Научная статья на тему 'ОТНОШЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА К СЕБЕ В СТРУКТУРЕ САМОСОЗНАНИЯ'

ОТНОШЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА К СЕБЕ В СТРУКТУРЕ САМОСОЗНАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
69
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТНОШЕНИЕ К СЕБЕ / ПОДРОСТКИ / САМОСОЗНАНИЕ / СТРУКТУРА САМОСОЗНАНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Белова Е.В.

В статье представлены теоретические подходы к изучению отношения человека к себе в структуре самосознания. Самосознание рассматривается у отечественных и зарубежных авторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RELATION OF MAN TO HIMSELF IN THE STRUCTURE OF CONSCIOUSNESS

The article presents the theoretical approaches to the study of man's relationship to himself in the structure of consciousness. Consciousness is considered from domestic and foreign authors.

Текст научной работы на тему «ОТНОШЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА К СЕБЕ В СТРУКТУРЕ САМОСОЗНАНИЯ»

2.Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидере А.Г. Возрастно-психологическое консультирование. М. Издательство: МГУ, 1990.

3.Гаврилова Т.П. Диагностика в личностном консультировании подростков // Психол. наука и образование. 1997. № 2. С. 46-58.

4.Гаврилова Т.П. Личное консультирование подростков как вид психологической помощи // Психол. наука и образование. 1997. №1. С. 2129.

5.Елизаров А.Н. Введение в психологическое консультирование. М.: Ось, 2001.

б.Зарецкий В.К. Становление и сущность рефлексивно-деятельностного подхода в оказании консультативной психологической помощи // Консультативная психология и психотерапия. 2013. № 2. С. 8-37. 7Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. М.: Изд. центр «Академия», 2001.

УДК 159.59

Белова Е.В. магистрант

1 курс, факультет «Психолого-педагогического

и социального образования» Волгоградский государственный социально-педагогический университет

Россия, г. Волгоград ОТНОШЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА К СЕБЕ В СТРУКТУРЕ САМОСОЗНАНИЯ В статье представлены теоретические подходы к изучению отношения человека к себе в структуре самосознания. Самосознание рассматривается у отечественных и зарубежных авторов.

Ключевые слова отношение к себе, подростки, самосознание, структура самосознания.

Белова Е.В. магистрант

1 course, the faculty of «Psycho-pedagogical and social education"

Volgograd State Socio-Pedagogical University

Russia, Volgograd THE RELATION OF MAN TO HIMSELF IN THE STRUCTURE OF

CONSCIOUSNESS The article presents the theoretical approaches to the study of man's relationship to himself in the structure of consciousness. Consciousness is considered from domestic and foreign authors.

Key words attitude, adolescents, self-awareness, the structure of consciousness.

Проблема отношения человека к себе — одна из самых сложных психологических проблем, которая, несмотря на значительное количество

работ (Р. Бэрнс, Л.И. Божович, С.Р. Пантелеев, Е.А. Селезнева, В.В. Столин, и др.), не исчерпывает себя и раскрывается перед исследователями во все новых аспектах. Современные психологи чаще всего рассматривают отношение к себе (самоотношение) как сложное когнитивно-аффективное образование, которое выступает и как компонент самосознания, и как компонент системы отношений человека [5].

Самосознание - высший уровень развития сознания, основа формирования умственной активности и самостоятельности личности в ее суждениях и действиях.

И.И. Чеснокова рассматривает самосознание как сложный психологический процесс, заключающийся в восприятии личностью многообразных "образов" самого себя в различных ситуациях деятельности и в соединении этих образов в единое целостное образование - в представление, а затем в понятие о собственном Я. Процесс самопознания тесно связан с разнообразными переживаниями, которые в дальнейшем обобщаются в эмоционально-ценностное отношение личности к себе. Обобщённые результаты познания себя и эмоционально-ценностного отношения закрепляются в соответствующую самооценку, которая становится регулятором поведения личности. Таким образом, И.И. Чеснокова рассматривает самосознание как единство трёх сторон: самопознания, эмоционально-ценностного отношения к себе и саморегулирования поведения. Самосознание является динамичным образованием психики, находится в постоянном движении не только в онтогенезе, но и в постоянном функционировании [7].

