Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЛИЧНОСТНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ ПОДРОСТКОВ'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЛИЧНОСТНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
147
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ATTITUDE / ADOLESCENTS / SENSE OF ADULTHOOD / SELF-ATTITUDE / PERSONAL COUNSELING / INDIVIDUAL COUNSELLING / COUNSELLING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Белова Е.В.

В статье представлены теоретические подходы к изучению индивидуального личностного консультирования подростков. Сложность консультативной работы состоит в том, чтобы, владея диагностическими методами, уметь применять диагностические схемы и при этом общаться с человеком как с уникальным индивидом, как с равным уважаемым собеседником.The article presents the theoretical approaches to the study of individual personal counselling adolescents. The complexity of Advisory work is that, having a diagnostic methods to be able to apply diagnostic scheme and to communicate with the person as a unique individual, respected as an equal interlocutor.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЛИЧНОСТНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ ПОДРОСТКОВ»

на МСФО и МСА-ФГБОУ ВПО «Северо-Кавказский государственный технический университет». 2011. С. 93-95.

б.Тунин, С.А. Профессиональное суждение бухгалтера при формировании учетной политики организации / С.А. Тунин, О.Е. Сытник - Учетно-аналитические аспекты и перспективы развития инновационной экономики. 2010. С. 55-58.

УДК 159.59

Белова Е.В. магистрант

1 курс, факультет «Психолого-педагогического

и социального образования» Волгоградский государственный социально-педагогический университет

Россия, г. Волгоград

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЛИЧНОСТНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ ПОДРОСТКОВ

В статье представлены теоретические подходы к изучению индивидуального личностного консультирования подростков. Сложность консультативной работы состоит в том, чтобы, владея диагностическими методами, уметь применять диагностические схемы и при этом общаться с человеком как с уникальным индивидом, как с равным уважаемым собеседником.

Ключевые слова. Отношение к себе, подростки, чувство взрослости, самоотношение, личностное консультирование, индивидуальное консультирование, консультирование.

Белова Е.В. магистрант

1 course, the faculty of «Psycho-pedagogical and social education"

Volgograd State Socio-Pedagogical University

Russia, Volgograd THEORETICAL APPROACHES TO THE STUDY OF INDIVIDUAL PERSONALITY ADOLESCENT COUNSELING

The article presents the theoretical approaches to the study of individual personal counselling adolescents. The complexity of Advisory work is that, having a diagnostic methods to be able to apply diagnostic scheme and to communicate with the person as a unique individual, respected as an equal interlocutor.

Key words. Attitude, adolescents, sense of adulthood, self-attitude, personal counseling, individual counselling, counselling.

Актуальная проблема современного этапа развития психолого-педагогического образования связана с переходом к федеральным государственным образовательным стандартам нового поколения, построенным на концептах «деятельность» и «возраст», предполагает необходимость обобщения и разработки научных исследований по

теоретико-методологическим и инструментальным аспектам возрастно-ориентированных технологий, определяющих пути психологического сопровождения детей и подростков в кризисные и стабильные периоды их жизни. Особое место наряду с психодиагностическими, коррекционно-развивающими видами практики занимает возрастно-психологическое консультирование. Возможности этого вида консультирования, релевантного системе развивающего образования, в школьной практике в настоящее время представлены недостаточно, что объясняется его особенностями, на рассмотрении которых остановимся подробнее.

Теоретической основой нашей работы явились фундаментальные работы по исследованию личностного и возрастно-ориентированного консультирования Е.Ю. Алешиной, Т.П. Гавриловой, А.Н. Елизарова, Е.Е. Сапоговой, К. Роджерса; теории развития детей в подростковом возрасте (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Т.В. Драгунова, Д.Б. Эльконин, К.Н. Поливанова и др.).

Целью работы является изучение запросов подростков в индивидуальном личностном консультировании.

Объект исследования - помогающие отношения в возрастно-ориентированной консультативной практике.

Предмет исследования: консультативные запросы подростков к психологу.

Теоретические задачи исследования:

- изучить теоретические подходы отечественных и зарубежных исследователей по проблеме индивидуального личностного консультирования подростков;

Методы теоретического анализа и обобщения подходов к проблеме исследования.

Опыт психологов-практиков (Т.П. Гаврилова, А.Н. Елизаров и др.) свидетельствует о том, что эффективная работа с подростками возможна при наличии определенных условий. Чтобы присоединиться к внутреннему миру подростка, необходимо отчетливо представлять особенности социального контекста развития этого подростка, «качество жизни» и ее реалии: состояние медицины, экологии, институтов семьи и школы, социальный экономический, политический аспект современного ему бытия.

