Научная статья на тему 'ВОЗРАСТНО-СТАТУСНОЕ САМОСОЗНАНИЕ КАК ОСНОВАНИЕ ТИПОЛОГИИ ВЗРОСЛЕНИЯ'

ВОЗРАСТНО-СТАТУСНОЕ САМОСОЗНАНИЕ КАК ОСНОВАНИЕ ТИПОЛОГИИ ВЗРОСЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
277
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЗРОСЛЕНИЕ / ПОДРОСТКОВОЕ САМОСОЗНАНИЕ / ЧУВСТВО ВЗРОСЛОСТИ / ВОЗРАСТНО-СТАТУСНОЕ САМОСОЗНАНИЕ / ТИПОЛОГИЯ ПОДРОСТКОВОГО ВЗРОСЛЕНИЯ / GROWING UP / ADOLESCENT SELF-AWARENESS / SENSE OF ADULTHOOD / AGE-STATUS SELF-AWARENESS / TYPOLOGY OF ADOLESCENT ADULTHOOD

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Швец Фаина Андреевна

Цель. Изучение возможности выделения типологии подросткового взросления по критерию возрастно-статусного самосознания (ВСС). Процедура и методы. Основное содержание исследования представляет собой разработка типологии подросткового взросления с помощью применения опросника «Возрастно-статусное самосознание». На двух выборках был проведён кластерный анализ (метод K - means) и рассмотрено число наблюдений в каждом кластере. Посредством критерия Фишера было проведено сравнение между двумя выборками по числу наблюдений в каждом кластере. Результаты. На основании исследования были выделены три типа подросткового взросления: «чувство взрослости», «чувство промежуточно-переменчивого статуса», «нежелание взрослеть». Выявлено процентное соотношение типов возрастно-статусного самосознания в каждой выборке. Сравнение числа наблюдений в каждом кластере между двумя выборками показало значимые различия по всем типам подросткового взросления. Теоретическая и/или практическая значимость. Предложен один из способов изучения индивидуально-психологических особенностей в работе по психолого-педагогической поддержке взросления детей на этапе перехода от детства к взрослости в части диагностики типа взросления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AGE-STATUS SELF-AWARENESS AS THE BASIS OF THE TYPOLOGYOF GROWING UP

Aim. To study the possibility of identifying the typology of adolescent adulthood by the criterion of age-status self-awareness (SCD). Methodology. The main content of the study is the development of a typology of adolescent adulthood using the questionnaire “Age-status self-awareness”. Cluster analysis (K-means method) was performed on two samples and the number of observations in each cluster was considered. Using the Fischer criterion, a comparison was made between two samples based on the number of observations in each cluster. Results. Based on the study, three types of adolescent adulthood were identified: “a sense of adulthood”, “a sense of intermediate-changeable status”, and “unwillingness to grow up”. The percentage of types of age-status self-awareness in each sample was revealed. Comparing the number of observations in each cluster between the two samples showed significant differences across all types of adolescent adulthood. Research implications. One of the ways to study individual psychological features in the work on psychological and pedagogical support of children’s growing up at the stage of transition from childhood to adulthood in terms of diagnosing the type of growing up is proposed.

Текст научной работы на тему «ВОЗРАСТНО-СТАТУСНОЕ САМОСОЗНАНИЕ КАК ОСНОВАНИЕ ТИПОЛОГИИ ВЗРОСЛЕНИЯ»

УДК 159.9

DOI: 10.18384/2310-7235-2020-4-133-142

ВОЗРАСТНО-СТАТУСНОЕ САМОСОЗНАНИЕ КАК ОСНОВАНИЕ ТИПОЛОГИИ ВЗРОСЛЕНИЯ

Швец Ф. А.

Дальневосточный федеральный университет, филиал в г. Уссурийске (Школа педагогики) 692500, Приморский край, г. Уссурийск, ул. Некрасова, д. 35, Российская Федерация

Аннотация

Цель. Изучение возможности выделения типологии подросткового взросления по критерию возрастно-статусного самосознания (ВСС).

