных авторов к определению исследуемых понятий; метод аналогии, определивший наличие сходства структурных компонентов изучаемых понятий; синтез, посредством которого были оформлены результаты исследования в виде научной статьи.

Обратимся теперь к результатам и их обсуждению.

Индивидуальная образовательная траектория (ИОТ) в пространстве значений: теоретический анализ проблемы. Рассмотрим понятие ИОТ с позиций антропоцентрического и компетентностного подходов. Это индивидуальный путь студента в образовании, проектируемый совместно с сопровождающим его преподавателем, организуемый с учетом образовательных потребностей, способностей, особенностей здоровья обучающегося, обеспечивающий формирование универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций.

В понимании ИОТ имеются определенные различия, что отражено в табл. 1.

Вместе с тем практически всеми признаются общие принципы построения ИОТ:

- интерактивная направленность образовательной деятельности, ее открытость;

- амплификация образовательной среды вуза;

- вариативность учебных планов, образовательных и ассистивных технологий;

- продуктивность и диалогичность обучения.

Индивидуальная образовательная программа (ИОП) в пространстве значений представлена примерно так же, как ИОТ. Отдельные авторы дают определение исследуемого понятия, другие дополняют его перечнем структурных компонентов.

ИОП, согласно Т.М. Ковалёвой, характеризуется строгой направленностью на лич-

О Козырева O.A., 2021

Таблица 1

определение понятия Иот с позиции разных авторов

Автор Структурные компоненты ИОП

А.П. Тряпицына [16] Индивидуализированный учебный план; соответствующие ему учебные программы; необходимые и достаточные организационно-педагогические условия; технологии обучения и воспитания; фонды оценочных средств; прогнозирование образовательных продуктов, результатов освоения образовательной программы, программы дополнительного образования

М.Н. Черемных [21] Анализ индивидуальной образовательной истории; целеполагание на предстоящий период обучения; контексты ИОП; индивидуализированный учебный план; обязательная оценка эффективности ИОП; ресурсы реализации ИОП

Н.Ф. Ильина [11] Инвариантная часть содержания, соответствующая образовательным задачам профессиональной подготовки. Вариативная часть содержания реализует образовательные потребности обучающихся; формы и методы обучения; выбор ППС, выбор последовательности изучения учебных дисциплин учебного плана (ИОМ)

Таблица 2 структурные компоненты ИоП

Автор Определение понятия ИОТ

С.М. Бочкарева [4] Линия движения студента во всем своеобразии саморазвития

М.А. Гринько [7] Такая организация учебной деятельности студента в процессе профессиональной подготовки, которая личностно ориентирована, реализует индивидуальные устремления студента, предполагает построение учебно-воспитательного процесса в соответствии с выработанной жизненной стратегией, формирует основы индивидуально-творческого и профессионального развития личности и способствует ему

Т.М. Ковалёва [12] Движение (путь) по реализации индивидуальной образовательной программы

А.В. Хуторской [20] Строго индивидуально ориентированный путь максимально возможной реализации личностного потенциала обучающегося в образовании

ностное, профессиональное развитие обучающегося; самостоятельной разработкой и реализацией [12, с. 228]. Н.Ю. Шапошникова приравнивает ИОП студента вуза к предварительному плану, который проектируется студентом самостоятельно в процессе его психолого-педагогического сопровождения. Указанный план, по мнению автора, учитывает индивидуальные особенности, образовательные потребности студента, весь спектр его профессиональных интересов и направлен на личностное и профессиональное развитие [22].

Аналогично авторской позиции Н.Ю. Шапошниковой, Н.С. Сытина формулирует ИОП не как самостоятельную научную категорию, а

как индивидуальный образовательный маршрут [17]. По Е.И. Зариповой, ИОП - это учет видов образовательной деятельности обучающегося, методов и форм диагностики образовательных результатов, технологий обучения, максимально учитывающая его интересы и образовательные потребности [9].

