Научная статья на тему 'Феномен профессионального самосознания в отечественной психологии'

Феномен профессионального самосознания в отечественной психологии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
469
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСОЗНАНИЕ / SELF-CONSCIOUSNESS / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ / PROFESSIONAL SELF-AWARENESS / УРОВНИ САМОСОЗНАНИЯ КОМПОНЕНТЫ "Я ОБРАЗА" / LEVELS OF SELF-AWARENESS OF THE COMPONENTS OF THE "I-IMAGE" / ФАКТОРЫ / ВЛИЯЮЩИЕ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ / FACTORS AFFECTING PROFESSIONAL SELF-AWARENESS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кусакина Елена Аркадьевна, Улитина Ульяна Андреевна

В статье рассматриваются существующие научные подходы к феномену «самосознание» и других понятий, имеющих тождественное значение: «Я-концепция», «представление о себе», «отношение к себе», «самооценка», «Я-образ». Рассматривается подход каждого автора к содержанию данных понятий. Проводится связь между понятиями самосознание и профессиональное самосознание. Раскрываются факторы, влияющие на формирование профессионального самосознания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The phenomenon of professional self-awareness in domestic psychology

The article examines the existing scientific approaches to the phenomenon of "self-awareness" and other concepts that have the same meaning: "I-concept", "self-image", "self-image", "self-image", "self-image". The approach of each author to the content of these concepts is considered. A connection is made between the concepts of self-consciousness and professional self-awareness. Factors influencing the formation of professional self-awareness are revealed.

Текст научной работы на тему «Феномен профессионального самосознания в отечественной психологии»

Литература:

1. Агавелян O.K. Социально-перцептивные особенности детей с нарушениями развития. Челябинск. 1999. - 357 с.

2. Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект: исследования феномена // Вопросы психологии. 2006. №3. - С. 78-86.

3. Арендачук И.В. Самооценка и Я-концепция как факторы межличностных отношений подростков Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Акмеология образования. Психология развития. 2017. Т.6. вып. 4 (24). - С. 356-360. DOI: 10.18500/2304-9790-2017-6-4-356-360.

4. Бреслав Г.М. Психология эмоций. М., 2004. - 544 с.

5. Вийтар Э.А. Исследование межличностных отношений и интерперсональной перцепции слабослышащих школьников // Дефектология. 1981. №4. - С. 30-36.

6. Вилюнас В.К., Гиппенрейтер Ю.Б. Психология эмоций. М., 1984. - 288 с.

7. Волкова Л.С. Коррекция нарушений устной речи у детей с глубокими нарушениями зрения: автореф. дис. ... док. пед. наук. М., 1983. - 32 с.

8. Грабенко Т.М., Михаленкова И.А. Эмоциональное развитие слабослышащих школьников: диагностика и коррекция. СПб., 2008. - 256 с.

9. Дерманова И.Б. Отношение к себе в связи с характеристиками личностной зрелости подростка // Психологическая наука и образование. 2012. №4. - С.50-60.

10. Залюбовский П.М. Сенсорные предпосылки общения человека в условиях слепоты // Дефектология. 1981. №. 2. - С. 35-39.

11. Королева Ю.А., Матасов Ю.Т. Взаимосвязь социально-психологической компетентности и жизнеспособности подростков с интеллектуальным недоразвитием // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2015. №10. - С. 128-134.

12. Корнилова И.Г. Роль зрительного дефекта в формировании самоотношения подростков // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2003. №6, Том 3. - С. 68-75.

13. Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих. СПб., 1998. - 271 с.

14. Маллаев Д.М., Омарова И.О., Бажукова О.А.Психология общения и поведения умственно отсталого школьника. СПб., 2009. - 160 с.

15. Межличностная коммуникация: теория и жизнь / О.И. Матьяш, В.М. Погольша, Н.В. Казаринова и др./ под ред. О.И. Матьяш. СПб., 2011. - 560 с.

16. Польская H.A. Особенности распознавания эмоций подростками со снижением интеллекта [Электронный ресурс] // Экспериментальные методики патопсихологии и опыт их применения (к 100-летию С.Я. Рубинштейн). URL: http://psyjournals.ru/metodpatopsy/issue/59770.shtmI

17. Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. М., 1994. - 320 с.

18. Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии. СПб., 2000. - 712 с.

19. Слепович Е.С., Поляков A.M. Работа с детьми с интеллектуальной недостаточностью. Практика специальной психологии. СПб., 2008. - 247 с.

20. Хлыстова Е.В. Развитие перцептивной чувствительности у подростков с интеллектуальной недостаточностью // Специальное образование. 2009. №2. - 50-59.

21. Щетинина A.M. Формирование эмоционально-перцептивных способностей у детей дошкольного возраста: монография. Великий Новгород, 2003. - 124 с.

22. Ясвин В.А. Образовательная среда: от проектирования к моделированию. М., 2001. - 365 с.

Психология

УДК 378

кандидат психологических наук Кусакина Елена Аркадьевна

Федеральное казенное образовательное учреждение высшего образования «Пермский институт федеральной службы исполнения наказаний» (г. Пермь); курсант Улитина Ульяна Андреевна

Федеральное казенное образовательное учреждение высшего образования «Пермский институт федеральной службы исполнения наказаний» (г. Пермь)

ФЕНОМЕН ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ

Аннотация. В статье рассматриваются существующие научные подходы к феномену «самосознание» и других понятий, имеющих тождественное значение: «Я-концепция», «представление о себе», «отношение к себе», «самооценка», «Я-образ». Рассматривается подход каждого автора к содержанию данных понятий. Проводится связь между понятиями самосознание и профессиональное самосознание. Раскрываются факторы, влияющие на формирование профессионального самосознания.

Ключевые слова: самосознание, профессиональное самосознание, уровни самосознания компоненты «Я -образа», факторы, влияющие на профессиональное самосознание.

Annotation. The article examines the existing scientific approaches to the phenomenon of "self-awareness" and other concepts that have the same meaning: "I-concept", "self-image", "self-image", "self-image", "self-image". The approach of each author to the content of these concepts is considered. A connection is made between the concepts of self-consciousness and professional self-awareness. Factors influencing the formation of professional self-awareness are revealed.

Keywords: self-consciousness, professional self-awareness, levels of self-awareness of the components of the "i-image", factors affecting professional self-awareness.

Введение. Жизненное и профессиональное самоопределение личности во многом связано с системой представлений о себе, с осознанием своего места в обществе, в системе отношений между людьми, в том числе и в профессиональной сфере. В отечественной психологии существует большое количество

исследований, посвященных проблеме самосознания. Анализ литературы позволил сгруппировать все исследования в три группы. Во первых, это изучение философско-методологических и историко-культурных аспектов самосознания, связанных с личностной ответственностью, моральным выбором, моральным самосознанием. Во вторых, это рассмотрение общепсихологических аспектов становления самосознания в контексте проблемы развития личности. Так же ученые рассматривают социально-перцептивные аспекты самосознания, связанные с особенностями самооценок, их взаимосвязью с оценками окружающих, с самосознанием и познанием других людей. Каждый подход по своему трактует роль и значение самосознания в структуре личности. При рассмотрении феномена самосознания в психологии мы сталкиваемся с тождественными понятиями, такими как «Я», «Я-концепция», «представление о себе», «отношение к себе», «самооценка», «Я-образ» и т.п.

Несмотря на большое терминологическое поле по проблеме самосознания мы разделяем позицию В.В. Столина, что понятие «самосознание» должно использоваться, как родовое, для обозначения его как процессуальных, так и структурных характеристик. Термин «представление о себе» применяются для описания когнитивной стороны самосознания, знание человека о себе. Эмоциональная сторона самосознания описывается с помощью терминов «отношение к себе» и «самооценка». «Я-образ» рассматривается, как структурное образование самосознания, своего рода «итоговый продукт» неразрывной деятельности трех его сторон - когнитивной, эмоциональной и регуляторной.

