УДК 37.013.78
ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ НА СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА А.В. Тукшумская, Е.С. Калмыкова, В.В. Наместников, Ю.С. Сухарева
В статье рассматривается влияние социальных условий на становление личности подроста
Ключевые слова: социализация, личность, подросток, ценностные ориентации личности, самосознание подростков
В подростковом возрасте необычайно
актуализируется потребность в социализации, т.к. закладываются модели поведения,
формируется круг интересов, в том числе и в области поиска контактов. Все это выступает базой становления личности подростка.
В этой связи актуальной задачей
психолого-педагогической науки становится выявление содержания тех социальных условий, которые и оказывают значительное воздействие на развитие личности, мышления, поведения, стиля жизни подростка.
Стоит отметить, что грань, где начинает и где заканчивает формироваться личность определить сложно. Некоторые авторы
отмечают, что свойства личности зарождаются в раннем детстве, темперамент и характерологические особенности
преломляются через них и видоизменяются.
По определению Л.Н. Собчик [9] личность - это «...открытая внешнему опыту саморегулирующаяся система, включающая в свою структуру такие подструктуры как: мотивационная направленность, эмоциональная сфера (стиль переживания), стиль мышления (интеллектуальные способности, способ постижения, переработки и воспроизведения информации), способ общения с окружающими (индивидуальный стиль межличностного поведения).
Таким образом, мы рассматриваем личность, как систему, которая открыта внешним воздействиям и реагирующая на изменения среды, в пределах индивидуально очерченного диапазона изменчивости, что делает структуру личности адаптивной и выносливой к стрессу» [9, с. 23]. Индивидуальные свойства, которые есть у
Тукшумская Анна Владимировна - МШУ, канд. пед. наук, декан, e-mail: [email protected] Калмыкова Елена Сергеевна - МПГУ, аспирант, e-mail: [email protected] Наместников Владимир Владимирович - МПГУ, магистрант, e-mail: [email protected] Сухарева Юлия Сергеевна - МПГУ, магистрант, тел. 8-905-772-40-76, e-mail: [email protected]
каждого человека, определенным образом преломляют информацию об окружающей среде и влекут за собой конкретный стиль поведения. Эта избирательность в оценке внешних событий приводит к формированию при сходных условиях социальной среды своего собственного неповторимого личностного стиля.
В основе этого стиля лежит ведущая тенденция или несколько тенденций, которые охватывают все уровни личности от физиологических характерологических
особенностей до социальной направленности и иерархии ценностей человека.
В свою, очередь социальные ценности подростков являются отражением
современного социального развития.
Ценностные основы начинают
складываться ещё в дошкольном возрасте, но осознать и выразить их речевыми средствами дети могут впервые именно в подростковом возрасте.
Одна из важнейших форм ценностей - это идеал. Ценность в качестве идеала переживается как объективно желательное положение вещей. Идеал видится как нечто недостижимое и непостижимое, но при этом линия поведения человека выстраивается в соответствии с тем, как он представляет этот идеал.
Некоторые исследователи рассматривают понятие ценности как близкое к понятиям потребности и мотива, считая, что ценность обладает реальной побудительной силой. Другие используют понятие ценностных ориентаций, как основных элементов системы отношения человека к социальному миру, определяющих стратегию социальной жизни личности. Подросток «впитывает»
определённые ценности при восприятии
образов.
Мощным регулятором человеческого
поведения являются ценности, т.е. представление о том, что свято для человека, группы или общества в целом. Каждый человек стремится упорядочить свои
представления, выработать отношение к существующим ценностям и нормам. Так складывается мировоззрение человека.
Возвращаясь к психологической характеристике подростка, мы можем теперь понять ту психологическую функцию, которую выполняет в формировании его личности
складывающееся мировоззрение, и прежде всего система его моральных взглядов и убеждений. Моральное мировоззрение воплощает в себе нравственные стремления школьников и таким образом организует поведение учащихся. Моральное
мировоззрение начинает складываться за долго до старшего школьного возраста. Оно
подготавливается, в частности, развитием у подростков идеальных образов людей, на которых они хотели бы походить.
Таким образом, именно в подростковом возрасте на базе качественного изменения всей психической жизни ломается и перестраивается все прежние отношения ребенка к миру
и самому себе, прежде всего к самому себе. В подростковом возрасте на базе качественного нового характера структуры и состава деятельности у ребенка развивается
сознательное поведение, делается решающий шаг из детства к новому этапу психологического и социального развития.
