Научная статья на тему 'Формирование чувства взрослости у подростков (на примере корякских, эвенских, ительменских школьников)'

Формирование чувства взрослости у подростков (на примере корякских, эвенских, ительменских школьников) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1568
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Мякотина О. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование чувства взрослости у подростков (на примере корякских, эвенских, ительменских школьников)»

Формирование чувства взрослости у подростков (на примере корякских, эвенских, ительменских школьников)

Мякотина О.В.

Formation of Feeling of «Adultness» among Teenagers (Illustrated by Koryak, Even, and Itelmeny Schoolchildren)

Myakotina O.V. Abstract

The first stage of the investigation of the feeling of adultness among the Kamchatka native adolescents has been completed. Distinguishing attributes of adults from the adolescents' point of view were revealed as well as the alteration of their significance with the age development of an individual.

Традиционно в отечественной анализ содержательных и

психологии основным

новообразованием подросткового возраста считается чувство

взрослости. Впервые предположение о том, что возникновение

представления о себе как уже не ребенке является основной

характеристикой развития

самосознания подростка, было высказано в конце 60-х г.г. Д.Б. Элькониным и Т. В. Драгуновой. Ими были изучены и описаны направления в развитии взрослости у подростков (1; 2; 11).

В дальнейшем результаты исследования Д.Б. Эльконина и Т.В. Драгуновой использовались при характеристике подросткового

возраста авторами словарей,

монографий, учебников и учебных пособий по психологии развития (4; 6; 7; 8; 9). Вместе с тем за

прошедшие тридцать лет точка

зрения Д.Б. Эльконина и Т. В. Драгуновой практически не получила своего дальнейшего развития. В связи с этим мы согласны с мнением Д. И. Фельдштейна, в одной из своих работ выразившим сомнение по поводу самого термина, который, по его мнению, «слишком

неопределенный и расплывчатый» и который «необходимо наполнить

психологическим содержанием» (9,

289). Таким образом, одной из целей нашего исследования является

динамических особенностей

формирования чувства взрослости в подростковом возрасте.

Кроме того, нас интересует этнопсихологический аспект данного процесса, так как в современной психологии большое значение уделяется выявлению этнической специфики социализации личности. Поэтому нашей основной целью является выявление особенностей формирования чувства взрослости у подростков коренных народов

Камчатки.

В данной статье описаны

результаты первого этапа

исследования, проведенного среди подростков - представителей коренных народов Камчатки. В нем приняли участие корякские, эвенские, ительменские школьники, проживающие в п. Палана КАО, с. Анавгай. Количество испытуемых 43 человека, из них 12-летних - 10, 13летних - 13, 14-летних - 11, 15-

летних - 9 человек.

Для исследования развития чувства взрослости нами были использованы тест установок

личности на себя М. Куна, Т. Мак-Партланда, анкета «Исследование чувства взрослости».

Тест установок личности на себя основан на использовании

нестандартизированного самоописания с последующим

контент-анализом. Испытуемый

должен в течение 12 минут дать двадцать различных ответов на вопрос, обращенный к самому себе: «Кто я такой?» (3, 185). Полученные данные обрабатываются с помощью контент-анализа, который

предполагает проведение

типологизации ответов. При этом используются следующие категории: объективные - социальные группы (пол, возраст, этническая

принадлежность, семейная роль и статус), субъективные -

самоотношения с точки зрения личностных черт, мировоззренческие позиции, интересы и увлечения, стремления и цели, самооценка. В соответствии с целью нашего исследования мы анализировали содержание ответов, касающихся указаний на возраст,

самостоятельность, взрослость. Мы исходили из предположения о том, что дети одного возраста будут оценивать себя с известной степенью однообразия, а также из данных, полученных в исследовании А.М. Толстых, Н.Н. Прихожан, которые утверждают, что у подростков, отвечающих на вопрос «Кто я такой?» в 13-14 лет «превалируют характеристики жизненных планов, профессионального самоопределения», а 14-15-летние «фиксируют прежде всего свою самостоятельность, взрослость» (5,

60).

Анкета «Исследование чувства взрослости» включает в себя на два вопроса. Первый вопрос «Как ты думаешь, ты взрослый?»