Изложение основного материала статьи. Как отмечает, С.Л.Рубинштейн «развитие самосознания проходит через ряд ступеней - от наивного неведения в отношении самого себя к более углубленному самопознанию, соединяющемуся затем все более определенной и иногда резко колеблющейся самооценкой [15].

С точки зрения В.С.Мерлина, «самосознание - это сложная психологическая структура, включающая в себя в качестве особых компонентов: во-первых, сознание своей тождественности, во-вторых, сознание своего собственного «Я» как активного, деятельного начала, в-третьих, осознание своих психических свойств и качеств, и, в-четвертых, определенную систему социально-нравственных самооценок» [8].

В своих трудах И.И. Чеснокова предлагает различать два уровня самосознания по критерию тех рамок, в которых происходит соотнесение знаний о себе. На первом уровне такое соотнесение происходит в рамках сопоставления «Я» и «другого человека», т.е. качества воспринимаются и понимаются в другом человеке, а затем переносится на себя. Соответствующими внутренними приемами являются преимущественно самовосприятие и самонаблюдение. На втором уровне соотнесения знаний о себе происходит в процессе аутокоммуникации, т.е. в рамках «Я» и «Я». При этом человек оперирует уже готовыми знаниями о себе, в какой-то степени уже сформированными, полученными им в разное время и в разных ситуациях. С помощью таких приёмов как, самоанализ и самоосмысление. Так же на этом втором уровне человек соотносит свое поведение с мотивацией, вызванной общественными и внутренними требованиями. Второй уровень достигает при формировании жизненных планов и целей, своей общественной ценности, собственного достоинства [16].

Интересен подход И.С. Кона, который рассматривает «Я-образ» как установочную систему; включающую в себя три компонента: когнитивный, аффективный и поведенческий. Нижний уровень образа «Я» составляют «неосознанные, представленные только в переживании установки, традиционно ассоциирующиеся в психологии с «самочувствием» и эмоциональным отношением к себе; выше расположены осознание и самооценка отдельных свойств и качеств; затем эти частные самооценки складываются в относительно целостный образ; и сам этот образ «Я» вписывается в общую систему ценностных ориентацией личности, связанных с осознанием ею целей своей жизнедеятельности и средств, необходимых для достижения этих целей [5].

Мы разделяем мнение В.В. Столина, что самосознание осуществляется на трех уровнях: это отражение субъекта в системе его органической активности, в ситуации, когда личность не вступает в систему общественных отношений, остается одна со своими переживаниями и проблемами, ситуация внутриличностного конфликта. Второй уровень это система коллективной предметной деятельности и детерминированных отношениях с окружающими. Третий уровень это система его личностного развития, связанного с множественностью его деятельностей, которые несомненно включают два предыдущих уровня и являются своего рода фундаментом для самоактуализации и развития. [14]

М.И. Лисина рассматривая феномен самосознания вводит понятие «Я-образ», который имеет аффективно-когнитивный характер и состоит из эмоционального отношения человека к себе и когнитивных представлений (знаний) о себе. Она считает, что «Я-образ» имеет сложную архитектонику: есть центральное, ядерное образование, в котором представлено в наиболее переработанной форме знание о себе как субъекте, на основе которого рождается самооценка, существует так же «периферия», на которую поступают самые новые и свежие сведения человека о себе, оказывающие влияние на изменение представлений о себе [6].

Рассматривая самосознание С.Р. Пантелеев, определяет его как «процесс получения знаний о себе и процесс самоотношения». Он подчеркивает условность разделения знания о себе и отношения к себе в рамках психологической реальности и считает, что «оба этих аспекта составляют целостную Я-концепцию» [11].

