УДК 797.21
ИНДИВИДУАЛЬНО-ВАРИАТИВНОЕ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ КАК УСЛОВИЕ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СТИЛЕВЫХ ВАРИАЦИЙ ПЛАВАНИЯ
Олег Евгеньевич Понимасов, кандидат педагогических наук, доцент,
Военный институт физической культуры, филиал Военно-медицинской академии имени
С.М. Кирова, Санкт-Петербург,
Сергей Валентинович Николаев, доктор педагогических наук, профессор, Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России
Аннотация
В статье разработаны качественные критерии результативности обучения прикладному плаванию. Сформулировано условие индивидуально-вариативного целеполагания. Реализация сформулированного условия предполагает решение учебной задачи на основе движений, как освоенных в процессе обучения, так и сложившихся в результате индивидуального двигательного опыта. Представлены ранговые ряды групп вариаций техники плавания относительно критериев результативности обучения, полученные в результате использования алгоритмов статистики. Установлено, что выбор стилевых вариаций плавания, сформированных на основе индивидуальных двигательных действий, более предпочтителен относительно качественных критериев результативности обучения.
Ключевые слова: вариации техники плавания, критерии результативности обучения, индивидуально-вариативное целеполагание.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.11.105.p134-137 INDIVIDUALLY VARIABLE PURPOSE POSITING AS A CONDITION OF DESIGN STYLISTIC VARIATIONS OF APPLIED SWIMMING
Oleg Evgenyevich Ponimasov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Military Institute of Physical Culture, branch of the Kirov Military Medical Academy,
St. Petersburg,
Sergey Valentinovich Nikolaev, the doctor of pedagogical sciences, professor,
St. Petersburg University of the State Fire Service of Emercom of Russia
Annotation
This article has developed the qualitative performance criteria for training applied swimming. The condition of individually variable purpose positing has been formulated. The realization of the formulated condition implies solution of educational problems on the basis of movements, as developed in the learning process, and established as a result of individual motor experience. The rank ranges of group variations in swimming technique in ration to the criteria of learning outcomes resulting from the use of statistical algorithms have been presented. It has been revealed that choice of stylistic variations of swimming, formed on the basis of individual motor actions, is more preferable against the qualitative performance criteria for training.
Keywords: variations of swimming techniques, performance criteria for training, individually variable purpose positing.
В силу сложности обоснования обобщенных интегральных показателей техники плавания их измерение и оценка представляют наибольшую трудность. Рациональнообъективное оценивание освоенных вариаций техники может быть получено на основе критериальных показателей результативности обучения.
Под критериями результативности обучения мы понимаем совокупность вариативных проявлений техники, которые отражают качественные и количественные изменения в структуре движений. Каждое из проявлений характеризуется рядом реальных параметров, зависящих от индивидуальных двигательных возможностей обучаемых.
Первым из показателей результативности обучения следует выделить необходи-
мый и достаточный объем разучиваемых двигательных заданий, с помощью которого возможно достижение поставленных дидактических целей. Чем меньшее количество средств задействуется для получения желаемого результата, тем более эффективной может считаться методика обучения, в которой эти средства используются.
Умение применять индивидуальную технику плавания на практике в изменяющихся условиях водной среды - еще один важный показатель результативности обучения. Сами по себе двигательные умения не имеют ценности, если в реальных гидросре-довых условиях обучаемые будут не в состоянии их использовать.
Провозглашая индивидуализацию основным принципом обучения, следует ожидать и индивидуально-вариативное проявление его результатов в рамках общей стратегической цели образования. Соблюдение условия индивидуально-вариативного целепо-лагания позволит выдержать логику всего педагогического процесса и сформировать индивидуально-стилевые вариации плавания на основе как ранее сложившихся, так и вновь освоенных двигательных действий [3]. Подобного рода вариации представляют собой целевые модели техники плавания, доступные для понимания и освоения каждым занимающимся в отдельности.
На основе показателей исходного уровня подготовленности при обучении прикладному плаванию были определены целевые вариации способов передвижений в воде спасателей МЧС.
Изучению и анализу подверглись шесть групп вариативных проявлений освоенной техники плавания.
Э-1 - вариации техники на основе одновременных индивидуальных движений ногами;
Э-2 - вариации техники на основе одновременных индивидуальных движений руками;
Э-3 - вариации техники на основе попеременных индивидуальных движений ногами;
Э-4 - вариации техники на основе попеременных индивидуальных движений руками;
Б - вариации техники плавания способом брасс;
В - вариации техники плавания способом кроль на груди.
На основе изучения реалий образовательного процесса были сформулированы следующие критерии результативности обучения.
К-1 - минимальный объем усвоенных действий, необходимый и достаточный для достижения целей обучения;
К-2 - предпосылки к овладению более совершенными вариациями на базе освоенных движений;
К-3 - согласованность индивидуальных двигательных возможностей обучаемых с целевыми моделями обучения технике плавания;
К-4 - возможности использования экспресс-методик обучения на основе имеющихся двигательных навыков плавания;
К-5 - потенциальная пригодность техники плавания для варьирования в зависимости от изменяющихся условий водной среды;
К-6 - универсальность освоенных вариаций для использования в различных практических ситуациях профессиональной деятельности.
Методом экспертных оценок были определены ранги каждой из групп вариаций техники относительно сформулированных критериев результативности обучения.
Полученные результаты эксперимента анализировались с помощью одновременного использования двух методов - метода средних арифметических рангов (баллов) и метода медианных рангов [2]. В соответствии с концепцией устойчивости [1] использование двух и более алгоритмов анализа одного и того же массива данных позволяет сде-
лать обобщенные выводы, отличающиеся большей объективностью.