Подробно самосознание изучал В.В. Столин (1983), он описал различные функции самосознания человека. Мотивирующие функции самосознания побуждают человека к определенной деятельности, поступку и могут иметь различное происхождение. Они могут корениться в представлениях об "идеальном Я" и быть связанными с нравственными категориями совести, долга, ответственности. Они могут являться отражением рассогласования "настоящего Я" и "будущего Я". Мотивирующим эффектом обладает и чувство собственного достоинства и самоуважения, требующее своего поддержания с помощью тех или иных реальных деятельностей. Структуры самосознания и соответствующие процессы могут участвовать в целеобразовании, т. е. в подборе таких целей, служащих достижению мотива, которые согласуются с "Я-образом" в целом, с представлениями о своих возможностях, правах, обязанностях, долге. Структуры самосознания могут воспрещать те или иные поступки, действия или, напротив, бездействие. Самосознание в его когнитивной и эмоциональной форме может детерминировать отношение к окружающим, а также стиль и характер общения с ними. Самосознание в форме самопознания и самоотношения может влиять на развитие тех или иных черт и, следовательно, развитие личности в целом. Узаконивая те или иные черты или, напротив, объявляя борьбу с самим собой, человек в какой-то мере сам

предопределяет, каким он будет. Самосознание может служить формой самоконтроля в самых различных деятельностных формах проявления человека [6].

Самооценка является необходимым компонентом развития самосознания. Она включает в себя умение оценить свои силы и возможности, отнестись к себе критически. Она позволяет человеку «примеривать» свои силы к задачам и требованиям окружающей среды и в соответствии с этим самостоятельно ставить перед собой определенные цели и задачи. Таким образом, самооценка составляет основу уровня притязаний, т.е. уровня тех задач, к осуществлению которых человек считает себя способным [4].

Самооценка в психологии изучалась в связи с проблемой развития и формирования самосознания. Мы имеем ввиду, в частности, работы Л.И. Божович, А.В. Захаровой, А.И. Липкиной, А.М. Прихожан и др.

В литературе по проблеме самосознания широко представлены данные об эмоциональных отношениях себялюбия, аутосимпатий самоуважения, самовосхищения, неудовлетворенностью самим собой и т.д. В.В. Столин (1983) выделяет три эмоциональные оси самоотношения:

1) симпатия-антипатия;

2) уважение-неуважение;

3) близость-отдаленность.

Интересно, что эти оси, как показал автор, определяют также строение эмоционально-ценностного отношения человека к другому человеку, а их представленность в самоотношении объясняется указанным Л.С. Выготским механизмом перехода интерпсихических отношений в интрапсихическую сферу [2].

Понимание Я-концепции как совокупности установок «на себя» отчетливо зафиксировано Р. Бернсом. В соответствии с этим пониманием, три традиционно выделяемых элемента установки (когнитивный, эмоциональный и поведенческий) применительно к «Я-концепции» конкретизируются следующим образом: образ «Я» - представление индивида о самом себе [1].

С.Р. Пантелеев трактует самоотношение, как обобщенное одномерное образование, отражающее более или менее устойчивую степень положительности или отрицательности отношения индивида к себе самому

[3].

Осознанная потребность в личностном самоопределении возникает у человека на рубеже подросткового и раннего юношеского возрастов, т. е. в старшем подростковом возрасте, который является одним из наиболее важных этапов развития личности. Л. И. Божович (1995) подчеркивала, что самоопределение подростков представляет собой «аффективный центр» их жизненных ситуаций. Именно в этот период активно формируется самосознание, вырабатывается собственная независимая система самооценки, все более развиваются способности проникновения в свой

собственный мир, определяются ценностные ориентации, складывается жизненная позиция.

Использованные источники:

1.Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986.

2.Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. СПб., 1999.

3.Пантелеев С.Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система. М., 1991.

4.Савонько Е. И. Возрастные особенности соотношения ориентации на самооценку и на оценку другими людьми // Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л.И. Божович и Л.В. Благонадежиной. М., 1972. С. 81-111.

5.Селезнева Е.В. Самоотношение как акмеологический феномен // Мир психологии. М., 2008. С. 238-247.

6.Столин В.В. Самосознание личности. М., 1983.

7.Чеснокова И.И. Самосознание личности // Теоретические проблемы психологии личности. М., 1974.

УДК 159.59

Белова Е.В. магистрант

1 курс, факультет «Психолого-педагогического

и социального образования» Волгоградский государственный социально-педагогический университет

Россия, г. Волгоград ВИДЫ И ФОРМЫ ЗАПРОСОВ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ ПОМОЩЬ В статье представлен анализ теоретического вопроса виды и формы запросов в подростковом возрасте на психологическую помощь. Рассмотрены основные проблемы, возникающие в период подросткового развития в ситуации взросления у подростков и окружающих их взрослых.

Ключевые слова: консультирование, психологическая помощь, взрослость, подростки.

Белова Е.В. магистрант

1 course, the faculty of «Psycho-pedagogical and social education"

Volgograd State Socio-Pedagogical University

Russia, Volgograd

TYPES AND FORMS OF REQUESTS IN ADOLESCENCE FOR PSYCHOLOGICAL HELP

The article presents the analysis of theoretical question types and forms of requests in adolescence for psychological help. The main problems that arise during adolescent development in a situation of growing up in adolescents and adults around them.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.