Рассматривая феномен «профессиональное самосознание» необходимо еще раз подчеркнуть роль самосознания в процессе профессионального становления личности. Анализ подходов в отечественной психологии позволяет сделать вывод, что каждый подход имеет свой угол зрения. Однако, в контексте общих моментов, выделяемых, отечественными исследователями следует отметить, что самосознание принадлежит человеку как субъекту жизнедеятельности, как единое системное целое оно является онтологической реальностью; как структура или процесс оно развивается как интраиндивидуальное, присущее личности, так и интерсубъективное, возникающее в процессе взаимодействия. Поэтому самосознание следует рассматривать как процесс получения знаний, направленный на восприятие личностью многообразных внешних «образов», а также как процесс, направленный на осознание себя как субъекта познания, общения и труда. Рассматривая феномен профессионального самосознания нами разделяется позиция Б.Д. Парыгина, выделяющего основные социально-специфические аспекты самосознания личности, так как каждый взрослый человек, во-первых, должен осознавать свое социальное положение, во-вторых, предписанные обществом различные нормы и правила поведения, требования. Иначе говоря, личность должна осознавать

весь тот узел связей и отношений, которые характеризуют ее как представителя конкретной профессии, а также в самых различных социальных общностях [12].

В своем исследовании, П.А. Шавир определяет профессиональное самосознание как «избирательно-направленную деятельность самосознания, подчинённую задаче профессионального самоопределения. Ведь в наибольшей степени оно проявляется в осознании себя как субъекта будущей самостоятельной деятельности. По мнению исследователя, профессиональное самосознание будущих специалистов формируется благодаря развитию мышления, самостоятельности и других качеств личности, базирующихся на осознании себя как субъекта будущей профессиональной деятельности [17].

Очень важным для нас является позиция Е.А.Климова, который определяет профессиональное самосознание как процесс, включающий в себя в первую очередь, понимание себя, своего профессионального поведения, эмоциональное самоотношение, самооценку. Во вторых, осознание норм, правил, моделей своей профессии как эталонов для осознания своих качеств. И в завершении, учёт оценки себя как профессионала со стороны коллег, самооценки человеком своих отдельных сторон [3].

По мнению А.К. Марковой, профессиональное самосознание - «это комплекс представлений человека о себе как профессионале, это система отношений и установок к себе как профессионалу, ...самосознание опирается на профессиональную самооценку, потенциальную, ретроспективную, актуальную, идеальную»5. Позитивное оценивание себя в целом, приводит к позитивной профессиональной «Я-концепции» -структурированному представлению о себе как профессионале. Это приводит к тому, что позитивное самовосприятие, повышает уверенность в себе, эффективность в профессиональном обучении, удовлетворённость своей профессией, а также рост стремления к самоактуализации [7].

Рассматривая подходы Л.М.Митиной, можно отметить, что в профессиональной «Я-концепции» существуют три составляющих «Я идеальное», «Я-возможное», «Я-реальное». Формирование «Я концепции» личности определяется обязательной согласованностью двух позиций «Я-идеального» и «Я-реального» в восприятии избранной профессии и реализации себя в ней. Принятие профессии осуществляется в случаи совпадения желаемого результаты с реальностью. Однако, следует отметить, что это возможно при активной жизненной позиции и необходимых условий [9].

Продолжая вопрос влияния на формирование профессионального самосознания личности необходимо отметить, что мнения отечественных ученых разделилось и представляет из себя три группы факторов. Во первых, профессиональное самосознание детерминировано личностной предрасположенностью к профессиональной деятельности. Во второх определяющим фактором выступает коллектив и условия, в которых осуществляется профессиональная деятельность. И не менее важным фактором является специальная систематическая работа всех субъектов, участвующих в процессе профессионального становления личности и формировании профессионального сознания. Мы разделяем мнение отечественных ученых, что именно профессиональная среда влияет на поведение личности и сокращает разрыв между «Я-профессиональным реальным» и «Я-профессиональным идеальным».

Профессиональное самосознание это понятие, которое включает в себя различного рода компоненты, имеющие прямое значение. Так, по мнению И.В. Аксёновой, основынми компонентами профессионального самосознания являются самовосприятие и самопроявление, которые в свою очередь включающие в себя две большие подсистемы личную идентичность и социальную идентичность. В ее исследовании профессионально-перцептивной культуры студентов-психологов, отмечена поэтапность формирования профессионального самосознания. На первом этапе происходит формирование образа профессии и готовность фиксировать значимые для профессиональной деятельности свойства собственной личности как субъекта и свойства другого как объекта профессионально-психологической деятельности. Второй этап -восприятие другого человека и самовосприятие в ходе осуществления профессионально-психологической деятельности [1].

