Кафедра психологии
2/2007
ВЕСТНИК
ИНДИВИДУАЛЬНО-СТИЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
.МГСУ
Ишков А.Д.
I
Учебная деятельность является одной из основных форм процесса учения, направленного на приобретение различных знаний, умений и навыков. Успешность в этом виде деятельности, как, впрочем, и во всех остальных, определяется множеством факторов, среди которых психологи особо выделяют соответствие стиля деятельности человека его индивидуально-типологическим особенностям.
Стиль обучения представляет собой устойчивую систему индивидуально-своеобразных приемов и способов деятельности человека. Исследования показали, что за счет выработки подходящего стиля, люди с различными свойствами нервной системы, с разными типологическими особенностями способны достичь одинаково высоких результатов, приспосабливаясь к объективным требованиям различными путями. При этом стиль является своего рода компенсаторным механизмом. Например, если требуется высокая скорость выполнения операций, то человек с подвижной нервной системы будет это делать за счет своей способности легко переключаться и ускоряться, а инертный человек может компенсировать недостаточную проворность предусмотрительностью и систематичностью.
В начале 1980-х годов I. Р.
Ргепе и др. показали, что в основе любого обучения лежит переработка опыта, его критическая рефлексия. Опираясь на эти выводы, Д. Колб разработал модель обучения основанного на опыте (рис. 1), включающую четыре этапа: конкретный опыт; наблюдение и рефлексия; образование абстрактных понятий; испытание в новых ситуациях.
Д. Колб отмечает, что обучение может начаться с любого из четырех этапов, но чаще всего процесс обучения начинается с выполнения человеком конкретного дейст-
вия. Эффект этого действия анализируется на втором этапе. По результатам анализа на третьем этапе формулируется общий принцип, отражающий связи между действиями и их последствиями. Когда общий принцип понят, последний (четвертый) этап - это его приложение в практической деятельности.
Д. Колб рассматривает свою модель обучения (см. рис. 1) как два континиума. Полюсами первого континиума являются этапы конкретного опыта и образования абстрактных понятий, а полюсами второго - рефлексивное наблюдение и испытания в новых ситуациях (активное внедрение).
Рис. 1. Модель обучения Д. Колба
Исследования Д. Колба, показали, что мужчины и женщины примерно одинаково равномерно распределены по активно-рефлексивной оси. Но по абстрактно-конкретной оси имеются значимые различия: склонность к абстракции выявлена у 59% мужчин и только у 41% женщин.
ВЕСТНИК МГСУ
2/2007
Кафедра психологии
В зависимости от положения человека на диаграмме (рис. 2) Д. Колб выделяет четыре основных стиля обучения, а, соответственно, и типа людей: Аккомодаторы, Дивергаторы, Ассимиляторы и Конверга-торы.
Конкретная поисковая деятельность
Активное внедрение и использование
/ АККОМОДАТОРЫ ДИВЕРГАТОРЫ \
Континуум «конкрет ика-абстракция»
\ КОНВЕРГАТОРЫ АССИМИЛЯТОРЫ /
\ Континуум
«использование-
восприятие»
Критическая рефлексия
Абстрактная концептуализация
Рис. 2. Модель стилей обучения Д. Колба
Сильная сторона Аккомодаторов -
это их умение действовать и экспериментировать. Аккомодаторами движит вопрос: «Что произойдет, если я сделаю это?» Они склонны к риску. Проблемы решают, как правило, интуитивно. Лучше других приспосабливаются в сложных критических обстоятельствах, когда требуется реагировать немедленно. В ситуациях, где теория или планы не согласовываются с фактами, Аккомодаторы наиболее вероятно, отвергнут теорию. Они непринужденно ведут себя с людьми, но иногда нетерпеливы и напористы. При обучении Аккомодаторов наиболее желательны методы, способствующие самостоятельному открытию знаний. Предпочитают быть активными участниками обучения. Преподаватели, работающие с этим типом студента должны быть готовы к вопросам типа: «Что если?» и «Почему нет?»
Дивергаторы обладают образным, творческим мышлением. Их волнует вопрос «Почему?» Они способны рассмотреть и проанализировать конкретную ситуацию с различных точек зрения. Люди данного типа лучше других работают в ситуа-
циях, когда требуется генерация идей, например, при «мозговом штурме». Они предпочитают подробную, системную, аргументированную информацию. Диверга-торы креативны, эмоциональны и заинтересованы в людях. Обычно имеют широкие культурные интересы и желание специализироваться в искусстве. Предъявляют высокие требования к уровню обучения. Преподаватель должен уметь взаимодействовать со студентами, отвечать на их вопросы, аргументировать свои мысли.
