ЛИТЕРАТУРА
1. Аль-Букаи, М.Х. Физиолого-биомеханические факторы, обусловливающие гипертонус мышц у спортсменов : автореф. дис. ... канд. биол. наук / Аль-Букаи М.Х. - Краснодар, 2004. - 20 с.
2. Блюм, Ю.Е. Особенности коррекции мышечно-суставного дисбаланса опорнодвигательного аппарата у спортсменов в игровых видах спорта (теннис) : дис. ... канд. мед. наук / Блюм Ю.Е. - М., 2009. - 109 с.
3. Гуров, А. В. Комплексная профилактика продольного, поперечного и комбинированного плоскостопия у спортсменов и лиц, не занимающихся спортом / А.В. Гуров // Теория и практика физической культуры. - 2008. - № 1. - С. 15-18.
4. Лобов, А.С. Особенности функционального состояния опорно-двигательного аппарата и кровоснабжения нижних конечностей у футболистов : дис. ... канд. биол. наук / Лобов А.С. -Краснодар, 2006. - 211 с.
REFERENCES
1. Al-Bukai, M.H. (2004), Physiological biomechanical factors calling forth muscle hypertone in athletes, dissertation, Krasnodar.
2. Blum, Yu.E. (2009), Muscular-Locomotors joint imbalance correction characteristics of the athletes in sport games (tennis), dissertation, Moscow
3. Gurov, A.V. (2008), “Complex prophylaxis of longitudinal, transverse and combined platypodia in athletes and non-athletes”, Theory and Praxis of Physical Culture, No. 1, pp. 15-18
4. Lobov, A.S. (2006), Characteristics of locomotive system functional state and lower extremities blood supply in football-players, dissertation, Krasnodar.
Контактная информация: fortyna77777@mail.ru
Статья поступила в редакцию 20.12.2013.
УДК 797.21
ЗАМЕЩЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕХНИКИ ПРИКЛАДНОГО ПЛАВАНИЯ НА ОСНОВЕ КВАЛИМЕТРИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ МОТОРНОГО ВЕСА
Олег Евгеньевич Понимасов, кандидат педагогических наук, доцент,
Военный институт физической культуры, филиал Военно-медицинской академии имени
С.М. Кирова, Санкт-Петербург
Аннотация
В условиях ограниченного бюджета времени обучение прикладному плаванию целесообразно проводить, сообразуясь с ранее освоенными движениями занимающихся. Учитывая психофизиологические трудности начального обучения плаванию взрослых, а также переучивания их с одного двигательного стереотипа на другие виды движений, в качестве возможного и достаточного условия улучшения техники передвижения в воде было принято преобразование лишь одного элемента стилевой вариации плавания без изменения общей структуры сложившихся навыков. В статье разработана формализованная процедура оценки эффективности отдельных элементов техники прикладного плавания. Сформулировано понятие моторного веса элементов. Разработан алгоритм расчета коэффициентов значимости параметров, характеризующих определенный элемент в процессе его функционирования. Представлены примеры вычислений отдельных коэффициентов значимости методами квалиметрии. Установлен неравнозначный вклад элементов в эффективность определенной вариации техники плавания.
Ключевые слова: прикладное плавание, малоэффективные элементы техники, квалимет-рическая оценка, моторный вес.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.12.106.p123-127
SUBSTITUTION OF ELEMENTS OF THE APPLIED SWIMMING TECHNIQUE
BASED ON QUALIMETRIC RATING OF THE LOCOMOTOR WEIGHT
Oleg Evgenyevich Ponimasov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Military Institute of Physical Culture, branch of the Kirov Military Medical Academy,
St. Petersburg
Annotation
In the conditions of the limited budget of time, it is expedient to provide training in applied swimming, being conformed to earlier mastered movements of the engaged. Considering psychophysiological difficulties of elementary education to swimming of adults, and their reeducation from one motor stereotype to other types of movements, as a possible and sufficient condition of improvement of movement technique in water the transformation of only one element of swimming style variation without change in the general structure of the developed skills has been accepted. In article the formalized procedure for the assessment of efficiency of separate elements of the applied swimming technique has been developed. The concept of motor weight of elements has been formulated. The algorithm for calculation of coefficients of the importance of the parameters characterizing a certain element in the course of its functioning has been developed. Examples of calculations of separate coefficients of the importance have been presented by the qualimetric methods. The inadequate contribution of elements to efficiency of a certain variation of swimming technique has been established.
Keywords: applied swimming, ineffective elements of technique, qualimetric rating, locomotor
weight.
В условиях ограниченного бюджета времени обучение прикладному плаванию целесообразно проводить, сообразуясь с ранее освоенными движениями занимающихся. Учитывая психофизиологические трудности начального обучения плаванию взрослых, а также переучивания их с одного двигательного стереотипа на другие виды движений, в качестве возможного и достаточного условия улучшения техники передвижения в воде было принято преобразование лишь одного элемента стилевой вариации плавания без изменения общей структуры сложившихся навыков. Преобразование проводилось по пути замещения малоэффективных гребковых движений более продуктивными действиями.
