Научная статья на тему 'Постановка вариативных целей обучения прикладному плаванию для достижения индивидуализации педагогического процесса'

Постановка вариативных целей обучения прикладному плаванию для достижения индивидуализации педагогического процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
102
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ВАРИАЦИИ ТЕХНИКИ ПЛАВАНИЯ / КРИТЕРИИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ / ИНДИВИДУАЛЬНО-ВАРИАТИВНОЕ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Понимасов Олег Евгеньевич, Рябчук Владимир Владимирович

В статье разработаны качественные критерии результативности обучения плаванию. Сформулировано условие индивидуально-вариативного целеполагания. Установлено, что выбор стилевых вариаций плавания, сформированных на основе индивидуальных двигательных действий, более предпочтителен относительно качественных критериев результативности обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Понимасов Олег Евгеньевич, Рябчук Владимир Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Постановка вариативных целей обучения прикладному плаванию для достижения индивидуализации педагогического процесса»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2015 ISSN 2410-700Х_

При оценивании заданий повышенного и высокого уровня сложности имеют место логические действия, направленные на установление связей и отношений в биологическом социуме-знании [2]. Номенклатура логических действий включает: сравнение (с целью выделения тождеств различия. определения общих признаков и составления классификации); опознание (с целью их включения в тот или иной класс); анализ - выделение элементов и "единиц" из целого; расчленение целого на части; синтез -составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты; доказательство - установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство; и т.д.

Анализ тенденций в оценке и контроле [2,3,4] показывает, что в биологическом образовании накоплен большой опыт, на позитивных сторонах которого следует выстраивать внутришкольную систему оценивания. Для решения этой многогранной проблемы нужны новые идеи, научные инновации. Перед школой и учителями биологии поставлена непростая задача освоения эффективных приемов, методов в оценивании достижений обучающихся, организации внутришкольного мониторинга образовательных результатов. Благодаря мониторинговым измерениям, можно определить, насколько достижения обучающихся соответствуют целям биологического образования. Список использованной литературы:

1. Болотов, В.А. О построении общероссийской системы оценки качества образования [Электронный ресурс]. URL:http://cyberleninka.ru/article/n/o-postroenii-obscherossiyskoy-sistemy-otsenki-kachestva-obrazovaniya.pdf (дата обращения: 21.09.2015)

2. Галеева, Н.Л. Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии: Методическое пособие для учителя. - М.: «5 за знания», 2006. - 144 с.

3. Галкина, Е.А. Технология оценки достижения планируемых результатов по биологии / Е.А. Галкина // Биология в школе. - 2013. - №7. - С. 25-33.

4. Мишакова, В.Н. Оценивание учащихся 10-11 классов на уроках биологии при подготовке к ЕГЭ: монография / В.Н.Мишакова /. - М.: ФЛИНТА, 2014.

[Электронный ресурс]. URL: http://www.kniga.com/books/preview_txt.asp?sku=ebooks348263 (дата обращения: 21.09.2015).

5. Концепция общероссийской системы оценки качества образования. http://vuo.ucoz.ru/load/9-1-0-39

© В.Н. Мишакова, 2015

УДК 797.21

Понимасов Олег Евгеньевич

канд. пед. наук, доцент кафедры физической культуры и спорта,

Рябчук Владимир Владимирович канд. пед. наук, профессор кафедры физической культуры и спорта,

СЗИУ РАНХиГС, г. Санкт-Петербург, РФ e-mail: o-pony@mail.ru

ПОСТАНОВКА ВАРИАТИВНЫХ ЦЕЛЕЙ ОБУЧЕНИЯ ПРИКЛАДНОМУ ПЛАВАНИЮ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

Аннотация

В статье разработаны качественные критерии результативности обучения плаванию. Сформулировано условие индивидуально-вариативного целеполагания. Установлено, что выбор стилевых вариаций плавания,

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2015 ISSN 2410-700Х_

сформированных на основе индивидуальных двигательных действий, более предпочтителен относительно качественных критериев результативности обучения.

Ключевые слова

Вариации техники плавания, критерии результативности обучения, индивидуально-вариативное

целеполагание.