Отечественные учёные А.А.Дергач и О.В. Москаленко выделяют функциональные и структурные компоненты профессионального самосознания: когнитивный, реализующийся в самопознании; мотивационный, реализующийся в самоактуализации; эмоциональный, реализующийся в самопонимании; операционный, реализующийся в саморегуляции. Остановимся на каждом из этих компонентов более подробно. По мнению учёных, самопознание является начальным звеном, образующим самосознание. Осуществляя самопознание человек, производит сознательную оценку своих поступков и себя в целом. Соотнесение знаний о себе с социальными требованиями и нормами даёт возможность определить своё место в системе отношений. В своих работах исследователи показали, что основным условием, определяющем непрерывность изменения знаний о себе, является динамизм реальной действительности и взаимодействие с другими людьми. В связи с необходимостью адекватной адаптации человека в окружающих его социальных условиях он должен всё время обращаться к своему «Я», совершенствовать знания о себе. Эмоциональный компонент профессионального самосознания реализуется через самопонимание, а мотивационный компонент профессионального самосознания реализуется через самоактуализацию, которая выражается в стремлении личности к достижению поставленной цели и реализации себя. Операционный компонент достигается за счёт саморегуляции [2, 10].

Анализ публикаций, по проблематике профессионального самосознания позволяет констатировать, что наиболее интенсивно изучается профессиональное самосознание представителей тех профессий, которые функционируют в системе «человек - человек»6. Сегодня большинство исследований направлено на изучение профессионального самосознания педагогов сотрудников различных правоохранительных органовврачей и психологов, но ещё недостаточно изучено «профессиональное Я» представителей других профессиональных общностей.

5 Маркова, А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. - М.: «Знание», 1996. - С. 46.

6Козиев, В Н. Психологический анализ профессионального самосознания // Дис.... канд. психол. наук. Л., 1980; Миронова, Т.Л. Структура и развитие профессионального самосознания: Дис. ... доктора психол. наук. -М., МГУ, 2000; Недосека, О.Н. Особенности профессионального сознания воспитателя дошкольного образовательного учреждения // Дис. ... канд. психол. наук. СПб., 1999; Москаленко, О.В. Развитие профессионального самосознания руководителей образовательных учреждений // Дис. ... доктора психол, наук. М., 2000.

В исследовании С.А. Сергейко профессиональное самосознание будущего педагога понимается как динамическое преобразование образов «Я-реального» и «Я-идеального» с учётом межличностных отношений со значимыми другими. Успешность овладения тактикой и стратегией педагогического взаимодействия напрямую зависит от сформированное™ и качества функционирования у будущего педагога механизма сличения образов «Я-реального» и «Я-идеального» и сопоставления их с требованиями педагогической деятельности как в процессуальном плане (глубина рефлексирования) так и в плане результативном (уровень осознанности особенностей собственного стиля педагогического взаимодействия) [13].

В исследовании В.Н. Козиева профессиональное самосознание рассматривается как сложный личностный механизм, выполняющий важную роль в регулировании деятельности, и обеспечивающий оценку имеющихся профессиональных качеств, достижений, планирование направлений саморазвития, формирование профессионально значимых качеств личности. По мнению автора профессиональное самосознание состоит из 4 элементов: 1) того, каким «видит» и оценивает себя человек в настоящее время, ему соответствует «Я-актуальное»; 2) того, каким себя «видит» и оценивает человек по отношению к начальным этапам своей профессиональной деятельности, ему соответствует «Я-ретроспективное»; 3) того, каким хочет стать человек «Я-идеальное »; 4) того, как с точки зрения человека его воспринимают другие «Я-рефлексивное». При этом «Я-актуальное» - центральный элемент профессионального самосознания субъекта. «Я-ретроспективное» в отношении к «Я-актуальному» дает человеку шкалу собственных достижений. «Я-идеальное» является ценностной перспективой личности, обуславливающей профессиональное саморазвитие и самосовершенствование личности. «Я-рефлексивное» - это учет отношения других к личности профессионала. Выделение временного аспекта «Я-профессионального» дает возможность фиксировать изменения, которые происходят в «Я-профессиональном» специалиста; осознание субъектом различий в «Я-профессиональном» во временной ретроспективе и перспективе является стимулом для дальнейшего саморазвития, самосовершенствования [4].

