DOI 10.47643/1815-1329_2023_9_132 УДК 349
ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА ОСУЖДЕННЫХ К ОСВОБОЖДЕНИЮ В ПРОЦЕССЕ ИХ ИСПРАВЛЕНИЯ FORMATION OF CONVICTS' INTEREST TO LIBERATION IN THE PROCESS OF THEIR CORRECTION
КОРОЧКИНА Марина Алексеевна,
преподаватель-методист отделения планирования,
методического обеспечения и контроля образовательного процесса учебного отдела
ФКОУ ВО «Санкт-Петербургский университет Федеральной службы исполнения наказаний» (Университет ФСИН России). 196602, Россия, г. Санкт-Петербург, г. Пушкин, ул. Саперная, 34. E-mail: [email protected];
ТИЩЕНКО Юрий Юрьевич,
кандидат юридических наук, старший научный сотрудник НИЦ-3 ФКУ НИИ ФСИН России. 125130, Россия, г. Москва, ул. Нарвская, 15А, стр. 1. E-mail: [email protected];
ШЕРХОВ Рустам Русланович,
кандидат юридических наук, ФКУ НИИ ФСИН России. 125130, Россия, г. Москва, ул. Нарвская, 15А, стр. 1. E-mail: [email protected];
Korochkina Marina Alekseevna,
Teacher-methodologist of the Department of Planning, Methodological Support and Control of the Educational Process of the Educational Department of the St. Petersburg University of the Federal Penitentiary Service (University of the Federal Penitentiary Service of Russia). 196602, Russia, St. Petersburg, Pushkin, Sapernaya str., 34. E-mail: [email protected];
TISHCHENKO Yuriy Yu.,
Candidate of Law, Senior Researcher Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia. 125130, Russia, Moscow, Narvskaya str., 15A, p. 1. E-mail: [email protected];
SHERKHOV Rustam Ruslanovich,
Candidate of Law, FKU Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia. 125130, Russia, Moscow, Narvskaya str., 15A, p. 1. E-mail: [email protected]
Краткая аннотация. В статье идет речь о формировании интереса осужденных к освобождению в процессе их исправления. Предпринята попытка дать предметную классификацию этого свойства человеческой психики. Авторы полагают, что проблема формирования интереса личности осужденного к освобождению, будет успешно решена в случае, когда личный интерес становится общественным, а это может означать, что личность встала на пусть исправления и цели наказания достигнуты.
Abstract. The article deals with the formation of convicts' interest in release in the process of their correction. An attempt is made to give a substantive classification of this property of the human psyche. The authors believe that the problem of the formation of the convict's personal interest in release will be successfully solved when personal interest becomes public, and this may mean that the person has embarked on the path of correction and the goals of punishment have been achieved.
Ключевые слова: уголовно-исполнительная система, исправительные учреждения, осужденные, исправление, личность преступника, личность осужденного, пенитенциарная педагогика, пенитенциарная психология.
Keywords: penal enforcement system, correctional institutions, convicts, correction, criminal personality, convict personality, penitentiary pedagogy, penitentiary psychology.
Для цитирования: Корочкина М.А., Тищенко Ю.Ю., Шерхов Р.Р. Формирование интереса осужденных к освобождению в процессе их исправления //Аграрное и земельное право. 2023. № 9(225). С. 132-134. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_9_132.
For citation: Korochkina M.A., Tishchenko Yu.Yu., Sherkhov R.R. Formation of convicts' to liberation in the process of their correction // Agrarian and Land Law. 2023. No. 9(225). pp. 132-134. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_9_132.
Статья поступила в редакцию: 04.06.2023
Организуя процесс исправления осужденных, стремясь всемерно его педагогизировать, сотрудники исправительных учреждений (далее - ИУ) все чаще обращаются к современным научным знаниям о человеке, к учению о личности. В этом проявляется объективная закономерность самого процесса, который с необходимостью должен строиться на научной основе.
