Научная статья на тему 'ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ КАК СРЕДСТВО ИСПРАВЛЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ'

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ КАК СРЕДСТВО ИСПРАВЛЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
41
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
уголовно-исполнительная система / исправительные учреждения / осужденные / исправление / воспитательное воздействие / педагогический процесс / профилактика / процесс исправления / индивидуальная воспитательная работа / личность осужденного / penal enforcement system / correctional institutions / convicts / correction / educational impact / pedagogical process / prevention / correction process / individual educational work / personality of the convict

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тищенко Юрий Юрьевич, Большаков Евгений Владимирович

В статье авторы проанализировали индивидуальное воздействие на осужденного как средство исправления. Авторами выделены основные структурные элементы индивидуальной воспитательной работы с осужденными. Авторы отмечают, что знание психологических особенностей осужденных позволяет выделить индивидуальное в личности и на основе этого осуществлять индивидуальный подход к ней. Индивидуальная воспитательная работа в условиях исполнения наказания должна основываться на реальных возможностях, ставить перед собой реальные цели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Individual impact as a means of correcting convicts

In the article, the authors analyzed the individual impact on the convict as a means of correction. The authors have identified the main structural elements of individual educational work with convicts. The authors note that knowledge of the psychological characteristics of convicts allows us to identify the individual in the personality and on the basis of this to carry out an individual approach to it. Individual educational work in conditions of execution of punishment should be based on real opportunities, set real goals.

Текст научной работы на тему «ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ КАК СРЕДСТВО ИСПРАВЛЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ»

DOI 10.47643/1815-1329_2023_11 _247

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ КАК СРЕДСТВО ИСПРАВЛЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ Individual impact as a means of correcting convicts

ТИЩЕНКО Юрий Юрьевич

кандидат юридических наук, преподаватель кафедры уголовно-правовых дисциплин МФЮА, старший научный сотрудник НИЦ-3 ФКУ НИИ ФСИН России. 125130, Россия, г. Москва, Нарвская ул., 15А стр. 1. E-mail: [email protected];

БОЛЬШАКОВ Евгений Владимирович,

кандидат философских наук, преподаватель кафедры уголовно-правовых дисциплин и организации исполнения наказаний,

не связанных с изоляцией осужденных от общества юридического факультета

ФКОУ ВО «Санкт-Петербургский университет Федеральной службы исполнения наказаний».

196602, Россия, г. Санкт-Петербург, г. Пушкин, ул. Саперная, 34.

E-mail: [email protected];

TISHCHENKO Yuriy Yu.,

Candidate of Law, Lecturer of the Department of Criminal Law Disciplines of MFUA, Senior Researcher Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia. 15A Narvskaya str., building 1, Moscow, 125130, Russia. E-mail: [email protected];

BOLSHAKOV Evgeny Vladimirovich,

Candidate of Philosophical Sciences, Lecturer of the Department of Criminal Law Disciplines and Organization

of the Execution of Punishments not related to the isolation of convicts from the Society of the Faculty of Law

of the Federal state Educational Institution of Higher Education "St. Petersburg University of the Federal Penitentiary Service".

196602, Russia, St. Petersburg, Pushkin, Sapernaya str., 34.

E-mail: [email protected]

Краткая аннотация. В статье авторы проанализировали индивидуальное воздействие на осужденного как средство исправления. Авторами выделены основные структурные элементы индивидуальной воспитательной работы с осужденными. Авторы отмечают, что знание психологических особенностей осужденных позволяет выделить индивидуальное в личности и на основе этого осуществлять индивидуальный подход к ней. Индивидуальная воспитательная работа в условиях исполнения наказания должна основываться на реальных возможностях, ставить перед собой реальные цели.

Abstract. In the article, the authors analyzed the individual impact on the convict as a means of correction. The authors have identified the main structural elements of individual educational work with convicts. The authors note that knowledge of the psychological characteristics of convicts allows us to identify the individual in the personality and on the basis of this to carry out an individual approach to it. Individual educational work in conditions of execution of punishment should be based on real opportunities, set real goals.