Многие отечественные и зарубежные авторы подчеркивают значение подросткового возраста для развития самосознания, которое Л. С. Выготский считал основным
новообразованием этого возраста. Появление сознательного «Я», возникновение рефлексии, осознание своих мотивов, моральные конфликты и нравственные самооценки, интимизация внутренней жизни - вот некоторые феноменальные проявления самосознания в этом возрасте [2].
Этот период считается критическим или даже периодом возникновения самосознания во всей его целостности. Согласно С. Л. Рубинштейну, процесс формирования самосознания протекает «от наивного неведения в отношении самого себя к все более глубокому самопознанию, соединяющемуся с все более определенной, а иногда резко колеблющейся самооценкой. В процессе этого развития центр тяжести для подростков все более переносится к ее внутренней стороне, от отражения более или менее случайных черт к характеру в целом» [8].
В подростковом возрасте последовательно появляются две особые формы самосознания: чувство взрослости и «Я-Концепция».
Анализируя различные подходы к исследованию чувства взрослости можно выделить два основных: биологический и
культурно-исторический. В рамках
биологического подхода работали С. Холл, З. Фрейд и др.
С позиций культурно-исторического подхода проблема подростковой взрослости изучалась Л.С. Выготским, Д.Б.
Элькониным,Т.В. Драгуновой и др. Основная проблема, которая встает в ходе исследования -это становление у подростка чувства взрослости. Проблема состоит в том, чтобы в условиях школьного образования обеспечить такую организацию учебной деятельности, которая позволила бы подростку действительно осуществить свое взросление, как приобщение себя к взрослой жизни [10]. Такой деятельностью для подростка выступает деятельность общения. Эта деятельность является ведущей деятельностью
подросткового возраста. Для того, чтобы войти ребенку во взрослую жизнь, его собственная деятельность должна быть организована по модели взрослой жизни. Такое стремление подростка мотивировано обществом, как более раннее вступление ребенка в экономическую жизнь общества. Для подростка ее осуществление должно стать результатом его собственного решения, она должна иметь для подростка ценность его собственной деятельности, не навязанной ему извне. Но в настоящее время, к сожалению, ребенок обретает не чувство взрослости, а скорее чувство возрастной неполноценности. В рамках деятельностного подхода Д.Б. Эльконину с сотрудниками удалось показать, что именно в начале подросткового возраста деятельность общения, сознательное экспериментирование с собственными отношениями с другими людьми (поиск друзей, конфликты, выяснение отношений, смена компаний и т.д.) выделяется в относительно самостоятельную область жизни подростка. новообразованием, которое возникает у подростка по мере овладения общением является так называемое чувство взрослости - особая форма отроческого сознания [10].
С развитием самосознания связаны и возникающие в подростковом возрасте склонность к уединению, чувства одиночества, непонятности и тоски. Эти новые чувства, не свойственные детям младших возрастов, проявляются в аффективных вспышках и проявляющейся вдруг на время замкнутости. Образы «Я», которые создает в своем сознании
подросток, разнообразны. Они отражают все богатство его жизни. Физическое «Я», то есть представление о собственной внешней привлекательности, представления о своем уме, способностях в разных областях, о силе характера, общительности, доброте и других качествах, соединяясь образуют большой пласт «Я-Концепцц» - так называемое реальное «Я», познание себя, своих различных качеств приводит к формированию когнитивного компонента «Я-Концепции». С ним связаны, еще два-оценочный и поведенческий. Для подростков важно не только знать, какой он есть на самом деле, но и насколько значимы его индивидуальные особенности. Оценка качеств зависит от системы ценностей, сложившейся главным образом, благодаря влиянию семьи и сверстников. Кроме того, представления о себе должен соответствовать определенный стиль поведения. Когда же образ «Я» достаточно стабилизировался, а оценка значимого человека или поступок самого подростка ему противоречит, часто включаются механизмы психологической защиты.
Помимо реального «Я» «Я-концепция» включает в себя идеальное «Я». При высоком уровне притязаний и недостаточном осознании своих возможностей идеальное «Я» может слишком сильно отличаться от реального. Тогда переживаемый подростком разрыв между идеальным образом и действительным своим положением приводит к неуверенности в себе, что внешне может выражаться в обидчивости, упрямстве, агрессивности. Когда идеальный образ представляется достижимым, он побуждает к самовоспитанию.