Процедура и методы. Основное содержание исследования представляет собой разработка типологии подросткового взросления с помощью применения опросника «Возрастно-статусное самосознание». На двух выборках был проведён кластерный анализ (метод K - means) и рассмотрено число наблюдений в каждом кластере. Посредством критерия Фишера было проведено сравнение между двумя выборками по числу наблюдений в каждом кластере. Результаты. На основании исследования были выделены три типа подросткового взросления: «чувство взрослости», «чувство промежуточно-переменчивого статуса», «нежелание взрослеть». Выявлено процентное соотношение типов возрастно-статусного самосознания в каждой выборке. Сравнение числа наблюдений в каждом кластере между двумя выборками показало значимые различия по всем типам подросткового взросления. Теоретическая и/или практическая значимость. Предложен один из способов изучения индивидуально-психологических особенностей в работе по психолого-педагогической поддержке взросления детей на этапе перехода от детства к взрослости в части диагностики типа взросления.

Ключевые слова: взросление, подростковое самосознание, чувство взрослости, возрастно-статусное самосознание, типология подросткового взросления

AGE-STATUS SELF-AWARENESS AS THE BASIS OF THE TYPOLOGY OF GROWING UP

F. Shvets

Far Eastern Federal University, Ussuriysk FEFU branch (School of Education) 35 Nekrasova ul., Ussuriysk, Primorsky reg., 692500, Russian Federation

Abstract

Aim. To study the possibility of identifying the typology of adolescent adulthood by the criterion of age-status self-awareness (SCD).

Methodology. The main content of the study is the development of a typology of adolescent adulthood using the questionnaire "Age-status self-awareness". Cluster analysis (K-means method) was performed on two samples and the number of observations in each cluster was considered. Using the Fischer criterion, a comparison was made between two samples based on the number of observations in each cluster.

Results. Based on the study, three types of adolescent adulthood were identified: "a sense of adulthood", "a sense of intermediate-changeable status", and "unwillingness to grow up". The percentage

© CC BY Швец Ф. А., 2020.

Vibb;

of types of age-status self-awareness in each sample was revealed. Comparing the number of observations in each cluster between the two samples showed significant differences across all types of adolescent adulthood.

Research implications. One of the ways to study individual psychological features in the work on psychological and pedagogical support of children's growing up at the stage of transition from childhood to adulthood in terms of diagnosing the type of growing up is proposed.

Keywords: growing up, adolescent self-awareness, sense of adulthood, age-status self-awareness, typology of adolescent adulthood

Введение

Проблема взросления продолжает оставаться актуальной как в зарубежной, так и в отечественной психологии. С одной стороны, это связано с ориентацией общества на молодёжь как потенциал его развития. С другой - с постоянной изменчивостью психологических признаков взрослеющих [5; 8; 12; 14]. Большую роль также играет тот факт, что в современном мире произошло увеличение количества подростков. Как пишет Л. А. Дженсен [13], с начала XXI в. число подростков стало составлять одну пятую часть населения мира. В 2018 г. средний возраст населения земли составлял 30,4 г.1. В силу этого процессы, изменения, происходящие в этой среде, становятся всё более определяющими развитие общества.

Отмечая постоянные изменения в характере перехода от детства к взрослости, отечественные и зарубежные исследователи обращают внимание на вариативность взросления [6; 7; 14]. Так, М. Твенге и У. Кит Кэмпбелл [14], анализируя теорию формирующейся взрослости Дж. Арнетта, пишут, что не рассматривают удлинение детства как однозначно более позднее взросление, как это предполагается у Дж. Арнетта, а считают, что удлинённое детство может завершиться как вступлением во взрослую жизнь, так и отказом от традиционных маркеров взрослой жизни в пользу индивидуалистического образа жизни. Вплоть до того, что сама по себе взрослая жизнь станет выбором. В 2016 г. К. Н. Поливановой,

1 Проект «Население земли - счётчик населения мира» / Countrymeters: [сайт]. URL: https://countrym-eters.info/ru/World (дата обращения: 14.09.2020).

А. А. Бочавер, А. К. Нисской [6] был полностью повторён проект середины 1960-х гг. Д. Б. Эльконина, Т. В. Драгуновой и выявлено четыре типа поведения подростков по сравнению с единственной линейной схемой в исходном исследовании. Индивидуально-психологические характеристики взросления были выявлены в исследовании В. В. Терещенко, И. М. Чуб [7].

