Научная статья на тему 'ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОТНОШЕНИЯ ПОДРОСТКА К СЕБЕ'

ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОТНОШЕНИЯ ПОДРОСТКА К СЕБЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
57
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТНОШЕНИЕ К СЕБЕ / ПОДРОСТКИ / САМОСОЗНАНИЕ / СТРУКТУРА САМОСОЗНАНИЯ / ИССЛЕДОВАНИЕ / САМООЦЕНКА / УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Белова Е.В.

В статье представлено эмпирическое исследование отношения подростка к себе. Исследование проводилось на базе Иловлинской средней школы № 1. Выборку исследования составили учащиеся подросткового возраста (13-14 лет) в количестве 32 человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AN EMPIRICAL STUDY OF THE RELATIONSHIP OF THE ADOLESCENT TO HIS

The article presents an empirical study of the relationship of the teenager to him. The study was conducted in Ilovlinskiy secondary school No. 1. The study sample consisted of students of adolescence (13-14 years) in the amount of 32 people.

Текст научной работы на тему «ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОТНОШЕНИЯ ПОДРОСТКА К СЕБЕ»

4.Снегирева Т.В. Личностное самоопределение в старшем школьном возрасте // Вопросы психологии. 1989. № 2. С.27-35.

5.Спиваковская А.С. Как быть родителями. М.: Педагогика, 1986. б.Эриксон Э. Детство и общество. 2-е изд. перераб. и доп. / Пер. с англ. СПБ.: Ленато, АСТ, Фонд «Университетская книга», 2000.

7.Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. М.: Изд. центр «Академия», 2001.

УДК 159.59

Белова Е.В. магистрант

1 курс, факультет «Психолого-педагогического

и социального образования» Волгоградский государственный социально-педагогический университет

Россия, г. Волгоград ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОТНОШЕНИЯ ПОДРОСТКА К СЕБЕ В статье представлено эмпирическое исследование отношения подростка к себе. Исследование проводилось на базе Иловлинской средней школы № 1. Выборку исследования составили учащиеся подросткового возраста (13-14 лет) в количестве 32 человека.

Ключевые слова отношение к себе, подростки, самосознание, структура самосознания, исследование, самооценка, уровень притязаний.

Белова Е.В. магистрант

1 course, the faculty of «Psycho-pedagogical and social education"

Volgograd State Socio-Pedagogical University

Russia, Volgograd AN EMPIRICAL STUDY OF THE RELATIONSHIP OF THE ADOLESCENT TO HIS The article presents an empirical study of the relationship of the teenager to him. The study was conducted in Ilovlinskiy secondary school No. 1. The study sample consisted of students of adolescence (13-14 years) in the amount of 32 people.

Key words attitude, adolescents, identity, identity structure, research, self-esteem, level of claims.

Теоретической основой нашей работы явились фундаментальные отечественные концепции Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Б.Г. Ананьева, по проблемам развития личности; теории развития детей в подростковом возрасте (Л.И. Божович, Т.В. Драгунова, Д.Б. Эльконин, К.Н. Поливанова, А.М. Прихожан и др.).

Целью исследования является изучение отношения детей подросткового возраста к себе.

Объект исследования - отношение к себе в структуре самосознания.

Предмет исследования: отношение подростка к себе.

Гипотеза исследования: подростки с разным содержанием чувства взрослости имеют различия по таким показателям отношения к себе, как высота самооценки, уровень притязания и уровни самоотношения, отличающиеся по степени обобщенности.

Отбор методов диагностики осуществлялся в соответствии с предметом, задачами и гипотезой исследования.

На первом этапе для определения чувства взрослости подростка и особенностей его протекания нами использовалась методика «Незавершенные предложения» ^ Szustrowa в переводе Т.И. Пашуковой и П.В. Лушина (1991), вариант Т.Ю. Андрущенко (1999), который позволял соответственно выделить четыре группы чувств.

На втором этапе для определения отношения подростка к себе применялась система следующих методик:

- тест опросник самоотношения (В.В.Столин, С.Р.Пантелеев, 1993), позволяющий выделить три уровня самоотношения по обобщенности;

- методика Дембо-Рубинштейн, вариант разработанный А.М.Прихожан (2007), позволяет оценить степень дифференцированности уровня притязаний и самооценки, а также показатель расхождения между уровнем притязания и самооценкой.