Для выбора элементов, подлежащих замещению, нами было введено понятие моторного веса. Под моторным весом понималась комплексная характеристика, отражающая вклад данного элемента в эффективность индивидуального способа передвижения в воде. Его оценка осуществлялась по способу определения коэффициентов значимости отдельных параметров каждого из элементов методом, базирующимся на экспертном принципе определения оценок. Суть метода заключается в том, что оценка каждого параметра принимается как средняя из величин, назначаемых некоторым количеством экспертов. Способ сведения воедино оценок отдельных параметров был основан на использовании средней арифметической.
Расчет оценки моторного веса каждого из элементов осуществлялся на основе классификации методов квалиметрической оценки качества объектов [1].
Комплексную оценку величины моторного веса можно рассматривать как двухэтапный процесс:
- первый этап - оценка отдельных параметров элемента;
- второй этап - оценка его моторного веса.
Достаточно полная оценка эффективности техники элементов возможна, на наш взгляд, при помощи параметров, измеряемых как количественными, так и качественными показателями.
Первым был выбран показатель абсолютной силы тяги, развиваемой при плавании с помощью исследуемого элемента. Высокая информативность этого параметра для
оценки уровня скоростно-силовых и технических возможностей широко освещена в литературе [3]. Часто в спорте интегральным показателем эффективности техники служит скорость плавания, рассматриваемая как производное показателей темпа гребков и «шага» плавания [2]. Поэтому в перечень параметров, описывающих технику элементов, были включены такие количественные характеристики, как темп плавания, измеряемый количеством гребков, выполняемых в минуту и «шаг» плавания, измеряемый в метрах.
Оценка эффективности техники плавания с помощью количественных параметров является наиболее объективной, однако не охватывает все существенные аспекты движений в плавании.
Основными показателями рациональной техники плавания принято считать: обтекаемое положение тела с углом атаки 2-6о, ритмичное полноценное дыхание с энергичным вдохом и продолжительным выдохом в воду, оптимальное согласование движений и дыхания, наличие фазы скольжения. Соответственно параметрами, характеризующими качественную сторону отдельных элементов, нами были выбраны создаваемые при плавании условия для горизонтального положения тела, производства дыхания и выполнения фазы скольжения.
Общее количество параметров оказалось равным шести (3 количественных и 3 качественных параметра).
При изучении как количественных, так и качественных параметров, важную роль играет выбор и обоснование шкал измерения. В нашем случае мы использовали балльные оценочные шкалы, являющиеся частным случаем шкал порядка. Назначение балльных оценок производилось экспертами в рамках выбранной оценочной шкалы путем анализа характера проявления каждого из параметров исследуемого элемента на основании имеющегося опыта. Количество баллов в оценочной шкале определялось возможностью различать градации уровня оцениваемого параметра экспертами. При реализации метода ими осуществлялось прямое оценивание значимости выделенного параметра по шкале в диапазоне оценок от 1 до 10. При этом эксперты могли выставлять не только целые, но и дробные значении оценок, а также одинаковые оценки одинаково значимым параметрам.
Для определения искомых значений коэффициентов значимости отдельных пара-
п
метров использовалась формула: К. = Я.. / ^ Я. (1), где Щ - абсолютное значение
г'=1
оценки значимости .-го параметра, определенное по 10-балльной шкале у-м экспертов; Ку
- частный коэффициент значимости .-го параметра, вычисленный на основе ранга, определенного у-м экспертом. Интегральное значение коэффициента значимости 1-го параметра вычислялось как среднее арифметическое коэффициентов значимости, обозначенных всеми экспертами: К =1 ^ К..
' п и
Пример 1. Вычисление коэффициента значимости условий, создаваемых для дыхания, при плавании посредством выполнения одновременного косонаправленного толчка-удара ногами.
Таблица 1
Оценочные показатели значимости отдельного параметра элемента
Наименование параметра Порядковый № эксперта
Э1 Э2 Эз Э4 Э5
Создание условий для дыхания 8,7 7,5 9,3 8,5 7,0
1) Вычисление частных коэффициентов значимости (К):
8 7 7 5
К —______________ _____________ 0 21 к —______________ ___________= 0 21'
11 8,7 + 7,5 + 9,3 + 8,5 + 7,0 ’ ’ 11 8,7 + 7,5 + 9,3 + 8,5 + 7,0 ’ ’
К3 —---------------^------— 0,23; К4 —----------------^------------— 0,20;
13 8,7 + 7,5 + 9,3 + 8,5 + 7,0 14 8,7 + 7,5 + 9,3 + 8,5 + 7,0
К.5 —-------------70-----------— 0,17.
15 8,7 + 7,5+ 9,3 + 8,5 + 7,0
2) Вычисление интегрального значения коэффициента значимости:
К —1(0,21 + 0,18 + 0,23 + 0,20 + 0,17) — 0,20.