Сильная сторона Ассимиляторов -это их способность создавать теоретические модели. Им важно, чтобы теория была логически верной и надежной. Ищут ответ на вопрос: «Что это значит?» Любят точную, организованную информацию, уважают мнение специалистов, владеют индуктивной аргументацией. При расхождении теория с фактами, Ассимиляторы наиболее вероятно, проигнорируют или будут перепроверять факты. Их интересуют абстрактные понятия, и они менее ориентированы на людей. Предпочитают фундаментальные, а не прикладные науки.
Конвергаторы отличаются своим умением реализовывать идеи. Они добиваются успеха в ситуациях, где необходимо дать единственный правильный ответ, например, при решении интеллектуальных тестов или проблем. Знание организовано через гипотетически-дедуктивную аргументацию. Ориентированы на вопрос «Как?» Повышенное внимание уделяют практической полезности информации и ее системности. Конвергаторы сравнительно безэмоциональны и предпочитают иметь дело с вещами, а не людьми. Они обычно имеют узкие, как правило, технические интересы и предпочитают специализироваться в точных науках. Обучение должно быть по возможности диалоговым.
Знание своего индивидуального стиля обучения, во-первых, помогает использовать его сильные стороны, например, при построении карьеры, и, во-вторых, позволяет вести целенаправленную работу по компенсации и устранению его слабых сторон. Однако максимальный эффект достигается при использовании знаний об индивидуальных стилях обучения своих учащихся педагогами в процессе преподавания.
Кафедра психологии
2/2007
ВЕСТНИК _МГСУ
Рис. 3. Модель стилей обучения П. Хони и А. Мэмфорда
На базе модели Д. Колба американские исследователи П. Хони и А. Мэмфорд разработали опросник Ь80, позволяющий определить, какой этап обучения преобладает в деятельности человека. Названия этим стилям и типам людей авторы дали соответственно с преобладающим в их деятельности этапом (рис. 3).
Классификация стилей обучения, предложенная П. Хони и А. Мэмфордом, является одной из наиболее удобных и распространенных. Приведем краткое описание этих стилей:
• Деятели быстро и полностью включаются в любую деятельность. Они открыты, доброжелательны и полны энтузиазма. Часто им проще что-либо сделать, чем просчитывать последствия. В обучении нетерпеливы и желают все сделать сами, не ожидая указаний. Это подталкивает их к спонтанным ответам и ведет к быстрому переключению на что-нибудь новое. Медленная, методическая работа быстро им надоедает, и часто, чтобы двигаться вперед, они становятся лидерами. Их лозунг: «Я хочу сделать это».
• Рефлексирующие обычно стремятся держаться в стороне от активности, чтобы иметь возможность тщательно обдумать ситуацию. Скрупулезный подбор и анализ опытных данных имеет для них основное значение, поэтому они часто откладывают принятие окончательного решения до последнего момента. Они зачастую не понимают, что нужно делать в сложившейся ситуации, и поэтому пытаются выяснить точку зрения других людей. Их лозунг: «Я хочу подумать об этом».
• Теоретики сильны в области построения фундаментальных предположений, теорий, моделей и системного мышления. Стараются разрозненные факты и наблюдения классифицировать и вписать в рациональную схему. Конкретные примеры они воспринимают как слишком ограниченные для понимания целого. Их усилия направлены на получение целостной картины явления. Их лозунг: «Я хочу понять это».
• Прагматики ищут возможности практического применения идей, теорий и методов. Быстро и уверенно работают над идеями, которые их привлекли. Им нравится, когда им показывают, как что-то нужно делать, и они сразу пытаются использовать новые знания. Не терпят долгих размышлений и бесконечных дискуссий, проявляют себя как практичные люди. Их лозунг: «Я хочу найти эффективное решение».
Русскоязычный вариант опросника LSQ, названный «Стиль Деятельности» адаптирован А.Д. Ишковым и Н.Г. Милора-довой. Опросник и все необходимые материалы для его использования представлены на сайте кафедры Психологии МГСУ (http://persona.mgsu.ru/).
Библиографический список
1. Ишков А.Д. Учебная деятельность студента: психологические факторы успешности. - М.: АСВ, 2004.
2. Honey P., Mumford A. The manual of learning styles. - Maidenhead: Peter Honey, 1992.
3. Kolb D.A. Experiential learning: From discourse model to conversation // Lifelong Learning in Europe. - 1998. - № 3.