Подростки не только мечтают о том, какими они будут в ближайшем будущем, но и стремятся развить в себе желательные качества. Самовоспитание становится возможным в этот период благодаря тому, что у подростка развивается саморегуляция. Разумеется, далеко не все они способны проявить настойчивость, силу воли и терпение, чтобы медленно продвигаться к созданному ими самими идеалу. Кроме того, у многих сохраняется детская надежда на чудо: кажется, что в один
прекрасный день слабый и боязливый вдруг нокаутирует первого в классе силача и нахала, а троечник блестяще напишет контрольную работу. Вместо того чтобы действовать, подростки погружаются в мир фантазий. В конце подросткового возраста, на границе с ранней юностью, представления о себе стабилизируются и образуют целостную систему — «Я-концепцию». У части детей «Я-
концепция» может формироваться позже, в старшем школьном возрасте. Но в любом случае — это важнейший этап в развитии личности подростка.
Таким образом, психическое развитие ребенка, формирование его личности может быть понятно лишь в рамках его социализации, т.е. усвоения им продуктов накопленного людьми социального опыта. Но ведь «образцы», с которыми встречается в ходе своего развития подросток, отнюдь не однозначны. Они могут представлять продукты творческой, созидательной деятельности людей, способствующие прогрессу общества, а также быть продуктом негативного опыта, представлять собой ложные взгляды и принципы, устаревшие традиции,
отрицательные качества личности и прочее. И если процесс социализации происходит стихийно, неуправляемо, то нет никакой гарантии, что он будет направлен на усвоение лучших, а не худших образцов. Отсюда ясно, что социализация подростка, весь процесс превращения его из организма в психологически зрелого и морально полноценного члена общества, должен осуществляться под контролем воспитания. Именно оно и есть активное и целенаправленное руководство формированием человеческой личности.
Говоря о влиянии социальных условий на становление личности подростка нельзя ни коснуться вопроса переориентации подростка с родителей, учителей и вообще старших на ровесников, более или менее равных себе по положению [3].
Эта переориентация может происходить медленно и постепенно или скачкообразно и бурно, она по-разному выражена в разных сферах деятельности, в которых престиж старших и сверстников, как мы видели, неодинаков, но такая переориентация происходит обязательно. Потребность в общении со сверстниками, которых не могут заменить родители, возникает у ребенка уже в 4—5 лет и с возрастом неуклонно усиливается. Отсутствие общества сверстников уже у дошкольников отрицательно сказывается на развитии коммуникативных способностей и самосознания личности. Поведение же подростков по самой сути своей является коллективно-групповым [4].
Каковы психологические функции общества сверстников в подростковом возрасте?
Во-первых, общение со сверстниками очень важный специфический канал информации, по нему подростки и юноши узнают многие необходимые вещи, которых по тем или иным причинам им не сообщают взрослые. Например, подавляющую часть информации по вопросам пола подросток получает от сверстников, поэтому их отсутствие может задержать его психосексуальное развитие или придать ему нездоровый характер, если нет других источников такой информации.
Во-вторых, это специфический вид деятельности и межличностных отношений. Групповая игра, а затем и другие виды совместной деятельности вырабатывают у ребенка необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными. Вне общества сверстников, где взаимоотношения строятся принципиально на началах, и статус надо заслужить и уметь поддерживать, ребенок не может выработать необходимых взрослому коммуникативных качеств.
Соревновательность групповых
взаимоотношений, которой нет в отношениях с родителями, также служит ценной жизненной школой.
В-третьих, это специфический вид эмоционального контакта. Сознание групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи не только облегчает подростку автономизацию от взрослых, но и дает ему чрезвычайно важное для него чувство эмоционального благополучия и устойчивости. Сумел ли он заслужить уважение и любовь равных, товарищей, имеет рёшающее значение для подросткового самоуважения. Рост влияния сверстников с возрастом проявляется прежде всего в том, что увеличивается количество времени, проводимого старшеклассником среди ровесников, по сравнению со временем, проводимым с родителями. Нормы и критерии, принятые в кругу сверстников, становятся в некоторых отношениях психологически более значимыми, чем те, которые существуют у старших. Наконец, растет потребность в признании и одобрении со стороны сверстников.
Но, как мы уже видели, соизмерять влияние старших и сверстников механически, без учета конкретных социальных условий и сферы деятельности, нельзя. В психологической и социологической
литературе часто утверждается, что "общество сверстников", т. е. специфическая форма взаимодействия и коммуникации детей и особенно подростков одного и того же возраста, является универсальным институтом, существующим не только во всех человеческих обществах. Это представление не совсем точно. Подростковые группы действительно существуют и у людей и у приматов, но они большей частью разновозрастные.
