Научная статья на тему 'ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ КАК ПОМОГАЮЩИЕ ОТНОШЕНИЯ'

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ КАК ПОМОГАЮЩИЕ ОТНОШЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
95
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ / ПОМОГАЮЩИЕ ОТНОШЕНИЯ / ИНДИВИДУАЛЬНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ / ПОДРОСТКИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Белова Е.В.

В статье представлены теоретические подходы к изучению индивидуального психологического консультирования как помогающих отношений. Особое место наряду с психодиагностическими, коррекционно-развивающими видами практики занимает возрастно-психологическое консультирование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDIVIDUAL PSYCHOLOGICAL COUNSELING AS A HELPING RELATIONSHIP

The article presents the theoretical approaches to the study of individual psychological counseling as a helping relationship. Special place along with the diagnostics, correction and development practices is the age and psychological counseling.

Текст научной работы на тему «ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ КАК ПОМОГАЮЩИЕ ОТНОШЕНИЯ»

УДК 159.59

Белова Е.В. магистрант, 1 курс факультет «Психолого-педагогического и социального образования» Волгоградский государственный социально-педагогический университет

Россия, г. Волгоград ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ КАК ПОМОГАЮЩИЕ ОТНОШЕНИЯ В статье представлены теоретические подходы к изучению индивидуального психологического консультирования как помогающих отношений. Особое место наряду с психодиагностическими, коррекционно-развивающими видами практики занимает возрастно-психологическое консультирование.

Ключевые слова консультирование, психологическое консультирование, помогающие отношения, индивидуальное консультирование, подростки.

Белова Е.В. магистрант

1 course, the faculty of «Psycho-pedagogical and social education"

Volgograd State Socio-Pedagogical University

Russia, Volgograd INDIVIDUAL PSYCHOLOGICAL COUNSELING AS A HELPING

RELATIONSHIP The article presents the theoretical approaches to the study of individual psychological counseling as a helping relationship. Special place along with the diagnostics, correction and development practices is the age and psychological counseling.

Key words counseling, psychological counseling, helping relationship, individual counseling, teenagers.

Современный этап развития психолого-педагогического образования связан с переходом к федеральным государственным образовательным стандартам нового поколения, построенным на концепциях «деятельность» и «возраст», предполагает необходимость обобщения и разработки научных исследований по теоретико-методологическим и инструментальным аспектам возрастно-ориентированных технологий, определяющих пути психологического сопровождения детей и подростков в кризисные и стабильные периоды их жизни. Особое место наряду с психодиагностическими, коррекционно-развивающими видами практики занимает возрастно-психологическое консультирование. Возможности этого вида консультирования, релевантного системе развивающего образования, в школьной практике в настоящее время представлены недостаточно, что объясняется его особенностями. В данном параграфе мы рассмотрим

основные особенности консультирования подростков: подходы и парадигмы, особенности взаимодействия клиента и консультанта, методы и формы работы.

Определяя парадигму консультативной работы, обратимся к особенностям взаимодействия между консультантом и подростком. Личностное консультирование рассматривается как вид психологической помощи, адресованный тем, кто испытывает трудности в самореализации: в достижении целей, удовлетворения тех или иных потребностей, принятии решений [3]. Если подросток обращается за помощью к психологу-консультанту, тот помогает ему преодолеть трудности, которые возникают. Подросток обращается к психологу, когда в той или иной мере осознает свои трудности и может описать их. Подростки неохотно допускают психолога в свой внутренний мир, стараются избегать глубокого контакта, но с готовностью просят помощи.