Подобным образом высчитывались все коэффициенты значимости отдельных качественных параметров элементов (табл. 2).
Таблица 2
Коэффициенты значимости отдельных качественных параметров одновременного
косонаправленного толчка-удара ногами
Наименование параметра к
Создание условий для дыхания 0,20
Создание условий для горизонтального положения тела 0,15
Создание условий для выполнения гребковых движений другими движениями 0,27
Полученные коэффициенты значимости рассматривались как показатели существенных признаков, свойств, особенностей, характеризующих данный элемент в процессе его функционирования. Таким образом, все полученные коэффициенты являлись двигательными характеристиками и использовались в дальнейшем для вычисления комплексной оценки моторного веса.
Измерение абсолютных значений количественных параметров проводилось по стандартным методикам. По результатам измерений количественных параметров назначение балльных оценок проводилось на основе разработанных шкал порядка в диапазоне значений оценок также от 1 до 10. Исходя из полученных оценок, рассчитывались коэффициенты значимости количественных параметров каждого элемента по формуле (1).
Результаты расчетов представлены в таблице 3.
Таблица 3
Значения оцениваемых показателей количественных параметров одновременного
косонаправленного толчка-удара ногами
Оцениваемые показатели Параметры
Сила тяги, (кг) Темп, (кол-во/мин) «Шаг», (м)
Абсолютное значение 2,87 34 0,55
Оценки в баллах 8,2 6,2 7,4
Коэффициент 0,38 0,28 0,34
При вычислении комплексной оценки Ко моторного веса использовалась средневзвешенная арифметическая коэффициентов значимости всех рассматриваемых параметров элементов: к — 1V К. В случае одновременного косонаправленного толчка-удара 0 п 1 1
ногами моторный вес составил:
К0 — 6 (0,20 + 0,15 + 0,27 + 0,38 + 0,28 + 0,34) — 0,27.
На основе экспериментальных данных и произведенных расчетов была составлена сводная таблица моторных весов, послужившая основой для принятия решения о замещении того или иного элемента в индивидуально-стилевых вариациях плавания.
ВЫВОДЫ
Применение методов квалиметрии позволяет сопоставить вклад гетероструктур-ных элементов в эффективность определенной вариации техники плавания. Достоверность оценивания достигается сочетанием в описании элементов количественных и качественных параметров.
ЛИТЕРАТУРА
1. Азгальдов, Г.Г. Квалиметрия для всех / Г.Г. Азгальдов, А.В. Костин, В.В. Садов. - М. : ИнформЗнание, 2012. - 165 с.
2. Макаренко, Л.П. Техника спортивного плавания / Л.П. Макаренко ; Всероссийская федерация плавания. - М. : Изд-во ВФП, 2000. - 136 с.
3. Платонов, В.Н. Плавание / В.Н. Платонов. - Киев : Олимпийская литература, 2000. -
495 с.
4. Понимасов, О.Е. Условие индивидуально-двигательного опосредования как фактор валидности обучения прикладному плаванию / О.Е. Понимасов, Р.А. Лайшев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 7 (101). - С. 110-113.
REFERENCES
1. Azgaldov, G.G., Kostin, A.V. and Sadov, V.V. (2012), Qualimetry for all, publishing house “nformZnanie”, Moscow.
2. Makarenko, L.P. (2000), Tech sports swimming, publishing house Russian Swimming Federation, Moscow.
3. Platonov, V.N. (2000), Swimming, publishing house “Olympic Literature”, Kiev, Ukraine.
4. Ponimasov, O.E. and Layshev, R.A. (2013), “Condition of individual motional mediation as validity factor of training to applied swimming”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 101, No. 7, pp. 110-113.
Контактная информация: o-pony@mail.ru
Статья поступила в редакцию 11.12.2013.
УДК 378
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДИРЕКТОРА ШКОЛЫ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ ГЛАЗАМИ УЧИТЕЛЕЙ
Наталья Игоревна Пронина, преподаватель,
Государственное бюджетное образовательное учреждение Центр образования № 3б3,
г. Москва
Аннотация
В наши дни средняя общеобразовательная школа включена в конкурентную борьбу за ученика. В создавшихся условиях каждая школа стремится стать престижным и конкурентоспособным учебным заведением. Эффективность работы педагогического коллектива, а также успешность учебного заведения в целом зависят, прежде всего, от того, насколько хорошо директор умеет управлять персоналом. В статье представлены результаты анкетирования учителей физической культуры средних общеобразовательных школ, на основании которых излагаются концептуальные предложения для повышения эффективности и качества работы директора в управлении персоналом. По мнению учителей, для осуществления эффективного менеджмента директору необходимы, прежде всего, знания специфики управления и психологии управления персоналом в средней общеобразовательной школе.
Ключевые слова: средняя общеобразовательная школа, управление персоналом, менеджмент, директор средней общеобразовательной школы, учитель физической культуры, знания теории и методики менеджмента, эффективная и результативная деятельность средней общеобразовательной школы.