Выводы. Феномен профессиональное самосознание в трудах отечественных психологов является важным элементом профессионального саморазвития и самосовершенствования. Мы разделяем мнение авторов, которые обозначают его прямую связь с уровнем профессионального мастерства. В связи с эти возникает необходимость целенаправленного формирования профессионального самосознания, выходя на определенную систему ценностных ориентации. В научных исследованиях основными факторами, способствующими развитию исследуемого нами феномена являются профессионально-важные качества, которые являются объектом рефлексии, общение в профессиональной среде с представителями профессии, при котором происходит усвоение человеком профессиональных эталонов, ценностей и традиций. Большое значение отводится направленности личности на самопознание, саморазвитие и профессиональное самосовершенствование.

Литература:

1. Аксёнова И.В. Динамика развития профессионально-перцептивной культуры студентов-психологов. // Дис. канд. психолог. наук: М.: 2003.

2. Дергач A.A. Акмеологические основы изучения и развития рефлексивной культуры госслужащих / A.A. Дергач. - М.: МПСП; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004.

3. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е.А. Климов. - М.,1996

4. Козиев В Н. Психологический анализ профессионального самосознания // Дис.... канд. психол. наук. Л., 1980

5. Кон И.С. Открытие «Я». М., 1978.

6. Лисина М.И. Проблема онтогенеза общения. - М., 1986.

7. Маркова А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. - М.: «Знание», 1996.

8. Мерлин B.C. Психология индивидуальности. - М. - Воронеж: МОДЭК, 1996.

9. Митина Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях / Л.М. Митина // Вопросы психологии - № 4, 1977. - С. 28-32.

10. Москаленко О.В. Психолого-акмеологические особенности самосознания личности / О.В. Москаленко. - Астрахань, 1996.

11. Пантелеев СР. Самоотношение как эмоционально-оценочная система. - М., 1991.

12. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. - М.: Мысль, 1971. - С. 127 - 129.

13. Сергейко С.А. Проблемы педагогики молодого учителя: Монография / С.А. Сергейко. - Гродно: ГрГУ, 1999.

14. Столин В.В. Самосознание личности. М., 1983.

15. Рубинштейн СЛ. Проблемы общей психологии. - М.: Педагогика, 1976.

16. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. - М.: Наука, 1977.

17. Шавир П.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности / П.А. Шавир. -М., 1981.

Психология

УДК: 159.9:316.2

кандидат психологических наук, доцент Мамонова Елена Борисовна

Федеральное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); доктор психологических наук, профессор Суворова Ольга Вениаминовна Федеральное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

ОСОБЕННОСТИ УДОВЛЕТВОРЁННОСТИ БРАКОМ МОЛОДЫХ СЕМЕЙ

Аннотация. Статья посвящена изучению удовлетворённости браком в молодых семьях. Обсуждается проблема удовлетворённости и неудовлетворённости браком. Авторы приводят данные собственного исследования, которое позволило выявить особенности удовлетворенности браком молодых семей и проявления агрессивности молодых супругов. Изучалась специфика удовлетворённости браком в молодой семье и формы проявления агрессивности супругов. Результаты исследования показали, что большинство исследуемых молодых пар (80%) удовлетворены своим браком. Можно сказать, что наибольшее значение молодые семьи придают взаимопониманию, открытости и позитивным совместным воспоминаниям. А наименьшее значение они придают ослаблению чувств с годами семейной жизни и неоправданному ожиданию от брака. Наиболее ярко выражены такие формы агрессивности, как раздражение и вербальная агрессия. Значит, супруги выплескивают чувства, происходит обмен эмоциями. Среди наших испытуемых наименее выраженными проявлениями агрессивности оказались - негативизм и обида. Значит, они не склоны к оппозиционной манере поведения. В молодых семьях не затаивается обида. Так же мы обнаружили обратную зависимость между уровнем удовлетворённости браком и проявлениями агрессии супругов. То есть, чем менее удовлетворены браком молодые супруги, тем более выражена их агрессивность, особенно подозрительность и враждебность.