предполагает один из двух возможных ответов «да-нет». Далее подросткам предлагается объяснить свой ответ. Обработка ответов на первый вопрос предполагает

количественный подсчет

положительных и отрицательных

ответов по возрастам, а ответов на открытый подвопрос «Почему?» -

качественный анализ содержания с выделением категорий, т.е. контент-анализ. Следующий вопрос основан на принципе вербального

завершения и предназначен для выявления когнитивного компонента чувства взрослости, а именно знаний подростками отличительных черт взрослых людей. Подросткам предлагается закончить предложение «Взрослые отличаются от детей тем, что ... » Обработка ответов

предполагает проведение контент-анализа с выделением показателей взрослости и определением их значимости в каждой возрастной группе.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Отвечая на вопрос теста установок личности на себя, практически все подростки, независимо от возраста, указывают свою половую принадлежность, социальное положение («ученик», «учусь в_классе»), многие называют себя по имени и фамилии, указывают на свое положение в семье («сестра», «тетя для племянника», «сын»), место жительства («я из Паланы», «живу в Анавгае», «житель планеты Земля»), особенности внешности

(«симпатичная»), увлечения («люблю слушать музыку», «люблю танцевать»), особенности характера («ленивый», «трудный», «целеустремленный»).

Для нас в первую очередь интерес представляли ответы, касающиеся указаний на возраст,

самостоятельность, взрослость.

Результаты данной методики оказались следующими:

Все 12-летние подростки, обозначая пол, используют слова «мальчик», «девочка», двое обозначили свой возрастной статус - «я ребенок».

Некоторые 13-летние подростки для обозначения пола используют слова «девушка», «мужик». Четверо указывают свое особое положение -«я подросток». В одной анкете

встретилось сразу несколько ответов, ориентированных на будущую взрослую жизнь: «я будущая

женщина, будущая жена, будущая работница».

Среди ответов 14-летних для обозначения пола также

используются слова «девушка», «мужчина». Два подростка дали ответы, ориентированные на получение профессии: «я хочу

поступить в институт на психолога», «я хочу стать певцом».

Ответы 15-летних, указывающие на половую принадлежность, практически не отличаются от ответов младших: все подростки

мужского пола используют слово «мальчик», из трех девочек две использовали слово «девушка»,

причем одна из них чуть ниже дала ответ «ребенок». Ответов,

ориентированных на будущую взрослую жизнь, указаний на самостоятельность, взрослость не встретилось совсем.

Таким образом, можно

констатировать, что в структуре личностной определенности

испытуемых подростков ощущение собственной взрослости практически не выражено. Лишь у 13-14-летних подростков появляются

самохарактеристики, связанные с будущей взрослой жизнью.

Результаты анкетирования

представлены ниже.

Распределение ответов на вопрос «Как ты думаешь, ты взрослый?» представлено на схеме.

□ нет

□ да

Как видим, с возрастом количество подростков, считающих себя взрослыми, увеличивается. Наибольшая разница в количестве положительных и отрицательных ответов наблюдается у старших подростков.

Анализ объяснений подростками своих положительных или

отрицательных ответов показал, что их характер с возрастом изменяется.

Так, 12-летние подростки не

считают себя взрослыми из-за возраста («нет, так как мне 12 лет»), социального положения учащегося («нет, так как я ученица»), «детского» поведения («нет, так как много играю и балуюсь», «нет, так как я веду себя,

как маленькая, не помогаю маме»). Считают себя взрослыми 12-летние, так как выполняют «взрослые обязанности» («да, так как я готовлю и ухаживаю за младшими»), чувствуют свое отличие от маленьких детей («да, потому что я отличаюсь от малышей внешностью, ростом, возрастом, поведением»).

Встретились и другие объяснения: «нет, я так чувствую», «да, потому что я расту».

13-летние подростки, ответившие на предложенный вопрос

отрицательно, также объясняют это своими возрастными особенностями: «нет, потому что я не доросла до 18 лет», «нет, я еще

несовершеннолетняя». Надо обратить внимание на изменившиеся формулировки, которые отражают установленный законом возраст приобретения гражданских прав и обязанностей. Другие объяснения: «нет, потому что мы еще растем», «нет, потому что я маленькая», «нет, потому что я в этом не уверена». Считают себя взрослыми 13-летние также в связи с тем, что ощущают свое отличие от детей: «да, я

отличаюсь от малышей возрастом», «я почти взрослая, я больше знаю, чем ребенок, я отличаюсь возрастом». Отмечают также подростки и изменения во внешности: «да, я

взрослая, потому что все говорят, что я девушка и высокая».

Отрицательные ответы 14-летних похожи на ответы младших: они

также указывают на особенности возраста и продолжающийся рост. Кроме этого появляется указание на отсутствие взрослых вредных привычек: «нет, потому что не пью, не курю и не матерюсь». Считают себя взрослыми 14-летние, так как выполняют «взрослые обязанности»: «да, я помогаю по дому, сижу с младшей сестрой, сама выступаю на концертах». Кроме того, впервые именно в этом возрасте подростки отмечают внутренние изменения: «да, я взрослая, потому что многое начинаю понимать», «да, потому что изменилось поведение, выросла, стала следить за собой, стала разумной». Встретился и

категоричной ответ: «да, потому что я так считаю».