Ключевые слова: уголовно-исполнительная система, исправительные учреждения, осужденные, исправление, воспитательное воздействие, педагогический процесс, профилактика, процесс исправления, индивидуальная воспитательная работа, личность осужденного.

Keywords: penal enforcement system, correctional institutions, convicts, correction, educational impact, pedagogical process, prevention, correction process, individual educational work, personality of the convict.

Для цитирования: Тищенко Ю.Ю., Большаков Е.В. Индивидуальное воздействие как средство исправления осужденных// Аграрное и земельное право. 2023. № 11(227). С. 247-249. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_11_247.

For citation: Tishchenko Yu.Yu., Bolshakov E.V. Individual impact as a means of correcting convicts // Agrarian and Land Law. 2023. No. 11(227). pp. 247-249. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_11_247.

Статья поступила в редакцию: 09.11.2023

Одним из условий повышения эффективности процесса исправления осужденных является индивидуализация и дифференциация воспитательного воздействия на них в исправительном учреждении (далее - ИУ).

С психолого-педагогической точки зрения индивидуализация уголовно-исполнительного воздействия означает обеспечение необходимой гибкости в использовании педагогических приемов в процессе воспитательной работы с учетом индивидуальных особенностей личности, обеспечение соответствующего сочетания средств исправительного воздействия применительно к различным категориям осужденных и к отдельным осужденным. Изучение личности осужденного позволяет выяснить причины, которые привели его к преступлению, узнать его отношение к приговору суда, к режиму и порядку в ИУ, труду, поручениям, семье, окружающим. Все это и обуславливает применение разнообразных методов и приемов индивидуальной работы, позволяет многим воспитателям добиваться положительных результатов в исправлении осужденных и возвращении их к честной жизни после освобождения [5].

Под индивидуальной воспитательной работой мы понимаем совокупность различных воспитательных мер, проводимых лично воспитателем или по его поручению другими лицами по отношению к конкретному осужденному, с учетом его индивидуальных особенностей и привитие ему положительных качеств личности.

Индивидуальная воспитательная работа должна сопровождаться всесторонним изучением личности. Воспитатель должен иметь четкое представление о прошлом осужденного, о том, как и в каких условиях он воспитывался, как протекали детские и юношеские годы, под влияние чего складывались и формировались его убеждения. Эти данные начальник отряда получает из личного дела, бесед с осужденным, переписки с родственниками и близкими, а также из наблюдений за осужденным. Выяснив все эти вопросы, начальник отряда составляет план индивидуальной воспитательной работы. Безусловно изучение личности продолжается и в дальнейшем, поэтому в плане могут появиться новые акцен-

АГРАРНОЕ И ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО. 2023. № 11(227)

ты, на которые стоит обратить внимание.

Планируя индивидуальную работу, начальнику отряда необходимо знать, какие качества в осужденном надо развивать и от чего ему надо помочь избавиться. Мы разделяем точку зрения Е.А. Нешпор, которая полагает, что индивидуальный подход не следует понимать как подбор совершенно уникальных, абсолютно индивидуализированных средств исправительно-воспитательного арсенала [3]. Планы не могут быть идентичны, хотя по некоторым положениям они похожи. Например, схожесть планов заключается в привлечении к труду, вовлечении в общеобразовательное обучение, привитии навыков выполнения отдельных поручений, помощи восстановления социально-полезных связей и т.д.

Вместе с тем, условия исправления осужденных в ИУ в педагогическом отношении неблагоприятны, т.к. человек, совершивший преступление, попадает в отрицательную среду. В таких условиях расширяется сфера отрицательных влияний, увеличивается вероятность объединения людей в группы на основе отрицательной направленности поведения. Более того, воспитательное влияние коллектива на осужденного в ИУ ослабляется их устойчивым недоверием друг к другу.