Человек - сложная, целостная самоуправляемая система. Это положение науки управления имеет не только теоретическое, но и практическое значение во всех его многообразных аспектах. Однако, в первую очередь воспитатели ИУ должны знать основы теории личности и методику ее применения в своей практической деятельности. Мы разделяем точку зрения Е.В. Саввиной, которая полагает, что перевоспитание осужденных возможно в случае, когда проводимая в пенитенциарных учреждениях работа будет ориентирована, в первую очередь, на решение вопросов, связанных с коррекцией поведения, выраженной в позитивном изменении внутренних установок и ценностных ориентаций осужденных, приобщением их к освоению и выполнению основных социальных ролей в обществе в качестве законопослушных граждан [5].
По справедливому замечанию Ю.М. Антоняна, исправление осужденных с помощью группы (или, иначе, коллектива) таких же лиц -
Уголовно-правовые науки
это чисто социалистический подход, когда игнорируется коллективная личность с ее неповторимым своеобразием. Современная пенитенциарная педагогика обязательно должна быть дополнена индивидуальной воспитательной работой, она должна именно дополнять, а не заменять общую педагогическую пенитенциарную деятельность [1]. Нам представляется, что как коллективные, так и индивидуальные формы воспитательных воздействий на правонарушителей могут быть эффективными при условии постоянного изучения особенностей их личности, организации воспитательного процесса с учетом этих особенностей. И в данном случае не обойтись без знаний основ педагогики и психологии, социологии и социальной психологии, рекомендаций целого комплекса юридических наук.
Каждая область научного знания, исследующая проблему личности, выражает ее структуру своими категориями. Только в психологии имеется более 2 тыс. понятий, которые служат для обозначения различных свойств и черт личности. Наиболее типичные категории психологии используются в этих целях и другими науками. Так, категория «направленность» является обязательным компонентом личностной структуры на любом предметном уровне. Научные категории, отражающие существенные отношения, свойства и черты личности, располагаются в определенной системе, они взаимосвязаны между собой, находятся в состоянии взаимообусловленности.
Интерес, как одна из форм проявления познавательной потребности человека, основанной на предметном отношении к действительности, является неотъемлемой частью его личностной структуры и мировоззрения. Следовательно, категория «интерес» включается как в психологическую, так и социальную структуру личности, может рассматриваться в психологическом и социологическом аспектах. Вместе с тем конкретно-предметный анализ проблемы не должен являться самоцелью. Полученные выводы в рамках данной науки необходимо согласовывать с имеющимся материалом по исследуемым вопросам смежных наук, адресуя выработанные концепции практике [4].
Мы полагаем, что проблема интереса является комплексной, она выходит за рамки не только психологии, но и социологии. Действительно, если ограничить проблему лишь потребностью индивида (психология) и реализующей ее деятельностью (социология), то не рассмотренными остаются не менее важные аспекты интереса: процесс познания (гносеология) и процесс формирования (педагогика). Все названные аспекты проблемы интереса должны рассматриваться, на наш взгляд, в единстве, это особенно актуально, когда сама проблема выступает в качестве практической задачи в деятельности воспитателей ИУ.
Определив в общих чертах комплексную природу исследуемой нами проблемы, необходимо определить место категории «интерес» в личностной структуре. Выстраивая эту структуру, мы выделяем наиболее существенные свойства личности, а именно: потребность - интерес -установка - ориентация - направленность. Эта структура может функционировать и развиваться лишь в связи с внешним миром, откуда черпаются знания и опыт, представления о правилах поведения и оценках социальных явлений, идеалы и цели. Таким образом мы имеем в представленном виде специфическую систему отношений личности и среды, где все элементы личной структуры взаимосвязаны между собой и во многом обусловлены внешними влияниями.