В результате определения содержания чувства взрослости по методике «Незавершенные предложения» ^ Szustrowa в переводе Т.И. Пашуковой и П.В. Лушина, нами были получены результаты по каждом обучающемуся. Данные результаты помогли нам определить содержание чувства взрослости подростков. Сводная таблица результатов представлена в Приложении 5.

По результатам данной методики в данной выборке (26 чел. Из 32 обучающихся) выделено три группы подростков с разным преобладанием того или иного содержания чувства взрослости: ориентация на внешнее проявление взрослости - 54% (14 человек), осознание новой позиции в отношении со взрослыми - 8% (2 человека), ориентация на самостоятельную учебно-интеллектуальную деятельность - 38% (10 человек), распределение см. на рис. 2.1.

Рис. 2.1. Распределение подростков по содержанию чувства взрослости

Анализ показал, что большая часть обучающихся (14 чел., 54%) имеют внешние формы проявления взрослости, 10 чел. (38%) относятся к группе обучающихся с учебно-интеллектуальной направленностью взросления и меньше всего обучающихся в нашей выборке относятся к группе, определивших свою новую позицию со взрослыми (3 чел., 8%). Это говорит о том, что для большинства обучающихся этого возраста содержание чувства взрослости отражается пока еще во внешних ее проявлениях. В высказываниях обучающихся встречаются ответы: «Если бы я была взрослой, я бы купила хороший дом и машину» (Диана), «Если бы я был взрослым, я бы завел семью и купил бы дом» (Николай). У обучающихся, ориентирующихся на самостоятельную учебно-интеллектуальную деятельность в высказываниях находим следующие ответы: «Я люблю читать книги, потому что они интересные» (Мария), «Я хотел бы научиться играть на гитаре» (Акоп). У обучающихся, ориентирующихся на осознание и принятие новой позиции со взрослыми в ответах встречаются -«Со взрослыми мне нравится обсуждать разные проблемы» (Оля), «Мне нравятся взрослые своим умом и мудростью» (Михаил).

Далее проанализировав результаты проведенного исследования по остальным методикам, позволили сделать следующие выводы: обучающиеся подросткового возраста с различным содержанием чувства взрослости не имеют значимых различия по таким показателям отношения к себе, как высота самооценки и уровня притязаний, а также и характера самоотношения, отличающегося по степени обобщенности.

Это говорит о том, что полученные данные не подтверждают сформулированную нами гипотезу.

Использованные источники: 1.Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986.

2.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. 3-е изд. М., 2001.

3.Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / Под ред. Д.Б. Эльконина, Т.В. Драгуновой. М., 1976.

4.Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. СПб., 1999.

5.Липкина А.И. Самооценка школьника. М., 1980.

6.Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учебник для вузов. М., 2007.

7.Пантелеев С.Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система. М., 1991.

8.Поливанова К.Н. Психологический анализ кризисов возрастного развития // Вопросы психологии. 1994. № 1. С. 61-69.

9.Прихожан А.М. Диагностика личностного развития детей подросткового возраста. М., 2007.

10.Столин В.В. Самосознание личности. М., 1983. 11.Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1989.

УДК 004.735

Белова М.К. студент бакалавриата 2 курс, факультет «Информатика и вычислительная техника» Донской государственный технический университет

Россия, г. Ростов-на-Дону Научный руководитель: Барашко Е.Н.

ст.пр.

Донской государственный технический университет

Россия, г. Ростов-на-Дону ОПТИЧЕСКИЕ СЕТИ Аннотация. В данной статье рассматривается методологическая проблематика интеграции и использования сетей передачи данных разного рода и направленности. Исследуются методы передачи данных, архитектура построения высокоскоростных сетей, их плюсы и минусы.

Ключевые слова. Оптическая сеть, передача данных, технологии, оптическое волокно, архитектура.

Belova M.K. bachelor's student 2 year faculty "Computer Science and Computer Science"

Don State Technical University Russia, Rostov-on-Don Scientific director: Barashko EN

st.pr.

Don State Technical University Russia, Rostov-on-Don

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.