Разделяя представления отечественных и зарубежных учёных о необходимости дифференцированного подхода к проблеме взросления, мы попытались изучить возможность выделения типологии взросления по основанию воз-растно-статусного самосознания. Под возрастно-статусным самосознанием мы понимаем динамическое единство знания и отношения личности к своему возрастному статусу в контексте различных возрастных идентификаций и эмоцио-нально-мотивационных характеристик, связанных с ними. Возрастно-статусное самосознание понимается нами как более широкое понятие, чем «чувство взрослости», включающее в себя не только идентификацию со статусом взрослого, но и идентификацию со смежными возрастными статусами: детства или промежуточного, - а также эмоционально-моти-вационную оценку каждого возрастного статуса. Мы предположили, что «чувство взрослости» - один из типов возрастно-статусного самосознания, существующий наряду с другими типами.

Методы исследования

Цель нашего исследования - изучить возможности выделения типологии под-

V13V

росткового взросления по критерию воз-растно-статусного самосознания.

Гипотеза: по критерию возрастно-ста-тусного самосознания можно выделить типы взросления подростков.

Описание выборки: исследование проводилось в разные годы на двух выборках школьников 12-15 лет, обучающихся в муниципальных школах Приморского края: в 2012 г. на выборке 132-х подростков (60 мальчиков и 72 девочки); в 2014 г. на выборке 119-ти подростков (44 мальчика и 75 девочек).

Методика: оценка возрастно-статус-ного самосознания проводилась при помощи опросника «Возрастно-статусное самосознание» [2]. Опросник был представлен 13 утверждениями, охватывающими два компонента самосознания: когнитивный и аффективный. Когнитивный компонент представлен различными возрастными идентификациями подростков и отражён в утверждениях типа: «Я считаю себя уже вполне взрослым человеком», «Я считаю себя ребёнком», «Я бы определил свой возраст как промежуточный между взрослостью и детством», «Иногда я чувствую себя взрослым, а иногда - ребёнком» и т. д. Аффективный компонент - в суждениях, характеризующих отношение к различным возрастным статусам: «Мне нравится мир взрослых», «Мне нравится мир детства», «Я хочу поскорее стать взрослым» и т. д. Опросник предполагал пять вариантов ответов: «да», «скорее да», «иногда», «скорее нет», «нет». Максимальный балл был равен «5» и означал абсолютное согласие с утверждением, минимальный - «1» и означал несогласие. По результатам факторного анализа в опроснике выделяется 4 шкалы: «чувство взрослости», «нежелание взрослеть», «чувство переменчиво-промежуточного статуса» и «удовлетворённость возрастом» [2]. Содержание шкалы «чувство взрослости» заключается в идентификации с взрослым возрастным статусом и отказе от идентификации с детским возрастом. Чем выше показатели

по данной шкале, тем сильнее выражено чувство взрослости у подростка. Шкала «нежелание взрослеть» характеризуется позитивной оценкой детства, желанием как можно дольше оставаться в мире детства, низкой оценкой взрослого возрастного статуса и нежеланием взрослеть. Высокие показатели по данной шкале отражают нежелание взрослеть, низкие -желание поскорее стать взрослым. Шкала «чувство переменчиво-промежуточного статуса» представляет собой идентификацию, отражающую неопределённую позицию: маргинальную («между») или неустойчивую («то взрослый, то ребёнок»). Чем выше показатели по данной шкале, тем выше у испытуемого чувство неопределённого возрастного статуса. Шкала «удовлетворённость своим возрастом» отражает позитивное отношение к собственному возрасту и желание как можно дольше в нём оставаться. Высокие показатели по данной шкале означают удовлетворённость своим возрастом, низкие - отсутствие этой удовлетворённости. Для целей кластерного анализа нами была проведена кодировка результатов по шкалам. Высокие баллы (от 4/5 максимального результата и более по соответствующей шкале) отмечались как «1». Низкие баллы (меньше 4/5 максимального результата по соответствующей шкале) - как «0».

Обработка результатов опроса производилась методом кластерного анализа (метод K-means); для выявления значимости различий результатов по разным выборкам - критерий Фишера.