В табл. 2 представлены структурные компоненты ИОП с позиции разных авторов. Важно подчеркнуть, что ряд ученых обосновывает необходимость учета в ИОП образовательных ресурсов формального, неформального и информального образования.

Индивидуальный образовательный маршрут (далее ИОМ) в пространстве значений.

Анализ трактовки понятия «индивидуальный образовательный маршрут» показывает, что на данном этапе отсутствует его общее понимание в научном дискурсе. В табл. 3 представлено определение понятия ИОМ с позиции разных авторов.

Для проектирования содержания ИОМ ученые вводят понятие «обобщенный образовательный маршрут» [13]. Н.А. Лабунская, например, понимает под ним совокупность общих для всех студентов этапов, периодов профессиональной подготовки в образовательной среде вуза; многообразие индивидуальных образовательных маршрутов [Там же]. ИОМ

определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями обучающегося, существующими ФГОС и может рассматриваться как в рамках всего образовательного процесса, так и в рамках конкретной учебной дисциплины.

Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов - это смыслопорождаю-щая деятельность прогнозирования своего будущего [10].

Э.Ф. Зеер в своих исследованиях четко определяет этапы проектной деятельности:

- актуализация личностно значимого результата;

Таблица 3

определение понятия ИоМ с позиции разных авторов

Автор Определение понятия ИОМ

М.И. Башмаков [1] Это структурированная программа действий обучающегося на конкретном этапе реализации ИОП

В.И. Богословский [2] Путь восхождения студента к образованию, формируемый совокупностью объективных и субъективных факторов и осуществляемый самим студентом

Е.В. Гончарова, Р.М. Чумичева [6] Целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, цель которой - обеспечить студенту позицию субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении преподавателями сопровождения его самоопределения и самореализации

М.А. Гринько [7] «.. .освоение студентом учебной программы с учетом его образовательного опыта, уровня индивидуальных потребностей и возможностей, обеспечивающих решение его образовательных проблем»

В.В. Лоренц [14] целенаправленная проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая студенту позиции субъекта выбора, разработки, реализации образовательной программы при осуществлении преподавателями педагогической поддержки профессионального самоопределения и самореализации будущего учителя

Ф.Г. Мухаметзянова [15] «Путь и способ профессионального становления студента как субъекта учебной и профессиональной деятельности, который на основе самостоятельности и творчества осваивает образовательные программы, отраженные как в нормативных документах, так и проектах профессионального роста»

Т. А. Тимошина [18] Составная часть индивидуальной образовательной траектории («.для образовательных маршрутов характерны четко определенные временные и образовательные критерии, а также этапность обучения»)

А.В. Туркина [19] «.путь освоения различных образовательных программ, самостоятельно прокладываемый студентом с целью самоопределения и самореализации при осуществлении преподавателем педагогической поддержки»

А.П. Тряпицына [16] Индивидуальный путь прохождения по образовательной программе; целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая учащемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении преподавателями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации

Этапы проектирования индивидуального образовательного маршрута студента

Проектирование индивидуального образовательного маршрута студента

Подготовительный

Этап реализации

Этап контроля и оценки

н н н

Входная диагностика; проектирование цели, задач и предполагаемого результата периода обучения, на который разрабатывается ИОМ

Определение ключевых направлений и контрольных точек ИО маршрута, разработка системы действий и взаимодействий субъектов

Оценка и самостоятельная оценка результатов обучения (ФОС к учебным дисциплинам, ГИА, требования к освоению видов профессиональной деятельности)

Результат: индивидуальный образовательный маршрут студента

- рефлексия имеющегося профессионально-образовательного опыта;

- проектирование образа результата;

- формулирование целей, задач деятельности на различных отрезках проектируемого маршрута;

- оперативный мониторинг процесса, его своевременная корректировка;

- заполнение портфолио профессионально-образовательных достижений и верификация прогноза будущего [10].

Как специально отмечает автор, проектирование образовательных траекторий субъективно значимо для студента.