Объяснения же 15-летних

принципиально отличаются, причем как положительных, так и

отрицательных ответов. Несмотря на то, что подростки объективно не достигли совершеннолетия, указаний на возраст не встретилось ни в одной анкете. Не считают себя взрослыми 15-летние по следующим причинам: «веду себя по-детски», «нет, у меня нет полного права на то, что я хочу сделать», «я еще расту». Все

положительные ответы подростки объясняют с точки зрения осознаваемых в себе качеств, присущих взрослым людям: «я могу отвечать за свои поступки», «я могу себя контролировать», «веду себя, как взрослый», «на многое способен», «у меня есть планы на будущее». Кроме того, были и такие ответы: «да, я взрослая, потому что годы идут, и я живу и взрослею», «да, так как я выросла».

Необходимо обратить внимание на ответы, в которых подростки указывают на свой продолжающийся рост. «Я еще расту» - такое

объяснение дали 5 человек, причем для двух из них это является причиной, по которой они считают себя взрослыми, а для троих, наоборот, это признак невзрослости. Кроме того, 14-15 летние отмечают (три ответа), что они уже выросли и потому взрослые.

Всего же подростками было названо 57 качеств и оценочных суждений, которые содержались в 38 ответах-объяснениях. Качества и оценочные суждения о

взрослости / невзрослости были

классифицированы нами по 9 категориям. Получившиеся

результаты для каждого возраста представлены в таблице 1.

Таблица 1

Категории Количество качеств и суждений

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

по возрастам

12 лет 13 лет 14 лет 15 лет

1. Возраст 1- 4 2-- 0

2. Внешность 0 1 + 2 0

3. Социальное положение 1- 0 0 0

4. «Детское» поведение 4---- 0 0 1-

5. «Взрослые» привилегии 0 0 3--- 1-

6. Отношения со взрослыми, основанные на сотрудничестве, доверии, помощи 2++ 0 3+++ 0

7. Качества ума, качества личности, характерные для взрослого человека 0 0 4++++ 6++++++

8. Сдвиги в физическом развитии и половом созревании 1 + 2+- 3++- 2-+

9. Отвержение принадлежности к детям 1 + 2++ 0 0

Выделено наибольшее количество суждений по категориям, плюсами обозначены положительные,

минусами - отрицательные ответы на вопрос «Ты взрослый?»

На основании количественного анализа объяснений мы попытались составить обобщенный ответ подростков разных возрастов. Так, 12-летние объясняют свою

взрослость / невзрослость следующим образом: «я не взрослый, потому что я еще играю и балуюсь, но я ощущаю себя взрослым, когда помогаю им в их делах», 13-летние - «я не взрослый, потому что я еще

несовершеннолетний, но я уже не ребенок», 14-летние - «я взрослый,

так как стал разумным, многое начал понимать и помогаю взрослым в их делах, хотя я еще

несовершеннолетний и не позволяю себе вредных привычек», 15-летние -«я взрослый, потому что могу отвечать за свои поступки, могу себя контролировать и планирую свое будущее».

Отвечая на второй вопрос анкеты, подростки должны были назвать отличия взрослых людей от детей. Всего было названо 130 отличий, которые были также классифицированы по 13 категориям в каждой возрастной группе. Распределение ответов по возрастам представлено в таблице 2.

Таблица 2

Отличительные признаки взрослых Общее количество суждений

12 лет 13 лет 14 лет 15 лет

1. Возраст 3 5 2 2

2. Внешность 4 9 2 6

3. Наличие работы, образования 6 5 4 5

4. Наличие семьи, детей 1 3 1 0

5. Наличие привилегий 0 0 3 0

6. Отношение к детям 1 2 3 0

7. Занятия 1 1 5 1

8. Качества ума, понимание, опыт 2 4 4 11

9. Социально-моральные качества 0 4 9 8

10. Вредные привычки 2 0 3 0

11. Поведение 1 3 1 1

12. Характер 0 1 2 1

13. Закончившийся рост 0 0 1 0

21 37 45 35

Как видим, главным отличием взрослых от детей для 12-летних является наличие работы, образования, для 13-летних - внешность, для 14летних - социально-моральные качества, для 15-летних - качества ума.