Говоря об отношениях между консультантом и подростком в процессе консультирования, О.В. Хухлаева отмечает, что на результат работы большее значение оказывают те отношения, которые будут складываться между психологом и подростком. Поэтому можно предлагать подростку формы работы, важно обсуждать с ним то, что он сам захочет. Если подросток предпочитает играть, то стоит это делать. Если ему интересно говорить о машинах и компьютерах, психолог должен быть готов поддержать любой разговор. Но нельзя переводить его на рассказ о самом себе до тех пор, пока он сам этого не захочет. Можно сказать, что на первых встречах подростку предоставляется возможность удовлетворения каких-либо своих потребностей, а на фоне этого - возможность свободного проявления чувств, желаний. Однако и в этом случае в процессе первых встреч возможны косвенные отказы от работы. Подростки приходят на встречу вдвоем или отказываются от них под предлогом нехватки времени. Иногда можно наблюдать демонстративное отталкивание подростком психолога, своеобразное провокационное поведение, которое на самом деле является предложением к взрослому «завоевать» подростка, проверкой того, а действительно ли взрослый принимает его любого [7, с. 221]. Такая ситуация трудна для психолога, требует наличия у него устойчивой позитивной Я-концепции.

По мнению исследователя, психолог поможет подростку разобраться в сложностях его жизни, если установит верную дистанцию, не станет фамильярничать, искать с ним приятельства, но и не будет демонстрировать свое превосходство. Помогая подростку преодолевать его личностные трудности, психолог оказывает ему поддержку.

Если ситуация требует совместного принятия решения, психолог должен делать это максимально тактично. Он не должен навязывать подростку своего мнения, не быть директивным. Сложность состоит в том, чтобы за осторожными высказываниями обнаружить свою твердость и

определенность позиции, а предоставляя подростку свободу, косвенно подсказать ему оптимальное решение.

Опыт психологов-практиков (Т.П. Гаврилова, А.Н. Елизаров и др.) свидетельствует о том, что эффективная работа с подростками возможна при наличии определенных условий. Чтобы присоединиться к внутреннему миру подростка, необходимо отчетливо представлять особенности социального контекста развития этого подростка, «качество жизни» и ее реалии: состояние медицины, экологии, институтов семьи и школы, социальный экономический, политический аспект современного ему бытия.

На позиции психолога, обсуждающего с подростком его личностные трудности, следует остановиться отдельно. Прежде всего, психолог - не родитель, не учитель. Он не воспитывает, не учит, не разъясняет нормы поведения, не осуждает и не оценивает. Адекватна задаче помощи его позиция принятия. Только с помощи принятия психолог способен помочь подростку осмыслить то, что мешает ему самореализоваться, и одолеть препятствия в достижении цели. Психолог принимает подростка независимо от того, что бы он не говорил, какие бы проступки не совершал. Психологу мало преодолеть антипатию к асоциальному, необаятельному подростку или занять нейтральную позицию. Чтобы помочь подростку открыться, к нему необходимо проявить заинтересованное отношение [4].

Т.П. Гаврилова отмечает, что к личностному консультированию в полной мере приложимы три главных принципа психологической помощи: добровольность, конфиденциальность, ответственность. Обычно первый раз подросток приходит не по своей воле: его либо направляют учителя (если это происходит в школе), либо приводят родители, так что принцип добровольности соблюдается только при второй встрече. Чтобы подросток вторично сам обратился к психологу или согласился прийти с родителями, нужны все перечисленные выше условия. Учителя и родители ни в коем случае не должны запугивать подростка посещением психолога [4, с. 4].

Нельзя допустить, чтобы визит к психологу подросток воспринимал как наказание, ждал нотаций, поучений, боялся диагноза. При отрицательной установке подростка психологу вряд ли удастся разговорить его.

Подросток должен быть уверен, что психолог не использует против него то, что он сообщит ему на приеме, что содержание их бесед не станет известно учителям, родителям, одноклассникам. Полученной информации можно передать ровно столько, сколько это необходимо для блага подростка, обязательно получив его предварительное согласие.

Психологическая помощь будет эффективной, если психолог сумеет выяснить, в чем состоит проблема обратившегося. Поскольку содержания проблем и трудностей определяют характер и формы помощи, определение этого содержания - важнейший аспект в консультативной работе.

Различия в развитии младших и старших подростков существенно определяют способы преодоления ими своих трудностей, степень осознания этих трудностей и проблем, характер переживаний, а значит, и способы

психологической работы с младшими и старшими подростками. Старшие подростки, стремясь к независимости от мира взрослых, нередко попадают в тяжелые, а иногда и трагические ситуации. Психологу в этой ситуации предстоит преодолеть свою диагностическую установку и собственное недоверие к подростку (отчуждение - процесс взаимный), чтобы начать диалог с подростком.