В таблице представлены ранги групп вариаций техники плавания относительно выбранных критериев результативности обучения (ранг 1 - ранг группы вариаций, наиболее удовлетворяющей выбранному критерию результативности; ранг 6 - ранг группы вариаций, наименее удовлетворяющей изучаемому критерию).
Таблица
Ранги групп вариаций техники плавания относительно критериев ________результативности обучения и расчетные показатели___________________
Критерии Вариации
Э-1 Э-2 Э-3 Э-4 Б В
К-1 1 5 3 2 4 6
К-2 3 1 4 2 5 6
К-3 4 5 6 1 3 2
К-4 1 4 3 2 6 5
К-5 3 4 1 5 2 6
К-6 2 1 5 6 3 4
Сумма рангов 14 20 22 18 23 29
Среднее арифметическое рангов 2,33 3,33 3,66 3,00 3,83 4,83
Итоговый ранг по среднему арифметическому 1 3 4 2 5 6
Медианы рангов 2,29 3,50 3,79 2,79 3,75 5,29
Итоговый ранг по медианам 1 3 5 2 4 6
Согласно методу средних арифметических рангов представленные в таблице значения складывались, а группы вариаций техники ранжировались в порядке уменьшения сумм рангов, которые определили итоговое ранжирование в следующем виде:
Э-1 > Э-4 > Э-2 > Э-3 > Б > В.
Медианы совокупностей из 6-ти рангов, соответствующих каждой из групп вариаций техники, вычислялись как среднее арифметическое центральных членов вариационного ряда. Итоговое ранжирование по методу медиан приняло вид:
Э-1 > Э-4 > Э-2 > Б > Э-3 > В.
Сопоставление итоговых линеек указывает на их сходство. Выстраивание членов ранговых рядов имеет похожую тенденцию. Вариативные проявления техники, основанные на индивидуальных движениях, заняли устойчивое положение в начале итоговых линеек. В случае медианных рангов качественно близкие по кинематической структуре объекты (В и Э-3) стремятся занять соседствующее положение в конце рангового ряда.
Наибольшее отличие друг от друга проявляют объекты Э-1 и В (группы вариаций, основанные на индивидуальных одновременных движениях ногами и способе плавания кролем). Выраженная удаленность объектов Э-4 и Э-3, а также Э-1 и Э-2, указывает на неравномерность их вклада в формирование индивидуальных вариаций техники плавания. Выказывающие близость местоположения, но принципиально различающиеся по кинематике объекты Э-1 и Э-4 могут рассматриваться в качестве паритетных альтернатив при практическом обучении плаванию.
ВЫВОДЫ
Стилевые вариации плавания, сформированные на основе индивидуальных двигательных действий обучаемых, имеют приоритет перед проявлениями техники способов брасс и кроль на груди относительно качественных критериев оценивания.
Индивидуально-вариативное целеполагание является эффективным условием результативности обучения прикладному плаванию.
ЛИТЕРАТУРА
1. Орлов, А.И. Устойчивость в социально-экономических моделях / А.И. Орлов. - М. : Наука, 1979. - 296 с.
2. Орлов, А.И. Теория измерений и педагогическая диагностика / А.И. Орлов // Педагогическая диагностика. - 2004. - № 2. - С. 20-32.
3. Понимасов, О.Е. Индивидуально-ориентированное преобразование движений в условиях массового обучения прикладному плаванию / О.Е. Понимасов, Р.А. Лайшев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 8 (102). - С. 128-131.
REFERENCE
1. Orlov, A.I. (1979), Stability in the socio-economic models, publishing house “Science”, Moscow.
2. Orlov, A.I. (2004), “Measurement theory and pedagogical diagnostics”, Pedagogical dimension, No. 2, pp. 20-32.
3. Ponimasov, O.E. and Layshev, R.A. (2013), “Individually oriented transformation of movement in conditions of training to the applied swimming”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 102, № 8, pp. 128-131.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 18.11.2013.
УДК 796.1/.3
ИГРОВЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КАК ФАКТОР УСПЕШНОСТИ ВЫСТУПЛЕНИЙ ФУТБОЛИСТОВ
Алексей Владимирович Попов, аспирант,
Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
В статье приводятся аргументы относительно актуальности исследования, приводится и описание методик изучения игровых взаимодействий и результатов выступлений футболистов. Здесь отражен характер влияния компонентов игровых взаимодействий футболистов (совместимости, сыгранности и эффективности игровых взаимодействий) на их индивидуальную результативность и успешность выступлений команды в целом. Показано, какие из компонентов игровых взаимодействий являются факторами результатов игровой деятельности футболистов.
Ключевые слова: игровые взаимодействия, совместимость, сыгранность, эффективность игровых взаимодействий, факторы, успешность игровой деятельности.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.11.105.p137-141
GAME INTERACTIONS AS FACTOR OF SUCCESS OF FOOTBALL PLAYERS'
ACTIVITY
Alexey Vladimirovich Popov, the post-graduate student,
The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg
Annotation
The article adduces the argument relative to the urgency of the study, the description of the procedures of the study of game interactions and results of the football players' field activity. The nature of the influence of the components of the football players' game cooperation (compatibility, teamwork and effectiveness in play interaction) on their individual result and success of the team as a whole has been reflected here. It has been shown, which of the components of play interaction are the factors of the successful results of the football players' game activity.
Keywords: game interactions, compatibility, teamwork, efficiency of game interactions, factors,