В качестве основных принципов, на которых может строиться процесс проектирования индивидуальных образовательных маршрутов в вузе, в результате анализа сложившихся подходов мы выделяем следующие:

- алгоритмичность действий субъектов проектирования;

- принцип целостности;

- ринцип структурности;

- принцип развития;

- принцип личностно ориентированного обучения;

- принцип иерархичности.

На рисунке выше представлены этапы проектирования индивидуального образовательного маршрута студента вуза. Результатом указанных выше этапов является индивидуальный образовательный маршрут студента.

Раскроем подробнее основные этапы разработки ИОМ.

Подготовительный этап. На данном этапе определяется исходное состояние, что предполагает входную диагностику, уточнение образовательных потребностей и возможностей обучающегося; формулируются цели, задачи и предполагаемый результат периода обучения, на который разрабатывается ИОМ.

Этап реализации. На этом этапе определяются основные направления ИОМ, разрабатывается система действий и взаимодействий субъектов, участников процесса профессиональной подготовки в вузе, разрабатывается и внедряется модель психолого-педа-огического сопровождения реализации ИОМ студента. Указанный этап направлен на организацию учебно-профессиональной деятельности.

Учебная деятельность включает гибкий куррикулум (учебный план), расписание, об-

разовательные события, методические продукты, технологии, методы и формы обучения и контроля. Профессиональная деятельность -прохождение всех видов практик. При выполнении самостоятельных заданий студент может выбрать срок и способ сдачи работы.

Порядок выполнения заданий может быть изменен. Если у студента ограниченные возможности здоровья, он выбирает способ выполнения задания (рукописно или с помощью компьютера) и т. п.

Этап контроля и оценки эффективности обучения по ИОМ направлен на оценку и самостоятельную оценку результатов обучения, которая проводится по ФОС к учебным дисциплинам, ГИА, требованиям к освоению видов профессиональной деятельности. Контроль индивидуально ориентирован.

Выводы и заключение. Появление возможности индивидуализировать процесс профессиональной подготовки в вузе, выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, программу, маршрут научно обоснованы и содержательно раскрыты. Они придают осмысленность учебным действиям, привносят личный смысл в учебно-профессиональную деятельность студентов вуза, четкость и оперативность формулирования собственного образовательного заказа.

Согласно Э.Ф. Зеер, разработка индивидуальных образовательных траекторий обусловлена закономерностями социально-профессионального развития личности в качестве процесса и результата ее движения к реализации собственной индивидуальности [10]. В полной мере это утверждение можно адресовать и к ИОМ студента вуза.

Таким образом, фокус внимания сконцентрирован не на этосе вуза, а на студенте, который самостоятельно проектирует и реализует собственный образовательный маршрут, устанавливает предикторы устойчивого профессионального развития. При этом обучающемуся оказывается психолого-педагогическое сопровождение [3; 8].

Высокая актуальность проблемы индивидуального в профессиональной подготовке связана также с увеличением количества студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в современном университете, их растущей вовлеченностью в высшее инклюзивное образование, появлением безбарьерного транзита от общего к высшему образованию для указанной категории обучающихся.

список литературы

1. Башмаков М.И. Теория и практика продуктивного обучения. М., 2000.

2. Богословский В.И. Научное сопровождение образовательного процесса в педагогическом университете как фактор повышения качества подготовки специалиста образования // Непрерывное педагогическое образование: кол. моногр. СПб., 2002. С. 162-168.

3. Бородаева Л.Г., Руднева И.А. Социальное воспитание студентов в процессе профессиональной подготовки // Теоретические и практические аспекты профессиональной подготовки студентов гуманитарных и технических специальностей: кол. науч. моногр. Ульяновск, 2015. С. 136-149.

4. Бочкарёва С.М. Методы, средства и технологии в тьюторском сопровождении индивидуальной траектории развития студента // Педагогика и психология как ресурс развития современного общества: сб. ст. 2-й Междун. науч.-прак. конф. (Рязань, 7-9 окт. 2010 г.). Рязань, 2010. С. 320-325.

5. Войткевич Н.Н. Индивидуальная образовательная программа как средство обеспечения вариативности содержания образования в условиях введения ФГОС // Педагогические науки. 2012. № 4. С. 44-47.