На основе предложенного нами понимания индивидуальной воспитательной работы можно выделить ее основные структурные элементы.

1. Знание индивидуальных особенностей осужденного. Оно предполагает овладения методикой изучения личности, умение воспитателя видеть в ней типичное и особенное. При этом важно рассматривать осужденного не как объект изучения, а как объект воспитания.

2. Индивидуальный подход к осужденному. Он является одним из существенных условий проектирования личности в процессе исправления. Процесс проектирования может быть успешным лишь тогда, когда деятельность не только воспитателя, но и осужденного направлена на перестройку отрицательных свойств и качеств, когда она опирается на положительное в человеке.

3. Проектирование личности осужденного. Оно предполагает четкое представление тех педагогических результатов, которые нужно достичь в процессе индивидуальной воспитательной работы. При этом на первый план выходят такие воспитательные задачи, решение которых обеспечит законопослушное поведение человека, а значит предотвращение рецидива. Совершенно справедливо отмечает Я.В. Сами-улина, что индивидуальная воспитательная работа позволяет решать две тесно взаимосвязанные между собой задачи: это общепедагогическая нравственная корректировка и профилактика рецидивных устремлений лиц, лишенных свободы [4].

4. Составление программы индивидуальных воспитательных воздействий, т.е. определение системы наиболее эффективных средств и методов воздействия с учетом уровня социально-педагогической запущенности осужденного, характера его нравственно-психологических свойств, срока лишения свободы.

5. Учет и анализ достигнутых результатов и выдвижение на их основе новых воспитательных задач.

Перестройка сознания осужденных предполагает прежде всего формирование оправданных потребностей и развитие на их основе социально и морально ценных мотивов поведения. Основная ель воспитателя состоит в том, чтобы сделать необходимую общественно полезную деятельность главной жизненной потребностью человека.

Для правонарушителя характерно поведение, ориентированное на удовлетворение потребностей кратчайшим путем. Обычно они стремятся удовлетворить свои желания за счет других. Такое поведение преобладает над поведением, обусловленным социальными влияниями. Это приводит к недостаточной блокировке отрицательных стремлений, к отсутствию навыков социально обусловленного сдерживания и в конечном счете к преступлению.

На поведение человека воздействуют также внешние условия, так или иначе связанные с исполнением наказания. Уже с момента задержания человека, совершившего преступление, на него настолько сильно влияют раздражители, что их последствия сохраняются очень долго. Лишение свободы создает для человека такую жизненную ситуацию, которая обязывает сдерживать и подавлять естественные реакции на нее, что часто ведет к глубокому и долговременному нарушению нервного и душевного равновесия.

Знание психологических особенностей осужденных позволяет выделить индивидуальное в личности и на основе этого осуществлять индивидуальный подход к ней. Индивидуальный подход определяется в психологии как знание и учет конкретных индивидуальных особенностей, присущих данному человеку. Он реализуется в организации воспитателем их деятельности и прежде всего той, в которой каждый взаимодействует с другими людьми, с коллективом, обществом [1].

Свойства личности формируются главным образом в практических взаимоотношениях, в сознательных взаимосвязях с другими людьми. Именно взаимность черт личности от взаимоотношений с другими людьми делает необходимым выделение категории поведения как того аспекта деятельности, в котором формируются и выражаются отношения человека к обществу, к коллективу, к себе.

Исправление осужденных предполагает усвоение норм и ценностей общества и формирование на этой основе определенных способов поведения. Осуществить это можно только в правильно организованной деятельности.

Деятельность воспитателя и осужденного, в процессе которой осуществляется исправление, основывается не только на восприятии определенной информации, а прежде всего на усвоении ее идейного содержания и соответствующей перестройке поведения. При этом исправление не может исчерпываться усвоением элементарных правил человеческого общежития.