Именно разновозрастность делает их функционально необходимыми для передачи не закодированных генетически аспектов поведения, для охраны маленьких детей от внешних опасностей (как дополнение и продолжение материнских функций) и для обеспечения и для обеспечения включения подрастающего поколения во взрослую жизнь. Такие группы объединяют подростков равных друг другу по своему социальному статусу, то есть еще не взрослых, находящихся в процессе созревания или социализации, но не обязательно строго по возрасту. В частности, широко распространены в древних обществах и описанные этнографами мужские союзы и подростковые группы (возрастные группы, тайные общества, мальчишники, холостячества, королевства шутов и т. д.) очень часто связаны с задачами воинского обучения. Отделение мальчиков-подростков от женщин преследует цель ослабить идентификацию мальчиков с матерью и вырастить из них хороших воинов. Что же до возрастно-однородных групп, то они, как мы уже видели, исторически возникли только в новое время (школьный класс) и поддерживаются организацией воспитания и обучения по возрастному принципу.
Разновозрастные группы обладают и своей психологической спецификой.
Еще А. С. Макаренко отмечал преимущества разно возрастных коллективов с точки зрения большего разнообразия
социальных ролей и человеческих взаимоотношений [53]. Экспериментальные
исследования под руководством Л. И. Уманского с разновозрастными отрядами в школах-интернатах показали, что разно возрастные группы более эффективны при решении целого ряда коллективных задач и повышают уровень общественной активности учащихся. Причем оптимальный диапазон разновозрастности различен в зависимости от вида деятельности [6].
Неоднозначно и понятие "общество сверстников". В одних случаях имеется в виду широкая, неструктурированная, часто только
подразумеваемая (иногда даже иллюзорная) общность возрастно-специфических черт поведения и ценностных ориентаций, которую социологи называют подростковой
субкультурой. В других случаях "общество сверстников" трактуется более узко — как определенная социально-психологическая группа. Но понятие группы тоже достаточно многозначно.
Прежде всего нужно различать группы принадлежности (или группы членства), в которых состоит данный индивид (школьный класс, спортивная команда и т. д.), и референтные группы, на которые он мысленно ориентируется и с которыми соотносит свое поведение и самооценку. Эти типы групп далеко не всегда совпадают. Например, референтной группой подростка может быть компания старшеклассников, к которой он не принадлежит.
Далее, необходимо разграничивать спонтанные, диффузные группы-ассоциации и организованные группы-коллективы. Согласно концепции А. В. Петровского, "в диффузной группе определяющими являются
непосредственные отношения и
непосредственное взаимодействие между индивидами (эмоциональные контакты, податливость или сопротивление групповому воздействию, сенсомоторная или
психофизиологическая совместимость и т. п.)". Напротив, "в коллективе в качестве определяющих выступают взаимодействие и взаимопонимание людей, опосредствованные целями, задачами совместной деятельности, т. е. ее реальным содержанием. С этой точки зрения коллектив — это группа, где межличностные отношения опосредствуются общественно ценным и личностно значимым содержанием совместной деятельности" [7].
"Общество сверстников", в рамках и под влиянием которого формируется личность старшеклассника, реально существует в двух качественно различных формах:
а) в форме организованных и прямо или
косвенно направляемых взрослыми
коллективов;
б) в форме стихийно складывающихся более ила менее диффузных групп общения, приятельских компаний и т. п. Их состав, структура и функции существенно различны.
Мы можем сделать вывод, что подросток стремится к эмансипации, кроме этого подростку присуща сильная потребность в общении со сверстниками. Ведущей
деятельностью в этот период становится интимно-личностное общение.
Затрагивая проблему общения, стоит отметить, что общение является одним из доминирующих факторов в развитии и становлении личности подростка.
Проблема общения и взаимодействия тесно связана с развитием проблемы человека в целом, т.к. человек может развиваться только в обществе других людей. От того, как складываются отношения между людьми, зависит их настроение, духовный комфорт, "психологический климат".
Как нами было ранее отмечено, общение весьма сложный и многоплановый процесс, который включает в себя взаимодействие людей, обмен информацией, восприятие и понимание друг друга.