Интерес, являясь необходимым звеном в структуре личности, есть избирательная потребность человека на приобретение знаний, на выполнение определенной деятельности. Возможна классификация понятия «интерес», как феномена сознания, по разным основаниям. Так, по основанию глубины проникновения конкретной идеи в сознании человека интерес может быть случайным, кратковременным, относительно постоянным и устойчивым. Устойчивый интерес побуждает к действию, он становится частью ценностной ориентации личности и тесно связан с ее мировоззрением.
Важен социально-значимый аспект интереса. По этому основанию мы можем выделить две ведущие группы: 1) общественно полезный, соответствующий нормам права и морали, одобряемый человеческим общежитием и его социальными институтами интерес; 2) антиобщественный интерес (в том числе интерес, противоречащий самой природе человека).
Нами предпринята попытка дать предметную классификацию этого свойства человеческой психики. Однако, представляется, что эта классификация выходит за рамки психологии. Содержанием ее являются не только феномены сознания, но и реализующая интерес деятельность. По предложенному основанию мы выделяем следующие виды интереса:
• формальный интерес. Он возникает в силу необходимости, имеет место во всех случаях (в разной степени), когда действия человека связаны с выполнением определенных обязанностей и требований, не всегда являющихся личными убеждениями субъекта. Должное в данном случае выступает в качестве ведущего мотива интереса, внешние побуждающие факторы не находятся в единстве с внутренними;
• утилитарный, или личный интерес, преследующий конкретную, практическую цель. Он может согласовываться и не согласовываться с требованиями общества, социальной группы, приобретать различные формы в зависимости от установок и направленности личности;
• независимый интерес, т.е. интерес к самому предмету, к любому жизненному факту, как таковому. Он объясняется особенностями характера, способностями, жизненными ориентациями и т.д. Этот вид интереса в конечном счете обусловливается социальными фактами, хотя связи здесь определены.
• органический интерес, т.е. осознанная познавательная установка, адекватная коренными потребностями личности, стремление к определенному виду деятельности и способу получения желаемых результатов.
В процессе исправления осужденных важно учитывать каждый вид интереса, формируя его конкретной личности в нужном и полезном обществу направлении. Перед воспитателями ИУ возникают сложные задачи в связи с постановкой этих вопросов. Очевидно, что эти задачи не могут решиться успешно, если их реализацию начинать за 2-3 месяца до освобождения осужденного из ИУ. На наш взгляд, совершенно справедливо отмечает С.А. Лузгин, что исправление осужденных - это процесс изменений (положительное развитие и устранение деформаций в системе взглядов, ценностей, потребностей, мотивов, отношений, поведении и деятельности) в личности осужденного и его социальной микро-
среде в период отбывания уголовного наказания, создающий предпосылки для ресоциализации и социальной реадаптации после освобождения [3]. Перечисленными мерами невозможно осуществить мировоззренческую программу переориентации интересов личности. Общая в этом плане задача решается в течении всего периода пребывания осужденного в ИУ, в ходе его исправления. Необходимо так строить педагогический процесс, чтобы каждый осужденный выработал в своем сознании устойчивый, органический, социально-направленный интерес не только по факту освобождения, но и к тем общественным ценностям, которые ожидают его на свободе.
Таким образом, общая задача формирования устойчивого и социально-направленного интереса осужденных к свободе включает в себя два взаимосвязанных аспекта: интерес к тем ценностям, которые созданы в обществе и ожидают каждого после отбытия срока наказания.
Мы полагаем, что в арсенале средств, форм и методов воспитательной работы с осужденными есть немало таких элементов, которые при умелом их применении и косвенно, и прямо решают проблему формирования социально направленного интереса осужденных. Известно, что имеющиеся в ИУ воспитательные возможности необходимо применять дифференцированно, с учетом вида режима, конкретных групп осужденных, особенностей их личности. Эту аксиому пенитенциарной педагогики следует учитывать при решении поставленной нами задачи.