Расчёты проводились на ПК с использованием программы статистической обработки SPSS 17.

Результаты исследования

На начальном этапе исследования решалась задача классификации, т. е. определения количества групп (кластеров) школьников (наблюдений) по заданным в опроснике переменным. Поскольку структура опросника представлена че-

тырьмя факторами, мы предположили, Результаты кластеризации на четыре что исходное количество кластеров так- группы наблюдений 2012 г. представлены же должно равняться четырём. в таблице 1.

Таблица 1 / Table 1

Конечные центры кластеров наблюдений 2012 г.*/ Terminal centers of observation clusters 2012

Шкалы опросника ВСС кластеры

1 2 3 4

Чувство взрослости 0, 85 0,91 0 0

Нежелание взрослеть 0,04 0,52 0,28 1,0

Удовлетворённость своим возрастом 0,46 0,09 0,56 1,0

Чувство переменчиво-промежуточного статуса 0,27 0,78 1,0 0

*При обработке данных использовался пакет программ статистической обработки SPSS 17.0.

Как видно из таблицы, в первый кластер вошли наблюдения «чувство взрослости» (0,85). Это означает, что первая группа представлена школьниками, считающими себя взрослыми. Второй кластер представлен наблюдениями «чувство взрослости» (0,91) и «чувство переменчиво-промежуточного статуса» (0,78), также в этом кластере представлена переменная «нежелание взрослеть» (0,52). Это означает, что вторую группу составляют школьники, одновременно и считающие себя взрослыми, и определяющие свой возрастной статус как промежуточный, и вместе с этим не желающие

взрослеть. Третий кластер представлен школьниками с «чувством переменчиво-промежуточного статуса» (1,0) и в меньшей мере с чувством «удовлетворённость своим возрастом» (0,56). Четвёртый составляет группа школьников, в равной мере сочетающих такие переживания, как «нежелание взрослеть» (1,0) и «удовлетворённость своим возрастом» (1,0).

Мы посчитали, что содержание полученных кластеров недостаточно определённое, включающее характеристики других кластеров, и уменьшили их количество до трёх. Результаты кластеризации на три группы представлены в таблице 2.

Таблица 2 / Table 2

Конечные центры кластеров наблюдений 2012 г. / Terminal centers of observation clusters 2012

Шкалы опросника ВСС кластеры

1 2 3

Чувство взрослости 0, 19 0,90 0,41

Нежелание взрослеть 0,85 0,13 0

Удовлетворённость своим возрастом 0,93 0,10 0,64

Чувство переменчиво-промежуточного статуса 0,52 0,23 1,00

Как видно из таблицы 2, в первый кла- ние взрослеть» (0,85) и в меньшей мере стер вошли наблюдения «удовлетворён- «чувство переменчиво-промежуточного ность своим возрастом» (0,93), «нежела- статуса» (0,52). Это означает, что первую

V13V

группу в основном составляют школьники, удовлетворённые своим возрастом и нежелающие взрослеть, часть из которых, кроме этого, воспринимает свой возрастной статус как переменчиво-промежуточный. Условно можно обозначить эту группу как «нежелание взрослеть». Во второй кластер вошли наблюдения «чувство взрослости» (0,9). Это означает, что вторую группу составляют школьники, считающие себя взрослыми. Условно мы её обозначили как «чувство взрослости». Третий кластер представлен наблюдениями «чувство переменчиво-промежуточного статуса» (1,0) и в меньшей мере

Как видно из представленной таблицы, содержание первого кластера неинформативно, поскольку не включает достаточного для выводов количества данных. Второй кластер в одинаковой мере содержит наблюдения «чувство взрослости» (1,0) и «чувство переменчиво-промежуточного статуса» (1,0). Это значит, что вторую группу составляют школьники, считающие себя взрослыми и одновременно характеризующие свой возрастной статус как промежуточный. Третий кластер в одинаковой мере составляют наблюдения «чувство взрослости» (1,0) и «удовлетворённость своим возрастом» (1,0). Это значит, что данную группу составляют школьники, считающие себя взрослыми и удовлетворённые своим возрастом. Четвёртый кластер представлен наблюдениями «удовлетворённость своим возрастом» (0,88), «чувство проме-

- «удовлетворённость своим возрастом» (0,64). Это значит, что третью группу в основном составляют школьники с чувством переменчиво-промежуточного статуса, часть из которых испытывает удовлетворённость своим возрастом. Условно эту группу можно обозначить как «чувство переменчиво-промежуточного статуса».