На позиции психолога, обсуждающего с подростком его личностные трудности, следует остановиться отдельно. Прежде всего, психолог - не родитель, не учитель. Он не воспитывает, не учит, не разъясняет нормы поведения, не осуждает и не оценивает. Адекватна задаче помощи его позиция принятия. Только с помощи принятия психолог способен помочь подростку осмыслить то, что мешает ему самореализоваться, и одолеть препятствия в достижении цели. Психолог принимает подростка независимо от того, что бы он не говорил, какие бы проступки не совершал. Психологу мало преодолеть антипатию к асоциальному, необаятельному подростку или

занять нейтральную позицию. Чтобы помочь подростку открыться, к нему необходимо проявить заинтересованное отношение [2].

В работе с подростком Т.П. Гаврилова выделяет несколько следующих стадий.

1.Момент прихода подростка в консультацию. Психологу необходимо показать подростку, что в этой комнате он в безопасности. Если подросток видит, что психолог тепло относится к нему, принимает его, между ними возникает взаимная симпатия и доверие.

2.Знакомство. Консультант ищет стилистику общения, которая соответствовала психическим и личностным особенностям подростка. Учитывая его характер, темперамент, эмоциональное состояние, консультант «держит себя» соответственно поведению подростка.

3.Контакт. Подросток постепенно раскрывается, даже если вначале был закрыт. С этого этапа начинается собственно консультативное воздействие.

4.Встреча. Подросток становится все более открытым и искренним, творчески участвует в консультировании, помогая психологу находить адекватные формы работы.

От стадии к стадии консультант вводит подростка в диалог, активным началом которого является эмпатическое слушание. Слушая эмпатически, психолог как бы «внезапно» понимает подростка, узнает о нем что-то новое и существенное [3].

Именно в подростковом периоде подростки в большей степени нуждаются в помощи психолога. Но самостоятельно подростки не часто обращаются к психологу. Чаще всего их «направляют» или «приводят» за психологической помощью родители, учителя, когда возникшие трудности во взаимоотношениях уже нельзя не замечать и решить самостоятельно не получается [5].

Личностное консультирование рассматривается как вид психологической помощи, адресованный тем, кто испытывает трудности в самореализации: в достижении целей, удовлетворения тех или иных потребностей, принятии решений. Если подросток обращается за помощью к психологу-консультанту, тот помогает ему преодолеть трудности, которые возникают. Подросток обращается к психологу, когда в той или иной мере осознает свои трудности и может описать их. Подростки неохотно допускают психолога в свой внутренний мир, стараются избегать глубокого контакта, но с готовностью просят помощи.

Основная проблема заключается в трудности распознавания причин и механизмов возникновения проблемного поведения подростков. В обоих случаях обращение за профессиональной психологической помощью к психологу поможет объективно рассмотреть сложившуюся ситуацию и найти решение.

Подводя итог, можно отметить, что цель и задача теоретического исследования реализованы.

Использованные источники:

1.Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 т.: Т. 4: Детская психология / Под. ред. Д.Б. Эльконина. М.: Педагогика, 1984.

2.Гаврилова Т.П. Диагностика в личностном консультировании подростков // Психол. наука и образование. 1997. № 2. С. 46-58.

3.Гаврилова Т.П. Личное консультирование подростков как вид психологической помощи // Психол. наука и образование. 1997. № 1. С. 21 -29.

4.Елизаров А.Н. Введение в психологическое консультирование. М.: Ось, 2001.

5.Копьев А.Ф. Потребность в психологической помощи в контексте диалогического подхода // Консультативная психология и психотерапия. 2010. № 1. С. 83-102.

Белогудова Ю. С.

2 курс

Научный руководитель: Сытник Ольга Егоровна, к.э. н доцент кафедры бухгалтерского учета и аудита

Ставропольский ГАУ Россия

ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ МЕТОДА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

Бухгалтерский учет, как и любая другая наука, разрабатывает собственные способы и приемы для понимания содержания предмета. Задачи бухгалтерского учета решаются с помощью различных способов и приемов, совокупность которых называется методом бухгалтерского учета. Отдельные, конкретные способы являются составными частями метода, его элементами.

Метод бухгалтерского учета включает в себя следующие способы и приемы, которые принято называть элементами метода бухгалтерского учета: документация и инвентаризация, оценка и калькуляция, счета и двойная запись, баланс и отчетность.

Документация - документ - это письменное свидетельство о совершенной хозяйственной операции. Документы обеспечивают бухгалтерскому учету сплошное и непрерывное отражение хозяйственной деятельности организации. К учету принимается только правильно оформленный документ со всеми заполненными реквизитами, предусмотренными стандартами. Основными реквизитами для каждого документа являются: наименование документа; дата составления; наименование организации, от имени которой составлен документ; содержание хозяйственной операции; измерители хозяйственной операции (в натуральном и денежном выражении); наименование должностных лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления; личные подписи указанных лиц. В организации особое внимание должно уделяться сохранности документов, они должны

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.