Общение мы рассматриваем как специфическую форму взаимодействия человека с человеком. Именно в процессе общения осуществляется, прежде всего, обмен идеями, интересами, «передача» черт характера, формируются установки личности, её позиции.
Общение в данной ситуации выступает как индивидуализированная форма
общественных отношений, их личностнопсихологическая конкретизация, именно поэтому оно обладает относительной самостоятельностью.
При исследовании общения наиболее часто выделяются два фактора: доминирование-
подчинение и дружелюбие-агрессивность. Именно эти факторы определяют общее впечатление о человеке в процессах межличностного восприятия.
Прежде чем испытать симпатию -антипатию, включится в общение, человек осознано или неосознанно познает другую личность. При осознанном познавании достигаются большая ясность и определенность восприятия и понимания. Но не все может быть осознано, многое скрыто конкретночувственным ощущением одной личностью -другой. Если на уровне восприятия и понимания одного человека другим осмысленность является ведущим моментом, то на уровне общения срабатывает механизм чувственного восприятия или неприятия.
Взаимопонимание - когнитивный процесс, с помощью которого в общем виде устанавливаются связи между явлениями. Важный момент взаимопонимания -согласие. Согласие - несогласие, как известно, есть основной регулятор общения, взаимодействия.
Без согласия партнеров даже внешнего и поверхностного, невозможно их
функционирование как единого целого.
Вполне очевидно что, адекватное восприятие подростком другого человека не требует длительного знакомства. И это положение оправдано тем, что первое впечатление в меньшей мере подвержено давлению эмоционального опыта отношений. Существенным моментом в адекватности, как точности, глубине и широте восприятия и интерпретации, является мнение, оценка других более или менее значимых людей, групп, авторитетных лиц.
Помимо точного восприятия и интерпретации личности другого, общение характеризуются идентификацией, то есть отождествлением себя с личностью другого индивида, что для становления личности в подростковом возрасте более чем значимо.
Сравнение - одно из существенных условий познания. Идентификация как целенаправленный процесс заканчивается определением сходства - различием между двумя личностями в сознании каждого из них. Отождествление, возникающее вследствие обнаруживаемого сходства, формирует целостность системы межличностных
отношений.
Существенным фактором определяющим характер межличностных отношений в подростковом возрасте являются половые различия и особенности отношений в
однополых и разнополых парах, группах, общностях. Появляется подростковая дружба и личностное объединение в неформальные
группы. Возникают и яркие, но обычно часто сменяющие друг друга увлечения.
Подростковый период - важнейший этап жизни, во многом определяющий последующую судьбу человека. С одной стороны, взрослость, когда человек принимает на себя ответственность за свою жизнь, понимает смысл собственного бытия, ощущает радость жизни. С другой стороны, взрослость иллюзорная, инфантильная или асоциальная с множеством проблем.
Литература
1. Божович Л.И. Проблемы формирования
личности: Под редакцией Д. И. Фельдштейна /
Вступительная статья Д. И. Фельдштейна. 2-е изд. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. 352 с.
2. Выготский Л.С. Педология подростка: проблема возраста // в кн.: Собрание сочинений, Т.№4. М., 1984
3.Кон И.С. Психология ранней юности - М.: Просвещеиие,1980. - 235с.
4.Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека. -Москва.: Сфера, 2005.-459 с.
5.Макаренко А.С. Педагогическая поэма. - М.: Педагогика, 1981.
6.Мухина В.С., Хвостов А.А Возрастная
психология. Детство. Юность. Отрочество.- М.: Академа, 2001. - 623с.
7.Психология современного подростка/Под ред. Л.А Регуш.-Спб, 2005.-386 с.
8. Родители и подростки: навстречу друг другу /
Е.А. Леванова, С.И. Шевченко, М.В. Ковалевская / Под
общ. ред. Е.А. Левановой. - М.: «Педагогическая
литература», 2010. - 240 с.
9.Собчик Л.Н. Введение в психологию
индивидуальности. Теория и практика психодиагностики. -М., 1998.
10. Эльконин Д. Б., Драгунова Т.В. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков. - М.: Просвещение, 1967. - 280с.
Московский педагогический государственный университет
THE INFLUENCE OF SOCIAL CONDITIONS ON THE FORMATION OF A PERSONALITY OF A TEENAGER
A.V. Turshumskaya, E.S. Kalmykova, V.V. Namestnikov, Ju.S. Suhareva
The paper describes the influence of social conditions on the formation of a personality of a teenager Key words: influence, social conditions, formation, personality, teenager