Ключевые слова: удовлетворённость браком, неудовлетворённость браком, молодая семья, агрессивность.

Annotation. The article is devoted to the study of satisfaction married in young families. Discusses the satisfaction and dissatisfaction in marriage. The authors cite studies of their own data, which allowed the identification of particular satisfaction with the marriage of young families and aggressiveness of young spouses. We studied the specifics of satisfaction in marriage with a young family and forms of aggressiveness of the spouses. The results of the study showed that the majority of surveyed young couples (80%) satisfied with their marriage. We can say that the greatest value of young families give understanding, openness and a positive joint memories. And the smallest value they attach to easing feelings over the years, family life and unnecessary expectation of marriage. The most pronounced forms of aggressiveness as an annoyance and verbal aggression. Means the spouses express feelings, emotions are exchanged. That is, the less satisfied with marriage the young couple, the more their aggressiveness, especially expressed suspicion and hostility.

Keywords: marriage satisfaction, dissatisfaction with the marriage, a young family, aggressiveness.

Введение. Проблемы семейных отношений в наше время крайне актуальны, доказывает это хотя бы статистика Федеральной государственной службы. По ее данным в последние несколько лет на каждую 1000 заключаемых браков в среднем приходится около 500 разводов, что составляет 50%. Это означает, что каждый второй брак распадается [4]. На сегодняшний день наибольший процент разводов приходится на семью, прожившую менее 3-5 лет. А причина разводов - неудовлетворённость браком. Именно поэтому в последнее время все большее внимание психологов, социологов, а так же демографов привлекает проблематика молодой семьи. Принято считать, что молодая семья - это семья в первые 3-5 лет после заключения брака (в случае рождения детей - без ограничения продолжительности брака), при условии, что ни один из супругов не достиг 35-летнего возраста [2].

Не все ученые занимаются изучением удовлетворенности браком. Есть те, кто исследует проблему именно неудовлетворенности браком. К таким исследователям относятся Эдмонд Георгиевич Эйдемиллер и Виктор Викторович Юстицкис. Они утверждают, что характер травматизирующего влияния неудовлетворенности в значительной мере зависит от степени осознанности данного состояния [5].

Эйдемиллер и Юстицкис выделили два вида неудовлетворенностью браком, осознанный и неосознанный. Для осознанной неудовлетворенности характерно открытое признание супругом того, что брак его не устраивает. Неосознанная или «тлеющая» неудовлетворенность выражается относительным недовольством своего брака и выявляется косвенным путем: через выражение чувств и состояний (монотонность, отсутствие радости, скука, ностальгические воспоминания о добрачном времени); через большое количество жалоб на разные сферы семейной жизни; через специфические феномены, которые наблюдаются в такой семье (второстепенная проблема, нарастание фрустрации одного или обоих супругов, эмоциональные взрывы).

Психологами было выделено несколько факторов, приводящих к неудовлетворенности семейной жизнью. К ним относятся: неудовлетворенность сексуальных потребностей одного или обоих супругов; неудовлетворенность потребности во взаимопомощи, потребности в сотрудничестве, связанной с разделением обязанностей в семье; неудовлетворенность потребности одного или обоих супругов в положительных эмоциях (отчуждение супругов, эмоциональная холодность); неудовлетворенность потребности в ценности и значимости своего я (нарушение чувства собственного достоинства со стороны партнера, его пренебрежительное отношение, обиды, оскорбления, критика); финансовые разногласия супругов (вопросы взаимного бюджета, содержания семьи, вклада каждого партнера в ее материальное обеспечение); различные потребности в проведении отдыха и досуга [6].

В наше время основным мотивом вступления в брак является любовь, а удовлетворенность браком зависит от психологической близости партнеров, чувства субъективной удовлетворенности и, конечно же, индивидуально-психологических особенностей личности. Была обнаружена взаимосвязь факторов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.