Научная статья на тему 'Индивидуально-стилевые особенности учебной деятельности'

Индивидуально-стилевые особенности учебной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
263
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник МГСУ
ВАК
RSCI
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Индивидуально-стилевые особенности учебной деятельности»

Кафедра психологии

2/2007

ВЕСТНИК

ИНДИВИДУАЛЬНО-СТИЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

.МГСУ

Ишков А.Д.

I

Учебная деятельность является одной из основных форм процесса учения, направленного на приобретение различных знаний, умений и навыков. Успешность в этом виде деятельности, как, впрочем, и во всех остальных, определяется множеством факторов, среди которых психологи особо выделяют соответствие стиля деятельности человека его индивидуально-типологическим особенностям.

Стиль обучения представляет собой устойчивую систему индивидуально-своеобразных приемов и способов деятельности человека. Исследования показали, что за счет выработки подходящего стиля, люди с различными свойствами нервной системы, с разными типологическими особенностями способны достичь одинаково высоких результатов, приспосабливаясь к объективным требованиям различными путями. При этом стиль является своего рода компенсаторным механизмом. Например, если требуется высокая скорость выполнения операций, то человек с подвижной нервной системы будет это делать за счет своей способности легко переключаться и ускоряться, а инертный человек может компенсировать недостаточную проворность предусмотрительностью и систематичностью.

В начале 1980-х годов I. Р.

Ргепе и др. показали, что в основе любого обучения лежит переработка опыта, его критическая рефлексия. Опираясь на эти выводы, Д. Колб разработал модель обучения основанного на опыте (рис. 1), включающую четыре этапа: конкретный опыт; наблюдение и рефлексия; образование абстрактных понятий; испытание в новых ситуациях.

Д. Колб отмечает, что обучение может начаться с любого из четырех этапов, но чаще всего процесс обучения начинается с выполнения человеком конкретного дейст-

вия. Эффект этого действия анализируется на втором этапе. По результатам анализа на третьем этапе формулируется общий принцип, отражающий связи между действиями и их последствиями. Когда общий принцип понят, последний (четвертый) этап - это его приложение в практической деятельности.

Д. Колб рассматривает свою модель обучения (см. рис. 1) как два континиума. Полюсами первого континиума являются этапы конкретного опыта и образования абстрактных понятий, а полюсами второго - рефлексивное наблюдение и испытания в новых ситуациях (активное внедрение).

Рис. 1. Модель обучения Д. Колба

Исследования Д. Колба, показали, что мужчины и женщины примерно одинаково равномерно распределены по активно-рефлексивной оси. Но по абстрактно-конкретной оси имеются значимые различия: склонность к абстракции выявлена у 59% мужчин и только у 41% женщин.

ВЕСТНИК МГСУ

2/2007

Кафедра психологии

В зависимости от положения человека на диаграмме (рис. 2) Д. Колб выделяет четыре основных стиля обучения, а, соответственно, и типа людей: Аккомодаторы, Дивергаторы, Ассимиляторы и Конверга-торы.

Конкретная поисковая деятельность

Активное внедрение и использование

/ АККОМОДАТОРЫ ДИВЕРГАТОРЫ \

Континуум «конкрет ика-абстракция»

\ КОНВЕРГАТОРЫ АССИМИЛЯТОРЫ /

\ Континуум

«использование-

восприятие»

Критическая рефлексия

Абстрактная концептуализация

Рис. 2. Модель стилей обучения Д. Колба

Сильная сторона Аккомодаторов -

это их умение действовать и экспериментировать. Аккомодаторами движит вопрос: «Что произойдет, если я сделаю это?» Они склонны к риску. Проблемы решают, как правило, интуитивно. Лучше других приспосабливаются в сложных критических обстоятельствах, когда требуется реагировать немедленно. В ситуациях, где теория или планы не согласовываются с фактами, Аккомодаторы наиболее вероятно, отвергнут теорию. Они непринужденно ведут себя с людьми, но иногда нетерпеливы и напористы. При обучении Аккомодаторов наиболее желательны методы, способствующие самостоятельному открытию знаний. Предпочитают быть активными участниками обучения. Преподаватели, работающие с этим типом студента должны быть готовы к вопросам типа: «Что если?» и «Почему нет?»

Дивергаторы обладают образным, творческим мышлением. Их волнует вопрос «Почему?» Они способны рассмотреть и проанализировать конкретную ситуацию с различных точек зрения. Люди данного типа лучше других работают в ситуа-

циях, когда требуется генерация идей, например, при «мозговом штурме». Они предпочитают подробную, системную, аргументированную информацию. Диверга-торы креативны, эмоциональны и заинтересованы в людях. Обычно имеют широкие культурные интересы и желание специализироваться в искусстве. Предъявляют высокие требования к уровню обучения. Преподаватель должен уметь взаимодействовать со студентами, отвечать на их вопросы, аргументировать свои мысли.