Практика показывает, что одной лишь потребности в том или ином поведении, одного желания осужденного вести себя соответствующим образом еще не достаточно. Это связанно с тем, что формирование положительных качеств личности становится возможным только при условии овладения осужденным теми формами поведения, в которых выражаются эти качества. Под руководством воспитателя осужденный должен овладеть внешним способом организации положительного поведения. А это требует вначале постоянного контроля за осужденным во всех сферах его

деятельности (на производстве, в школе, в быту). Когда внешний контроль за поведением осужденного станет его внутренним контролем, внешние требования к поведению перерастут во внутренние требования человека к себе, тогда становится возможным самовоспитание.

Положительное поведение должно стать для осужденного привычным и обобщенным. Формируясь в одних ситуациях, оно должно распространятся на всю его деятельность. Только привычное, обобщенное положительное поведение может перейти в более или менее устойчивые черты характера.

В заключении стоит отметить, что индивидуальная работа с осужденными предполагает четкое представление о тех результатах, которые нужно достичь в процессе исправления. Без этого невозможно составить программу исправления. Составление программы исправления требует выявления системы отрицательных свойств и качеств, уровня социально-педагогической запущенности осужденного и определения возможности его исправления в определенные приговором суда сроки лишения свободы.

Индивидуальная воспитательная работа в условиях исполнения наказания должна основываться на реальных возможностях, ставить перед собой реальные цели. Не всегда характер нравственно-психологических свойств осужденных и сроки лишения свободы позволяют выдвигать задачу формирования из преступника совершенного во всех отношениях человека.

Индивидуальное исправительное воздействие и оказание адресной помощи осужденным для достижения устойчивого положительного результата должны строиться на анализе индивидуальных особенностей и социально-психологической направленности личности осужденного [2]. Всестороннее изучение личности, анализ жизненного пути правонарушителей - основа правильной организации индивидуальной воспитательной работы. Индивидуальная работа с осужденными - это сложный участок воспитательного процесса в ИУ.

Библиография:

1. Зауторова Э.В., Ковтуненко Л.В. Эффективные формы и методы реализации индивидуального подхода в воспитательной работе с осужденными в местах лишения свободы // Пенитенциарная наука. 2019. Т. 13. № 3 (47). С. 427-433.

2. Кириллова Т.В. Организация индивидуального адресного исправительного воздействия с учетом изучения личности осужденных // Глобальный научный потенциал. 2021. № 4 (121). С. 28-30.

3. Нешпор Е.А. Вопросы применения индивидуального метода воспитательного воздействия на осужденных // Вестник Международного юридического института. 2016. № 3 (58). С. 41-51.

4. Самиулина Я.В. Особенности реализации индивидуальной формы воспитательного воздействия на осужденных к лишению свободы // Теория и практика социогуманитарных наук. 2021. № 1 (13). С. 53-58.

5. Самойлова А.А., Ивлиев П.В. К вопросу о воспитательной работе с осужденными в учреждениях УИС // Право и государство: теория и практика. 2023. № 8 (224). С. 352-354.

References:

1. Zautorova E.V., Kovtunenko L.V. Effective forms and methods of implementing an individual approach in educational work with convicts in places of deprivation of liberty // Penitentiary science. 2019. Vol. 13. No. 3 (47). pp. 427-433.

2. Kirillova T.V. Organization of individual targeted correctional impact taking into account the study of the personality of convicts // Global scientific potential. 2021. No. 4 (121). pp. 28-30.

3. Neshpor E.A. Questions of the application of an individual method of educational influence on convicts // Bulletin of the International Law Institute. 2016. No. 3 (58).

pp. 41-51.

4. Samiulina Ya.V. Peculiarities of the implementation of an individual form of educational influence on persons sentenced to imprisonment // Theory and practice of so-cio-humanitarian sciences. 2021. No. 1 (13). pp. 53-58.

5. Samoylova A.A., Ivliev P.V. On the issue of educational work with convicts in penal institutions // Law and the state: theory and practice. 2023. No. 8 (224). pp. 352354.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.