В силу сложности обоснования обобщенных интегральных показателей техники плавания их измерение и оценка представляют наибольшую трудность. Рационально-объективное оценивание освоенных вариаций техники может быть получено на основе критериальных показателей результативности обучения.

Под критериями результативности обучения мы понимаем совокупность вариативных проявлений техники, которые отражают качественные и количественные изменения в структуре движений. Каждое из проявлений характеризуется рядом реальных параметров, зависящих от индивидуальных двигательных возможностей обучаемых [2, с. 254-255].

Первым из показателей результативности обучения следует выделить необходимый и достаточный объем разучиваемых двигательных заданий, с помощью которого возможно достижение поставленных дидактических целей. Чем меньшее количество средств задействуется для получения желаемого результата, тем более эффективной может считаться методика обучения, в которой эти средства используются.

Умение применять индивидуальную технику плавания на практике в изменяющихся условиях водной среды - еще один важный показатель результативности обучения [3, с. 128-131].

Провозглашая индивидуализацию основным принципом обучения, следует ожидать и индивидуально-вариативное проявление его результатов в рамках общей стратегической цели образования [4, с. 134-137].

Соблюдение условия индивидуально-вариативного целеполагания позволит выдержать логику всего педагогического процесса и сформировать индивидуально-стилевые вариации плавания на основе как ранее сложившихся, так и вновь освоенных двигательных действий. Подобного рода вариации представляют собой целевые модели техники плавания, доступные для понимания и освоения каждым занимающимся в отдельности.

На основе показателей исходного уровня подготовленности при обучении плаванию были определены целевые вариации способов передвижений в воде студентов специализированного вуза государственной службы.

Изучению и анализу подверглись шесть групп вариативных проявлений освоенной техники плавания.

В-1 - вариации техники на основе одновременных индивидуальных движений ногами;

В-2 - вариации техники на основе одновременных индивидуальных движений руками;

В-3 - вариации техники на основе попеременных индивидуальных движений ногами;

В-4 - вариации техники на основе попеременных индивидуальных движений руками;

Б - вариации техники плавания способом брасс;

Г - вариации техники плавания способом кроль на груди.

На основе изучения реалий образовательного процесса были сформулированы следующие критерии результативности обучения.

К-1 - минимальный объем усвоенных действий, необходимый и достаточный для достижения целей обучения;

К-2 - предпосылки к овладению более совершенными вариациями на базе освоенных движений;

К-3 - согласованность индивидуальных двигательных возможностей обучаемых с целевыми моделями обучения технике плавания;

К-4 - возможности использования экспресс-методик обучения на основе имеющихся двигательных навыков плавания;

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2015 ISSN 2410-700Х_

К-5 - потенциальная пригодность техники плавания для варьирования в зависимости от изменяющихся условий водной среды;

К-6 - универсальность освоенных вариаций для использования в различных практических ситуациях профессиональной деятельности.

Методом экспертных оценок были определены ранги каждой из групп вариаций техники относительно сформулированных критериев результативности обучения.

Полученные результаты эксперимента анализировались с помощью одновременного использования двух методов - метода средних арифметических рангов (баллов) и метода медианных рангов [1, с. 2-8].

В таблице 1 представлены ранги групп вариаций техники плавания относительно выбранных критериев результативности обучения (ранг 1 - ранг группы вариаций, наиболее удовлетворяющей выбранному критерию результативности; ранг 6 - ранг группы вариаций, наименее удовлетворяющей изучаемому критерию).

Таблица 1

Ранги групп вариаций техники плавания относительно критериев результативности обучения и расчетные

показатели

Критерии Вариации

В-1 В-2 В-3 В-4 Б Г

К-1 1 5 3 2 4 6

К-2 3 1 4 2 5 6

К-3 4 5 6 1 3 2

К-4 1 4 3 2 6 5

К-5 3 4 1 5 2 6

К-6 2 1 5 6 3 4

Сумма рангов 14 20 22 18 23 29

Среднее арифметическое рангов 2,33 3,33 3,66 3,00 3,83 4,83

Итоговый ранг по среднему арифметическому 1 3 4 2 5 6

Медианы рангов 2,29 3,50 3,79 2,79 3,75 5,29

Итоговый ранг по медианам 1 3 5 2 4 6

Согласно методу средних арифметических рангов представленные в таблице значения складывались, а группы вариаций техники ранжировались в порядке уменьшения сумм рангов, которые определили итоговое ранжирование в следующем виде:

В-1 > В-4 > В-2 > В-3 > Б > Г.