6. Гончарова Е.В., Чумичева Р.М. Организация индивидуальной образовательной траектории обучения бакалавров // Вестн. Нижневарт. гос. гу-манит. ун-та. 2012. № 2. С. 3-11.

7. Гринько М.А. Проектирование индивидуальных траекторий обучения иностранному языку студентов педагогических вузов // Вестн. Адыг. гос. ун-та. Сер. 3: Педагогика и психология. 2011. № 3. С. 18-22.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Жестерев С.И. Педагогические условия оптимального проектирования комплексного индивидуального образовательного маршрута в системе бакалавриата // Вестн. Воронеж. гос. ун-та. Сер.: Проблемы высшего образования. 2020. № 2. С. 42-45.

9. Зарипова Е.И. Индивидуальная образовательная программа студента как средство индивидуализации магистерской подготовки // Вестн. Омск. гос. пед. ун-та. Гуманитарные исследования. 2014. № 1(2). С. 124-128.

10. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Индивидуальные образовательные траектории в системе непрерывного образования // Педагогическое образование в России. 2014. № 3. С. 74-82.

11. Ильина Н.Ф. Университет непрерывного образования как форма подготовки педагогических кадров к инновационной деятельности // Методические и теоретические подходы к решению проблем методики образования: сб. ст. Красноярск, 2004. С. 36-45.

12. Ковалёва Т.М., Кобыща Е.И., Попова (Смо-лик) С.Ю. [и др.]. Профессия «тьютор». М.; Тверь, 2012.

13. Лабунская Н.А. Индивидуальный образовательный маршрут студента: подходы к раскрытию понятия // Изв. Рос.гос. пед. ун-та им. А.И. Герцена. 2002. № 3. С. 79-90.

14. Лоренц В.В. Проектирование индивидуально-образовательного маршрута как условие подготовки будущего учителя к профессиональной деятельности: дис. ... канд. пед. наук. Омск, 2001.

15. Мухаметзянова Ф.Г., Мухаметзянов Ф.А. Проектирование индивидуального образовательного маршрута студента вуза на основе компе-тентностного подхода в контексте международного сотрудничества // Международное сотрудничество в профессиональном образовании: проблемы и перспективы: материалы Междунар. науч.-практ. конф. Казань, 2009. С. 177-181.

16. Образовательная программа - маршрут ученика / под ред. А.П. Тряпицыной. СПб., 1998.

4. 1.

17. Сытина Н.С. Формирование индивидуальной образовательной траектории студента как условие профессионального развития будущего педагога // Педагогический журнал Башкортостана. 2012. № 3. С. 67-71.

18. Тимошина Т.А. Концепция выстраивания индивидуальной образовательной траектории студента // Педагогика и психология как ресурс развития современного общества: сб. ст. 2-й Междунар. науч.-прак. конф. (Рязань, 7-9 окт. 2010 г.). Рязань, 2010. С. 315-320.

19. Туркина А.В. Исследование готовности студентов к выбору индивидуального образовательного маршрута // Человек и образование. 2006. № 6. С. 68-71.

20. Хуторской А.В. Индивидуализация и про-фильность обучения в старшей школе // Профильное обучение в условиях модернизации школьного образования: сб. науч. тр. / под ред. Ю.И. Дика, А.В. Хуторского. М., 2003. С. 18-29.

21. Черемных М.Н. Тьюторское сопровождение переходов от общего к профессиональному образованию // Тьюторство в открытом образовательном пространстве высшей школы: материалы Все-рос. науч.-практ. конф. М., 2008. С. 14-21.

22. Шапошникова Н.Ю. Индивидуальная образовательная траектория студента: анализ трактовок понятия // Педагогическое образование в России. 2015. № 5. С. 39-44.