На основании количественного анализа можно составить собирательный портрет взрослого человека. Для 12-летних взрослые отличаются от детей тем, что они получили образование, работают, они больше и старше. Для 13-летних взрослые, в первую очередь, отличаются внешностью, возрастом, наличием работы и семьи. Кроме того, в представлении 13-летних взрослые - это умные, достойные уважения люди, которым можно доверять. Для 14-летних взрослые - это люди, обладающие такими качествами, как самостоятельность, ответственность, заботливость и т.п. У них есть свои «взрослые» занятия (покупки, приготовление еды, охота, ягоды), кроме того, они работают. Они умнее и понимают те детали, которые детям не понять. Им можно то, что нельзя детям, они имеют вредные привычки (курение, алкоголь, сквернословие). В представлении 15-летних взрослые - умные, развитые, опытные люди. Они ответственные, серьезные, заботливые и т.п. Отличаются внешностью, работают и зарабатывают на жизнь.

Если проанализировать изменение значимости того или иного признака взрослости с возрастом, то следует отметить, что для всех подростков независимо от возраста достаточно значимыми отличиями явились наличие работы, образования, а также особенности внешности и возраст. Причем наиболее значимыми эти признаки являются для 12-13-летних. Все эти отличия можно отнести к показателям внешней взрослости. Показатели же внутренней взрослости (социально-моральные качества, качества ума, наличие опыта) становятся все более значимыми с возрастом: на них указывают в большинстве своем 14-15-летние. Такая же тенденция наблюдается и при объяснении подростками своих ответов на прямой вопрос «Ты взрослый?»

В заключение необходимо обратить внимание на эмоциональную окраску ответов корякских, эвенских, ительменских подростков. Как уже было отмечено, всего в ответах подростков содержалось 130 отличий взрослых от детей. Среди них только 3 суждения («взрослые неинтересные», «взрослым секрет не откроешь», «взрослые не понимают детей») отражают возможные конфликтные отношения со взрослыми, ощущение отчужденности и непонятости. В целом же в представлении подростков коренных народов Камчатки взрослые - это умные, понимающие, самостоятельные люди, которым можно доверять.

Объяснить выявленную особенность можно с точки зрения культурантропологов (М. Мид, Р. Бенедикт), которые на основании анализа этнографических материалов доказывали, что для так называемых примитивных обществ был характерен плавный, непрерывный переход от детства к взрослости, при котором важные нормы и требования к детям и взрослым были схожи. Нами в работе «Этнопсихологические особенности взросления у коренных народов Камчатки (по материалам этнографических исследований)» были выявлены следующие особенности данного процесса: раннее включение детей в труд взрослых и специальное приучение к труду, обусловленные суровыми природными условиями, а также особенностями кочевого и полукочевого образа жизни; отсутствие резкой грани между детьми и взрослыми, ранняя самостоятельность детей, обусловленные особым отношением к детям; наличие ритуалов,

предназначенных для перехода от подросткового статуса к социально признанному взрослому статусу. В таких условиях развитие протекает плавно, ребенок постепенно учится способам взрослого поведения и оказывается подготовленным к выполнению требований статуса взрослого. Важным психологическим следствием этого являлось то, что у северных народов практически не было проблем подросткового возраста и «трудных детей».

В дальнейшем мы предполагаем провести аналогичное исследование среди подростков, проживающих в г. Петропавловске-Камчатском и сравнить полученные результаты с целью выявления этнопсихологических особенностей формирования чувства взрослости в подростковом возрасте.

Библиографический список.

1. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков /Под ред. Д.Б. Эльконина и Г.В. Драгуновой. - М.: Просвещение, 1967.

2. Драгунова Т.В. Проблема конфликта в подростковом возрасте //Вопросы психологии, 1972. № 2

3. Кун М., Макпартлэнд Т. Эмпирическое исследование установок личности на себя // Современная зарубежная социальная психология. Тексты / под ред. Г.М. Андреевой, Н.Н. Богомоловой, Л.А. Петровской. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984.

4. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М., 2000. - 184 с.

5. Прихожан А. М., Толстых Н.Н. Подросток в учебнике и в жизни. - М.: Знание, 1990. - 80 с.

6. Психология. Словарь/ Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Политиздат, 1990. - 494 с.

7. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие. - М.: Аспект Пресс, 2001. - 460 с.

8. Слободчиков В. И., Исаев Е.И. Основы психологической

антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной

реальности в онтогенезе: Учебное пособие для вузов. - М.: Школьная пресса, 2000. - 416 с.

9. Фельдштейн Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: Избранные труды. - М.: Московский психолого-социаль-ный институт: Флинта, 1999. - 672 с.

10. Эльконин Д.Б. Некоторые аспекты психического развития в подростковом возрасте//Психология подростка. Хрестоматия./Сост. Фролов Ю.И. М.: Российское педагогическое агентство, 1997. С.313-320.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.