Сложность консультативной работы состоит в том, чтобы, владея диагностическими методами, уметь применять диагностические схемы и при этом общаться с человеком как с уникальным индивидом, как с равным уважаемым собеседником.

Прежде чем приступить к определению проблем подростка, консультант анализирует материал обращения, запрос и жалобу родителей, особенные ими данные о физическом, психическом и личностном развитии их ребенка на разных этапах детства, об условиях его жизни и развития.

В работе с подростком Т.П. Гаврилова выделяет несколько следующих стадий.

1.Момент прихода подростка в консультацию. Психологу необходимо показать подростку, что в этой комнате он в безопасности. Если подросток видит, что психолог тепло относится к нему, принимает его, между ними возникает взаимная симпатия и доверие.

2.Знакомство. Консультант ищет стилистику общения, которая соответствовала психическим и личностным особенностям подростка. Учитывая его характер, темперамент, эмоциональное состояние, консультант «держит себя» соответственно поведению подростка.

3.Контакт. Подросток постепенно раскрывается, даже если вначале был закрыт. С этого этапа начинается собственно консультативное воздействие.

4.Встреча. Подросток становится все более открытым и искренним, творчески участвует в консультировании, помогая психологу находить адекватные формы работы.

От стадии к стадии консультант вводит подростка в диалог, активным началом которого является эмпатическое слушание. Слушая эмпатически, психолог как бы «внезапно» понимает подростка, узнает о нем что-то новое и существенное. Т.П. Гаврилова (1997) называет это открытие эмпатическим инсайтом. Оно удивляет тем, как легко высказывается новое знание о другом и сколь точно оно бывает. Если психолог правильно выразил то, что понял о подростке, тот отвечает ему еще большим доверием [4].

Рассмотрев особенности консультирования подростков, остановимся на видах и формах запросов в подростковом возрасте на психологическую помощь.

Использованные источники:

1.Ассман Е.В. Развивающее консультирование: анализ случая // Консультативная психология и психотерапия. 2013. № 2. С. 88-110.

2.Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидере А.Г. Возрастно-психологическое консультирование. М. Издательство: МГУ, 1990.

3.Гаврилова Т.П. Диагностика в личностном консультировании подростков // Психол. наука и образование. 1997. № 2. С. 46-58.

4.Гаврилова Т.П. Личное консультирование подростков как вид психологической помощи // Психол. наука и образование. 1997. №1. С. 2129.

5.Елизаров А.Н. Введение в психологическое консультирование. М.: Ось, 2001.

б.Зарецкий В.К. Становление и сущность рефлексивно-деятельностного подхода в оказании консультативной психологической помощи // Консультативная психология и психотерапия. 2013. № 2. С. 8-37. 7Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. М.: Изд. центр «Академия», 2001.

УДК 159.59

Белова Е.В. магистрант

1 курс, факультет «Психолого-педагогического

и социального образования» Волгоградский государственный социально-педагогический университет

Россия, г. Волгоград ОТНОШЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА К СЕБЕ В СТРУКТУРЕ САМОСОЗНАНИЯ В статье представлены теоретические подходы к изучению отношения человека к себе в структуре самосознания. Самосознание рассматривается у отечественных и зарубежных авторов.

Ключевые слова отношение к себе, подростки, самосознание, структура самосознания.

Белова Е.В. магистрант

1 course, the faculty of «Psycho-pedagogical and social education"

Volgograd State Socio-Pedagogical University

Russia, Volgograd THE RELATION OF MAN TO HIMSELF IN THE STRUCTURE OF

CONSCIOUSNESS The article presents the theoretical approaches to the study of man's relationship to himself in the structure of consciousness. Consciousness is considered from domestic and foreign authors.

Key words attitude, adolescents, self-awareness, the structure of consciousness.

Проблема отношения человека к себе — одна из самых сложных психологических проблем, которая, несмотря на значительное количество

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.