* * *

1. Bashmakov М.1. Теопуа i ргакйка produk-tivnogo оЬисИешуа. М., 2000.

2. Bogoslovskij VI. №исЬпое soprovozhdenie obrazovatel'nogo processa V pedagogicheskom ит-versitete kak faktor povysheniya kachestva podgo-tovki specialista obrazovaшya // ^рте^м« peda-gogicheskoe obrazovanie: Ьэ1. monogr. SPb., 2002.

5. 162-168.

3. Borodaeva L.G., Rudneva I.A. Social'noe vospitanie studentov v processe professional'noj pod-gotovki // Teoreticheskie i prakticheskie aspekty professional'noj podgotovki studentov gumanitarnyh i tekhnicheskih special'nostej: kol. nauch. monogr. Ul'yanovsk, 2015. S. 136-149.

4. Bochkaryova S.M. Metody, sredstva i tekh-nologii v t'yutorskom soprovozhdenii individual'noj traektorii razvitiya studenta // Pedagogika i psiholo-giya kak resurs razvitiya sovremennogo obshchest-va: sb. st. 2-j Mezhdun. nauch.-prak. konf. (Ryazan', 7-9 okt. 2010 g.). Ryazan', 2010. S. 320-325.

5. Vojtkevich N.N. Individual'naya obrazova-tel'naya programma kak sredstvo obespecheniya variativnosti soderzhaniya obrazovaniya v usloviyah vvedeniya FGOS // Pedagogicheskie nauki. 2012. № 4. S. 44-47.

6. Goncharova E.V., Chumicheva R.M. Organi-zaciya individual'noj obrazovatel'noj traektorii ob-ucheniya bakalavrov // Vestn. Nizhnevart. gos. guma-nit. un-ta. 2012. № 2. S. 3-11.

7. Grin'ko M.A. Proektirovanie individual'nyh traektorij obucheniya inostrannomu yazyku studen-tov pedagogicheskih vuzov // Vestn. Adyg. gos. un-ta. Ser. 3: Pedagogika i psihologiya. 2011. № 3. S. 18-22.

8. Zhesterev S.I. Pedagogicheskie usloviya op-timal'nogo proektirovaniya kompleksnogo individu-al'nogo obrazovatel'nogo marshruta v sisteme baka-lavriata // Vestn. Voronezh. gos. un-ta. Ser.: Problemy vysshego obrazovaniya. 2020. № 2. S. 42-45.

9. Zaripova E.I. Individual'naya obrazovatel'naya programma studenta kak sredstvo individualiza-cii magisterskoj podgotovki // Vestn. Omsk. gos. ped. un-ta. Gumanitarnye issledovaniya. 2014. № 1(2). S. 124-128.

10. Zeer E.F., Symanyuk E.E. Individual'nye obrazovatel'nye traektorii v sisteme nepreryvnogo obrazovaniya // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2014. № 3. S. 74-82.

11. Il'ina N.F. Universitet nepreryvnogo obra-zovaniya kak forma podgotovki pedagogicheskih kadrov k innovacionnoj deyatel'nosti // Metodicheskie i teoreticheskie podhody k resheniyu problem metodi-ki obrazovaniya: sb. st. Krasnoyarsk, 2004. S. 36-45.

12. Kovalyova T.M., Kobyshcha E.I., Popova (Smolik) S.Yu. [i dr.]. Professiya «t'yutor». M.; Tver', 2012.

13. Labunskaya N.A. Individual'nyj obrazovatel'-nyj marshrut studenta: podhody k raskrytiyu ponya-tiya // Izv. Ros.gos. ped. un-ta im. A.I. Gercena. 2002. № 3. S. 79-90.

14. Lorenc V.V. Proektirovanie individual'no-obrazovatel'nogo marshruta kak uslovie podgotovki budushchego uchitelya k professional'noj deyatel'-nosti: dis. ... kand. ped. nauk. Omsk, 2001.

15. Muhametzyanova F.G., Muhametzyanov F.A. Proektirovanie individual'nogo obrazovatel'nogo mar-shruta studenta vuza na osnove kompetentnostnogo

podhoda v kontekste mezhdunarodnogo sotrudnichest-va // Mezhdunarodnoe sotrudnichestvo v professio-nal'nom obrazovanii: problemy i perspektivy: mate-rialy Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. Kazan', 2009. S. 177-181.