Анализ деятельности ИУ позволяет сделать вывод, что задача формирования интереса осужденных к свободе решается всеми формами воспитательной работы в следующих направления.
1. Поддержание и всемерное развитие реальных и действенных социально полезных связей и контактов осужденных. Эта деятельность проводится с целью формирования у осужденных убеждения, что общество не считает их потерянными людьми, что их изоляция -явление временное, что они живая частичка общества.
2. Адекватное изображение современного состояния жизни во всех формах агитационно-пропагандистской работы.
3. Использование разнообразных приемов и методов изображения действительности идеалов человеческого общежития и должного поведения.
4. Формирование интереса осужденных к свободе через их доверие к администрации ИУ
Сформировать устойчивый общественно полезный интерес осужденных к свободе с наибольшей вероятностью можно в том случае, если между воспитателями и осужденными существуют отношения доверия, когда слова тех, кто воспитывает, не расходятся с делом, их нравственный облик соответствует идеалам человеческого общежития. В условиях ИУ воспитатель объективно выступает в ролях и организатора, и пропагандиста, и наставника осужденных. Следовательно, чем выше авторитет у начальников отрядов, ИУ, всех лиц, непосредственно принимающих участие в воспитательной работе, тем успешнее эта работа [2].
В заключении следует выделить последнее, пятое направление формирования интереса осужденных к свободе, которое как бы объединяет все предыдущие и в своем главном замысле дает общую трактовку. Это направление может именоваться как задача формирования социальной активности личности в условиях ИУ. Чем активнее личность, чем больше у нее контактов с внешним миром, с администрацией, тем, следовательно, большая потребность познать настоящую жизнь, правильные взаимоотношения с коллективом и т.д., т.е. интерес из формального перерастает в органический, а все остальные его оттенки не противоречат общей положительной направленности личности.
Библиография:
1. Антонян Ю.М. Пенитенциарная периодизация и исправление осужденных // Международный пенитенциарный журнал. 2015. № 4. С. 6-11.
2. Блинова П.С. Роль мотивации в процессе ресоциализации осужденных // Актуальные проблемы пенитенциарной науки и практики. 2021. № 2 (16). С. 16-18.
3. Лузгин С.А. К вопросу о психолого-педагогических критериях степени исправления осужденных Уголовно-исполнительная система: реалии и перспективы развития. Материалы Международной заочной научно-практической конференции . 2019. С. 160-165.
4. Майстренко Г.А. Задачи, условия и основные аспекты психолого-педагогической адаптации заключённых при ресоциализации в местах отбывания наказания // Педагогический журнал. 2021. Т. 11. № 3-1. С. 249-255.
5. Саввина Е.В. Особенности социально-психологической адаптации осужденных к условиям пенитенциарного учреждения // Вестник Северо-
восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Серия: Педагогика. Психология. Философия. 2017. № 2 (06). С. 35-43.
References:
1. Antonyan Yu.M. Penitentiary periodization and correction of convicts // International Penitentiary Journal. 2015. No. 4. pp. 6-11.
2. Blinova P.S. The role of motivation in the process of resocialization of convicts // Actual problems of penitentiary science and practice. 2021. No. 2 (16). pp. 16-18.
3. Luzgin S.A. On the issue of psychological and pedagogical criteria for the degree of correction of convicts, the Penal enforcement system: realities and prospects of development. Materials of the International Correspondence scientific and Practical Conference. 2019. pp. 160-165.
4. Maistrenko G.A. Tasks, conditions and main aspects of psychological and pedagogical adaptation of prisoners during re-socialization in places of serving sentences // Pedagogical journal. 2021. Vol. 11. No. 3-1. pp. 249-255.
5. Savvina E.V. Features of socio-psychological adaptation of convicts to the conditions of a penitentiary institution // Bulletin of the North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov. Series: Pedagogy. Psychology. Philosophy. 2017. No. 2 (06). pp. 35-43.