Далее работа по выявлению количества кластеров была проведена на выборке 2014 г. Сначала мы, так же как и на выборке 2012 г., провели кластеризацию на четыре группы. Результаты представлены в таблице 3.

жуточно-переменчивого статуса» (0,85), «нежелание взрослеть» (0,71). Это значит, что четвёртую группу составляют школьники, удовлетворённые своим возрастом, характеризующие свой возрастной статус как промежуточно-переменчивый и нежелающие взрослеть.

В силу того, что первый кластер не информативен, мы решили уменьшить количество кластеров до трёх. Результаты расчётов представлены в таблице 4.

Как видно из таблицы 4, первый кластер представлен наблюдениями «чувство взрослости» (0,92) и, в несколько меньшей мере, «удовлетворённость своим возрастом» (0,64). Это значит, что в первую группу входят школьники, считающие себя взрослыми, большинство из которых удовлетворены своим возрастом. Условно эту группу можно обозначить как «чувство взрослости». Второй кластер пред-

Таблица 3 / Table 3

Конечные центры кластеров наблюдений 2014 г. / Terminal centers of observation clusters 2014

Шкалы опросника ВСС кластер

1 2 3 4

Чувство взрослости 0,27 1,00 1,00 0,18

Нежелание взрослеть 0,02 0,10 0 0,71

Удовлетворённость своим возрастом 0,06 0,40 1,00 0,88

Чувство переменчиво-промежуточного статуса 0,41 1,00 0 0,85

Vis;;

Таблица 4 / Table 4

Конечные центры кластеров наблюдений 2014 г. / Terminal centers of observation clusters 2014

Шкалы опросника ВСС кластер

1 2 3

Чувство взрослости 0,92 0,27 0,00

Нежелание взрослеть 0,18 0,11 1,00

Удовлетворённость своим возрастом 0,64 0,15 1,00

Чувство переменчиво-промежуточного статуса 0,46 0,80 0,64

ставлен наблюдениями «чувство промежуточно-переменчивого статуса» (0,8). Это значит, что вторую группу составляют школьники, характеризующие свой возрастной статус как промежуточно-переменчивый. Условно эту группу можно обозначить как «чувство промежуточно-переменчивого статуса». Третий кластер представлен в равной мере наблюдениями «нежелание взрослеть» (1,0), «удовлетворённость своим возрастом» (1,0) и, уже в меньшей степени, «чувство промежуточно-переменчивого статуса» (0,64). Это значит, что последнюю группу составляют школьники, нежелающие взрослеть, удовлетворённые своим возрастом, часть из которых характеризует свой возраст как промежуточно-переменчивый. Условно эту группу можно обозначить как «нежелание взрослеть».

Таким образом, и в 2012 г., и в 2014 г. оказалось возможным выделить типы взросления подростков по критерию

возрастно-статусного самосознания. Из этого мы можем сделать вывод, что наша гипотеза получила своё подтверждение.

Поскольку, как видно из таблиц 2 и 4, содержание кластеров в выборках 2012 и 2014 гг. при классификации на три группы по основным характеристикам имеет сходство, мы попытались выяснить, в какой мере каждый из типов возрастно-статусного самосознания представлен в каждой выборке. С этой целью мы рассмотрели число наблюдений в каждом кластере и сравнили их между собой с помощью критерия Фишера. Результаты представлены в таблице 5.