Сильная сторона Ассимиляторов -это их способность создавать теоретические модели. Им важно, чтобы теория была логически верной и надежной. Ищут ответ на вопрос: «Что это значит?» Любят точную, организованную информацию, уважают мнение специалистов, владеют индуктивной аргументацией. При расхождении теория с фактами, Ассимиляторы наиболее вероятно, проигнорируют или будут перепроверять факты. Их интересуют абстрактные понятия, и они менее ориентированы на людей. Предпочитают фундаментальные, а не прикладные науки.

Конвергаторы отличаются своим умением реализовывать идеи. Они добиваются успеха в ситуациях, где необходимо дать единственный правильный ответ, например, при решении интеллектуальных тестов или проблем. Знание организовано через гипотетически-дедуктивную аргументацию. Ориентированы на вопрос «Как?» Повышенное внимание уделяют практической полезности информации и ее системности. Конвергаторы сравнительно безэмоциональны и предпочитают иметь дело с вещами, а не людьми. Они обычно имеют узкие, как правило, технические интересы и предпочитают специализироваться в точных науках. Обучение должно быть по возможности диалоговым.

Знание своего индивидуального стиля обучения, во-первых, помогает использовать его сильные стороны, например, при построении карьеры, и, во-вторых, позволяет вести целенаправленную работу по компенсации и устранению его слабых сторон. Однако максимальный эффект достигается при использовании знаний об индивидуальных стилях обучения своих учащихся педагогами в процессе преподавания.

Кафедра психологии

2/2007

ВЕСТНИК _МГСУ

Рис. 3. Модель стилей обучения П. Хони и А. Мэмфорда

На базе модели Д. Колба американские исследователи П. Хони и А. Мэмфорд разработали опросник Ь80, позволяющий определить, какой этап обучения преобладает в деятельности человека. Названия этим стилям и типам людей авторы дали соответственно с преобладающим в их деятельности этапом (рис. 3).

Классификация стилей обучения, предложенная П. Хони и А. Мэмфордом, является одной из наиболее удобных и распространенных. Приведем краткое описание этих стилей:

• Деятели быстро и полностью включаются в любую деятельность. Они открыты, доброжелательны и полны энтузиазма. Часто им проще что-либо сделать, чем просчитывать последствия. В обучении нетерпеливы и желают все сделать сами, не ожидая указаний. Это подталкивает их к спонтанным ответам и ведет к быстрому переключению на что-нибудь новое. Медленная, методическая работа быстро им надоедает, и часто, чтобы двигаться вперед, они становятся лидерами. Их лозунг: «Я хочу сделать это».

• Рефлексирующие обычно стремятся держаться в стороне от активности, чтобы иметь возможность тщательно обдумать ситуацию. Скрупулезный подбор и анализ опытных данных имеет для них основное значение, поэтому они часто откладывают принятие окончательного решения до последнего момента. Они зачастую не понимают, что нужно делать в сложившейся ситуации, и поэтому пытаются выяснить точку зрения других людей. Их лозунг: «Я хочу подумать об этом».

• Теоретики сильны в области построения фундаментальных предположений, теорий, моделей и системного мышления. Стараются разрозненные факты и наблюдения классифицировать и вписать в рациональную схему. Конкретные примеры они воспринимают как слишком ограниченные для понимания целого. Их усилия направлены на получение целостной картины явления. Их лозунг: «Я хочу понять это».

• Прагматики ищут возможности практического применения идей, теорий и методов. Быстро и уверенно работают над идеями, которые их привлекли. Им нравится, когда им показывают, как что-то нужно делать, и они сразу пытаются использовать новые знания. Не терпят долгих размышлений и бесконечных дискуссий, проявляют себя как практичные люди. Их лозунг: «Я хочу найти эффективное решение».

Русскоязычный вариант опросника LSQ, названный «Стиль Деятельности» адаптирован А.Д. Ишковым и Н.Г. Милора-довой. Опросник и все необходимые материалы для его использования представлены на сайте кафедры Психологии МГСУ (http://persona.mgsu.ru/).

Библиографический список

1. Ишков А.Д. Учебная деятельность студента: психологические факторы успешности. - М.: АСВ, 2004.

2. Honey P., Mumford A. The manual of learning styles. - Maidenhead: Peter Honey, 1992.

3. Kolb D.A. Experiential learning: From discourse model to conversation // Lifelong Learning in Europe. - 1998. - № 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.