Медианы совокупностей из 6-ти рангов, соответствующих каждой из групп вариаций техники, вычислялись как среднее арифметическое центральных членов вариационного ряда. Итоговое ранжирование по методу медиан приняло вид:

В-1 > В-4 > В-2 > Б > В-3 > Г.

Сопоставление итоговых линеек указывает на их сходство. Выстраивание членов ранговых рядов имеет похожую тенденцию. Вариативные проявления техники, основанные на индивидуальных движениях, заняли устойчивое положение в начале итоговых линеек.

В случае медианных рангов качественно близкие по кинематической структуре объекты (Г и В-3) стремятся занять соседствующее положение в конце рангового ряда.

Наибольшее отличие друг от друга проявляют объекты В-1 и Г (группы вариаций, основанные на индивидуальных одновременных движениях ногами и способе плавания кролем).

Выраженная удаленность объектов В-4 и В-3, а также В-1 и В-2, указывает на неравномерность их вклада в формирование индивидуальных вариаций техники плавания.

Выказывающие близость местоположения, но принципиально различающиеся по кинематике объекты В-1 и В-4 могут рассматриваться в качестве паритетных альтернат при практическом обучении плаванию.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2015 ISSN 2410-700Х_

Таким образом, стилевые вариации плавания, сформированные на основе индивидуальных двигательных действий обучаемых, имеют приоритет перед проявлениями техники способов брасс и кроль на груди относительно качественных критериев оценивания.

Индивидуально-вариативное целеполагание является эффективным условием результативности обучения прикладному плаванию.

Список использованной литературы:

1. Орлов, А.И. Теория измерений и педагогическая диагностика // Педагогические измерения / Гл. ред. В. С. Аванесов. - 2004. - С. 2-8.

2. Понимасов, О.Е. Обучение плаванию студентов посредством использования индивидуального двигательного опыта / О.Е. Понимасов // Символ науки. - 2015. - № 8. - С. 254-255.

3. Понимасов, О.Е. Индивидуально-ориентированное преобразование движений в условиях массового обучения прикладному плаванию / О.Е. Понимасов, Р.А. Лайшев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 8 (102). - С. 128-131.

4. Понимасов, О.Е. Индивидуально-вариативное целеполагание как условие проектирования стилевых вариаций плавания / О.Е. Понимасов, С.В. Николаев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 11. - С. 134-137.

© О.Е. Понимасов, В.В. Рябчук, 2015.

УДК 37

Романова Каринэ Евгеньевна Щедроткина Светлана Вячеславовна

Г. Шуя, РФ E-mail: rom.ke@mail.ru

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К МОДЕЛИРОВАНИЮ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА ЭКОНОМИЧЕСКОГО

ПРОФИЛЯ

Аннотация

В статье рассматривается актуальный вопрос о теоретических подходах к построению модели формирования профессиональной компетентности специалистов экономического профиля. Авторы обосновывают необходимость строить модель на практико-ориентированном, системном, интегративном, деятельностнном, личностно-ориентированном и компетентностном подходах

Ключевые слова

Модель, специалисты экономического профиля, теоретические подходы.

Моделирование, являясь одним из методов научного исследования, широко применяется в педагогике. Метод моделирования является интегративным, он позволяет объединить эмпирическое и теоретическое в педагогическом исследовании, т.е. сочетать в ходе изучения педагогического объекта эксперимент с построением логических конструкций и научных абстракций. При этом можно сказать, что моделирование использует не только человек, но и, например, хищник, прогнозируя поведение потенциальной жертвы и т.п. Однако, обычно моделирование считается атрибутом интеллектуальной деятельности, и рассматривается процесс создания и использования искусственно созданных моделей [1].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.