Как видно из таблицы 5, в выборке 2012 г. 46,2% школьников переживают «чувство взрослости», 20,5% школьников имеют такой тип возрастно-статусного самосознания, как «нежелание взрослеть», и 33,3% - «чувство промежуточно-переменчивого статуса». В 2014 г. школьников, переживающих «чувство

Таблица 5 / Table 5

Различия по типам возрастно-статусного самосознания в 2012 и в 2014 гг. / Differences in the types of age-status self-awareness in 2012 and 2014

Типы ВСС 2012 г. (N = 132) 2014 г. (N = 119) Критерий Фишера

N % N %

«Чувство взрослости» 61 46,2% 39 32,8% 2,17*

«Чувство промежуточно-переменчивого статуса» 44 33,3% 66 55,5% 3,56**

«Нежелание взрослеть» 27 20,5% 14 11,8% 1,86*

Примечание. * - p < 0,05; ** - p < 0,01

взрослости», 32,8%, с типом возрастно-статусного самосознания «нежелание взрослеть» 11,8%, с чувством промежуточно-переменчивого статуса 55,5%. По всем трём типам возрастно-статусного самосознания между двумя выборками имеются значимые различия. В выборке 2014 г. значимо меньше школьников, переживающих «чувство взрослости», значимо меньше школьников, нежелающих взрослеть, и высоко значимо больше школьников с чувством промежуточно-переменчивого статуса.

Обсуждение результатов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Наше исследование показало, что как в выборке 2012, так и в выборке 2014 гг. представлены такие типы возрастно-статусного самосознания, как «чувство взрослости», «чувство промежуточно-переменчивого статуса» и «нежелание взрослеть». Это подтверждает нашу гипотезу о возможности выделения типологии по критерию возрастно-статус-ного самосознания. То, что результаты классификации оказались практически одинаковыми, может как означать универсальность данных типов, так и быть обусловленным особенностями выборок. Для более точных выводов необходимы дополнительные исследования. Выявление типа возрастно-статусного самосознания «чувство взрослости», на наш взгляд, связано с тем, что в ситуации современного взросления определённая часть подростков чувствует себя взрослыми, что соотносится с концепцией Д. Б. Эльконина и Т. В. Драгуновой [10]. Тип «нежелание взрослеть», как мы предполагаем, выделился в связи с тем, что существует часть подростков, желающих оставаться в мире детства, что соотносится с выводами об инфантилизме современных подростков и юношей [1; 4]. Выявление типа «чувство промежуточно-переменчивого статуса» может быть связано с такими особенностями подросткового и юношеского возраста, как «поиск себя» [3], самоопределение, фор-

мирование субъектности [9], что соотносится и с представлениями Э. Эриксона [11] о моратории и путанице идентичности в подростковом возрасте.

Далее, как видно из нашего исследования, тип «чувство взрослости» выявлялся в двух выборках и при классификации на 4 группы, и при классификации на 3 группы. Это говорит о том, что «чувство взрослости», как и во времена Д. Б. Эльконина и Т. В. Драгуновой, имеет место в картине подросткового развития. То, что внутри данного типа возрастно-статусного самосознания могут встречаться вариации - и сочетания с ощущением «удовлетворённости своим возрастом», и сочетания с «чувством промежуточно-переменчивого статуса» - может означать то, что существуют разные пути в развитии «чувства взрослости», и ещё раз указывает на целесообразность изучения «чувства взрослости» в контексте дифференцированного подхода.

Наше исследование также позволило выявить процентное соотношение типов возрастно-статусного самосознания в каждой выборке. То, что в 2014 г. стало меньше школьников, переживающих «чувство взрослости», а также школьников, нежелающих взрослеть, но больше тех, кто характеризует свой возрастной статус как переменчиво-промежуточный, может означать вариативность сочетания типов возрастно-статусного самосознания в разных исследуемых группах. Данный результат соотносится с замеченной многими психологами в мире тенденцией замедления взросления в последние десятилетия [5; 8; 12].

Выводы

1. Типология взросления по критерию возрастно-статусного самосознания возможна.

2. По критерию возрастно-статусного самосознания выделяются такие типы взросления, как «чувство взрослости», «нежелание взрослеть» и «чувство промежуточно-переменчивого статуса».

3. «Чувство взрослости», как и во времена Д. Б. Эльконина и Т. В. Драгуновой, имеет место в картине подросткового развития. Внутри данного типа воз-растно-статусного самосознания могут встречаться вариации.

4. В разных исследуемых группах может быть различное сочетание типов взросления.