16. Obrazovatel'naya programma - marshrut uche-nika / pod red. A.P. Tryapicynoj. SPb., 1998. Ch. 1.

17. Sytina N.S. Formirovanie individual'noj ob-razovatel'noj traektorii studenta kak uslovie pro-fessional'nogo razvitiya budushchego pedagoga // Pedagogicheskij zhurnal Bashkortostana. 2012. № 3. S. 67-71.

18. Timoshina T.A. Koncepciya vystraivaniya individual'noj obrazovatel'noj traektorii studenta // Pedagogika i psihologiya kak resurs razvitiya so-vremennogo obshchestva: sb. st. 2-j Mezhdunar. na-uch.-prak. konf. (Ryazan', 7-9 okt. 2010 g.). Ryazan', 2010. S. 315-320.

19. Turkina A.V. Issledovanie gotovnosti stu-dentov k vyboru individual'nogo obrazovatel'nogo marshruta // Chelovek i obrazovanie. 2006. № 6. S. 68-71.

20. Hutorskoj A.V. Individualizaciya i profil'-nost' obucheniya v starshej shkole // Profil'noe ob-uchenie v usloviyah modernizacii shkol'nogo obra-zovaniya: sb. nauch. tr. / pod red. Yu.I. Dika, A.V. Hu-torskogo. M., 2003. S. 18-29.

21. Cheremnyh M.N. T'yutorskoe soprovozhde-nie perekhodov ot obshchego k professional'nomu obrazovaniyu // T'yutorstvo v otkrytom obrazovatel'-nom prostranstve vysshej shkoly: materialy Vseros. nauch.-prakt. konf. M., 2008. S. 14-21.

22. Shaposhnikova N.Yu. Individual'naya obra-zovatel'naya traektoriya studenta: analiz traktovok ponyatiya // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2015. № 5. S. 39-44.

Design of the individual educational route of students in universities

There is pointed out in the foresight of education that the search of the breakthrough models of students training in universities to the professional activities continues. The individualization of the professional training in universities is an efficient way of providing students with the laws to the implementation of the educational needs in full in the context of the individual educational route.

Key words: individual educational trajectory, individual educational program, individual educational route, design, future teachers.

(Статья поступила в редакцию 06.07.2021)

И.Ю. ЛЕнсКАЯ, А.Ф. КАЗАКОВА (Волгоград)

удовлетворенность трудом как основополагающий фактор результативности педагогической деятельности

Определены мотивационные факторы к осуществлению педагогической деятельности, выявлены факторы, влияющие на удовлетворенность педагогов своим трудом, дано определение результативности педагогического труда. Проведен анализ удовлетворенности трудом преподавателей Камышинского политехнического колледжа, установлена связь между мотивацией педагогов, степенью их удовлетворенности трудом и результативностью педагогической деятельности.

Ключевые слова: результативность педагогической деятельности, удовлетворенность педагогической деятельностью, факторы удовлетворенности трудом, мотивация педагогов.

Современное российское образование направлено на повышение качества образования и профессиональной подготовки и ориентировано, прежде всего, на установление и закрепление первенства социально-экономического развития страны в мировом сообществе. Очевидно, что образование оказывает значительное влияние на результативность человеческого капитала, его социальное развитие и обладает главенствующей ролью в процессе накопления и передачи знаний от поколения к поколению.

В этих условиях одной из стратегических целей образовательной организации является общее развитие педагогического коллектива и постоянное совершенствование его профессионализма, что, в свою очередь, предполагает «рост творческой активности учителя, его самореализацию и достижение неповторимости личности» [3].

Деятельность педагога заключается в передаче необходимых знаний ученику, формировании у него социального и профессионального опыта, воспитании нравственных ценностей. Соответственно, результативность педагогической деятельности зависит от внутренней мотивации учителя к своей профессиональной деятельности, степени удовлетворен-

О Ленская И.Ю., Казакова А.Ф., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.