В целом проведённое исследование показало перспективность изучения ва-

риативности взросления по основанию возрастно-статусного самосознания. Полученные результаты не являются окончательными и требуют дополнительных исследований, но уже сейчас они могут быть полезными в работе по психолого-педагогической поддержке взросления детей на этапе перехода от детства к взрослости в части диагностики типа взросления.

Статья поступила в редакцию 16.09.2020

ЛИТЕРАТУРА

1. Абраменкова В. В. Факторы влияния на становление детской картины мира современного школьника в процессе взросления // Российские подростки и юношество в социальной реальности XXI века / под ред. О. В. Лишина. М., Обнинск, 2008. С. 54-109.

2. Гаврилова Т. А., Швец Ф. А. Опросник «Возрастно-статусное самосознание подростка»: теоретическое и психометрическое обоснование // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2020. № 2. С. 87-100. DOI: 10.18384/23107235-2020-2-87-100.

3. Кон И. С. В поисках себя: Личность и её самосознание. М., 1984. 335 с.

4. Новгородцева А. П. Переживание подростками «чувства взрослости» // Психологическая наука и образование. 2006. № 2. С. 39-52.

5. Поливанова К. Н. Детство в меняющемся мире [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2016. Т. 5. № 2. URL: https://psyjournals.ru/files/82357/jmfp_2016_n_2_ Polivanova.pdf (дата обращения: 10.12.2019). DOI: 10.17759/jmfp.2016050201.

6. Поливанова К. Н., Бочавер А. А., Нисская А. К. Взросление пятиклассников: 1960-е vs 2010-е // Вопросы образования. 2017. № 2. С. 185-205.

7. Терещенко В. В., Чуб И. М. Индивидуально-психологические характеристики взросления в подростковом периоде онтогенеза [Электронный ресурс] // Известия Саратовского университета. Новая серия. 2019. Т. 8. Вып. 3 (31). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/individualno-psihologicheskie-harakteristiki-vzrosleniya-v-podrostkovom-periode-ontogeneza/viewer (дата обращения: 10.12.2019).

8. Толстых Н. Н. Современное взросление // Консультативная психология и психотерапия. 2015. Т. 23. № 4. С. 7-24. DOI: 10.17759/cpp.2015230402.

9. Щукина М. А. Особенности развития субъектности личности в подростковом возрасте: дис. ... канд. психол. наук. М., 2005. 355 с.

10. Эльконин Д. Б. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков. М., 1967. 360 с.

11. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / пер. с англ. А. М. Прихожан, В. И. Ривош, А. Д. Андреева. М., 2006. 352 с.

12. Arnett J. J. Emerging Adulthood: The Winding Road from the Late Teens Through the Twenties [Электронный ресурс]. 2nd ed. [2019]. URL: https://www.researchgate.net/publication/330369978_ Emerging_Adulthood_The_Winding_Road_from_the_Late_Teens_Through_the_Twenties_2nd_ edition (дата обращения: 08.10.2020).

13. Jensen L. A. Navigating Local and Global Worlds: Opportunities and Risks for Adolescent Cultural Identity Development // Psychological Studies. 2011. № 56 (1). P. 62-70. DOI 10.1007/s12646-011-0069-y.

14. Twenge J. M., Keith Campbell W. Cultural Individualism Is Linked to Later Onset of Adult-Role Responsibilities Across Time and Regions // Journal of Cross-Cultural Psychology. 2018. Vol. 49 (4). P. 673-683.

REFERENCES

1. Abramenkova V. V. [The factors influencing the development of the child]. In: Lishin O. V., ed. Rossiiskie podrostki i yunoshestvo v sotsial'noi real'nosti XXI veka [Russian adolescents and youth in the social reality of the XXI century]. Moscow, Obninsk, 2008, pp. 54-109.

2. Gavrilova T. A., Shvets F. A. [Questionnaire "age-status self-awareness of the teenager": theoretical and psychometric justification]. In: Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Psikhologicheskie nauki [Bulletin of the Moscow Region State University. Series: Psychology], 2020, no. 2, pp. 87-100.

3. Kon I. S. Vpoiskah sebya: Lichnost' i eyo samosoznanie [In search of self: Personality and self-awareness]. Moscow, 1984. 335 p.

4. Novgorodtseva A. P. [The experience of teenagers "sense of adulthood"]. In: Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie [Psychological Science and Education], 2006, no. 2, pp. 39-52.

5. Polivanova K. N. [Childhood in the changing world]. In: Sovremennaya zarubezhnaya psihologiya [Modern foreign psychology], 2016, vol. 5, no. 2. Available at: https://psyjournals.ru/files/82357/ jmfp_2016_n_2_Polivanova.pdf (accessed: 10.12.2019). DOI: 10.17759/jmfp.2016050201.

6. Polivanova K. N., Bochaver A. A., Nisskaya A. K. [The growing up of fifth graders: 1960s vs 2010s]. In: Voprosy obrazovaniya [Education issues], 2017, no. 2, pp. 185-205.

7. Tereshchenko V. V., Chub I. M. [Individual psychological characteristics of growing up during the teenage period of ontogenesis]. In: Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya [Proceedings of Saratov University. New series], 2019, vol. 8, iss. 3 (31). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/ individualno-psihologicheskie-harakteristiki-vzrosleniya-v-podrostkovom-periode-ontogeneza/ viewer (accessed: 10.12.2019).

8. Tolstykh N. N. [Modern adulthood]. In: Konsul'tativnaya psikhologiya i psikhoterapiya [Counseling psychology and psychotherapy], 2015, vol. 23, no. 4, pp. 7-24.

9. Shchukina M. A. Osobennosti razvitiya sub'ektnosti lichnosti v podrostkovom vozraste: dis. ... kand. psihol. nauk [Features of the development of personality subjectivity in adolescence: PhD thesis in Psychological sciences]. Moscow, 2005. 355 p.

10. El'konin D. B. Vozrastnye i individual'nye osobennosti mladshih podrostkov [Age and individual characteristics of younger teenagers] Moscow, 1967. 360 p.

11. Erikson E. Identity: youth and crisis (Russ. ed.: Parishioners A. M., Rivas V. I., Andreev A. D., transls. Identichnost': yunost' i krizis. Moscow, 2006, 352 p.).

12. Arnett J. J. Emerging Adulthood: The Winding Road from the Late Teens Through the Twenties, 2019. Available at: https://www.researchgate.net/publication/330369978_Emerging_Adulthood_The_ Winding_Road_from_the_Late_Teens_Through_the_Twenties_2nd_edition (accessed: 08.10.2020).

13. Jensen L. A. Navigating Local and Global Worlds: Opportunities and Risks for Adolescent Cultural Identity Development. In: Psychological Studies, 2011, no. 56 (1), pp. 62-70. DOI 10.1007/s12646-011-0069-y.

14. Twenge J. M., Keith Campbell W. Cultural Individualism Is Linked to Later Onset of Adult-Role Responsibilities Across Time and Regions. In: Journal of Cross-Cultural Psychology, 2018, vol. 49 (4), pp. 673-683.

БЛАГОДАРНОСТИ

Статья подготовлена при финансовой поддержке гранта РФФИ № 19-013-00700 «Психологические характеристики подростков, интересующихся просуицидальным контентом в социальных сетях».

ACKNOWLEDGMENT

The article was prepared with the financial support of the RFBR grant No. 19-013-00700 "Psychological characteristics of adolescents interested in pro-suicidal content in social networks".

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Швец Фаина Андреевна - старший преподаватель кафедры педагогики и психологии развития Дальневосточного федерального университета, филиала в г. Уссурийске (Школа педагогики); e-mail: fshvec@yandex.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Faina A. Shvets - senior lecturer, Ussuriysk Branch of the Far Eastern Federal University (School of education), Department of Pedagogy and Development Psychology; e-mail: fshvec@yandex.ru

ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ

Швец Ф. А. Возрастно-статусное самосознание как основание типологии взросления // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2020. № 4. С. 133-142.

DOI: 10.18384/2310-7235-2020-4-133-142

FOR CITATION

Shvets F. A. Age-status self-awareness as the basis of the typology of growing up. In: Bulletin of the Moscow Region State University. Series: Psychology, 2020, no. 4, рр. 133-142. DOI: 10.18384/2310-7235-2020-4-133-142

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.